Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ'

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
96
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / МОЛОДЕЖЬ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Койчуева Лида Махсютовна, Акбашева Рахила Сегидуловна, Аджиева Аминат Исмаиловна

Данная статья посвящена социально-психологическому и конфликтному поведению молодёжи в обществе. Тема статьи актуальна. Социальные конфликты выступают как столкновение, противостояние сторон, представляющих определенные группы со своими интересами, исчерпавших иные способы решения накопившихся социальных противоречий. Наиболее оптимальной формой разрешения социальных конфликтов является достижение консенсуса. Практическая значимость статьи заключается в том, что молодежь как политический лидер будущего в нашей стране играет элитарную роль в политических вопросах. Готовность молодежи участвовать в изменениях зависит от определенных социокультурных факторов. В этой связи в качестве примеров можно привести такие факторы, как ожидание недовольства в подростковом возрасте и влияние университета на его развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Койчуева Лида Махсютовна, Акбашева Рахила Сегидуловна, Аджиева Аминат Исмаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL AND CONFLICT BEHAVIOR OF YOUTH IN SOCIETY

This article is devoted to the socio-psychological and conflict behavior of young people in society. The topic of the article is relevant. Social conflicts act as a clash, confrontation between parties representing certain groups with their own interests, who have exhausted other ways of solving the accumulated social contradictions. The most optimal form of resolving social conflicts is to reach a consensus. The practical significance of the article lies in the fact that young people, as the political leader of the future in our country, play an elite role in political issues. The willingness of young people to participate in change depends on certain sociocultural factors. In this regard, factors such as the expectation of discontent in adolescence and the influence of the university on its development can be cited as examples.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ»

2. Kovalev, S.V. (2016), А Short course of well-being. Tutorial integrated neuroprogramming, Pero, Moscow.

3. Tikhodeev, O.N. (2011), Psychogenetics: textbook, Academy, Moscow.

4. Ushakov, D.V. (2000), Psychology of giftedness. From theory to practice : PER SE, Moscow.

5. Hawkins, D. (2011), From despair to enlightenment. Evolution of consciousness, Publishing group "Ves", St. Petersburg.

6. Chiksentmihayi, M. (2011), Potok : Psychology of optimal experience, Alpina Digital, Moscow.

Контактная информация: vkar52@yandex.ru>

Статья поступила в редакцию 04.12.2021

УДК 159.9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ

Койчуева Лида Махсютовна, кандидат психологических наук, доцент, Рахила Сегиду-ловна Акбашева, кандидат психологических наук, доцент, Аминат Исмаиловна Аджи-ева, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет им.

У.Д. Алиева, Карачаевск

Аннотация

Данная статья посвящена социально-психологическому и конфликтному поведению молодёжи в обществе. Тема статьи актуальна. Социальные конфликты выступают как столкновение, противостояние сторон, представляющих определенные группы со своими интересами, исчерпавших иные способы решения накопившихся социальных противоречий. Наиболее оптимальной формой разрешения социальных конфликтов является достижение консенсуса. Практическая значимость статьи заключается в том, что молодежь как политический лидер будущего в нашей стране играет элитарную роль в политических вопросах. Готовность молодежи участвовать в изменениях зависит от определенных социокультурных факторов. В этой связи в качестве примеров можно привести такие факторы, как ожидание недовольства в подростковом возрасте и влияние университета на его развитие.

Ключевые слова: конфликт, поведение, подростковый возраст, молодежь, политический лидер, общество.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p500-503

SOCIO-PSYCHOLOGICAL AND CONFLICT BEHAVIOR OF YOUTH IN SOCIETY

Lida Makhsyutovna Koichueva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Rakhila Segidulovna Akbasheva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Aminat Ismailovna Adzhieva, the senior teacher, Karachay-Cherkessia State University named

after U.D. Aliev, Karachaevsk

Abstract

This article is devoted to the socio-psychological and conflict behavior of young people in society. The topic of the article is relevant. Social conflicts act as a clash, confrontation between parties representing certain groups with their own interests, who have exhausted other ways of solving the accumulated social contradictions. The most optimal form of resolving social conflicts is to reach a consensus. The practical significance of the article lies in the fact that young people, as the political leader of the future in our country, play an elite role in political issues. The willingness of young people to participate in change depends on certain sociocultural factors. In this regard, factors such as the expectation of discontent in adolescence and the influence of the university on its development can be cited as examples.

Keywords: conflict, behavior, adolescence, youth, political leader, society.

Общее положение молодежи влияет на его роль в эффективных социальных изменениях, например, высокий статус ведет к консерватизму. Даже если молодежь изолиро-

вана от взрослой жизни, изоляция в сочетании с чувством неполноценности приведет к переменам [1]. Роль молодежи в социальных видоизменениях, несомненно, различна в зависимости от уровня формирования общества и определенных возрастных периодов развития молодежи.

