Научная статья на тему 'Механизмы содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования'

Механизмы содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / ЛИЦА С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / MAINTENANCE / EMPLOYMENT / PERSONS WITH DISABILITIES AND THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусейнова Аща Айирмагомедовна

В статье рассматриваются механизмы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в субъектах Российской Федерации; дается описание основных мероприятий по сопровождению выпускников с инвалидностью при трудоустройстве в субъектах Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусейнова Аща Айирмагомедовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MECHANISMS TO PROMOTE EMPLOYMENT OF GRADUATES WITH DISABILITIES AND HBS WHO HAVE COMPLETED TRAINING IN SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION PROGRAMS

Mechanisms to facilitate employment of graduates with disabilities and special needs who completed the training programs of secondary professional education The article considers mechanisms to facilitate employment of graduates of professional educational institutions with disabilities and the limited possibilities of health in the constituent entities of the Russian Federation; describe the main activities to support graduates with disabilities in employment in the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Механизмы содействия трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования»

5. Стафеева А.В., Дерябина А.Л. Повышение функциональной подготовленности девушек 18-25 лет средствами степ-аэробики // Фундаментальные исследования. №2 (часть 19). 2015. С.4315-4318. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23614563 (дата обращения: 17.02.2018)

6. Стафеева А.В., Воронин Д.И. Теоретико-методические предпосылки использования восточных оздоровительных систем в решении проблем сохранения здоровья студентов // Высшее образование сегодня. 2013. №10. С. 68-74. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=20924176 (дата обращения: 17.02.2018)

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 43.03.01 Сервис. Утвержден 8.06.2017

8. Хаирова Т.Н., Дижонова Л.Б., Слепова Л.Н. Результаты мониторинга состояния здоровья студентов 1 курса Волжского политехнического института // Современные наукоемкие технологии. 2010. № 4. С. 102107. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=751660 (дата обращения: 25.12.2017)

9. Челнокова Е.А., Агаев Н.Ф., Тюмасева З.И. Формирование мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом в высшей школе // Вестник Мининского университета. 2018. Том 6. №1. URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/755 (Дата обращения 12.10.2018)

Педагогика

УДК: 377.5

кандидат педагогических наук Гусейнова Аща Айирмагомедовна

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» (г. Москва)

МЕХАНИЗМЫ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ, ЗАВЕРШИВШИХ ОБУЧЕНИЕ ПО ПРОГРАММАМ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются механизмы содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в субъектах Российской Федерации; дается описание основных мероприятий по сопровождению выпускников с инвалидностью при трудоустройстве в субъектах Российской Федерации.

Ключевые слова: сопровождение, трудоустройство, лица с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Annotation. Mechanisms to facilitate employment of graduates with disabilities and special needs who completed the training programs of secondary professional education

The article considers mechanisms to facilitate employment of graduates of professional educational institutions with disabilities and the limited possibilities of health in the constituent entities of the Russian Federation; describe the main activities to support graduates with disabilities in employment in the Russian Federation.

Keywords: maintenance, employment, persons with disabilities and the limited possibilities of health.

Введение. В последние годы происходит повышение интереса к проблемам, с которыми сталкиваются инвалиды при получении ими профессионального образования. Это связано, как с ростом понимания необходимости повышения социально-экономического статуса инвалидов в российском обществе, так и с нехватки трудовых ресурсов в стране, а также ростом числа самих инвалидов и их доли среди населения.

Под профессиональной подготовкой лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе с инвалидностью понимается процесс профессиональной реабилитации в единстве профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное образование инвалидов направлено на формирование у них социальной и профессиональной компетентности, сохранение и укрепление их здоровья и на этой основе повышение их трудового потенциала, что обеспечивается созданием специальных условий получения профессионального образования [1].

Изложение основного материала статьи. Одна из важнейших составляющих системы оценки качества реализуемых программ среднего профессионального образования и профессионального обучения -трудоустройство выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Трудоустройство - это система организационных, экономических и правовых мероприятий, направленных на обеспечение трудовой занятости населения.

Содействие трудоустройству выпускников среднего профессионального образования, в том числе и лиц с ОВЗ и инвалидностью является одним из целевых ориентиров образовательной деятельности. Без целенаправленной работы в данном направлении, без выделения структурных подразделений с определением плана, целей и задач, ответственных и их функционала такая работа не будет эффективной.

Современным механизмом развития доступности и качества предоставления среднего профессионального образования для лиц с ОВЗ и инвалидностью с 2016 году является формирование сети базовых профессиональных образовательных организаций (БПОО), координируемых федеральным методическим центром ГАОУ ВО МГПУ.

Под базовой профессиональной образовательной организацией мы понимаем профессиональную образовательную организацию, обеспечивающую поддержку функционирования региональных систем инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ в субъектах Российской Федерации [2].

