Научная статья на тему 'Социально-психологическое исследование экологического сознания государственных служащих'

Социально-психологическое исследование экологического сознания государственных служащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
31
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ / PUBLIC CIVIL SERVANT / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / NATURE MANAGEMENT / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL MANAGEMENT ACTIVITY / АКТУАЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / CONTEMPORARY ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / КУЛЬТУРА ПРИНЯТИЯ ЭКОЛОГООРИЕНТИРОВАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / CULTURE OF MAKING THE ECOLOGICALLY-FOCUSED ADMINISTRATIVE DECISIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гагарин Александр Валерьевич, Фетисова Алла Станиславовна

В социально-психологическом ключе определена стратегия реализации идеи устойчивого развития общества, отражающая необходимость изучения актуального экологического сознания государственных служащих в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Такого рода сознание рассмотрено как мировоззренческая основа принятия ими экологоориентированных управленческих решений. Представлены результаты соответствующего эмпирического исследования. Показано, что экологическое сознание – важнейший субъективный фактор преодоления потребительского отношения человека к природе; что принципиальное значение имеет высокий уровень сформированности этого свойства у специалистов-управленцев, задействованных прежде всего в сфере принятия управленческих и стратегических решений, связанных с экологическими вопросами. По данным эмпирического исследования обоснованы актуальные показатели развития экологического сознания у государственных служащих московского региона, разработаны эффективные средства оптимизации развития экологического сознания государственных служащих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гагарин Александр Валерьевич, Фетисова Алла Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-psychological study of ecological consciousness of civil servants

The socio-psychological perspective underlies the implementation strategy of sustainable development of society, reflecting the need to examine the relevance of ecological consciousness of civil servants with respect to nature management and environmental protection. This type of consciousness is considered as their foundation in making ecologically-oriented management decisions. The results of this empirical study are presented. The articles demonstrates that environmental consciousness is the most important subjective factor to overcome consumeristic attitude of man to nature; that high level of ecological consciousness is of crucial importance when making managerial and strategic decisions on environmental issues. The empirical research substantiates the actual indicators of ecological consciousness of public servants of the Moscow region and it provides us with the effective ways of developing ecological consciousness in public servants.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическое исследование экологического сознания государственных служащих»

Александр ГАГАРИН, Алла ФЕТИСОВА

социально-психологическое исследование экологического сознания государственных служащих

Экологическое сознание есть база экологической культуры общества, в основе которой лежат противоположные подходы - антропоцентрический (приоритет прагматических интересов человека в его взаимодействии с природой над собственными закономерностями ее развития) и экоцентрический (приоритет экологоориентированных ценностей и смыслов) [Иващенко, Панов, Гагарин, 2004, 2006, 2008].

Актуальное экологическое сознание отражает на личностном уровне психологическую, теоретическую и практическую готовность индивида (в нашем случае - специалиста) ответственно относиться к окружающей среде. В этом же ряду стоит способность пользоваться своими экологическими знани-

ями, представлениями и умениями в профессиональной деятельности и оптимально транслировать их в социум, определяя тем самым соответствующее поведение и деятельность людей по отношению к окружающей природной среде [Глазачев, Гагарин, 2012].

Государственные служащие в сфере природопользования и охраны окружающей среды выступают не только носителями властных функций и субъектом проведения государственной экологической политики, но их профессиональная деятельность напрямую связана с обеспечением жизнеспособности государства и здоровья населения. Поэтому изучение их актуального экологического сознания особенно важно.

