Научная статья на тему 'Сопровождение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья молодого возраста в процессе их трудоустройства'

Сопровождение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья молодого возраста в процессе их трудоустройства Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1035
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / MAINTENANCE / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EMPLOYMENT / ЛИЦА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / PERSONS WITH DISABILITIES AND THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERAGENCY COOPERATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мануйлова Виктория Викторовна

В статье рассматриваются механизмы осуществления сопровождения процесса трудоустройства лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья молодого возраста в субъектах Российской Федерации; нормативно-правовая основа организации и осуществления сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве; дается описание основных мероприятий по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в субъектах Российской Федерации; определяются проблемы и трудности осуществления сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Мануйлова Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The support of persons with disabilities and the limited possibilities of health at a young age in the course of their employment

Support of subjects of the Russian Federation of persons with disabilities and the limited possibilities of health at a young age in the course of their employment. The article deals with mechanisms of implementation of the process support employment of persons with disabilities and the limited possibilities of health at a young age in the subjects of the Russian Federation; normative legal basis of organization and implementation support of young people with disabilities in employment; provides a description of the main activities to support young people with disabilities in employment in the constituent entities of the Russian Federation; defines the problems and difficulties of implementation support young people with disabilities in employment.

Текст научной работы на тему «Сопровождение лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья молодого возраста в процессе их трудоустройства»

Изучение особенностей учебной мотивации выявило достоверно более высокий ее уровень у учащихся тендерных коллективов практически на всех возрастных этапах. Например, то, что приобретенные в школе знания и навыки пригодятся в жизни, считает 88% мальчиков и только 45,3% мальчиков смешанных коллективов.

Все это свидетельствует о значительном потенциале индивидуализированного подхода к организации обучения и дает основания для более детальной методической разработки тендерной педагогической технологии как имеющей важное значение для сохранения здоровья обучающихся. А это, в свою очередь, возможно только на основе глубокого междисциплинарного взаимодействия специалистов разных учебных профилей.

Выводы. Так, в МБОУ Каринской СОШ уже второй год практикуется совместное проведение учебных занятий учителями различных дисциплин. Это позволяет разнообразить образовательный процесс и повысить внутреннюю мотивацию детей к обучению.

Литература:

1. Вишнякова С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М.: НМЦСПО, 1999. - 538 с.

2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 176 с.

3. Словарь философских терминов. /Научн.ред. В.Г. Кузнецов. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 731 с.

4. Коробкова С.А. Учёт тендерных различий учащихся в процессе воспитания и обучения как новая педагогическая проблема. // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход: сб.научн.тр. и материалов по итогам научн. конф. - Волгоград: Перемена, 2005. - с. 2. - с. 68-72.

5. Аникеева Н.П. Тендерные отношения в воспитательном пространстве. // Педагогическое образование и наука, 2002. - №4. - с. 46-50.

6. Столярчук Л.И. Теоретико-методологические аспекты воспитания: тендерное измерение. // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход. - Волгоград: Перемены, 2005. - ч. 2. -с. 62-68.

7. Кириллова И.А. К вопросу о тендерном подходе в системе школьного образования и воспитания. // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход. - Волгоград: Перемены, 2005. -с. 76-79.

8. Большая психологическая энциклопедия. - М.: ЭКСМО, 2007. - 544 с.

9. Саранов A.M., Перекрестова Т.С. Теория и практика становления и развития авторской школы. -Волгоград: Перемена, 2001. - 133 с.

10. Толстых М.А. Становление полоролевого поведения старшеклассников. //Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход. - Волгоград: Перемена, 2005. - ч. 2. - с. 79-82.

11. Шалыгина. Использование специфики дисциплин гуманитарного цикла в полоролевом воспитании школьников. // Актуальные проблемы современного воспитания: целостный подход. - Волгоград: Перемены. 2005. - ч. 2. - с. 72-76.

12. Коробкова С.А. Формирование взаимоотношений учителя и подростков с учётом половых особенностей (на предметах естественнонауногоцикла): автореф.дисс...канд.пед.наук. - Волгоград, 2005. - 24 с.

