Научная статья на тему 'ПУТИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ПУТИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ / ИНФОРМАЦИОННОЕ СОДЕРЖАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СОВМЕСТНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Текеева Залина, Тамбиева Зухра

В статье описываются пути и методы формирования положительной стабильной мотивации к изучению иностранного языка. Тема актуальна. Существенное значение в мотивации учения имеет содержание учебного материала, способы и методы их использования. Не каждый учебный материал может оказывать мотивационное воздействие, а лишь такой, информационное содержание которого отвечает существующим и снова появляющимся интересам обучающегося. Целью исследования является рассмотрение этапов изучения каждой темы учебной программы для реализации путей и методов формирования положительной стабильной мотивации к изучению иностранного языка. Практическое значение заключается в том, что рассматриваются разнообразные виды совместной работы, что позволяет распределять учебную работу для разных категорий обучаемых, распределять работу так, чтобы она была доступной для всех обучающихся. Это имеет большое значение для становления мотивации учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS AND METHODS OF FORMING A POSITIVE STABLE MOTIVATION TO LEARN A FOREIGN LANGUAGE

The article describes the ways and methods of forming the positive stable motivation for learning the foreign language. The topic is relevant. The content of educational material, ways and methods of their use are of essential importance in motivating learning. Not every educational material can have motivational effect, but only one where information content meets the existing and emerging interests of the student. The aim of the study is to consider the stages of studying each topic of the curriculum for the implementation of ways and methods of forming positive motivation for learning the foreign language. The practical significance lies in the fact that various types of joint work are considered, which makes it possible to distribute educational work for different categories of students, to distribute work so that it is accessible to all students. This is of great importance for the development of motivation for learning.

Текст научной работы на тему «ПУТИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

8. Романова, Е.В. Мотивация молодежи к занятиям физической культурой (на примере студентов Алтайского края) / Е.В. Романова, Л.В. Готовчикова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2017. - № 1 (4). - С. 49-59. - URL: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/1739 (дата обращения: 09.09.2021).

REFERENCES

1. Belov, D.O. (2012), "Research of the problem of formation of motivation to engage in physical culture and recreation activities", Bulletin of the Samara State University of Railway Communications, No. 1 (15), pp. 158-161.

2. Vaseltsova, I.A., Brodetskiy, A.B. and Petrov, S.A. (2016), "Study of motivation to engagement in physical culture of students youth", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (139), pp. 19-25.

3. Mudrievskaya, E.V. (2010), "Pedagogical approaches to physical education in the system of vocational education", Individual and age-related features of the development of motor and mental abilities, Collection of scientific papers, SibADI Publishing House, Omsk, pp. 160-165.

4. Mudrievskaya, E.V. and Kovalchuk, O.G. (2010), "Analyses of sport interests of first-year students in university", Omsk scientific bulletin, No. 4 (89), pp. 143-146.

5. Mudrievskaya, E.V. and Mamontov, S.S. (2014), "The main reasons for choosing the means of physical improvement by students of a higher educational institution", Dynamics of system, mechanisms and mashines, No. 6, pp. 150-152.

6. Mudrievskaya, E.V. (2017), "Physical culture and sports interests of first-year students of a higher educational institution", Physical culture in the system of agricultural vocational education: ideas, technologies, prospects, Materials of the VI scientific and practical conference dedicated to the 100th anniversary of the University, OmGAU Publishing House, Omsk, pp. 135-138.

7. Mudrievskaya, E.V. (2021), "Motor experience of the first-year students and their preferences in the choice of physical education means", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 233-236.

8. Romanova, E.V. and Gotovchikova, L.V. (2017), "Motivation of young people to engage in physical culture (on the example of students of the Altai Territory)", Health, Physical Culture and Sports, No. 1 (4), pp. 49-59, available at: http://journal.asu.ru/zosh/article/view/1739 (date accessed: 09.09.2021).

Контактная информация: elena_mudray55@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.09.2021

УДК 378.147

ПУТИ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ СТАБИЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Залина Текеева, старший преподаватель, Зухра Тамбиева, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, г. Карачаевск

Аннотация

В статье описываются пути и методы формирования положительной стабильной мотивации к изучению иностранного языка. Тема актуальна. Существенное значение в мотивации учения имеет содержание учебного материала, способы и методы их использования. Не каждый учебный материал может оказывать мотивационное воздействие, а лишь такой, информационное содержание которого отвечает существующим и снова появляющимся интересам обучающегося. Целью исследования является рассмотрение этапов изучения каждой темы учебной программы для реализации путей и методов формирования положительной стабильной мотивации к изучению иностранного языка. Практическое значение заключается в том, что рассматриваются разнообразные виды совместной работы, что позволяет распределять учебную работу для разных категорий обучаемых, распределять работу так, чтобы она была доступной для всех обучающихся. Это имеет большое значение для становления мотивации учения.

