Научная статья на тему 'Социально -психологическое исследование профессиональной идентичности выпускника образовательного учреждения МВД России'

Социально -психологическое исследование профессиональной идентичности выпускника образовательного учреждения МВД России Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
98
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОБРАЗ БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / PROFESSIONAL IDENTITY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / THE IMAGE OF THEIR FUTURE PROFESSIONAL ACTIVITY / SELF-DETERMINATION / HUMAN RESOURCES POLICY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бадаев Александр Георгиевич, Усачева Ирина Викторовна

Рассматривается динамика профессионального самоопределения личности, его значении в профессиональном самоопределении и профессиональном становлении, стиль профессионально-деятельностного общения будущих психологов органов внутренних дел на разных курсах обучения. Значительное внимание уделено изучению социально-психологических факторов профессионального самоопределения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бадаев Александр Георгиевич, Усачева Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The socio-psychological study of professional identity of graduates of educational institutions Russian Ministry of Internal Affairs

The authors attempted to study the dynamics of professional self-determination of the individual, its value in professional self-determination and professional formation, style of professional communication of future psychologists of the activity of internal affairs bodies in the different courses of study. Considerable attention is paid to the study of social and psychological factors samoopredeleniya.

Текст научной работы на тему «Социально -психологическое исследование профессиональной идентичности выпускника образовательного учреждения МВД России»

УДК 378 ББК 74

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МВД РОССИИ

АЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ БАДАЕВ,

ведущий инженер по научно-технической информации научно-исследовательского отдела Управления организации научной и редакционно-издательской деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, кандидат экономических наук, доцент

E-mail: aleksandr_badaev_62@mail.ru; ИРИНА ВИКТОРОВНА УСАЧЕВА,

кандидат психологических наук, преподаватель кафедры психологии Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

E-mail: irina-u @yandex.ru

Научная специальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассматривается динамика профессионального самоопределения личности, его значении в профессиональном самоопределении и профессиональном становлении, стиль профессионально-деятельностного общения будущих психологов органов внутренних дел на разных курсах обучения. Значительное внимание уделено изучению социально-психологических факторов профессионального самоопределения.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, профессиональное развитие, образ будущей профессиональной деятельности, самоопределение, кадровая политика.

Abstract. The authors attempted to study the dynamics of professional self-determination of the individual, its value in professional self-determination and professional formation, style of professional communication of future psychologists of the activity of internal affairs bodies in the different courses of study. Considerable attention is paid to the study of social and psychological factors samoopredeleniya.

Keywords: professional identity, professional development, the image of their future professional activity, self-determination, human resources policy.

Данная тема актуальна в связи с необходимостью постоянного совершенствования профессиональной подготовки полицейских, которая начинается в стенах образовательного учреждения, диктуется современными тенденциями развития Российского общества. Кадровая политика министерства, совершенствование нормативной правовой базы, реформирование системы образования и направленность на формирование позитивного имиджа сотрудников ОВД — все имеет свое отражение на социально-психологических компонентах личности учащегося вуза МВД России и, как следствие, на процессе профессиональной идентификации выпускника вуза.

Профессиональная идентичность служит связующим звеном между гражданской позицией будущего сотрудника ОВД и его профессиональной мотивацией. Изначально, выбор работы в правоохранительных органах тесно связан с выраженностью правового сознания, нравственной социализацией. Эффективная, сознательная интериоризация (процесс перехода внешних явлений во внутренние, психические явления, компоненты, качества личности) ценностей своей профессии, приведет к осознанному принятию их в качестве руководства к действию, только тогда профессиональная идентичность будет выполнять свои непосредственные функции: ориен-

тационную, структурную (сохранение определенности), целевую (построение модели поведения), сохранение и развитие собственного духовного потенциала.

Профессиональная идентичность тесным образом связана с профессионализацией. Каждому этапу профессионализации (процесс приобретения субъектом труда таких свойств и качеств, которые позволяют ему решать весь спектр производственных задач, т.е. процесс становления человека специалистом в выбранной профессии) соответствует определенное правило поведения, являющиеся общим для всех профессий. Становление профессиональной идентичности, характеризуется включением в профессию — от стадии простого приписывания до стадии внутреннего выбора ценностей, а также норм поведения в своей профессии.

