Научная статья на тему 'Движение «Абилимпикс» как один из способов социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (по материалам круглого стола «Перспективы развития движения «Абилимпикс» в Воронежской области»)'

Движение «Абилимпикс» как один из способов социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (по материалам круглого стола «Перспективы развития движения «Абилимпикс» в Воронежской области») Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2489
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economic Consultant
ВАК
Ключевые слова
АБИЛИМПИКС / ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ / ИНВАЛИДЫ / ЛИЦА С ОВЗ / ЧЕМПИОНАТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИИ / РЕГИОН / ABILYMPICS / VORONEZH REGION / PERSONS WITH DISABILITIES / CHAMPIONSHIP / PROFESSIONAL EDUCATION ORGANIZATIONS / REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Анищева Л.И., Ащеулов Ю.Б., Остапенко Р.И.

В рамках III Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Воронежской области 2016, состоялся стол «Перспективы развития движения «Абилимпикс» в Воронежской области», 27 октября 2016 г. В ходе мероприятия выступили представители департаментов социального блока Воронежской области, руководители бюджетных учреждений, специалисты. Был обсужден ряд вопросов, связанных с чемпионатным движением «Абилимпикс»: организация более тесного взаимодействия между отдельными центрами, службами, работодателями; разработка программы психологической и социальной адаптации инвалидов; работа по трудоустройству инвалидов. Сотрудниками Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа был высказан ряд предложений организационного характера по проведению региональных отборочных этапов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», подведены некоторые итоги встречи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Анищева Л.И., Ащеулов Ю.Б., Остапенко Р.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abilympics as one of the ways of socialization of disabled persons and persons with disabilities (according to the materials of the round table «Prospects of development of the movement Abilympics in the Voronezh region)

During of the III Regional competition WorldSkills Russia (Voronezh region) in 2016, hosted a table on «Prospects of development of the movement Abilympics in the Voronezh region», October 27, 2016 During the event, representatives of the departments of the social block of the Voronezh region, heads of public institutions and experts. They discussed a number of issues related to championship movement Abilympics: the organization of closer cooperation between the individual centres, agencies, employers; development of psychological and social adaptation of the disabled, employment of disabled persons. Employees of the Voronezh State Industrial and Humanitarian College made a number of proposals of an organizational nature for holding regional qualifying stages of professional skill among people with disabilities Abilympics, summarizes the meeting.

Текст научной работы на тему «Движение «Абилимпикс» как один из способов социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (по материалам круглого стола «Перспективы развития движения «Абилимпикс» в Воронежской области»)»

УДК 37

Л.И.Анищева, Ю.Б.Ащеулов, Р.И.Остапенко

Движение «Абилимпикс» как один из способов социализации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (по материалам круглого стола «Перспективы развития движения «Абилимпикс» в

Воронежской области»)

В рамках III Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Воронежской области - 2016, состоялся стол «Перспективы развития движения «Абилимпикс» в Воронежской области», 27 октября 2016 г.

В ходе мероприятия выступили представители департаментов социального блока Воронежской области, руководители бюджетных учреждений, специалисты. Был обсужден ряд вопросов, связанных с чемпионатным движением «Абилимпикс»: организация более тесного взаимодействия между отдельными центрами, службами, работодателями; разработка программы психологической и социальной адаптации инвалидов; работа по трудоустройству инвалидов.

Сотрудниками Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа был высказан ряд предложений организационного характера по проведению региональных отборочных этапов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс», подведены некоторые итоги встречи.

Ключевые слова: Абилимпикс, Воронежская область, инвалиды, лица с ОВЗ, чемпионат, профессиональное образование, организации, регион

L.I.Anishcheva, Yu.B.Ashcheulov, R.I.Ostapenko

Abilympics as one of the ways of socialization of disabled persons and persons with disabilities (according to the materials of the round table «Prospects of development of the movement Abilympics in the Voronezh region)

During of the III Regional competition WorldSkills Russia (Voronezh region) in 2016, hosted a table on «Prospects of development of the movement Abilympics in the Voronezh region», October 27, 2016

During the event, representatives of the departments of the social block of the Voronezh region, heads of public institutions and experts. They discussed a number of issues related to championship movement Abilympics: the organization of closer cooperation between the individual centres, agencies, employers; development of psychological and social adaptation of the disabled, employment of disabled persons.