Ключевые слова: мотивация, учебный материал, информационное содержание, обучающиеся, совместная работа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p289-293

WAYS AND METHODS OF FORMING POSITIVE STABLE MOTIVATION TO

LEARN THE FOREIGN LANGUAGE Zalina Tekeyeva, the senior teacher, Zukhra Tambieva, the senior teacher, Karachay-Cherkessia State University named after U.D. Aliev, Karachaevsk

Abstract

The article describes the ways and methods of forming the positive stable motivation for learning the foreign language. The topic is relevant. The content of educational material, ways and methods of their use are of essential importance in motivating learning. Not every educational material can have motivational effect, but only one where information content meets the existing and emerging interests of the student. The aim of the study is to consider the stages of studying each topic of the curriculum for the implementation of ways and methods of forming positive motivation for learning the foreign language. The practical significance lies in the fact that various types of joint work are considered, which makes it possible to distribute educational work for different categories of students, to distribute work so that it is accessible to all students. This is of great importance for the development of motivation for learning.

Keywords: motivation, educational material, information content, students, teamwork.

Сейчас есть достаточное количество научных исследований в психологии и методике обучения иностранным языкам, дающих возможность применить их в дальнейших поисках решения вопроса и реализовать ценностный подход к анализу способов и методов развития позитивной стабильной мотивации к учебной деятельности [1].

В статье поставлена задача: отобразить роль преподавателя в подготовке и реализации путей и методов формирования положительной стабильной мотивации к изучению иностранного языка

При составлении тематических планов для уроков иностранного языка, планировании уроков, при подборе обучающего и наглядного материала учителю надо всегда иметь в виду тип потребностей своих учеников, иметь представление об величине этих потребностей и их допустимое раскручивание, для того, чтобы содержимое обучающего материала отвечало существующим надобностям учащихся и содействовало появлению и формированию новых потребностей, требуемых для последующей учебной работы. Для этого содержимое учебных занятий должно быть доступно обучаемым, должно основываться на имеющиеся у них знания и базироваться на них и на их жизненный опыт, но в то же время содержание должно быть довольно тяжелым и сложным [2].

Когда учащимся не надо работать над осмыслением и усвоением учебного материала, он не будет соответствовать нуждам обучающихся в регулярном становлении психических функций (памяти, мышления, воображения), не будет формировать у обучающихся ярких эмоций (положительных и отрицательных) и, следовательно, не будет отвечать потребностям в эмоциональном насыщении, поэтому легкий, малосодержательный учебный материал не будет способствовать возникновению и развитию новых потребностей при изучении иностранного языка [3].

Нужно также учитывать возможности учащихся в освоении научных понятий. На сегодняшний день потенциалы учащихся в постижении основ нынешней научной мысли, научной картины окружающего мира все еще не применяются полностью при изучении иностранного языка. Значение учебы, направленное на развитие научно-теоретического способа мышления, диалектического конкретизирования знаний, содействует воспитанию у учащихся положительной мотивации, сосредоточенной на изучение научной картины мира, на постижение общих способов научного познания [4].

Таким образом, смысл любого урока, любой темы должен быть глубоко мотивирован, но не при помощи образования быстро забывающихся увлечений или обращения на практическую значимость в последующей жизни, а в основном тем, что этот контент должен быть нацелен на разрешение вопросов научно-теоретического исследования яв-

лений и объектов окружающего мира, на освоение методов такого познания. Только тогда у учащихся будет построена база для развития содержательных мотивов учебной деятельности [5].

Организация учебной работы - следующая ступень на пути развития мотивации. Контент учебного материала при изучении иностранного языка воспринимается учащимися во время учебного занятия. От типа этой работы, от ее содержания, от структуры учебной работы в основном зависит итог обучения, его воспитывающая роль. Успешность учебной работы зависит еще и от ее нацеленности, какие задачи стоят перед учащимися, обращены ли эти цели на усвоение учебного материала, где работа постижения является отдельной целью. Взгляд учащихся к своей учебе обусловливаться в основном тем, как преподаватель строит их учебную работу, каков ее контент и характер [5].

Изучение каждой темы учебной программы должно включать три главных этапа: мотивационный, операционально-познавательный и рефлексивно-оценочный.