Педагогика

УДК: 377.5

кандидат педагогических наук Мануйлова Виктория Викторовна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИХ ТРУДОУСТРОЙСТВА

Аннотация. В статье рассматриваются механизмы осуществления сопровождения процесса трудоустройства лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья молодого возраста в субъектах Российской Федерации; нормативно-правовая основа организации и осуществления сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве; дается описание основных мероприятий по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в субъектах Российской Федерации; определяются проблемы и трудности осуществления сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.

Ключевые слова: сопровождение, трудоустройство, лица с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, межведомственное взаимодействие.

Annotation. Support of subjects of the Russian Federation of persons with disabilities and the limited possibilities of health at a young age in the course of their employment.

The article deals with mechanisms of implementation of the process support employment of persons with disabilities and the limited possibilities of health at a young age in the subjects of the Russian Federation; normative legal basis of organization and implementation support of young people with disabilities in employment; provides a description of the main activities to support young people with disabilities in employment in the constituent entities of the Russian Federation; defines the problems and difficulties of implementation support young people with disabilities in employment.

Keywords: maintenance, employment, persons with disabilities and the limited possibilities of health, interagency cooperation.

Введение. Правительством Российской Федерации пристальное внимание уделяется вопросам улучшения положения людей с инвалидностью: доступное образование, в том числе профессиональное, содействие им в трудоустройстве, совершенствование форм социальной поддержки, повышение качества

технических средств реабилитации, изменение системы медико-социальной экспертизы, формирование толерантного отношения к лицам с инвалидностью, устранение физических барьеров.

В настоящее время в субъектах Российской Федерации осуществляется сопровождение и трудоустройство инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) молодого возраста следующих нозологических групп: нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития и с соматическими заболеваниями.

Процесс трудоустройства инвалидов является наиболее сложным и требует комплексного подхода. Даже при наличии вакансий и квотирования рабочих мест трудоустройство инвалидов затруднено, так как предоставляемые рабочие места не учитывают индивидуальные особенности ограничений жизнедеятельности.

Трудоустройство инвалидов - одна из основных задач органов службы занятости. Услуги по содействию инвалидам в поиске подходящей работы органами службы занятости оказываются в рамках действующего законодательства в соответствии с рекомендациями в ИПРА инвалида по профессиональной реабилитации или абилитации, разработанными специалистами медико-социальной экспертизы. Вместе с тем некоторые инвалиды трудоспособного возраста не способны в связи с ограничениями жизнедеятельности самостоятельно решать задачи по трудоустройству, профессиональному обучению, закреплению на рабочих местах. Эта категория граждан нуждается в индивидуальной помощи. Для организации работодателями специализированных рабочих мест для инвалидов требуются дополнительные меры по организации их труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, техническое и организационное оснащение, дополнительное оснащение рабочего места и обеспечение техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов, проведение иных мероприятий, и сопровождается дополнительными затратами.

Изложение основного материала статьи. Нормативно-правовая основа организации и осуществления сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве:

В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, ратифицированной Российской Федерацией в 2012 году, гражданам должна быть оказана помощь в поиске, получении, сохранении и возобновлении работы, обеспечении разумного приспособления рабочего места с учетом индивидуальных потребностей инвалидов. Помощь в трудоустройстве в силу имеющихся у инвалидов ограничений жизнедеятельности должна быть индивидуализированной и предоставляться конкретными лицами.

Нормативно-правовую основу сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве составляют:

- Региональные программы по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве (разработаны в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", планом мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016 - 2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 N 1507-р.; с приказом Минтруда России от 23.08.2017 N 625 "Об утверждении Типовой программы по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в рамках мероприятий по содействию занятости населения" "Сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве").

- Порядок организации обучения безработных инвалидов новым профессиям утвержденный постановлениями Правительства субъектов российской Федерации.

- Порядок сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.

- Межведомственный комплексный план, утвержденный О.Ю.Голодец.

