Ю. В. Галеев, А. Х. Гильмутдинов, Т. Б. Алишев
Статья поступила в редакцию в октябре 2011 г.
Аннотация
Образование: организованная система и комплексный процесс
региональная система общего образования
В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ
ЕЕ участников
В Республике Татарстан в 2009 г. началась реализация региональной программы реформирования системы общего образования. На первом этапе остро встал вопрос преодоления информационного дефицита и определения основных направлений необходимых изменений. В целях получения достоверных сведений об образовательном процессе, осуществляемом в школах республики, от его непосредственных участников был проведен социологический опрос учителей, школьников и их родителей. Результаты исследования, а также основные направления выработанной политики представлены в статье.
Ключевые слова: социологические исследования образования, школа, качество образования, платные услуги, профориентация, ЕГЭ, репетиторство, неформальные объединения молодежи.
Региональная система общего образования является моделью организации со слабо сцепленными (loosely coupled) [Weick, 1976] уровнями управления и многочисленными участниками, совместно обеспечивающими осуществление образовательного процесса. Поэтому реализация последовательных изменений и программ реформирования в образовании оказывается весьма сложной задачей, связанной с необходимостью снижения уровня неопределенности и выработки обобщенной интерпретации сложившейся ситуации с учетом мнений всех заинтересованных сторон. Образование не является хорошо интегрированной системой. В ее рамках действуют множество автономных акторов, которые преследуют свои собственные интересы. Обычно участниками образовательного процесса являются три стороны: учитель, ученик и его родители.
Для учителя образование — это профессиональная деятельность, которая в большинстве случаев есть предельная, т. е. безальтернативная, реальность, определяющая его образ жизни. Учитель является актором, который формирует и задает ориентиры образовательного процесса как коллективной практики.
232
Ю.В. Галеев, А.Х. Гильмутдинов, Т.Б. Алишев
Региональная система общего образования в представлениях ее участников
ш
Именно на него в большинстве случаев возлагается основная ответственность за успешность обучения и качество его результатов.
Ученик является соактором в образовательном процессе, но степень его субъектности в целом ниже, чем у учителя, поскольку чаще всего он не формирует структуры образовательной практики, а реализует уже заданные. Ученик равно ответствен за успешность образовательного процесса и заинтересован в его результате, поскольку с этим результатом связана для ученика возможность продолжения образования и получения профессии.
Роль родителей в образовательном процессе не столь однозначна. С одной стороны, они заинтересованы в успешности своих детей в рамках предлагаемых критериев оценки успеваемости, с другой — стремятся к их целостному развитию, в том числе и за пределами школы. Родители не являются постоянными соакторами образовательного процесса, но их влияние на него значительно, поскольку они непосредственно участвуют в выработке мотивов и установок своих детей.
Очевидно, что все участники образовательного процесса имеют о нем свои нормативные представления, прежде всего связанные с возможностями удовлетворения собственных интересов. В то же время принятие управленческих решений всегда связано с упорядочением реальности и созданием некоторой единой теории относительно совокупности внутренних и внешних факторов, влияющих на поведение системы, а также с предсказанием динамики ее трансформации [Thornton, 2004]. В связи с этим любым попыткам изменения конфигурации системы с целью улучшения качества ее функционирования должен предшествовать этап концептуализации — выработки некоторого консенсусного определения ситуации на основе агрегирования точек зрения всех заинтересованных сторон.
В Республике Татарстан в 2009 г. была начата разработка региональной Стратегии и программы развития образования до 2015 г. Основными причинами, побудившими руководство республики к принятию решения о разработке Стратегии, стал ряд проблем и противоречий, который был выявлен на управленческом уровне:
• снижение качества образования;
• отсутствие налаженных связей между уровнями образования;
• низкая экономическая эффективность системы образования;
• недостатки в кадровом обеспечении системы образования;
• устаревание инфраструктуры и материально-технической базы;
• слабая инфраструктура научно-технического творчества детей и молодежи.
Возникновение этих проблем связано с определенными недостатками в работе образования как организованной системы и с факторами внешними по отношению к собственно образовательному процессу. Обновление материально-технической базы
233
Статистика и социология образования
Методика исследования
учебных заведений, оптимизация образовательной инфраструктуры, введение новой системы оплаты труда и дополнительных стимулов не имеют смысла сами по себе; все эти меры направлены на улучшение качества образования — а значит, в первую очередь на позитивные изменения ситуации взаимодействия ученика и учителя в обычной классной комнате. При этом достоверная и значимая информация об образовании как сложном и живом социальном процессе, т. е. о ежедневной коллективной практике, которая формируется и воспроизводится в рамках повседневных отношений в школе, у органов управления образованием отсутствовала.
С целью выявления мотивов, коллективных представлений и установок участников образовательного процесса было принято решение о проведении комплексного социологического исследования в Республике Татарстан. Полученная информация стала базой для осуществления серии институциональных изменений и выработки оптимальной конфигурации стимулов для всех основных сторон.
Выборочный опрос в виде онлайн-анкетирования позволил в короткий срок получить большой массив первичной информации. В нем участвовали три категории респондентов: учащиеся 10-х классов общеобразовательных школ республики, попавших в выборку исследования, родители и учителя этих учащихся.
Для проведения опроса были разработаны структурированные анкеты, содержащие в зависимости от категории респондентов от 41 до 66 вопросов. В них были вопросы как открытого, так и закрытого типа. Технически система анкетирования была реализована как веб-приложение, разработанное на языке программирования PHP.
Объем выборки школьников составил 1500 человек. В соответствии с процентным соотношением в генеральной совокупности в выборке были представлены 464 ученика школ г. Казани и 1036 учащихся из школ других районов Республики Татарстан. Выборка сформирована методом многоступенчатого случайного стратифицированного отбора. Выборка родителей составляла также 1500 человек и географически совпадала с выборкой учащихся. В опросе приняли участие 770 учителей, преподающих в старших классах школ, попавших в выборку.
Результаты комплексного социологического исследования сгруппированы по следующим базовым разделам:
1) характеристика респондентов;
2) качество образования и профессия учителя;
3) школа: состояние, окружение, отношения и проблемы;
4) важность и востребованность образования, дополнительные, в том числе платные, услуги;
5) участие родителей в жизни школы и образовании детей;
6) Единый государственный экзамен — отношение, мнения, проблемы;
234
Ю.В. Галеев, А.Х. Гильмутдинов, Т.Б. Алишев
Региональная система общего образования в представлениях ее участников
ш
7) выбор профессии;
8) внешкольный досуг учеников и неформальные объединения молодежи.
В рамках каждого раздела освещена позиция всех участников образовательного процесса.
В среднем на 100 юношей, учащихся в 10-х классах Республики Татарстан, приходится 131 девушка. 54,9% опрошенных проживают в городах, 18,3% — в поселках городского типа, 26,8% — в селах республики.
Наибольшее количество учащихся написали в анкете, что у их родителей высшее образование (43,%), среднее профессиональное образование получили 32,4%, не имеют профессионального образования 18,6%.
