Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТ С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТ С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДЕТЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боброва Галина Владимировна, Подкопаева Ольга Валерьевна

Возросшая потребность общества в использовании информационных технологий соответственно отражается на интересах подрастающего поколения. В статье рассматриваются аспект внедрения педагогических приёмов, базирующихся на информационных интересах подростков, в традиционно-сложившуюся систему образовательной деятельности кадетского училища. Привлечение в учебно-тренировочный процесс информационных ресурсов, в частности взаимодействие спортивного педагога с воспитанниками через социальные сети дает дополнительные педагогические возможности внеурочное время, что повышает интерес кадет к занятиям спортом. Приводятся результаты эмпирического исследования отношения кадет к учебно-тренировочному процессу и как следствие сохранности контингента в спортивных секциях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боброва Галина Владимировна, Подкопаева Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SPORTS ACTIVITIES OF CADET TAKING INTO ACCOUNT THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE GROWING GENERATION

The growing need of society in the use of information technologies is correspondingly reflected in the interests of the younger generation. The article examines the aspect of the introduction of pedagogical techniques based on the information interests of adolescents in the traditionally established system of educational activities of the cadet school. Involvement of the information resources in the educational and training process, in particular, the interaction of a sports teacher with pupils through the social networks provides additional pedagogical opportunities outside school hours, which increases cadets' interest in sports. The results of the empirical study of the attitude of cadets to the educational-training process and, as a consequence, the safety of the contingent in sports sections are presented.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТ С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Будакова О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова // Педагогическое мастерство : материалы I Международной научной конференции (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. —

C.152-154

2. Лепшокова Е.А. Развитие вариативных умений в условиях двуязычия / Е.А. Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования : МЕЖДУНАРОДНЫЙ сборник научных статей. -Карачаевск : Карачаево-Черкесский государственный университет им. УД. Алиева, 2019. - Выпуск XVIII. - С. 140-143.

3. Лепшокова Е.А. Организация игровой деятельности в дошкольной образовательной организации / Е.А Лепшокова // Традиции и инновации в системе образования : материалы IX Международной научно-практической конференции. - Карачаевск : Карачаево-Черкесский государственный университет им. УД. Алиева, 2017. - С. 198-202.

4. Тоторкулова К.А. Воспитание основ толерантности у дошкольников средствами физического воспитания / К.А. Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования : материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск : Карачаево-Черкесский государственный университет им. УД. Алиева, 2017. - С. 280-284.

5. Тоторкулова К.А. Формирование толерантности дошкольника, профилактика агрессивного поведения / К.А. Тоторкулова // Традиции и инновации в системе образования. Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск : Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 285-289.

REFERENCES

1. Budakova, OV (2012), "Game technologies as an effective means of enhancing the educational process in a foreign language lesson", Pedagogical skills: materials of the I International. Scientific conference, Buki-Vedi, Moscow, pp. 152-154.

2. Lepshokova, E.A. (2019), "Development of variable skills in conditions of bilingualism", Traditions and innovations in the education system, International collection of scientific article, Karachay-Cherkessia State University named after W. D. Aliev, Karachaevsk, Issue XVIII, pp. 140-143.

3. Lepshokova, E.A. (2017), "Organization of play activities in a preschool educational organization", Traditions and innovations in the education system, materials of the IX International Scientific and Practical Conference, Karachay-Cherkessia State University named after W. D. Aliev, Karachaevsk, pp. 198-202.

4. Totorkulova K.A. (2017), "The upbringing of the foundations of tolerance among preschoolers of physical education means", Traditions and innovations in the education system, materials of the IX International Scientific and Practical Conference, Karachay-Cherkessia State University named after W.

D. Aliev, Karachaevsk, pp. 280-284.

5. Totorkulova, K.A. (2017), "Formation of tolerance of a preschooler, prevention of aggressive behavior", Traditions and innovations in the education system, materials of the IX International Scientific and Practical Conference, Karachay-Cherkessia State University named after W. D. Aliev, Karachaevsk, pp. 285-289.

Контактная информация: lepshokova.e.a@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.06.2021

УДК 796.077.5

ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДЕТ С УЧЕТОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ

Галина Владимировна Боброва, кандидат педагогических наук, Ольга Валерьевна Под-копаева, старший преподаватель, Оренбургский государственный университет

Аннотация

Возросшая потребность общества в использовании информационных технологий соответственно отражается на интересах подрастающего поколения. В статье рассматриваются аспект

внедрения педагогических приёмов, базирующихся на информационных интересах подростков, в традиционно-сложившуюся систему образовательной деятельности кадетского училища. Привлечение в учебно-тренировочный процесс информационных ресурсов, в частности взаимодействие спортивного педагога с воспитанниками через социальные сети дает дополнительные педагогические возможности внеурочное время, что повышает интерес кадет к занятиям спортом. Приводятся результаты эмпирического исследования отношения кадет к учебно-тренировочному процессу и как следствие сохранности контингента в спортивных секциях.