- Межведомственный комплексный план субъектов Российской Федерации по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения образования детьми -инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

- Межведомственный комплекс мер по профессиональному образованию и (или) профессиональному обучению в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования и трудоустройству инвалидов до 2020 года.

- Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 2017-2019 гг».

- Подпрограмма «Содействие занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы».

- Программа дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряжённости на рынке труда.

- Постановление «О порядке предоставление субсидий из областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях возмещения затрат, связанных с трудоустройством инвалидов».

- Государственная программа «Доступная среда».

Цель сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в субъектах Российской Федерации - создание условий для трудовой реабилитации инвалидов молодого возраста, социальной адаптации к условиям современного рынка труда через профессиональную подготовку и трудовую занятость, а также повышение уровня их жизни.

Межведомственное взаимодействие при организации и осуществлении сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в субъектах Российской Федерации: налажено взаимодействие с Министерством труда и миграционной политики, Республиканским агентством занятости, с Департаментами по труду и занятости населения, управлениями занятости населения, органами службы занятости населения, профессиональными образовательными организациями, кадровыми службами предприятий, общественными организациями. Организовано межведомственное взаимодействие с учреждениями системы здравоохранения, социальной защиты и труда, образования (с отделением Пенсионного фонда с медико-социальной экспертизой, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, территориальным органом Федеральной службы государственной статистики и др.) по сопровождению и трудоустройству инвалидов и лиц с ОВЗ, получивших среднее профессиональное образование, в том числе на специально оборудованные или квотируемые рабочие места.

Мероприятия по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в субъектах Российской Федерации предусматривают создание механизма, способствующего обеспечению условий для обучения на разных уровнях, развитие системы психолого-педагогического сопровождения, действия по повышению качества инклюзивного, специального, дистанционного и дополнительного образования указанной категории обучающихся, проведение мониторингов и исследований, разработки механизмов межведомственного взаимодействия.

Перечень мероприятий:

- в субъектах организован персонифицированный учет потребности инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела (Владимирская область; Тюменская область, Республика Коми; Амурская область; Волгоградская область; Иркутская область; Республика Тыва; Республика Мордовия; Псковская область; Республика Башкортостан и др.).

- Организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест для инвалидов, в том числе инвалидов молодого возраста (Владимирская область; Тюменская область; Амурская область; Камчатский край; Магаданская область; Иркутская область; Республика Тыва; Нижегородская область; Сахалинская область; Псковская область; Ивановская область; Рязанская область; Ярославская область; Смоленская область и др.).

- Создание базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку функционирования региональной системы инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и ОВЗ (80 БПОО в 74 субъектах Российской Федерации). Проведены конференции, семинары, круглые столы, вебинары для педагогических работников и родителей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (законных представителей) по вопросам сопровождения и трудоустройство лиц с ОВЗ и инвалидностью. Проводятся специальные занятия по социальной адаптации безработных инвалидов молодого возраста, в том числе в группах «Клуб ищущих работу».

- Консультирование работодателей, принимающих на работу инвалидов, в том числе инвалидов молодого возраста, по вопросам: определения мероприятий по оснащению (оборудованию) специального рабочего места для трудоустройства инвалида; оказания помощи в освоении инвалидами трудовых обязанностей и передвижении на территории работодателя; содействия в организации наставничества (при необходимости), в том числе силами работодателя (Брянская область; Волгоградская область; Тверская область; Владимирская область; Ямало-Ненецкий автономный округ; Нижегородская область; Республика Северная Осетия-Алания; Псковская область и др.).

- Осуществление информационного обеспечения в сфере реализации мероприятий, направленных на сопровождение инвалидов молодого возраста при трудоустройстве (Москва; Московская область; Ленинградская область; Тверская Область; Брянская область; Владимирская область; Тюменская область, Республика Коми; Камчатский край; Ненецкий автономный округ; Амурская область; Нижегородская область; Иркутская область; Республика Тыва; Республика Мордовия; Псковская область; Республика Башкортостан; Оренбургская область; Ярославская область; Ямало-Ненецкий автономный округ; Сахалинская область; Брянская область и др.). На официальных сайтах профессиональных образовательных организаций размещена информация по сопровождению инвалидов и лиц с ОВЗ, в том числе на квотируемые рабочие места; осуществляется информационное сопровождение мероприятий по обеспечению занятости инвалидов «Работа, доступная всем» «Атлас профессий» и др.), работает «горячая линия», осуществляются Web- консультации и др.).

