Научная статья на тему 'Особенности работы с семьями, находящимися в социально опасном положении'

Особенности работы с семьями, находящимися в социально опасном положении Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1057
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / СОЦИАЛЬНО ОПАСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / SOCIALLY DISADVANTAGED / ПРОФИЛАКТИКА / PREVENTION / ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ / PREVENTION OF HOMELESSNESS AND JUVENILE DELINQUENCY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бабицкая Елена Алексеевна, Третьякова Татьяна Алексеевна

В статье рассматривается специфика деятельности Отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Центра социальной помощи семье и детям «Ермаковский». Особое внимание уделяется работе с семьями, находящимися в социально опасном положении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Бабицкая Елена Алексеевна, Третьякова Татьяна Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF WORK WITH SOCIALLY DISADVANTAGED FAMILIES

The article describes the peculiarities of prevention of homelessness and juvenile delinquency work in the «Ermakovskiy» Centre of Social Help for Families and Children. Much attention is paid to the work with socially disadvantaged families.

Текст научной работы на тему «Особенности работы с семьями, находящимися в социально опасном положении»

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения в школе

должно выступать как неотъемлемый элемент системы воспитания, одним из важных факторов формирования всесторонне развитого нового поколения.

Библиографический список

1. Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства» // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. - URL: www.akorda.kz (дата обращения: 07.09.2014).

2. Послание Президента Республики Казахстан Н. А.Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. - URL: www.akorda.kz (дата обращения: 07.09.2014).

3. Концепция развития профильного обучения в Республике Казахстан. - Астана: Министерство образования и науки Республики Казахстан; Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2010.

4. Особенности предпрофильного и профильного обучения в 12-летней школе: методическое пособие. - Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. - 80 с. - URL: http:icrov-pvi.gov.kz/loader/load/40 (дата обращения: 07.09.2014).

5. Щеголь, В. И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса гимназии / В. И. Щеголь // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 9 - С. 89-91.

6. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. -М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 304 с.

© Алтенова Г. С., 2014

УДК 37.018.1

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Е. А. Бабицкая\ Т. А. Третьякова1

1Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова 1Центр социальной помощи семье и детям «Ермаковский»

В статье рассматривается специфика деятельности Отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Центра социальной помощи семье и детям «Ермаковский». Особое внимание уделяется работе с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Ключевые слова: семья, социально опасное положение, профилактика, профилактика безнадзорности и правонарушений.

В настоящее время в Российской Федерации чрезвычайно актуальна такая проблема, как рост числа семей, находящихся в социально опасном положении или относящихся к категории «группа риска». Прежде всего обращает на себя внимание ухудшение физического и психического здоровья, безнадзорность, преступность, наркомания среди детей и подростков из указанных групп семей [1]. Общеобразовательные организации, к сожалению, не в состоянии иногда оказать этим детям своевременную квалифицированную помощь, поэтому особая роль в решении вопроса дезадаптации несовершеннолетних из таких семей отводится специализированным учреждениям.

В нашей стране сформирована целая система специализированных учреждений, важнейшей задачей которых является проведение профилактической и реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками. Данные учреждения проводят также и профилактическую работу в отношении детей и подростков из семей, находящихся в социально опасном положении [1, 3].

В Ермаковском районе Красноярского края с семьями, находящимися в социально-опасном положении или оказавшимися в трудной жизненной ситуации, работает Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Ермаковский»» (далее - КГБУ СО). Это учреждение стационарного типа, в котором действуют два отделения:

- Отделение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которое осуществляет социальное обслуживание семей и детей, взаимодействует и сотрудничает с органами и учреждениями различных ведомств, входящих в систему профилактики безнадзорности несовершеннолетних, организует профилактическую и реабилитационную работу с семьями и несовершеннолетними детьми и подростками. В состав рабочей группы отделения входят социальный педагог, специалист по социальной работе, педагог-психолог;

- Отделение реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, деятельность которого направлена на реабилитацию детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет с широким спектром заболеваний, имеющих ограниченные физические и умственные возможности и проживающих на территории Ермаковского района. Отделение проводит социально-психолого-педагогическую реабилитацию детей-инвалидов, направленную на максимально полную адаптацию их к жизни в обществе. В штат этого отделения входят специалисты разного профиля: педагог-психолог, логопед, инструктор по трудовому обучению, воспитатель [4, 5].

