Научная статья на тему 'Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников'

Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / DEVELOPMENT OF OPTIMUM CONDITIONS OF THE PROFESSIONAL SELF DETERMINATION OF THE PERSON / СОЗДАНИЕ ОПТИМАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ / SELF-DETERMINATION OF SENIOR PUPILS / ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТАРШЕКЛАССНИКОВ / PRE-PROFILE TRAINING / SENIOR PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алтенова Гульфира Саидовна

В статье поднимаются некоторые теоретические проблемы психолого-педагогического сопровождения в процессе профессионального самоопределения старшеклассников. Подчёркивается актуальность и важность организации системы психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной школе Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF SENIOR PUPILS' PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

The article discusses the problems of psychological-pedagogical support in the process of senior students' professional self determination. The article considers actuality and importance of organizing the system of psychological-pedagogical support in the secondary school of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 37.047:37.048.45

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Г. С. Алтенова

Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Петропавловска Республики Казахстан

В статье поднимаются некоторые теоретические проблемы психолого-педагогического сопровождения в процессе профессионального самоопределения старшеклассников. Подчёркивается актуальность и важность организации системы психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной школе Казахстана.

Ключевые слова: психолого-педагогическое сопровождение, профессиональное самоопределение личности, создание оптимальных условий профессионального самоопределения, предпрофильная подготовка старшеклассников.

Создание социально-организационных, психолого-педагогических условий, обеспечивающих полноценное развитие каждого ребёнка от момента его поступления в школу и до её окончания, является одной из основных задач психологической службы школы.

Цель деятельности службы практической психологии - психолого-педагогическое сопровождение, то есть создание условий для максимального личностного развития и обучения ребёнка в рамках объективно данной ему социально-педагогической среды.

В современном мире, в условиях глобализации и интернационализации всех сфер жизни, важнейшим фактором устойчивого развития государства становится развитие социального ресурса, конкурентоспособности граждан страны, что во многом определяется состоянием и перспективами организации системы образования, уровнем и содержанием предоставления образовательных услуг. Важнейшее социальное требование к школе заключается в ориентации образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В качестве одной из важнейших задач образовательного учреждения нами выделяется создание оптимальных условий профессионального самоопределения личности, способной плодотворно жить в современном обществе и преобразовывать его, самостоятельно принимать жизненно важные, верные решения, самореализовываться во всех сферах жизнедеятельности, в том числе профессиональной.

Перед образовательной системой Казахстана сегодня поставлены качественно иные цели и задачи, чем это было в недавнем прошлом, необходимость которых была продиктована социальным заказом на подготовку специалистов новой формации, способных эффективно производить новые знания и новые идеи, технологии.

В Послании Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу страны (2012 г.) сказано: «Наша главная цель - к 2050 году создать общество благоденствия на основе сильного государства, развитой экономики и возможностей всеобщего труда» [1]. В этом же значимом государственном акте лидер страны назвал один из важных путей достижения указанной цели: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией». Весьма существенным является также и то, что президент обозначил ключевые ориентиры современной системы образования, которыми должны стать знания и профессиональные навыки каждого человека [1]. В Послании 2014 года Н. А. Назарбаев уточняет, что должно лежать в основе создания общества благоденствия: «Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев» [2].

Приоритетным направлением создания общества благоденствия, являющегося основой сильного государства с развитой экономикой и высокой культурой, на государственном уровне становится формирование высокообразованного человека, профессионала в выбранной области деятельности, способного раскрыть свой потенциал на благо семьи, коллектива, в котором трудится, общества в целом. Понятно, что основы основ всего этого закладываются в общеобразовательной школе.

Многолетняя практика деятельности общеобразовательной школы показывает, что, начиная со старшего подросткового возраста, в системе образования должны быть созданы условия для реализации способностей учащихся, удовлетворения их интересов и формирования их дальнейших жизненных планов. Однако, как свидетельствует практика работы педагогических коллективов школ с учащимися и исследования их будущих профессиональных запросов и интересов, большинство старшеклассников отдают предпочтение тому, чтобы знать основы базовых школьных предметов. Углублённое же изучение тех учебных дисциплин, которые выбираются школьниками, как правило, не связано с целью дальнейшей их специализации в данной выбранной предметной области и, соответственно, не ориентировано на конкретную будущую специальность, а прежде всего обусловлено выбором того вуза, в котором абитуриент предполагает

обучаться в дальнейшем, а также ориентацией на простое соотношение результатов сданных ими ЕНТ1 и на проходной балл в тот или иной вуз.

