УДК 740 ББК 88
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ
АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ БАДАЕВ,
кандидат экономических наук, доцент, ведущий инженер по научно-технической информации научно-исследовательского отдела Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: [email protected]; ИРИНА ВИКТОРОВНА УСАЧЕВА, кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя E-mail: irina-u @ yandex.ru Научная специальность 19.00.03 — психология труда, инженерная психология, эргономика
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Исследуется динамика профессионального самоопределения личности, его значение в профессиональном самоопределении и профессиональном становлении, стиля профессионально-деятельностного общения будущих психологов органов внутренних дел на разных курсах обучения. Значительное внимание уделено изучению социально-психологических факторов профессионального самоопределения.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональное развитие, образ будущей профессиональной деятельности, самоопределение, кадровая политика.
Annotation. The authors attempted to study the dynamics of professional self-determination of the individual, its value in professional self-determination and professional formation, style of professional communication of future psychologists of the activity of internal affairs bodies in the different courses of study. Considerable attention is paid to the study of social and psychological factors samoopredeleniya.
Keywords: professional identity, professional development, the image of their future professional activity, self-determination, human resources policy.
Данная тема актуальна в связи с необходимостью постоянного совершенствования профессиональной подготовки полицейских, которая начинается в стенах образовательного учреждения, диктуется современными тенденциями развития Российского общества. Кадровая политика министерства, совершенствование нормативной правовой базы, реформирование системы образования и направленность на формирование позитивного имиджа сотрудников ОВД — все имеет свое отражение на социально-психологических компонентах личности учащегося вуза
МВД России и, как следствие, на процессе профессиональной идентификации выпускника вуза.
Профессиональная идентичность служит связующим звеном между гражданской позицией будущего сотрудника ОВД и его профессиональной мотивацией. Изначально, выбор работы в правоохранительных органах тесно связан с выраженностью правового сознания, нравственной социализацией. Эффективная, сознательная интериоризация (процесс перехода внешних явлений во внутренние, психические явления, компоненты, качества личности) ценностей
своей профессии, приведет к осознанному принятию их в качестве руководства к действию, только тогда профессиональная идентичность будет выполнять свои непосредственные функции: ориентационную, структурную (сохранение определенности), целевую (построение модели поведения), сохранение и развитие собственного духовного потенциала.
Профессиональная идентичность тесным образом связана с профессионализацией. Каждому этапу профессионализации (процесс приобретения субъектом труда таких свойств и качеств, которые позволяют ему решать весь спектр производственных задач, т.е. процесс становления человека специалистом в выбранной профессии) соответствует определенное правило поведения, являющиеся общим для всех профессий. Становление профессиональной идентичности, характеризуется включением в профессию — от стадии простого приписывания до стадии внутреннего выбора ценностей, а также норм поведения в своей профессии.
Теоретический анализ проблемы позволил выделить ряд показателей успешности профессионального самоопределения личности, к которым относятся: состояние сформированности профессиональной идентичности, осознание человеком принадлежности к выбранной профессии, к профессиональной группе), наличие профессиональных планов, интерналь-ный локус контроля, удовлетворенность профессиональным выбором.
Среди факторов, препятствующих успешному профессиональному самоопределению молодых людей, можно перечислить: неблагоприятное внешнее окружение, недоверие и не уважение к полиции со стороны населения с одной стороны, наличие внутренних проблем — с другой. В нормативно-правовых актах Министерства внутренних дел Российской Федерации четко обозначена важность подготовки для системы МВД России квалифицированных кадров. Однако, зачастую молодые люди поступают в учебные заведения МВД России, не основываясь на устойчивых взглядах и сформированной мотивации, а, руководствуясь случайными, внешними обстоятельствами. Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что уровень профессионального самоопределения курсантов начальных курсов и выпускников вуза МВД России различны и характеризуется рядом факторов.
Для подтверждения данного предположения было организовано и проведено экспериментальное исследование, с целью изучения особенностей профессиональной идентификации учащихся вуза МВД России, а именно отличий на разных этапах профессиональной подготовки представлений о будущей
профессиональной деятельности, стиле профессионального общения.
