Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бесленеева Маргарита Хаджимуратовна

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования. Целью исследования является раскрытие и установление эффективности педагогиче ских усилий на развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка. Актуальность темы заключается в том, что из-за понижения физического, психического и внутреннего здоровья нынешних детей, вопрос духовно-этического формирования является одним из главных вопросов сегодняшнего мира. В нынешнем мире ребенок существует и формируется, под воздействием множества всевозможных источников положительного и отрицательного влияния. Практической значимостью исследования является возможность применения преподавателями итогов исследования в практике дошкольного развития в детском образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бесленеева Маргарита Хаджимуратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF PRESCHOOL EDUCATION

The article is devoted to the problem of spiritual and moral education in the system of preschool education. The aim of the study is to reveal and establish the effectiveness of pedagogical achievements on the development of spiritual and moral qualities of a preschooler's personality. The relevance of the topic lies in the fact that due to decrease of the physical, mental and internal health of today's children, the question of spiritual and ethical formation is one of the main problems of today's world. In today's world, a child is created and formed under the influence of many different sources of influence on him, both positive and negative. The practical significance of the research is the possibility of using by the teachers the results of the research in the practice of preschool education in the preschool educational institution.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

рывное развитие экономики России: условия, инструменты, эффекты: сборник статей Международной конференции. - Нальчик, 2018. - С. 75-85.

2. Голд Н.А. Цифровая экономика для здорового образа жизни / Н.А. Голд, С.В. Чистякова, И.П. Степанова // Экономический журнал. - 2018. -№1 (49). - С. 87-102.

3. Зарубина М.С. Использование цифровых технологий, как методов исследования в тренировочном процессе / М.С. Зарубина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. -№10 (176). -С. 142-146.

4. Кудинова Ю.В. Экономика и менеджмент в спорте и образовании / Ю.В. Кудинова, Д.В. Губа // Актуальные аспекты развития современной науки. Сборник научных статей II Международной научной конференции. - Самара, 2021. - С. 114-118.

5. Кудинова Ю.В. Экономические проблемы функционирования менеджмента в спорте и образовании / Ю.В. Кудинова, А.А. Киндюк, Д.В. Губа // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2021. -№ 1 (12). - С. 93-95.

6. Попов Ф.А. От информатизации вуза в его цифровизации / Ф.А. Попов // Информация и образование: границы коммуникаций. - 2018. -№ 10 (18). - С. 12-14.

7. Притчина Л.С. Цифровизация и новое экономическое образование / Л.С. Притчина // Педагогическое образование и наука. - 2018. - № 2. - С. 120-122.

8. Стеценко Н.В. Цифровизация в сфере физической культуры и спорта: состояние вопроса / Н.В. Стеценко, Е.А. Широбакина // Наука и спорт: современные тенденции. - 2009. - Т. 22, № 1. - С.36-39.

REFERENCES

1. Glukhova, L.V., Kaziev, V.M. and Kazieva, B.V. (2018), "Increasing the investment attractiveness of the region: problems of implementing priority innovative projects", Breakthrough Development of the Russian Economy: Conditions, Tools, Effects: A Collection of Articles of the International Conference, Nalchik, pp.75-85.

2. Gold, N.A., Chistyakova, S.V. and Stepanova, I.P. (2018), "Digital economy for a healthy lifestyle", Economic Journal, No. 1 (49), pp. 87-102.

3. Zarubina, M.S. (2019), "The use of digital technologies as research methods in the training process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (176), pp.142-146.

4. Kudinova, Yu.V. and Guba, D.V. (2021), "Economics and management in sport and education", Actual aspects of the development of modern science. Collection of scientific articles of the II International Scientific Conference, Samara, pp. 114-118.

5. Kudinova, Yu.V., Kindyuk, A.A. and Guba, D.V. (2021), "Economic problems of management functioning in sports and education", OlymPlus. Humanitarian version, No. 1 (12), pp. 93-95.

6. Popov, F.A. (2018), "From informatization of a university to its digitalization", Information and education: the boundaries of communications, No.10 (18), pp. 12-14.

7. Pritchina, L.S. (2018), "Digitization and new economic education", Pedagogical Education and Science, No. 2, pp. 120-122.

8. Stetsenko, N.V. and Shirobakina E.A. (2009), "Digitalization in the field of physical culture and sports: state of the art", Science and sport: modern trends, No. 1, Vol. 22, pp. 36-39.

