DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-43-1-44
УДК 377.5+376.64
УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
АДАПТИРОВАННОСТИ СИРОТ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ1
Н.М. Халимова (Республика Хакасия, Россия) Е.А. Бабицкая (Республика Хакасия, Россия)
Аннотация
Проблема и цель. В центре внимания статьи исследование готовности обучающихся-сирот к профессиональному обучению и социальной адаптации в образовательной организации. Целью статьи является определение адаптированности обучающихся-сирот в условиях среднего профессионального образования (СПО).
Методология. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы диагностические методики: методика «Адаптированность студентов в вузе» для выявления адаптированности к учебной группе и учебной деятельности (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова); опросник социализированности для выявления уровня социа-лизированности (уровня социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности) (М.И. Рожков).
Результаты. В соответствии с целью научного исследования выявлено проблемное поле адаптации обучающихся-сирот в колледжах: недостаточная сформированность навыков самостоятельной деятельности; некорректность в организации оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; не-сформированность компонентов профессионально-
личностной перспективы; недостаточный уровень сформированности морально-этических качеств и нравственной воспитанности; адаптированности и социализированности обучающихся-сирот.
Заключение. Выявлено, что адаптированность обучающихся-сирот к обучению в условиях среднего профессионального образования представляет собой многоуровневый процесс, который включает составные элементы педагогической, социально-психологической и профессиональной адаптации и способствует развитию интеллектуальных и личностных качеств студентов, что требует разработки и организации ряда мероприятий учебно-воспитательного характера. Реализация разработанной программы «Адаптация» позволила обучающимся-сиротам сформировать коммуникативные навыки, усвоить различные социальные нормы, приобрести устойчивую положительную мотивацию к учебной и профессиональной деятельности, обеспечивающие их личностное и профессиональное становление.
Ключевые слова: социально-педагогическая адаптация, программа, адаптированность, обу-чающиеся-сироты, среднее профессиональное образование.
П остановка проблемы. Сегодня проблема адаптированности выпускников детского дома является важной проблемой современной российской образовательной практики и научных педагогических исследований [Беличева, 1994; Семья, Зайцев, Зайцева, 2016, с. 67-82] и др.
Как правило, внимание ученых сосредоточено на влиянии различных форм де-
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках
привации (эмоциональной, сенсорной, социальной) на формирование специфического типа развития личности воспитанника интернатного учреждения. В работах О.И. Шестовой, И.А. Остапенко, З.Г. Данилова, Т.С. Кичи-гиной, И.Б. Цилигиной рассматриваются психологические и социальные факторы, влияющие на процесс адаптации сироты к условиям социума [Остапенко, 2016, с. 120-123;
учного проекта № 16-16-19007.
Шестова, 2016, с. 81-84; Данилова2, 2010; Кичи-гина3, 2012, с. 100-104; Цилигина, 2015, с. 42-45].
В трудах И.А. Бобылевой раскрыта организация социальной адаптации выпускников интернатных учреждений [ВоЬу^а, 2015]. Вместе с тем остается мало изученным вопрос адаптации воспитанников-сирот в условиях среднего профессионального образования. Острота вопроса усугубляется тем, что обучающиеся-сироты занимают иждивенческую позицию по отношению к обществу - «Нам все обязаны и должны». С точки зрения такой позиции резко возрастает опасность их пассивности и маргинально-сти. Они продолжают подпитывать безработицу, правонарушения, наркоманию, инфекционные заболевания, порождают деструктивный характер общественных отношений. Целью данной статьи является выявление адаптированности обучающихся-сирот в условиях среднего профессионального образования (СПО).
Научная новизна исследования заключается в выявлении проблемного поля адаптации обучающихся-сирот в СПО; определении уровней социальной адаптированности и нравственной активности, обеспечивающей их личностное и профессиональное становление.
Результаты исследования могут быть использованы: в научной сфере (для развития исследований по социальной педагогике); в учебном процессе (при модернизации учебных курсов по социальной педагогике); в деятельности социальных педагогов колледжей и вузов.
Теоретическая, экспериментальная и методологическая проблема социально-педагогической и психологической подготовки студентов является одной из актуальных на современном этапе [Ве^гато, 2017].