70 курсантов 1-го и 5-го курсов факультета подготовки психологов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в возрасте от 17 до 25 лет были исследованы по методике, разработанной А.В. Морозовым, на выявление ориентационных стилей профессионально-деятельностного общения и методики, разработанной М. Рокичем, изучения ценностных ориентации и основанной на приеме прямого ранжирования списков ценностей.
На первом этапе анализа результатов исследования были выявлены особенности процесса профессиональной идентичности среди учащихся первого курса. У большей части курсантов (53%) выявлена ориентация на людей, что можно объяснить гуманистической направленностью выбора профессии психолога. В равных долях среди учащихся первого курса распределились ориентация на действие и ориентация на процесс — по 20%, и лишь у 7% учащихся была выявлена ориентация профессионального общения на перспективу, будущее.
Таким образом получились две выборки:
• учащиеся с ориентацией на людей;
• выбравшие другие направленности общения.
Следующим шагом было выявление, по методу
ранговой корреляции Спирмена, корреляционных связей между иерархиями терминальных и инструментальных ценностей по списку М. Рокича. Основные расхождения приходятся на ценности: «Интересная работа», «Аккуратность», «Исполнительность», «Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов» и «Честность», ранги остальных ценностей достаточно близки. Затем были проанализированы результаты выполнения предложенных методик пятым курсом. У 50% слушателей была выявлена ориентация на процесс профессионального общения. Ориентация на действие и ориентация на будущее выявлены у 20% процентов слушателей соответственно, и у 10% выпускников была выявлена ориентация на людей в процессе профессионального общения.
В сложившихся группах методом ранговой корреляции Спирмена были определены корреляционные связи между иерархиями ценностей в группе выпускников среди слушателей, ориентированных на процесс и выбравшими другие виды направленностей. Основные расхождения приходятся на ценности «Познание», «Развлечение» и «Ответственность», ранги остальных ценностей достаточно близки.
На следующем этапе анализа выявленных социально-психологических факторов профессионального самоопределения учащихся вуза МВД России были выявлены статистически значимые различия в
ранжировании ценностных ориентаций курсантами первого курса обучения и слушателей пятого курса вуза МВД России.
1 0,8
«... 0,57 0,317 0,422 0,2
/ / /V о* /
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:
• для слушателей пятого курса, по сравнению с первокурсниками, снижена значимость таких терминальных ценностей (общих жизненных самоценностей), как любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
• в тоже время для выпускников большее значение приобретают такие цели стремлений, как развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) и уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений);
• наибольшее отличие было выявлено в ряду инструментальных ценностей, тех средств, черт, которые способствуют достижению целей, а именно: для выпускников становится значимее жизнерадостность (чувство юмора), широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки), эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), чуткость (заботливость);
• однако, такие характеристики жизнедеятельности как высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания), исполнительность (дисциплинированность), непримиримость к недостаткам в себе и в других — для первокурсников имеет большее значение, чем для слушателей.
В целом, полученные результаты, отражают общую тенденцию в групповых различиях по предпочитаемому стилю профессионально-деятельностного общения. Среди слушателей преобладает ориентация на процесс деятельности, они нацелены на развитие, на уверенность в профессиональной сфере. Для будущих психологов-пятикурсников важно проявлять широту взглядов в деятельности, важна эффективность их общения с людьми, они готовы проявлять
чуткость и жизнерадостность. Первокурсники, еще только начинающие знакомство со спецификой профессии психолога правоохранительной деятельности, только определяющие вектор их профессионального самоопределения, направлены на установление контакта, близости с окружающими, они адаптируются в новом коллективе, для них значимо признание товарищей, в рамках системы они готовы проявлять исполнительность, но мало нацелены на процесс психологической работы.
Выполненной программой экспериментального исследования, была подтверждена выдвинутая гипотеза о наличии ряда социально-психологических особенностей, определяющих процесс профессиональной идентичности слушателей пятого курса вуза МВД России таких, как:
• ценностные ориентации;
• стиль профессионального общения.
Проведенное исследование позволило выявить отличия между профессиональной идентичностью курсантов первого курса, только начинающих знакомство с выбранной специальностью, и слушателей выпускного курса, будущих специалистов-психологов.