Мотивационный этап при изучении иностранного языка дает учащимся сознание того, почему и для чего им следует исследовать настоящий раздел программы. Мотива-ционный этап, как правило, содержит такие учебные акты:

1) организация учебно-проблемной обстановки, включающей учащихся в предмет прохождения будущей темы программы. Учебно-проблемную обстановку можно организовать разными способами:

а) предложением задачи, разрешение которой вероятно лишь на базе исследования предложенной темы;

б) рассказом педагога о теоретической и практической значимости предложенной темы программы.

2) Формулировка главной учебной задачи. Обсуждение главного вопроса в предложенной учебно-проблемной обстановке заканчивается называнием главной учебной задачи, которая надо решить во время прохождения предложенного раздела программы.

3) Самоконтроль и самооценка потенциалов будущей работы по прохождению данной темы. После формулировки главной учебной задачи, составляется и обсуждается план будущего занятия.

На данном этапе разбираются полученные ранее знания, пробелы и задачи на следующий этап. Заканчивается такое собеседование самооценкой некоторых учащихся по постижению раздела [6].

На операционально-познавательном этапе изучения иностранного языка учащиеся усваивают содержание темы программы и овладевают учебными актами и операциями, включенными в его контент. Смысл этого этапа в образовании мотивации учебной деятельности зависит от того, поймут ли учащиеся надобность всего содержания и некоторых его разделов для разрешения главной учебной задачи, назначенной на мотивацион-ном этапе.

Рефлексивно-оценочный этап при изучении иностранного языка является последним во время прохождения темы, когда обучаемые учатся рефлексировать (анализировать) свою учебную работу, давать ей оценку, сравнивать итоги работы с поставленными учебными задачами (целями). Правильная работа на этом этапе имеет существенное значение в организации мотивации учебной работы. Эту работу надо организовать так, чтобы учащиеся чувствовали эмоциональное удовлетворение от полученного знания. Только в этом случае будет формироваться положительная стабильная мотивация учебной работы для изучения иностранного языка.

Каждый учащийся должен чувствовать себя субъектом учебно-воспитательного процесса [7].

В становлении и формирования положительной стабильной мотивации учебной работы существенное значение отводится оценке. Надо, чтобы в оценке деятельности учащегося был правильный анализ этой работы, выделение всех положительных пунктов,

достижений в постижении учебного материала и объяснение причин изъянов. При помощи такого глубокого анализа преподаватель развивает у учащихся адекватную самооценку. Балльная оценка должна быть в оценочной работе преподавателя на втором месте [4].

Результатом проведенного исследования, в ходе которого рассматривались пути и методы формирования положительной стабильной мотивации к изучению иностранного языка, явилось раскрытие и установление действенности педагогических усилий на подобный акт.

РЕКОМЕНДАЦИИ

Итак, мы провели анализ различных способов развития положительной стабильной мотивации учебной работы учащихся при изучении иностранного языка. Для образования подобной мотивации надо применять не один метод, а все методы по установленной программе, в общем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиева П.М. Лингвистические свойства окказионализмов и авторских неологизмов в английском языке / П.М. Алиева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. -2016. - № 5 (59). - С. 33-36.

2. Лепшокова Е.А. Роль дистанционного обучения при преподавании и изучении иностранного языка / Е.А. Лепшокова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 7 (185). - С. 203-206.

3. Лепшокова Е.А. Значимость дистанционного обучения в условиях самоизоляции / Е.А. Лепшокова // Клычевские чтения - 2020. Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск, 2020. - С. 140-144.

4. Лепшокова Е.А. Предлог и послелог в предложении и речи в английском и карачаево-балкарском языках / Е.А. Лепшокова, С.М. Лепшокова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 3-2 (57). - С. 104-107.

5. Лепшокова Е.А. Каузативность в зеркале когнитивной грамматики конструкций английского языка / Е.А. Лепшокова, С.Я. Карасова, Л.М. Цекова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 1-1 (67). - С. 138-141

6. Лепшокова С.М. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей старшеклассников в социокультурной среде : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Лепшокова, Света Мырза-куловна. - Карачаевск, 2003. - 23 с.

7. Эльканова Б. Д. Инновационный подход и современные тенденции развития науки и образования / Б.Д. Эльканова // Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XXVIII международной научно-практической конференции. - Прага, 2020. - С. 111-112.

REFERENCES

1. Alieva, P.M. (2016), "Linguistic properties of occasionalisms and copyright neologisms in English", Philological sciences. Questions of theory and practice, No. 5 (59), pp. 33-36.