Цель исследования: формирование толерантности среди молодежи.

Задачи исследования:

- объяснить предмет социально-психологического и конфликтного поведения молодёжи в обществе на примерах из разных стран;

- обсудить положение молодежи нашей страны по данной проблеме.

Некоторые исследования в промышленно развитых странах, например, в исследованиях молодежи старших классов, оказались консервативными. В исследованиях, проведенных в американских средних школах в 1990 г., была обнаружена нетерпимость молодежи к разным мнениям [2].

Таким образом, консерватизм подросткового возраста подвергался сомнению в индустриальной стране. Было замечено, что молодежь в Соединенных Штатах более подготовлена к тому, чтобы занять свои элитные позиции в обществе, чем к тому, чтобы научиться изменять свое общество [2]. Однако там старшеклассник менее консервативен, чем работающая молодежь. Средний молодой человек не радикален, не воссоздает и не нарушает социальный порядок.

Однако среди молодежи есть и крайности с правыми и левыми взглядами. Представители этих течений называют себя радикалами. Например, в США после 1960 г. возник эгалитаризм, противодействие произвольному правительству, антидогматизм, недоверие к традиционным институциональным ролям, проблемы в университетах с такими требованиями студенческой молодежи как демократия и равенство в образовании в высших учебных заведениях, пацифизм, движения молодежи против ядерных испытаний, искоренения бедности, участие в решений международных проблем. Сегодня социологи и психологи, конечно, не могут охарактеризовать это как радикальные взгляды [3].

В современном мире молодежь добилась успеха не только в области политических перемен, но и в областях науки, технологий и идеологии. Во многих странах молодежь была пионером социальных движений и революций, которые являются одним из аспектов социальных изменений. Протестантские реформы и революции в Англии, молодежь во Франции, Кубе, США, Китае и других странах была широко вовлечена в эти события.

После Второй мировой войны молодежь сыграла большую роль в усилиях по модернизации и созданию нового общества в Японии и Германии. В слаборазвитых странах молодежь более активна в социальных изменениях. Во всех странах молодежь сейчас играет большую роль в развитии общественной, и особенно в политической - с точки зрения идеологии и действий [4].

Источником отчуждения являются конфликты между традиционной взрослой культурой и молодежной культурой с точки зрения оценочных суждений. Другая ситуация, когда молодежь создает изменения, заключается в том, что общество подвержено быстрым изменениям.

Исторически революционные студенческие движения возникли в обществах с переходной экономикой. Студенческие движения в современном мире особенно характерны для модернизирующихся стран. Для этого есть различные причины, такие как неизбежный и серьезный разрыв поколений, высокая степень идеологической поляризации, недостаточная занятость образованной молодежи, неэффективные университеты [5].

Сегодняшняя российская молодежь представляет собой особый случай. Общество и его развитие не позволяют молодежи добиться независимости. Поэтому молодой человек в нашей стране проявляет признаки нетерпения и бунта [10].

Однако, несмотря на это, наша молодежь, сформированная системой образования традиционного общества, имеет взаимосвязанные черты, такие как: привычка жить вме-

сте с другими, любовь к служению, осознание отождествления со своей семьей, любовь к профессии, приверженность ценностям, сообщества, и осознание идентификации с сообществом [6].

Молодежь также несовместима с обществом физически и духовно. Причины этого - рост молодежного населения, урбанизация, формирование национальных единиц с политическим измерением, а также сложное и органичное разделение труда [10].

Таким образом, возникает угроза начала процесса дезинтеграции молодежи в общество. Социальная группа, в которой развивается молодой человек, сократилась, родственные отношения лишились своих прежних размеров, кланы и родословные уступили свое место небольшой семье, а нуклеарная семья начала распространяться в городах [7].

Большое количество молодых людей не попадает в систему образования. Они проходят обучение без какой-либо профессиональной подготовки. Таким образом, они образуют армию безработных. Поскольку модернизация не предусматривает способы развлечения молодежи, свойственные традиционному обществу, молодые люди не могут развлекаться так, как приличествует их предкам. Современная молодежь переживает глубокую депрессию [9].

В любом цивилизованном обществе молодежь символ новаторства. Такая позиция к молодежи поможет продвижению общества вперед. Молодежь, особенно студенты университетов, попытаются осуществить реформы в области образования и добьются большинства своих требований демократическими средствами [8].

Молодежь хочет, чтобы общество было построено в условиях равенства и справедливости. Государство не должно отворачиваться от требований молодежи, ему необходимо воспринимать их всерьез, оно несёт большую ответственность за то, чтобы не превратить события в насилие [10].

