Основные направления деятельности социального педагога в школе-интернате
ЕА. Симоненко,
социальный педагог I квалификационной категории ГАОУ Краснодарского края «Новолеушковская школа-интернат с профессиональным обучением»
В статье приводится социально-педагогический опыт работы школы-интерната, осуществляемой в тесном контакте с классными руководителями, педагогами-психологами, администрацией школы, специалистами органов опеки и попечительства, специалистами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, медиками, социальными педагогами центра реабилитации, школьными инспекторами.
• социальная педагогическая работа • микросоциум • пропаганда здорового образа жизни
Современная школа остро нуждается в поддержке и развитии системы социально-психологического сопровождения обучающихся. В настоящее время возрос интерес к проблеме помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Согласно законодательству, каждый ребёнок с ограниченными возможностями проходит соответствующее обучение в специальных учреждениях. В нашей школе-интернате оказывается социально-педагогическая поддержка обучающимся. Эта работа содержит ряд этапов и направлений. Основные направления социально-педагогической работы в учреждении определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания, решение которых возможно только при условии сотрудничества всех, кто обучает и воспитывает ребёнка: учителей, классного руководителя, администрации, родителей, ближайших родственников.
Свою работу я осуществляю в рамках дей ст-вующего законодательства РФ, руководствуюсь нормативно-правовой базой для защиты прав детей в образовательном учреждении. В организации своей работы я отдаю приоритет созданию здорового микроклимата в
детском коллективе, гуманизации межличностных отношений, защите интересов личности, организации досуга, включению в социальную полезную деятельность. Главной сферой моей деятельности является микросоциум. Я работаю в тесном контакте с классными руководителями, педагогами-психологами, администрацией школы, специалистами органов опеки и попечительства, специалистами комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, медиками, социальными педагогами центра реабилитации, школьными инспекторами.
Основной целью своей деятельности я считаю создание благоприятных условий для всестороннего развития личности ребёнка, способствующих раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающих возможности их самоопределения и самореализации в условиях современной жизни.
В государственном автономном общеобразовательном учреждении Краснодарского края «Новолеуш-ковская школа-интернат с профессиональным обучением» обучаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей из 41 города и района Краснодарского края. Практически все ребята живут в замещающих семьях.
Одним из ведущих направлений социально-педагогического сопровождения обучающихся является организация профилактической работы. В основе профилактической работы лежит систематическое повышение уровня осведомлённости детей и подростков о пагубности влияния вредных привычек на растущий организм: наркомании, табакокурения, алкоголизма. Пропаганда здорового образа жизни выражается в проведении мероприятий, распространении информации, которая способствует выработке нега-
тивного отношения к вредным привычкам, частые встречи с медицинскими работниками, просмотры видеофильмов по профилактике здорового образа жизни с последующим обсуждением.
Основные направления моей работы как социального педагога таковы:
— профилактика правонарушений среди обучающихся,
— организация индивидуальной работы с родителями,
— консультирование педагогического коллектива,
— повышение уровня социальной адаптации ребёнка.
В течение 2017 — 2018 учебного года социально-педагогическая работа осуществляется в соответствии с годовым планом работы.
Сегодня в школе обучаются 179 ребят с ограниченными возможностями здоровья. Из них: мальчиков — 118, девочек — 61, инвалидов — 90, сирот — 17, оставшихся без попечения родителей — 127. В 66 замещающих семьях проживает 144 приёмных ребёнка. С декабря 2015 года мы обучаем 35 ребят, проживающих в кровных семьях (29), которым показано обучение в коррекционной школе.
В I полугодии 2017 года с целью совершенствования работы по профилактике и предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних разработаны и утверждены документы, регламентирующие деятельность Совета профилактики и Штаба воспитательной работы: разработано Положение о работе Совета, Штаба воспитательной работы, определены должностные и функциональные обязанности их членов, составлен план работы, график проведения заседаний Совета профилактики и Штаба воспитательной работы.
Работа на станичном мемориале
В соответствии с графиком проводятся заседания. В течение 2017 — 2018 учебного года проведено 8 заседаний Штаба воспитательной работы и 9 заседаний Совета профилактики. Здесь рассматриваются следующие вопросы:
1. Итоги работы классных руководителей, воспитателей по вопросам духовно-нравственного, патриотического воспитания.
2. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних с указанием достигнутых результатов.
3. Итоги работы педагогов дополнительного образования, руководителей кружков по вовлечению учащихся в кружки, секции, а также итоги профилактической работы с воспитанниками.
4. Отчёты педагогов-психологов школы о результатах диагностики состояния агрессии у обучающихся с девиантным поведением и о разработке рекомендаций по коррекци-онной работе с данной категорией
детей для педагогов школы и замещающих родителей.
5. Работа социальных педагогов школы с воспитанниками по профилактике самовольных уходов и правонарушений среди несовершеннолетних.
6. Занятость несовершеннолетних во внеурочное и каникулярное время.
7. Реализация закона Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае».
8. Социально-психологическая помощь обучающимся и замещающим родителям и многие другие.
Активная работа ведётся с детьми «группы риска»: составлен план индивидуально-профилактической работы с обучающимися, план проведения кор-рекционных занятий, лист наблюдения и анкета для изучения особенностей семейного воспитания (для заполне-
ния родителями), карточка учёта, план работы классного руководителя с детьми «группы риска», заполняется ведомость оценки знаний и поведения в течение года, проводится обследование жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетних обучающихся классным руководителем, социальным педагогом и педагогом-психологом с целью изучения санитарно-гигиенических норм проживания в семье несовершеннолетних и характера взаимоотношений членов семьи.
