Научная статья на тему 'Конкурсы профессионального мастерства для людей с инвалидностью как эффективный механизм содействия их трудоустройству'

Конкурсы профессионального мастерства для людей с инвалидностью как эффективный механизм содействия их трудоустройству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1572
188
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА / PROFESSIONAL SKILL CONTESTS / "АБИЛИМПИКС" / ИНКЛЮЗИВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE VOCATIONAL EDUCATION / ИНВАЛИДЫ / INVALIDS / ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / СОДЕЙСТВИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВУ / EMPLOYMENT ASSISTANCE / 'ABILYMPICS' / DISABLED PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романенкова Д. Ф.

Статья посвящена вопросам организации и проведения конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, которые рассматриваются в качестве механизма содействия трудоустройству этих лиц. Раскрыты цели и задачи проведения конкурсов, их организационная структура. Основная цель, к которой должны стремиться организаторы конкурсов, это трудоустройство победителей и участников. В статье исследуются вопросы трудоустройства лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и механизмы поддержки работодателей, создающих рабочие места для лиц с инвалидностью, приведены перспективные практики регионов. Показан опыт проведения Челябинской областью региональных чемпионатов «Абилимпикс» в 2015 и 2016 годах. Выявлены основные риски в организации и проведении таких конкурсов и показаны пути их преодоления и минимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романенкова Д. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL SKILL CONTESTS FOR INVALIDS AS AN EFFECTIVE MECHANISM FOR THEIR JOB PLACEMENT

The article is devoted to organization and realization of the professional skill contests ‘Abilympics’ for invalids and disabled people in the Russian Federation, which are seen as a mechanism for their employment. Objectives, tasks and organizational structure of the contests are analysed. The contests organizers must aim at the employment of the winners and participants. The paper studies the problems of invalids and disabled employment, the mechanisms of invalids’ employers support and best regional practice. The author presents the experience of the Chelyabinsk region in conducting ‘Abilympics’ contests in 2015-2016. The author reveals the main risks associated with organizing and running such contests and the ways to overcome and minimize them.

Текст научной работы на тему «Конкурсы профессионального мастерства для людей с инвалидностью как эффективный механизм содействия их трудоустройству»

Окончание таблицы 1

Критерий Показатель Индикатор Баллы

Наличие методик оценки и диагностики в рамках ИД Количество творческих коллективов, созданных в рамках ИД, шт. Количество разработанных методик оценки и диагностики исходного состояния практики и промежуточных результатов деятельности в рамках ИД, шт. 3-5 — 1 балл 5-7 — 2 балла 7 и более — 3 балла 1-3 — 1 балл 3-5 — 2 балла 5 и выше — 3 балла

5. Диссеми-нация опыта Масштаб распространения результатов ИД Количество публикаций по результатам ИД, шт.: - на региональном - федеральном - международном уровне 1 — 1 балл; 2 — 2 балла; 3 и более — 3 1 — 2 балла; 2 — 4 балла; 3 и более — 6 1 — 3 балла; 2 — 6 баллов; 3 и более — 9

Библиографический список

1. Развитие импортозамещения и научно-производственной кооперации в отраслях промышленности Челябинской области на 2015-2020 годы [Электронный ресурс] : проект государственной программы Челябинской области. — Режим доступа: http://www.econom-chelreg. ru/progrrealmingp?article=3397 (дата обращения 20.05.2017).

2. Шаталова, О. М. Подходы к оценке эффективности инноваций в реализации региональной политики стимулирования инновационной активности (на примере Удмуртской Республики) [Текст] / О. М. Шаталова // Вестник ИжГТУ. — 2014. — № 4 (64). — С. 71—76.

3. Игошев, Б. М. Правовые аспекты повышения качества педагогических инноваций [Текст] / Б. М. Игошев, С. А. Новоселов // Педагогическое образование. — 2008. — № 1. — С. 4-14.

4. Новикова, Т. Г. Экспертиза инновационной деятельности [Текст] / Т. Г. Новикова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2008. — № 1. — С. 62-65.