В зарубежных источниках отмечаются следующие особенности обучающихся-сирот: опасность социального отчуждения ^и^еп,
Данилова З.Г. Профессионализация и ресоциализация детей-сирот в системе начального и среднего профессионального об-
разования: дис.... д-ра пед. наук, 2010. 374 с. URL: http://www. disse rcat.com/content/professionalizatsiya-i-resotsializatsiya-detei-sirot-v-sisteme-nachalnogo-i-srednego-profobr
Кичигина T.C. Социализация детей-сирот в условиях профессионального колледжа: дис.... канд. пед. наук. 2012. 210 с. URL:
http://www.dissercat.com/content/sotsializatsiya-detei-sirot-v-usioviyakh-professionalnogo-kolledzha
Klassen, Daniels, 2017], недоверие к людям и отклонения в социальной нормативности [Boulton, 2015], склонность к депрессии, раздражению и беспокойству [Zakirova, Gaysina, Zhumabaeva, 2015], наличие эмоциональных и реляционных потребностей [Bobyleva, 2015], потребность в ощущении безопасности, поддержки, чувства комфорта [Leenknecht, Wijnia, Loyens, Rikers, 2017].
В современной научной литературе проблемы адаптации рассматриваются в нескольких направлениях: биологическом, медицинском, педагогическом, психологическом, социологическом, кибернетическом. Философско-методологические аспекты социальной адаптации групп представлены в работах Т.С. Кичигиной [Кичигина4, 2012]. Социально-психологические аспекты адаптации стали предметом исследования таких ученых, как Ю.В. Брагина, Л.И. Ба-далова, С.А. Беличева [Брагина, 2015; Бадалова, 2015; Беличева, 1994]. Педагогические аспекты адаптации рассмотрены в трудах Т.С. Кичиги-ной, Н.А. Березовина, Ю.С. Кондратьева и многих других исследователей [Кичигина5, 2012; Бе-резовин, 2015; Кондратьева, 2015, с. 9]. С учетом указанных и других направлений в изучении адаптационных процессов существует множество определений, характеризующих различные аспекты данного явления.
В совокупности труды этих ученых имеют важное теоретическое и методологическое значение, указывают перспективы развития индивидов в социальной практике. Вместе с тем необходимо отметить, что остается недостаточно исследованной проблема социальной адаптации в системе среднего профессионального образования, которая объективно требует более глубокого изучения.
Дети-сироты имеют особые образовательные потребности и нуждаются в организации системы адаптивного обучения на протяжении всего образовательного пути.
Кичигина Т.С. Социализация детей-сирот в условиях профессионального колледжа: дис.... канд. пед. наук. 2012. 210 с. URL: http://www.dissercat.com/content/sotsializatsiya-detei-sirot-v-usloviyakh-professionalnogo-kolledzha Там же.
< И
Я
а
tí PQ
SÉ s
ES
w
H
S
и ^
Й PQ S
0
1
к w m
H
и
Рн <
и
о
l-ч
0
ё
и
Рн
1
«
>>
0
1
и
W F
s
ь
1-4 <
с
«
s к
H
и
w
PQ
При рассмотрении процесса адаптации сирот в системе СПО необходимо более подробно рассмотреть профессиональную адаптацию. Профессиональная адаптация предполагает овладение обучающимися-сиротами ценностными ориентирами будущей профессии; вхождение в ролевую структуру профессиональной группы, а также принятие для себя всех компонентов профессиональной деятельности: ее задач, предмета, способов, средств, результатов и условий в рамках каждой профессии.
Приспособление обучающихся-сирот к новым профессиональным условиям вызывает появление у них ряда серьезных проблем: отсутствие необходимого профессионального опыта и квалификации; недостаток или несвоевременность получения необходимой информации, позволяющей сориентироваться в новой ситуации и найти правильное решение. Они не умеют выполнять новые обязанности и осваивать новые элементы деятельности. У них недостаточное представление о нормах профессионального поведения и неумение презентовать себя как специалиста. К тому же возникает необходимость формировать определенное позитивное мнение окружающих о своей персоне; изменить неблагоприятное мнение других о себе [Бадалова, 2015, с. 51-54].
В процессе разработки программы социально-педагогической адаптации студентов колледжей федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», относящихся к категории «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей», нами был проанализирован опыт по организации адаптации студентов в различных образовательных организациях России.
Анализ сложившейся педагогической практики профессионального обучения детей-сирот в колледже позволил авторам выделить противоречия между необходимостью адаптации детей-сирот в учреждениях среднего профессионального образования и неготовностью существующей педагогической системы; между требованиями к формированию профес-
сиональных компетенций выпускников-сирот и недостаточной разработанностью основ социально-педагогической деятельности, обеспечивающей их профессиональное, социальное и личностное становление. Данные противоречия установили актуальность исследования по определению адаптированности обучающихся-сирот в организациях среднего профессионального образования.
