Научная статья на тему 'Создание условий по адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к обучению в колледже'

Создание условий по адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к обучению в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1645
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАПТАЦИЯ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майер Т.А.

Статья посвящена вопросам создания условий по адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к обучению в колледже, в данной статье ставится задача создать в колледже условия по адаптации обучающихся для облегчения нормальной жизнедеятельности в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Майер Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание условий по адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к обучению в колледже»

СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

Педагогические науки

УДК: 37.06

Майер Т. А.

Магистрант

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ПО АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ОБУЧЕНИЮ В КОЛЛЕДЖЕ

Статья посвящена вопросам создания условий по адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к обучению в колледже, в данной статье ставится задача создать в колледже условия по адаптации обучающихся для облегчения нормальной жизнедеятельности в процессе обучения.

Ключевые слова: Адаптация, ограниченные возможности, обучающиеся, сопровождение, образование.

В соответствии с Конституцией и Законом РФ «Об образовании» все граждане Российской Федерации могут бесплатно получить высшее или среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных учреждениях на конкурсной основе независимо от состояния здоровья.

Профессиональное обучение каждого трудоспособного гражданина страны в условиях современной социальной ситуации в России является необходимым с целью развития профессиональных и личностных компетентностей, способствующих формированию конкурентоспособных, мобильных, грамотных специалистов. Ведущими ресурсами уровня образованности населения, развитости образовательной и научной инфраструктуры выступают новые знания, инновационная деятельность, новые технологии производства, а также наличие достаточного числа высококвалифицированных кадров - рабочих и специалистов среднего звена. В связи с этим, как отмечает О.В. Ботьева в [1], «... в последние годы особое внимание уделяется повышению качества профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что невозможно без активизации инновационных процессов в данной сфере, повышения творческого потенциала, интеграции образовательной, научной и практической деятельности». Все это в полной мере относится и к студентам с ОВЗ, получающим профессиональное образование в колледжах, поскольку далеко не во всех подобных образовательных учреждениях созданы условия по адаптации и интеграции таких обучающихся к реалиям учебно-воспитательного процесса. Цель настоящей статьи - акцентировать внимание педагогов и руководителей колледжей к этой проблеме.

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, цель которой - обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. В учебном пособии [2, стр. 27] особое внимание обращается на то, что «.одним из важнейших элементов социальной защиты инвалидов наряду с медицинской, психологической и социально-экономической реабилитацией является возможность получения полноценного образования, приобретения такой специальности, которая дает возможность стать полноценным членом общества».

Реализация государственной политики в области образования лиц с ОВЗ осуществляется на основе федеральной целевой программы развития специального образования, что является составной частью федеральной программы развития образования. Новые образовательные стандарты дополняются современными методами обучения и воспитания, эффективными психолого-педагогическими технологиями обеспечения здоровье сберегающего образовательного пространства. Г.А. Калмыков в [3] делится ценным опытом работы с обучающимися, имеющими отклонения в развитии, на основании этого опыта делает вывод о том, что «существует более эффективный путь компенсации дефекта».

В монографии [3] Г.А. Калмыков, развивая эту мысль, пишет: «Знание законов психического развития обучающегося с ОВЗ и умение использовать их на практике необходимы всем участникам педагогического процесса для того, чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и задачи учебного процесса: целенаправленно воспитывать обучающегося с ОВЗ как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями; вырабатывать у подростка систему потребностей и специальные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений; опираясь на возрастные психологические особенности обучающегося, раскрывающие структуру целостной личности обучающегося в ее становлении и развитии, относиться к нему как к субъекту самопознания и самосовершенствования; разрабатывать методики и технологии, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям; совершенствовать систему комплексных воздействий на обучающегося колледжа с ОВЗ, которые, дополняя друг друга, могут оказать максимальное влияние на развитие его как личности».