5. Why should we care about the costs and benefits of education? // EENEE Policy Brief. — 3/2014. — 2 p.

6. Богуславский, М. В. Методологические и теоретические основы историко-педагогиче-ской экспертизы инноваций в образовании [Текст] / М. В. Богуславский // Проблемы современного образования. — 2016. — 1. — С. 21-33.

УДК 376 Д. Ф. Романенкова, начальник Регионального

учебно-научного центра инклюзивного образования Челябинского государственного университета (РУНЦИО ЧелГУ), канд. пед. наук, доц., г. Челябинск, e-mail: [email protected]

КОНКУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕХАНИЗМ СОДЕЙСТВИЯ ИХ ТРУДОУСТРОЙСТВУ

Статья посвящена вопросам организации и проведения конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, которые рассматриваются в качестве механизма содействия трудоустройству этих лиц. Раскрыты цели и задачи проведения конкурсов, их организационная структура. Основная цель, к которой должны стремиться организаторы конкурсов, — это трудоустройство победителей и участников. В статье исследуются вопросы трудоустройства лиц

с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья и механизмы поддержки работодателей, создающих рабочие места для лиц с инвалидностью, приведены перспективные практики регионов. Показан опыт проведения Челябинской областью региональных чемпионатов «Абилимпикс» в 2015 и 2016 годах. Выявлены основные риски в организации и проведении таких конкурсов и показаны пути их преодоления и минимизации.

Ключевые слова: конкурсы профессионального мастерства, «Абилимпикс», инклюзивное профессиональное образование, инвалиды, лица с ограниченными возможностями здоровья, содействие трудоустройству.

Одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов является решение вопросов образования и занятости людей с инвалидностью. Задача системы профессионального образования состоит в подготовке конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда. Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (далее — лица с ОВЗ), получая профессию или специальность, должны освоить те же виды профессиональной деятельности, что и остальные студенты.

Результатом получения профессионального образования должно стать трудоустройство выпускника с инвалидностью или выпускника с ОВЗ либо на открытом рынке труда, либо с использованием мероприятий и программ по содействию трудоустройству, в том числе трудоустройству на специальные рабочие места.

Трудоустройству препятствуют многие внутренние и внешние факторы, существенным из которых является низкая мотивация самих людей с инвалидностью к трудоустройству. Это связано не только с тем, что эта категория населения не воспринимается рынком труда в качестве полноценного участника, но и с тем, что у многих из них нет достаточной уверенности в своих профессиональных способностях и возможностях.

Одним из эффективных методов повышения мотивации к трудоустройству является привлечение обучающихся к участию в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства на различных уровнях. Конкурсы способствуют формированию опыта творческой деятельности студентов, создают оптимальные условия для самореализации личности, ее профессиональной и социальной адаптации.

В настоящее время конкурсам профессионального мастерства для инвалидов уделяется большое внимание. В рамках государственной программы «Доступная среда» на 20112020 гг. запланировано проведение конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» и создание эффективной системы профессиональной ориентации и мотивации инвалидов к получению рабочих профессий, в Федераль-

ной целевой программе развития образования на 2016-2020 гг. заложена организация конкурсов профессионального мастерства среди студентов-инвалидов и обучающихся с ОВЗ в субъектах Российской Федерации не реже одного раза в два года.

Участие лиц с инвалидностью и ОВЗ в кон -курсах и олимпиадах профессионального мастерства дает им возможность проявить себя, показать свои способности, получить опыт профессиональной деятельности, повысить уровень профессионального мастерства [1].

«Абилимпикс» — это международное движение, которое специализируется на проведении конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью. Инициатором этого движения является Японская организация по вопросам занятости пожилых людей, инвалидов и ищущих работу. Первоначально соревнования имели формат именно профессиональных конкурсов, однако в дальнейшем они стали своего рода ярмаркой вакансий для людей с ограничениями, и именно эта задача стала приоритетной при проведении соревнований [2]. В настоящее время международные чемпионаты проводятся один раз в четыре года, в них участвуют люди с различными видами инвалидности, а движение «Абилимпикс» охватывает около сорока стран.