Employees of the Voronezh State Industrial and Humanitarian College made a number of proposals of an organizational nature for holding regional qualifying stages of professional skill among people with disabilities Abilympics, summarizes the meeting.

Keywords: Abilympics, Voronezh region, persons with disabilities, persons with disabilities, championship, professional education organizations, region.

октября 2016 г. в рамках III Регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Воронежской области - 2016, в Эскпоцентре ВГАУ, состоялся круглый стол «Перспективы развития движения «Абилимпикс» в Воронежской области». В дискуссии приняли участие сотрудники органов исполнительной власти, директора профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образова-

ния, представители высших учебных заведений, работодатели.

Модератор круглого стола Шипилова Нина Александровна, начальник отдела организации предоставления профессионального образования департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, в начале заседания дала небольшую справку, о том, что на сегодняшний день в системе профессионального образования Воронеж-

ской области обучается 226 детей имеющих инвалидность и примерно столько же детей с ограниченными возможностями здоровья. По ее словам, «эта достаточно большая категория детей-инвалидов учится в подведомственных департаменту образовательных организациях и департамент не мог остаться в стороне, чтобы не поучаствовать в данном направлении». Нина Александровна поблагодарила коллег из департамента социальной защиты Воронежской области, которые взяли на себя ответственность за организацию и проведение конкурса, а также департамент труда и занятости населения Воронежской области, которые проявили инициативу при проведении чемпионата «Абилимпикс».

В начале заседания слово было предоставлено Наталии Викторовне Шевченко -советнику отдела организации содействия занятости населения департамента труда и занятости населения Воронежской области. Н. В. Шевченко отметила, что в центр занятости ежегодно по области обращается более 2000 инвалидов, и более половины из них не трудоустроены. Работа по трудоустройству инвалидов, которая ведется по государственным программам содействия занятости населения и другим мероприятиям, позволила на 1 октября 2016 года достичь показателя трудоустройства в 51,3%, а по данным Минтруда, Воронежская область в течение последних трех лет занимает лидирующие позиции среди субъектов ЦФО по показателю трудоустройства инвалидов.

***

Заместитель директора по научно-методической работе Воронежского государственного промышленно-гуманитарного колледжа Юрий Борисович Ащеулов рассказал собравшимся о том, как устроена система «Абилим-пикс», и об основных этапах развития этого движения в России.

«Абилимпикс» - это олимпиада по профессиональному мастерству инвалидов разных категорий и это название происходит от сочетания слов Olympics of Abilities (с англ. - олимпиада возможностей).

Возникло движение в 1972 году в Японии, поскольку она первая из всех стран мира максимально использовала потенциал своих лиц с ОВЗ и инвалидов, чтобы, с одной стороны, их адаптировать к профессиональной деятельности, с другой - использовать ресурс для развития своей экономики.

Ю.Б.Ащеулов обратил внимание, что движение «Абилимпикс» значительно моложе, чем движение Ворлдскиллс, но оно сразу получило некоторые признаки Ворлдскиллс. Движение начало развиваться в формате профессиональных конкурсов, для того чтобы можно было продемонстрировать свои дости-

жения и сравнить их с достижениями своих коллег. Далее развитие этого движения привело к тому, что конкурсы стали преобразовываться в «ярмарки вакансий трудоустройства», поскольку эти конкурсы стали привлекать большое количество работодателей, которые на этапе конкурсных мероприятий проводили отбор лучших специалистов и предлагали им места для трудоустройства. Таким образом, замкнутое конкурсное пространство расширилось до технологии трудоустройства инвалидов.

Состоялось всего 9 международных конкурсов, последний из которых прошел во Франции, однако Международная Федерация «Абилимпикс» сформировалась в 1999 году, только через 17 лет после начала всего движения, на третьем международном конкурсе в Гонконге и стала называться Международной Федерацией «Абилимпикс».

Цель, которую ставит перед собой Международная Федерация «Абилимпикс» - повышение стандартов профессиональной подготовки инвалидов по всему миру.

Задачи:

• Повышение стремления инвалидов к профессиональной независимости;

• Рост уровня общественного восприятия профессиональных возможностей инвалидов и их возможностей участия в экономической жизни;

• Обеспечение интеграции инвалидов в жизнь общества;

• Способствовать международному обмену;

• Способствовать вовлечению соответствующих правительств и других административных структур в процесс улучшения профессиональных навыков, карьерного роста и жизни инвалидов.