- Организация работы "горячей линии" по вопросам профессионального образования инвалидов молодого возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья (Амурская область; Ямало-Ненецкий автономный округ; Сахалинская область; Камчатский край; Республика Коми; Нижегородская область).

- Реализация мероприятий по профессиональному консультированию с целью подбора вида деятельности и расширения возможностей трудоустройства инвалидов (Магаданская область; Чукотский автономный округ).

- Организация инициативного трудоустройства молодых инвалидов до их обращения в органы службы занятости за содействием в поиске работы, в том числе молодых инвалидов, обучающихся на последних курсах в профессиональных образовательных организациях (Владимирская область; Тюменская область, Республика Коми; Ямало-Ненецкий автономный округ; Волгоградская область; Амурская область; Иркутская область; Республика Тыва; Псковская область; Брянская область).

- Организация взаимодействия с соисполнителями и участниками региональной программы по вопросам реализации мероприятий программы (все субъекты).

- Организация взаимодействия с общественными организациями инвалидов (отделениями Всероссийского общества инвалидов, Всероссийского общества глухих, Всероссийского общества слепых) по вопросам сопровождения молодых инвалидов при трудоустройстве (все субъекты).

- Создание специальных условий для инвалидов молодого возраста при получении профессионального образования (Государственная программа «Доступная среда») (все субъекты).

- Профессиональная ориентация незанятых инвалидов молодого возраста (все субъекты).

- Социальная адаптация безработных инвалидов молодого возраста (Орловская область; Владимирская область; Тюменская область, Республика Коми; Амурская область; Иркутская область; Нижегородская область; Республика Тыва; Чукотский автономный округ; Республика Мордовия; Псковская область; Республика Северная Осетия-Алания; Сахалинская область; Республика Башкортостан; Магаданская область; Волгоградская область).

- Создание банка резюме выпускников профессиональных образовательных организаций, в том числе выпускников-инвалидов, осуществляющих поиск работы после обучения (Волгоградская область).

- Осуществление мониторинга работы программы межведомственного взаимодействия «Обработка данных профессиональной реабилитации или абилитации инвалида».

- Мониторинг закрепления на рабочем месте выпускников инвалидов и выпускников с ограниченными возможностями здоровья (все субъекты).

- Принятие мер по направлению граждан из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями для участия на региональном этапе конкурса профессионального мастерства "Абилимпикс". Организованы и проведены Региональные чемпионаты профессионального мастерства для людей с инвалидностью и ОВЗ «Абилимпикс» с освещением в средствах массовой информации, «Молодые дарования», «Trash Fashion» и др, фестивали творчества «Мир безграничных возможностей», «Вместе мы сможем», «Дружба» и др.

- Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время (Брянская область; Республика Бурятия).

- Организация временного трудоустройства безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (Брянская область; Республика Бурятия).

- Трудоустройство инвалидов на рабочие места, созданные работодателями в рамках исполнения законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов (Омская область; Тверская область; Владимирская область; Республика Мордовия; Нижегородская область; Псковская область; Республика Башкортостан и др.).

- Содействие в развитии предпринимательской деятельности молодым людям с инвалидностью (Республика Бурятия; Республика Башкортостан; Магаданская область; Волгоградская область и др.).

- Организация самозанятости безработных граждан из числа инвалидов (Оренбургская область; Республика Ингушетия; Республика Дагестан; Чеченская Республика и др.).

- Организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан с инвалидностью (Томская область; Владимирская область; Республика Северная Осетия-Алания; Тюменская область, Республика Коми; Амурская область; Иркутская область; Республика Тыва; Республика Мордовия; Нижегородская область; Псковская область; Республика Башкортостан; Чукотский автономный округ; Сахалинская область; Удмуртская Республика и др.).

- Формирование и размещение на интернет-ресурсах службы занятости населения базы образовательных организаций, имеющих специальные условия для получения профессионального образования гражданами с инвалидностью (Тюменская область; Владимирская область; Тюменская область, Республика Коми; Амурская область; Иркутская область; Республика Тыва; Псковская область; Республика Башкортостан).

- Организация стажировки выпускников образовательных организаций и граждан, ищущих работу из числа инвалидов молодого возраста (под руководством наставников) (Самарская область; Псковская область; Ростовская область; Кемеровская область; Тамбовская область и др.).

- Реализация Служб сопровождения инвалидов в целях содействия их трудоустройству (Хабаровский край; Магаданская область; Оренбургская область; Сахалинская область; Оренбургская область; Тамбовская область и др.).

- Формирование доступного маршрута передвижения до места работы и оказание помощи в его освоении (Удмуртская Республика).

- Составление индивидуальных профессиональных планов развития инвалидов молодого возраста, выпускающихся из образовательных организаций, и оказание содействия в его реализации (Удмуртская Республика).

- Организация и проведение мероприятий профессионально-карьерного сопровождения инвалидов молодого возраста, мероприятий по развитию предпринимательских навыков у инвалидов молодого возраста (Удмуртская Республика).

- Организация взаимодействия студентов-инвалидов профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования с работодателями, в том числе в рамках практико-ориентированного обучения (дуального образования), позволяющей совместить в учебном процессе теоретическую и практическую подготовку, осваивать избранную профессию и в образовательной организации, и непосредственно на производстве, а также по вопросам дальнейшего трудоустройства.

- Организация деятельности волонтерского движения Ассоциация инклюзивного сотрудничества и творчества».

- Создание Центров карьеры и содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ (Омская область; Республика Бурятия; Сахалинская область; Приморский край и др.).

Выводы. Результаты реализации мероприятий по сопровождению инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в субъектах Российской Федерации: региональные программы сопровождения инвалидов имеют социальную направленность, выражающуюся в содействии трудоустройству категории граждан, отличающейся более низкой конкурентоспособностью на рынке труда; реализация мероприятий Региональных программ призвана повысить конкурентоспособность молодых инвалидов на рынке труда, оказать содействие их трудоустройству по полученной специальности.

Результаты реализации мероприятий Региональных программ окажут позитивное влияние на рост уровня занятости инвалидов, обеспечение стабильности на рынке труда и на повышение уровня и качества жизни населения.

Эффективность реализации сопровождения инвалидов молодого возраста определяется исходя из сравнительного анализа достигнутых количественных показателей в динамике.

Проблемы и трудности осуществления сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве в субъектах Российской Федерации:

- низкий уровень обращений в службу по труду и занятости инвалидов молодого возраста;

- информационные мероприятия не позволяют охватить всех инвалидов молодого возраста желающих работать;

- острая необходимость в повышении квалификации и переподготовке работников государственных учреждений службы занятости населения по вопросу организации работы с инвалидами, в том числе по сопровождению их при решении вопросов занятости;

- работодатели отказывают в приеме на работу инвалидам молодого возраста по причине отсутствия достаточного количества специальных рабочих мест для трудоустройства и экономической заинтересованности в использовании их труда;

- физическая недоступность и техническая неприспособленность для инвалидов большинства рабочих мест на открытом рынке труда;

- отсутствие у большинства выпускников необходимых навыков самоопределения на рынке труда, развития трудовой карьеры, ведения переговоров с работодателями, службами занятости населения.

К возможным рискам, препятствующим достижению поставленных целей и решению задач Региональных программ, можно отнести:

- изменение федерального и регионального законодательства, устанавливающего меры социальной поддержки;

- ухудшение экономической ситуации в стране и регионе, что потребует пересмотра ряда мероприятий и показателей, запланированных в Региональных программах;

- низкий уровень коммуникации между участниками реализации Региональной программы.