Среди участвовавших в анкетировании родителей большинство составили женщины (78,2% против 21,8% мужчин), что может быть связано как с их большей готовностью идти на контакт, так и с большей вовлеченностью в заботы об образовании детей. Этот факт, несомненно, сказался на результатах анкетирования родителей.
Среди учителей-респондентов 86,6% составили женщины, 13,4% — мужчины1. Средний возраст педагога — 41 год, самому молодому участнику исследования было 20 лет, самому старшему — 76 лет. Средний стаж педагогической работы учителей в возрастной категории до 55 лет составил 17,9 года, что говорит, во-первых, о низкой текучести кадров в системе школьного образования, а во-вторых, о высоком уровне профессионального опыта и личностной вовлеченности педагогов в жизнь школы и учительского сообщества. Респондентов предпенсионного и пенсионного возраста (50 лет и старше) оказалось 22,8%, что, безусловно, свидетельствует о старении педагогических кадров. 52,1% опрошенных учителей заявили, что они преподают предметы гуманитарного цикла; 29,5% — естественно-научного, а 18,4% — другие предметы.
Характеристика респондентов
Респондентов просили оценить качество образования в их школе, в Республике Татарстан и в Российской Федерации в целом, а также выразить свое отношение к факторам, препятствующим повышению качества школьного образования. Очевидно, что качество образования — комплексная категория, описать которую исходя только из текущих оценок участников образовательного процесса невозможно. Более того, учителя, ученики и их родители могут вкладывать в понятие качества образования совершенно разное значение. В связи с этим респондентам была задана серия вопросов, позволивших более подробно раскрыть их позиции. *
Качество образования и профессия учителя
Это уже не следствие желания или нежелания участвовать в исследовании, а скорее, отражение реальной ситуации.
235
Статистика и социология образования
Около 80% всех респондентов оценивают качество образования как «хорошее» или «очень хорошее». При этом ученики и родители склонны давать оценку «очень хорошо» чаще, чем учителя, что, видимо, связано с более взвешенной профессиональной позицией педагогов. Учителя и родители склонны давать более высокую оценку конкретному учебному заведению, в котором они работают или в котором учатся их дети, ситуацию с образованием в республике они оценивают ниже, и еще более низкие оценки они выставляют системе образования страны в целом. Ученики оценивают свою школу на том же уровне, что и республику и Федерацию.
Далее респондентам был задан вопрос: «что в наибольшей степени препятствует повышению качества школьного образования?» Ранжированный перечень факторов, сильно и очень сильно препятствующих, с точки зрения учителей, повышению качества школьного образования, выглядит следующим образом:
1) низкая заработная плата учителей — 62,4%;
2) неправильное отношение родителей к образованию их детей — 56,6%;
3) низкая мотивация учащихся — 56,3%;
4) недостаточный уровень материально-технической базы школ — 48,3%;
5) недостаточный уровень профессионализма руководителей школ — 37,0%;
6) недостаточный уровень профессионализма учителей — 34,8%.
Показательно, что учителя склонны возлагать основную ответственность за недостаточную эффективность образовательного процесса прежде всего на других его участников и на внешние факторы: неверно выстроенную систему стимулирования и плохую оснащенность школ. Только треть учителей готовы признать низкий профессионализм администрации или педагогического состава школы в качестве фактора, тормозящего позитивные изменения.
На момент проведения исследования, в 2009 г., средняя начисленная заработная плата учителей школ в Республике Татарстан была действительно крайне низкой — 9630 руб., что составляло 63,3% от средней по экономике республики. Подавляющее большинство учителей связывают плохое качество образования с низким уровнем оплаты их труда, тем самым они косвенным образом признают важнейшую роль учителя в образовательном процессе и недостаточную личную самоотдачу в профессиональной деятельности. Ответственны за это, по их мнению, государственные или муниципальные органы власти, которые не способны выстроить необходимую систему материального стимулирования в области образования.
Лишь 0,3% учителей оказались удовлетворены своей зарплатой. 29% считают справедливым уровень оплаты от 20 до 25 тыс. руб., 27,3% — от 15 до 20 тыс. руб., 21,7% — от 25 до 30 тыс. руб., и 16,1% учителей хотели бы получать более 30 тыс. руб. Таким образом, высказывая свои пожелания, учителя ориентируются на среднюю зарплату в частном секторе экономики.
236
Ю.В. Галеев, А.Х. Гильмутдинов, Т.Б. Алишев
Региональная система общего образования в представлениях ее участников
ш
Несмотря на низкую зарплату, подавляющее большинство учителей удовлетворены своей профессией (47% — полностью, 41,9% — частично). При этом 76,9% учителей считают, что общество оценивает престижность их профессии как «низкую» или «крайне низкую». Однако, по их мнению, недостаточный уровень оплаты труда не является главной причиной низкой престижности (36,5%). 37,1% отвечавших на этот вопрос респондентов указали, что основной причиной является изменение базовых ценностей общества.
На основе полученных данных возможно реконструировать общую логику аргументации учителей касательно качества образования и оплаты их труда. Зарплату они считают заниженной, а ее рост представляется им основным фактором повышения качества профессиональной деятельности. Поэтому любые инвестиции в систему образования должны быть в первую очередь направлены на повышение материального достатка педагогов. В то же время учителя в целом удовлетворены своей профессией, несмотря на ее низкий престиж, к которому они относятся, скорее, фаталистично, связывая падение престижа со снижением социального статуса учителя в годы рыночных реформ.
Таким образом, складывается негативный консенсус: учителя, используя терминологию А. Хиршмана [Хиршман, 2009], реализуют стратегию лояльности к текущей социальной ситуации — заниженные требования к образовательному процессу в обмен на низкую зарплату,— подчас не имея права голоса и не видя другого выхода. Изменения здесь возможны только в случае активных действий других участников образовательного процесса.
Инициатива по введению новой системы оплаты труда вызывает у учителей определенную настороженность. Хотя большая часть (42,3%) учителей относятся к ее введению индифферентно — действительно, «чего нового ждать от государства?»,— доля тех, кто относится к ней отрицательно (34,8%), существенно превышает долю тех, кто поддерживает новую систему (22,9%).
Учащихся просили оценить, какие качества присущи их учителям в большей или меньшей степени (рис. 1). По мнению большинства учеников, их учителя в наивысшей степени обладают следующими качествами:
• понимание проблем учащихся (55,3% «очень хорошо»; 34,5% «хорошо»);
• объективность в оценке знаний (42,6% «очень хорошо»; 39,7% «хорошо»).
Определенную тревогу вызывает тот факт, что более 10% учащихся отметили низкую заинтересованность учителей в своей работе. Учителям и родителям учащихся был также задан вопрос: «Существует понятие эмоционального выгорания учителей, когда им неинтересна их работа, а они сами неинтересны ученикам. Есть ли такие учителя в вашем коллективе?» Практически одинаковое число учителей и родителей подтвердили факт наличия таких учителей в школах (табл. 1).
