Научная статья на тему 'Социальная работа с инвалидами в условиях среднего профессионального образования'

Социальная работа с инвалидами в условиях среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
454
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДЫ / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / АДАПТАЦИЯ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / PEOPLE WITH DISABILITIES / PERSONS WITH DISABILITIES / VOCATIONAL TRAINING / REHABILITATION / ADAPTATION / LEARNING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Янчурина Н. Н.

В статье исследуется социальная работа с инвалидами в условиях получения среднего профессионального образования, адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов и педагогическая коррекция учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная работа с инвалидами в условиях среднего профессионального образования»

Янчурина Н.Н. ©

Магистрант, кафедра медико-социальной работы, Амурский государственный университет

СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ИНВАЛИДАМИ В УСЛОВИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье исследуется социальная работа с инвалидами в условиях получения среднего профессионального образования, адаптация программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов и педагогическая коррекция учебного процесса.

Ключевые слова: Инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, профессиональное образование, реабилитация, адаптация, учебный процесс.

Keywords: People with disabilities, persons with disabilities, vocational training, rehabilitation, adaptation, learning process.

Одно из основных прав, гарантированных инвалидам в России, - право на образование. Оно установлено ст. 18 и 19 Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а также Законом "Об образовании", касающихся воспитания и обучения детей-инвалидов и образования взрослых. В соответствии с этими законами детям-инвалидам обеспечивается дошкольное, внешкольное воспитание, получение общего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Однако, несмотря на определенные прогрессивные изменения в сфере образования инвалидов, для реализации этого права еще не в полной мере созданы условия. Создание условий для получения максимально доступного инвалидам образования, отвечающего их специфическим потребностям, вырастает в общегосударственную проблему.

В настоящее время решается чрезвычайно важная задача создания современной системы социальной защиты инвалидов, при этом большое внимание уделяется социальной работе с инвалидами в условиях профессионального образования [1, 145].

Профессиональное становление и трудоустройство инвалидов в условиях современной России очень актуальны. Численность людей с различными отклонениями и ограничениями жизнедеятельности возрастает. Ежегодно признаются инвалидами около 3,5 млн. человек, в том числе более 1 млн. впервые.

На протяжении многих лет политика в отношении инвалидов изменялась: от обычного ухода за инвалидами в соответствующих учреждениях до получения ими образования. Большое количество инвалидов поставило перед обществом серьезную проблему их социализации и включения в активную трудовую и общественную жизнь. Одним из направлений адаптации инвалидов является получение ими профессионального образования с последующим трудоустройством, что позволило бы им в дальнейшем развиваться и решать свои проблемы.

Социальная работа с инвалидами в условиях получения среднего профессионального образования является важнейшим элементом комплексной реабилитации, которая обеспечивает полную самостоятельность и экономическую независимость граждан с ограниченными возможностями. Обеспечение равных возможностей в получении образования для инвалидов является важной составляющей реализации принципов независимой жизни граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Социальная работа по созданию специальных условий при получении среднего профессионального образования подразумевает выполнение индивидуальных программ

© Янчурина Н.Н., 2013 г.

реабилитации на период обучения инвалидов, и обеспечение приспособленными помещениями, оборудованными к возможностям инвалидов и в соответствии с требованиями безбарьерной архитектуры, а также адаптацию программ обучения к психофизиологическим особенностям инвалидов и педагогическую коррекцию учебного процесса.

Профессиональное образование инвалидов осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и на основе примерных образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов. Недопустимо введение для них специальных стандартов. Только при таком подходе к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья они как профессионалы будут конкурентоспособны на рынке труда [2, 11].

Осуществляя социальную работу с инвалидами в условиях среднего профессионального образования использование компьютерных технологий, в том числе дистанционных, является наиболее эффективным механизмом обучения. Надо отметить, что дистанционные технологии удобны инвалидам всех категорий, поскольку позволяют людям с ограниченными возможностями здоровья, не выходя из дома, получать и осваивать учебный материал в спокойной обстановке, по удобному расписанию, в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения той или иной дисциплины.

Следует отметить, что разработка дистанционных курсов, по которым должны обучаться инвалиды, требует особой подготовки преподавателей-разработчиков курсов.

Для реализации дистанционных технологий обучения используется система «Моос11е», позволяющая разработать учебные курсы, включающие все виды мультимедийного контента. Занятия со студентами можно организовывать в форме интерактивных лекций, в том числе с применением систем видеоконференций, обучающими мультимедийными курсами по всем дисциплинам реализуемых профессиональных программ, объединяющими и текст, графические иллюстрации, компьютерную анимацию, аудио- и видеозаписи, контрольно-измерительный материал. Структура учебного материала позволяет студенту работать, как самостоятельно, так и под руководством преподавателя, многократно возвращаться к пройденным темам, осуществлять оперативный самоконтроль продвижения по учебной программе.

В рамках изучения проблемы подготовки инвалидов в условиях среднего профессионального образования на базе ГОАУ СПО «Амурский педагогический колледж» проведено эмпирическое исследование. Объектом исследования стали преподаватели, осуществляющие профессиональную подготовку студентов, относящихся к категории инвалид. Предмет исследования - проблемы профессиональной подготовки инвалидов в условиях среднего профессионального образования. Согласно опросу респондентов были получены следующие результаты: 80% опрошенных, что составляет большинство отметили, что после их поступления в средние образовательные учреждения перед педагогическими коллективами встают сложные задачи интеграции этих студентов в образовательную среду. На вопрос об основных проблемах преподаватели ответили следующим образом. Основными проблемами, для профессионального обучения лиц с ОВЗ, являются:

- недостаточный уровень качества общего среднего образования и, как правило, проблемы с поступлением в профессиональное образовательное учреждение;

- вопросы здоровья и связанные с этим пропуски занятий;

- совмещение учебы и медицинской реабилитации;

- доступность имеющихся в городе инфраструктур для лиц с ОВЗ;

- проблемы посещения библиотеки;

- проблемы общения;

- неразвитость дистанционного образования.

