Научная статья на тему 'Экспериментальное исследование системы ценностей государственных служащих, работающих в природоохранной сфере'

Экспериментальное исследование системы ценностей государственных служащих, работающих в природоохранной сфере Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
52
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ECOLOGICAL CONSCIOUSNESS / LIFE VALUES / ATTITUDE TO NATURE / SELF ACTUALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фетисова Алла Станиславовна

Статья посвящена исследованию системы жизненных ценностей, проведенному на базе Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. В данной работе приводится исследование и анализ ценностных ориентаций, выявленных у государственных служащих природоохранной сферы и влияющих на их самоактуализацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental study of the system of values of civil servants involved in the environmental activities

The article is devoted to the study of the life values, conducted on the basis of the Department of Nature Management and Environmental Protection of the City of Moscow. The article presents the study and analysis of the basic values identified by the civil servants and affecting their self actualization.

Текст научной работы на тему «Экспериментальное исследование системы ценностей государственных служащих, работающих в природоохранной сфере»

Литература

[1].Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психол. журнал. 1983. №1. С. 13-29.

[2].Дементий Л.И. Ответственность: типология и личностные основания. Омск, 2001.

[3].Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности и черт характера. // Системные исследования свойств личности. М.: УДН, 1994. С. 5-12.

[4].Кудинов С.И. Кудинов С.С. Психологический анализ типологических проявлений общительности личности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Выпуск 3, 2008. С. 282-288.

[5]. Кудинов С.И. Выделение типологических особенностей проявления организованности студентов // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2007. С. 379-388.

[6]. Кудинов С.И. Психологические аспекты организованности школьников с нормальными показателями здоровья и минимальными мозговыми дисфункциями // Записки Российского государственного социального университета. М., РГСУ, 2010. №2. С. 156-160.

[7]. Кудинов С.И. Деформация социального статуса учителя как фактор обуславливающий развитие синдрома профессионального выгорания // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы [Текст] : материалы VI Международной научно-практической конференции; Москва, РУДН, 18-19 апреля 2013 г. / Науч. ред. В.И. Казаренков. М.: РУДН, 2013. С. 606610.

[8].Кудинов С.С. Полифункциональная модель исследования самореализации лчности // Комплексное исследование свойств личности: научная школа А.И. Крупнова: Сборник научных статей. М. : РУДН, 2009. С. 30-40.

Фетисова А.С.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ, РАБОТАЮЩИХ В ПРИРОДООХРАННОЙ СФЕРЕ

В современном мире возникло колоссальное противоречие между потребностями общества для обеспечения собственного развития и возможностями среды удовлетворить эти потребности. Для сохранения системы биосферы, рационализации ресурсопользования, распространения действия этических норм на биологический и неорганический уровни организации материи становится весьма актуальным корректировка системы жизненных ценностей человечества. Важная роль в этой связи сегодня отводится развитию у человека экологического сознания как субъективного, личностного фактора преодоления потребительского отношения к природе, способствующего бесконтрольному использованию ее ресурсов, и смене ценностных ориентаций на бережное взаимодействие с окружающей средой. Принципиальное значение имеет высокий уровень сформированности данного свойства личности у специалистов-управленцев, задействованных, прежде всего, в сфере принятия управленческих и стратегических решений, связанных с экологическими вопросами.

Летом 2012 года на базе Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы и среди обычных людей, не связанных с природоохранной деятельностью, было проведено экспериментальное исследование экологического сознания и ценностных ориентаций. Описание проведенного исследования экологического сознания было опубликовано ранее [8]. В настоящей статье приводятся экспериментальные данные по изучению ценностных ориентаций государственных служащих, работающих в сфере природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.

В исследовании приняли участие 150 человек, из них 112 инспекторов, занимающихся экологическим контролем и надзором в городе Москве и 38 человек, не работающих в сфере экологии.

Все участники исследования были поделены на три группы.

Первая экспериментальная группа (45 чел.) - государственные инспектора, работающие в отделах экологического контроля в административных округах города Москвы, как правило, имеющие профессию «эколог». Непосредственное место работы - офис с выездами на промышленные и озелененные территории города Москвы. В круг их задач входят следующие: предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды; осуществление государственного экологического контроля за объектами хозяйственной и иной деятельности; государствен-

ный контроль за выполнением требований по защите зеленых насаждений на территории города Москвы.