237
Статистика и социология образования
Рис. 1 Оценка личностных качеств учителей (по мнению учеников)
Таблица 1 Наличие в школе «выгоревших» учителей (%)
Родители Учителя
Да 43 43,8
Нет 57 56,2
Итого 100 100
Таким образом, многие учителя признают, что под влиянием различных факторов часто проявляется существенное снижение самоотдачи педагогов. В табл. 2 представлена доля эмоционально «выгоревших» учителей в школах, по мнению самих учителей и родителей школьников.
Таблица 2 Доля эмоционально
«выгоревших» учителей в школе (%)
Родители Учителя
Менее 20 69,2 75,9
От 20 до 40 17,3 15,5
От 40 до 60 9,0 6,3
Свыше 60 4,5 2,3
Родителей школьников также просили оценить профессиональные качества учителей-предметников. Большинство родителей наиболее профессиональными назвали учителей русского языка и литературы (61,8%), математики (60,3%), истории (52,6%). Наименее профессиональными были названы учителя химии, физики, иностранного языка и географии. При этом на низкий уровень квалификации учителей иностранного языка указали 8,5% родителей, что свидетельствует о серьезных трудностях в организации преподавания данного предмета.
Низкая оценка деятельности преподавателей предметов естественно-научного цикла неоднозначна и связана не столько с их квалификацией, сколько с распространенным стилем преподавания
238
Ю.В. Галеев, А.Х. Гильмутдинов, Т.Б. Алишев
Региональная система общего образования в представлениях ее участников
ш
этих предметов, аналогичным преподаванию гуманитарных. Действительно, в связи с недостаточным уровнем материально-технического обеспечения физических и химических лабораторий в школах учитель вынужден «рассказывать как», но не «показывать как», и это не может не сказаться на восприятии его уроков учениками.
Согласно результатам опроса, конкретными школами в целом удовлетворены и ученики, и их родители: 93,6 и 97,1% ответов соответственно. Подробная оценка состояния школ учениками, родителями и учителями представлена в табл. 3, 4 и 5.
Таблица 3 Состояние школы по мнению учеников (%)
Критерии Очень плохое Пло- хое Удов- летвори- тельное Хоро- шее Очень хоро- шее
Обеспеченность горячим питанием 6,6 9,4 20,2 30,0 33,8
Оснащенность компьютерной техникой 5,7 10,4 19,8 31,1 33,0
Обеспеченность учебной литературой 1,5 5,5 19,4 42,6 31,0
Состояние здания 3,4 6,7 22,1 38,0 29,8
Доступ к Интернету 10,1 12,9 18,0 29,5 29,5
Обеспеченность спортивной базой 4,3 10,0 23,0 33,8 28,9
Интерьер помещений 3,6 8,5 22,7 39,4 25,8
Учебно-лабораторная база 6,7 12,7 29,8 36,2 14,6
Школа: состояние, окружение, отношения и проблемы
Таблица 4 Состояние школы по мнению родителей (%)
Критерии Очень плохое Пло- хое Удов- летвори- тельное Хоро- шее Очень хоро- шее
Обеспеченность горячим питанием 4,7 6,1 21,1 35,7 32,4
Доступ к Интернету 7,0 8,3 21,0 32,0 31,7
Оснащенность компьютерной техникой 5,3 10,1 25,4 31,6 27,6
Состояние здания 4,1 6,4 27,6 37,6 24,4
Интерьер помещений 3,4 6,9 27,7 39,3 22,8
Обеспеченность спортивной базой 3,6 9,1 31,4 34,5 21,5
Обеспеченность учебной литературой 1,6 6,2 25,1 45,7 21,4
Учебно-лабораторная база 4,1 9,3 36,5 36,3 13,9
239
Статистика и социология образования
Таблица 5 Состояние школы по мнению учителей (%)
Критерии Очень плохое Пло- хое Удов- летво- ритель- ное Хоро- шее Очень хоро- шее
Обеспеченность горячим питанием 2,6 4,4 17,7 36,9 38,4
Доступ к Интернету 7,3 10,0 22,9 29,6 30,3
Оснащенность компьютерной техникой 10,8 15,8 25,8 27,8 19,7
Состояние здания 6,0 12,6 31,8 30,2 19,4
Обеспеченность спортивной базой 3,8 12,7 32,6 33,2 17,5
Интерьер помещений 4,6 10,5 31,2 36,9 16,8
Обеспеченность учебной литературой 2,3 9,5 31,0 46,1 11,0
Учебно-лабораторная база 6,9 15,1 39,0 30,3 8,7
Учителя в ответе на этот блок вопросов оказались наиболее критичными по сравнению с другими респондентами, что, по-видимому, связано с их общим негативным отношением к недофинансированию и слабой поддержке образования, которое уже приобрело черты нормативного дискурса. У всех категорий респондентов наибольшую озабоченность вызывают состояние учебно-лабораторной базы и обеспеченность школ учебной литературой, что говорит о необходимости особого внимания к этим вопросам.
Далее родителей и учителей попросили отметить те проблемы школы, которые их волнуют в наибольшей степени. Родители считают наиболее острой проблемой чрезмерные нагрузки учащихся (39,5%). Затем следует состояние здоровья школьников (33,5%), которое является наиболее острой проблемой и с точки зрения педагогов (50,5%). Учителя также выделили среди основных проблем материально-техническое обеспечение школ (49,7%). Единодушие родителей и учителей в оценке основных проблем школы, видимо, свидетельствует об их чрезвычайной актуальности.
В табл. 6 представлены оценки отношений в школе и взаимоотношений педагогического состава с администрацией, данные учителями. По их мнению, в большинстве случаев администрация школы готова оказать поддержку в их инициативах и повседневной работе. Однако значительное число респондентов склонны рассчитывать только на помощь своих коллег. Возможно, в разных школах реализуются разные модели взаимоотношений учителей между собой и с администрацией. Их особенности в первую очередь обусловлены складывающейся в школе атмосферой и стилем руководства.
240
Ю.В. Галеев, А.Х. Гильмутдинов, Т.Б. Алишев
Региональная система общего образования в представлениях ее участников
Таблица 6 Атмосфера в школе по мнению учителей
Суждения %
Администрация школы во всем помогает и поддерживает в работе 56,1
Администрация не помогает, но и не мешает 13,2
Администрация только мешает работе 3,5
Учителя помогают друг другу 20,8
Каждый сам за себя 6,4
В анкете для родителей присутствовал вопрос об их мнении относительно взаимоотношений их детей с учителями (табл. 7). четверть опрошенных родителей считают, что у их детей хорошие, доверительные отношения с учителями; более 30% родителей утверждают, что их дети могут советоваться с учителями по важным вопросам; более 13% указывают, что в их школе есть по крайней мере один-два таких учителя. Таким образом, по мнению родителей, большинство учеников имеют достаточно хорошие отношения с учителями, а образовательный процесс протекает в дружественной и доверительной атмосфере.