Анализ эффективности работы КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Ермаковский»» выявил, что некоторые родители отказываются помещать детей в центр на временное проживание, мотивируя это

нежеланием расставаться с детьми. Проанализировав разные аспекты деятельности учреждения, оценив эффективность, результаты и внутренний резерв учреждения, специалисты пришли к выводу о необходимости исходить из интересов детей и не отлучать их от семей и, соответственно, об оказании услуг по реабилитации семей и детей по месту их проживания. Принимать же детей в центр с целью их реабилитации в стационарных условиях было решено в самых крайних случаях. В результате возникла необходимость пересмотреть цель и задачи учреждения.

Цель деятельности Отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Центра социальной помощи семье и детям «Ермаковский» - организация системы психологических, социальных, педагогических, социально-педагогических, правовых и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних [2].

Задачи Отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Центра социальной помощи семье и детям «Ермаковский» стали заключаться:

- в уменьшении количества семей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учёте в Комитете по делам несовершеннолетних (оказание реабилитационных услуг);

- улучшении материального благосостояния семей (информирование и оказание помощи в оформлении документов на получение всех положенных материальных выплат и льгот);

- проведении с семьями, состоящими на учёте, систематических мероприятий, направленных на улучшение психологического климата в семье, пропаганду культурного развития и поддержку здорового образа жизни семьи.

Отделение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних взаимодействует и сотрудничает с органами и учреждениями различных ведомств: Министерством образования и науки, Министерством здравоохранения, Министерством социальной политики Красноярского края, администрациями сёл, Комитетом по делам несовершеннолетних и защите их прав, Инспекцией по делам несовершеннолетних, Управлением социальной защиты населения, Управлением образования, Отделом опеки и попечительства, Комитетом по делам молодёжи, Центром занятости населения, МБОУ СОШ Ермаковского района.

Работа по решению проблем семейного неблагополучия осуществляется по двум направлениям:

- первичная профилактика семейного неблагополучия (работа с семьями на ранней стадии). Основной целью работы в рамках первичной профилактики является профилактика предпосылок семейного неблагополучия и возникновения конфликтных ситуаций;

- реабилитационная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении. Работа по реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации, заключается в корректировке и/или устранении негативных явлений (употребление алкоголя, игровая зависимость, тунеядство, жестокое обращение с детьми и т. п.), а также в сопровождении семьи с целью стабилизации ситуации в ней.

Работа Отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних включает три направления.

1. Организационно-методическая работа с сотрудниками отделения, которая заключается:

- в методическом консультировании сотрудников по теме «Технология социальной работы с семьями»;

- проведении проблемных семинаров в рамках текущей работы;

- оформлении текущей документации, составлении профилактических и реабилитационных программ для семей и несовершеннолетних;

- формировании портфолио по просветительской и консультативной профилактической работе центра с семьями;

- привлечении добровольцев и составлении договоров с ними;

- организации работы с различными учреждениями и службами с целью поиска информации о семьях, находящихся в социально опасном положении;

- проведении консилиумов по отслеживанию ситуаций в таких семьях, проведении заключительных консилиумов по итогам работы.