Как правило, болезнь накладывает отпечаток на личность студентов, имеющих ограниченные возможности здоровья. Они ранимы в общении, некоторые, субъективно

оценивая своё состояние, чувствуют себя изгоями общества. Студенты этой категории более замкнуты, отстранены от окружающих, реже идут на контакт с преподавателями и студентами других групп и курсов, поэтому они нуждаются в социальной реабилитации, которую должна обеспечивать социально-психологическая служба среднего профессионального учреждения.

Таким образом, в среднем профессиональном учреждении должна быть составлена программа социально-психолого-педагогического сопровождения, одним из блоков которой, является формирование профессиональной направленности и профессионального самоопределения. Данный блок социальной работы с инвалидами в условиях среднего профессионального образования состоит из нескольких этапов [4, 98].

На первом этапе осуществляется диагностика профессиональной пригодности студентов с ОВЗ. Особенности заболеваний и специфика доколледжного обучения в школе, на дому, дистанционное обучение и т.д. учащихся с ОВЗ таковы, что поступая в среднее профессиональное образовательное учреждение, они часто не могут продемонстрировать имеющиеся у них знания и способности, которые необходимы для обучения в колледже. Это вызвано повышенной тревожностью, медлительностью, трудностями коммуникативного характера, являющимися следствием заболевания. Для проведения диагностики профессиональной направленности и профессионального самоопределения студентов с ОВЗ, следует разработать комплекс методических средств, позволяющий определить готовность данной группы молодежи обучаться по выбранной специальности. Студенты для обучения и дальнейшей работы по специальности должны иметь определенный уровень развития познавательных процессов и коммуникативных навыков. С целью их определения с ними нужно проводить структурированные беседы, тестирование. При обсуждении результатов учитывать факторы, влияющие на успешное обучение в колледже: интеллектуальное развитие первокурсников; развитие коммуникативных навыков; возможности здоровья и самообслуживания студентов в колледже; наличие учебной и профессиональной мотивации.

На втором этапе можно реализовать комплекс мероприятий, который должен варьироваться в соответствие с результатами диагностирования. Основной целью данного этапа является формирование у студентов с ОВЗ представлений о собственном профессиональном и жизненном пути и умении их планировать. Согласно цели, педагогический коллектив решает следующие задачи: обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья технике самостоятельного принятия жизненно важных решений; формирование представлений об успешности работы по специальности; формирование адекватных представлений о возможностях последующего трудоустройства по специальности; развитие коммуникативных навыков студентов с ОВЗ; повышение уверенности в собственных силах, развитие уверенности в себе [3, 155].

Для большей эффективности проведения различных мероприятий студентами-инвалидами, следует привлекать волонтёров из числа студентов старших курсов, которые могут поделиться опытом, полученным в процессе прохождения профессиональной практики, при этом совершенствуя своё профессиональное мастерство при оказании им практической помощи.

Первые профессиональные навыки студенты-инвалиды получают на третьем этапе во время прохождения профессиональной практики. С этой целью можно оборудовать кабинет профессиональной практики, оснащённый современными информационно-коммуникационными технологиями, компьютерными программами. Различные формы социальной работы по получению инвалидами среднего профессионального образования позволяют добиваться положительных результатов.

Помимо этого, безбарьерная образовательная среда даёт возможность успешного развития у студентов с ОВЗ их потенциальных способностей в учебной и внеучебной деятельности.

Анализ опыта социальной работы с инвалидами в условиях среднего

профессионального образования в Амурском педагогическом колледже свидетельствует: лица с ограниченными возможностями здоровья могут получить среднее профессиональное образование и овладеть той или иной профессией в среднем специальном учебном заведении, если там проводится постоянно направленная на это социальная работа и созданы все необходимые условия для успешного обучения, социализации, нормальной жизнедеятельности и включении в активную трудовую и общественную жизнь студентов этой категории; что они могут быть готовы к обучению в вузах; состояться как личности, профессионалы, быть конкурентоспособными на рынке труда и оптимально интегрированными в общество.

Таким образом, социальная работа со студентами-инвалидами формирует у них профессиональную готовность и адаптацию к рынку труда, является необходимой и обязательной составляющей среднего профессионального образования, которое должно реализовываться с учётом индивидуальных особенностей и возможностей данной категории, прошедших за время обучения ряд ступеней профессиональной направленности: внешне принимаемое решение освоить конкретную профессию; фиксированную установку на профессию и более устойчивый интерес; твердую установку на профессию, устойчивый интерес, склонность к ней и увлеченность; страстное увлечение своей профессией, что поспособствует в дальнейшем продолжить обучение в ВУЗе, успешно интегрироваться в общество, быть востребованными и конкурентоспособными на рынке труда.

Литература

1. ГостюшинА.В., Шубина СИ. Азбука выживания: Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Экстремальная медицина. - М., 2011. - С.173

2. Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации». — М., 2012.

3. Гришина Л.П. Актуальные проблемы инвалидности в Российский Федерации. - М., 2010. - С.296

4. Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы инвалидов//Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1/Под ред. В.С. Кукушина. Ростов н/Д., 2012. - С.178

5. Социальная защита населения: опыт органазационно-административной работы: Учеб. пособие.; Изд. 4-е, доп. И перераб.од ред. В.С. Кукушина. - М.-Ростов-на-Дону, 2011. - С.205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.