Важнейшим показателем деятельности БПОО является трудоустройство выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ. Поэтому БПОО необходимо разрабатывать и внедрять механизмы эффективного трудоустройства выпускников с ОВЗ в регионах, налаживание продуктивного взаимоотношения с работодателем, формирование банка вакансий для выпускников инвалидов.

Мониторинг трудоустройства выпускников БПОО - одна из важнейших составляющих системы оценки качества реализуемых программ среднего профессионального образования и профессионального обучения. Показатель «Трудоустройство выпускников образовательных программ СПО» включен в ежегодный

мониторинг качества подготовки кадров в образовательных организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, проводимый Министерством образования и науки РФ.

Большинство базовых профессиональных образовательных организаций, в которых в настоящее время по программам среднего профессионального образования обучаются лица с инвалидностью и с ОВЗ, оказывают содействие выпускникам-инвалидам, используя хотя бы одну форму организации их трудоустройства:

- индивидуальные консультации студентов и выпускников по вопросам трудоустройства;

- организуют презентации и встречи работодателей с обучающимися инвалидами;

- проводят мастер-классы и тренинги по трудоустройству;

- разрабатываются индивидуальные планы трудоустройства для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ;

- организацию учебных практик на специальные рабочие места;

- содействие в трудоустройстве на специальные и квотируемые рабочие места;

- создание банков данных вакансий для выпускников с инвалидностью и ОВЗ;

- наличие специальных дисциплин в образовательных программах, ориентированных на профессиональное самоопределение, социальную адаптацию, трудоустройство.

Такие дисциплины, как правило, включены в общепрофессиональный или профессиональный учебные циклы. Среди них можно отметить: Социальная адаптация и реабилитация молодых инвалидов на рынке труда, Технологии трудоустройства, Рынок труда и технология поиска работы, Адаптация выпускников на рынке труда, Технология профессионально-личностного развития, Основы трудового законодательства, Искусство трудоустройства, Основы предпринимательства, Правовые основы профессиональной деятельности, Выпускник в условиях рынка труда, Трудоустройство и основы бизнеса, Основы предпринимательской деятельности, Бизнес-планирование, Технология карьеры, Психология трудоустройства, Эффективное поведение на рынке труда, Технология профессионально-личностного развития, Тренинг конструктивного взаимодействия будущих специалистов с ОВЗ, Тренинг общения для студентов с ОВЗ, Самоопределение и профессиональная, Адаптация социальная компетентность в сфере труда и т.п.

Партнерами образовательных организаций по трудоустройству инвалидов являются государственные центры занятости населения, конкретные предприятия и организации (по договору с образовательной организацией), некоммерческие организации.

Инициирование и организация участия студентов-инвалидов и обучающихся с ОВЗ в конкурсах профмастерства, несомненно, способствует привлечению внимания общественности, работодателей к специалистам данных категорий.

Конкурсы профессионального мастерства для студентов - инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья - это эффективная форма распространения опыта профессиональной подготовки данных категорий по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения. В рамках Чемпионатов Абилимпикс участники демонстрируют лучшие образцы профессиональной практики специалистов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, освоивших программы среднего профессионального образования и профессионального обучения, что является основой для развития системы профессионального образования и системы трудоустройства [3].

В программах подготовки в рамках адаптационных дисциплин необходимо предусматривать подготовку выпускников из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к трудоустройству, к следующему этапу социализации, связанном непосредственно с полноценным раскрытием и применением на практике полученных во время учебы компетенций.

Перечислим ряд мероприятий БПОО содействующих трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ, завершивших обучение по программам среднего профессионального образования:

- создание в БПОО службы по персональному трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ с участием работодателей, служб занятости населения в регионах;

- изучение рынка труда и оценка состояния рынка рабочих мест для инвалидов и лиц с ОВЗ на основании региональной базы вакансий, сайтов предприятий, организаций, учреждений, кадровых агентств;

- разработка и создание информационной системы в профессиональных образовательных организациях, обеспечивающей абитуриентов, обучающихся, выпускников данными о рынке труда;

- информационное сопровождение по вопросам содействия трудоустройству посредством сайта профессиональных образовательных организаций;

- содействие трудоустройству выпускника в конкретную организацию на квотируемое рабочее место, имеющие инклюзивные условия труда (по заявкам работодателей);

- взаимодействие с государственными службами занятости населения региона РФ;

- подготовка перечня (базы данных) наиболее востребованных рынком труда направлений подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ. (Предоставление базы вакансий);

- индивидуальное сопровождение выпускника с инвалидностью и ОВЗ для постановки на учет в Центр занятости населения;

- разработка и распространение специализированных методических материалов «В помощь в трудоустройстве людям с ограниченными возможностями и инвалидам»;

- проведение комплекса мероприятий профессиональной и карьерной социализации, предусматривающего включенность выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в карьерные и маркетинговые мероприятия профессиональных образовательных организаций: Ярмарка вакансий, мастер-классы, тренинги, презентации и др.;