Александр Гагарин, доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАНХиГС (119571, Москва, проспект Вернадского, 82). E-mail: av.gagarin@migsu.ru)

Алла Фетисова, аспирантка РАНХиГС, советник Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (121019, Москва, ул. Новый Арбат, стр. 11, корп. 1). E-mail: (allafet@gmail.com)

Аннотация: В социально-психологическом ключе определена стратегия реализации идеи устойчивого развития общества, отражающая необходимость изучения актуального экологического сознания государственных служащих в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Такого рода сознание рассмотрено как мировоззренческая основа принятия ими экологоори-ентированных управленческих решений. Представлены результаты соответствующего эмпирического исследования. Показано, что экологическое сознание - важнейший субъективный фактор преодоления потребительского отношения человека к природе; что принципиальное значение имеет высокий уровень сформированности этого свойства у специалистов-управленцев, задействованных прежде всего в сфере принятия управленческих и стратегических решений, связанных с экологическими вопросами. По данным эмпирического исследования обоснованы актуальные показатели развития экологического сознания у государственных служащих московского региона, разработаны эффективные средства оптимизации развития экологического сознания государственных служащих.

Ключевые слова: устойчивое развитие; государственный служащий; природопользование; охрана окружающей среды; профессиональная управленческая деятельность; актуальное экологическое сознание; культура принятия экологоориентированных управленческих решений.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL STUDY OF ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS OF CIVIL SERVANTS

Alexander Gagarin, Sc.D., Professor, Department of Akmeology and Professional Psychology RANEPA (Vernadsky prospekt 82, Moscow, Russian Federation, 119571). E-mail: av.gagarin@migsu.ru)

Alla Fetisova, postgraduate student, RANEPA, Adviser of Department for Environmental Management and Protection of Moscow City (Vernadsky prospekt 82, Moscow, Russian Federation, 119571). E-mail: allafet@gmail.com

Summary: The socio-psychological perspective underlies the implementation strategy of sustainable development of the society, reflecting the need to examine the relevance of ecological consciousness of civil servants with respect to nature management and environmental protection. This type of consciousness is considered as their foundation in making ecologically-oriented management decisions. The results of this empirical study are presented. The articles demonstrates that environmental consciousness is the most important subjective factor to overcome consumeristic attitude of man to nature; that high level of ecological consciousness is of crucial importance when making managerial and strategic decisions on environmental issues. The empirical research substantiates the actual indicators of ecological consciousness of public servants of the Moscow region and it provides us with the effective ways of developing ecological consciousness in public servants.

Keywords: sustainable development; a public civil servant, professional management activity; nature management, environmental protection, contemporary ecological consciousness; culture of making the ecologically-focused administrative decisions.

Управленец в данной сфере деятельности обязан понимать смысл взаимодействия общества и природы и их совместного устойчивого развития, разбираться в причинной обусловленности возможных негативных воздействий тех или иных производств на окружающую природную среду, квалифицированно оценивать характер, направленность и последствия влияния конкретной хозяйственной деятельности на природу, увязывая решение управленческих и производственных задач с соблюдением природосохранительных требований. В связи с этим интерес представляют особенности развития культуры принятия экологоориен-тированных управленческих решений [Деркач, Сай-ко, 2010; Деркач, Зазыкин, Маркова, 2000; Деркач, Соловьев, 2006].

Для выявления особенностей соотношения типа экологического сознания и уровня потребительского отношения человека к природе [Фетисова, 2012, 2013] летом 2012 г. среди сотрудников и руководителей различного уровня Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, а также среди людей, не связанных с природоохранной деятельностью, было проведено опытное экспериментальное исследование экологического сознания. В нем приняли участие 150 человек, из них 112 инспекторов, занимающихся экологическим контролем и надзором в Москве, и 38 человек, не работающих в сфере экологии.

Все участники исследования были поделены на три группы. Экспериментальная группа-1 (45 человек) - государственные инспекторы, работающие в отделах экологического контроля в административных округах города Москвы, как правило, профессиональные экологи. Непосредственное место работы - офис с выездами на промышленные и озелененные территории. В круг их задач входят предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды; государственный экологический контроль за объектами хозяйственной и иной деятельности; государственный контроль за выполнением требований по защите зеленых насаждений на территории города.