Таблица 7 Характеристика отношений
ребенка с учителями (мнение родителей)
Характеристика отношений %
Отношения ограничиваются только учебными вопросами 21,1
Хорошие отношения только с одним-двумя учителями 13,3
Он (она) всегда может советоваться с учителем по важным вопросам 31,6
Отношения носят откровенный, доверительный характер 25,1
Учителя не очень интересуют моего ребенка, да и они им не очень интересуются 5,2
Отношения строятся на подчинении 2,8
Отношения носят конфликтный характер 0,9
Сами ученики отзываются о своих отношениях с учителями более сдержанно (табл. 8): лишь 47,3% 10-классников заявили, что находятся с ними в теплых, дружеских отношениях. Демонстрируемая родителями позиция носит, скорее, нормативный характер, т. е. является отражением желаемой, а не реальной ситуации.
Таблица 8 Отношения учеников с учителями (мнение учеников)
Характеристика отношений %
Теплые, дружеские отношения 47,3
Отношения носят конфликтный характер 5,0
Отношения нормальные, нейтральные 47,7
241
Статистика и социология образования
При этом сами ученики склонны описывать как более доверительные отношения со своими сверстниками (табл. 9). Определенную тревогу внушает то обстоятельство, что и учителя, и родители недостаточно осведомлены о характере этих отношений. На вопрос о наличии представителей неформальных объединений в их школе 33,8% опрошенных учеников ответили, что таковые действительно есть. При этом среди родителей и учителей тех, кто знал о том, что в школе есть дети, участвующие в неформальных объединениях, оказалось лишь 16,2 и 16,5% соответственно.
Таблица 9 Отношения учеников
со сверстниками (мнение учеников)
Характеристика отношений %
Теплые, дружеские отношения 73,7
Отношения носят конфликтный характер 3,2
Отношения нормальные, нейтральные 23,1
В целом полученные данные свидетельствуют о том, что между участниками образовательного процесса складываются стабильные взаимоотношения, которые являются либо нейтральными, либо позитивными, конфликтные отношения достаточно редки.
В анкетах учащихся и родителей содержался вопрос о том, что должно давать школьное образование человеку в первую очередь. Вполне ожидаемые различия в распределениях ответов этих групп респондентов свидетельствуют о разных функциях, которые приписывают школе участники образовательного процесса.
Выяснилось, что учащиеся к школьному образованию подходят более прагматично, чем их родители. Одинаково важным они считают получение прочных знаний и подготовку к поступлению в вуз (табл. 10). Ученики видят задачу школы в подготовке их перехода на следующую образовательную ступень, это подтверждается и тем фактом, что на вопрос о предпочитаемом месте обучения наибольшее число школьников (29,5%) ответили, что хотели бы учиться в школе при вузе. Для родителей более важной является общая гуманитарная функция школы по развитию и социализации их ребенка. Различие в ответах можно объяснить и более непосредственным «техническим» участием школьников в образовательном процессе. Родители участвуют в нем опосредованно и поэтому имеют о нем более обобщенное представление.
242
Ю.В. Галеев, А.Х. Гильмутдинов, Т.Б. Алишев
Региональная система общего образования в представлениях ее участников
Таблица 10 Что должно давать школьное образование человеку
Утверждения %
Ученики Родители
Прочные знания 77,4 76,7
Хорошую подготовку для поступления в вуз 71,1 60,7
Разностороннее развитие способностей, задатков 45,7 55,8
Высокую культуру 27,9 29,4
Навыки здорового образа жизни, физическую культуру 22,3 29,5
Другое 1,8 0
Респондентам-учащимся также было предложено выразить свое отношение к получаемому в школе образованию (табл. 11). Подавляющее большинство (89%) согласны с утверждением, что школа их учит тому, что может пригодиться в будущей учебе или работе. Однако достаточно многочисленной оказалась и группа скептически настроенных по отношению к школе учеников: 16,1% учащихся согласились с утверждением, что занятия в школе являются пустой тратой времени, почти 25% 10-классников не согласны с утверждением, что школа учит самостоятельно справляться с трудностями, более 30% учеников не согласны с тем, что школа учит планировать свое время. Продолжая утверждение «Я каждый день хожу в школу, потому что...», лишь 17% учеников дописали: «...мне там интересно». Подавляющее большинство (64,8%) утверждают, что ходят для того, чтобы получить необходимые для жизни знания (что больше похоже на воспроизводство нормативного дискурса, чем на содержательное мнение), а 13,8% — только для того, чтобы получить аттестат.
Таблица 11 Отношение учеников
к получаемому образованию (%)
Суждения Не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Согла- сен
Школа учит меня тому, что может пригодиться в будущей учебе или работе 2,5 8,4 40,8 48,2
Школа учит меня общаться с разными людьми 4,1 13,2 43,8 38,9
Школа учит меня самостоятельно справляться с возникающими трудностями 5,8 18,4 42,4 33,3
243
Статистика и социология образования
Суждения Не согласен Скорее не согласен Скорее согласен Согла- сен
Школа учит меня планировать свое время 9,0 24,4 40,8 25,8
Школа помогает определить сферу моих интересов 5,5 17,6 45,5 31,4
Школа много делает, чтобы подготовить меня к взрослой жизни 5,7 16,6 43,4 34,3
Школа способствует развитию моих способностей 3,9 12,4 45,7 38
Занятия в школе являются пустой тратой времени 62,3 21,6 10,1 6
Таким образом, для опрошенных 10-классников школа оказывается своеобразной готовой технологией достижения некоторого результата. Этим результатом может быть получение знания или поступление в вуз. Десятиклассники проявили себя как достаточно прагматичные акторы, которые ориентированы на конечный продукт и в меньшей степени заинтересованы и увлечены самим процессом обучения.
Сложно сказать, хорошо это или плохо. Факт в том, что современный мир редко будет преподносить выпускникам школ готовые ответы, а чаще будет ставить перед ними проблемы, которые нужно уметь самостоятельно решать, используя нестандартные подходы, т. е. разбираться в механизме получения нового знания.
Важность и востребованность образования
Следующий блок вопросов в анкетах был посвящен выявлению того, какие предметы школьной программы учащиеся и их родители считают наиболее важными, какие предметы, по их мнению, стоило бы изучать углубленно или сверх обязательной школьной программы.
Наиболее важными предметами как для учеников, так и для их родителей оказались:
• русский язык (85 и 87,8% соответственно);
• математика (80,6 и 86,1% соответственно);
• иностранный язык (52,9 и 60,3% соответственно).
Среди предметов, которые ученики хотели бы изучать по углубленной программе, также лидируют математика (53,6%), русский язык (49,6%) и иностранный язык (40,9%). Такая расстановка приоритетов традиционна. Сверх обязательной программы ученики более всего желают изучать психологию (36,7%), иностранные языки (35,6%) и финансы (28,4%). Не хотят изучать что-либо сверх обязательной программы лишь 11,2% учащихся, что, с одной стороны,
244
Ю.В. Галеев, А.Х. Гильмутдинов, Т.Б. Алишев
Региональная система общего образования в представлениях ее участников
говорит о достаточно большом спросе на дополнительные образовательные услуги, а с другой — о неполной удовлетворенности текущей школьной программой.
