рынок труда.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исмаилов А.И. Адаптация выпускников вуза на этапе начальной профессиональной деятельности / А.И. Исмаилов, П.П. Григорьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 5 (171). - С. 148-152.
2. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - Москва : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 488 с.
REFERENCES
1. Ismailov, A.I. and Griqoriev, P.P. (2019), "Adaptation of university graduates at the stage of initial professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 5 (171), pp. 148-152.
2. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V. and Manuylov, G.M. (2002), Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups, Institute of Psychotherapy, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.07.2021
УДК 378.147
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Елизавета Ахияевна Лепшокова, кандидат педагогических наук, доцент, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск; Светлана Яхьяевна Карасова, кандидат педагогических наук, доцент Северо-Кавказская государственная академия, г. Черкесск
Аннотация
В данной статье исследуется актуальная для педагогической науки организация игровой деятельности на занятиях по иностранному языку. Целью статьи является выделение и обоснование учебной игры, которая подразумевает упорядоченную деятельность, предполагающую отработку и повторение уже изученных правил в необычном занимательном формате. Практическая значимость заключается в том, что игра вводит обучающихся в коммуникативный процесс, тем самым мотивируя их на активную учебную деятельность. В учебной игре в качестве необходимого условия присутствует дидактический потенциал и отсутствует жесткий дух соревнования как необходимого условия. В учебном процессе необходим интеллект участников игры, для воплощения поставленной цели они вступают в коммуникативный процесс.
Ключевые слова: концепт, игра, игровое упражнение, функция, процесс, учеба, дидактический, организация, коммуникация.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p195-198
USING OF GAME ACTIVITIES AT THE FOREIGN LANGUAGE LESSONS
Elizaveta Ahiyaevna Lepshokova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ka-rachay-Cherkessia State University named after U.D. Aliev, Karachaevsk; Svetlana Yakhyaev-na Karasova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, North Caucasian State
Academy, Cherkessk
Abstract
This article examines the organization of play activity in the foreign language class, which is relevant for the pedagogical science. The purpose of the article is to highlight and substantiate the educational game, which implies the orderly activity that involves practicing and repeating already learned rules in the unusual entertaining way. The practical significance lies in the fact that the game introduces students into the communicative process, thereby, motivating them for active learning activities. In the learning game, there is a didactic potential, and there is no strong competitive spirit as a prerequisite. In the educational process, the intellect of the participants in the game is necessary; to implement the set goal, they enter the communicative process.
Keywords: concept, game, game exercise, function, process, study, didactic, organization, communication.
Организация и проведение занятий с игровыми элементами требует соблюдения определенных правил:
1. Учебную игру необходимо использовать как метод закрепления и повторения уже изученного учебного материала.
2. Формулируются правила для ведения игры, обучающиеся принимают в ней участие непринужденно и спонтанно; желание быть участником учебной игры должно исходить от них самих.
3. Не допускается использовать игровой момент на занятиях чрезмерно долго. Игру рекомендуется проводить в середине или ближе к концу занятия. [1].
Основной целью организации игровой деятельности на занятиях по иностранному языку является создание навыков и умений устной речи у обучающихся, как инструмента решения образовательных задач. Компетенция, связанная с навыками речи, является основной для изучающего иностранный язык. Эта компетенция состоит из комплекса, куда входят определенные компоненты: компонент языка; дискурсивный компонент; компонент речи; прагматический компонент; лингвокультуроведческий компонент; социокультурный компонент [5].
Существует различие между концептами «игра» и «игровое упражнение». Эти два понятия отличаются тем, что игровое упражнение выполняет вспомогательную функцию на занятиях, оно входит в составную часть процесса учебы. Игровое упражнение может быть выполнено и в не игровой форме, оно отличается определительными дидактическими целями от игры. Использование учебной игры на занятиях выявляет большой потенциал в организации коммуникации для обучающихся. Речь во время игры - средство обмена мыслями, способ коммуникации; она выполняет организующую и направляющую роль [2, c. 115]. Например, обучающиеся может прокомментировать свои действия. Он может подойти к однокласснице с картиной, где нарисованы цветы, и сказать «I give Mary flowers, I give her flowers» и т.п.