Методология и материалы
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- культурно-историческая теория Л.С. Выготского об источниках психического развития ребенка (социальная среда и культурный опыт человечества);
- положение И.Г. Зайнышевой, которая под социальной адаптацией понимает процесс активного приспособления человека к новым для него социальным условиям жизнедеятельности;
- работы А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, А.А. Реан об особенностях поведения детей-сирот;
- положение С.А. Беличевой о том, что социально адаптированными можно считать таких детей-сирот, которые обладают положительно ориентированными жизненными планами и профессиональными намерениями;
- исследования И.А. Остапенко, которая предлагает проводить психологическую диагностику с целью своевременного выявления студентов, которых можно отнести к «группе риска» по социальной адаптации и которым требуется особая, дополнительная помощь.
Результаты исследования. На подготовительном этапе проведены определение и аргументированное обоснование методов эмпирического исследования, подготовка диагностического инструментария для выявления особенностей адаптации обучающихся-сирот в условиях среднего профессионального образования, организована непосредственная работа с респондентами.
На первом этапе исследования было обозначено проблемное поле адаптации обучающихся-сирот в колледже: недостаточная сформированность навыков самостоятельной
деятельности; несформированность компонен-> ]
тов профессионально-личностной перспективы; недостаточный уровень адаптированности и со-циализированности обучающихся-сирот.
На основе полученных данных была разработана программа «Адаптация социально-педагогической деятельности», включающая направления «Психологическая адаптация», «Социальная адаптация», «Педагогическая адаптация» и «Профессиональная адаптация», которые находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости, способствующая адаптации обучающихся-сирот.
В процессе разработки программы социально-педагогической адаптации мы учитывали различия в характерологических особенностях студентов, так как современные исследования показывают, что группы акмеологических качеств личности у них существенно различаются по степени выраженности [Ветошкина, 2015, с. 15-25].
Процесс адаптации для многих первокурсников являлся проблемным, а иногда и стрессовым, в частности это касалось студентов-сирот, особенно тех, которые воспитывались в интернатных учреждениях. У них наблюдались низкий уровень социальной активности, недостаточность мотивации к общественно полезной деятельности, снижение познавательного и профессионального интереса.
Целью разработанной нами программы является осуществление социально-психологических, педагогических системных мероприятий, способствующих предупреждению и снятию у студентов-сирот психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательно-воспитательной средой.
На втором этапе исследования был проведен сравнительный анализ полученных результатов. Методика «Адаптированность студентов в вузе» (Т.Д. Дубовицкая, А.В. Крылова) показала следующие результаты:
1) по шкале адаптированности к учебной группе:
49 % респондентов-сирот имеют высокие показатели, что является улучшением результата на 6 % по сравнению с первоначальными результатами 2016 г. - 43 %;
44 % респондентов - сирот имеют средние показатели, что является улучшением результата на 4 % по сравнению с первоначальными результатами 2016 г. - 40 %; 7 % респондентов-сирот имеют низкие показатели, что является улучшением результата на 10 % по сравнению с первоначальными результатами 2016 г. - 17 %;
2) по шкале адаптированности к учебной деятельности:
33 % респондентов-сирот имеют высокие показатели, что является улучшением результата на 11 % по сравнению с первоначальными результатами 2016 г. - 22 %;
61 % респондентов-сирот имеют средние показатели, что является стабильным показателем по сравнению с первоначальными результатами 2016 г.;
6 % респондентов-сирот имеют низкие показатели, что является улучшением результата на 11 % по сравнению с первоначальными результатами 2016 г. - 17 %.