Вторая экспериментальная группа (67 чел.) - государственные инспектора, которые работают на особо охраняемых природных территориях (парках и лесопарковых зонах) города Москвы, как правило, имеющие профессию «инженер лесного хозяйства», «инженер-эколог», «инженер садовопаркового и ландшафтного строительства», «зооинженер». Непосредственное место работы - лесопарковая зона. В круг их задач входят следующие: сохранение и восстановление биологического и ландшафтного разнообразия, ценных природных и историко-культурных комплексов и объектов, в том числе животного и растительного мира, на особо охраняемых природных территориях (ООПТ) города Москвы; организация и координация работ по охране, использованию, воспроизводству (в том числе вольерному содержанию и разведению), инвентаризации и мониторингу объектов животного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях города Москвы; организация и координация работ по созданию и содержанию экологических троп, веломаршрутов, экскурсионных троп и других рекреационных объектов, и информационных центров на ООПТ города Москвы; организация и координация работ по ведению Красной книги города Москвы на особо охраняемых природных территориях.

Контрольная группа (38 чел.) - люди, не связанные с охраной природы и чьи профессии не связаны с экологией, доминирующие профессии в группе - «инженер», «юрист», «экономист», «врач» и т.п.

Таким образом, можно отметить, что за принцип выборки респондентов бралась их причастность к природоохранной деятельности с целью выявления их мировоззрения и отношения к окружающей природной среде.

Для исследования системы ценностей личности участников эксперимента был использован адаптированный вариант методики «Ценностные ориентации», разработанной М. Рокичем [5; 6]. Автор делит эти ценности на терминальные, или ценности-цели, и инструментальные, или ценности-средства. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться: инструментальные ценности он определяет как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является и с личной, и с общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Доминирующая направленность ценностных ориентации дает возможность определить вовлеченность либо в сферу труда, либо в семейно-бытовую и досуговую активность. Качественный анализ результатов дает возможность оценить идеалы, иерархию жизненных целей, ценностей, которые человек рассматривает как нормы поведения.

Для статистического анализа использовался метод выявления значимых различий хи-квадрат. Обработка производилась с помощью статистической компьютерной программы 8Р88-17.

По данным методики ценностных ориентаций М. Рокича получены значимые различия. На рис. 1-3 приведены распределения доминирующих терминальных ценностей в контрольной и экспериментальных группах.

Рис. 1. Распределение доминирующих терминальных ценностей в группе «Экспериментальная-1», где А15 - «равенство (в возможностях)»; А3 - «красота природы и искусства»; А8 - «счастливая семейная жизнь»; ОСТ - остальные ценности.

Как видно из рис. 1, члены группы «Экспериментальная-1» иерархически распределяют доминирующие жизненные цели в досуговой активности, в сфере труда, и в семейно-бытовой сфере. Указание на красоту как смысложизненную ориентацию заставляет вспомнить изречение Томаса Гоббса: «Красота — это обещание счастья». Как правило, ценность красоты природы и искусства отражает стремление компенсировать рутину повседневной жизни.

36%

□ A6

□ A7

□ A4

□ ОСТ

24%

24

Рис. 2. Распределение доминирующих терминальных ценностей в группе «Экспериментальная-2», где А6 - «познание, интеллектуальное развитие»;

А7 - «независимость суждений и оценок»; А4 - «материально обеспеченная жизнь»;

ОСТ - остальные ценности

На рис. 2 у членов группы «Экспериментальная-2» в иерархии доминирующих жизненных целей на первый план выступают включенные в ресурсный образ самоактуализации. Следует отметить, что такое распределение терминальных ценностей характерно для высокомотивированных людей, отражая временную перспективу личности и проектируемую траекторию развития.

Рис. 3. Распределение доминирующих терминальных ценностей в контрольной группе, где А15 - «равенство (в возможностях)»; А3 - «красота природы и искусства»;

А8 - «счастливая семейная жизнь»; ОСТ - остальные ценности

Данные контрольной группы полностью совпадают с данными группы «Эксперимен-тальная-1» (см. рис. 1); т.е. доминирующие жизненные цели иерархически распределяются в досуговой активности, в сфере труда в семейно-бытовой сфере. Это, по-видимому, означает, что по психологическим установкам группа «Экспериментальная-1» чрезвычайно близка к контрольной. На рис. 4-6 показано распределение доминирующих инструментальных ценностей в контрольной и экспериментальных группах.