В состав Международной Федерации «Абилимпикс» входит 46 стран, в том числе с 2014 года в этом движении участвует Россия. В 2014 году Фонд поддержки социальных проектов «Образование обществу», который в 2012 году привел в Россию Ворлдскиллс, в 2014 году подал заявку, а 1 сентября 2015 года наша страна получила официальный статут члена Федерации. Всего год как наша страна официально включилась в состав Федерации, но за этот год сделано очень многое.

По мнению Ю. Б. Ащеулова «самое важное, это то, что сформулирован главный итог, который должен быть в результате движения «Абилимпикс» в России - повышение социальной включенности через формирование системы ранней профориентации детей с ОВЗ, создание системы профессионального обучения и переподготовки людей с инвалидностью и, что очень важно, на мой взгляд, повышение привлекательности для работода-

Государственный СоВетНиК, 2016

теля найма работников с инвалидностью, создание прямой связи работодатель-работник и содействие эффективному трудоустройству».

7 декабря 2014 года в Москве прошел первый презентационный чемпионат «Абилим-пикс». С этого момента началась эра проведения региональных чемпионатов. С 4 по 6 декабря 2015 года в Москве в Крокус Сити Холле состоялся первый национальный чемпионат «Абилимпикс». Следующий этап - в марте 2015 года в Бордо чемпионат проводился под патронажем президента Французской республики Франсуа Олланда. Участвовала сборная нашей страны и трое наших участников завоевали три бронзовых медали - сварщик Сергей Дмитриев, парикмахер Денис Евдокимов и дизайнер персонажей Павел Сахаров. На государственном уровне движение «Абилимпикс» было включено в ФЦП «Доступная среда» до 2020 года.

Таким образом, за первый год членства России в этой организации, удалось выстроить конкурсную структуру на уровне региона, страны и на международной арене. Все это дало возможность стартовать для дальнейшего развития конкурсной системы «Абилим-пикс» в нашей стране.

***

Заместитель начальника отдела организации комплексного социального обслуживания населения департамента социальной защиты Воронежской области Наталья Владимировна Афанасьева рассказала о том, как 15 и 20 октября был проведен региональный отборочный этап национального чемпионата профессионального мастерства «Абилимпикс».

Наталья Владимировна отметила, что мероприятие проводилось в условиях полного отсутствия финансирования, только на энтузиазме участников. Конкурс проводился по 6-ти компетенциям, в рамках которых признаны победителями 6 участников. Один из них -студент Семилукского политехнического колледжа и 5 - это учащиеся реабилитационного центра. Н.В.Афанасьева выразила благодарность подведомственному учреждению - Воронежскому областному реабилитационному центру для инвалидов молодого возраста, на базе которого состоялся чемпионат «Абилим-пикс».

В заключение доклада заместитель начальника сказала, что «с учетом тех компетенций, которые мы могли охватить, мы выполнили именно те функции, которые были на нас возложены. В дальнейшем, чтобы данный чемпионат выполнял те функции, и то предназначение, которое предписано, необходимо расширять перечень компетенций, что придаст другой статус региональным этапам, привлечет работодателей. Также нужно рассмотреть участие школьников в данном

№°4

конкурсе и расширить перечень экспертов по компетенциям».

***

Ольга Анатольевна Осипова, заведующая отделением организационно-методической работы и инновационных технологий Воронежского областного реабилитационного центра для инвалидов молодого возраста, в начале своего доклада отметила, что конкурс профессионального мастерства является мощным стимулом подготовки инвалидов к дальнейшей трудовой деятельности и рассматривается как часть профессиональной реабилитации инвалидов.

Чемпионат профессионального мастерства «Абилимпикс» относится к мерам профессиональной реабилитации, т.е. профессиональной ориентации, профессионального обучения и содействия занятости и адаптации на рабочем месте. Как правило, методика проведения реабилитационно-образовательных мероприятий относится к детям, либо к людям до 18 лет. Что касается взрослого населения и тех инвалидов, которые стали инвалидами во взрослом возрасте, то здесь, по мнению О. А. Осиповой, идет активный поиск методик реабилитации для данных людей, поскольку «мы должны учитывать прежний опыт, образовательный уровень, нозологическую группу и адаптацию самого инвалида».

Докладчик призвала восстановить более тесное взаимодействие между реабилитационным центром и службой занятости, которое ранее было более активным, чем сейчас.

