Научная статья на тему 'Отобрание ребенка из семьи как способ превенции административных деликтов'

Отобрание ребенка из семьи как способ превенции административных деликтов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2070
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MINOR / THREAT TO LIFE (HEALTH) / THE REMOVAL OF A CHILD / FAMILY / GUARDIANSHIP BODIES / UNITS FOR JUVENILE AFFAIRS / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / УГРОЗА ЖИЗНИ (ЗДОРОВЬЮ) / ОТОБРАНИЕ РЕБЕНКА / СЕМЬЯ / ОРГАНЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА / ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ищенко Елена Валерьевна

В статье рассматриваются вопросы отобрания детей из семьи по различным основаниям. Описывается законодательное регулирование такой процедуры в Российской Федерации, а также зарубежная практика; регламентация отобрания ребенка и необходимость введения в законодательство перечня оснований, при которых условия пребывания ребенка могут быть признаны угрожающими его жизни и здоровью. Исследован вопрос о судебном контроле за отобранием детей и расширении набора возможных действий органа опеки и попечительства при осуществлении взаимодействия с органами внутренних дел в процессе отобрания ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCLOSURE OF A CHILD FROM THE FAMILY AS A METHOD OF PREVENTION OF ADMINISTRATIVE TORTS

The article deals with the selection of children from the family on various grounds. The legislative regulation of such a procedure in the Russian Federation, as well as foreign practice, is described; the regulation of the removal of the child and the need to introduce into the legislation a list of grounds under which the conditions of the child's stay can be recognized as threatening his life and health. The issue of judicial control over the selection of children and the widening of the set of possible actions of the guardianship and guardianship authority in the course of interaction with the internal affairs bodies in the process of taking the child away from the parents or other persons in the care of whom he is.

Текст научной работы на тему «Отобрание ребенка из семьи как способ превенции административных деликтов»

Е.В. Ищенко

ОТОБРАНИЕ РЕБЕНКА ИЗ СЕМЬИ КАК СПОСОБ ПРЕВЕНЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЛИКТОВ

DISCLOSURE OF A CHILD FROM THE FAMILY AS A METHOD OF PREVENTION OF ADMINISTRATIVE TORTS

В статье рассматриваются вопросы отобрания детей из семьи по различным основаниям. Описывается законодательное регулирование такой процедуры в Российской Федерации, а также зарубежная практика; регламентация отобрания ребенка и необходимость введения в законодательство перечня оснований, при которых условия пребывания ребенка могут быть признаны угрожающими его жизни и здоровью. Исследован вопрос о судебном контроле за отобранием детей и расширении набора возможных действий органа опеки и попечительства при осуществлении взаимодействия с органами внутренних дел в процессе отобрания ребенка у родителей или других лиц, на попечении которых он находится.

The article deals with the selection of children from the family on various grounds. The legislative regulation of such a procedure in the Russian Federation, as well as foreign practice, is described; the regulation of the removal of the child and the need to introduce into the legislation a list of grounds under which the conditions of the child's stay can be recognized as threatening his life and health. The issue ofjudicial control over the selection of children and the widening of the set of possible actions of the guardianship and guardianship authority in the course of interaction with the internal affairs bodies in the process of taking the child away from the parents or other persons in the care of whom he is.

Одной из задач любого общества и государства является обеспечение права ребенка жить и воспитываться в семье. Эти права детей зафиксированы как в международных документах (Конвенция ООН «О правах ребенка»), так и в российских законодательных актах. В Семейном кодексе Российской Федерации в качестве приоритетных и самостоятельных выделяются права ребенка на воспитание в семье, на общение с родителями и другими родственниками.

Иногда возможны ситуации, когда возникшая для жизни, здоровья или психического состояния ребенка опасность требует принятия неотложных мер. В таких случаях прибегают к процедуре, которая получила название «отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью». Согласно статье 77 Семейного кодекса Российской Федерации при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится [1].