18%

□ В16

□ В9

□ В2

□ ОСТ

14%

Рис. 4. Распределение доминирующих инструментальных ценностей в группе «Экспериментальная-1», где В16 - «твердая воля»; В9 - «воспитанность»; В2 - «жизнерадостность»;

ОСТ - остальные ценности

Как видно из рис. 4, доминирующие инструментальные ценности группы «Экспери-ментальная-1 » указывают на жизненный стиль, сочетающий целеустремленность с социа-лизированностью и общим позитивным настроем. Подобные результаты характерны для лиц с высокой мотивацией достижения, а в профессиональном плане — для менеджеров высшего звена (чьи установки перенимаются теми, для кого они выступают в качестве референтной группы).

Рис. 5. Распределение доминирующих инструментальных ценностей в группе «Экспериментальная-2», где В1 - «аккуратность»; В4 - «ответственность»; В2 - «жизнерадостность»;

ОСТ - остальные ценности

Доминирующие инструментальные ценности группы «Экспериментальная-2» указывают на жизненный стиль, направленный на успешность в профессиональной сфере, деловое общение, исполнительскую дисциплину. Указанные ценности отражают социальную желательность, поскольку инсталлируются в сознании школьников как наиболее одобряемые значимыми взрослыми. Идеально для грамотных, эффективных чиновников.

Как видно из рис. 6, данные контрольной группы чрезвычайно близки к данным группы «Экспериментальная-1» (см. рис. 4); т.е. доминирующие инструментальные ценности обеих групп почти совпадают. Это согласуется с данными по терминальным ценностям, что позволяет сделать вывод о близости не только стратегических жизненных целей, но и тактических жизненных стилей.

16%

□ В1

□ В4

□ В2

□ ОСТ

16%

47%

13%

B16 B2 B9 ОСТ

Рис. 6. Распределение доминирующих инструментальных ценностей в контрольной группе, где В16 - «твердая воля»; В2 - «жизнерадостность»; В9 - «воспитанность»;

ОСТ - остальные ценности

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Исследование системы ценностей показало сходство жизненных позиций испытуемых групп «Экспериментальная-1 » и контрольной. При этом доминирующие терминальные ценностей иерархически распределяются в сферах труда, в досуговой активности и в семейно-бытовой сфере, а инструментальные отражают типичные для менеджеров стилевые особенности.

2. У испытуемых группы «Экспериментальная-2» в иерархии доминирующих терминальных ценностей на первый план выступают включенные в ресурсный образ самоактуализации. Доминирующие инструментальные ценности этой группы указывают на жизненный стиль, направленный на успешность в профессиональной сфере, деловое общение, исполнительскую дисциплину.

Таким образом, можно сделать вывод, что детерминирующими факторами, влияющими на систему общественно значимых ценностей, являются среда, в которой находится человек, близость к природе, образование (профессия) в сфере экологии, самоактуализация, которые выявлены во Второй экспериментальной группе. Люди, наиболее близко соприкасающиеся с природной средой, являются самоактуализирующимися личностями и способны более успешно развиваться в своей профессиональной сфере.

[1] Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация. Учебное пособие. М., 2012.

[2] Деркач А.А. Самореализация - основание акмеологического развития: монография / А.А.Деркач, Э.В.Сайко. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010.

[3] Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. - М: Изд-во РУДН, 2008.

[4] Панов В.И. Методологические проблемы экопсихологии развития // Экопсихологические аспекты развития индивидуальности / Под ред. В. И. Панова. М.: Психологический институт РАО, 1997. С. 5-21.

[5] Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. — Самара, 1998. С. 637 - 641.

[6] Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. C. 143-146.

[7] Фетисова А.С. Психолого-акмеологические факторы потребительского отношения личности к природной среде // Акмеология. 2012. № 3. С. 137 - 141.

[8] Фетисова А.С. Экспериментальное исследование экологического сознания как индикатора потребительского отношения человека к природе // Акмеология. 2013. № 2. С. 64-69.

[9] Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000.

Литература

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.