Россия присоединилась к этому движению в 2014 г. В 2015 г. прошли первые региональные чемпионаты, Первый национальный чемпионат, а в марте 2016 г. команда нашей страны приняла участие в международном чемпионате, который состоялся во французском Бордо. В 2016 г. к движению «Абилимпикс» присоединилось уже более шестидесяти субъектов Российской Федерации.

Целью конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Аби-лимпикс», проводимых в нашей стране при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, является содействие развитию профессиональной инклюзии обучающихся, выпускников и молодых специалистов с инвалидностью или ОВЗ на рынке труда.

Конкурс призван решить следующие задачи:

- создание системы профессиональной ориентации и мотивации людей с инвалидностью или ОВЗ к профессиональному образованию через конкурсы профессионального мастерства;

- развитие профессионального мастерства студентов с инвалидностью или ОВЗ;

- содействие трудоустройству выпускников и молодых специалистов с инвалидностью или ОВЗ;

- стимулирование выпускников и молодых специалистов с инвалидностью или ОВЗ к дальнейшему профессиональному и личностному росту;

- выявление и поддержка талантливых детей и молодежи из числа людей с инвалидностью или ОВЗ;

- подготовка волонтеров для работы с людьми с инвалидностью или ОВЗ;

- формирование экспертного сообщества по профессиональному образованию и трудоустройству людей с инвалидностью или ОВЗ;

- включение работодателей в процесс инклюзивного профессионального образования и трудоустройства людей с инвалидностью или ОВЗ [3].

В ходе проведения конкурса очень важно представить работодателям участников с инвалидностью и ОВЗ не только как профессионалов, способных осуществлять трудовые функции на высоком уровне, но и как разносторонне развитые личности, способствуя при этом формированию в профессиональном сообществе отношения к этим людям как к полноценным участникам рынка труда.

Челябинская область — один из пяти регионов, которые уже дважды провели региональные чемпионаты «Абилимпикс». В 2016 г, как и в 2015 г, основной площадкой проведения чемпионата стал Челябинский государственный университет. В организационный комитет по проведению чемпионата вошли руководители региональных министерств, общественных организаций инвалидов, объединений работодателей, образовательных организаций профессионального образования. В первый год было десять участников, которые соревновались в единственной компетенции — «Программист». Во второй год число компетенций выросло до девяти («Токарные работы на станках с ЧПУ», «Сухое строительство и штукатурные работы», «Портной», «Швея», «Социальная работа», «Разработка программного обеспечения (программирование)», «Экономика и бухгалтерский учет», «Мультимедийная журналистика», «Перевод-

чик»), число площадок — до четырех, а число участников — до 55. Пять компетенций ориентированы на обучающихся по программам высшего образования. Главным призом для победителя в каждой компетенции стала стажировка на предприятии, в организации, компании, которые являются региональными лидерами в своей отрасли.

В соответствии с программой регионального чемпионата помимо конкурсных соревнований были проведены профориентационные мероприятия для школьников с инвалидностью, круглые столы по вопросам профессионального образования и занятости людей с инвалидностью, ярмарка вакансий, в которой приняли участие более двадцати работодателей, предоставляющих квотируемые рабочие места для инвалидов.

В 2016 г. региональные отборочные этапы конкурсов профессионального мастерства прошли в 48 субъектах Российской Федерации, 13 регионов заявили участников на финал национального чемпионата по системе «Уникальный участник».

В национальном чемпионате «Абилим-пикс», который проходил в ноябре 2016 г. в Москве, приняли участие 500 человек (51 школьник, 347 студентов, 102 специалиста). Студенты и специалисты соревновались по 48 компетенциям, школьники — по 11 компетенциям (см. официальный сайт Национального чемпионата конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Аби -лимпикс» http://abilympicspro.ru).

В 2017 г. включение регионов в движение «Абилимпикс» существенно расширилось, изменились и требования к проведению чемпионатов субъектов РФ: так, чемпионат будет считаться состоявшимся при проведении его не менее чем по пяти компетенциям с количеством участников в каждой не менее пяти человек. Если ранее региональные конкурсы носили статус отборочных этапов национального чемпионата «Абилимпикс», то с текущего года они являются чемпионатами «Абилимпикс» субъектов Российской Федерации.