На вопрос о дополнительных образовательных услугах 76,9% учеников ответили, что их родители готовы частично или полностью их оплачивать, при этом таким же образом ответили только 65,3% опрошенных родителей. По отношению к дополнительным, в том числе платным, услугам, которые оказывает школа, и учителя, и родители учащихся разделились на две группы (табл. 12). И среди учителей, и среди родителей есть те, кто поддерживает полную или частичную платность образовательных услуг, и те, кто считает, что их оплата — это сфера ответственности государства. Такое распределение ответов связано с общеидеологическими установками и вряд ли может быть объяснено факторами, специфическими для сферы образования.
Таблица 12 Отношение к введению дополнительных
образовательных услуг в школе
Утверждения %
Родители Учителя
Дополнительные педагогические услуги нужны, но платить за них должно государство 48,9 48,6
Школа может оказывать дополнительные услуги, часть которых оплачивается родителями 32,2 31,2
Дополнительные педагогические услуги должны полностью оплачивать родители 6,9 7,8
Школа должна выполнять все, что касается учебных программ, и не распыляться на дополнительные услуги 12,1 12,5
Согласно результатам опроса, 26,6% учителей занимаются репетиторством, в том числе 7,5% — со своими учениками. Те, кто не занимаются репетиторством, в качестве причины чаще всего называют отсутствие спроса на услуги репетитора конкретно по их предмету (35,9%). Только 29,1% тех, кто не занимаются репетиторством, считают, что оно противоречит статусу учителя.
Репетиторов для своих детей нанимают 38,8% родителей, а основной целью обращения к ним называют желание дополнительно подготовить своего ребенка к ЕГЭ и к дальнейшей учебе (72,7%)2.
2 Несколько парадоксальной выглядит ситуация, когда родители, утверждая, что подготовка к поступлению в вуз не является приоритетной задачей школы, в подавляющем большинстве случаев обращаются к услугам репетиторов именно для того, чтобы их дети успешно сдали ЕГЭ.
245
Статистика и социология образования
Значительная часть тех, кто не пользуется помощью репетиторов (43,6%), говорят, что в этом нет необходимости, поскольку их детям вполне достаточно образования, которое дают школьные учителя. Меньшая часть родителей (23,5%) утверждает, что не имеет возможности оплачивать подобные услуги.
Участие родителей в жизни школы и образовании детей
Ответы родителей десятиклассников на вопрос, каковы их приоритетные цели во взаимоотношениях с собственными детьми (табл. 13), позволяют судить об очень высокой заинтересованности родителей в том, чтобы дать ребенку качественное образование. Это является подтверждением существенного потенциала участия родителей в реформировании системы образования и организации механизма эффективной обратной связи.
Таблица 13 Приоритетные направления
взаимоотношений с детьми
Утверждения %
Дать хорошее образование 90,3
Максимально развивать способности ребенка через занятия в кружках, спортивных секциях и т. д. 50,3
Проводить больше времени вместе 42,9
Обеспечить полноценное питание 35,1
Организовать интересный досуг 16,6
Приобрести одежду, обувь 14,5
Обеспечить возможности для хорошего отдыха 11,8
чтобы быстрее стал зарабатывать сам 4,7
Однако, по мнению учителей, потенциал этот остается нереализованным. При ответе на вопрос «Как родители ваших учеников участвуют в процессе их образования?» лишь 13,6% учителей отметили, что родители помогают детям в образовании в достаточном объеме. 64,4% учителей считают помощь родителей недостаточной, а 21,9% учителей полагают, что родители «свалили своих детей на школу». Основной задачей родителей в образовании детей учителя считают контроль за успеваемостью и дисциплиной школьников, за выполнением ими домашних заданий.
Родители в качестве способа поддержки школы чаще всего указывают финансовую помощь. 53% опрошенных родителей признают, что в школе, где учится их ребенок, существует система взносов на нужды учебного заведения. Только 17,1% из них относятся к этому отрицательно, в то время как 39,4% — положительно, так как считают, что эти средства пойдут на развитие школы и, как следствие, на развитие их детей. Учителя относятся к привлечению средств родителей неоднозначно (табл. 14). Видимо, не все учителя расценивают такое участие как форму поддержки образования детей. Очевидно, что между родителями и учителями складывается определенное взаимное непонимание в отношении того, какого
246
Ю.В. Галеев, А.Х. Гильмутдинов, Т.Б. Алишев
Региональная система общего образования в представлениях ее участников
ш
рода помощь в реализации образовательного процесса требуется школе со стороны родителей3. Налаживание этой коммуникации — одна из важных задач реформирования механизма общественного управления школой.
Таблица 14 Отношение учителей к привлечению
средств родителей для развития школы
Утверждение %
Без них реальное развитие невозможно 31,7
Привлечение средств возможно, но не критично для развития школы 43,0
Категорически против 25,3
При соблюдении условий прозрачности и подотчетности расходования денег вносить средства на развитие школы готовы более 86% опрошенных родителей. Этот факт свидетельствует о том, что родители осознают факт существенного недофинансирования сферы школьного образования, а также об их готовности взять часть ответственности за повышение качества образовательного процесса на себя.
Из всех опрошенных категорий респондентов больше всего тех, кто положительно относится к введению ЕГЭ, среди учителей (30,9%). Среди опрошенных школьников таких лишь 19,8%, а 40,8% десятиклассников относятся к этому отрицательно. Среди позитивных изменений, связанных с ЕГЭ, наиболее часто упоминается упрощение процедуры поступления в вузы (33,9% учеников, 40% родителей и 49,9% учителей). Однако, судя по данным исследования, упрощение процедуры не повлекло за собой уменьшение коррупции: считают, что коррупции стало меньше, только 14,9% учащихся, 15,6% родителей и 15,7% учителей.
Наиболее часто упоминаемым негативным последствием введения ЕГЭ участники образовательного процесса считают то, что при такой процедуре итоговых испытаний существует меньше, чем при традиционных экзаменах, возможностей учитывать индивидуальные особенности учащихся (48,7% учеников, 45,6% родителей и 53,9% учителей). Кроме того, респонденты часто указывали, что в результате введения ЕГЭ российская школа утрачивает свои традиции (33, 38,5 и 41,7% соответственно), а проверка знаний учащихся становится формальной и поверхностной (32,6, 33,2 и 41,2% соответственно).
С тем, что ЕГЭ позволяет выявить глубину полученных знаний, согласны 66,6% учащихся, 56,3% родителей, 58,9% учителей. Причем первые две категории респондентов выразили наибольшую степень согласия именно с этим утверждением, а учителя предпочтение
Единый государственный экзамен: отношение, мнения, проблемы
Одним из возможных факторов формирования негативного отношения учителей к привлечению финансовых средств родителей является недоверие к администрации собственной школы в деле их распределения.
247
Статистика и социология образования
отдали утверждению «ЕГЭ позволяет зафиксировать общий уровень подготовки школьника по дисциплине» (62,6% ответов).
