Научная статья на тему 'ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ВЫПУСКНИКИ СПО / ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланина Светлана Юрьевна

Статья посвящена проблеме сопряжения среднего профессионального образования и сферы труда. Целью исследования является обоснование необходимости внедрения и эффективного использования программы профессиональной адаптации при организации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования. В статье обращается внимание на то, что адаптация обучающихся к будущей профессии, построенная на основе программы, будит являться ключевым моментом в профессиональном становлении молодого специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ланина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL ADAPTATION OF GRADUATES OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

The article is devoted to the problem of connection between the secondary vocational education and the world of work. The purpose of the study is to justify the need for the introduction and effective use of the vocational adaptation program organization of the educational process in secondary vocational training establishments. The article draws attention to the fact that the adaptation of learners to a future occupation based on the program will be a key moment in the professional development of the young specialist.

Текст научной работы на тему «ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

но ориентированного образования как «саморазвитие» и «самоактуализация». Поэтому физическая подготовка курсантов в равной степени с другими учебными дисциплинами предоставляет возможности для развития и совершенствования познавательных процессов обучающихся посредством выполнения и усвоения ими новых двигательных действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н.А. Адаптация и резервы организма / Н.А. Агаджанян. - Москва : Физкультура и спорт, 2005. - 176 с.

2. Булич, Е.В. Физиолого-гигиеническая характеристика влияния занятий физическим воспитанием на умственную работоспособность и психоэмоциональную устойчивость студентов / Е.В. Булич // Ученые записки Симферопольского государственного университета. - 1998. - № 7 (46). - С. 25-30.

3. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М.Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1999. - № 1. - С. 27-32.

4. Иванова В.В. Педагогические условия интеграции умственной работоспособности и двигательной активности студентов вуза, в процессе профессиональной подготовки / В.В. Иванова // Омский научный вестник. - 2012. - № 1. - С. 86-95.

5. Славко А.Л. Влияние физических нагрузок на умственную деятельность учащейся молодежи / А.Л. Славко // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях. сборник статей XV Международной научной конференции: в 2 ч. (Белгород, 16-17 апр. 2019 г.). - Белгород, 2019. - Ч. 2. - С. 136-139.

6. Фиронова Р.П. Улучшение когнитивных функций студентов посредством занятий физической культурой / Р.П. Фиронова, Е.А. Клокова // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях : сборник статей XVI Международной научной конференции: в 2 ч. (Белгород, 2324 апр. 2020 г.). - Белгород, 2020. - Ч. 2. - С. 182-185.

REFERENCES

1. Aghajanyan, N.A. (2005), Adaptation and reserves of the body, Physical Culture and Sport, Moscow.

2. Bulich, E.V. (1998), "Physiological and hygienic characteristics of the influence of physical education classes on mental performance and psycho-emotional stability of students", Scientific notes of Simferopol State University, No. 7 (46), pp. 25-30.

3. Vilensky, M.Ya., (1999), "Physical culture in the humanitarian educational space of the university", Physical culture: upbringing, education, training, No 1, pp. 27-32.

4. Ivanova, V.V. (2012), "Pedagogical conditions for the integration of mental performance and motor activity of university students in the process of professional training", Omsk Scientific Bulletin, No 1, pp. 86-95.

5. Slavko, A.L. (2019), "The influence of physical activity on the mental activity of students", Physical education and sports in higher educational institutions. Collection of articles of the XV International Scientific Conference, Belgorod, Part 2, pp. 136-139.

6. Fironova, R.P. and Klokova, E.A., (2020), "Improving the cognitive functions of students through physical education", Physical education and sports in higher educational institutions. Collection of articles of the XVI International Scientific Conference, Part 2, Belgorod, pp. 182-185.

Контактная информация: delphin87@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 12.07.2021

УДК 377.6

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Светлана Юрьевна Ланина, кандидат физико-математических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

Аннотация

Статья посвящена проблеме сопряжения среднего профессионального образования и сферы труда. Целью исследования является обоснование необходимости внедрения и эффективного использования программы профессиональной адаптации при организации образовательного процесса в учреждениях среднего профессионального образования. В статье обращается внимание на то, что адаптация обучающихся к будущей профессии, построенная на основе программы, будит являться ключевым моментом в профессиональном становлении молодого специалиста.

Ключевые слова: адаптация, профессиональная адаптация, выпускники СПО, программа адаптации.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p191-195

PROFESSIONAL ADAPTATION OF GRADUATES OF SECONDARY VOCATIONAL

EDUCATION INSTITUTIONS

Svetlana Yurievna Lanina, the candidate of physical and mathematical sciences, senior lecturer, Blagoveshchensk State Pedagogical University

Abstract

The article is devoted to the problem of connection between the secondary vocational education and the world of work. The purpose of the study is to justify the need for the introduction and effective use of the vocational adaptation program organization of the educational process in secondary vocational training establishments. The article draws attention to the fact that the adaptation of learners to a future occupation based on the program will be a key moment in the professional development of the young specialist.

