[2] Derkach, A.A. Psychological-akmeological bases and means of optimizing personal and professional development of competitive specialist. / A.A. Derkach // Akmeology. - Special issue - 2013. - P. 22-32
[3] Mishina, E.I. The development of self-reflection in the structure of social capital. Bulletin MGOU. Psychological Science Series. № 4/2012. P. 44-51.
[4] Mishina, M.M. Attributes of the intellectual activity of the individual./ M.M. Mishina// Akmeology. - Special issue - 2013. - P. 103-107
[5] M.S.B. Yusoff, A.F. Abdul Rahim, M.Jamil Yaacob. The Development and Validity of the Medical Student Questionnaire // ASEAN Journal of Psychiatry. Vol. 11 (1): Jan - June, 2010
MANIFASTATION OF THE DOMINANT STRESSORS IN FOREIGN STUDENTS DURING TRAINING IN A MEDICAL HIGH SCHOOL
Elisseeva E.V., Associate Professor, Stavropol State Medical University, 310 Mira Str, Stavropol, Russia, E-mail: [email protected]
Abstract
The article investigates the problems of the educational stressors of foreign medical students, as well as the analysis of dynamics in importance of various factors as stressors in the learning process. The practical significance of the study is that the results can be used by educators and psychologists in the organization of educational process for foreign students.
Key words: stress, stressors, training of foreign students.
УДК 159.9
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДЕ
Ермолин Артем Витальевич - магистрант заочной формы обучения, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606.
АННОТАЦИЯ
Раскрыты различные подходы к изучению факторов преодоления потребительского отношения человека к природе и точки зрения. Рассмотрены разные случаи социально-психологических взаимодействий человека с природой, способствующие развитию экологического сознания личности и общества. Ключевые слова: природные ресурсы, потребительское отношение, социально-психологические факторы, экологическое сознание личности и общества.
В условиях глобализации, приводящей, по мнению Э. Тас-сена, к распространению либерального принципа рыночной экономики на всю планету и проникновению этого принципа во все сферы жизни, проблемы выживания человека и сохранения биосферы Земли обостряются. На необходимость для международного сообщества и российского государства выработать новое экологическое мышление, систему мер по обеспечению безопасности жизни на Земле единодушно указывают стратегически ориентированные экономисты и юристы, экологи и психологи.1
О.С. Дейнека рассматривает следующие противоречие в мире природопользования: выступая условием существования человека и общества, оно по своим результатам направлено против них. Проявлением этого общего противоречия является конкретная концептуальная проблема современной экономической политики, выражающаяся в противоречии между целью экономического роста и сохранением окружающей среды. Отражая прогресс в области производительности труда, ВНП не показывает социальное неравенство в распределении продукта и негативные последствия экономической динамики для природной среды. ВНП характеризуется суммой всех видов деятельности, связанных с денежными величинами, в то время как «неденежные» аспекты экономики иг-
норируются.2 Для обозначения того факта, что прибыльность может возникать из-за искажения деньгами соотношения реальных затрат и результатов хозяйственной деятельности, С.В. Малахов (1991) использует специальный термин - «экономическая слепота» денег.3 Как указывает автор, деньги «не видят» определенные виды затрат, в частности, затраты наемного труда, нервной энергии, разрушение окружающей среды.
Стратегические решения требуют компромисса целей, учета степени экономического роста и методов его обеспечения. Как отмечает В.М. Соколинский, существует даже подход, согласно которому рост рекомендуется делать «нулевым» ради сохранения окружающей среды и более длительной возможности использования сырьевых резервов.4
В переходные периоды развития общества увеличивается давление на природу. Трудности адаптации к экономическим условиям вытесняют со временем переживания значимости адаптации к экологически неблагоприятным условиям. Фрагментарное экономическое мышление либерального рынка сводит товары и услуги к их стоимостному выражению, а социальные и экологические издержки, порождаемые экономической деятельностью, игнорируются. Частные доходы все в большей степени получаются за общественный счет ценой ухудшения окружающей среды и общего качества жизни (Варфоломеев, 2002).
В этих условиях поиск решения экологических проблем является неотъемлемой и одной из приоритетных частей государственной политики. Национальная экологическая политика определяет целенаправленную деятельность государства в области охраны окружающей среды и природопользования на длительную перспективу, с опорой на кардинальную трансформацию в сферах производства и потребления, в сознании и поведении людей.
Современное экологическое мышление должно, в частности, опираться на знания и опыт, накопленные в социальной и экономической психологии.
Так, например, в экономической психологии, уделяющей особое внимание проблемам нерационального выбора и типичным ошибкам человека в ситуациях принятия решения, существует понятие «временных предпочтений», которые понимаются как способность отложить текущие менее ценные цели во имя достижения более поздних, но более важных.5
В экстремальных политических ситуациях, например, на фоне войн, экологические последствия активных действий совсем не принимаются в расчет. Так, например, использование запрещенных кассетных бомб одной из воюющих сторон в последней войне в Ираке попирало социальную экологию, а регулярные поджоги нефти, инспирированные другой стороной, наносили вред природному комплексу экосистемы. В условиях войн трудно способствовать формированию экологического мышления в глобальном мире.
Политическая воля необходима и для преодоления противоречий структурной политики (совокупности мер, оказывающих воздействие на изменение меж - и внутриотраслевых пропорций в экономике). Требуется взвешенный выбор, выработка логически обоснованной, непротиворечивой системы и гибкой иерархии целей. Так, например, в ситуации, когда необходимо выбирать между сохранением рабочих мест, инфраструктуры отечественной промышленности, с одной стороны, и защитой от опасных выбросов предприятий в атмосферу или охраной заповедных
Отметим, что психологически отношения человека с природой в современном мире обременены противоречиями. С одной стороны, человек является частью природы, и это очень важная часть его экзистенции. С другой стороны, человек отдален, оторван от природы, и это вызывает экзистенциальную вину (Муздыбаев, 1995). Как показали результаты различных отечественных исследований, в системе ценностей
1 Дейнека О.С. Экономическая психология для экологической
политики (результаты эмпирических исследований) // Национальный психологический журнал. - 2007. - № 1 (2) - с. 81-87.
2 Дейнека О.С. Экономическая психология для экологической политики (результаты эмпирических исследований) // Национальный психологический журнал. - 2007. - № 1 (2) - с. 81-87.
3 Малахов С.В. Основы экономической психологии: учеб. пособие / Под ред. Задорожнюка И.В. - М., 1992.
4 Соколинский В.М. Государство и экономика. Учеб. пособие - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 1996. - 132 с.
5 Дейнека О.С. Экономическая психология. Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2000. - 160 с.
россиян в переходный период ценность-цель «красота природы и искусства» не рассматривается как значимая (при ранжировании ценностей-целей она занимает одно из последних мест), будучи вытесненной более насущными целями, а также, по всей видимости, из-за экзистенциальной вины.6
Возродить интерес к идеям призвания человека одухотворять и облагораживать природный мир в настоящее время сложно в силу экономической и политической ситуации. В обыденном, а порой и научном сознании отсутствует целостный взгляд на экосистемы, нарушена временная перспектива экономической жизнедеятельности, преобладает полевая активность субъектов хозяйствования (их чаще интересует результат в контексте «здесь и сейчас»).