О. А. Осипова кратко рассказала о применении комплексного подхода в практике работы центра по реабилитации инвалидов. Профориентация проводится с учетом уже полученного образования, прежнего опыта работы, имеющихся трудовых навыков, с проведением психологического и практического тестирования, т.е. определения сохранившихся трудовых навыков на рабочих местах, имитирующих места тех направлений, где они могут быть востребованы. Принимаются по внимание эргономические особенности организации учебного места. Учебные планы и программы профессиональной подготовки подлежат коррекции в зависимости от нозологической группы заболеваний и уровня адаптивности инвалидов.

По мнению заведующей, как профессиональная, так и социальная адаптация играют немаловажную роль в подготовке инвалидов к труду и являются неразрывными элементами комплекса реабилитационных мероприятий.

О. А. Осипова сочла необходимым проводить подготовку инвалидов к участию в чемпионате профессионального мастерства «Абилимпикс», в соответствующих компетенциях, по специально разработанным про-

граммам, учитывая нозологическую группу, тяжесть заболевания, степень социальной адаптированности инвалидов. Необходимость создания программы психологической и социальной адаптации, проведение ряда тренингов по этим направлениям связана с тем, что «людям, не привыкшим к конкурсной системе, приходится очень непросто выдержать достаточно сложные задания, которые нужно выполнить в определенное время, при этом они работают под пристальным взглядом экспертов».

Данная программа могла бы послужить опорой для инвалидов в предстоящих олимпиадах. Состав программы: профессиональная ориентация, психологическое тестирование, тестирование практических профессиональных навыков и умений, тестирование социальных навыков, подготовка к выполнению заданий в рамках компетенции, психологические тренинги по вопросам межличностных контактов, позитивного настроя и другие тренинги.

Необходимы мероприятия по социаль-но-средовой адаптации к площадке, где проходит данный конкурс. Было бы полезно, до конкурса, проводить встречи с работодателями, посещать инвалидами и экспертами организации, деятельность которых соответствует заявленным компетенциям, так как многие люди с инвалидностью не представляют, что такое производственные условия и что им предстоит делать.

Необходима организация выставки работ инвалидов, претендующих на участие в конкурсе профессионального мастерства, проведение мини-конкурсов в учреждениях. Все это послужило бы подготовкой, человек мог бы сравнить свои работы с другими участниками.

В заключение О. А. Осипова, говоря о вопросах психологической, социально-средо-вой и профессиональной адаптации инвалидов, отметила, что центр реабилитации готов взять на себя подготовку по этим направлениям, а для организации посещения инвалидами предприятий необходима помощь службы занятости.

***

Методист ГБПОУ ВО «ВГПГК» и эксперт чемпионата «Абилимпикс» Марина Николаевна Провоторова рассказала о порядке организации и проведения региональных отборочных этапов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Абилимпикс».

Координатором подготовки, проведения региональных отборочных этапов и обучения экспертов выступает Российский государственный социальный университет и акционерное некоммерческое объединение «Аби-

лимпикс».

Для организации и проведения регионального отборочного этапа чемпионата «Абилимпикс» создаётся организационный комитет, который направляет заявку на участие в оргкомитет Национального чемпионата. Местом проведения регионального отборочного этапа могут быть выбраны образовательные организации СПО (ВПО), предприятия региона, региональные отделения общественных организаций инвалидов, культурные, выставочные и спортивные площадки региона. Организационный комитет регионального отборочного этапа разрабатывает и утверждает программу отборочного этапа, проводит регистрацию участников, подготовительные работы и мероприятия для проведения соревнований.

Программа конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» состоит из соревновательной, профориентационной и деловой программ.

1. Соревновательная программа представлена тремя видами: соревнования для «школьников», соревнования для «студентов» организаций профессионального образования и «молодых специалистов»; соревнования по презентационным компетенциям.

2. Профориентационная программа включает информирование школьников, имеющих инвалидность, и их родителей о перспективных и востребованных для инвалидов профессиях через проведение семинаров и мастер-классов, выставок образовательных учреждений, а также проведением Ярмарки вакансий.

3. Деловая программа для представителей органов исполнительной власти, руководителей и педагогических работников образовательных организаций, представителей работодателей включает проведение тематических Круглых столов и конференции по вопросам профориентации, развития инклюзивного профессионального образования.