Важным условием в создании психологического комфорта во взаимоотношениях с подростком, имеющим дефект развития, является психологическая поддержка. Психологическая поддержка - это процесс, в котором взрослый, взаимодействуя с обучающимся, сосредотачивается на позитивных сторонах и преимуществах обучающегося с ОВЗ с целью укрепления его самооценки. Она позволяет помочь ему поверить в себя и свои способности, избежать ошибок, поддержать при неудачах. Чтобы научиться психологически поддерживать обучающегося с ОВЗ, нужно сосредотачиваться на позитивных сторонах его поступков, находить их и поощрять то, что делает обучающийся с ОВЗ. Поддержать обучающегося с ОВЗ - значит поверить в него. Обучающийся с ОВЗ нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо. Надо понимать роль психологической поддержки и знать, что, оказывая ее, можно и разочаровать подростка. Например, постоянные упреки типа «ты мог бы сделать лучше» приводят его к выводу: «А зачем стараться, я никогда взрослого не удовлетворю». Необходимо помнить, что существуют факторы, на первый взгляд безобидные, но они могут привести обучающегося с ОВЗ к разочарованию. Такими факторами могут быть завышение требований к такому подростку со стороны родителей и других участников процесса обучения, воспитания и развития, соперничество братьев и сестер, чрезмерные амбиции обучающегося и др. Как поддержать обучающегося с ОВЗ? Для того чтобы оказать ему психологическую поддержку, взрослый должен пользоваться такими словами и действиями, которые бы работали на развитие его «Я - концепции», формировали в нем эффект полезности и адекватности. Такими способами могут быть: демонстрация удовлетворенности тем, что обучающийся с ОВЗ достиг; обучение способам справляться с различными задачами; употребление словосочетаний, снижающих напряжение, типа «Все мы люди и все мы делаем ошибки»; подчеркивание веры в силы и возможности обучающегося с ОВЗ. Не рекомендуется, осуществляя психологическую поддержку, акцентировать внимание на прошлых ошибках и неудачах, так как они направлены не на поддержку, а против него. Они могут вызвать чувство преследования и привести к конфликту со взрослыми.

Для того чтобы продемонстрировать веру в своего подопечного с ОВЗ, взрослый должен иметь мужество и желание сделать следующее: забыть о прошлых ошибках и

неудачах; помочь обрести уверенность в том, что подросток справится с данной задачей. Л.И. Акатов в [5] отмечает, что «если у обучающегося с ОВЗ что-то не получается, позволить ему начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность добиться успеха; помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам».

Такой подход и поддержка обучающегося колледжа с проблемами в развитии могут помочь ему решать те задачи, которые ему под силу. Психологическая поддержка состоит в том, чтобы дать возможность обучающемуся с ОВЗ почувствовать его нужность. Интегрированная форма обучения лиц с проблемами в развитии предполагает формирование атмосферы доброжелательности, признание за ними равного права на обучение, осуществление политики равных возможностей. Это зависит от правильно организованного учебно-воспитательного процесса. Обучение студентов с ОВЗ в системе массовых организаций сопряжено с рядом трудностей, которые испытывают как администрация и преподаватели, так и они сами.

Трудности возникают при организации обучения лиц с ОВЗ: комплектование групп, определение содержания, методов и приемов обучения. Они обучаются по учебным планам, программам и учебным пособиям, предназначенным для обычных студентов, которые не всегда на достаточном уровне адаптируются к обучающимся с ОВЗ, время на усвоение такими студентами содержания программ не увеличивается. В учебном заведении студенты с ОВЗ попадают в новые, по сравнению со школой, условия, которые требуют от них определенных усилий, умений и навыков в организации своей учебной деятельности. Из-за отсутствия ежедневного контроля за учебной деятельностью студенты должны сами организовывать себя на ежедневную самостоятельную работу по приобретению новых знаний и умений. Совместное обучение и общение с другими студентами в колледже, несомненно, связано у них и с определенным психическим напряжением.

Для того что бы создать условия по адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья нами было организовано психолого-педагогическое исследование на базе колледжа профессиональных технологий, экономики и сервиса в г. Абакане с обучающимися, имеющих ограниченные возможности здоровья

Проанализировав результаты эмпирического исследования, мы сделали следующие выводы, что в группе обучающихся с нормальным интеллектом высокий социометрический статус у 16 детей, а у детей с нарушенным интеллектом только у 3. Обучающиеся с нормальным интеллектом находятся в более благоприятной социально-психологической ситуации развития.