Последствия нарушения экологического равновесия на планете поставили вопрос о необходимости сбалансированного решения социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущего поколений людей. Важная роль в этой связи сегодня отводится развитию у человека экологического сознания как субъективного, личностного фактора преодоления потребительского отношения к природе, способствующего бесконтрольному использованию ее ресурсов.7 Ряд авторов предполагает, что принципиальное значение имеет высокий уровень сформированности данного свойства личности у специалистов-управленцев, задействованных, прежде всего, в сфере принятия управленческих и стратегических решений, связанных с экологическими вопросами.8
A.С. Фетисова на базе Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, среди его сотрудников и руководителей различного уровня, а также среди обычных людей, не связанных с природоохранной деятельностью, осуществила опытно-экспериментальное исследование экологического сознания, нацеленное, прежде всего, на выявление особенностей соотношения типа экологического сознания и уровня потребительского отношения человека к природе. На основании данного исследования были сделаны выводы, что детерминирующими факторами, влияющими на отношение к природе и природоцентрический тип сознания, являются среда, в которой находится человек, близость к природе, образование (профессия) в сфере экологии. Основным направлением обеспечения экологической безопасности страны и сохранения природы, планеты в целом автор выделил развитие экологического сознания природоцентрического типа в рамках экологизации экономики, законодательства и общества, формирования системы взглядов, направленных на достижение гармонии человека с природой.9
B.В. Глебов, в качестве метода преодоления потребительского отношения к природным ресурсам рассматривает следующие пути формирования экологического сознания: через политику, экономику, телевидение, просвещение и, конечно, образование. Однако часто учебные программы по экологии, призванные обеспечить формирование экологического мировоззрения, традиционно строятся на основе общепринятого, предметно-ориентированного обучения.10
Это означает, что они воспроизводят логику соответствующей научной дисциплины (в данном случае - экологии), а не общие закономерности развития человека и его сознания. Поэтому, как еще один учебный предмет, они не предполагают таких необходимых для формирования сознания человека психологических действий, как диагностика и тренинг экологического сознания эко- или природоцентрического типа.
Дейнека О.С. Экономическая психология. Учеб. пособие. - СПб.: Изд-во С. - Петерб. ун-та, 2000. - 160 с.
7 Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. - М: Изд-во РУДН, 2008.
8 Глазачев С.Н., Гагарин А.В. Экологическая культура специалиста-управленца: акмеологический аспект // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 3. С. 87-90.
9 Фетисова А.С. Соотношение типа экологического сознания и уровня потребительского отношения человека к природе // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. - 2013. - № 1, том
1. - с. 40-45.
10 Глебов В.В. Экологическая психология: Учеб. пособие. - М.: РУДН, 2008.
- 243 с.
Экологическое образование в традиционных (информационного типа) формах обучения и воспитания развивается в нашей стране около 20 лет (И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, Б.Т. Лихачев и др.). Несмотря на несомненные его достоинства, формирующееся при этом экологическое сознание учащегося, успешно усвоившего необходимые по программе экологические знания, остается по своему характеру антропоцентрическим.
Основная причина этого заключается в смешении мировоззренческой («идеологической») и профессиональной функции экологического образования. В результате этого отношение к нему остается прежним - как к еще одному учебному предмету в ряду других.
Традиционное экологическое образование, обеспечивая передачу учащемуся необходимого объема экологических знаний, не способствует формированию у него экологического сознания экоцентрического типа, ибо экологические знания лишь тогда становятся основой экологического сознания, когда они приводят к экологически правильным действиям. Согласно мировоззренческой функции главная цель экологического образования должна заключаться в формировании экологического императива в сознании человека. В этом случае экологическое сознание индивида обретает природоцен-трический (экоцентрический) тип, когда он не только «знает», но и «воспринимает», и «мыслит», и «ведет себя» экологично. Природа (вокруг человека, в других людях и в самом человеке) субъективно выступает в таком случае в роли личностно значимого «Другого» для данного индивида.11
Анализ научной литературы (А.Я. Арет, А.А. Бодалев, Д.М. Гришин, Г.П. Иванова, А.В. Иващенко, А.И. Кочетов, Л.И. Рувинский и др.), показал, что при правильном педагогическом влиянии экологоориентированная деятельность учащихся становится результативным побудителем, движущей силой формирования его экологоориентированного мировоззрения личности, при этом имеет значение активная деятельность, что происходит при четком определении ее содержания в направлении:
а) обогащения экологических знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений;
б) закрепления норм и привычек в действиях по отношению к природе;
в) эмоционального восприятия норм и правил поведения в природе.
Литература
1. Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Москва, 2004. -304 с.
2. Гагарин А.В. Профессионально-экологическая культура будущего специалиста: особенности ее проявления и развития в условиях эколо-гоориентированной деятельности // Акмеология. 2010. № 4. С. 28-33.