Региональный отборочный этап Национального чемпионата проводится на единой площадке, отдельно по каждой из профессиональных компетенций. Основным требованием является архитектурная доступность здания и наличие условий для проведения соревнований для людей с инвалидностью или ограниченными возможностями различных нозологических групп.

Участниками регионального отборочного этапа могут быть лица с инвалидностью:

- «школьники» - обучающиеся по программам общего образования;

- «студенты», обучающиеся по программам профессионального обучения, программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (профессиям среднего

Государственный СоВетНиК, 2016

профессионального образования), высшего образования;

- «молодые специалисты», выпускники профессиональных образовательных организаций и общественных организаций инвалидов, с момента освоения профессиональной образовательной программы прошло не более 5 лет.

По итогам Региональный организационный комитет утверждает состав команды из числа победителей по соревновательным компетенциям регионального отборочного этапа и «уникальных» участников и направляет в Организационный комитет Национального Чемпионата заявку на участие команды субъекта Российской Федерации в Национальном чемпионате.

***

Преподаватель ГБПОУ ВО «ВГПГК» Вера Ивановна Шевлякова выступила с докладом «Некоторые психолого-педагогические аспекты подготовки студентов с инвалидностью к конкурсу профессионального мастерства». В своем выступлении она поделилась некоторым опытом подготовки студента с инвалидностью к конкурсу «Абилимпикс».

В сентябре на кафедре психолого-педагогических и социально-правовых дисциплин была создана рабочая группа из педагогов, назначен тьютор, сформирован план работы. При определении содержания подготовки к конкурсу преподаватели опирались на требования Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности «Социальная работа», на требования профессионального стандарта специалиста по социальной работе, а также на примерные конкурсные задания с критериями оценки, разработанные ко второму национальному чемпионату «Абилимпикс». Задания были размещены на сайте Российского государственного социального университета, являющегося координатором регионального этапа конкурса.

При выборе форм, методов и приемов работы педагогами учитывались особенности психофизического развития, индивидуальные возможности и состояние здоровья студента с инвалидностью, такие как высокая истоща-емость нервной системы, и, соответственно, сниженная работоспособность, частые простудные заболевания, несколько сниженный темп психической деятельности и другие особенности.

Задачей тьютора было психолого-педагогическое сопровождение планирования и реализации процесса самоподготовки конкурсанта. В ходе тьюторского сопровождения совершенствовались: 1) умение рационально использовать время и физические силы с учетом ограничений здоровья; 2) умение при-

менять приемы тайм-менеджмента в организации учебной работы. Умение рационально распределять силы и время понадобится также в процессе выполнения конкурсных заданий. Должное внимание уделялось также развитию навыков управления собственными психическими состояниями.

Деятельность специалистов психологической службы была направлена на обучение приемам снятия психоэмоционального напряжения, формирование уверенного поведения и стрессоустойчивости личности.

Предложения:

1. Если в силу объективных причин региональный чемпионат по какой-либо компетенции отменяется, следует создать условия для творческой самореализации студентов с инвалидностью, потративших много времени и сил на подготовку к этому чемпионату.

2. Доводить конкурсные задания и критерии их оценки до организаций-участников не менее чем за три месяца до проведения регионального чемпионата (за исключением деталей, которые не могут быть раскрыты заранее).

3. Предусмотреть домашнее конкурсное задание, целью которого является - продемонстрировать умение самопрезентации. При этом можно организовать выставку работ (так как чемпионат для студентов с инвалидностью в большей степени является возможностью творческого самовыражения, нежели соревнованием).

4. Содействовать трудоустройству студентов - призеров и участников профессиональных конкурсов «Абилимпикс», а также, при наличии соответствующей мотивации, их

поступлению в высшие учебные заведения.

***

Преподаватель Воронежского промышлен-но-гуманитарного колледжа и эксперт Дмитрий Сергеевич Решетников рассказал об особенностях работы экспертов на чемпионатах WorldSkills и «Абилимпикс».

На чемпионатах подобного уровня должны соблюдаться правила объективной оценки, все участники должны находиться в одинаковых условиях. Как отметил, Д. С. Решетников, в самом начале развития движения Ворлд-скиллс в России, распределение объективных и субъективных оценок было одинаково, но в настоящее время стараются исключить влияние субъективных оценок на последующее распределение мест участников. В 2016 году в Сан-Пауло на Чемпионате было принято решение об использовании разновидности субъективной оценки judgement. Это значит, что убирается градация оценок и водится четкое распределение - соответствует стандарту, не соответствует стандарту, чуть лучше стандарта, немного не дотягивает до стандарта.