2. Профилактическая и реабилитационная работа с семьями, находящимися в социально опасном положении включает:

- формирование банка данных об указанной группе семей;

- разделение семей по участкам; закрепление за ними сотрудников центра;

- диагностика семей, сегментирование семей в соответствии с социальными проблемами: алкоголизмом, насилием, девиацией детей, конфликтами, материальным неблагополучием и др.;

- организация рейдов в семьи, находящиеся в социально опасном положении, обследование условий проживания семей и т. д.;

- оказание социально-психологической и социально-педагогической помощи родителям в целях предотвращения правонарушений несовершеннолетних;

- психологическая коррекция конфликтных взаимоотношений родителей с детьми, неадекватных родительских установок и стереотипов воспитания;

- организация просветительской деятельности и пропаганды здорового образа жизни с представлением печатного раздаточного материала (памятки, буклеты, брошюры);

- организация досуговых культурных и спортивных мероприятий: День защиты детей, День семьи, акция к началу учебного года «Помоги пойти учиться», акция «Семья помогает семье» (сбор и раздача вещей и игрушек нуждающимся семьям), акции, приуроченные к праздникам 23 Февраля и 8 Марта «Открытое письмо моим родителям» и др.;

- информативно-консультационная помощь семьям с целью осуществления мер их социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации (получение материальных выплат, льгот, организация летнего оздоровления детей);

- содействие в решении вопросов трудоустройства родителей.

3. Профилактическая и реабилитационная работа с несовершеннолетними состоит:

- в диагностике социально-психологических проблем несовершеннолетних (например, дефицит внимания и гиперактивность), в том числе и медицинского характера: выявление детей с отклонениями в психическом развитии, прогнозирование их развития и определение мер по нейтрализации и смягчению наслоений аномального развития;

- индивидуальной работе с детьми и подростками «группы риска»;

- индивидуальной профилактике преступлений, направленной на исправление подростка либо изменение его криминогенной ориентации: выявление мотива, определение и устранение источников отрицательного влияния, исследование возможностей создания благоприятной обстановки в семье;

- содействии восстановлению утраченных связей со школой. Для перевоспитания и исправления подростков используются различные возможности, в том числе трудотерапия, включение их в образовательный процесс, культурно-досуговая деятельность, воспитательное воздействие коллектива, индивидуальная работа [4].

В Центре сформирована «Мобильная бригада», в которую вошли специалисты отделения профилактики, осуществляющая работу по экстренному реагированию и разработке плана безопасности ребёнка в случаях чрезвычайных происшествий, если они связаны с непосредственной угрозой для жизни и здоровья несовершеннолетних.

Поэтапный план работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении: Ознакомительный этап (1-3 дня):

- первичное посещение семьи;

- сбор сведений о семье (беседа с детьми, родителями, близкими, родственниками, соседями, сослуживцами, педагогами школ);

- обследование жилищно-бытовых условий, составление акта;

- составление паспорта семьи. Диагностический этап (3-12 дней):

- определение статуса семьи (проблемная, группы риска);

- определение направления работы с семьёй;

- первичный консилиум;

- составление реабилитационной программы семьи;

- реализация программы. Результативный этап (3-12 месяцев):

- подведение промежуточных итогов реабилитационной работы с семьёй;

- промежуточный консилиум;

- коррекция реабилитационной программы семьи (по мере необходимости);

- подведение итогов реабилитационной работы с семьёй;

- регулярный контроль за ситуацией в семье. Аналитический этап:

- анализ ситуации в семье;

- заключение об эффективности реабилитационной работы с семьёй;

- заключительный консилиум;

- решение о продлении реабилитации / передаче ходатайства в соответствующие органы / снятии семьи с учёта.

Для осуществления предложенного поэтапного плана работы с семьёй, находящейся в социально опасном положении, необходимо учитывать следующие особенности:

- организация воздействия на различных уровнях социального пространства личности, включая работу с семьёй (проведение тренингов и мероприятий досугового, культурного и спортивного характера);

- учёт возрастных, половых и социальных характеристик несовершеннолетних и других членов семьи;

- позитивность информации при организации акций и просветительских мероприятий;

- личная заинтересованность и максимальная активность участников мероприятий различного характера;

- оценка последствий, планирование будущего, оптимально благоприятного для всех членов семьи. Ожидаемые результаты деятельности Отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Центра социальной помощи семье и детям «Ермаковский» приведены в таблице.