Таким образом, выбор профиля обучения осуществляется учащимися старших классов в большей мере спонтанно, необдуманно. Отсюда становится очевидной необходимость оказания психолого-педагогической помощи школьникам в выстраивании траектории обучения «профиль - профессия - ЕНТ - вуз» в соответствии с их будущими профессиональными интересами, склонностями и намерениями. Это означает, что существенно возрастает роль предпрофильной подготовки старшеклассников.

Понятие «предпрофильная подготовка» рассматривается в «Концепции развития профильного обучения в Республике Казахстан», важнейшими задачами которой являются: во-первых, развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов учащихся, что способствует осознанному выбору в определении будущей профессиональной деятельности; во-вторых, оказание психолого-педагогической помощи учащимся в приобретении представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным самоопределением; в-третьих, развитие у учащихся способности принимать осознанное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии [2].

В методическом пособии «Особенности предпрофильного и профильного обучения в 12-летней школе» [4] отмечается, что профильное обучение, с психологической точки зрения, является попыткой совместить задачи подросткового и юношеского возрастов. С одной стороны, в период школьного обучения психическое развитие подростков и юношей ещё не завершено и поэтому необходимо обеспечить разнообразие и универсальность содержания школьного образования. С другой стороны, довольно рано от подростка требуется профессиональное самоопределение, свойственное больше юношескому возрасту. Перед учащимися, находящимися на уровне предпрофильной подготовки, стоит задача не только определить для себя будущее профессиональное направление, но и выбрать конкретное учебное заведение, и уже, исходя из этого, выбрать предметы для изучения их на повышенном либо углублённом уровне. Но, как показывает практика, далеко не все старшеклассники способны сделать окончательный выбор в пользу той или иной будущей профессиональной деятельности вследствие таких факторов, как возрастные и индивидуальные особенности, которые обусловлены тем, что не всегда у школьников подросткового и даже юношеского возраста в должной мере сформированы ответственность, целеустремлённость и другие черты личности, необходимые для профессионального самоопределения.

Профориентационную работу следует направлять на развитие личностной активности учащихся, переработку некритично перенятых от взрослых (родителей, родственников, знакомых) будущих профессиональных планов и оценок школьников. Кроме того, важной задачей школьной профориентации является формирование положительной профессиональной мотивации учащихся, выявление их профессиональных интересов к тем или иным сферам деятельности. Профориентационная работа в школе должна стать универсальным компонентом образовательного процесса, а одним из главных, определяющих звеньев этой работы должно быть психолого-педагогическое сопровождение, то есть создание в рамках объективно данной ученику социально-педагогической среды условий для максимального личностного развития и обучения [5].

Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников должно реализовать ряд целевых и инструментальных функций. К целевым функциям относятся следующие: оказание целенаправленного влияния на целостное развитие ученика, раскрытие его индивидуальных способностей, своевременная поддержка в решении проблем, возникших с будущей профессиональной ориентацией, содействие в преодолении трудностей и коррекция личностной позиции школьника в вопросах профессионального самоопределения. К инструментальным функциям относятся: выявление причин возникающих у школьника затруднений и проблем с выбором будущей профессиональной области деятельности, прогнозирование перспектив развития личности школьника, помощь в составлении конкретных личных планов (в нашем случае - это помощь в профессиональном самоопределении), организация взаимодействия участников образовательного процесса.

Методически и содержательно правильно организованная работа по психолого-педагогическому сопровождению профессионального самоопределения старшеклассников, а также создание в школах для такого сопровождения эффективной системы психологической, информационной и организационной деятельности должны способствовать формированию у школьников личностного отношения к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности. Системная эффективная работа по профессиональному самоопределению должна привести учащихся и к выбору способа реализации их профессиональных устремлений. Одним из условий этого, безусловно, является согласование личностных и социально-профессиональных потребностей человека, образ его жизни. Выбор профессии и профессиональное становление в конечном итоге зависит от выбора активной жизненной позиции человека [6, с. 220]. К моменту окончания основной школы у учащихся должно состояться профессиональное самоопределение, ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности, способствующей адекватному выбору школьниками направления дальнейшего обучения и своей профессиональной карьеры в целом.

