Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ'

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛИНГВИСТИКА / УМСТВЕННАЯ РАБОТА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОСТОЯНИЕ ИНДИВИДУУМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Семенова Аминат Хамитовна

Статья посвящена психологическому аспекту обучения иностранному языку. Актуальность темы заключается в том, что определение содержания обучения иностранному языку невыполнимо без обращения к психологии -науке об эпизодах психического отображения реальности в разуме человека. Она изучает духовные качества, умственную работу и психологическое состояние индивидуума в зависимости от ситуаций, в которых они выявляются. Практическая значимость статьи обусловливается тем, что анализируется психологический аспект обучения иностранному языку, то есть автор пытается установить, какие языковые единицы и в какой последовательности принимают участие в говорении и слушании предложений. При обучении иностранному языку у обучающихся развивается психология формирования познавательной деятельности. У них формируются механизмы монологической и диалогической речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL ASPECT OF TEACHING TO THE FOREIGN LANGUAGE

The article is devoted to the psychological aspect of teaching to the foreign language. The relevance of the topic lies in the fact that the definition of the content of teaching to the foreign language is impracticable without referring to psychology - the science of episodes of mental reflection of reality in the human mind. It studies the mental qualities, mental work and the state of the individual, depending on the situation in which they are revealed. The practical significance of the article is due to the fact that the psychological aspect of teaching to the foreign language is analyzed, that is, the author is trying to establish which language units and in what sequence are involved in speaking and listening to sentences. When teaching to the foreign language, students develop the psychology of the formation of cognitive activity. They form the mechanisms of monologue and dialogical speech.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ»

«внутренняя мотивация».

Таблица - Оценка достоверности различий в изучаемых показателях у обследуемых респондентов_

Переменные Среднее значение Значение критерия Уровень значимости

Амбициозные (Тип А, активно-ригидная стратегия) Не амбициозные (Тип АВ, тип В1, активно-пластичная стратегия)

Достижение успеха в целом 16,3000 10,1333 И = 269,500" 0,006

Стремление к власти 1,1667 3,7667 И = 402,000 0,203

Тенденция к аффилиации 4,0333 9,7333 И = 322,500" 0,027

Мотив стремления к успеху 49,7333 43,8333 И = 423,000 0,644

Мотив избегания неудачи 49,4000 57,3448 И = 357,500 0,229

Мотивация на неудачу 1,2000 1,6552 И = 403,000 0,490

Мотивация на успех 12,7000 11,3103 И = 380,000 0,399

МВ 4,00 3,50 И = 334,000 0,071

ВМП 3,00 4,00 И = 42,000" 0,000

ВОМ 2,00 2,00 И = 384,500 0,297

Психологическое благополучие 368,3000 432,0333 1 = -3,261" 0,002

Примечания: 1 - значение критерия Стьюдента для независимых выборок, и - значение критерия Манна-Уитни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выявлено, что у амбициозных личностей уровневые показатели психологического благополучия значимо ниже. Доказана взаимосвязь между переменной поведенческий тип А и переменной достижение успеха в целом. Выявлено, что у амбициозных личностей преобладает ориентация на личные интересы, связанные с преобладанием мотивов собственного благополучия. Различия выявлены для показателей «достижение успеха в целом», «тенденция к аффилиации», «внешняя положительная мотивация (ВМП)». Кроме того, выявлена тенденция к различиям для показателя «внутренняя мотивация». Свойства личности, такие как: тенденция к поведенческой активности (Тип А), достижение успеха в целом, внешняя положительная мотивация, активно-ригидная стратегия достижения целей, обусловливающие ее стойкое и генерализованное стремление к успеху и достижениям, выступающие личностными диспозициями амбициозности, обуславливают снижение психологического благополучия, психического и физического здоровья.

Контактная информация: taisaeva@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.06.2021

УДК 159.923; 159.953

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Аминат Хамитовна Семенова, аспирант, ведущий специалист по работе с иностранными гражданами, Северо-Кавказская государственная академия, Черкесск

Аннотация

Статья посвящена психологическому аспекту обучения иностранному языку. Актуальность темы заключается в том, что определение содержания обучения иностранному языку невыполнимо без обращения к психологии -науке об эпизодах психического отображения реальности в разуме человека. Она изучает духовные качества, умственную работу и психологическое состояние индивидуума в зависимости от ситуаций, в которых они выявляются. Практическая значимость статьи обусловливается тем, что анализируется психологический аспект обучения иностранному языку, то есть автор пытается установить, какие языковые единицы и в какой последовательности принимают участие в говорении и слушании предложений. При обучении иностранному языку у обучающихся развивается психология формирования познавательной деятельности. У них формируются механизмы монологической и диалогической речи.