По результатам проверки выявлено: все дети имеют хорошие условия для занятий, сна и отдыха. Все замещающие родители ответственно исполняют свои обязанности по обучению и воспитанию приёмных детей, посещают родительские собрания, выполняют рекомендации педагогов.
В течение всего года ребята «группы риска» участвуют во всех мероприятиях, проводимых учреждением.
Все дети непростые, поэтому на внутри-школьном учёте в нашей школе состоит 7 человек, в подразделении по делам несовершеннолетних — 4. На внутри-школьный учёт обучающиеся поставлены на основании характеристики и
Шахматный турнир
ходатайства классных руководителей. Регулярно я веду контроль успеваемости, посещаемости учебных занятий и занятости детей «группы риска».
В течение учебного года проводятся профилактические и индивидуальные беседы с родителями, где неоднократно разъясняются их права и обязанности по обучению и воспитанию детей, даются рекомендации: о режиме дня, как правильно готовить домашнее задание, как поощрять ребёнка в семье, как разрешить конфликт с ребёнком, чем заняться во внеурочное время. Весь учебный год целенаправленно ведётся работа по вовлечению несовершеннолетних во внеурочную деятельность. В начале учебного года все ребята школы имеют возможность записаться в кружки и секции по интересам. Охват кружковой деятельностью обучающихся — 100%. Сегодня у нас работают следующие кружки: «ЮИД», «Основы компьютерной грамотности», «Волейбол», «Театральный», «ВИА», «Шахматы».
Систематически ведётся работа с обучающимися по разъяснению уголовной и административной ответственности за преступления и правонарушения: беседы, лекции, видео, направленные на профилактику наркомании, табакокурения и пропаганду здорового образа жизни, профилактику правонарушений, а именно: открытая лекция «Наш мир без террора», классный час «Закон Краснодарского края №1539 «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае», беседы о «Правилах поведения обучающихся», по профилактике самовольных уходов, о «Привычках вредных и полезных», об «Административном наказании подростков за совершённые правонарушения», по профилактике детского травматизма на железнодорожной дороге, об «Ответственности за использование пиротехнических
Участники круглого стола «Безопасный интернет»
средств в общественных местах», об «Ответственности несовершеннолетних водителей», о «Правилах противопожарной безопасности во время новогодних праздников и зимних каникул», о «Мобильных телефонах в школе» и многие другие.
С целью предупреждения противоправного поведения обучающихся и профилактики алкоголизма, табакокурения среди подростков в школе проводятся следующие мероприятия: организация встреч с работниками правоохранительных органов, вовлечение подростков в общественно-полезную деятельность (участие в станичных митингах, акциях, посещение ветеранов и участников Великой Отечественной войны на дому, уборка мемориала на кладбище), беседы по профилактике правонарушений и безнадзорности, вовлечение обучающихся «группы риска» в работу строительной бригады.
В начале учебного года заведены журналы учёта работы по профилактике правонарушений и безнадзорности, вредных привычек, дорожно-транспор-
тных происшествий, по противопожарной безопасности и по профилактике антитеррористической безопасности, где регулярно классными руководителями ведутся записи о профилактических беседах с обучающимися. В связи с этим в учреждении созданы и реализуются 20 воспитательных программ: «Дисциплина», «Укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни», «Защитим детей от насилия», «Страна здоровья», «Программа службы примирения по профилактике межличностных конфликтов», «Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защита их прав» и многие другие, которые являются базовыми в работе педагогического коллектива.
Социальными педагогами, учителями ежедневно отслеживается посещение обучающимися учебных занятий, ведётся «Журнал движения обучающихся».
Осуществляется контроль ведения личных дел обучающихся, которые оформлены классными руководителями в
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ
Выступление танцевального кружка «Вдохновение»
соответствии с перечнем необходимых документов.
Мною заведены дневники социально-педагогического наблюдения для обучающихся 1 — 10-х классов, где ребята проходят анкетирование, тестирование, знакомятся с законами, рассказывают о своей семье, о правах и обязанностях школьников, о правилах поведения в школе, о том, кем они хотят стать в будущем.
Разработаны памятки для родителей «Поощрение и наказание в воспитании ребёнка», «Ответственность родителей», «Алкоголизм и наркомания взрослых и детей», «Как говорить с детьми на "сложные" темы», «Экология души подростка», «Роль семьи в становлении личности», «Основы формирования у ребёнка навыков здорового образа жизни» и др.
С Отделом министерства внутренних дел России по Павловскому району и нашим учреждением составлен и реализуется план совместных меропри-
ятий по профилактике правонарушений обучающихся. Работаем в тесной связи с инспекторами по делам несовершеннолетних, закреплёнными за нашим учреждением. В соответствии с планом инспекторы по делам несовершеннолетних присутствуют на заседаниях Совета профилактики, проводят профилактические беседы, посещают семьи в случае необходимости.
В течение года контролирую движение обучающихся: поддерживаю тесную связь с родителями, изучаю социальные проблемы обучающихся, консультирую классных руководителей, выступаю на родительских собраниях, педагогических советах, методических объединениях и совещаниях.
Именно социальная педагогическая работа позволяет вносить такие изменения в систему воспитания детей и подростков, которые обеспечивают оптимальные условия для их личностного становления, социальной защиты и социализации.