Контактная информация: lulu9625@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.08.2021

УДК 373.2

ПРОБЛЕМА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Маргарита Хаджимуратовна Бесленеева, Детский сад № 8 «Гнездышко», г. Черкесск,

Карачаево-Черкесская Республика

Аннотация

Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования. Целью исследования является раскрытие и установление эффективности педагогиче-

ских усилий на развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка. Актуальность темы заключается в том, что из-за понижения физического, психического и внутреннего здоровья нынешних детей, вопрос духовно-этического формирования является одним из главных вопросов сегодняшнего мира. В нынешнем мире ребенок существует и формируется, под воздействием множества всевозможных источников положительного и отрицательного влияния. Практической значимостью исследования является возможность применения преподавателями итогов исследования в практике дошкольного развития в детском образовательном учреждении.

Ключевые слова: дошкольное образование, духовно-нравственное воспитание, личностные качества, знания.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p16-19

PROBLEM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION IN THE SYSTEM OF

PRESCHOOL EDUCATION

Margarita KhadzhimuratovnaBesleneeva, Kindergarten No. 8 "Gnezdyshko", Cherkessk, Ka-

rachay-Cherkessia Republic

Abstract

The article is devoted to the problem of spiritual and moral education in the system of preschool education. The aim of the study is to reveal and establish the effectiveness of pedagogical achievements on the development of spiritual and moral qualities of a preschooler's personality. The relevance of the topic lies in the fact that due to decrease of the physical, mental and internal health of today's children, the question of spiritual and ethical formation is one of the main problems of today's world. In today's world, a child is created and formed under the influence of many different sources of influence on him, both positive and negative. The practical significance of the research is the possibility of using by the teachers the results of the research in the practice of preschool education in the preschool educational institution.

Keywords: preschool education, spiritual and moral education, personal qualities, knowledge.

В настоящее время большое значение имеет образование правильно работающей системы духовно-нравственного воспитания в образовательных организациях, систему, созданную на базе ценностей обычной духовной культуры, согласно потребностям развития личности ребенка и сконцентрированную на формировании физически, психически и духовно здорового ребенка. Нынешнее общество предоставляет ребенку информацию вместо знания, готовую схему вместо формирования личной фантазии, телевизор и игровой компьютер вместо диалога. Агрессивная информация препятствует вырабатыванию личностных качеств, которые обусловливают суть человека. Она подавляет дар к сочувствию и добропорядочности, к независимому мышлению и принятию решений, креативности [1]. Преодоление этого кризиса и в жизни социума, и в жизни некоторых людей, формирование индивидуума с правильным нравственным воспитанием возможно только при возрождении настоящих духовных начал жизни социума, его этических норм.

Задача исследования: рассмотреть обстоятельства, направленные на развитие духовно-нравственных качеств дошкольника, проверить результативность их влияния.

Духовно-нравственное развитие детей дошкольного возраста является важнейшей задачей нынешней образовательной системы, и является существенным контентом будущего обучения. Дошкольные годы являются значимым периодом в жизни ребенка. В это время совершается развитие всевозможных видов познания реального мира: восприятия, образного мышления, фантазии. Появляется желание получать всевозможные знания об окружающей действительности. У дошкольника вырабатываются понятия о доступных его разуму определенных фактах сосуществования в социуме. Поэтому именно в это время следует приступать к духовно- нравственному воспитанию [3].

Некоторые дети развиваются в условиях билингвизма. Это требует составления отдельной программы для работы в условиях двуязычия [2, с.140]. Таким образом, в настоящее время главной идеей дошкольного развития является целостное духовно-нравственное формирование личности ребенка, в том числе и в условиях билингвизма.

Духовно-нравственное развитие в дошкольном периоде - процесс долгий, рассчитанный на перестройку взглядов любого ребенка. Основным ожидаемым итогом является усвоение ребенком человеческих ценностей: доброты, сострадания, честности, неприятии зла. Работая с детьми, педагог пользуется всевозможными видами и способами проведения занятий. Чаще всего применяемыми являются словесно-образный, наглядно-действенный, практический методы.

Очень важно включать контент духовно-нравственного воспитания во всевозможную детскую деятельность: в игровую, театрализованную, музыкально-художественную. «Дидактические игры способствуют развитию умственных способностей ребенка, поскольку содержат умственные задачи... Они также способствуют развитию органов чувств ребенка, внимания, памяти, логического мышления» [3, с. 198].

Большое внимание обращается согласованности с родителями детей, так как значимость семьи велика для формирования каждого ребенка. Семья является центром вырабатывания характера и формирования будущих общественных деятелей. «Береги семью, ибо она основа всякого государства» говорил Российский император Александр третий, когда передавал престол своему наследнику и будущему царю Николаю второму.