Ключевые слова: кадеты, информационная потребность, методические приемы, физкуль-турно-спортивная деятельность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.8.p19-22

ORGANIZATION OF SPORTS ACTIVITIES OF CADETS TAKING INTO ACCOUNT THE PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF THE GROWING GENERATION

Galina Vladimirovna Bobrova, the candidate of pedagogical sciences, Olga Valerievna Pod-kopaeva, the senior teacher, Orenburg State University

Abstract

The growing need of society in the use of information technologies is correspondingly reflected in the interests of the younger generation. The article examines the aspect of the introduction of pedagogical techniques based on the information interests of adolescents in the traditionally established system of educational activities of the cadet school. Involvement of the information resources in the educational and training process, in particular, the interaction of a sports teacher with pupils through the social networks provides additional pedagogical opportunities outside school hours, which increases cadets' interest in sports. The results of the empirical study of the attitude of cadets to the educational-training process and, as a consequence, the safety of the contingent in sports sections are presented.

Keywords: cadets, information need, methodological techniques, physical culture and sports activity.

ВВЕДЕНИЕ

Современное кадетское образование переживает пик популярности, родители выбирают кадетские школы, так как отмечают налаженную воспитательную работу, качественное образование, целенаправленную подготовку своих детей к будущей профессиональной деятельности в силовых структурах страны [2]. Первостепенной задачей функционирования довузовских образовательных учреждений силовых структур является: « ... развитие у обучающихся высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости, воспитание гражданственности, любви к Родине и семье, уважительного отношения к духовному и культурному наследию» [1].

В тоже время многие ученые отмечают изменения интересов современной молодежи. Стремительно развивающиеся технологии, прогресс, избыток информации накладывает отпечаток на характер подрастающего поколения. Возросшая потребность общества в использовании информационных технологий в свою очередь отражается на детях и подростках. Уже сейчас ученые и педагоги отмечают цифровизацию подрастающего поколения, в связи с этим вопрос методологии воспитания современных подростков встает особенно остро [3]. Актуальность данного исследования обусловлена существенными трансформациями мировоззрения современных подростков, что определяет необходимость проектирования и внедрения соответствующих педагогических условий в тради-ционно-сложившуюся систему образовательной деятельности кадетского училища. Требуется внедрение новых образовательных технологий и методических приемов для совершенствования воспитательного процесса, отвечающего запросам современных подростков.

Цель исследования: определение пути повышения мотивации кадет к занятиям в спортивных секциях в рамках дополнительного образования с учетом интересов совре-

менных подростков. Гипотеза исследования состоит в предположении, что внедрение модифицированных методов воспитательный работы с учетом информационных интересов современных подростков в учебно-тренировочный процесс в рамках дополнительного образования позволит повысить мотивацию кадет к занятиям спортом, что отразится на сохранности контингента в спортивных секциях.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Оренбургского президентского кадетского училища в период январь - июнь 2021 года и включало: ретроспективный анализ журналов посещаемости спортивной секции в рамках дополнительного образования, опрос воспитанников училища, обучающихся в шестых классах (42 человека), педагогическое наблюдение за ходом учебно-тренировочного процесса, методы математической статистики.

Одним из вариантов внедрения методических приемов, повышающих интерес кадет к занятиям спортом, может служить пример работы кафедры физического воспитания. Спортивные педагоги ведут сайт, где делятся с новостями не только о проведенных соревнованиях по видам спорта и мероприятиях военно-прикладной направленности, но и выкладывают фотографии воспитанников с будней учебно-тренировочного процесса. Кроме того активное включение в работу страниц социальных сетей - БасеЪоок, Instagram, ВКонтакте позволяет продлить ситуацию успеха занимающихся в спортивной секции кадет. Не смотря на то, что время, когда кадетам выдаются на руки телефоны строго регламентировано, как правило, за два часа перед отбоем, воспитанники кадетского училища не остаются в стороне от цифрового мира. Общение с родственниками, друзьями, которые остались дома, продолжается, в том числе и через социальные сети. Поэтому для обучающихся становится значимым, когда его, даже не значительный успех в спортивной деятельности может увидеть как можно больше знакомых, при этом, не заходя на официальный сайт училища. Кроме того, открытость учебно-тренировочного процесса привлекает родителей кадет, которые в свою очередь поощряют своего сына в занятиях спортом.

