педагогического условия мы опирались на закон РК «Об образовании» от 27.07.2012 г [5].
Активное вовлечение студентов в патриотическую сферу посредством воспитательных мероприятий — мы полагаем, что именно данное педагогическое условие является эффективным для патриотического воспитания студенческой молодежи в учебно-воспитательном пространстве вуза.
Развитию патриотических чувств и гражданских качеств студентов способствуют мероприятия, ежегодно организуемые в университете: торжественное празднование Дня Конституции,
Библиографический список
Дня Независимости, Наурыз мейрамы, Дня Победы в Великой Отечественной войне, встречи с ветеранами, тематические книжные выставки, посещение тематических экспозиций и многое другое.
Творческий подход к преподаванию изучаемых дисциплин, привлечение студентов к диалогу, опора на их художественный потенциал, формирование у них положительной самооценки, похвала и одобрение — все эти элементы внутренней и внешней мотивации способствуют активизации процесса патриотического воспитания молодежи.
1. Ишмухамедов, К. Символ гордости и патриотизма [Текст] / К. Ишмухамедов // Казахстанская правда. — 2008. — 11 дек. — № 208.
2. Абдрашитова, Т. А. Передовой опыт по патриотическому воспитанию граждан [Текст] : метод. пособие / Т. А. Абдрашитова, Я. Н. Оспанова. — Астана : Изд-во ТОО «Агроиздат», 2009. — 236 с.
3. Большой словарь иностранных слов в русском языке [Текст]. — М., 1998.
4. Стратегия «Казахстан-2050» — новый политический курс состоявшегося государства [Электронный ресурс] : Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана за 2012 г. — Режим доступа: http://www.almaty.kz/page.php9page_ 1Ь=950&!апд=1&а|Ио!е_1Ь=11654.
5. Об образовании [Электронный ресурс] : Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 г. № 319-111 [с изм. и доп. по состоянию на 04.12.2015 г.]. — Режим доступа: http://online.zakon.kz/ Рооитеп^оо id=30118747.
УДК 376.2 В. В. Сидоров, директор Златоустовского
индустриального колледжа им. П. П. Аносова (ЗлатИК), канд. пед. наук, Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: [email protected] О. С. Куницына, и. о. зам. директора по УМР
ЗлатИК
ДВИЖЕНИЕ «АБИЛИМПИКС» КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье раскрыты основные этапы становления и развития движения «Абилимпикс», его значение в повышении мотивации лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному становлению.
Ключевые слова: чемпионат «Абилимпикс», профессиональное самоопределение, профориентация.
Сегодня в России около 15 млн инвалидов — практически каждый десятый. Статистика фиксирует неутешительный факт: среди лиц с ограниченными возможностями здоровья всего 20 % трудоустроенных.
Инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья крайне важно найти свою трудовую стезю, чтобы успешно интегрироваться в современное общество, поэтому данную категорию населения необходимо
Инновационное развитие профессионального образования
включить в систему профориентационных мероприятий.
Целью профориентационной работы в Челябинской области является реализация государственной политики в области профориентации детей и подростков, позволяющей сформировать гармоничную личность в единстве трудового, творческого, интеллектуального, физического, духовного, нравственного и психического развития, имеющую возможность самореализоваться в условиях регионального рынка труда [1].
Профориентацию в широком смысле слова следует трактовать как ряд мер общественного и педагогического воздействия на молодежь с целью ее подготовки к сознательному выбору профессии, основанных на системе государственных мероприятий, обеспечивающих научно обоснованный выбор трудовой деятельности. В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии [2].
Златоустовский индустриальный колледж имени П. П. Аносова ведет профессиональную подготовку глухих и слабослышащих с 1949 г. Студенты с особыми образовательными потребностями получают не только профессию, но и возможность успешного творческого роста и личной самореализации через участие в различных конкурсах областного и всероссийского уровня, таких как «Весна студенческая», Областной конкурс жестового пения, Специальная Олимпиада России, Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи НТТМ, Всероссийская конференция «Юность. Наука. Культура».
Люди с инвалидностью имеют такие же интересы, потребности и желания, как и все другие. Но в то время, когда возможность рядового гражданина трудиться и заниматься творчеством не ставится под сомнение, инвалидам приходится ежедневно доказывать свое право на полноценную жизнь, на профессиональную самореализацию. Одним из способов помочь людям с инвалидностью не только достойно прожить жизнь, но и реализоваться в профессиональном плане является проведение конкурса профмастерства «Абилимпикс».
В 1972 г японская ассоциация по трудоустройству инвалидов провела олимпиаду способностей с целью повышения мотивации лиц с ограниченными возможностями здоровья к профессиональному становлению и создания новой системы популяризации трудовых навыков инвалидов среди работодателей. Так
в Японии возникло движение Abilympics, которое охватывает широкий спектр деятельности по трудоустройству людей с инвалидностью. Международным органом движения является Международная Abilympic Федерация (МАФ), штаб-квартира которой находится в Японии.