Ожидаемые результаты деятельности Отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Центра социальной помощи семье и детям «Ермаковский»

Результаты Формы отслеживания

количественные качественные

Увеличение количества семей, снятых с учёта Перевод семей из категории «находящиеся в социально опасном положении» и «группы риска» на социальный патронат Подсчёт по банку данных и по таблице услуг; анализ реабилитационных программ; заключение консилиумов

Увеличение количества семей, переведённых с жёсткого контроля на социальный патронат Улучшение микроклимата в семьях Наблюдение, опрос, заключения специалистов

Количество полученных документов на материальные выплаты и льготы Улучшение материального благополучия семьи Подсчёт по таблице услуг; наблюдение, опрос, заключения специалистов

Процентное соотношение правонарушений, совершённых несовершеннолетними, и случаев бродяжничества по отношению к соответствующему периоду прошлого года Улучшение психоэмоционального благополучия семьи Запросы в КДН и ПДН ОВД; наблюдение, опрос

Количество семей (и детей в них), участвующих в мероприятиях Наличие положительных отзывов участников мероприятий (родителей и детей) Журнал отзывов и предложений

За шесть месяцев 2014 года Центром социальной помощи семье и детям «Ермаковский» достигнуты следующие результаты.

- На учёт в районную базу данных «О несовершеннолетних и их семьях, находящихся в социально опасном положении» (далее - СОП) было поставлено:

а) 15 семей, находящихся в социально опасном положении (основание: неисполнение родительских обязанностей; наличие несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом);

б) 8 семей «группы риска» (наличие признаков неблагополучия).

- Составлено 15 Карт социального сопровождения несовершеннолетних правонарушителей.

- 42 ребёнка из семей СОП и «группы риска» прошли оздоровление на пришкольных летних площадках, 22 ребёнка - в летних оздоровительных лагерях.

- Временно трудоустроено пять несовершеннолетних (от 16 до 18 лет).

- Трём подросткам оказано содействие в получении профессионального образования через Центр занятости.

- Организованы четыре встречи с населением (присутствовало 90 человек);

- Организованы два спортивных мероприятия, в которых приняли участие 156 человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Выпущено и распространено 500 буклетов.

Таким образом, своевременное обнаружение, диагностика и решение психологических проблем имеет большое значение как для общего благополучия ребёнка, так и для профилактики возникновения возможных нарушений в семье, стабилизации ситуации в ней. От социального окружения индивида, успешности прохождения им процесса социализации, уровня его личностного развития зависит направление поисковой активности детей и подростков: реализация творческого потенциала или девиантное поведение [2].

Профилактика и коррекция девиантного поведения несовершеннолетних должны производиться с привлечением экономических, идеологических, социальных, психологических и педагогических мер. Превенция и интервенция девиантного поведения должны осуществляться государством и обществом в целом, решаться как комплекс воспитательных задач, учитывающих психологические механизмы. Кроме того, знание основных причин формирования отклоняющегося от нормы поведения, возможностей психолого-педагогического воздействия необходимо не только специалистам, но и родителям, поскольку семья является важным фактором становления личности ребёнка [4].

Библиографический список

1. Змановская, Е. В. Девиантология: учеб. для вузов / Е. В. Змановская. - М.: Изд. центр «Академия», 2009. - 288 с.

2. Психология девиантного поведения: учебно-методический комплекс по дисциплине: курс лекций / сост. Е. А. Бабицкая, А. С. Минен-кова. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2011. - 170 с.

3. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ.

4. Профилактика и коррекция девиантного поведения несовершеннолетних: учебно-методический комплекс по дисциплине: курс лекций / сост. Е. А. Бабицкая, А. С. Миненкова. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2012. - 131 с.

5. КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Ермаковский»» (официальный сайт). - URL: http://narod.my1.ru (дата обращения: 10.10.2014).

© Бабицкая Е. А., Третьякова Т. А., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.