3. Гагарин А.В. Становление субъектности человека в психологических взаимодействиях с природой / С.А. Мудрак, А.В. Гагарин // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2014. № 4. С. 69-77
4. Гагарин А.В., Глазачев С.Н. Экологическая акмеология: педагогическая адаптация // Учебное пособие / Москва, 2012. -240 с.
5. Гагарин А.В., Кузин А.А. Профессионально-экологическая культура личности: сущность, интегральный критерий проявления, акмеологические условия развития / А.В. Гагарин, А.А. Кузин // Акмеология. № 1. 2012. С. 20-24.
6. Гагарин А.В., Кучеренко В.С. Культура принятия экологоориен-тированных управленческих решений на различном уровне, в том числе государственном (психолого-акмеологический аспект) / А.В. Гагарин, В.С. Кучеренко // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2010. - № 23. С. 19-21.
7. Гагарин А.В., Раицкая Л.К. Развитие информационной личности: энвайронментальная составляющая // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2013. № 1. С. 013-020.
8. Гагарин А.В., Раицкая Л.К., Быстрякова Л.А. Личностно-про-фессиональное развитие студентов в информационно-средовых взаимодействиях // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. 2013. № 1. С. 063-076.
Глебов В.В. Экологическая психология: Учеб. пособие. 2008. - 243 с.
■ М.: РУДН,
11
9. Гагарин А.В., Фетисова А.С. Социально-психологическое исследование экологического сознания государственных служащих / А.В. Гагарин, А.С. Фетисова // Государственная служба. № 4. 2013. С. 27-30
10. Гагарин А.В., Фокин А.И. Экологоориентированное мировоззрение личности как акмеологический феномен // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2010. № S1. С. 76-78.
11. Глазачев С.Н., Гагарин А.В. Экологическая культура специалиста-управленца: акмеологический аспект // Региональное образование XXI века: проблемы и перспективы. 2012. № 3. С. 87-90.
12. Двойнев В.В. Экологическое сознание городского населения: состояние и перспективы развития. Текст: автореф. дис. канд. соц. наук: 13.00.08 /В.В. Двойнев. Смоленск, 2009. - 28 с.
13. Дейнека О.С. Экономическая психология для экологической политики (результаты эмпирических исследований) // Национальный психологический журнал. - 2007. - № 1 (2) - с. 81-87.
14. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. - СПб: Питер, 2003. -256с.
15. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Методики диагностики и коррекции отношения к природе. М., 1995.
16. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Теоретические и эмпирические аспекты формирования экологического сознания в при-родоориентированной деятельности учащихся // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2004. № 2. С. 82-102.
17. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. - М: Изд-во РУДН, 2008.
18. Мудрак С.А. Развитие отношения человека к природе (о субъекти-вации и субъектификации) //Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия: Социально-экологические технологии. 2013. № 1. С. 36-40.
19. Мудрак С.А. Специфика проявления экологической компетентности личности российских и иностранных студентов: дисс. ... канд. пс. н.: 19.00.01 - М., 2014. - 190 с.
20. Мудрак С.А., Гагарин А.В. Эмпирическое изучение экологической компетентности личности студентов разных национальностей // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия: Социально-экологические технологии.
2012. Т. 2. № 2. С. 90-92.
21. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. - 197 с.
22. Фетисова А.С. Психолого-акмеологические факторы потребительского отношения личности к природной среде // Акмеология. - 2012 - № 3 (Спец. выпуск) - с. 137-140.
23. Фетисова А.С. Соотношение типа экологического сознания и уровня потребительского отношения человека к природе // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. -
2013. - № 1, том 1. - с. 40-45.
24. Фокин А.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение государственного служащего и особенности его формирования в интересах устойчивого развития России // Вестник Международной академии наук (Русская секция) (Электронный ресурс). 2011. № 2 (3). С. 87-89.
25. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. М.: Смысл, 2000.