Наиболее расхожим мнением о ЕГЭ среди всех категорий респондентов является то, что ЕГЭ «превращает подлинную учебу в натаскивание на сдачу экзамена» (67,2% учеников, 64% родителей и 54,4% учителей). 27,4% родителей уверены, что правильные ответы по ЕГЭ можно узнать заранее. 31,4% верят, что заранее ни в Интернете, ни за деньги узнать правильные ответы по ЕГЭ невозможно.
При ответе на вопрос «Как изменилась система подготовки к ЕГЭ в вашей школе по сравнению с прошлым годом?» 60,6% учителей, 48,9% родителей и 43,7% учеников отметили, что система подготовки к ЕГЭ изменилась в лучшую сторону.
Следующий вопрос данного блока был сформулирован так: «Можно ли по результатам ЕГЭ оценить работу преподавателя, который готовил учеников?» По мнению 30,8% учащихся, по результатам ЕГЭ можно непосредственно оценивать работу учителей, которые с ними работали. Среди самих учителей так считают лишь 12,3% опрошенных, а 36,6% уверены, что оценивать их работу по результатам ЕГЭ нельзя даже косвенно. Эта позиция части преподавателей представляется парадоксальной, учитывая их в целом позитивное или по крайней мере нейтральное отношение к введению ЕГЭ. В то же время 70% учеников и около 64% родителей готовы принять результаты ЕГЭ в качестве критерия оценки деятельности преподавателя.
Приведенное распределение ответов на откровенно провокационный вопрос является прекрасной иллюстрацией существующих различий в представлениях об образовательном процессе и ЕГЭ. Учителя, снижая тем самым долю своей ответственности, предлагают учитывать влияние на итоги обучения в школе множества факторов. Действительно, роль семьи в создании необходимых условий, а также усердие и целеустремленность самих учеников чрезвычайно важны для достижения высоких результатов ЕГЭ. При этом подавляющее большинство учеников (что ожидаемо) и родителей (что менее ожидаемо) не готовы брать на себя ответственность за эти результаты и возлагают ее на учителей.
Пожалуй, одной из основных причин такого «безответственного» поведения всех включенных в образовательный процесс сторон является отсутствие открытой коммуникации и, как следствие, достигнутого соглашения между этими сторонами о том, какую долю ответственности и за какую часть образования или воспитания каждая из них готова брать на себя. Формирование коммуникационных площадок на муниципальном и региональном уровнях — одна из важнейших задач реформы образовательной системы.
Все категории респондентов считают, что кроме эффективности работы преподавателя результаты ЕГЭ зависят еще и «от количества часов подготовки» (44,9% учащихся, 44,1% родителей и 43,1% учителей). Около 30% учеников и родителей отмечают, что
248
Ю.В. Галеев, А.Х. Гильмутдинов, Т.Б. Алишев
Региональная система общего образования в представлениях ее участников
результаты ЕГЭ — это еще и заслуга репетиторов, а 26,5% учителей полагают, что результаты ЕГЭ зависят от состава класса (лишь 9,2% учеников поддерживают это мнение). В целом учителя склонны распределять ответственность за результаты ЕГЭ между всеми участниками образовательного процесса, делая особый упор на усердности школьников, а ученики и родители определяют в качестве центральной фигуры учителя или репетитора.
Согласно данным опроса, 32,4% десятиклассников уже реши- Выбор про-ли, какую профессию они хотят получить. 48,4% учащихся пример- фессии
но представляют себе будущую профессию, но еще не приняли ________________
окончательного решения.
32,9% учеников считают, что выбранная ими профессия — их призвание. 29,3% ориентируются на престижность профессии, а у 22,5% основным фактором выбора было мнение их родителей.
На вопрос «Обсуждали ли вы вопрос о будущей профессии со своими родителями?» 82,6% учащихся ответили положительно, 14,4% собираются это сделать, а 3,1% не собираются обсуждать этот вопрос с родителями. Большинство родителей (62,8%) считают, что решение о выборе профессии нужно принимать совместно с ребенком. 22,2% родителей оставляют право выбора целиком за ребенком, и лишь 7,1% родителей выбирают для ребенка профессию, не учитывая его собственное мнение.
В целом это достаточно ожидаемые результаты, которые свидетельствуют о важной роли родителей в процессе профессиональной ориентации их детей. Поэтому разработка и функционирование эффективных организационных механизмов профориентации должны происходить при их активном участии.
59,7% учеников считают, что им необходимо продолжить обучение после школы, 11,1% полагают, что самое важное для них — как можно скорее начать работать, а 29,3% собираются определиться после школы. 77,5% десятиклассников планируют получить высшее образование. 76,6% родителей хотят, чтобы их ребенок получил высшее образование, и лишь 4,3% считают, что школьного образования достаточно. Такие результаты вполне предсказуемы, учитывая, что высшее образование в России постепенно превращается из механизма приобретения высшей квалификации в один из обязательных этапов социализации.
Самый популярный среди учащихся ответ на вопрос, где бы им хотелось в дальнейшем работать, — «открыть собственное дело»
(табл. 15). Тот факт, что вторым по популярности выбором стала работа в государственном учреждении, свидетельствует прежде всего о том, что школьники осознают риски, связанные с трудоустройством в частном секторе экономики, а возможно, и о распространенных в среде школьников представлениях о государственной службе как занятии, предоставляющем возможности нелегальных дополнительных заработков. Эту тенденцию к формированию в школьном возрасте рентоориентированного поведения следует оценивать как негативную.
249
Статистика и социология образования
Таблица 15 Предпочтительное место
работы в будущем (опрос школьников)
Желаемая перспектива %
Работать на производстве (в том числе на сельскохозяйственном) 5,5
Работать в государственном учреждении 35,5
Работать на частном предприятии или в негосударственном учреждении 17,0
Открыть собственное дело 37,0
Быть домохозяйкой, рантье 1,1
Другое 3,9
Внешкольный досуг учеников и неформальные объединения молодежи
Досуг учащихся тесно переплетен с образовательным процессом и образует с ним одну общую реальность, поэтому информация об этой части их жизни важна для понимания факторов, которые влияют на поведение в школе.
Согласно результатам опроса, наибольшее количество свободного от учебы времени школьники тратят на живое общение с друзьями: три часа и более в день с ними проводит половина опрошенных учеников (табл. 16). Около трети школьников отметили, что более трех часов в день тратят на выполнение домашних заданий. Интенсивное распространение Интернета и увеличение возможностей доступа к нему привело к тому, что он обогнал по популярности телевидение. Около трети школьников заявили, что проводят в Интернете более трех часов в день. Очевидно, что в ближайшее время Интернет будет занимать в жизни школьников все большее место, поэтому важно разрабатывать механизмы его использования в школьном обучении и во внешкольной работе, интегрировать коммуникационные технологии в образовательный процесс.