Общую координацию и организацию в России работы по проведению чемпионатов «Аби-лимпикс» осуществляет Национальный центр развития конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс», функционирующий на базе Российского государственного социального университета. В регионе, присоединившемся к движению «Абилимпикс», создается региональный центр развития движения «Абилимпикс», в задачи которого входит координация развития движения в субъекте Российской Федерации, а также организационная и методическая под-

держка проведения чемпионата «Абилимпикс» в субъекте Российской Федерации, ведение системной работы по содействию в трудоустройстве участников конкурса, подготовка команды субъекта к участию в национальном чемпионате. Кроме того, в регионах создаются волонтерские центы «Абилимпикс», которые занимаются подготовкой волонтеров, имеющих навыки работы с людьми с инвалидностью различных нозологических групп, а также организацией волонтерской поддержки проведения регионального чемпионата «Абилимпикс».

Соревнования проходят по утвержденному списку компетенций для трех категорий участников (студентов колледжей, вузов и молодых специалистов) по 61 компетенции и школьников — по 18 компетенциям. Задания, по которым соревнуются участники, разрабатываются центрами компетенций «Абилимпикс», которые создаются на конкурсной основе на базе профессиональных образовательных организаций или образовательных организаций высшего образования. Каждое задание разрабатывается на основе профессиональных стандартов, согласуется с ведущими работодателями и общественными организациями инвалидов. В 2017 г. в Челябинской области создано два центра компетенций «Абилимпикс»: «Разработка программного обеспечения (Программирование)» на базе Челябинского государственного университета, «Токарные работы на станках с ЧПУ» на базе Златоустовского индустриального колледжа им. П. П. Аносова.

В текущем году в стране уже проведено несколько региональных чемпионатов. Крупнейшим региональным этапом за всю историю проведения чемпионата стал III Московский чемпионат «Абилимпикс-2017»: он проводился по 63 компетенциям в категории «Студенты и специалисты», по 18 — в категории «Школьники» и собрал 717 участников.

В октябре 2017 г. в Челябинской области запланировано проведение III чемпионата «Абилимпикс» по девяти компетенциям на трех конкурсных площадках.

Анализ проведения региональных чемпионатов позволяет нам выявить основные риски в организации и проведении данных мероприятий и предложить пути их минимизации.

Риск ограничения конкурса рамками системы образования, когда и участники, и эксперты, и зрители, и волонтеры являются обучающимися и преподавателями образовательных организаций (чаще всего колледжей и техникумов). Важно максимально расширять круг лиц, вовле-

ченных в проведение чемпионата (органы труда, социальной защиты населения, объединения работодателей, вузы, некоммерческие организации, общественные организации инвалидов). Идеальной является ситуация, когда все эксперты — это представители работодателей.

Риск превращения конкурса в очередной экзамен. Выполнение задания как на экзамене предполагает, что участник действует по шаблону, не проявляя индивидуального творческого подхода. На конкурсе важно показать, что участники с инвалидностью не только умеют выполнять трудовые функции, но и являются разносторонне развитыми личностями. Очень ценным как для участников, так и для экспертов является общение на профессиональном уровне, как в процессе выполнения конкурсных заданий, так и при защите работ.

Риск выбора компетенций ручного труда, которые традиционно считаются пригодными для инвалидов («Флористика», «Декоративное искусство», «Портной», «Сухое строительство и штукатурные работы» и т. п.). Не отрицая значимости этих видов профессиональной деятельности для лиц с инвалидностью и ОВЗ, отметим, что важно привлекать молодежь данной категории к высокотехнологичным профессиям, перспективным для развивающейся экономики, в которых главными преимуществами работника являются интеллект и самостоятельное творческое мышление.

При организации и проведении чемпионатов «Абилимпикс» важно не забывать, что основная их цель — трудоустройство победителей и участников. Перечислим основные наиболее действенные механизмы, которые применяются регионами для достижения этой цели:

- работа специалистов органов занятости населения по индивидуальному подбору вакансий в соответствии с рекомендациями, данными в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида, и полученным профессиональным образованием;

- организация производственных практик и стажировок на предприятиях-партнерах, способствующих последующему трудоустройству;

- заключение отложенных трудовых договоров с работодателями с целью прохождения практики и трудоустройства по завершении обучения;

- организация социально-психологического сопровождения инвалида в процессе закрепления на рабочем месте с учетом индивидуальных возможностей и в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации [2];

- использование механизма резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов.