Ключевые слова: психология, психолингвистика, умственная работа, познавательная деятельность, состояние индивидуума.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p447-451

PSYCHOLOGICAL ASPECT OF TEACHING TO THE FOREIGN LANGUAGE

Aminat Khamitovna Semenova, the post-graduate student, leading specialist in working with foreign citizens, North Caucasus State Academy, Cherkessk

Abstract

The article is devoted to the psychological aspect of teaching to the foreign language. The relevance of the topic lies in the fact that the definition of the content of teaching to the foreign language is impracticable without referring to psychology - the science of episodes of mental reflection of reality in the human mind. It studies the mental qualities, mental work and the state of the individual, depending on the situation in which they are revealed. The practical significance of the article is due to the fact that the psychological aspect of teaching to the foreign language is analyzed, that is, the author is trying to establish which language units and in what sequence are involved in speaking and listening to sentences. When teaching to the foreign language, students develop the psychology of the formation of cognitive activity. They form the mechanisms of monologue and dialogical speech.

Keywords: psychology, psycholinguistics, mental work, cognitive activity, personality state.

Психология занимается построением речевой деятельности человека и ее формированием. Появилась наука, которая занимается исследованием структуры речевой деятельности, - психолингвистика. Психолингвисты изучают вербальное поведение индивидуума, изображают модели интеллектуальных процессов, действий, поступков, происходящих при аудировании и говорении. Цель: проанализировать психологический аспект обучения иностранному языку. В статье поставлена задача: определить психологический аспект обучения иностранному языку.

Как и любая работа, вербальная деятельность должна иметь свой предмет. Таким предметом вербальной деятельности является размышление. Коммуникативная деятельность осуществляется в определенных актах и операциях. Они доставляют работу соответственным устройствам речи, отвечающим за аудирование, устную речь, чтение и невербальную речь. В виде объекта обучения в деятельностном подходе и при речевой ориентации идет вербальное действие.

В психологии вербальным актом называется процесс взаимодействия участников диалога; речевого намерения или цели; предметного содержания: темы, обстоятельства; языковых возможностей; экстралингвистических и паралингвистических возможностей, сосредоточенных на появлении высказывания в определенной обстановке диалога. Диалоги, собеседования, тексты, всякие вербальные и невербальные речевые акты материализуются только вследствие вербальных действий [1].

Коммуникативные акты, однако, вероятны в том случае, когда владение языковым и речевым материалом в каждом пункте учебно-воспитательного процесса доведено до уровня навыков и умений. Известно, что толкование навыков и умений дается в психологии.

Владение иностранным языком - это владение системой речевых навыков. Язык существует в психике человека, прежде всего, в форме таких навыков, которые в любой момент могут быть реализованы. Для осуществления общения недостаточно сформированных речевых навыков, необходимы речевые умения. Умения предполагают творческую деятельность. Она связана с мышлением, воображением, эмоциями.

В сегодняшней практике преподавание иностранного языка проводится с учетом психологических особенностей обучающихся. Это помогает вовлекать обучаемых в интерактивную работу на занятиях. Основная идея совместного обучения - организовать психологическую обстановку для активной групповой учебной работы детей в разнооб-

разных учебных обстановках. Если объединить обучаемых с разным уровнем знаний и дать им одинаковое задание, определив роль каждого обучающегося, то они отвечают за результат не только своей работы, но и работы всей группы, В подобной психологической ситуации осуществляется взаимоконтроль, консультирование и помощь отстающим учащимся их одноклассниками, более глубокое постижение материала сильными детьми [3].

Итак, психология дает возможность определить психологическую составляющую содержания обучения иностранному языку в школе - это вырабатывание навыков и умений применять изучаемый язык в коммуникативных целях.