На втором этапе исследования был выявлен уровень социальной зрелости с положительной динамикой 8 %:
- 58 % респондентов-сирот (в сравнении с 2016 г. на первом этапе исследования данный показатель составлял 52 %) обнаружили достаточно высокий уровень социальной зрелости, что предполагает адекватную сформированную систему ценностей в области познавательных потребностей и профессиональной сфере. Данная группа студентов-сирот ориентирована на профессиональное самоопределение, на развитие способностей и реализацию своего потенциала в учебной, культурно-творческой, общественно полезной или спортивной деятельности. Обучающиеся имеют достаточно четкое представление о будущей профессии, гибки в принятии решений, самостоятельны. Данная группа обучающихся-сирот наиболее подготовлена к «взрослой жизни»;
- 37 % респондентов-сирот (в сравнении с 2016 г. на первом этапе исследования данный показатель составлял 35 %) продемонстрировали средний уровень социальной зрелости. В мотивации данной группы обучающихся доминируют мотивы престижа и благополучия, что напря-
< И
я
а
с
PQ
Я s
ES
W H
S
и ^
Й и s
0
1
к
W
m н и
Рч <
и
о
1-4
о
ё
и
Рн
S
«
>>
0
1
и w
F
s
ь
l-ч <
с
« s
К
H U
w
PQ
мую влияет на систему ценностных ориентаций в выборе профессии. Обучающиеся данной группы подвержены ситуативному влиянию, что сказывается на корректировке жизненных планов и решений. Для обучающиеся-сирот характерен экс-тернальный локус контроля, они связывают успех в жизни с внешними, не зависящими от них обстоятельствами. Данная группа не в полной мере готова к самостоятельной «взрослой» жизни;
- 5 % респондентов-сирот (в сравнении с 2016 г. на первом этапе исследования данный показатель составлял 13 %) проявили низкий уровень социальной зрелости. Для обучающихся-сирот данной группы характерны низкий уровень развития познавательных потребностей, пассивное отношение к учебной деятельности с преобладанием мотивов обязанности и избегания неприятностей. Система ценностей не связана с образовательной деятельностью, характеризуется направленностью интересов в другие сферы жизнедеятельности, что отражается на неопределенности жизненного и профессионального выбора. Обучающиеся данной группы психологически не готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, с ними необходимо продолжать индивидуальную работу по адаптации.
Заключение. По результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что большинство обучающихся-сирот обладают признаками социально-педагогической адап-тированности: ими усвоены различные социальные нормы; сформированы коммуникативные навыки; появилась устойчивая положительная мотивация к различной деятельности. Многие обучающиеся-сироты ориентированы на профессиональное самоопределение, развитие способностей и реализацию своего потенциала в учебной, культурно-творческой, общественно полезной или спортивной деятельности.
Вместе с тем следует отметить, что проведенное исследование не разрешило всех проблем, связанных с адаптацией детей-сирот в учреждениях среднего профессионального образования, кроме того, анализ полученных результатов позволил наметить перспективы изучения процесса социально-педагогической
адаптации студентов из числа сирот на II, III, IV
курсах обучения в колледже.
Библиографический список
1. Бадалова Л.И. Психологические особенности адаптивности африканских студентов // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер.: Психология и педагогика. 2015. №4.C.51-54.URL:https://rucont.ru/efd/409263
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. 224 с. URL: http://pedlib.ru/ Books/2/0186/2_0186-246.shtml
3. Березовин Н.А. Психология педагогического общения: учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей и педагогов. М: МГВРК, 2008. 464 с. URL: http://mrk-bsuir.by/ru/system/files/lib/ psuho.pdf
4. Брагина Ю.В. Особенности ценностно-смысловых ориентаций студентов // Психологическое сопровождение в системе образования: сб. науч. тр. по матер. междунар. междисципл. науч.-практ. конф. «Психология и психологическая практика в современном мире». Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. С. 24-29. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=26604232
5. Брук Ж.Ю. Выраженность компонентов жизнестойкости у студентов различных направлений подготовки // Науковедение: интернет-журнал. 2015. Т. 7, № 5. С. 177. URL: http://naukovedenie.ru/PDF/179PVN515.pdf 6. Ветошкина С.А. Особенности эмоциональной сферы у детей-сирот [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4, № 1. С. 15-25. URL: http:// psyjournals.ru/jmfp/2015/n1/76174.shtml
7. Гюлмамедов А.Б. Личностные акмедетерми-нанты студентов, обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования // Научный поиск. 2016. № 2. С. 12-15. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26562096
8. Исмиянов В.В. Моделирование физического воспитания студентов-сирот как пространства социальной адаптации в системе выс-
шего образования // Казанский педагогиче- 15. ский журнал. 2015. № 5-1 (112). С. 100-104. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/modeli-rovanie-fizicheskogo-vospitaniya-studentov-sirot-kak-prostranstva-sotsialnoy-adaptatsii-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya 16.