Механизмом управления рисками реализации Региональных программ являются:

- мониторинг действующего законодательства и регулярное взаимодействие с органами исполнительной власти федерального и регионального уровня;

- усиление контроля за ходом выполнения мероприятий государственной программы и совершенствование механизма текущего управления реализацией государственной программы;

- формирование механизма координации действий региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и работодателей;

- своевременная корректировка мероприятий Региональных программ.

Литература:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Богданова Т.Г., Степанова H.A., Вовненко К.Б., Попова Т.М. Социальная адаптация, реабилитация и профессиональная ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебник для студ. учреждений высш. образования. М.: Академия, 2014. 240 с.

2. Мануйлова В.В. Возможности реализации практикоориентированной модели обучения студентов педагогического колледжа посредством учебной лаборатории диагностики и коррекции детского развития // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15. № 5. С. 75-78.

3. Мануйлова В.В. Моделирование практико-ориентированной среды в системе подготовки кадров по направлению «специальное (дефектологическое) образование» // Специальное образование. 2016. Т. 1. С. 85-93.

4. Мануйлова В.В. Моделирование образовательной среды в процессе формирования профессиональной готовности будущих специалистов к работе с детьми c ограниченными возможностями здоровья // ОСОБЫЕ ДЕТИ В ОБЩЕСТВЕ. Сборник научных докладов и тезисов выступлений участников I Всероссийского съезда дефектологов. под ред. О.Г. Приходько, И.Л. Соловьёвой. Ставрополь, 2015. С. 155-160.

5. Приходько О.Г., Левченко И.Ю., Гусейнова A.A., Мануйлова В.В.Условия для получения качественного образования лицами с инвалидностью в условиях базовой профессиональной образовательной организации // Среднее профессиональное образование. 2016. № 10. С. 46-51.

6. Старобина Е.М., Гордиевская Е.О., Кузьмина И.Е. Профессиональная ориентация лиц с учетом ограниченных возможностей здоровья. М.: Инфра-М.: 2016. 352 с.

7. Трошин О.В., Жулина Е.В., Кудрявцев В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. М.: 2006. 243 с.

Педагогика

УДК:378.2

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии Мардашова Рамзия Суфияновна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «НГПУ»), (г. Набережные Челны); кандидат педагогических наук,

доцент кафедры педагогики и психологии Хаертдинова Рамзия Мансуровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (ФГБОУ ВО «НГПУ»), (г. Набережные Челны)

УСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОШКОЛЬНОЙ И НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНЯМИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. В статье рассматривается исторический опыт решения вопроса установления преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой в годы зарождения и становления сети дошкольных учреждений в России (1900-1920 гг.) на примере Республики Татарстан, даётся характеристика типам дошкольных учреждений, осуществлявших подготовку детей к обучению в школе в указанные годы.

Ключевые слова: преемственность, дошкольные учреждения, начальная школа, система общественного дошкольного воспитания, Россия, Республика Татарстан.

Annotation. The article examines the historical experience of solving the problem of establishing continuity between the pre-school institution and the primary school in the years of the emergence and establishment of a network of preschool institutions in Russia (1900-1920) based on the example of the Republic of Tatarstan. It describes the types of pre-school institutions that trained children for school in specified years.

Keywords: continuity, pre-school institutions, primary school, the system of public preschool education, Russia, the Republic of Tatarstan.

Введение. Обеспечение преемственности и целостности образовательной среды всегда относилось к числу важнейших приоритетов развития образования. Сегодня в число наиболее важных положений Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования входит требование установления преемственности между дошкольными образовательными учреждениями и начальной школой [9, 10].

Преемственность - объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития, одна из наиболее существенных черт закона отрицания [11, с. 327]. Однако диалектически понятое отрицание предполагает не только ликвидацию старого, но и сохранение и дальнейшее развитие прогрессивного и рационального, что было достигнуто на предыдущих ступенях развития. Поэтому преемственность - это не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.