2. Lepshokova, E.A. (2020), "The Role of Distance Learning in Teaching and Learning a Foreign Language", Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta, No. 7 (185), pp. 203-206.

3. Lepshokova, E.A. (2020), "The importance of distance learning in conditions of self-isolation", Klychev readings - 2020. Materials of a scientific-practical conference with international participation, Karachaevsk, pp. 140-144.

4. Lepshokova, E.A. and Lepshokova, S.M. (2016), "Some pronouns in the Karachai-Balkarian, Russian and English languages", Philological Sciences. Questions of theory and practice, No. 4-1 (58), pp. 134-136.

5. Lepshokova, E.A., Karasova, S.Ya. and Tsekova, L.M. (2017), "Causation in the Mirror of the Cognitive Grammar of the Constructions of the English Language", Philological Sciences. Questions of theory and practice, No. 1-1 (67), pp. 138-141.

6. Lepshokova, S.M. (2003), Formation of universal moral values of high school students in the socio-cultural environment, dissertation, Karachaevsk.

7. Elkanova B.D. (2020), "An innovative approach and modern trends in the development of science and education", Russia and Europe: the connection between culture and economy. Materials of the

XXVIII International Scientific and Practical Conference, Prague, pp. 111-112.

Контактная информация: zuhratambieva58@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2021

УДК 37.013

ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦЕННОСТНОГО МИРА БУДУЩЕГО У АБИТУРИЕНТОВ И СИСТЕМА КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРИАТА

Оксана Роальдовна Тучина, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой, Ольга Антоновна Гордиенко, кандидат педагогических наук, доцент, Евгения Алексеевна Трунова, аспирант, преподаватель, Наталья Валерьевна Хлабыстова, кандидат социологических наук, доцент, Алена Юрьевна Егорова, кандидат педагогических наук, доцент, Ульяна Викторовна Новикова, кандидат филологических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар

Аннотация

Работа посвящена сравнительному анализу ценностных ожиданий абитуриентов, пришедших в инженерный вуз в 2021 г. с ожиданиями, пришедших в 2014 г. Объектом рассмотрения являются ценностные ориентиры абитуриентов двух поколений (межпоколенческий подход) и отражение задач социализации обучающихся в программах бакалавриата, предметом исследования -изучение изменения ценностных ориентиров в зависимости от поколения абитуриентов. Цель исследования - сопоставление системы ценностей, положенных в основу универсальных компетенций программ бакалавриата, с ранжированием ценностей по личностной значимости двумя поколениями абитуриентов, пришедшими на обучение в инженерный вуз. Гипотеза исследования: если в представлениях нового поколения абитуриентов отразилась деформация национальных ценностей, то в новых учебных программах бакалавриата (ФГОС ВО 3++) должно отразиться усиление фактора социализации обучающихся в учебном процессе. В результате исследования выявлено, что у абитуриентов 2021 уменьшилось практически наполовину желание уважать друг друга, при этом в отношении 1х4 выросло желание иметь качества лидера; желание действовать при помощи силы, а не переговоров, выросло практически в отношении 1х6; почти вполовину выросло желание не обременять себя решением жизненных проблем. В результате в процессе вузовского обучения и воспитания на первый план должны выйти УК-3 (способность осуществлять социальное взаимодействие в команде) и УК-1, УК-2, УК-9, отвечающие за развитие способностей самостоятельно принимать решения. Практическая значимость заключается в необходимости корректировать образовательную и воспитательную работу с каждым последующим набором студентов, исходя из выявленной характеристики их общих ценностных ожиданий, коррелирующих с профессиональными.

Ключевые слова: аксиология, воспитание, обучение, социализация, абитуриенты, профессиональное будущее, инженерный вуз, универсальные компетенции, социальные компетенции, мир ценностей.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p293-299

IMAGE OF THE PROFESSIONAL VALUE WORLD OF THE FUTURE FOR APPLICANTS AND THE SYSTEM OF BACHELOR'S DEGREE COMPETENCIES

Oksana Roaldovna Tuchina, the doctor of psychological sciences, professor, Olga Antonovna

Gordienko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Evgeniya Alekseevna Trunova, the post-graduate student, teacher, Natalia Valeryevna Hlabystova, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Alena Yuryevna Egorova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ulyana Viktorovna Novikova, the candidate of philological sciences, senior lecturer, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

The article is devoted to the comparative analysis of the value expectations of applicants who came to the engineering university in 2021 with the expectations of those who came in 2014. The object of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.