Keywords: adaptation, professional adaptation, vocational education graduates, adaptation program.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время проблема сопряжения среднего профессионального образования и рынка труда, приобрела особую актуальность. При трудоустройстве от молодого специалиста, требуется не только высокие профессиональные навыки, но и умение развивать свой трудовой потенциал, качественно выполнять рабочие обязанности, способность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Но у вчерашнего студента, как правило, отсутствует трудовой, социальной и адаптационный опыт [1]. Из сказанного выше, следует что необходимо организации такого вида работы, еще на этапе обучения в учреждениях среднего профессионального образования (СПО), который будет направлен на получение будущими молодыми специалистами знаний, умений и навыков, необходимых для решения вопросов трудоустройств, адаптации на рынке труда, построения карьеры, повышения конкурентоспособности на рынке труда. Все эти виды работ можно организовать в рамках программы профессиональной адаптации.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В качестве основных методов исследования были выбраны следующие диагностические методики:

- опросник для оценки проявлений дезадаптации (О.Н. Родина) (позволяет оценить уровень физиологической и психологической профессиональной дезадаптации);

- методика «Самооценка психологической адаптивности» (Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов), позволяет выпускникам СПО самостоятельно оценить собственную психологическую адаптивность, которая является характеристикой адаптации как психофизиологического процесса [2].

В исследовании приняли участие выпускники следующих учреждений среднего профессионального образования: Благовещенский политехнический колледж, Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Амурский колледж сервиса и торговли. Количество участников исследования составило 150 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Диагностика по методике «Самооценка психологической адаптивности» (Н.П. Фе-тискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов) позволяет проанализировать уровни адаптивности, так как именно этот показатель характеризует не только психологические и физиологические способности к адаптации к профессиональной деятельности, но и готовность к изменениям и желание измениться для эффективного выполнения профессиональных обязанностей (рисунок 1).

Благовещенский Амурский колледж Амурский колледж сервиса и

политехнический колледж строительства и жилищно- торговли

коммунального хозяйства Высокий уровень адаптивности ■ Уровень адаптивности выше среднего

Средний уровень адаптивности ■ Уровень адаптивности ниже среднего

Рисунок 1 - Результаты диагностики по методике «Самооценка психологической адаптивности»

Исследование показало, что у основного числа выпускников учреждений СПО средний уровень адаптивности. Они быстро переключаются между видами деятельности, достаточно подвижны, но при этом испытывают сложности при необходимости общаться с новыми людьми, стремятся сохранить стабильное состояние и ход вещей.

Высокий уровень адаптивности показывает, что у выпускников не возникло проблем с «нахождением себя» на новом рабочем месте, они подвижны, деятельности, все новое кажется им привлекательным.

Уровень адаптивности ниже среднего свидетельствует о тот, что выпускники не стремятся к расширению круга знакомств, с трудом приспосабливаются к новому окружению. Смена видов деятельности вызывает у них дискомфорт, а выполнение новых обязанностей приводит в состояние потерянности из-за сложностей с освоением нового порядка. Новые навыки и привычки формируются медленно.

Таким образом, можно сделать вывод, что у выпускников Амурского колледжа сервиса и торговли уровень адаптивности ниже, чем у выпускников двух других учреждений среднего профессионального образования.

Состояние равновесия между человеком и профессиональной средой является динамичным, постоянно изменяющимся состоянием. Происходящие изменения в распорядке дня, объеме выполняемых обязанностей, изменение потребностей самого человека требуют активизации процесса адаптации. Устройство на работу выпускников учреждений СПО требует от них пересмотра всех привычных сторон жизни, начиная от режима (утренний подъем, прием пищи), и до планирования графика дел на предстоящую неделю. Нарушение деятельности в виде стресса, повышенной утомляемости, тревожности, смена настроения является признаком дезадаптации, то есть нарушение процесса адаптации, приспособления к профессиональной деятельности. Именно эти показатели и позволяет проанализировать диагностика по опроснику для оценки проявлений дезадаптации (О.Н. Родина) [1]. Результаты представлены на рисунке 2. Высокий уровень дезадаптации является показателем того, что выпускник учреждения СПО испытывает сложности в адаптации к профессиональной деятельности. Выраженный уровень дезадаптации говорит о том, что выпускникам необходимо приложить существенные усилия для того, чтобы адаптироваться к профессиональной деятельности.