Отобрание ребенка из семьи — это радикальная и вынужденная мера, которая применяется в случаях опасности для жизни или здоровья ребенка. Данный процесс влечет за собой разлуку детей и родителей, помещение ребенка в незнакомую среду (например, в специализированное детское учреждение), а также влияет на обязанности родителей в случае лишения или ограничения их в правах.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Вопросы защиты прав и свобод несовершеннолетних изучали и освещали в своих трудах различные ученые: А. А. Беженцев, Ю. Н. Ста-рилов, Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, А. П. Алехин, Е. Ю. Аврутин, А. Б. Агапов, О. В. Пристанская, Л. И. Середа, А. М. Нечаева, Б. С. Никифоров и многие другие.

Интересен зарубежный опыт работы по данному направлению. Например, в Гражданском кодексе Франции есть специальная статья, которая звучит так: «Если здоровье, безопасность, нравственность несовершеннолетнего находятся под угрозой либо основополагающие принципы его воспитания серьезно подорваны, по отношению к нему в судебном порядке может быть принят комплекс вспомогательно-воспитательных мер. Прошение о принятии этих мер подается родителями несовершеннолетнего (вместе или любым из них в отдельности), любым другим официальным опекуном несовершеннолетнего, самим несовершеннолетним, любым государственным учреждением, занимающимся несовершеннолетними. Лишь в самых исключительных случаях эти функции перепоручаются судье по делам несовершеннолетних». В третьей части этой статьи есть слова о том, что разлучение детей с родителями во Франции может быть осуществлено лишь при наличии особой ситуации.

В Великобритании в последние годы резко возросло количество изъятий детей по заявлениям социальных работников.

Научные исследования последних лет, проведенные в разных странах Запада, показали, что отобрание детей из родных семей является серьезным риском их неблагополучного физического, психического и интеллектуального развития и плохой социализации.

В Указе Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012— 2017 годы» среди мер, направленных на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства, назван запрет на отобрание детей из семьи без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями» [2].

Семейное неблагополучие и последствия, которые влечет за собой эта проблема, напрямую отражаются на развитии ребенка. В ситуациях, когда родители ограничены в родительских правах, необходимо развивать индивидуальный подход к помощи семье с целью сохранения контакта родителей с детьми и активизации их действий по изменению сложившейся трудной жизненной ситуации. В результате проведенных мероприятий возврат ребёнка в кровную семью должен стать логичным завершением программы реабилитации.

Процессы лишения или ограничения в родительских правах требуют судебного решения и сбора доказательственной базы, а также занимают достаточно продолжительное время, что не позволяет оперативно устранить угрозу жизни или здоровью ребенка. Более того, подобная опасность для несовершеннолетнего может возникнуть и вне семьи, например в школе или на улице.

Важное значение при возникновении угрозы жизни или здоровью детей имеет организация взаимодействия органов и учреждений системы профилактики. Как уже было сказано ранее, отобрание ребенка, находящегося в ситуации, угрожающей его жизни или здоровью, осуществляется в соответствии со ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации. При реализации данной нормы в практической деятельности сотрудника органов внутренних дел (далее — ОВД) достаточно часто возникают проблемы, касающиеся взаимодействия субъектов системы профилактики: между сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних ОВД и органами опеки и попечительства. Трудности возникают ввиду того, что обнаружение детей, находящихся в состоянии, опасном для их жизни или здоровья, чаще всего происходит именно в ходе деятельности сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних ОВД, которые не обладают

полномочиями по отобранию детей, компетенция в данном вопросе отнесена к органам опеки и попечительства. В зависимости от времени обнаружения ребенка в социально опасном положении (рабочее время, ночное время, выходной или праздничный день) возможны варианты взаимодействия сотрудников полиции и работников органов опеки и попечительства.

В рабочее время такое взаимодействие не вызывает осложнений. При выявлении сотрудником подразделения по делам несовершеннолетних ОВД несовершеннолетнего, находящегося в состоянии угрозы для его жизни или здоровья, необходимо проинформировать специалиста опеки и попечительства, который при подтверждении факта осуществляет процедуру отобрания.

Соответственно, должностные инструкции специалиста органа опеки и попечительства должны содержать обязанность незамедлительного прибытия на адрес обнаружения ребенка и проведения всех необходимых мероприятий по его отобранию.