Результатом проведенного исследования, в ходе которого рассматривалось социально-психологическое и конфликтное поведение молодёжи в обществе, явилось раскрытие и установление действенности педагогических усилий на формирование толерантности среди молодежи.

Рекомендации. Наше общество стремительно меняется. Существующие институты и ценности не могут адекватно отвечать требованиям этого меняющегося общества. Молодые люди также прибегают к насилию. Хотя насилие является недопустимым поведением, нельзя упускать из виду роль взрослых в создании такой атмосферы насилия и провокации иностранных держав. Задача педагога - объяснить предмет социально-психологического и конфликтного поведения молодёжи в обществе на примерах из разных стран; обсудить положение молодежи нашей страны по данной проблеме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аджиева А.И. Развитие познавательных интересов у подростков / А.И. Аджиева., В.М. Пятунина // Традиции и инновации в системе образования : сборник научных статей.- Карачаевск, 2020. - С. 8-12.

2. Акбашева Р. С. Развитие психических познавательных процессов детей в ходе обучения в школе/ Р.С. Акбашева //Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020.- № 10 (188). -С. 480-483.

3. Акбашева Р.С. Психологические особенности развития этнического самосознания студентов (на материале вузов Карачаево-Черкесской Республики) : дис. ... канд. психол. наук / Акба-шева Рахила Сегидуловна. - Ставрополь, 2007. - 164 с.

4. Алиева П.М. Лингвистические свойства окказионализмов и авторских неологизмов в английском языке / П.М. Алиева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 5 (59). - Ч. 1. - С. 33-36.

5. Койчуева Л.М. Психологическая поддержка планирования старшеклассниками материального самообеспечения : дис. ... канд. психол. наук / Койчуева Лида Махсютовна. - Карачаевск, 2005. - 161 с.

6. Лепшокова Е.А. Роль дистанционного обучения при преподавании и изучении иностранного языка / Е.А. Лепшокова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 2020.- № 7 (185). - С. 203-206.

7. Лепшокова Е.А. Значимость дистанционного обучения в условиях самоизоляции / Е.А. Лепшокова // Клычевские чтения: Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск, 2020. - С. 140-144.

8. Лепшокова Е.А. Каузативность в зеркале когнитивной грамматики конструкций английского языка / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова, Л.М. Цекова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017.- № 1-1 (67). - С. 138-141.

9. Лепшокова С.М. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей старшеклассников в социокультурной среде : дис. ... канд. пед. наук / Лепшокова Света Мырзакуловна. -Карачаевск, 2003. - 187 с.

10. Эльканова Б.Д. Инновационный подход и современные тенденции развития науки и образования / Б.Д. Эльканова // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы XXVIII международной научно-практической конференции.- Прага, 2020.—С. 111-112.

REFERENCES:

1. Adzhieva, A.I. and, Pyatunina, V.M. (2020), "Development of cognitive interests in adolescents", Traditions and innovations in the education system, collection of scientific articles, Karachaevsk, pp. 8-12.

2. Akbasheva, R.S. (2020), "The development of mental cognitive processes in children during schooling", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (188), pp. 480-483.

3. Akbasheva, R.S. (2007), Psychological features of the development of ethnic self-awareness of students (based on the material of universities of the Karachay-Cherkessia republic), dissertation, Stavropol.

4. Alieva, P.M. (2016), "Linguistic properties of occasionalisms and author's neologisms in English", Philological Sciences. Issues of theory and practice , No. 5 (59), Part 1, pp. 33-36.

5. Koichueva, L.M. (2005), Psychological support for high school students planning material self-sufficiency, dissertation Karachaevsk.

6. Lepshokova, E.A. (2020), "The Role of Distance Learning in Teaching and Learning a Foreign Language", " Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 203-206.

7. Lepshokova, E.A. (2020), "The importance of distance learning in conditions of self-isolation", Klychev Readings: Materials of the Scientific and Practical Conference with International Participation, Karachaevsk, pp. 140--144.

8. Lepshokova E.A., Karasova S.Ya., Tsekova L.M. (2017), "Causation in the Mirror of the Cognitive Grammar of the Constructions of the English Language", Philological Sciences. Questions of theory and practice, No. 1-1 (67), pp. 138-141

9. Lepshokova S.M. (2003), Formation of universal moral values of high school students in the socio-cultural environment, dissertation, Karachaevsk.

10. Elkanova B.D. (2020), "An innovative approach and modern trends in the development of science and education", Russia and Europe: The Connection between Culture and Economy Materials of the XXVIII International Scientific and Practical Conference, Prague, pp. 111-112.

Контактная информация: Lida19710903@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.11.2021

УДК 159.9.072

ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ РОССИИ

Наталья Михайловна Мартынова, адъюнкт, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.