50% 40% 30% 20% 10% 0%

Благовещенский Амурский колледж Амурский колледж сервиса и

политехнический колледж строительства и жилищно- торговли

коммунального хозяйства Высокий уровень дезаптации ■ Выраженный уровень дезадаптации

Умеренный уровень дезадаптации ■ Низкий уровень дезаптации

Рисунок 2 - Результаты диагностики по опроснику для оценки проявлений дезадаптации

У них снижена мотивация к деятельности, эмоциональная нестабильность. Уме -ренная дезадаптация проявляется в сложностях в социальном взаимодействии (новый коллектив, изменение круга и уровня общения), нарушение режима сна.

Итак, по результатам проведенного опроса выпускников, а также по результатам анализа деятельности учреждений среднего профессионального образования можно сделать вывод о том, что отсутствие единой структурированной программы адаптации к профессиональной деятельности приводит к тому, что у выпускников возникают сложности при трудоустройстве. Они ощущают психологический дискомфорт. В качестве рекомендации предлагается внести изменения в существующую программу адаптации выпускников к профессиональной деятельности и повышение их адаптивных способностей путем использования дополнительных средств и методов психолого-педагогической работы. Из проведенного исследования можно сделать вывод, что следующие условия будут являться теми условиями, которые помогут успешно адаптироваться выпускникам СПО:

1. Заключение договоров о дальнейшем трудоустройстве с крупными профильными предприятиями.

2. Внедрение и развитие ресурсных центров WorldSkills.

3. Организация внутренних профессиональных конкурсов.

4. Использование института наставничества на предприятиях, осуществляющих трудоустройство выпускников.

5. Организация профориентационной работы в учреждениях СПО.

6. Применение в образовательном процессе высокотехнологичных разработок и устройств.

7. Создание студенческих отрядов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Успешность профессиональной адаптации выпускников, обуславливается рядом взаимосвязанных факторов, так как: активная профориентационной работы, интенсивное привлечение работодателей в учебный процесс (в рамках практик и спец дисциплин), высокое качества профессиональной подготовки выпускника, «сильный» педагогический состав образовательного учреждения, профессиональное мастерство наставника производственной практики на предприятии, осуществляемой в учреждении СПО программы адаптации студентов с начала обучения до выпуска.

Успешность трудоустройства выпускников является одним из критериев эффективности функционирования системы учреждений среднего профессионального образования, и рынка труда, который во многом зависит от того, как организован процесс обучения и профессиональной адаптации выпускников учебных заведений к выходу на

40% 40%

рынок труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Исмаилов А.И. Адаптация выпускников вуза на этапе начальной профессиональной деятельности / А.И. Исмаилов, П.П. Григорьев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 5 (171). - С. 148-152.

2. Фетискин Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - Москва : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 488 с.

REFERENCES

1. Ismailov, A.I. and Griqoriev, P.P. (2019), "Adaptation of university graduates at the stage of initial professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No 5 (171), pp. 148-152.

2. Fetiskin, N.P., Kozlov, V.V. and Manuylov, G.M. (2002), Socio-psychological diagnostics of the development of personality and small groups, Institute of Psychotherapy, Moscow.

Контактная информация: swetl.lanina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 01.07.2021

УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Елизавета Ахияевна Лепшокова, кандидат педагогических наук, доцент, Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева, Карачаевск; Светлана Яхьяевна Карасова, кандидат педагогических наук, доцент Северо-Кавказская государственная академия, г. Черкесск

Аннотация

В данной статье исследуется актуальная для педагогической науки организация игровой деятельности на занятиях по иностранному языку. Целью статьи является выделение и обоснование учебной игры, которая подразумевает упорядоченную деятельность, предполагающую отработку и повторение уже изученных правил в необычном занимательном формате. Практическая значимость заключается в том, что игра вводит обучающихся в коммуникативный процесс, тем самым мотивируя их на активную учебную деятельность. В учебной игре в качестве необходимого условия присутствует дидактический потенциал и отсутствует жесткий дух соревнования как необходимого условия. В учебном процессе необходим интеллект участников игры, для воплощения поставленной цели они вступают в коммуникативный процесс.

Ключевые слова: концепт, игра, игровое упражнение, функция, процесс, учеба, дидактический, организация, коммуникация.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.7.p195-198

USING OF GAME ACTIVITIES AT THE FOREIGN LANGUAGE LESSONS

Elizaveta Ahiyaevna Lepshokova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ka-rachay-Cherkessia State University named after U.D. Aliev, Karachaevsk; Svetlana Yakhyaev-na Karasova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, North Caucasian State

Academy, Cherkessk

Abstract

This article examines the organization of play activity in the foreign language class, which is relevant for the pedagogical science. The purpose of the article is to highlight and substantiate the educational game, which implies the orderly activity that involves practicing and repeating already learned rules in the unusual entertaining way. The practical significance lies in the fact that the game introduces students into the communicative process, thereby, motivating them for active learning activities. In the learning game, there is a didactic potential, and there is no strong competitive spirit as a prerequisite. In the educational process, the intellect of the participants in the game is necessary; to implement the set goal, they enter the communicative process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.