Однако нередки случаи выявления детей, находящихся в семье в состоянии угрозы для их жизни или здоровья, в вечернее или ночное время, а также в праздничные и выходные дни. В этих случаях осуществление процедуры в соответствии со ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации вызывает сложности в плане привлечения к этой деятельности специалистов опеки и попечительства.

Правовыми основаниями привлечения специалистов опеки и попечительства в вечернее или ночное время, а также в праздничные и выходные дни являются положения Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми работа за пределами установленной нормы по инициативе работодателя названа сверхурочной (ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации) и ненормированным рабочим временем (ст. 101 Трудового кодекса Российской Федерации). Условие о ненормированном рабочем времени должно быть указано в трудовом договоре работника. Как правило, такое время устанавливается для ответственных работников, для лиц, распределяющих рабочее время по своему усмотрению, и работников, чье время не поддается контролю и учету.

Привлечение работников к сверхурочной работе регламентирует ст. 99 Трудового кодекса Российской Федерации. По общему правилу требуется согласие работника; без согласия — в исключительных случаях (катастрофы, аварии, чрезвычайные ситуации и пр.). Несомненно, нахождение несовершеннолетнего в состоянии, угрожающем его жизни и здоровью, является тем самым исключительным случаем, при наличии которого возможно привлечение специалистов опеки и попечительства.

Охрана здоровья ребенка может осуществляться в различных организационных формах. В

частности, этот процесс может протекать как в условиях отсутствия активных угроз, так и при наличии субъекта, явления или процесса, создающего реальную опасность для жизни и здоровья ребенка. Если активная угроза сопряжена с бездействием родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего либо возникает по их вине, бремя защиты его жизни и здоровья ложится на государственные органы, значительная часть которых объединена системой профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Обнаружение несовершеннолетнего в обстановке, угрожающей его жизни или здоровью, представителями органов и учреждений системы профилактики может иметь место в нескольких типичных ситуациях:

1. Обнаружение безнадзорного или беспризорного вне места жительства либо в месте жительства при отсутствии родителей или иных законных представителей.

2. Обнаружение несовершеннолетнего в семье или совместно с законными представителями, если его жизни или здоровью угрожает опасность.

Выявление опасной обстановки возможно в ходе: посещения опекаемых (находящихся под попечительством) несовершеннолетних должностными лицами органов опеки и попечительства;

ежемесячных медицинских осмотров детей в возрасте до 1 года или ежегодных медицинских осмотров несовершеннолетних, а также при инициативном обращении несовершеннолетнего в органы здравоохранения;

выявления сотрудниками полиции ребенка в общественном месте, по месту жительства или в ином месте;

получения информации органов и учреждений системы профилактики.

В некоторых регионах Российской Федерации сложилась положительная практика реагирования органов и учреждений системы профилактики на обнаружение несовершеннолетнего в обстановке, угрожающей его жизни или здоровью.

Например, в Омской области в целях предупреждения семейного неблагополучия организована работа «горячих телефонных линий», действуют «правовые приемные», осуществляется консультирование подростков и родителей квалифицированными специалистами (юристами, психологами). Министерством труда области внедрен ряд технологий, направленных на раннее выявление семейного неблагополучия, оперативное реагирование на случаи насилия, совершенные несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних. Данные технологии основываются, в первую очередь, на объединении усилий специалистов разных ведомств. Среди наиболее эффективно себя зарекомендовавших — социальная служба экстренного реагирования (далее — ССЭР). Одно из направлений работы ССЭР — это своевременное получение информации о случаях семейного неблагополу-

