Торопов А.П. ©
Магистрант, слушатель факультета внутренних войск,
Военный Университет Министерства обороны России
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РФ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫЕ
ЗАДАЧИ
Аннотация
В статье определены основные положения социально-психологического
сопровождения военнослужащих внутренних войск МВД РФ, выполняющих служебнобоевые задачи, а также проблемы, возникающие в ходе его реализации.
Ключевые слова: социально-психологическое сопровождение военнослужащих, моральнопсихологическая подготовка, реабилитация.
Keywords: social and psychological prevention, moral and psychological preparation military, rehabilitation.
Современный этап развития внутренних войск МВД РФ характеризуется значительным усилением внимания к проблеме надежного и эффективного исполнения своих обязанностей военнослужащими в условиях динамичной деятельности. Необходимость поддержания и укрепления морально-психологического состояния и психологической устойчивости военнослужащих, повышения их готовности и способности к выполнению задач в любых условиях обстановки, быстрому восстановлению после выполнения поставленных задач обусловили проводимую сегодня реформу системы воспитания и обучения личного состава.
Актуальность социально-психологического сопровождения служебно-боевой
деятельности войск заключается в том, что она прямо пропорционально уровню моральнопсихологического состояния личного состава: чем качественнее морально-психологическая подготовка, тем выше уровень морально-психологического состояния и готовность к выполнению служебно-боевых задач.
Важной составной частью организации деятельности органов управления внутренними войсками и должностных лиц по формированию психологической готовности, поддержанию психологической устойчивости личного состава и воинских коллективов в интересах выполнения служебно-боевых задач является социально-психологическая работа.
Одним из основных направлений социально-психологической работы является социально-психологическое сопровождение^] военнослужащих подразделений (воинских частей) внутренних войск МВД РФ в ходе выполнения служебно-боевой деятельности (далее - СБД) и является комплексом мероприятий по социально-психологическому изучению и углубленному психологическому и психофизиологическому обследованию военнослужащих, оказанию им психологической помощи и психологической поддержки в процессе военнопрофессиональной деятельности, а также коррекции нарушенных функциональных состояний, проводимых с целью повышения эффективности СБД с учетом личностных, психофизиологических особенностей и состояния здоровья[3].
Главной задачей социально-психологического сопровождения является оптимизация военно-профессиональной подготовки военнослужащих с целью повышения эффективности СБД. Объектом проводимых мероприятий является конкретный военнослужащий, а субъектом - его функциональное состояние, психическая сфера и особенности организации взаимодействия с внешней (военно-профессиональной) средой.
© Торопов А.П., 2015 г.
Основными целями являются:
- оказание помощи в реализации своих способностей;
- усиление положительных, и коррекция негативных качеств для достижения психологического комфорта и сохранения психического здоровья.
Основными направлениями деятельности при проведении мероприятий психологического сопровождения являются[4]:
- оценка индивидуальных психологических особенностей военно-профессиональной адаптации военнослужащих;
- углубленное изучение военнослужащих с признаками затрудненной военно-профессиональной адаптации;
- психологическая помощь лицам с признаками затрудненной адаптации, находящимся в дезадаптивных состояниях, связанных с недостаточным развитием профессионально важных качеств;
- проведение профессиональной консультации;
- психологическая поддержка при возникновении кризисных ситуаций в процессе прохождения военной службы;
- психологическая коррекция неадекватных типов реагирования на возникающие трудности;
- развитие профессионально важных качеств, необходимых для успешного овладения военно-профессиональной деятельностью;
- разработка практических рекомендаций и предложений по индивидуальновоспитательной работе с военнослужащими;
- консультирование командиров (начальников) по вопросам индивидуального подхода к воспитанию и обучению военнослужащих.
Морально-психологическая подготовка[5] личного состава представляет собой процесс целенаправленного формирования психических качеств, обеспечивающих устойчивое и надежное осуществление воинской деятельности в различных служебнобоевых ситуациях.
Принципиальная схема морально-психологической подготовки в процессе боевой учебы представлена на рисунке 1[9]:
Рис. 1. Принципиальная схема морально-психологической подготовки
Основа морально-психологической подготовки - принцип максимального
приближения боевой подготовки, всей жизнедеятельности войск к боевым условиям, т.е. целенаправленное создание в этих процессах факторов, адекватных по своей психологической структуре и характеру действия на психику факторам современного боя и боевой службы[5].
Г лавный принцип - учить тому, что необходимо для решения боевых задач в мирное и военное время.
Вместе с тем, необходимо отметить, что от качества морально-психологической подготовки зависит социально-психологическое сопровождение боевых действий или выполнения СБЗ.
Социально-психологическая работа выступает в качестве неотъемлемой составной части морально-психологического обеспечения боевых действий. Она нацеливается на формирование, поддержание и восстановление психологических качеств и состояний военнослужащих, необходимых для эффективного решения ими боевых задач. При технологическом подходе к социально-психологическому сопровождению в ней выделяются два взаимосвязанных компонента: психологическое проектирование и психологическая коррекция.
Проектирование состоит в прогнозировании психологического содержания ситуаций предстоящей деятельности и закладывании в них психологических условий, обеспечивающих оптимальное решение боевых задач. Коррекция, как компонент социальнопсихологического сопровождения в боевой обстановке предполагает выявление, оценку и изменение психологических условий уже осуществляющейся деятельности. Исходя из сказанного, общая технологическая схема социально-психологического сопровождения представлена на рисунке 2.
__________Проектирование_______
- психологический отбор;
- распределение по подразделениям;
- психологическая подготовка.
•*
«Вход»
Факторы предстоящей
социально- психологические эргономические
1 Г 1 Г
индивидуально-личностные
I
I
боевые
психофизиологически
'[____________________________________________________________________________у
Коррекция___________i i_________«Сопровождение»
Оптимизация внешних условий. ► - установки
Психологическая помощь: - настрой
- поддержка - мотивы
- реабилитация -* - состояния
- отношения
- восприятия
- психологическое здоровье
- взаимоотношения
▼ ▼
Проектирование, коррекция «Выход»
Социально-психологическая реадаптация • Ценностные ориентации, состояния
Рис. 2. Технологическая схема социально-психологического сопровождения
Социально-психологическое сопровождение воинской части в ходе выполнения СБЗ включает в себя[6]:
- оценку в течение 5-7 дней после прибытия в пункт временной дислокации общего психологического состояния личного состава, выявление военнослужащих, имеющих сниженный психофизиологический потенциал, признаки вероятных боевых психических травм, нервно-психической неустойчивости, стрессовых нарушений, находящихся в состоянии дезадаптации;
- определение подразделений, оказавшихся в наибольшей степени подверженными психотравмирующему воздействию;
- организацию в подразделениях психодиагностики психических состояний личного состава, выявление военнослужащих с признаками боевых психических травм, стрессовых психических нарушений и расстройств;
- проведение групповых занятий по психоэмоциональной регуляции и ситуативнообразному отреагированию боевых психотравмирующих эпизодов;
- проведение индивидуальных психокоррекционных бесед с военнослужащими, получившими боевые психические травмы и имеющими признаки стрессовых психических нарушений.
После прибытия воинских частей (подразделений) в пункты постоянной дислокации со всем личным составом организуется психодиагностическое обследование личного состава воинской части (подразделения).
По результатам обследования военнослужащие подразделяются на три группы[8]:
первая группа - военнослужащие без существенных отклонений психического состояния, сохранившие способность полноценной социальной адаптации и
трудоспособность, справляющиеся со своими служебными обязанностями, имеющие благоприятные взаимоотношения в семье;
вторая группа - военнослужащие, имеющие функциональные отклонения, сниженный уровень работоспособности, испытывающие затруднения в повседневной жизни, но сохраняющие достаточный контроль над своим поведением посредством значительного напряжения сил и ресурсов, нуждающиеся в проведении восстановительных мероприятий;
третья группа - военнослужащие, имеющие выраженные проявления
посттравматической стрессовой симптоматики, нарушения социальной и профессиональной адаптации, значительные проблемы в личной жизни.
После проведения мероприятий общей психореабилитационной работы проводится повторное психодиагностическое обследование и изучение с выработкой рекомендаций по дальнейшему служебному использованию военнослужащих.
Рис. 3. Социально-психологическая помощь военнослужащим внутренних войск МВД России -участникам боевых действий и военнослужащим с ПТСР
Все военнослужащие до и после выполнения СБЗ проходят целевые профилактические обследования.
Профилактические обследования военнослужащих осуществляются психологами соединений и воинских частей внутренних войск.
Психотерапевтическая и психокоррекционная работа с военнослужащими с нарушениями психической деятельности, оказание им психологической помощи по восстановлению трудоспособности должны проводиться постоянно.