Педагогическая психология, психолингвистика, социальная психология, теория деятельности являются смежными с методикой науками. Их формирование привело к разработке деятельностно-личностно-коммуникативного метода. В нем в центре внимания находится психология формирования коммуникативных навыков. Большое внимание уде -ляется индивидуальным качествам ребенка, психологической мотивированности учебного процесса. Психология коммуникативного метода обучения - обучение на основе общения - дает возможность добиться таких результатов.

Обучение на основе общения является психологической сущностью всех интенсивных способов обучения иностранному языку. Коммуникативное обучение иностранным языкам носит деятельностный характер. Вербальное общение служит для решения задач плодотворной психологической деятельности человека в условиях "социального взаимодействия" контактирующих людей [3].

При таком подходе основываются позитивные условия для деятельного и свободного формирования личности в деятельности [2].

Хочется отметить, что в психологии обучения коммуникативным методом вербальные погрешности не только вероятны, но и считаются вполне заурядным явлением, если, конечно, они не извращают факты и события. Важнейшими принципами составления содержания обучения с применением коммуникативного способа являются следующие психологические аспекты:

1. Речевая направленность, то есть психология обучения иностранному языку через диалог. Вербальной речи надо обучать только через общение. Преподаватель иностранного языка обучает детей психологии вербальной деятельности. Поэтому коммуникативные компетенции являются одними из важнейших целей обучения иностранному языку.

Целью обучения в любых видах учебных заведений является не система языка, а психология иноязычной вербальной деятельности, как психология межкультурного взаимодействия. Язык является элементом цивилизации. Он действует в рамках определенной цивилизации. Мы должны быть знакомы с психологией этой культуры, особенностями функционирования языка в данной цивилизации [4].

2. Функциональность. Данный принцип дает осознание обучающимся функциональности всех аспектов изучаемого языка. Каждому надо объяснить психологию практического владения языком.

Функциональность проявляется именно в том, что объектом усвоения являются не просто вербальные средства, а функции, осуществляемые этими средствами. Функциональность обучения, в общем обеспечивается речевым, функционально адекватным поведением преподавателя и обучаемых.

3.-Ситуативность - это психология организации учебного процесса. Вербальное обучение реализовывается на базе обстоятельств, воспринимаемых как система взаимоотношений.

4. Новизна. Она обнаруживается в разнообразных частях занятия. Это, прежде всего, психологический аспект вербальных ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнера, условий общения и т.д.). Это и новизна применения материала, его информативность.

5. Психология личностной ориентации диалога. Безликой речи не бывает, речь всегда индивидуальна. Любой человек отличается от другого, и своими врожденными данными, и умением выполнять учебную и коммуникативную деятельность, и своими характеристиками как индивидуума: опытом, деятельностью, комплектом определенных ощущений и чувств, своими увлечениями, своим статусом в коллективе. При этом программа обучения должна учитывать психологию познавательных потребностей некоторых обучающихся, касающиеся их личных интересов, увлечений [4].

Итак, рассмотрев психологические аспекты обучения иностранному языку, можно сделать определенные выводы: имея в виду поменявшийся статус иностранного языка как средства коммуникации и взаимопонимания в мировом социуме, все психологические признаки обучения иностранному языку собираются вокруг надобности усиления праг-магических аспектов усвоения языка. Это значит, при обучении важно не только достижение хороших итогов в овладении иноязычным диалогом, но и поиск реального выхода к другой цивилизации и его носителей.

Результатом проведенного исследования, в ходе которого рассматривался психологический аспект обучения иностранному языку, явилось установление значимости психологической мотивации обучающихся к изучению иностранного языка и проблемы их межличностного общения.

Рекомендации. Психологический аспект обучения иностранному языку основывается на поощрении речи, мышления обучающихся. Это возможно в следующих случаях:

- психологические особенности работы с текстом;

- психологические особенности работы с проблемой;

- психологические аспекты работы с игровыми уроками.

Для того, чтобы выработать у обучающихся необходимые практические умения и навыки в любом виде вербальной деятельности, педагог должен обладать знаниями индивидуально-психологических и возрастных особенностей личности обучающегося.

ЛИТЕРАТУРА

1. Перспективы использования дистанционной системы обучения при реализации образовательного процесса дисциплин по физической культуре и спорту / А.В. Агеевец, В.Ю. Ефимов-Комаров, Л.Б. Ефимова-Комарова, Е.А. Назаренко, М.В. Пучкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 3-10.