26. Gagarin, A.V. Features of Ecological Competence of Students Living in Conditions of Big City (by the Example of the Students of the Peoples' Friendship University of Russia) / Mudrak S.A., Gagarin A.V., Glebov V.V. // Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series «Psychology and Pedagogics. 2012. N4. P. 78-84
SOCIO-PSYCHOLOGICAL APPROACHES TO THE STUDY OF FACTORS TO OVERCOME CONSUMER ATTITUDE TO NATURE
Yermolin Artem Vitalevich - the undergraduate of the department of acmeology and psychology of professional activity, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84, Moscow, Russia, 119606.
Abstract
This study presents different approaches and points of view on the study of factors to overcome consumer attitudes to nature. Different cases of social and psychological interactions between man and nature, contributing to the development of individual and public environmental awareness, are discussed.
Keywords: natural resources, consumer attitudes, social and psychological factors, individual and public environmental awareness.
УДК 37.035
СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Жигулин Андрей Алексеевич (Воронеж, Россия) - кандидат психологических наук, Воронежский экономико-правовой институт; Ленинский проспект 119А; [email protected].
Аннотация
Статья посвящена средствам формирования правового сознания личности. В данной работе рассматриваются информационно-правовые процессы, влияющие на формирование правосознания личности, и определяются как совокупность сведений о праве и всех процессах и явлениях, с ним связанных, информацию, содержащуюся в нормах права.
Ключевые слова: сознание, правовое знание, правовое сознание, правовая информация.
Формирование правосознания личности органически связано с содержанием, качеством и доступностью правовой информации. Беспрепятственная циркуляция правовой информации между молодыми людьми, а также между ними и педагогами, родителями, государственными органами и другими субъектами различных правоотношений является непременной характеристикой процесса формирования правосознания. Именно благодаря информационно-правовым процессам подростки имеют возможность получить необходимые для их жизни правовые сведения, выражать к ним свое отношение, а также взаимодействовать в социальной среде. Похожее значение может передаваться разными носителями, вещественная форма которых не существенная для информации. Одна информация может быть передана посредством языка, другая только через реализацию в действиях, в поведении и т.д. Во всех случаях различные системы информации формируются в деятельности, общении. Для каждого вступающего в социальную жизнь индивида система социальной деятельности, формы общественных отношений, а, следовательно, и совокупность различных знаковых систем информации существуют как нечто объективное, как совокупность тех социальных условий, в которых должна протекать его деятельность.
Правовую информацию люди могут получать стихийно или целенаправленно, включаясь в образовательные правоотношения. И в том и в другом случае, воздействие правовой информации на правосознание личности представляет собой сложный процесс, который может быть рассмотрен в зависимости от того, как понимается сама правовая информация, и каковы каналы ее распространения. Если исходить из того, что правовая информация охватывает не только действующее право, но и включает в себя все, что связано с практикой осуществления права, его изучением и теоретической разработкой, то следует признать, что правовая информация воздействует на личности постоянно, даже тогда, когда они не выступают в роли субъектов правоотношений. В этом случае правовая информация отождествляется с правом, носит государственно-организованный характер, выполняя, как и право, воспитательную функцию и передается через различные каналы коммуникации.
Правовая информация непосредственно коррелирует с правосознанием, а ее функционирование определяет движение информации по каналам управляющей правовой системы, в результате чего и осуществляется процесс правового управления, регулирования поведением людей. В таком понимании усвоенная правовая информация является составной частью правосознания подростков, воздействуя на их поступки через формируемые установки и мотивы поведения. Такое понимание правовой информации согласуется, с одной стороны, с разработанной в общей теории права трактовкой правосознания как одной из форм общественного сознания, выступающей как система взглядов, чувств, убеждений, оценок, представлений о правовых явлениях; с другой стороны, оно учитывает определенные понятия социальной информации как отражения, знания. Определяя правовую информацию как совокупность сведений о праве и всех процессах и явлениях, с ним связанных или как информацию, содержащуюся в нормах права, опять-таки нельзя не увидеть ее уникальные возможности для формирования логико-нормативной составляющей правосознания личности в процессе образовательной деятельности [1].