Создание тренером в интернет-мессенджерах WhatsApp или У1Ъег сообщества, занимающихся в спортивной секции кадет позволяет преподавателю секции не только регулировать работу секции вне спортивного объекта, но и отправлять спортсменам мотивирующие к занятиям спортом видео ролики и открытки.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование результатов привлечения в работу тренера средств информационных технологий, отвечающих интересам современного подростка, показало положительную динамику в повышении мотивации кадет к занятиям в спортивных секциях. По данным опроса, проведенного с воспитанниками училища, отмечается их высокая заинтересованность во взаимодействии с тренером в социальных сетях. Подростки испытывают чувство удовлетворения, когда видят свою фотографию с соревнований или с тренировочного процесса на страницах социальных сетей - 100% опрошенных. Кроме того, кадеты отметили, что мотивирующее видео и наставления тренера, получаемое ими через страницу сообщества в интернет-мессенджере действительно влияют на их «желание идти на тренировку», 100% кадет отметили важность для них личностных взаимоотношений со спортивным педагогом внетренировочное время.

Анализ журналов посещаемости спортивных секций членами сборных команд училища по видам спорта позволил зафиксировать повышение посещаемости учебно-тренировочных занятий после создания сообщества в сети интернет. В период 15 недель - январь-май 2021 года (3150 тренировок по отношению к 42 спортсменам) посещаемость спортивной секции кадетами составила 92.54%, в отличие от посещаемости за аналогичный период 2019 года по данным ретроспективного анализа журналов посещаемо-

сти - 78.92%. Так же отмечается сохранность контингента кадет, занимающихся в спортивной секции - на конец учебного года составила 100%.

Педагогическое наблюдение в ходе эксперимента позволило отметить повышение заинтересованности кадет-спортсменов к учебно-тренировочному процессу, что отразилось на плотности занятий - кадеты внимательней стали относится к наставлению тренера, и меньше времени уделять подготовке к выполнению определенного задания. Если в начале эксперимента в среднем общая плотность занятия составляла 75.55%, то в ходе эксперимента общая плотность учебно-тренировочного занятия повысилась до 87.7%.

ВЫВОДЫ

Анализ проведенного исследования показал, что включение в учебно-тренировочный процесс информационных ресурсов позволяет повысить мотивацию кадет к занятиям спортом. Очевидно, педагогические приемы в воспитательном процессе в кадетском училище должны базироваться не только на традициях кадетского образования, но и отвечать запросам современного молодого поколения. Невозможно игнорировать процесс формирования личности в аспекте зависимости от развития современных технологий, в построении системы воспитания требуется учитывать интересы общества, в том числе и в информационной потребности. Грамотное использование интернет-площадок позволит через тяготение подростков к общению в социальных сетях регулировать их интерес в частности к занятиям спортом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении Наставления по физической подготовке и спорту для суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищ и кадетских, морских кадетских, музыкальных кадетских корпусов Министерства обороны Российской Федерации : приказ Минобороны РФ от 30 октября 2004 г. N 352 // ГАРАНТ.РУ. : [сайт]. - URL: http://base.garant.ru/6391601 (дата обращения 12.05. 2021).

2. Лаврентьева С. Мифы и реальность кадетского образования / С. Лаврентьева // Педсовет. - 23 февраля 2018. - URL: https://pedsovet.org/article/mify-i-realnost-kadetskogo-obrazovania (дата обращения 15.05.2021).

3. Собкин В.С. Подросток: включенность в сетевое взаимодействие и отношение к образованию // Коммуникации. Медиа. Дизайн. - 2017. - Т. 2, № 2. - С. 99- 113.

REFERENCES

1. Ministry of Defense of the Russian Federation (2004), "On approval of the Manual on physical training and sports for the Suvorov military, Nakhimov naval, military music schools and cadet, sea cadet, music cadet corps of the Ministry of Defense of the Russian Federation", Order of the of October 30, 2004 N 352, available at: http://base.garant.ru/6391601 (accessed 12.05. 2021).

2. Lavrentieva, S (2018), "Myths and reality of cadet education", Pedagogical Council, available at: https://pedsovet.org/article/mify-i-realnost-kadetskogo-obrazovania (accessed 15.05.2021).

3. Sobkin V.S. (2017), "Teenager: involvement in network interaction and attitude to education", Communications. Media. Design, Vol. 2, No. 2, pp. 99-113.

Контактная информация: Galya.Bobrova.71@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.08.2021

УДК 796.82

СУБЪЕКТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРОННЫХ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ БОРЦОВ ГРЕКО-РИМСКОГО СТИЛЯ КАК ПРЕДПОСЫЛКА

ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОРЕВНОВАТЕЛЬНОГО ОПЫТА

Владимир Викторович Большаков, старший преподаватель, Татьяна Константиновна Ким, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой, Галина Анато-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.