Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия комплексной работы с семьей и ребенком «Группы риска»'

Психолого-педагогические условия комплексной работы с семьей и ребенком «Группы риска» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2204
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ГРУППА РИСКА» / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА ДЕТСКОЙ БЕЗНАДЗОРНОСТИ / СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА / «A GROUP OF RISK» / PREVENTION OF CHILDREN'S NEGLECT / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / SOCIAL ORPHANHOOD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Баженов Вячеслав Григорьевич

В статье обоснованы основные направления деятельности субъектов профилактики детской безнадзорности и психолого-педагогические условия их взаимодействия в комплексной работе с семьей и ребенком «группы риска».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYKHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF COMPLEX WORK WITH THE FAMILY AND CHILD FROM "A GROUP OF RISK»1

The paper establishes the main lines of activities of persons in prevention of children's neglect and psychological and pedagogical conditions of their interaction in complex work with a family and child from «a group of risk».

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия комплексной работы с семьей и ребенком «Группы риска»»

УДК 19.922.76 ББК 88.836 Б 16

В.Г. Баженов

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Сочинского государственного

университета туризма и курортного дела; E-mail: valeriya_42@mail. ru

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОМПЛЕКСНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ И РЕБЕНКОМ «ГРУППЫ РИСКА»

(Рецензирована)

Аннотация. В статье обоснованы основные направления деятельности субъектов профилактики детской безнадзорности и психолого-педагогические условия их взаимодействия в комплексной работе с семьей и ребенком «группы риска».

Ключевые слова: «группа риска», психолого-педагогические условия, психолого-

педагогическое сопровождение, профилактика детской безнадзорности, социального сиротства.

V.G. Bazhenov

Doctor of Pedagogy, Professor of Pedagogy Department, Sochi State University of Tourism and

Health Resort Business; E-mail: valerya_42@mail. ru

PSYKHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF COMPLEX WORK WITH THE FAMILY AND CHILD FROM ”A GROUP OF RISK»

Abstract. The paper establishes the main lines of activities of persons in prevention of children's neglect and psychological and pedagogical conditions of their interaction in complex work with a family and child from «a group of risk».

Keywords: «a group of risk», psychological and pedagogical conditions, psychological and pedagogical support, prevention of children's neglect, social orphanhood.

В условиях социально-экономической нестабильности, изменения нравственноценностных ориентиров, ухудшения психологического климата в семье и ослабления ее воспитательных функций растет количество детей, попадающих в трудные жизненные ситуации, а это, в свою очередь, приводит к росту социального сиротства, безнадзорности, преступлениям и правонарушениям в подростковой среде.

Актуальность комплексной работы с семьей и ребенком «группы риска» обусловлена тем, что во многих семьях не только не созданы адекватные условия для воспитания детей, но и, напротив, семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность.

Семья как системообразующая детерминанта в социально-культурном статусе ребенка предопределяет его дальнейшее психофизическое и социальное развитие. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость влияния семейного фактора на особенности развития ребенка: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения в поведении ребенка. Эти положения должны учитываться как в диагностической, так и в коррекционной работе с ребенком, направленной на предупреждение детской безнадзорности.

Комплексная работа с семьей и ребенком «группы риска» позволяет через оптимизацию внутрисемейной атмосферы, гармонизацию межличностных, супружеских и детско-родительских отношений решать проблемы дифференцированной и адресной помощи семье и ребенку. Работа с семьей становится, таким образом, одним из важнейших направлений в системе медико-социального и психолого-педагогического сопровождения в институциональном взаимодействии субъектов профилактики детской безнадзорности.

В «группу риска» относят детей и подростков до 18 лет:

- оказавшихся в неблагоприятных семейных условиях, угрожающих их здоровью и развитию;

- допускающих девиантное поведение;

- безнадзорных;

- испытывающих негативное воздействие на личность в семье, по месту жительства, учебы. Жестокое обращение, насилие, оскорбление, унижение, вымогательство, приобщение к алкоголю, наркотикам, вовлечение в противоправную деятельность;

- переживающих острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми;

- проживающих с родителями, находящимися в разводе или состоянии развода; временно не способными заботиться о детях в результате болезни; ведущими аморальный и паразитический образ жизни, злоупотребляющими алкоголем, наркотиками и другие.

Исследование институционального взаимодействия субъектов профилактики детской безнадзорности показало, что семья, в которой ребенок, по сути, является социально безнадзорным, сама находится в кризисном состоянии. Государство определило положение: если в семье возникает опасность для здоровья и жизни ребенка, то он направляется в сиротское учреждение, а более взрослые дети попадают под опеку правоохранительных учреждений.

Профилактика детской безнадзорности направлена на предупреждение того, что ребенок может попасть в сиротское учреждение, в приют. Поэтому в поле деятельности всех субъектов профилактики детской безнадзорности должна стать восстанавливающая работа с семьей.

Основные трудности семьи, потребность в профессиональной помощи обусловлены ее типом: многодетные, неполные, испытывающие кризис; разводящиеся;

несовершеннолетние родители, малообеспеченные, семьи с неблагоприятным психологическим климатом, с эмоционально конфликтными отношениями, с педагогически несостоятельными родителями, с жестоким обращением с детьми, другие.

В зависимости от типа семьи, нуждающейся в помощи, используются различные технологии социальной работы, цель которых - сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкретной семьи в отдельности как базовой структуры, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность ребенку.

Вместе с тем семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи равно обеспеченной, интеллигентной и малообеспеченной и малообразованной семье.

Возникает противоречие: профилактика, ликвидация безнадзорности подразумевает возвращение детей семье, а семья не может создать нормальные детско-родительские отношения, семья не готова стать субъектом профилактики детской безнадзорности. Данное противоречие определило проблему нашего исследования - определение психологопедагогических условий работы с семьей и ребенком «группы риска», при которых возможно восстановление детско-родительских отношений, возвращение ребенка в семью (возвращение не просто физическое, а психологическое).

Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы в стабильном обществе. По мере улучшения социальной ситуации в нашей стране, когда задачи обеспечения собственно социальной защиты семьи и детей отойдут на второй план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стабилизации семейных отношений выйдут на первое место.

К основным направлениям деятельности субъектов профилактики детской безнадзорности, прежде всего, относится выявление и дифференцированный учет семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной поддержке; создание банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, о безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, детях девиантного поведения и т.д.; осуществление социального патронажа семей, детей и граждан, нуждающихся в реабилитации и поддержке; определение и периодическое предоставление конкретных видов и форм социально-медицинских, социально-педагогических, социальнопсихологических, информационных, консультативных и иных социальных услуг семьям и детям «группы риска».

Для реабилитационной работы с семьей равное значение имеют все виды социальных услуг, которые должны предоставляться учреждениями социального обслуживания семьи и детей в соответствии с действующим законодательством. Это социально-бытовые услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности несовершеннолетних и членов их семей; социально-медицинские услуги, направленные на поддержание и улучшение здоровья несовершеннолетних; социально-психологические услуги, предусматривающие коррекцию психологического состояния семей и детей для их адаптации в обществе; социальнопедагогические услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития несовершеннолетних, формирование у них позитивных интересов, организацию их досуга, содействие в семейном воспитании детей; социально-экономические услуги, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня семей с детьми; социально-правовые услуги, направленные на поддержание или изменение правового статуса несовершеннолетних, оказание им юридической помощи, защиту законных прав и интересов.

Осуществление комплексной работы с семьей и ребенком «группы риска» требует комплексного планирования целей, содержания и методов этой работы, четкое определение исполнителей, сроков исполнения и супервизии.

В этом случае становится возможным определение социально-педагогических условий успешной профилактики детской безнадзорности.

Итак, общей целью взаимодействия субъектов профилактики детской безнадзорности, как отмечалось выше, является разрешение существующего противоречия: профилактика, ликвидация безнадзорности подразумевают возвращение детей в семью, а семья не может создать нормальные детско-родительские взаимоотношения, семья не готова стать субъектом профилактики детской безнадзорности.

Потому содержание работы по профилактике детской безнадзорности включает:

- обследование материальных, жилищно-бытовых, социально-культурных условий по месту учебы, работы, жительства и досуга несовершеннолетних «группы риска». Исполнители: сельские и поселковые советы, КДН. Срок исполнения: ежемесячно;

- создание и систематическое пополнение банка данных о семьях социального риска, неблагополучных детях, оказавшихся в социально опасном положении. Исполнители: муниципальный центр социальной помощи населению. Срок исполнения: постоянно;

- своевременное изымание детей из неблагополучных семей и определение их в спецучреждения. Исполнители: КДН, управление образования, отдел семьи;

- направление усилий на оказание помощи малообеспеченным и многодетным семьям, детям-инвалидам, детям-сиротам, опекаемым детям, детям «группы риска». Исполнители: отдел семьи. Срок исполнения: постоянно;

- систематический анализ выявления, учета и устройства безнадзорных детей в муниципальное учреждение для несовершеннолетних. Исполнители: управление социальной защиты, администрация, МУ Срок исполнения: ежемесячно по установленной форме;

- проведение заседаний круглого стола, семинаров, тренингов, лекций и бесед по проблемам детской безнадзорности. Исполнители: управление социальной защиты населения, ГУВД, КДН. Срок исполнения: ежемесячно;

- подготовку предложений администрации по организации работы, направленной, например, на выявление фактов насилия в семье. Исполнители: отдел семьи, управление социальной защиты населения. Срок исполнения: ...;

- организацию консультаций, собеседований с родителями, ребенком «группы риска». Исполнители: специалисты, социальные работники. Срок исполнения: .;

- организацию летнего отдыха и отдыха во время зимних каникул для детей малообеспеченных и неблагополучных семей при муниципальном центре. Исполнители: управление по социальной защите населения, управление образования. Срок исполнения: ежегодно.

Успешность реабилитационной работы может обеспечить ясное осознание того, что только в семье возможно полноценное существование и развитие ребёнка. Необходимо одновременное понимание, что действительное решение сложной и разрушительной ситуации возможно лишь при условии осознания её участниками своей ответственности за происходящее, необходимости что-то изменить в себе, в своих отношениях с окружающими, совершить какие-то созидательные усилия. Внимание к семье, к отношениям между её членами решают вопрос о характере помощи детям. Работа различных специалистов, так или иначе занимающихся кризисной семьёй или кем-либо из её членов, становится успешной, если их объединяет задача улучшения состояния семьи, если они видят, насколько сильно общее семейное неблагополучие сказывается на состоянии каждого из членов семьи. Если же такая задача сознательно принимается, то естественно возникает вопрос о кооперации и координации деятельности, об институциональном взаимодействии субъектов профилактики детской безнадзорности.

Реабилитационная работа с семьёй требует внимательного анализа ситуации, сложившейся в семье, установления контакта и определённой степени взаимопонимания с членами семьи, терпеливой оценки и апробации всех возможностей улучшения обстановки. Применение восстановительных процедур не имеет смысла без такого предварительного и постоянного осмысления ситуации.

Сложность задачи в том, что мы имеем дело с людьми, человеческими отношениями, причём с людьми, живущими в ненормальных условиях и создающими эти условия. Всё это делает и саму эту задачу и действия по её выполнению в той или иной степени исключительными. Это оправдывает привлечение к её решению общественных организаций. Конечно, нужны хорошо подготовленные специалисты именно в области реабилитационной работы с семьями.

Итак, сколько-нибудь успешная реабилитационная работа с семьей и детьми «группы риска» возможна при следующих социально-педагогических условиях:

- способности понимания субъектами профилактики реальной обстановки, межличностной ситуации в семье и принятия на основе такого понимания решений о характере дальнейших действий, выборе режима работы, применении восстановительных процедур и т.д.;

- осуществления определённых форм кооперации специалистов и партнёрства общественных, государственных и муниципальных организаций и учреждений;

- участия в работе квалифицированных кадров, подготовленных для реабилитационной работы с семьями.

Анализ показал, что только при комплексном сочетании выявленных целей, содержания и условий профилактической работы с семьей и ребёнком «группы риска» возможны следующие методы комплексной работы с семьей и ребенком «группы риска»:

- пропаганда семейных ценностей, формирование благоприятного общественного мнения о семейном образе жизни;

- диагностика семейного неблагополучия на начальных стадиях, внедрение социально-реабилитационных технологий по предупреждению семейного неблагополучия;

- развитие семейных форм жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе через патронатное воспитание и семейные воспитательные группы;

- организация условий для сохранения здоровья воспитанников, использование здоровьесберегающих технологий в работе (в том числе повышение качества социально-меди-

цинского обслуживания, качества питания, организация рационального режима дня, физкультурно-спортивной нагрузки, каникулярного отдыха, оздоровления и занятости, профилактика вредных привычек и зависимостей);

- повышение качества и результативности социального патронажа и социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Таким образом, выявленные психолого-педагогические условия комплексной работы с семьей и ребенком «группы риска» обеспечивают действенность как словесных, так и организационных методов, направленных на восстановление детско-родительских отношений и возвращение ребенка в семью, на гуманизацию жизнедеятельности ребенка в семье в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.