Теоретический анализ проблемы позволил выделить ряд показателей успешности профессионального самоопределения личности, к которым относятся: состояние сформированности профессиональной идентичности, осознание человеком принадлежности к выбранной профессии, к профессиональной группе, наличие профессиональных планов, интернальный локус контроля, удовлетворенность профессиональным выбором.

Среди факторов, препятствующих успешному профессиональному самоопределению молодых людей, можно перечислить: неблагоприятное внешнее окружение, недоверие и не уважение к полиции со стороны населения с одной стороны, наличие внутренних проблем — с другой. В нормативно-правовых актах Министерства внутренних дел Российской Федерации четко обозначена важность подготовки для системы МВД России квалифицированных кадров. Однако, зачастую молодые люди поступают в учебные заведения МВД России, не основываясь на устойчивых взглядах и сформированной мотивации, а, руководствуясь случайными, внешними обстоятельствами. Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что уровень профессионального самоопределения курсантов начальных курсов и выпускников вуза МВД России различны и характеризуется рядом факторов.

Для подтверждения данного предположения было организовано и проведено экспериментальное исследование, с целью изучения особенностей

профессиональной идентификации учащихся вуза МВД России, а именно отличий на разных этапах профессиональной подготовки представлений о будущей профессиональной деятельности, стиле профессионального общения.

70 курсантов 1-го и 5-го курсов факультета подготовки психологов Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя в возрасте от 17 до 25 лет были исследованы по методике, разработанной А.В. Морозовым, на выявление ориентаци-онных стилей профессионально-деятельностного общения и методики, разработанной М. Рокичем, изучения ценностных ориентации и основанной на приеме прямого ранжирования списков ценностей.

На первом этапе анализа результатов исследования были выявлены особенности процесса профессиональной идентичности среди учащихся первого курса. У большей части курсантов (53%) выявлена ориентация на людей, что можно объяснить гуманистической направленностью выбора профессии психолога. В равных долях среди учащихся первого курса распределились ориентация на действие и ориентация на процесс — по 20%, и лишь у 7% учащихся была выявлена ориентация профессионального общения на перспективу, будущее.

Таким образом получились две выборки:

• учащиеся с ориентацией на людей;

• выбравшие другие направленности общения.

Следующим шагом было выявление, по методу

ранговой корреляции Спирмена, корреляционных связей между иерархиями терминальных и инструментальных ценностей по списку М. Рокича. Основные расхождения приходятся на ценности: «Интересная работа», «Аккуратность», «Исполнительность», «Смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов» и «Честность», ранги остальных ценностей достаточно близки. Затем были проанализированы результаты выполнения предложенных методик пятым курсом. У 50% слушателей была выявлена ориентация на процесс профессионального общения. Ориентация на действие и ориентация на будущее выявлены у 20% процентов слушателей соответственно, и у 10% выпускников была выявлена ориентация на людей в процессе профессионального общения.

В сложившихся группах методом ранговой корреляции Спирмена были определены корреля-

0,8 0,6 0,4 0,2

-0,2

0,312

<с?

375^

-0,4 V -0,6

-0,8

Л?

ос/

Га?

•к

ционные связи между иерархиями ценностей в группе выпускников среди слушателей, ориентированных на процесс и выбравшими другие виды направлен-ностей. Основные расхождения приходятся на ценности «Познание», «Развлечение» и «Ответственность», р анги о стальных ценно - -1 стей достаточно близки.

На следующем этапе анализа выявленных социально-психологических факторов профессионального самоопределения учащихся вуза МВД России были выявлены статистически значимые различия в ранжировании ценностных ориентаций курсантами первого курса обучения и слушателей пятого курса вуза МВД России.

Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

• для слушателей пятого курса, по сравнению с первокурсниками, снижена значимость таких терминальных ценностей (общих жизненных самоценностей), как любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком), общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

• в тоже время для выпускников большее значение приобретают такие цели стремлений, как развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) и уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений);

• наибольшее отличие было выявлено в ряду инструментальных ценностей, тех средств, черт, которые способствуют достижению целей, а именно: для выпускников становится значимее жизнерадостность (чувство юмора), широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки), эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе), чуткость (заботливость);

• однако, такие характеристики жизнедеятельности как высокие запросы (высокие требования

0,57

0,317

0,422

0,28

0,367

73

402 гИ

8 Л?