Необходимо помнить о том, что на занятиях игра не только выполняет развлекательную функцию в коллективе учащихся, но и является главным способом разрешения поставленных задач данного этапа в процессе обучения. Такими задачами могут быть привитие от самых элементарных речевых умений до умения поддержать и вести коммуникацию по определенной тематике.
Изучающие иностранный язык должны быть внимательны ко всему, что говорит преподаватель во время учебного процесса. Они не должны запаздывать с комментариями о проводимых действиях на занятиях - это повторение определенной части объяснения выполняемых действий. Участвуя в игре и инсценированных заданиях, они должны уметь комментировать то, что сами делают. Это условие необходимо для того, чтобы не было пауз в процессе игры. Переходным моментом для ведения развернутой неподготовленной коммуникации служит речевая среда, где происходит вплетение речи устной формы в игровые формы [3]. Планируя учебный процесс с элементами игры, преподаватель не должен забывать, что в играх «важна не внешняя активность детей, а их речевая активность», что новый игровой смысл занятий - это особая форма моделирования учебной задачи. Игровые элементы занятий по иностранному языку связаны с творческой деятельностью обучающихся. В процессе изучения языка они направлены на достижение цели по формированию комплексной коммуникативной компетенции с доминантной установкой. Это можно показать на примере изучения темы «Словообразование в английском языке» - подтема «Словообразование существительных» [4].
Преподаватель ставит перед собой цель познакомить обучающихся со словообразовательной моделью с суффиксом «-er (-or)», которая обозначает «лицо» (teacher) и добиться ее освоения.
Комплексные игровые задания используются на занятиях с целью формирования компетенции общения и привития навыка лингвистического анализа. Языковые, речевые, предметные компоненты являются доминантными компонентами. Преподавателю необходимо превратить игру в средство для достижения целей обучения, используя определенные методы отработки в выбранном виде игры, навыки и умение, которыми не обладал обучающийся до этого. Участвуя в игре, он должен научиться видоизменять фразы, используя подходящие по смыслу лексические единицы, применить собственный текст или словосочетание; использовать тот вид игры, который наведет его к мыслительной деятельности, если это даже будет небольшой фрагмент. Так он может продемонстрировать усвоение новых навыков [6].
Используя учебную игру на занятиях по иностранному языку, преподаватель развивает самооценку, повышает потенциал к творчеству личности обучающегося. Он самостоятельно начинает делать выводы. Каждый участник игры желает выиграть, принимая решения, которые способствуют активизации мыслительной деятельности [3].
Кроме того если обучающийся сумеет вести диалог на иностранном языке, то это даст ему большие возможности в обучении. Такие качества личности в учебе как смышлёность, умение находить верный вариант и использовать его в игре проявляются лучше в этом виде учебной деятельности. В игре стираются уровни знаний учеников. Учебная игра увлекает, снимает скованность, способствует свободному использованию в коммуникации лексики языка. Все это положительно влияет на показатели обучения. Это помогает усвоению грамматических конструкций и возникает удовлетворение [2].
Таким образом, использование учебной игры во время занятий решает такие задачи в методике как: направление обучающегося на ведение диалога на иностранном языке; дача возможности свободного, частого повторения лексики и грамматики языка; упражнение в выборе точного образца речи.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Игровые моменты урока должны состоять из посильных заданий для учащихся, также можно включать и усложненные задания. До начала игры преподаватель должен ознакомить учеников с содержанием и правилами игры, чтобы у них не возникло недопонимания в самом процессе. Нельзя провести игровой момент занятия, если обучающиеся не до конца осознали суть ролей, которые они сыграют в игре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Будакова О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О.В. Будакова // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - Москва : Буки-Веди, 2012. - С. 152-154.