Командиры (начальники) несут персональную ответственность за организацию и обеспечение мероприятий, направленных на восстановление физического, психического здоровья и работоспособности военнослужащих по возвращении их в места постоянной дислокации.
Восстановительные мероприятия сопровождаются социально-психологической и психопрофилактической работой в воинских коллективах: оптимизацией межличностных отношений, реализацией социальных гарантий, оказанием психологической помощи членам семей военнослужащих.
При целевых профилактических обследованиях используются психодиагностические методики и методы по оценке функциональных и психических состояний, применяемые во внутренних войсках и органах внутренних дел МВД России.
Не менее важными и актуальными являются правовое и социальное направление, которое строится на «адресной работе» командиров (начальников) воинских частей и подразделений, где непосредственно организуется процесс реализации социальных гарантий военнослужащих, установленных законодательством РФ и ведомственными нормативноправовыми актами.
Должностные лица непосредственно обязаны контролировать реализацию социальных гарантий военнослужащих, предусмотренных законодательством; своевременно рассматривать поступившие жалобы, предложения и заявления; не реже одного раза в полугодие проводить вечера вопросов и ответов с военнослужащими проходящими военную службу по контракту; проводить прием по личным вопросам военнослужащих и членов их семей.
Еще одним актуальным направлением являются медико-психологические мероприятия по реабилитации военнослужащих после командировки, которые организуются командирами соединений и воинских частей в пунктах постоянной дислокации по отдельной программе, разработанной с учетом специфики задач внутренних войск МВД России в соответствии с законодательством РФ[2].
Последовательность работы должностных лиц по организации реабилитации можно разбить по следующим этапам[7]:
1. Изучение и вычленение конкретных требований нормативно-правовых актов по организации комплекса работ;
2. Диагностика и анализ проблем, возникших в ходе реабилитации;
3. Первоочередное определение мер по проведению реабилитации «трудных» и «пострадавших» военнослужащих;
4. Выработка и отдание указаний конкретной работы с каждым типом военнослужащих;
5. Постановка практических задач ответственным лицам;
6. Персональное участие в мероприятиях;
7. Осуществление контроля и корректировки мероприятий в динамике;
8. Обучение ответственных лиц методике осуществления реабилитационной работы;
9. Изучение, обобщение и внедрение положительного и передового опыта работы;
10. Доклад старшему начальнику о состоянии личного состава и проведенной работе. Заключение
Состояние психического здоровья военнослужащих в современных условиях военной службы непрерывно изменяется под влиянием многочисленных внешних факторов. Выполнение всех условий и мероприятий социально-психологического сопровождения позволяет успешно восстанавливать и сохранять боеспособность военнослужащих для их дальнейшего выполнения СБЗ.
Командиры всех степеней должны помнить, что человек может перенести самые тяжелые страдания и лишения лишь в том случае, если он способен придать им личностнозначимый смысл, если он ощущает свою необходимость и защищенность, находит понимание, уважение и моральную поддержку со стороны окружающих.
Литература
Приказы и нормативно-правовые документы:
1. Приказ главнокомандующего ВВ МВД России от 20.12.2014г. № 515 «О совершенствовании социально-психологической работы во внутренних войсках МВД России».
2. Приказ МВД России от 02.09.2013 г. № 660 «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации».
Методические, справочные и учебные пособия:
3. Словарь-справочник основных терминов и понятий «Организация МПО»: Учебно-методическое пособие / Под ред. А.А. Чертополоха М.: ВУ, 2009.
4. Рабочая книга психолога внутренних войск/ под ред. Кавуна С.Ф. М.: УРЛС ГКВВ, 1997.
5. Караяни А. Г., Сыромятников И. В. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2006.
6. Методическое пособие «Мероприятия психологической реабилитации военнослужащих ВВ МВД России после выполнения СБЗ» / под ред. Топчего С.С. М.: ГКВВ МВД России, 2004.
7. Педагогическая профилактика отклонений в поведении военнослужащих и реабилитация участников боевых действий: структурно-логические действия, под редакцией Алехина И.А., Деникина А.В., Федака Е.И, М.: ВУ, 2013.
8. Федак Е.И. Педагогическая реабилитация военнослужащих ВВ МВД России, выполнявших СБЗ. Автореф. на соиск. уч. степ. кандидата пед. наук. М., 2004.
Статьи из журналов и сборников:
9. Менжега Ю.Д. «Психологическая подготовка военнослужащих внутренних войск МВД России к выполнению СБЗ в Северокавказском регионе. М. «Войсковой вестник» 2003. № 2.