9. Исмиянов В.В. Социальная адаптация студентов-сирот на основе применения модельных характеристик их физического, психологического и социального здоровья
// Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. 17. № 4 (34). С. 40-43. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=25106250
10. Кондратьева Ю.С. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов-первокурсников к обучению в техникуме // Эпоха науки. 2015. № 1. С. 9. URL: http:// eraofscience.com/EofS/Vypyski2015/1/1-yanvar_2015_g..pdf
11. Лебедева О.В., Любезнова Ю.В. Проблема 18. адаптации студентов-первокурсников к условиям образовательного пространства вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-4. С. 275-281. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26099536
12. Ослон В.Н. Дети-сироты в образовательном 19. пространстве России (по результатам опроса регионов o реализации гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и лиц из их числа и поддержки их на всех уровнях образования) // Психологиче- 20. ская наука и образование. 2016. Т. 21, № 1.
С. 146-155. DOI: https://doi.org/10.17759/ pse.2016210113
13. Остапенко И.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов факультета 21. среднего профессионального образования
в системе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5, № 2 (15). С. 120-123.
14. Павлова С.М. Особенности профессио- 22. нального самоопределения и адаптации студентов-первокурсников // Современные проблемы науки и образования. 2015.
№ 4. С. 86. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=23939888
Сайт профессионального сообщества «Социально-психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков группы риска [Электронный ресурс]. URL: http://dpo.kshu.ru/ loginindex.php (дата обращения: 11.01.2016). Семья Г.В., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г. Формирование российской модели преодоления социального сиротства // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21, № 1. С. 67-82. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25781574 Цилюгина И.Б. Трудности процесса адаптации студентов-первокурсников учреждений среднего профессионального образования и способы их разрешения // Среднее профес-сиональноеобразование.2015. №1.С. 42-45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trudnosti-protsessa-adaptatsii-studentov-pervokursnikov-uchrezhdeniy-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-i-sposoby-ih Шестова О.И. Социально-психологическая адаптация первокурсников к условиям учреждения профессионального образования // Научные исследования и образование. 2016. № 21. С. 81-84. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=25654365 Beltramo L. Developing adaptive teaching practices through participation in cogenerative dialogues // Teaching and Teacher Education. 2017. No. 63. P. 326-337. DOI: https://doi. org/10.1016/j.tate.2017.01.007 Bettmann J., Mortensen J., Akuoko K. Orphanage caregivers' perceptions of children's emotional needs // Children and Youth Services Review. 2015. No. 49. P. 71-79. DOI: https://doi. org/10.1016/j.childyouth.2015.01.003 Bobyleva I. Development of Social and Educational Support in Russian Institutions for Orphans // Procedia Social and Behavioral Sciences. 2015. No. 214. P. 535-543. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.11.757 Borisova E., Shalaeva S., Kozina I. The Dynamics of the Indicators of Social Adaptation of Orphaned Children with Limited Health Abilities // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Vol. 6, No. 3, S7-6. P. 155-160. DOI: https://doi. org/10.5901/mjss.2015.v6n3s7p155
<
PQ £ a
с
PQ
Я s
ES
w
H
S
и ^
Й PQ S
о
ü
к w
PQ H U
PL, <
и
о
l-ч
0
ë
и
Рн
S
1
«
>>
0
1
и w
F
s
Ь
1-4 <
с
« s
К
H U
W PQ
23. Boulton H. Exploring the effectiveness of new technologies: Improving literacy and engaging learners at risk of social exclusion in the UK // Teaching and Teacher Education. 2017. No. 63. P. 73-81. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.12.008
24. Durksen T., Klassen R., Daniels L. Motivation and collaboration: The keys to a developmental framework for teachers' professional learning // Teaching and Teacher Education. 2017. No. 67. P. 53-66. DOI: https://doi.org/10.1016/j. tate.2017.05.011
25. Khoo E., Mancinas S., Skoog V. We are not orphans. Children's experience of everyday life in institutional care in Mexico // Children and Youth Services Review. 2015. No. 59. P. 1-9. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.childyouth.2015.09.003
26. Leenknecht M., Wijnia L., Loyens S., Rikers R. Need-supportive teaching in higher education: Configurations of autonomy support, structure, and involvement // Teaching and Teacher Education. 2017. No. 68. P. 134-142. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.tate.2017.08.020