1 В Республике Казахстан ЕНТ дерации.

- Единое национальное тестирование, аналог ЕГЭ - Единого государственного экзамена в Российской Фе-

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения в школе

должно выступать как неотъемлемый элемент системы воспитания, одним из важных факторов формирования всесторонне развитого нового поколения.

Библиографический список

1. Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050». Новый политический курс состоявшегося государства» // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. - URL: www.akorda.kz (дата обращения: 07.09.2014).

2. Послание Президента Республики Казахстан Н. А.Назарбаева народу Казахстана от 17 января 2014 года «Казахстанский путь - 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. - URL: www.akorda.kz (дата обращения: 07.09.2014).

3. Концепция развития профильного обучения в Республике Казахстан. - Астана: Министерство образования и науки Республики Казахстан; Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2010.

4. Особенности предпрофильного и профильного обучения в 12-летней школе: методическое пособие. - Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2013. - 80 с. - URL: http:icrov-pvi.gov.kz/loader/load/40 (дата обращения: 07.09.2014).

5. Щеголь, В. И. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса гимназии / В. И. Щеголь // Фундаментальные исследования. - 2008. - № 9 - С. 89-91.

6. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. -М.: Изд. центр «Академия», 2004. - 304 с.

© Алтенова Г. С., 2014

УДК 37.018.1

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ

Е. А. Бабицкая1, Т. А. Третьякова1

1Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова 2Центр социальной помощи семье и детям «Ермаковский»

В статье рассматривается специфика деятельности Отделения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Центра социальной помощи семье и детям «Ермаковский». Особое внимание уделяется работе с семьями, находящимися в социально опасном положении.

Ключевые слова: семья, социально опасное положение, профилактика, профилактика безнадзорности и правонарушений.

В настоящее время в Российской Федерации чрезвычайно актуальна такая проблема, как рост числа семей, находящихся в социально опасном положении или относящихся к категории «группа риска». Прежде всего обращает на себя внимание ухудшение физического и психического здоровья, безнадзорность, преступность, наркомания среди детей и подростков из указанных групп семей [1]. Общеобразовательные организации, к сожалению, не в состоянии иногда оказать этим детям своевременную квалифицированную помощь, поэтому особая роль в решении вопроса дезадаптации несовершеннолетних из таких семей отводится специализированным учреждениям.

В нашей стране сформирована целая система специализированных учреждений, важнейшей задачей которых является проведение профилактической и реабилитационной работы с дезадаптированными детьми и подростками. Данные учреждения проводят также и профилактическую работу в отношении детей и подростков из семей, находящихся в социально опасном положении [2, 3].

В Ермаковском районе Красноярского края с семьями, находящимися в социально-опасном положении или оказавшимися в трудной жизненной ситуации, работает Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Ермаковский»» (далее - КГБУ СО). Это учреждение стационарного типа, в котором действуют два отделения:

- Отделение профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которое осуществляет социальное обслуживание семей и детей, взаимодействует и сотрудничает с органами и учреждениями различных ведомств, входящих в систему профилактики безнадзорности несовершеннолетних, организует профилактическую и реабилитационную работу с семьями и несовершеннолетними детьми и подростками. В состав рабочей группы отделения входят социальный педагог, специалист по социальной работе, педагог-психолог;

- Отделение реабилитации детей с ограниченными умственными и физическими возможностями, деятельность которого направлена на реабилитацию детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет с широким спектром заболеваний, имеющих ограниченные физические и умственные возможности и проживающих на территории Ермаковского района. Отделение проводит социально-психолого-педагогическую реабилитацию детей-инвалидов, направленную на максимально полную адаптацию их к жизни в обществе. В штат этого отделения входят специалисты разного профиля: педагог-психолог, логопед, инструктор по трудовому обучению, воспитатель [4, 5].

Анализ эффективности работы КГБУ СО «Центр социальной помощи семье и детям «Ермаковский»» выявил, что некоторые родители отказываются помещать детей в центр на временное проживание, мотивируя это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.