2. Лепшокова Е.А. Развитие вариативных умений в условиях двуязычия / Е.А. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Международный сборник научных статей. — Ка-рачаевск : Карачаево-Черкесский государственный университет им. УД. Алиева, 2019. - Выпуск XVIII. - С. 140-143.
3. Лепшокова Е.А. Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы IX Международной научно-практической конференции. - Карачаевск, Карачаево-Черкесский государственный университет им. УД. Алиева, 2017. - С. 198-202.
4. Лепшокова Е.А.. Формирование творческих способностей у подростков на уроках английского языка в общеобразовательной школе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Лепшокова Елизавета Ахияевна. - Карачаевск, 2004. - 23 с.
5. Тоторкулова, К. А. Роль образования в социуме / Традиции и инновации в системе образования. Международный сборник научных статей. -Карачаевск : Карачаево-Черкесский государственный университет им. УД. Алиева, 2019. - Выпуск XVII. - С. 228-231.
6. Эльканова Б.Д. К вопросу развития мотивации говорить по-английски / Эльканова Б. Д., Текеева М.Б // Формирование профессиональной компетентности будущего специалиста в образо-
вательном пространстве России. Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию КЧГУ имени УД. Алиева. - Карачаевск, 2018. - С. 254-256.
REFERENCES
1. Budakova, OV (2012), "Game technologies as an effective means of enhancing the educational process in a foreign language lesson", Pedagogical skills: materials of the I International. scientific. conf., Buki-Vedi, Moscow, pp. 152-154.
2. Lepshokova, E.A. (2019), "Development of variable skills in conditions of bilingualism", Traditions and innovations in the education system, International collection of scientific articles, Kara-chay-Cherkessia State University named after W.D. Aliyev, Karachaevsk, Issue XVIII, pp. 140-143.
3. Lepshokova, E.A. (2017), "Organization of play activities in a preschool educational organization", Traditions and innovations in the education system, Materials of the IX International Scientific and Practical Conference, Karachay-Cherkessia State University named after W.D. Aliyev, Karachaevsk, pp. 198-202.
4. Lepshokova, E.A. (2004), Formation of creative abilities in adolescents in English lessons in a comprehensive school, dissertation, Karachaevsk.
5. Totorkulova, K.A. (2019), "The role of education in society", Traditions and innovations in the education system, International collection of scientific articles, Karachay-Cherkessia State University named after W.D. Aliyev, Karachaevsk, Issue XVII, pp. 228-231.
6. Elkanova, B.D. and Tekeeva, M.B. (2018), "On the development of motivation to speak English", Formation of professional competence of a future specialist in the educational space of Russia, Materials of the III International Scientific and Practical Conference dedicated to the 80th anniversary of U.D. Aliev, Karachay-Cherkessia State University named after W. D. Aliev, Karachaevsk, pp. 254-256.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.06.2021
УДК 378.147:004
ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ
РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Олеся Валериевна Ляшенко, кандидат педагогических наук, доцент, Николай Гурьевич
Соколов, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Геннадий Александрович Яковлев, кандидат педагогических наук, Российский государственный гидрометеорологический университет, г. Санкт-Петербург; Надежда Викторовна Гущина, кандидат педагогических наук, доцент, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова
Аннотация
Статья посвящена актуальной проблеме современного образования - дистанционному обучению. Целью данной работы является - взвешивание все «за» и «против» дистанционного обучения и ответить на вопрос, какой же вид образования является более продуктивным и за каким образованием будущее? Выделены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения. Сделан вывод: как и в любом деле, относительно дистанционного образования требуется определенный баланс.
Ключевые слова: дистанционное обучение, пандемия, COVID-19, индивидуальное обучение, непрерывное обучение.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p198-203
PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING IN THE MODERN SYSTEM OF RUSSIAN
EDUCATION
Olesya Valerievna Lyashenko, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Nikolai Guryevich Sokolov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair,