Научная статья на тему 'АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ В ВУЗЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ НА ПОСТВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ: СООТНОШЕНИЕ И ДИНАМИКА'

АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ В ВУЗЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ НА ПОСТВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ: СООТНОШЕНИЕ И ДИНАМИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
309
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЛОЯЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глазкова Татьяна Владимировна, Глазков Александр Владимирович

Статья посвящена проблеме противоречия между академической успеваемостью студента вуза и его поствузовской профессиональной успешностью. Показано, что на основе концепции профессиональной (карьерной) успешности Д. Сьюпера с использованием следующих методов сбора и анализа данных: анализ оценок академической успеваемости, хронометраж этапов поиска работы, трудоустройства и первичной профессиональной адаптации, беседа, методика «Интегральная удовлетворённость трудом» (Фетиcкин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М.); методика «Шкала организационной лояльности» (Мейер Дж., Ален Н.) выявлено, что между академической успешностью студента в вузе и его поствузовской успешностью в профессиональной сфере наблюдается рассогласование. Наиболее успешно адаптируется на рабочем месте группа студентов со средней академической успеваемостью. Студенты группы «отличники» на поствузовском этапе демонстрируют результаты профессиональной успешности ниже, чем выпускники со средним уровнем успеваемости. Сравнительный анализ показал, что переход системы образования на новый ФГОС снизил эти рассогласования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC PERFORMANCE AT THE UNIVERSITY AND PROFESSIONAL SUCCESS AT THE POST-UNIVERSITY STAGE: CORRELATION AND DYNAMICS

The article is devoted to the problem of the contradiction between the academic performance of a university student and his post-university professional success. It is shown that on the basis of D. Super’s concept of professional (career) success using the following methods of collecting and analyzing data: analysis of assessments of academic performance, timing of the stages of job search, employment and primary professional adaptation, conversation, methodology “Integral satisfaction with work” (Fetiskin N. P., Kozlov V. V., Manuilov G. M.); the methodology “Scale of organizational loyalty” (Meyer J., Alain N.) revealed that there is a mismatch between the academic success of a student at a university and his post-university success in the professional sphere. A group of students with average academic performance adapts most successfully to the workplace. Students of the “excellent” group at the postgraduate stage demonstrate the results of professional success lower than graduates with an average level of academic performance. A comparative analysis showed that the transition of the education system to the new FSES reduced these discrepancies.

Текст научной работы на тему «АКАДЕМИЧЕСКАЯ УСПЕВАЕМОСТЬ В ВУЗЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ НА ПОСТВУЗОВСКОМ ЭТАПЕ: СООТНОШЕНИЕ И ДИНАМИКА»

Академическая успеваемость в вузе и профессиональная успешность на поствузовском этапе: соотношение и динамика

Глазкова Татьяна Владимировна,

канд. пед. наук, руководитель Центра развития дополнительного образования ГАУ ДПО «Институт развития образования» E-mail: t.glazkova@iro38.ru

Глазков Александр Владимирович,

д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой социальной, экстремальной и пенитенциарной психологии ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет» E-mail: Glazсov_2001@.mail.ru

Статья посвящена проблеме противоречия между академической успеваемостью студента вуза и его поствузовской профессиональной успешностью. Показано, что на основе концепции профессиональной (карьерной) успешности Д. Сьюпера с использованием следующих методов сбора и анализа данных: анализ оценок академической успеваемости, хронометраж этапов поиска работы, трудоустройства и первичной профессиональной адаптации, беседа, методика «Интегральная удовлетворённость трудом» (Фети^ин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.); методика «Шкала организационной лояльности» (Мейер Дж., Ален Н.) выявлено, что между академической успешностью студента в вузе и его поствузовской успешностью в профессиональной сфере наблюдается рассогласование. Наиболее успешно адаптируется на рабочем месте группа студентов со средней академической успеваемостью. Студенты группы «отличники» на поствузовском этапе демонстрируют результаты профессиональной успешности ниже, чем выпускники со средним уровнем успеваемости. Сравнительный анализ показал, что переход системы образования на новый ФГОС снизил эти рассогласования.

Ключевые слова: академическая успеваемость, первичная профессиональная адаптация, профессиональная успешность, организационная лояльность.

о

с CJ

см

см

см

Z

12

Опыт нескольких десятилетий реформирования социально-экономической сферы в России позволяет констатировать ряд позиций, значимых, как для профессионального становления личности, так и для развития в целом общества и государства. Прежде всего, постсоветский период развития России наглядно продемонстрировал положение о том, что решающим фактором реформирования общества являются не внешние по отношению к человеку условия: расширение юридических прав и свобод, либерализация экономической сферы, а внутренняя психологическая готовность людей к инновационным преобразованиям социально-экономической системы и, соответственно, собственной социально-экономической позиции и роли. Вне такой готовности человека к обновлению условий жизни потенциал правовых свобод и новых экономических возможностей остается невостребованным.

В связи с этим перед высшим профессиональным образованием возникает задачи подготовка молодого человека, будущего специалиста к принятию, творческому осмыслению и дальнейшему развитию всего спектра современных «правил» социально-экономического функционирования общества. Аргументом в пользу ведущей роли высшего профессионального образования в социально-экономическом развитии государства является, в частности, тот факт, что издержки демократизации в первые годы постсоветского реформирования вполне объяснимы тем, что советская профессиональная школа не готовила и не могла готовить учащихся целенаправленно к условиям рынка.

Это естественно и закономерно, однако, вызывает озабоченность тот факт, что, несмотря на кардинальные изменения в большинстве сфер системы образования, включая обновления и концептуальных основ образовательного процесса, и типа отношений субъектов образовательного процесса, и содержания, и методов, и организационных форм, образовательные организации часто продолжают воспроизводить устаревшие схемы обучения и воспитания, а выпускник вуза часто по-прежнему оказывается успешным в профессиональной сфере не благодаря полученному образованию. Таким образом сохраняется и циклически воспроизводится противоречие между успешностью учебной деятельности студента в вузе и его поствузовской профессиональной успешностью.

Это противоречие активно фиксируется в современной науке, анализируется, однако эмпири-

ческих констатирующих исследований этого феномена недостаточно. В связи с этим было проведено исследование, направленное на анализ соотношения академической успеваемости в вузе и профессиональной успешности на поствузовском этапе. В качестве теоретической основы исследования нами были взяты основные положения концепции карьерной (профессиональной) успешности Д. Сьюпера [6]. Успешность рассматривается как гармоничное соотношение высоких показателей деятельности и высоких оценок этой деятельности в формате социальной значимости [1].

Соответственно, успешность студента на этапе обучения рассматривалась в контексте учебной деятельности и включала формальный интегральный показатель - академическую успеваемость, которая рассчитывалась на основе итоговых оценок во вкладыше к диплому. Соответственно, обучающиеся распределялись на три группы: «отличники» - не имеющие во вкладыше оценок «удовлетворительно»; «средние» - имеющие средний балл по оценкам из вкладыша диплома от 3,3 до 4; «аутсайдеры» - имеющие средний балл меньше 3,3. Мы исходили из того, что академический балл уже включает как степень учебных достижений, так и оценку этих достижений.

Успешность выпускника на этапе постузовской профессиональной деятельности включала в соответствии с теорией Д. Сьюпера систему объективных и субъективных критериев. К объективным критериям успешности мы отнесли: показатели закрепления и адаптации на рабочем месте (профессиональная успешность), реальные доходы (экономическая успешность), карьерный статус, включая оценки руководителей (карьерная успешность). Также использовались субъективные показатели: мотивы выбора места работы, трудоустройства и увольнений при наличии, удовлетворённость трудом, организационная лояльность [3], [4].

При этом использовались такие методы и методики сбора анализа данных. Объективные показатели: временные (периоды) и содержательные характеристики поиска работы, трудоустройства и смены мест работы. Субъективные показатели: Методика «Интегральная удовлетворённость трудом» (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.); Методика «Шкала организационной лояльности» (Мейер Дж., Ален Н.) [5]. Для определения статистической значимости межгрупповых различий в показателях использовался ¿-критерий Розен-баума. Далее в статье представлены только те результаты, которые статистически подтвердились на уровне Р<0,01.

В исследовании участвовали 742 выпускника пяти вузов г. Иркутска, включая примерно одинаковое количество представителей разных профессиональных областей (образование, здравоохранение, практическая психология, юриспруденция, государственная служба, экономические и технические сферы железнодорожного транспорта), половой состав: 384 девушки и 358 юношей,

Были получены следующие результаты. Выпускники с высоким уровнем поствузовской профессиональной успешности характеризуются высокой активностью на этапе поиска работы и трудоустройства, использованием вариативных способов исследования рынка труда и поиска работы, как следствие кратким периодом поиска работы (не более 3 недель), детальным анализом предложений рынка труда, включая финансовую составляющую, возможности профессионального и карьерного роста, соотнесение с собственными предпочтениями. У этих выпускников этап первичной адаптации соответствует нормам (до 3 месяцев) и имеет выраженный двунаправленный характер (не только адаптация к рабочему месту, но и адаптация рабочего места под свои предпочтения), адаптация имеет активный характер, может включать обращения к администрации с обоснованными предложениями о своих функциях и условиях труда. Деятельность сопровождается высокой мотивацией, творчеством, ответственностью, удовлетворённость трудом и организационная лояльность имеют высокие значения. В аспекте лояльности у них преобладает аффективный и нормативный тип приверженности.

Результаты показали, что максимально успешно реализуются в профессиональной деятельности только 16,3% из числа студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично», не имеющих оценок «удовлетворительно». Эта группа условно была определена как «отличники».

Большинство таких студентов - «отличников» (66,7%) отнесены к среднему уровню, по интегральной оценке, поствузовской успешности -это выпускники, имеющие «средние» значения по всем показателям (гармонично средние) или критически низкие оценки по одному блоку показателей на фоне высоких значений по другому блоку (компенсаторно средние). Этим студентам свойственны длительные периоды поиска работы (более месяца), пассивность поиска работы (они, как правило, ограничиваются подготовкой и рассылкой резюме и ожиданием ответов). Принятие решения о трудоустройстве у них в основном базируется на преобладающих эмоциональных состояниях без детальной оценки условий предлагаемого труда и соответствия этих условий личностным предпочтениям. Для этой группы характерны сложности в профессиональной адаптации, включая типичные симптомы: высокую профессиональную тревожность, неуверенность в себе, сложности в общении. Продолжительность первичной адаптации у этих выпускников обычно удлиняется - не менее полугода и не более года. При этом выпускники «гармонично средние» имеют средние показатели удовлетворенности трудом и организационной лояльности, к ним в коллективе относятся нейтрально (ни хорошо, ни плохо). Сами выпускники обычно принимают эти оценки и соответствовать своей профессиональной роли. «Компенсаторно средний» тип характеризуется тем, что у него значения выше среднего по показателям организацион-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

и

см см

ной лояльности и удовлетворенности трудом. При этом преобладает текущий тип организационной лояльности, т.е. такие сотрудники стремятся сохранить за собой рабочее место и позитивно оценивают учреждение, так как опасаются, что потеря этого рабочего места приведет к негативным для него последствиям. Возможно это возникает в связи с длительными переживаниями на этапе поиска и адаптации к месту работы.

Около 17% выпускников группы «отличники» имеют низкую поствузовскую успешность. По характеристикам они близки тем сотрудникам, которые описаны как «средние», но отличаются тем, что более пассивны на этапе поиска работы. Время адаптации у них более года (с вероятностью увольнения еще на первом году работы) и симптоматика дезадаптации у них проявляется ярче, организационная лояльность и удовлетворенность трудом на критически низком уровне. К ним в коллективе формируется отношение как к сотрудникам не приносящих вклада в деятельность организации. Они эмоционально неустойчивы с преобладанием негативных эмоций, могут уволиться неожиданно без видимых причин.

Результаты показали, что в группе выпускников, имеющих по оценкам вкладыша диплома средний балл от 3,3 до 4, условно определенных как «средние», успешно реализуются в профессиональной жизни 62%. На выборке «аутсайдеров» -специалистов, которые имели в вузе академическую успеваемость в среднем от 3 до 3,3 баллов, высокий уровень профессиональной успешности имеют 11,1% специалистов. Общая качественная характеристика у них такая же, как была описана выше на выборке высоко успешных «отличников».

При этом на группе «средних» примерно треть выпускников (35,2%) и на группе «аутсайдеров» почти половина выборки отнесены к среднему уровню по интегральной оценке поствузовской успешности. Общая характеристика в данном случае также не отличается значимо от этого же уровня профессиональной успешности (среднего) на выборке «отличников», представленной выше. Для наглядности распределение представлено на рисунке 1.

Название диаграммы

70 60 50 40 30 20 10 0

Ь .11

Отличники Средние Аутсайдеры

■ Высокая поствузовская успешность

■ Средняя поствузовская успешность

■ Низкая поствузовская успешность

Рис. 1. Распределение поствузовской профессиональной успешности по группам с разной академической успеваемостью

Как показали диагностические данные противоречие между академической успеваемостью

и поствузовской профессиональной успеваемостью сохраняется, т.е. более высокая успеваемость обучения в вузе не коррелирует с большей профессиональной успеваемостью после вуза.

При этом вызывает интерес анализ динамики этих показателей. У авторов имеются данные по этой проблеме за 2005 год относительно выпускников с высокой поствузовской профессиональной успешностью, которые в свое время были нами опубликованы [2]. На рисунке 2 наглядно представлены различия данных 2005 и 2021 г.

Название диаграммы

62%

43%

-16,3%

7,3%

Средние ■ 2005 г »2021 г

Аутсайдеры

Рис. 2. Динамика высокого уровня поствузовской профессиональной успешности выпускников с разной академической успеваемостью в 2005-2021 гг.

На основании этих данных можно сделать вывод о том, что рассогласование между успешностью академической и поствузовской за последние 16 лет снизились. С другой стороны, кардинально изменилась распределение профессиональной успешности по выделенным группам.

Таким образом поведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Между академической успешностью студента в вузе и его поствузовской успешностью в профессиональной сфере сохраняется рассогласование, которое говорит о том, что подготовка специалиста в вузе не в полной мере соответствует реальным требованиям профессии.

2. Наиболее успешно адаптируется на рабочем месте группа студентов со средней академической успеваемостью, и среди них незначительно мало выпускников с критически низкой адаптацией на производстве. Это можно объяснить тем, что эти обучающиеся избирательно относятся к требованиям в вузе и самостоятельно определяют те блоки учебных модулей, которые действительно помогут им в будущем, а также могут компенсировать недостающее за счет самостоятельной работы.

3. Студенты группы «отличники», которые максимально выполняют на высоком уровне сложности все требования программы обучения, на поствузовском этапе демонстрируют результаты профессиональной успешности ниже, чем «средние».

4. Среди «аутсайдеров», исполняющих требования образовательной программы на минимально допустимом уровне почти половина выпускников на критическом уровне испытывает проблемы профессиональной адаптации и успешности, что

80

говорит о том, что в целом программа обучения отражает систему требований профессии.

5. Сравнительный анализ показал, что за последние 16 лет (переход на новый ФГОС и ком-петентностный подход) произошли позитивные изменения: значительно снизилось рассогласование между успешностью студента в вузе и на предприятии во время первичной адаптации, а именно более, чем в 2 раза, повысился процент успешно адаптирующихся на рабочем месте среди «отличников», на 19% повысился процент успешно адаптирующихся на рабочем месте среди «средних», среди «аутсайдеров» резко снизилось количество успешно адаптирующихся на рабочем месте.

Литература

1. Геворкян Г.Г. Профессиональная успешность как предмет научной рефлексии в зарубежной и отечественной психологии. - Научно-практический журнал «Гуманизация образования». - 2015. - № 5. - С. 12-19.

2. Глазков А.В. Стилеразвивающий подход как методологическая основа подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования // Модернизация управления довузовским профессиональным образованием в условиях регионализации и реструктуризации сети образовательных учреждений: материалы научно-практической конференции инженерно-педагогических и руководящих работников системы начального профессионального образования (25-26 августа 2005). - Иркутск: ИПКРО, 2005. - 26-32 с.

3. Доминяк В.И. Организационная лояльность: основные подходы. [Электронный ресурс] -Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/ organizacionnaya-loyalnost-osnovnye-podhody

4. Иванова Н.Е. Лояльность персонала как феномен / Н.Е. Иванова// Научный вестник Южного института менеджмента. - 2019. - № 2. - С. 2327

5. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. -М. Изд-во Института Психотерапии. 2002362 с.

6. Super D.E. Toward a comprehensive theory of career development / In D.H. Montrose,

S.J. Shinkman (Eds). Career development: Theory and practice. - Springfield IL: Charles C. Thomas, 1992. - P. 35-64.

ACADEMIC PERFORMANCE AT THE UNIVERSITY AND PROFESSIONAL SUCCESS AT THE POST-UNIVERSITY STAGE: CORRELATION AND DYNAMICS

Glazkova T.V., Glazkov A.V.

Psychology of Irkutsk State University

The article is devoted to the problem of the contradiction between the academic performance of a university student and his post-university professional success. It is shown that on the basis of D. Super's concept of professional (career) success using the following methods of collecting and analyzing data: analysis of assessments of academic performance, timing of the stages of job search, employment and primary professional adaptation, conversation, methodology "Integral satisfaction with work" (Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M.); the methodology "Scale of organizational loyalty" (Meyer J., Alain N.) revealed that there is a mismatch between the academic success of a student at a university and his post-university success in the professional sphere. A group of students with average academic performance adapts most successfully to the workplace. Students of the "excellent" group at the postgraduate stage demonstrate the results of professional success lower than graduates with an average level of academic performance. A comparative analysis showed that the transition of the education system to the new FSES reduced these discrepancies.

Keywords. Academic performance, primary professional adaptation, professional success, organizational loyalty.

References

1. Gevorkyan G.G. Professional success as a subject of scientific reflection in foreign and domestic psychology. - Scientific and practical journal "Humanization of education". - 2015. - No. 5. -p. 12-19.

2. Glazkov A.V. Stiler-developing approach as a methodological basis for training specialists in vocational education institutions // Modernization of the management of pre-university vocational education in the context of regionalization and restructuring of the network of educational institutions: materials of the scientific and practical conference of engineering, pedagogical and managerial staff of the primary vocational education system (August 25-26, 2005). - Irkutsk: IPKRO, 2005. - 26-32 p.

3. Dominyak V.I. Organizational loyalty: basic approaches. [Electronic resource] - Access mode: https://hr-portal.ru/article/ organizacionnaya-loyalnost-osnovnye-podhody

4. Ivanova N.E. Staff loyalty as a phenomenon / N.E. Ivanova// Scientific Bulletin of the Southern Institute of Management. -2019. - No. 2. - pp. 23-27

5. Fetiskin N.P., Kozlov V.V., Manuilov G.M. Socio-psychologi-cal diagnostics of personality development and small groups. -M. Publishing House of the Institute of Psychotherapy. 2002362 p.

6. Super D.E. On the way to a comprehensive theory of career development / D.H. Montrose, S.J. Shinkman (ed.). Career growth: theory and practice. - Springfield, Illinois: Charles K. Thomas, 1992. - pp. 35-64.

C3

о

CO

-a

I=i А —i о

C3 t; о m О от

З

ы о со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.