2. Лепшокова Е.А Структурные и семантические особенности фразеологических единиц в современном английском и русском языках / Е.А. Лепшокова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 272-275.

3. Лепшокова, Е.А. Развитие вариативных умений в условиях двуязычия / Е.А. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования: материалы XVIII Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, 2019. - С. 140-143.

4. Лепшокова Е.А. Функции проверки знаний при обучении иностранному языку / Е.А. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования : материалы XIX Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, 2020. С. 114-120.

REFERENCES

1. Ageevets, A.V., Efimov-Komarov, V.Yu., Efimova-Komarova, L.B., Nazarenko, E.A. and Puchkova, M.V. (2020), "Prospects for using the distance learning system in the implementation of the educational process of physical culture and sports disciplines", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 3-10.

2. Lepshokova, E.A. (2020), "Formation of Phraseological Units in English and Russian Languages", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (182), pp. 272-275.

3. Lepshokova, E.A. (2019), "Development of variable skills in a bilingual environment", Achievements and problems of modern science and education: materials of the ХУШ International Scientific and Practical Conference, Karachaevsk, pp. 140-143.

4. Lepshokova E.A. (2020), "Functions of knowledge testing in teaching a foreign language"

Achievements and problems of modern science and education: materials of the ХШ International scientific and practical conference, Karachaevsk, pp. 114-120.

Контактная информация: lepshokova-fatima@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 12.05.2021

УДК 159.922.762

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРИНЯТИЕ РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С КОГНИТИВНЫМ ДЕФИЦИТОМ В КОНТЕКСТЕ ПАТОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

САМОРЕГУЛЯЦИИ

Елена Александровна Черенёва, кандидат педагогических наук, доцент, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, директор, Международный институт аутизма, г. Красноярск; Ирина Яковлевна Стоянова, доктор психологических наук, профессор, Ведущий научный сотрудник, Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук, профессор, Национальный исследовательский Томский государственный университет

Аннотация

Проблема детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с когнитивным дефицитом, является важным компонентом при формировании саморегуляции поведения. Цель статьи - проанализировать механизмы влияния эмоционального принятия родителями ребенка с когнитивным дефицитом на формирование патопсихологической модели поведения. Методика и организация исследования. Представлена авторская концепция анализа эмоционального принятия в семье ребенка с когнитивным дефицитом в контексте биопсихосоционоэтической концепции. Разработан авторский диагностический комплекс по оценке эмоционального принятия ребенка с когнитивным дефицитом. Результаты исследования и их обсуждение. Определены основные механизмы и закономерности формирования детско-родительских отношений в норме и патологии детского развития. Описаны специфические особенности эмоционального принятия родителями детей с когнитивным дефицитом. Научная новизна исследования заключается в рассмотрении феномена эмоциональных отношений в семье ребенка с когнитивным дефицитом в контексте биопси-хосоционоэтической концепции изучения личности. Это позволило сформировать критерии диагностики и психологические мишени для работы с детьми с когнитивным дефицитом. Выводы. Специфика эмоционального принятия родителями ребенка с когнитивным дефицитом влияет на формирование патопсихологической модели саморегуляции.

Ключевые слова: эмоциональное принятие, детско-родительские отношения, когнитивный дефицит, патопсихологическая модель, саморегуляция поведения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.6.p451-456

EMOTIONAL ACCEPTANCE BY PARENTS OF CHILDREN WITH COGNITIVE DEFICITS IN THE CONTEXT OF THE PATHOPSYCHOLOGICAL MODEL OF

SELF-REGULATION

Elena Alexandrovna Chereneva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, V.P. Astafiev Krasnoyarsk State Pedagogical University, executive director, International Autism Institute; Krasnoyarsk; Irina Yakovlevna Stoyanova, the doctor of psychology, professor, leading research associate, Tomsk National Research Medical Center of the Russian Academy of Sciences; professor, National Research Tomsk State University

Abstract

The problem of parent-child relationships in families, raising the children with cognitive deficits, is important component in the formation of self-regulation of behavior. The purpose of the article is to reveal the question of the influence of parent-child relations in the family, raising the child with cognitive deficit, on the formation of the pathopsychological model of behavior. Research methodology and organi-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.