27. Muntaner-Mas A., Vidal-Conti J., Sese A., Palou P. Teaching skills, students' emotions, perceived control and academic achievement in university students: A SEM approach // Teaching and Teacher Education. 2017. No. 67. P. 1-8. DOI: https://doi.org/10.1016/jj.tate.2017.05.013
28. Peercy M., Troyan F. Making transparent the challenges of developing a practice-based pedagogy of teacher education // Teaching and Teacher Education. 2017. No. 61. P. 26-36. DOI: https://doi.org/10.1016/jj.tate.2016.10.005
29. Ribakova L., Parfilova G., Karimova L., Karimova R. Evolution of Communicative Competence in Adolescents Growing Up in Orphanages // International Journal of Environmental & Science
Education. 2015. No. 10(4). P. 589-594. DOI: https://doi.org/10.12973/ijese.2015.273a
30. Sadovaya V., Simonova G. Socio-Pedagogical Complex as a Pedagogical Support Technology of Students' Social Adaptation // International Journal of Environmental & Science Education. 2016. No. 11(8). P. 2069-2083. DOI: https:// doi.org/10.12973/ijese.2016.579a
31. Saidova D. Recent Issues of Preparing Orphans for Independent Living: Conditions and Prospects // Eastern European Scientific Journal. 2016. No. 1. P. 96-99. DOI: https://doi. org/10.12851/EESJ201602C05ART05
32. Toom A., Pietarinen J., Soini T., Pyhältö K. How does the learning environment in teacher education cultivate first year student teachers' sense of professional agency in the professional community? // Teaching and Teacher Education. 2017. No. 63. P. 126-136. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.tate.2016.12.013
33. Uibu K., Salo A., Ugaste A., Rasku-Puttonen H. Beliefs about teaching held by student teachers and school-based teacher educators // Teaching and Teacher Education. 2017. No. 63. P. 396-404. DOI: https://doi.org/10.1016/j~.tate.2017.01.016
34. Yendork J., Somhlaba N. Stress, coping and quality of life: An exploratory study of the psychological well-being of Ghanaian orphans placed in orphanages // Children and Youth Services Review. 2014. No. 46. P. 28-37. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.childyouth.2014.07.025
35. Zakirova V., Gaysina G., Zhumabaeva A. Program of Adaptation Assistance in Foster Families and Particular Features of Its Implementation // International Journal of Environmental & Science Education. 2015. No. 10(4). P. 553-559. DOI: https://doi.org/10.12973/ijese.2015.269a
DOI: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2018-43-1-44
CONDITIONS FOR INCREASING THE LEVEL OF SOCIAL AND PEDAGOGICAL ADAPTEDNESS OF ORPHANED STUDENTS IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS
N.M. Khalimova (Republic of Khakassia, Russia) E.A. Babitskaia (Republic of Khakassia, Russia)
Abstract
Problem and purpose. The article is focused on a study of the readiness of orphaned students for vocational training and social adaptation in an educational organization. The purpose of this article is to determine the adaptedness of orphaned students in conditions of secondary vocational education (SVE).
Methodology. To solve the tasks and check the initial assumptions, we used these diagnostic techniques: the technique "Adaptedness of students in the university" to identify their adaptedness to a learning group and educational activity (T.D. Dubovitskaia, A.V. Krylova); a questionnaire of socialization for revealing the level of socialization (the level of social adaptation, activity, autonomy, moral education) (M.I. Rozhkov).
Results. In accordance with the purpose of scientific research, the problematic field of the adaptation of orphaned students in colleges is revealed: insufficient formedness of skills of independent activity; incorrectness in the organization of the optimal mode of work and rest in the new conditions; the unformed components
of the professional-personal perspective; insufficient level of the formedness of moral and ethical qualities and moral upbringing; adaptability and socialization of orphaned students.
Conclusion. It has been revealed that the adapted-ness of orphaned students to education in conditions of secondary vocational education is a multilevel process that includes constituent elements of pedagogical, socio-psychological and professional adaptation and promotes the development of intellectual and personal qualities of students, which requires the development and organization of a number of educational activities. The implementation of the developed program "Adaptation" allowed orphaned students to form communication skills, to assimilate various social norms, to acquire a stable positive motivation for educational and professional activity, ensuring their personal and professional development.
Key words: social and pedagogical adaptation, program, adaptedness, orphaned students, secondary vocational education.