Таблица 16 Чем занимаются учащиеся школ
в свободное от учебы время в будние дни (%)
Вид занятий Не занимаются Менее 1 часа 1-2 часа 3-5 часов Более 5 часов
Просмотр ТВ 5,7 30,5 45,9 13,7 4,2
Интернет 14,4 20,4 31,4 21,8 12,1
Компьютерные игры 41,3 28,4 16,9 9,2 4,2
Живое общение с друзьями 2,0 16,2 31,2 28,4 22,1
Занятия спортом 16,0 34,7 29,2 12,8 7,4
чтение книг 21,6 37,7 27,7 8,7 4,4
Домашние задания 3,3 18,9 42,2 27,7 7,8
Другие увлечения 19,5 31,3 25,3 14,2 9,7
250
Ю.В. Галеев, А.Х. Гильмутдинов, Т.Б. Алишев
Региональная система общего образования в представлениях ее участников
Распределение ответов на вопрос, в каких кружках и студиях занимаются учащиеся в свободное от учебы время сейчас и где бы они хотели заниматься в будущем, приведено в табл. 17. Большой популярностью среди школьников пользуются спортивные секции. Максимальный разрыв между желанием учеников чем-то заниматься и их действительным участием в данном виде деятельности наблюдается в категориях «в вокальном или хоровом кружке», «в кружке технического творчества», «в шахматной школе», «в драматической студии», «в кружке химии и природоведения». На основании данных проведенного опроса нет возможности определить препятствия, затрудняющие для учащихся доступ к предпочтительным внешкольным занятиям. Можно с уверенностью предположить, что среди таких препятствий — недостаток свободного времени и ограничения инфраструктуры. Очевидно, необходимо принять меры по расширению возможностей участия школьников в кружковой и клубной деятельности.
Таблица 17 В каких кружках и студиях занимаются
и хотели бы заниматься учащиеся
Кружки, студии Зани- маюсь Хотел бы Не интересует
В вокальном или хоровом кружке 12,1 59 28,9
В кружке технического творчества 10,2 53,9 35,9
В шахматной школе 4,5 53,2 42,3
В драматической студии 8,0 39,2 52,8
В кружке информатики и информационных технологий 13,5 38,3 48,2
В кружке аэробики 19,6 38,0 42,4
В кружке восточных единоборств 7,5 33,5 59,0
В кружке химии, природоведения 5,0 33,2 61,8
В бассейне 6,5 32,5 61,0
В изостудии 5,7 32 62,3
В студии пластики и пантомимы 10,8 31,2 58,0
В физико-математическом кружке 9,2 27,9 62,9
В историко-литературной студии 7,3 25,6 67,1
В музыкальной школе-студии 4,6 23,0 72,4
В фото- и киностудии 7,6 22,8 69,6
В школе бального и современного танца 3,8 21,4 74,8
В спортивной школе 19,3 20,1 60,6
75,2% опрошенных учащихся нравится заниматься общественной работой, причем 44,8% десятиклассников отмечают, что занимаются ею из-за желания принимать участие в жизни школы, а 42,7% — из-за того, что хотят получить знания и применять их на практике. Для 35,5% учеников общественная работа — это
251
Статистика и социология образования
способ самореализации, для 26,8% — возможность изменить мир к лучшему, а для 23% — способ познакомиться с интересными людьми. Эти результаты свидетельствуют о необходимости более широкого использования практико-ориентированных методов обучения и осуществления реальных социальных проектов.
Выводы для практики и принятия управленческих решений
Использование результатов социологического исследования для разработки политики реформирования той или иной сферы имеет ограничение. Оно связано с возможностью выработки обоснованных рекомендаций и перевода полученной информации на язык эффективных практических мер. Любое исследование дает лишь «снимок» реальности, ее сиюминутное описание, преломленное через взгляды и мнения респондентов. В некотором смысле можно утверждать, что оно не выявляет проблемы, поскольку не имеет заданного норматива, а лишь определяет ситуацию [Куракин, Вахштайн, Константиновский, 2010].
Основное значение для выработки мер имеет интерпретация результатов исследователем или управленцем. Установление существования проблемы — это сравнение текущего положения с некоторым желаемым идеальным состоянием, которое принимается в качестве политического ориентира. Поэтому полученные данные были подвергнуты интерпретации для составления последовательного нарратива, определяющего ситуацию и служащего целостным описанием образовательного процесса. Приводимые далее тезисы являются не прямыми выводами из исследования, а итогом целостной концептуализации полученной информации на основе личной экспертной коммуникации и управленческого опыта.
В текущем состоянии системы школьного образования Республики Татарстан были выделены следующие ключевые проблемы.
Негативный баланс, складывающийся в рамках образовательного процесса: активность учителей по повышению качества образования низка, и одновременно родители готовы платить за дополнительные образовательные услуги — таким образом, большинство участников образовательного процесса оказываются удовлетворенными сложившейся ситуацией. Учителя готовы получать меньшую зарплату в обмен на меньшие требования к качеству их работы, ученики в большинстве случаев не заинтересованы в повышении сложности образовательных методик и контента, родители принимают ситуацию как неизбежную, создавая за свой счет дополнительные возможности для получения их детьми достаточного уровня компетенций для перехода на следующую образовательную ступень.
Недостаточная материально-техническая оснащенность школ и, как следствие, низкая оценка школьниками уровня профессионализма преподавателей предметов естественно-научного цикла, слабая заинтересованность школьников в образовательном
252
Ю.В. Галеев, А.Х. Гильмутдинов, Т.Б. Алишев
Региональная система общего образования в представлениях ее участников
ш
процессе. В школах в недостаточной мере используются современные информационно-коммуникационные технологии, позволяющие создавать для учеников комплексную среду обучения, вовлекающую их в познавательный процесс.
Ограничение роли школы задачами обеспечения перехода на следующую образовательную ступень. Образовательный процесс и школа не вызывают интереса и увлеченности у большинства учеников. Они остаются пассивными реципиентами с низким уровнем субъектности, что негативно сказывается на их социальной активности и ответственности. Обучение в том виде, как оно действует сегодня, не создает условия, в которых учащиеся овладевали бы современными технологиями познания, а обеспечивает их готовым фактическим материалом для усвоения.
Слабая институционализация коммуникации между родителями и администрацией школы. На протяжении практически всего опроса родители демонстрировали собственное нормативное представление о школе и об образовательном процессе, в который включены их дети, причем это представление отличается от мнений школьников и учителей. Несмотря на выявленный потенциал родителей (в основном матерей) в отношении формирования школьной образовательной среды, до настоящего времени он остается нереализованным. Школа в большинстве случаев не является открытым сообществом учеников, учителей и их родителей, что ведет к отсутствию консенсуса между заинтересованными сторонами относительно определения и назначения образовательного процесса и к невозможности организации коллективных действий по повышению качества образования.
Информация о выявленных в результате концептуализации итогов исследования проблемах была использована при разработке Стратегии развития образования Республики Татарстан до 2015 г. Она включает целостное описание существующего положения вещей, указание основных проблем, определение ключевых целей и задач, утверждение базовых принципов изменений, перечень основных направлений реформирования и ожидаемые результаты. Далее перечислены первоочередные мероприятия, предусмотренные в Стратегии.