Экспериментальная группа-2 (67 человек) - государственные инспекторы, работающие на особо охраняемых природных территориях Москвы, как правило, имеющие профессию инженер лесного хозяйства, инженер-эколог, инженер садово-паркового и ландшафтного строительства, зооинженер. Непосредственное место работы - лесопарковая зона. В круг их задач входит прежде всего сохранение

и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия, ценных природных и историко-культурных комплексов и объектов, в том числе животного и растительного мира, на особо охраняемых природных территориях города Москвы.

Контрольная группа (38 человек) - люди, чей род деятельности не связан с охраной природы и экологией; доминирующие профессии в группе -инженер, юрист, экономист, врач и т. п.

Исследования проводилось по методике «Тест экологической мотивации», разработанной в лаборатории экопсихологии развития Психологического института Российской академии образования [Мдивани, Лидская, Хисамбеев, Панов, 2010]. Тест состоит из четырех шкал:

1. «Экологические угрозы». Цель шкалы - оценить отношение опрашиваемого к экологическим угрозам, включая как деятельность человека, так и природные явления. Шкала имеет восемь первичных показателей и четыре производных. Для оценки комплексного взаимодействия природы и человека оценки по силе и частоте были умножены друг на друга. Таким образом, согласно двухмерной модели взаимодействия человека и природы, получаем четыре показателя, минимальное значение каждого из которых - 1 балл, а максимальное - 81 балл: N+ положительное воздействие природы на человека; N отрицательное воздействие природы на человека; Н+ положительное воздействие человека на природу; Н- отрицательное воздействие человека на природу.

2. «Конфликт сред». Цель шкалы - выявить предпочитаемую среду в ситуации выбора между ними. По данной шкале имеются три показателя: «Предпочтение природной среды» ^Е); «Предпочтение техногенной среды» (ТЕ); «Предпочтение социальной среды» ^Е).

3. «Единение с природой». Цель шкалы - оценить аффективный компонент экологического сознания по следующим показателям: «Эстетические ощущения» (и1); «Телесные ощущения» (и2); «Активность» (и3). Общий балл вычисляется как простая сумма значений трех факторов: и = Ш+Ш+Ш.

4. «Экологическая ответственность». Цель шкалы - выявить отношение опрашиваемого к природоохранным мероприятиям различного уровня и степень его осведомленности о природоохранной деятельности. Имеются следующие показатели: «Персональный уровень ответственности» ^1); «Ответственность за близкую среду обитания» ^2); «Ответственность на региональном уровне» ^3); «Ответственность на государственном уровне» ^4); «Ответственность на международном уровне» ^5); «Лимит на роскошь» ^6). Эти показатели суммируются и образуют общий уровень экологической ответственности Количество всех нулей (или выборов «затрудняюсь ответить»)

В ситуациях контакта с природными объектами наиболее ярко проявляется антропоморфизм экологического сознания

Социально-психологическое исследование экологического сознания государственных служащих 29

составляет общий уровень экологической осведомленности (ЕК).

Для статистического анализа использовался метод выявления значимых различий хи-квадрат. Обработка производилась с помощью статистической компьютерной программы SPSS-17.

Сравнение показателей средней силы положительного воздействия природы на человека в группах «Экспериментальная-1», «Экспериментальная-2» и в контрольной группе свидетельствует, что наиболее высокая оценка положительного воздействия природы на человека наблюдается в группе «Экспериментальная-2», несколько меньшая - в группе «Экспериментальная-1». Ниже всего позитивное воздействие природы оценивают участники эксперимента из контрольной группы. Различия статистически значимы (х = 35,658; р<0,05).

Такие результаты указывают, во-первых, на повышенный уровень когнитивного компонента экологического сознания у группы «Эксперименталь-ная-2», а во-вторых, на тенденцию членов данной группы к оптимистичному восприятию системы «человек - окружающая среда». Такой тип экологического сознания можно оценить, как природоцент-рический, субъективно переживаемый как стремление к гармонии с природой.

Сравнение интегрального показателя «Единение с природой» в группах свидетельствует, что значимое превышение показателя «Единение с природой» в группе «Экспериментальная-2», однако на этот раз минимальное значение демонстрирует группа «Экспериментальная-1». Различия статистически значимы (х = 10,577; р<0,05).