Литература
1. Бадаев А.Г., Усачева И.В., Аникеева Н.В. Динамика профессионального Я-образа курсантов-психологов высшего образовательного учреждения МВД России // Вестник МосУ, № 5, М.: 2016.
2. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. M.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 752 с.
3. Дерягина Л.Е. Специфика сенсомоторных реакций сотрудников различных подразделений органов внутренних дел в зависимости от стажа службы Родыгина Ю.К., Дерягина Л.Е., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Экология человека. 2003. № 4. С. 12-15.
4. Деулин Д.В. Организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации: Учебное пособие. М.: ДГСК МВД России, 2013 — 88 с.
5. Климов Е.А. Психология профессионала. — М.: Изд-во Института практической психологии, 1996.
6. Кон И. С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
7. Пашин В.М., Бадаев А.Г. Проблемы и перспективы сотрудничества и взаимодействия органов налоговых (финансовых) расследова-
ний государств-участников СНГ по обеспечению экономической безопасности // Вестник экономической безопасности МВД России. М.,- 2010. — №5.-С.88-92.
8. Усачева И.В. Особенности профессионального Я-образа будущих специалистов — психологов органов внутренних дел: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03. М., 2012. 216 с.
9. Усачева И.В. Образ «Я» в кадровой политике силового ВУЗа // Вестник Московского Университета МВД России. — 2010. — № 3. — С.62-67.
10. Ядов В. А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М., 1975. С. 89-105.
References
1. Badaev AG, Usachev IV, Anikeeva NV Dynamics of professional self-image psychology students of higher educational institution of the Russian Interior Ministry // Herald Mohs, number 5, M.: 2016.
2. Derkach A. A. Acmeological basis of development of professional. M.: Publishing house of Moscow psychological and social Institute; Voronezh: NPO "MODEK", 2004. 752 s.
3. Deryagina L. E. characteristics of sensorimotor reactions of the employees of different subdivisions of the internal Affairs bodies, depending on the length of service rodygina Yu.
K., Deryagina L. E., Sidorov P. I., Solovyev A. G. human Ecology. 2003. No. 4. S. 12-15.
4. Deulin D. V. The organization works to strengthen official discipline and legality in the internal Affairs of the Russian Federation: the manual. M.: DGSK the Ministry of internal Affairs of Russia, 2013 — S. 88
5. Klimov E. A. Psychology professional. — M.: Publishing house of Institute of practical psychology, 1996.
6. Kon I. S. Open J. M.: Politizdat, 1978. — 367 s.
7. Pashin V. M., Badaev A. G. Peculiarities of organization of activity of internal Affairs bodies in the system of ensuring economic security // proceedings of the interdepartmental round table 2004, Vol.1. — M.: Academy of economic security interior of Russia, 2005. 3 s.
8. Usacheva I. V. Features of professional self-image of future specialists — psychologists of the bodies of internal Affairs: dis. ... candidate. psychol. Sciences: 19.00.03. M., 2012. 216 s.
9. Usacheva I. V. the Image of "I" in the personnel policy of the power of the University // Vestnik of Moscow University of the MIA of Russia. — 2010. — No.3. — S. 62-67.
10. Yadov V. A. About dispositional regulation of social behavior of the personality // Methodological problems of social psychology / Resp. edited by E. V. Shorohova. M., 1975. S. 89-105.
Налоги и налогообложение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / [Н.Д. Эриашвили и др.]; под ред. А.Е. Суглобова, Н.М. Бобошко. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 543 с.
Рассматриваются основы теории налогообложения и налогового права, структура и принципы построения налоговой системы Российской Федерации, порядок уплаты основных налогов Российской Федерации, налоги развитых стран. Дана подробная характеристика основных видов налогов, объектов налогообложения, ставок, льгот, порядка и сроков взимания.
Анализируются проблемные вопросы налоговой нагрузки на налогоплательщиков, налогового прогнозирования и воздействия налоговой системы на экономику страны.
Описаны практически все основные налоги и сборы российской налоговой системы.