Почти десять лет спустя, в 1981 г., объявленном ООН международным годом инвалидов, состоялась первая международная Abilympics в Токио. Успех этого мероприятия сыграл важную роль в развитии движения, и сейчас международные чемпионаты проходят каждые четыре года. В соревнованиях принимают участие конкурсанты со всеми видами инвалидности. В марте 2016 г. в Бордо (Франция) пройдет чемпионат по 53 профессиям. В международное движение вовлечено более 50 стран, официальными членами являются 27 из них. Россия присоединилась к Abilympics в 2014 г
В октябре 2015 г. на базе Челябинского государственного университета прошел первый региональный чемпионат профмастерства «Аби-лимпикс» для программистов с ограниченными возможностями здоровья. Выпускница нашего колледжа Юлия Денисова заняла третье место.
Чемпионаты «Абилимпикс» проходят в едином пространстве, где можно увидеть инвалидов различных категорий в качестве сварщиков, кондитеров, робототехников. Соревнования проводятся в течение трех дней по единым заданиям, разработанным и утвержденным международными экспертами. На такие чемпионаты приходят дети с ограниченными возможностями здоровья и их родители. Они видят, каких профессиональных высот может достичь каждый конкурсант, что играет немаловажную роль в личностном становлении и в последующем профессиональном самоопределении. Соревнования посещают и работодатели — они могут убедиться в высоком качестве выполненных работ, а конкурсанты с инвалидностью получают возможность выйти на свободный рынок труда. Согласно статистике, страны, присоединившиеся к этому движению, в самое короткое время решают проблему мотивации и трудоустройства людей с инвалидностью.
Подготовка к проведению чемпионатов требует серьезной работы экспертов, планируется создание и поддержка новых обучающих центров, организация вебинаров, разработка новых моделей профессионального обучения. Этот чемпионат не только соревнование в мастерстве, но также существенный шаг к развитию системы профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства людей с инвалидностью.
Движение «Абилимпикс» призвано решать следующие задачи:
- популяризация и повышение престижа рабочих профессий;
- ранняя профориентация, мотивация, социализация и трудоустройство людей с инвалидностью;
- привлечение квалифицированных кадров из числа людей с инвалидностью на определенные предприятия в зависимости от потребностей рынка региона;
- проведение чемпионатов в регионах с целью создания новых оборудованных рабочих мест для инвалидов;
- создание экспертного сообщества и новых коммуникационных линий, системы дистанционного обучения;
- экспертная оценка безбарьерной среды.
Развитие движения «Абилимпикс» может серьезно изменить ситуацию в сфере профориентации, мотивации и трудоустройства инвалидов, поскольку помогает эффективно решать проблемы социализации людей с ограниченными возможностями здоровья. Предполагается создание инновационной системы профориентации и профессионального образования для людей с инвалидностью посредством организации конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс Россия». Главное — изменить менталитет общества, показать работодателю, что во многих профессиях люди с инвалидностью могут работать не хуже, а порой и лучше остальных. Международное движение «Абилимпикс» позволяет узнать больше о способностях тех, кого когда-то назвали «негодными» — так звучит буквальный перевод с латыни слова «инвалид».
Библиографический список
1. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 годы [Электронный ресурс] : [приказ Минобрнауки РФ от 05.12.2013 г. № 01/4591] // КонсультантПлюс.
2. Проблема доступности профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве [Текст]. — М. : ООО «Международная актуарная компания», 2012. — 212 с.
УДК 377 И. В. Трифанова, преподаватель Саткинского
политехнического колледжа им. А. К. Савина, Челябинская обл., г. Сатка, e-mail: [email protected]
ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТУ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В САТКИНСКОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ ИМЕНИ А. К. САВИНА
В статье описан опыт профилактики асоциальных явлений с применением технологий проблемного и проектного обучения, интерактивных и информационно-коммуникационных технологий. Охарактеризованы проектные продукты, которые созданы студентами и представлены на сайте колледжа.
Ключевые слова: технологии, компетенции, асоциальное поведение, проектная деятельность.
Одной из ключевых задач современного профессионального образования является подготовка конкурентоспособных на рынке труда рабочих и специалистов. Решить эту задачу невозможно без сохранения и укрепления здоровья. С одной стороны, молодежь понимает, что без хорошего здоровья трудно стать успешной
личностью в современном обществе. С другой стороны, подверженность вредным привычкам, ведение опасного для здоровья образа жизни принимают катастрофический характер.
Это противоречие побудило инженерно-педагогический коллектив Саткинского политехнического колледжа имени А. К. Савина пять