Полученные результаты полностью согласуются с тенденцией, выявленной по показателю средней силы положительного воздействия природы на человека (выше). Иными словами, не только когнитивный, но и аффективный компонент экологического сознания выше у группы «Эксперимен-тальная-2».

В ситуациях контакта с природными объектами, переживаемых как эмоционально насыщенные состояния, которые мы обозначаем как «единение с природой», наиболее ярко проявляется антропоморфизм экологического сознания. Гипотетически в таком случае можно предполагать высокий уровень субъектификации природных объектов.

По результатам сравнения показателей «Персональный уровень ответственности» в группах наблюдается та же тенденция: максимальное значение показателя у группы «Экспериментальная-2», а минимальное значение у группы «Эксперимен-тальная-1». Различия значимы (х = 6,884; р<0,05). Данный показатель выступает в качестве предиктора поведенческого компонента экологического

сознания. Это означает, что члены группы «Экспериментальная^» в своей повседневной деятельности в значительной степени руководствуются экологическим императивом. Это обстоятельство согласуется с выявленным у них природоцентри-ческим типом экологического сознания.

Сравнение показателей «Ответственность на региональном уровне» в группах рисует аналогичную картину: вновь лидирует группа «Экспериментальная^», наименьшее значение данного показателя у группы «Экспериментальная-1». Различия значимы (X = 6,831; p<0,05).

Под региональным уровнем подразумевается та часть окружающей среды, с которой человек вступает в непосредственный контакт (место жительства, работы, город в целом). Поведенческий аспект экологического сознания на региональном уровне указывает на имеющиеся установки, детерминирующие действия, направленные на заботу об охране окружающей среды не только на индивидуальном, но и на социальном уровне - на уровне властных структур и общественных организаций.

Необходимость сбалансированного решения социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природ-но-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений ставит вопрос развития у человека экологического сознания как субъективного, личностного фактора преодоления потребительского отношения к природе, способствующего бесконтрольному использованию ее ресурсов. Очевидно, что принципиальное значение при этом имеет высокий уровень сформи-рованности данного свойства личности у специалистов-управленцев, задействованных прежде всего в сфере принятия управленческих и стратегических решений, связанных с экологическими вопросами.

Литература

Глазачев С.Н., Гагарин А.В. Экологическая культура специалиста-управленца: акмеологический аспект // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. № 3.

2012. С. 87-90.

Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М., 2000.

Деркач А.А., Сайко Э.В. Самореализация - основание акмео-логического развития: монография. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 224 с.

Деркач А.А., Соловьев И.О. Акмеологическая среда развития профессионала: монография. Воронеж, 2006. 168 с.

Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Теоретические и эмпирические аспекты формирования экологического сознания учащихся в природоориентированной деятельности // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2004. № 2. С. 82-102.

Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентиро-ванное мировоззрение и его формирование в деятельности учащихся // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2006. № 2 (4). С. 59-68.

Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентиро-ванное мировоззрение личности: монография. М: Изд-во РУДН, 2008. 422 с.

Мдивани М.О., Лидская Э.В., Хисамбеев Ш.Р., Панов В.И. Методика экспериментального исследования экологического сознания: разработка и апробация // Российский научный журнал, 2010. № 14. С. 64-78.

Фетисова А.С. Психолого-акмеологические факторы потребительского отношения личности к природной среде // Акмеология. 2012. № 3. С. 137-141.

Фетисова А.С. Экспериментальное исследование экологического сознания как индикатора потребительского отношения человека к природе // Акмеология. 2013. № 2. С. 64-69.

References

Derkach A.A., Saiko E.V. Samorealizatsiia - osnovanie akmeologicheskogo razvitiia [Self-realization - the basis of akmeological development]. Moscow: MPSI; Voronezh, MODEK Publ., 2010, 224 p.

Derkach A.A., Zazykin V.G., Markova A.K. Psikhologiia razvitiia professionala [Psychology of development of the professional]. Moscow, 2000.