- расширение форм взаимодействия с социальными партнерами: информирование работодателей о потенциальных способностях выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ; встречи со специалистами «Центра занятости населения региона»; ознакомительные экскурсии на предприятия, где используется труд инвалидов и лиц с ОВЗ; проведение ярмарок вакансий для инвалидов и лиц с ОВЗ, в т.ч. виртуальных; участие работодателей в студенческих научно-практических, отчетных конференциях в качестве экспертов; участие работодателей в информационно-обучающих «Днях карьеры» с участием обучающихся из числа инвалидов и лиц с ОВЗ;

- создание эффективной системы трехстороннего взаимодействия: (работодатель - профессиональнаая образовательная организация - обучающийся) - с целью осуществления адресного сопровождения построения карьеры на протяжении 3-х лет, совместно со службами содействия трудоустройству выпускников профессиональных образовательных организаций;

- организация на базе существующей системы дополнительного профессионального образования в СПО переподготовки обучающихся и выпускников из числа инвалидов, и лиц с ОВЗ по новым профессиям, расширяющим их профессиональные возможности и повышающим конкурентоспособность на рынке труда.

Выводы. Таким образом, мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью необходимо осуществлять во взаимодействии с государственной службой занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, и иными предприятиями и организациями.

Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов являются презентации и встречи работодателей с такими студентами старших курсов, индивидуальные консультации по вопросам трудоустройства, мастер-классы и тренинги. Профессиональные образовательные организации должны активно взаимодействовать с работодателями по данным вопросам, в том числе путем организации прохождения такими выпускниками производственной практики на данных предприятиях с последующим их трудоустройством. Эффективным является трудоустройство на квотируемые для инвалидов рабочие места.

Литература:

1. Мануйлова В.В. Актуальные вопросы организации инклюзивного среднего профессионального образования // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2017. № 2 (38). С. 23-30.

2. Приходько О.Г., Левченко И.Ю., Гусейнова А.А., Мануйлова В.В.Условия для получения качественного образования лицами с инвалидностью в условиях базовой профессиональной образовательной организации // Среднее профессиональное образование. 2016. № 10. С. 46-51.

3. Рожков А.И., Приходько О.Г., Левченко И.Ю., Мануйлова В.В., Гусейнова А.А. Деятельность федерального методического центра в процессе сопровождения инклюзивного профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-11. С. 34-39.

Педагогика

УДК [371.134:378](470+571)

кандидат педагогических наук, доцент Давкуш Наталия Валериевна

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Евпатория)

ОЦЕНИВАНИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. Автор статьи обосновал необходимость рассмотрения системы оценивания качества профессиональной подготовки специалистов в вузе. В статье раскрыта суть таких базовых понятий исследования как: «качество специалиста», «качество подготовки специалиста». Обобщены подходы к оценке качества работы учреждений высшего образования в мировой практике. Представлены проблемы как в обеспечении качества высшего образования (качества подготовки специалистов) в вузах, так и в системе подготовки будущих специалистов в высших учебных заведениях. Выделены показатели качества подготовки выпускников. Сформулированы индивидуальные показатели качества подготовки будущих специалистов.

Ключевые слова: качество, качество специалиста, качество подготовки специалиста, оценка качества подготовки специалиста.

Annotation. The author of the article justified the need to consider a system for assessing the quality of professional training at a university. The article reveals the essence of such basic research concepts as: "quality of a specialist", "quality of specialist training". The approaches to assessing the quality of work of institutions of higher education in world practice are summarized. Problems are presented both in ensuring the quality of higher education (the quality of training of specialists) in universities, and in the system of training future specialists in higher educational institutions. Highlighted quality indicators for graduates. Formulated are individual indicators of the quality of training future specialists.

Keywords: quality, quality of a specialist, quality of specialist training, assessment of the quality of specialist training.

Введение. Проблема оценки качества образования в целом, и высшего образования, в частности, продолжает оставаться одной из актуальных. Это связано с тем, что модели оценивания качества имеют достаточно усредненный вид, не все показатели качества учтены в них. Наличие данной проблемы способствует целенаправленному поиску наиболее эффективных подходов к реформированию системы качества образования, которые напрямую связаны с международными тенденциями в данной области, а также международными показателями и критериями качества высшего образования.

Поэтому, на наш взгляд, необходимо детально изучить данную проблему:

- сравнение различных подходов к оценке качества подготовки в высшем учебном заведении;

- создание системы качества высшего образования;

- уточнение сущности понятия «качество подготовки специалиста»;

- взаимосвязь понятия «модель специалиста» с процедурой проведения комплексной оценки качества подготовки специалиста в вузе;

- оптимальный отбор совокупности показателей для оценки качества;

- обобщение опыта зарубежных и российских университетов по созданию системы оценки качества подготовки выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.