чия. В состав ССЭР входят сотрудники полиции, при необходимости — специалисты органов опеки и попечительства. В результате совместных выездов специалисты обмениваются информацией о семье (несовершеннолетнем), проводят консультации, принимают совместное решение о дальнейшем сопровождении. Основная цель деятельности ССЭР — своевременное получение информации о случаях семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и оказание экстренной социальной, психолого-педагогической, правовой помощи несовершеннолетним, родителям (законным представителям). В настоящее время в Омской области осуществляют деятельность 8 ССЭР. Основанием для экстренного выезда служит сообщение дежурного оператора «02», телефонное или личное обращение граждан в службу. В городе Омске звонки принимают в круглосуточном режиме, в муниципальных районах — в рабочие часы. Все ССЭР оснащены специализированным транспортом, предназначенным для перевозки детей. При поступлении сообщения ССЭР осуществляет выезд по указанному адресу в целях изучения обстановки, осуществления диагностики проблемы и проведения первичной профилактической работы. Практика показывает, что по итогам выездов ССЭР угроза жизни или здоровью несовершеннолетних часто не подтверждается. Большую часть конфликтных ситуаций психологам удается разрешить на месте: нормализовать обстановку в семье, оказать родителям и детям экстренную психологическую помощь. В 2016 году во все службы поступило 3108 телефонных обращений, осуществлено 1768 выездов в семьи и на уличные объекты. По результатам выездов 719 несовершеннолетних из 487 семей помещены в государственные учреждения: 493 — в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, 226 — в медицинские организации.

В результате проведенной в 2015 году Департаментом труда и социальной защиты населения г. Москвы оптимизации были закреплены направления деятельности отдельных учреждений города, что позволило сконцентрировать ресурсы системы для организации работы с узкими целевыми группами, выделить дополнительные ресурсы для профилактической работы с семьей на территории. Данные учреждения реализуют широкий спектр услуг: социально-педагогических, социально-психологических, социально-правовых и т.п. Можно выделить основные их них:

1. Государственное бюджетное учреждение «Центр поддержки семьи и детства «Зюзино» Юго-Западного административного округа г. Москвы», основная задача которого — профилактика безнадзорности и беспризорности, семейного неблагополучия и оказание своевременной помощи несовершеннолетним и их семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Центр обеспечивает временное прожи-

вание и проведение реабилитационной работы с несовершеннолетними, оказавшимися в трудной жизненной ситуации; принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семью; оказывает социально-правовую, социально-психологическую, социально-педагогическую, социально-бытовую и иную социальную помощь несовершеннолетним, их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних; организует медицинское обслуживание; содействует в обучении несовершеннолетних. В центре функционируют: круглосуточное стационарное отделение; отделение дневного пребывания (группы полного дня, целевые группы и кратковременного пребывания); кабинет консультаций (по социально-правовым вопросам); служба сопровождения семей, принявших ребенка на воспитание, и мобильная выездная бригада с целью оперативного оказания адресной помощи.

2. Государственное казенное учреждение г. Москвы «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Алтуфьево». Основная задача центра — оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении. С 2003 года в учреждении создан и функционирует городской банк данных беспризорных и безнадзорных детей, а также детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации на территории города Москвы. На его основе оказывается экстренная помощь родителям и сотрудникам органов внутренних дел по поиску пропавших детей. На базе Центра действует телефон «горячей линии» Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы по решению проблем беспризорности и безнадзорности в г. Москве. Линия является городской и координирует работу социальных учреждений по устройству беспризорных и безнадзорных детей. С мая 2011 года работает «горячая линия» по вопросам оказания социально-психологической помощи детям и семьям мигрантов, находящимся в трудной жизненной ситуации. Основное направление работы центра — оказание помощи иногородним детям, представителям разных этнокультур.

3. Государственное бюджетное учреждение «Центр поддержки семьи и детства «Красносельский» — специализированное учреждение, входящее в систему профилактики безнадзорности несовершеннолетних города Москвы. Рассчитан на 54 несовершеннолетних круглосуточного пребывания, 46 несовершеннолетних в отделении дневного пребывания, в котором имеется группа социальной реабилитации детей-инвалидов.

С декабря 2008 года начала свою работу городская мобильная служба по оказанию помощи безнадзорным детям, которая создана для оказания адресной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а также в целях ранней профилактики детской безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий среди несовершеннолетних в местах их концентрации. Совместно с Центром на постоянной основе осуществляются выезды сотрудников полиции в адреса района к неблагополучным родителям и несовершеннолетним, состоящим на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних ОВД. Также неоценимую помощь оказывают сотрудники мобильной группы при направлении несовершеннолетних в медицинские учреждения, так как в штате имеется фельдшер, который может оказать необходимую помощь не только при работе с доставленными, но и при сопровождении последних в медицинское учреждение.