«-1

За"

к жизни и высокие притязания), исполнительность (дисциплинированность), непримиримость к недостаткам в себе и в других — для первокурсников имеет большее значение, чем для слушателей.

В целом, полученные результаты, отражают общую тенденцию в групповых различиях по предпочитаемому стилю профессионально-деятельност-ного общения. Среди слушателей преобладает ориентация на процесс деятельности, они нацелены на развитие, на уверенность в профессиональной сфере. Для будущих психологов-пятикурсников важно проявлять широту взглядов в деятельности, важна эффективность их общения с людьми, они готовы проявлять чуткость и жизнерадостность. Первокурсники, еще только начинающие знакомство со спецификой профессии психолога правоохранительной деятельности, только определяющие вектор их профессионального самоопределения, направлены на установление контакта, близости с окружающими, они адаптируются в новом коллективе, для них значимо признание товарищей, в рамках системы они готовы проявлять исполнительность, но мало нацелены на процесс психологической работы.

Выполненной программой экспериментального исследования, была подтверждена выдвинутая гипотеза о наличии ряда социально-психологических особенностей, определяющих процесс профессиональной идентичности слушателей пятого курса вуза МВД России таких, как:

• ценностные ориентации;

• стиль профессионального общения.

Проведенное исследование позволило выявить отличия между профессиональной идентичностью курсантов первого курса, только начинающих знакомство с выбранной специальностью, и слушателей выпускного курса, будущих специалистов-психологов.

Литература

1. Бадаев А.Г., Усачева И.В., Аникеева Н.В. Динамика профессионального Я-образа курсантов-психологов высшего образовательного учреждения МВД России // Вестник МосУ, № 5, М.: 2016.

2. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 752 с.

3. Дерягина Л.Е. Специфика сенсомоторных реакций сотрудников различных подразделений органов внутренних дел в зависимости от стажа службы Родыгина Ю.К., Дерягина Л.Е., Сидоров П.И., Соловьев А.Г. Экология человека. 2003. № 4. С. 12—15.

4. Деулин Д.В. Организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел Российской Федерации:

Учебное пособие. М.: ДГСК МВД России, 2013. 88 с.

5. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во Института практической психологии, 1996.

6. КонИ.С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978. 367 с.

7. Пашин В.М., Бадаев А.Г. Проблемы и перспективы сотрудничества и взаимодействия органов налоговых (финансовых) расследований государств-участников СНГ по обеспечению экономической безопасности // Вестник экономической безопасности МВД России. М., 2010. № 5. С. 88—92.

8. Усачева И.В. Особенности профессионального Я-образа будущих специалистов — психологов органов внутренних дел: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03. М., 2012. 216 с.

9. Усачева И.В. Образ «Я» в кадровой политике силового ВУЗа // Вестник Московского Университета МВД России. 2010. № 3. С. 62—67.

10. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М., 1975. С. 89—105.

Социология жизни: Монография / Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 399 с. (Серия «Magister»),

Ж.Т, Тощенко

СОЦИОЛОГИЯ

жизни

Обосновывается возможность анализа общественных явлений и процессов с позиций новой теоретической концепции — социологии жизни. В ее основе лежит представление о жизненном мире, образуемом триединством таких индикаторов, как реально функционирующее общественное сознание, действительное поведение людей, которые реализуются в условиях макро-, мезо- и микромира.

Анализируются генезис идей социологии жизни, ее объект и предмет, понятийный аппарат, структура и уровни социологического знания. Особое внимание уделяется ранее практически не используемому в социологии понятию «смысл жизни», которое позволяет глубже проникнуть в жизненный мир людей, точнее описать и интерпретировать анализируемые социальные проблемы для получения надежной достоверной и ориентированной на практику информации. На этой основе дается описание многообразия жизненного мира, его позитивных и негативных характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.