Derkach A.A., Solov'ev I.O. Akmeologicheskaia sreda razvitiia professionala [Akmeological environment of development of the professional]. Voronezh, 2006, 168 p.

Glazachev S.N., Gagarin A.V. Ekologicheskaia kul'tura spetsialista-upravlentsa: akmeologicheskii aspekt [Ecological culture of the specialist manager: akmeologichesky aspect]. Regional'noe obrazovanie XXI veka: problemy i perspektivy, no 3, 2012, pp. 87-90.

Ivashchenko A.V., Panov V.I., Gagarin A.V. Ekologoorientirovannoe mirovozzrenie lichnosti [Ecologically focused outlook of the personality]. Moscow, Izdatel'stvo RUDN Publ., 2008, 422 p.

Ivashchenko A.V., Panov V.I., Gagarin, A.V. Teoreticheskie i empiricheskie aspekty formirovaniia ekologicheskogo soznaniia uchashchikhsia v prirodoorientirovannoi deiatel'nosti [Theoretical and empirical aspects of forming the ecological consciousness in the nature - oriented activities of students]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov [PFUR Bulletin]. Seriia «Psikhologiia i pedagogika» [Psychology and

Pedagogics series], 2004, no 2, pp. 82-102.

Ivashchenko A.V., Panov V.I., Gagarin A.V. Ekologoorientirovannoe mirovozzrenie i ego formirovanie v deiatel'nosti uchashchikhsia [Ecologically oriented outlook and its formation in the activities of the students]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov [PFUR Bulletin]. Seriia «Psikhologiia i pedagogika» [Psychology and Pedagogics series], 2006, no 2, pp. 59-68.

Fetisova A.S. Psikhologo-akmeologicheskie faktory potrebitel'skogo otnosheniia lichnosti k prirodnoi srede [Psychological and akmeological factors of consumer relationship of personality to the environment]. Akmeologiia, 2012, no 3, pp. 137-141.

Fetisova A.S. Eksperimentalnoe issledovanie ekologicheskogo soznaniia kak indikatorapotrebitel'skogo otnosheniia cheloveka k prirode [Experimental study of the ecological consciousness as an indicator of the consumer attitude of man towards nature]. Akmeologiia, 2013, no 2, pp. 64-69.

Mdivani M.O., Lidskaia E.V., Khisambeev Sh.R., Panov V.I. Metodika eksperimentalnogo issledovaniia ekologicheskogo soznaniia: razrabotka i aprobatsiia [Method of Experimental Study of Ecological Consciousness: Development and Approbation]. Rossiiskii nauchnyi zhurnal, 2010, no 14, pp. 64-78.

Дополнительная литература

Гагарин А.В. Развитие экологической компетентности личности в условиях экопсихологических взаимодействий будущих специалистов: теоретические аспекты и общие эмпирические исследования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология педагогика». 2010. № 2. С. 83-89.

Гагарин А.В. К определению сущности понятия «природоори-ентированная деятельность учащихся» // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология педагогика». 2003. № 1. С. 211-223

Гагарин А.В. Мировоззрение, культура, компетентность личности в контексте устойчивого развития природы и общества // Акмеология. 2010. № 3(35). С. 27-31.

Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания: дисс. ... докт. педагог. н. Москва, 2004. 304 с.

Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация. Учебное пособие. М., 2012.

Глазачев С.Н. Наука в гуманитарном университете: становление традиции // Вестник Международной академии наук (Русская секция). № 1. 2008. С. 22-29.

Панов В.И. Концепция устойчивого развития: мышление, сознание, образование // Материалы Международной конференции «Экология, технологии, культура в современном мире: проблемы vs решения». Москва. 26-27 октября 2010 г. М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. С. 62-65

Панов В.И. Методологические проблемы экопсихологии развития // Экопсихологические аспекты развития индивидуальности / Под ред. В.И. Панова. М.: Психологический институт РАО, 1997. С. 5-21.

Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000. 456 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.