References
1. Badalova L.I. (2015). Psychological features of the adaptedenss of African students // Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy, 4, 51-54. Available at: rucont.ru/efd/409263
2. Belicheva S.A. (1994). Fundamentals of preventive psychology. Moscow, Social Health of Russia, 224 p. Available at: pedlib.ru/ Books/2/0186/2_0186-246.shtml
3. Berezovin N.A. (2008). Psychology of pedagogical communication: an educational-methodical manual for students of teachers' majors. Moscow, MGVRK, 464 p. Available at: mrk-bsuir.by/en/system/files/lib/psuho.pdf
4. Bragina Iu.V. (2015). Features of students' system of values // Psychological support in the
educational system: collection of scientific works on the Proceedings of the international interdisciplinary research-to-practice conference «Psychology and Psychological Practice in the Modern World». Ekaterinburg, Publishing house Ural University, 24-29. Available at: library.ru/item.asp?id=26604232
5. Bruk Zh.Iu. (2015). The severity of the components of resilience in students of various majors // Internet journal «Science studies», 7 (5), 177. Available at: naukovedenie.ru/ PDF/179PVN515.pdf (access is free)
6. Vetoshkina S.A. (2015). Features of the emotional sphere of orphans [Electronic resource] // Modern foreign psychology, 4 (1), 15-25. Available at: psyjournals.ru/jmfp/2015/ n1/76174.shtml
<
PQ £ a
с
PQ
Я s
ES
w
H
S
и ^
Й PQ S
о
ü
к w
PQ H U
Рн
С и
о
1-4
о
ё
и
Рн
s
«
>>
0
1
и
W F
s
ь
1-4 <
с
«
s к
H U
w
PQ
7. Giulmamedov A.B. (2016). Personal acme determinants of students studying in secondary vocational education institutions // Scientific Search, 2, 12-15. Available at: library.ru/item. asp?id=26562096
8. Ismiianov V.V. (2015). Modeling of physical education of orphaned students as a space for social adaptation in the system of higher education // Kazan Pedagogical Journal, 5-1 (112), 100-104. Available at: cyberleninka.ru/article/n/mode-lirovanie-fizicheskogo-vospitaniya-studentov-sirot-kak-prostranstva-sotsialnoy-adaptatsii-v-sisteme-vysshego-obrazovaniya
9. Ismiianov V.V. (2015). Social adaptation of orphaned students on the basis of application of model characteristics of their physical, psychological and social health // Vestnik of Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, 4 (34), 40-43. Available at: library.ru/item.asp?id=25106250
10. Kondrat'eva lu.S. (2015). Psychological and pedagogical support of the adaptation of first-year students to training in the technical school // The era of science, 1, 9. Available at: eraofscience.com/EofS/Vypyski2015/1/1-yanvar_2015_g..pdf
11. Lebedeva O.V., Liubeznova lu.V. (2016). The problem of adaptation of first-year students to the conditions of the educational space of the university // Issues of Modern Pedagogical Education, 52-4, 275-281. Available at: library. ru/item.asp?id=26099536
12. Oslon V.N. (2016). Children-orphans in the educational space of Russia (based on the results of a survey of regions on the implementation of guarantees for the accessibility of quality education for orphans and their support at all levels of education) // Psychological Science and Education, 21 (1), 146-155. Available at: doi.org/10.17759/pse.2016210113
13. Ostapenko I.A. (2016). Psychological and pedagogical aspects of adaptation of students of secondary vocational education faculty in the university system // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 5, 2 (15), 120-123.
14. Pavlova S.M. (2015). Peculiarities of professional self-determination and adaptation of first-year students // Current issues of science and education, 4 (86). Available at: elibrary.ru/ item.asp?id=23939888
15. The site of the professional community «So-cio-psychological and pedagogical support of children and adolescents at risk». Available at: dpo.kshu.ru/loginindex.php (accessed 11/01/2016).