Наиболее интересен опыт Москвы в области сопровождения трудоустройства инвалидов на квотируемые рабочие места. Эти мероприятия позволят обеспечить адресное сопровождение каждого участника чемпионатов «Абилим-пикс» в части трудоустройства и закрепления его на рабочем месте.

С 1 июня по 31 декабря 2017 г. в Москве будет проведен эксперимент по экономической поддержке работодателей, трудоустраивающих людей с инвалидностью и создающих или сохраняющих рабочие места для них [4].

Проведение эксперимента, помимо создания (сохранения) рабочих мест для инвалидов и трудоустройства инвалидов, направлено на стимулирование работодателей к созданию ими условий для профессиональной адаптации принимаемых и принятых на работу инвалидов и обеспечения их стабильной занятости путем введения механизма сопровождения трудоустроенных инвалидов в форме трудового кураторства. Под трудовым кураторством понимается оказание трудоустроенным инвалидам I и II групп помощи при освоении необходимых профессиональных знаний, умений, трудовых действий (трудовых навыков), организации их трудовой деятельности, использовании ими технических средств реабилитации инвалидов в процессе осуществления ими трудовой деятельности и на объектах работодателя. Из бюджета города Москвы работодателям будут предоставлены субсидии на компенсацию затраты на уплату страховых взносов, начисленных в связи с трудоустройством инвалидов на созданные (сохраненные) для

Библиографический список

них рабочие места, затраты на заработную плату трудовых кураторов инвалидов, затраты на профессиональное обучение инвалидов и их дополнительное профессиональное образование.

Аналогичная программа по реализации программы стимулирования работодателей к трудоустройству инвалидов действует в Ленинградской области. Она включает компенсацию работодателю расходов на создание специального рабочего места, на выплату в течение полугода заработной платы трудоустроенного инвалида и доплату за наставничество сотруднику работодателя, на ко -торого возлагаются обязанности по реализации контроля за осуществлением трудоустроенным инвалидом трудовой деятельности, по оказанию помощи в исполнении инвалидом его функциональных обязанностей, а также в получении им необходимых профессиональных навыков.

Ряд регионов России осуществляет поддержку трудоустройства лиц с инвалидностью посредством организации рабочих мест на дому (Курганская, Липецкая, Тамбовская области, Республика Крым, Республика Алтай).

В ближайшие годы развитие конкурсов профессионального мастерства для инвалидов и лиц с ОВЗ будет идти достаточно быстрыми темпами и важно не потерять их главный смысл: помощь молодому человеку с инвалидностью или ОВЗ в профессиональном самоопределении, социальной и профессиональной адаптации. Для региональных систем занятости трудоустройство участников конкурсов профессионального мастерства может и должно стать площадкой по апробации инновационных механизмов трудоустройства людей с инвалидностью на открытом рынке труда и стимулирования работодателей к созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

1. Романенкова, Д. Ф. Реализация мероприятий по обеспечению доступности среднего профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации [Текст] / Д. Ф. Романенкова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 3 (11). — С. 25-30.

2. Бикбулатова, А. А. Конкурсы профессионального мастерства для людей с инвалидностью как механизм профориентации и содействия трудоустройству людей с инвалидностью и ОВЗ [Текст] / А. А. Бикбулатова, Н. Б. Починок // Психологическая наука и образование. — 2017. — Т. 22. — № 1. — C. 81-87.

3. Концепция проведения конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс» на 2017-2020 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// abilympicspro.ru/netcat_files/108/120/Kontseptsia_Abilimpix.pdf.

4. О проведении в городе Москве эксперимента по экономической поддержке работодателей, осуществляющих мероприятия по созданию (сохранению) рабочих мест для инвалидов и трудоустройству инвалидов [Электронный ресурс] : [Постановление правительства Москвы от 24 мая 2017 г. № 280-ПП]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/49504406/#ixzz4myYDpgCI.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.