На Чемпионате «Абилимпикс» задания оценивались субъективно, оценивание проводилось с «большой градацией» - 5-10 баллов, т.е. всего эксперты могли оценить работу участника по 10-15 критериям. Для сравнения, на площадке чемпионата «Молодые профессионалы» по компетенции Веб-разработка сегодня 118 критериев. То есть, максимальный балл, который может получить участник, - один балл или даже меньше. Если ориентироваться на регламент III регионального чемпионата Воронежской области, то в одной из позиций указано, что число критериев должно варьироваться от 50 до 150. Тем самым, можно оценивать работу по дихотомической шкале: выполнил - не выполнил. Поэтому, для того чтобы правильно оценивать работу участников, необходимо вводить большее количество критериев, а для этого экспертному сообществу необходимо собираться за один день до соревнований, когда эксперты могут отработать критерии, выбрать конкурсное задание и внести 30% изменений в конкурсное задание.

***

Врач по медико-социальной экспертизе, специалист по реабилитации ФКУ «ГБ МСЭ по Воронежской области» Минтруда России Вера Петровна Болдырева рассказала об изменениях, которые произошли в процессе реализации индивидуальных программ реабилитации (ИПРА).

После разработки ИПРА каждый департамент, в зависимости от профиля деятельности, получает свою часть программы. Вера Петровна предложила обсудить вопрос о назначении исполнителя (или двух) на выполнение отдельных частей программы мероприятий.

Индивидуальная программа реабилитации и абилитации (ИПРА) - это разработанный на основе нормативно-правовых актов медико-социальной экспертизы документ, включающий в себя комплекс оптимальных для человека с инвалидностью реабилитационных мероприятий.

Вера Петровна также указала на необходимость создания разных условий для инвалидов как в процессе обучения и трудовой деятельности, так и при проведении конкурсов

профессионального мастерства.

***

Ведущий специалист по воспитательной работе со студентами Воронежского института высоких технологий Ольга Викторовна Курочкина рассказала о положительном опыте, который был получен в результате участия института высоких технологий в решении проблем обучения инвалидов с 2007 года.

Приступая к работе в данном направлении, институтом были поставлены задачи: вовле-

чение инвалидов в образовательный дистанционный проект по созданию регионального информационного пространства, решающего проблемы реабилитации и образования инвалидов, создание регионального информационного сайта по дистанционному обучению инвалидов, отбор и дистанционное обучение инвалидов информационных технологиям с учетом их индивидуальных потребностей. С 2007 по 2010 год были успешно реализованы 3 этапа программы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В настоящее время на базе института:

• оборудован отдельный специализированный класс, рассчитанный на 15 студентов-инвалидов, он доступен для инвалидов-колясочников;

• проведены индивидуальные мастер-классы по обучению сетевым ИТ-технологиям для инвалидов;

• в 2010-14 г. в программе прошли обучение 154 инвалида;

• повышен уровень информированности инвалидов по вопросам использования 1Т-технологий для дальнейшего обучения, поиска работы и занятости в сети Интернет.

В заключение круглого стола Н. А. Ши-пилова поблагодарила руководителей образовательных учреждений, которые уделяли большое внимание своим студентам при подготовке к чемпионату - Анищеву Людмилу Ивановну, Зварича Владимира Гавриловича и Исакова Валерия Ивановича. Модератор вручила удостоверения о повышении квалификации экспертам чемпионата профессионального мастерства «Абилимпикс»: Н. И. Казначеевой, В. М. Коробкиной, М. Н. Провоторовой, Д. С. Решетникову, С. Г. Сафоновой, Ю. Ю. Фу-фаевой, Т. В. Шиловой.

В заключение необходимо отметить, что чемпионаты профессионального мастерства среди людей с инвалидностью «Аби-лимпикс» являются существенным шагом, новым вектором в развитии системы профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства людей с инвалидностью. Движение «Аби-лимпикс» помогает эффективно решать проблемы социализации людей с ограниченными возможностями здоровья, изменяет ситуацию в сфере профориентации, мотивации и трудоустройства инвалидов, позволяет узнать больше о компенсаторных, творческих способностях инвалидов.

Проведение чемпионата требует серьезной подготовки, как участников, так и экспертов, при поддержке обучающих организаций и центров, работодателей, разработке новых моделей и программ профессионального обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.