1. Сформирована система грантовой поддержки учителей общеобразовательных школ. Учреждены четыре типа грантов.
«Наш новый учитель» — грант для аспирантов и кандидатов наук в возрасте до 35 лет, которые на момент проведения конкурса работают вне образовательной сферы. В 2011 г. на конкурсной основе было присуждено 200 таких грантов, которые предусматривают ежемесячную надбавку к зарплате в размере 7500 руб., персональный ноутбук, единовременную профессиональную переподготовку объемом не менее 500 часов для выпускников непедагогических вузов, а также единовременную стажировку сроком до трех месяцев в любом российском или зарубежном образовательном или научном учреждении с полным покрытием всех расходов.
253
Статистика и социология образования
«Наш лучший учитель» — грант для учителей общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, учащиеся которых показали лучшие результаты в ежегодном республиканском тестировании школьников. Грант предусматривает ежемесячную надбавку в размере базовой ставки учителя (6000 руб.). В 2011 г. было присуждено 3050 таких грантов.
Грант «Учитель-исследователь» в 2011 г. присуждался по двум направлениям: «завершение работы над диссертационным исследованием» и «внедрение инновационной научной разработки в педагогическую практику».
Задача гранта «Наш лучший директор школы» состоит в выявлении наиболее успешных руководителей общеобразовательных учреждений Республики Татарстан, а также в поощрении успешного управленческого опыта. По итогам конкурса в 2011 г. 50 директоров школ были премированы единовременно в размере 50 тыс. руб.
Разработанные грантовые программы были нацелены на преодоление вышеупомянутого негативного баланса, на повышение общественного статуса учителя, на превращение его в активного участника реформирования образовательной системы. В результате введения грантовых программ, во-первых, начался приток в систему образования свежих сил: в школы республики пришли талантливые аспиранты и молодые ученые, которые стали активно реализовывать собственные педагогические проекты. Во-вторых, большая часть действующих учителей включилась в конкурентную борьбу по повышению качества образовательного процесса и его результатов.
2. Существенные изменение произошли в сфере материально-технической оснащенности школ. В 2011 г. были реализованы крупные проекты по обеспечению школ компьютерным и мультимедийным оборудованием. В общеобразовательные учреждения поставлены стационарные компьютеры для учащихся, мобильные компьютерные классы для начального звена, проекционные и интерактивные комплекты, а также более 42 тыс. ноутбуков для педагогических работников в рамках проекта «Ноутбук каждому учителю». Таким образом, показатель числа учащихся, приходящихся на один современный компьютер, удалось снизить с 11 до 9 человек.
Осуществлен проект по обеспечению доступа образовательных учреждений к Интернету. Наиболее крупные школы — с численностью учащихся более 290 человек — были подключены к Сети по волоконно-оптическим линиям связи. В школах республики установлено 11 тыс. точек беспроводного доступа wi-fi для обеспечения работы ноутбуков учителей в Интернете в каждом предметном кабинете.
целью улучшения оснащенности школ мультимедийным оборудованием было создание подлинно интерактивной среды, которая была бы способна увлечь школьников, сделать процесс обучения более интересным и привлекательным. Параллельно решалась
254
Ю.В. Галеев, А.Х. Гильмутдинов, Т.Б. Алишев
Региональная система общего образования в представлениях ее участников
задача изменения образа школы: от «скучное место, куда приходится ходить каждый день» к «увлекательный интерактивный центр, где можно играть и учиться целый день».
Принято решение о введении с 2012 г. новой грантовой программы — «IT-учитель». С ее помощью на конкурсной основе будет отобрана тысяча учителей, которые кроме собственно преподавания информатики станут отвечать за реализацию программ информатизации в своих школах.
3. Очевидно, что изменение информационной «начинки» школы требует существенных изменений и в методиках преподавания, используемых учителями. Любую самую современную интерактивную доску на уроке можно использовать точно так же, как раньше обычную черную доску с мелом. Стоило ли тратить деньги?
В 2011 г. в Казани был осуществлен крупный международный проект по повышению квалификации учителей Республики Татарстан совместно с экспертами-педагогами из Сингапура. Обучение велось на английском языке. Около 300 учителей-пред-метников обучались по пяти модулям с целью овладения современными методиками ученик-ориентированного обучения.
Другим важным направлением реформы, задачей которого было существенное расширение роли школы, стал проект «Школа после уроков». Он стартует в 2012 г. На первом этапе планируется создать региональную сеть из 74 школ, оснащенных необходимым учебно-исследовательским, учебно-технологическим оборудованием, спортивным инвентарем. Каждая из этих школ должна быть способна «задерживать» школьника после уроков, увлекать его клубной или кружковой деятельностью, повышать интерес к образовательному процессу.
4. При осуществлении упомянутых изменений большое внимание уделяется обсуждению возможных вариантов реформ. К разработке Стратегии активно привлекалось экспертное сообщество. Кроме того, в каждом муниципальном районе Республики Татарстан создана коммуникационная площадка для взаимодействия учителей, родителей, школьников, представителей власти. На региональном уровне начал действовать республиканский Съезд родителей образовательных учреждений Республики Татарстан. В 2011 г. разработан механизм постоянного мониторинга реформ и получения обратной связи от учеников школ.
В то же время именно создание открытого пространства обсуждения проблем школьного образования и вовлечение всех заинтересованных сторон в процессы принятия решений оказалось наиболее сложным этапом реализации Стратегии. Возможно, это связано с практическим отсутствием прежнего положительного опыта партнерства между государством и обществом (подозрительностью), а также с отсутствием у заинтересованных сторон навыков ведения конструктивных политических дискуссий и необходимостью их формирования.
255
Статистика и социология образования
Литература
Следование этике ведения дискуссии (дискурсивной этике) [Habermas, 1990] возможно только в случае принятия некоторых базовых процессуальных правил, а также выработки согласия относительно важнейших ценностей. Стратегия в итоговом варианте стала базой для формирования политического консенсуса относительно того, что мы имеем, что мы делаем не так и что мы хотим изменить, а также началом долгого пути реализации существенных изменений в региональной системе общего образования. 1
1. Куракин Д. Ю., Вахштайн В. С., Константиновский Д. Л. Реальность образования и исследовательские реальности. М.: ГУ-ВШЭ, 2010.
2. Хиршман А. О. Выход, голос, верность: реакция на упадок фирм, организаций и государств. М.: Новое издательство, 2009.
3. Habermas J. (1990) Discourse ethics: Notes on a program of philosophical justification // Moral Consciousness and Communicative Action. Cambridge: MIT Press. P. 21-42.
4. Thornton P. (2004) Markets from culture: Institutional logics and organizational decisions in higher education publishing. Stanford, CA: Stanford University Press.
5. Weick K.E. (1976) Educational organizations as loosely coupled systems // Administrative Science Quarterly. Vol. 21. No. 1. P. 1-19.