16. Sem'ia G.V., Zaitsev G.O., Zaitseva N.G. (2016). Formation of the Russian model of overcoming social orphanhood // Psychological science and education, 21 (1), 67-82. Available at: library. ru/item.asp?id=25781574
17. Tsiliugina I.B. (2015). Difficulties in the process of adaptation of first-year students of secondary vocational education institutions and the ways to solve them // Secondary vocational education, 1, 42-45. Available at: cyberleninka. ru/article/n/trudnosti-protsessa-adaptatsii-stu-dentov-pervokursnikov-uchrezhdeniy-sredne-go-professionalnogo-obrazovaniya-i-sposoby-ih
18. Shestova O.I. (2016). Socio-psychological adaptation of first-year students to the conditions of vocational education institutions // Scientific research and education, 21, 81-84. Available at: library.ru/item.asp?id=25654365
19. Beltramo L. (2017). Developing adaptive teaching practices through participation in cogen-erative dialogues // Teaching and Teacher Education, 63. Pp. 326-337. DOI: https://doi. org/10.1016/j.tate.2017.01.007
20. Bettmann J., Mortensen J., Akuoko K. (2015). Orphanage caregivers' perceptions of children's emotional needs // Children and Youth Services Review, 49, 71-79. DOI: https://doi. org/10.1016/j.childyouth.2015.01.003
21. Bobyleva I. (2015). Development of Social and Educational Support in Russian Institutions for Orphans // Procedia - Social and Behavioral Sciences, 214, 535-543. DOI: https://doi. org/10.1016/j.sbspro.2015.11.757
22. Borisova E., Shalaeva S., Kozina I. (2015). The Dynamics of the Indicators of Social Adaptation of Orphaned Children with Limited Health
Abilities // Mediterranean Journal of Social Sciences, 6 (3 S7 - 6), 155-160. DOI: https://doi. org/10.5901/mjss.2015.v6n3s7p155
23. Boulton H. (2017). Exploring the effectiveness of new technologies: Improving literacy and engaging learners at risk of social exclusion in the UK // Teaching and Teacher Education, 63, 73-81. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.12.008
24. Durksen T., Klassen R., Daniels L. (2017). Motivation and collaboration: The keys to a developmental framework for teachers' professional learning // Teaching and Teacher Education, 67, 53-66. DOI: https://doi.org/10.1016/j. tate.2017.05.011
25. Khoo E., Mancinas S., Skoog V. (2015). We are not orphans. Children's experience of everyday life in institutional care in Mexico // Children and Youth Services Review, 59, 1-9. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.childyouth.2015.09.003
26. Leenknecht M., Wijnia L., Loyens S., Rikers R. (2017). Need-supportive teaching in higher education: Configurations of autonomy support, structure, and involvement // Teaching and Teacher Education, 68, 134-142. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.tate.2017.08.020
27. Muntaner-Mas A., Vidal-Conti J., Sese A., Palou P. (2017). Teaching skills, students' emotions, perceived control and academic achievement in university students: A SEM approach // Teaching and Teacher Education, 67, 1-8. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2017.05.013
28. Peercy M., Troyan F. (2017). Making transparent the challenges of developing a practice-based pedagogy of teacher education // Teaching and Teacher Education, 61, 26-36. DOI: https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.10.005
29. Ribakova L., Parfilova G., Karimova L., Karimova R. (2015). Evolution of Communicative Competence in Adolescents Growing Up in Orphan-
ages // International Journal of Environmental & Science Education, 10(4), 589-594. DOI: https://doi.org/10.12973/ijese.2015.273a
30. Sadovaya V., Simonova G. (2016). Socio-Peda-gogical Complex as a Pedagogical Support Technology of Students' Social Adaptation // International Journal of Environmental & Science Education, 11(8), 2069-2083. DOI: https://doi. org/10.12973/ijese.2016.579a
31. Saidova D. (2016). Recent Issues of Preparing Orphans for Independent Living: Conditions and Prospects // Eastern European Scientific Journal, 1, 96-99. DOI: https://doi. org/10.12851/EESJ201602C05ART05
32. Toom A., Pietarinen J., Soini T., Pyhältö K. (2017). How does the learning environment in teacher education cultivate first year student teachers' sense of professional agency in the professional community? // Teaching and Teacher Education, 63, 126-136. DOI: https:// doi.org/10.1016/j.tate.2016.12.013
33. Uibu K., Salo A., Ugaste A., Rasku-Puttonen H. (2017). Beliefs about teaching held by student teachers and school-based teacher educators // Teaching and Teacher Education, 63, 396-404. DOI: https://doi.org/10.1016/j. tate.2017.01.016
34. Yendork J., Somhlaba N. (2014). Stress, coping and quality of life: An exploratory study of the psychological well-being of Ghanaian orphans placed in orphanages // Children and Youth Services Review, 46, 28-37. DOI: https://doi. org/10.1016/j.childyouth.2014.07.025
35. Zakirova V., Gaysina G., Zhumabaeva A. (2015). Program of Adaptation Assistance in Foster Families and Particular Features of Its Implementation // International Journal of Environmental & Science Education, 10(4), 553-559. DOI: https://doi.org/10.12973/ijese.2015.269a
<
PQ £ a
с
PQ
Я к
EÜ W H К
и ^
w PQ
к
о
к w
PQ H
и
PL, <
и
о
l-ч
0
ё
и
Рн
S
1
и
>>
0
1
и
W К
ь
1-4 <
с
S
к
н и
ш
PQ