Как бы много ни говорилось сегодня о влиянии на ребенка улицы и средств массовой информации, все же самое большое влияние на становление личности ребенка имеет институт семьи. Семейные взаимоотношения становятся для него «эталоном», по которому складывается его характер, самооценка, отношение к окружению, другим людям. От дружелюбности, доброты, открытости и наполненности любовью членов семьи зависит то, насколько хорошим и светлым будет видеться окружающий мир ребенку, в котором он оказался [4].

Первые 3-5 лет вся вселенная человека - это его семья, которая отвечает его потребностям: в пище, диалоге, безопасности и в основной потребности - быть любимым, быть нужным. Здесь ребенок учится милосердию, сочувствию, правдолюбию - именно родители и первые воспитатели дают основу духовно-нравственному развитию ребенка.

Главным мерилом оценки духовно-нравственного развития в условиях совместной деятельности дошкольных учреждений и родителей считают способность детей применять знания о нравственных правилах в самостоятельной работе, проявление отзывчивости и доброты, чуткости, толерантности, благосклонности, трудолюбия и поддержки. Все это сказывается в играх и диалоге детей с ровесниками, отношении к старшим, младшим и окружающему миру. «В детстве, - писал В. А. Сухомлинский - человек должен пройти эмоциональную школу - школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь.». По выражению В.А. Сухомлинского эмоции, испытанные в детстве, не пропадут бесследно. Таким образом, семья играет основную роль в становлении сознания ребенка, которая является для него примером и образцом для подражания. Результатом проведенного исследования, в ходе которого рассматривалась проблема духовно-нравственного воспитания в системе дошкольного образования, явилось раскрытие и установление действенности педагогических усилий на развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольника.

РЕКОМЕНДАЦИИ

В дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Задача воспитателя - помочь родителям осознать то, что именно в семье должны сохраняться и передаваться духовно-нравственные ценности и обычаи. Задача педагога - стимулировать интерес всех участников к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Будакова О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова // Педагогическое мастерство : материалы I Международной научной конференции (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. —

C.152-154

2. Лепшокова Е. А. Развитие вариативных умений в условиях двуязычия / Е. А. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования : МЕЖДУНАРОДНЫЙ сборник научных статей. -Карачаевск : Карачаево-Черкесский государственный университет им. УД. Алиева, 2019. - Выпуск XVIII. - С. 140-143.

3. Лепшокова Е.А. Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования : материалы IX Международной научно-практической конференции. - Карачаевск : Карачаево-Черкесский государственный университет им. УД. Алиева, 2017. - С. 198-202.

4. Тоторкулова К.А. Воспитание основ толерантности у дошкольников средствами физического воспитания / К.А. Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования : материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск : Карачаево-Черкесский государственный университет им. УД. Алиева, 2017. - С. 280-284.

5. Тоторкулова К.А. Формирование толерантности дошкольника, профилактика агрессивного поведения / К.А. Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск : Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 285-289.

REFERENCES

1. Budakova, OV (2012), "Game technologies as an effective means of enhancing the educational process in a foreign language lesson", Pedagogical skills: materials of the I International. Scientific conference, Buki-Vedi, Moscow, pp. 152-154.

2. Lepshokova, E.A. (2019), "Development of variable skills in conditions of bilingualism", Traditions and innovations in the education system, International collection of scientific article, Karachay-Cherkessia State University named after W. D. Aliev, Karachaevsk, Issue XVIII, pp. 140-143.

3. Lepshokova, E.A. (2017), "Organization of play activities in a preschool educational organization", Traditions and innovations in the education system, materials of the IX International Scientific and Practical Conference, Karachay-Cherkessia State University named after W. D. Aliev, Karachaevsk, pp. 198-202.

4. Totorkulova K.A. (2017), "The upbringing of the foundations of tolerance among preschoolers of physical education means", Traditions and innovations in the education system, materials of the IX International Scientific and Practical Conference, Karachay-Cherkessia State University named after W.

D. Aliev, Karachaevsk, pp. 280-284.

5. Totorkulova, K.A. (2017), "Formation of tolerance of a preschooler, prevention of aggressive behavior", Traditions and innovations in the education system, materials of the IX International Scientific and Practical Conference, Karachay-Cherkessia State University named after W. D. Aliev, Karachaevsk, pp. 285-289.

Контактная информация: lepshokova.e.a@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.06.2021

УДК 796.077.5

ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТ С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Галина Владимировна Боброва, кандидат педагогических наук, Ольга Валерьевна Под-копаева, старший преподаватель, Оренбургский государственный университет

Аннотация

Возросшая потребность общества в использовании информационных технологий соответственно отражается на интересах подрастающего поколения. В статье рассматриваются аспект

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.