Интересен опыт Амурской области, где разработан примерный порядок межведомственного взаимодействия при возникновении «чрезвычайного происшествия» с несовершеннолетним. Порядок взаимодействия осуществляется следующим образом: при выявлении факта ненадлежащего исполнения родительских обязанностей, жестокого обращения с несовершеннолетним и необходимости оказания ему экстренной помощи представители органов системы профилактики незамедлительно извещают дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне, обеспечивают временное помещение в территориально расположенную медицинскую организацию с целью обследования и определения состояния здоровья несовершеннолетнего. Оказание экстренной психологической помощи в учреждении здравоохранения осуществляет психолог медицинской организации, в случае его отсутствия — психолог учреждения, имеющегося на территории. Медицинская организация после помещения пострадавшего несовершеннолетнего извещает дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне, где информация о несовершеннолетнем регистрируется и передается сотруднику подразделения по делам несовершеннолетних, который оперативно проверяет ее и передает в органы опеки и попечительства. Сотрудники органа опеки и попечительства, в свою очередь, на основании данных медицинского заключения о состоянии здоровья несовершеннолетнего и акта обследования семьи принимают решение о необходимости отобрания несовершеннолетнего и помещения его в пункт временного пребывания или о возможности возвращения его в семью, в случае отобрания — незамедлительно уведомляют прокурора. С целью решения вопроса об устройстве несовершеннолетнего в пункт временного пребывания органы опеки и попечительства информируют: министерство социальной защиты населения области (в случае, если ребенок не имеет статуса «ребенок-сирота» или

«ребенок, оставшийся без попечения родителей»), министерство образования и науки области (в случае, если ребенок имеет статус «ребенок-сирота» или «ребенок, оставшийся без попечения родителей»).

Для проведения консультаций по вопросам социального обслуживания в Центрах помощи семье и детям, комплексных центрах социального обслуживания населения городов Свободный, Зея, Благовещенск, п. Магдагачи действует телефонная линия, на которую также принимаются сообщения о фактах ненадлежащего исполнения родительских обязанностей, семьях, в которых дети подвергаются насилию, жестокому обращению. Представители министерства социальной защиты населения, отдела опеки и попечительства министерства образования и науки, КДН и ЗП, сотрудники полиции оперативно реагируют на данные сообщения и выезжают по таким адресам. В 2016 году осуществлено 67 выездов в семьи Амурской области по «тревожным звонкам», которые позволили предотвратить последствия ненадлежащего исполнения родительских обязанностей, жестокого обращения с детьми. Практикуется проведение совместных рейдов по неблагополучным семьям с участием всех служб системы профилактики. В ходе данных рейдов, а также во время посещения неблагополучных семей непосредственно сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних отработана практика вывода детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (отсутствие жизненно необходимых условий для детей, пьяные родители, жестокое обращение с детьми в семьях), в реабилитационные учреждения системы профилактики и социальные палаты лечебных учреждений. В целях соблюдения законности, осуществления защиты прав и законных интересов лиц, а также регламентации порядка взаимодействия учреждений здравоохранения и органов внутренних дел при поступлении (обращении) в учреждения здравоохранения граждан с телесными повреждениями насильственного характера между министерством здравоохранения Амурской области и УМВД России по Амурской области действует совместный приказ от 18.12.2012 № 94/1461 «Об утверждении Порядка взаимодействия учреждений здравоохранения и органов внутренних дел Амурской области».

В Иркутской области обеспечена работа 28 мобильных социальных служб, созданных в рамках отделений срочного социального обслуживания комплексных центров социального обслуживания населения. Мобильные социальные службы сотрудничают с государственными и негосударственными учреждениями и организациями, осуществляя социальный контроль за неблагополучными семьями, оказывая различные виды социальной помощи. Посильную помощь специалистам участковых социальных служб оказывают «Советы профилактики» (бригады специалистов по линии социальной защиты), в состав которых

входят главы муниципальных образований, работники фельдшерско-акушерских пунктов, образовательных организаций, сотрудники полиции.

Так, в Тайшетском районе специалистами мобильной социальной службы создан так называемый «социальный поезд», когда к деятельности специалистов службы подключаются волонтеры из числа представителей духовенства, иных граждан и организаций, способных оказать различные виды услуг. В 2016 году «социальным поездом» оказана помощь более чем 50 семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В работе специалисты бригады используют технологию, разработанную Национальным фондом защиты детей от жестокого обращения по раннему выявлению семейного неблагополучия. За каждой выявленной неблагополучной семьей закрепляется куратор (составляется социальный паспорт семьи, заключается соглашение о сотрудничестве, разрабатывается межведомственный план работы с семьей), на межведомственной основе организуется реабилитационная работа с семьей и (или) ребенком по восстановлению в семье условий для соблюдения прав ребенка, его воспитания и нормального развития. Специалистами мобильных социальных служб выявлено более 400 семей, находящихся в социально опасном положении.

Рассмотренный положительный опыт взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних вызывает бесспорный интерес и может быть ретранслирован на иные регионы России.

В целом работа по совершенствованию взаимодействия между субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, поскольку именно они координируют деятельность всей системы профилактики.

Между тем следует еще раз обратить внимание на проблему, которая состоит в том, что при выявлении фактов угрозы жизни или здоровью несовершеннолетнего ребенка в ночное время, праздничные или выходные дни сотрудник ОВД не может незамедлительно проинформировать специалиста органа опеки и попечительства. А по закону немедленное отобрание ребенка производится только органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Информация, направленная письменно и поступившая в орган опеки и попечительства в лучшем случае в ближайший рабочий день, может быть уже не актуальной, так как промедление в вопросе отобрания ребенка из семьи может привести к негативным последствиям.

В процедуре отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью возникает множество спорных и проблемных вопросов. На основании опыта российских организаций, действующих в сфере защиты семьи, материнства и отцовства, становится понятным, что достаточно распространенными в этой обла-

сти являются нарушения прав родителей и детей, выход органов опеки и попечительства за пределы своих законных полномочий. При этом от произвола и необоснованных вмешательств больше всего страдают малоимущие и социально незащищенные, а также многодетные семьи. Практические проблемы деятельности органов опеки и попечительства, а также других субъектов системы профилактики, связанной с вмешательством в семью, указывают на острую необходимость изменения сложившейся негативной ситуации, в том числе введения в семейное законодательство перечня оснований, при которых условия пребывания ребенка могут быть признаны угрожающими его жизни и здоровью.

В заключение необходимо сделать ряд выводов. Во-первых, при отсутствии в субъекте органов опеки и попечительства соответствующие функции должны возлагаться на органы местного самоуправления. Во-вторых, анализ регионального законодательства говорит о наличии достаточно обширных полномочий органов опеки и попечительства по отобранию детей из неблагополучных семей при соблюдении всех условий, установленных действующим российским законодательством. В-третьих, при отобрании ребенка, находящегося в ситуации, угрожающей его жизни или здоровью, в практической деятельности сотрудника ОВД достаточно часто возникают проблемы, касающиеся взаимодействия субъектов системы профилактики, а именно сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних ОВД и органов опеки и попечительства.

С целью повышения эффективности межведомственного взаимодействия следует:

1) разработать и ввести в действие график дежурств специалистов органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних в выходные и праздничные дни;

2) подготовить список работников — специалистов органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, которых можно привлекать к работе сверх установленной продолжительности, в ночное время, в выходные и праздничные дни, с указанием фамилии, имени, отчества, должности, адреса и контактного телефона;

3) определить на официальном сайте органа опеки и попечительства телефон специалиста, координирующего работу в ночное время, в выходные и праздничные дни.

Особое значение имеет взаимозависимость полномочий полиции и органов опеки и попечительства в рассматриваемой сфере, когда правовые пробелы и коллизии в правовом статусе одного субъекта провоцируют невозможность реализации в полном объеме компетенции другого. Необходимо универсализировать разрозненную правоприменительную практику относительно отобрания несовершеннолетнего, находящегося в угрожающей его жизни или здоровью обстановке, у родителей и иных законных представи-

телей, а также иных мер административно-правового реагирования на подобные факты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Семейный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 1995 г. №223—ФЗ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/

2. Национальная стратегия действий в нтересах детей на 2012—2017 годы : указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 [Электронный ресурс]. — URL: http ://www.consultant.ru/

3. Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.