Проанализировав данные, мы выявили, что в контрольной группе показатели лучше, чем в экспериментальной. Разница во взаимности выборов свидетельствует о переходе отношений обучающихся с нормальным интеллектом от отношений просто приятельства, товарищества к более глубоким и стабильным отношениям дружбы.

Полученные данные свидетельствуют о том, что преобладающим типом настроения в обеих группах является радость. И все типы настроения ярче выражены у обучающихся с нормальным интеллектом, кроме скуки. Это связано с особенностями психологического развития обучающихся с нормальным интеллектом.

В экспериментальной группе (обучающиеся с ОВЗ) более склонны к конфликтам, непоследовательны и непредсказуемы, имеют низкую самооценку. В контрольной группе (с условной нормой развития) обучающиеся дружелюбны и стабилизируют группу в учебном процессе.

Результаты эмпирического исследования послужили основой для применения следующих условий. Чтобы преодолеть эти трудности и организовать учебную и внеучебную деятельность студентов, мы предлагаем, следуя Е.И. Рогову [4], создать в колледже следующие условия:

1. Специально организованную среду: приспособленное для обучающихся с ОВЗ здание (наличие пандусов, оборудованных туалетов для колясочников и т. п.); компьютерные классы; кабинет педагога-психолога.

2. Педагогическое сопровождение: взаимодействие студентов с учебной частью, методистами, социальными педагогами, преподавателями, педагогами-психологами; контроль посещения учебных занятий; контроль за текущей аттестацией, сдачи зачетов и экзаменов, защиты курсовых и дипломных работ; индивидуальная работа (контроль ликвидации академических задолженностей, при необходимости - организация документального оформления академических отпусков, организация индивидуальных консультаций студентов в случаях длительного отсутствия, помощь в организации самостоятельной работы студентов с ОВЗ в случае заболевания, коррекция взаимодействия преподаватель-студент с ОВЗ в учебном процессе, при приеме экзаменов, защите курсовых работ); организация учебных практик студентов с ОВЗ (составляется на каждого); выработка рекомендаций для педагогов по вопросам специфики организации обучения; дистанционное обучение.

3. Психологическое сопровождение студентов с ОВЗ, которое включает в себя: консультативную работу со студентами, педагогами и родителями студентов; психодиагностические динамические процедуры на всех этапах психологической работы; психопрофилактику и коррекцию личностных искажений у студентов с ОВЗ; повышение мотивации к процессу обучения в колледже.

Основная цель психологического сопровождения - интегративное включение студентов с ОВЗ в образовательную среду колледжа. Психологическая служба обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие студентов колледжа в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями в процессе воспитания и обучения, а также профилактику нарушений психического здоровья обучающихся.

4. Методическое сопровождение включает в себя: содействие персональному обеспечению студентов с ОВЗ учебно-методическими материалами по дисциплинам государственного стандарта; перевод учебных и методических материалов на электронные носители; консультацию педагогов по вопросам организации педагогического процесса (методистами и педагогами-психологами).

Студентам, имеющим проблемы с опорно-двигательным аппаратом, рекомендуется использовать при обучении дисциплинам математического и естественнонаучного циклов такие цифровые образовательные ресурсы как «Живая математика» и «Живая физика». Так, например, система динамической геометрии «Живая математика» (русскоязычная версия популярной американской обучающей программы «The Geometer's Sketcpad»), позволяет обучающемуся c ОВЗ воспользоваться виртуальными инструментами и без всяких проблем построить на рабочем поле прямую, окружность, любую достаточно сложную планиметрическую или стереометрическую фигуру, выполнить необходимые дополнительные построения и измерения, провести математический эксперимент или исследование. Такая возможность поможет обучающемуся с ОВЗ, наравне с его здоровыми коллегами, проводить все необходимые учебные действия, используя для этого не традиционные транспортир, циркуль и линейку, а их компьютерные аналоги.

Студентам предоставляется помощь в составлении индивидуального распорядка дня, обеспечивающего реализацию программы обучения, а также помощь в правильной организации рабочего места. Педагогами-психологами проводится индивидуальная и групповая психологическая работа. Одним из направлений по адаптации и интеграции студентов с ограниченными возможностями здоровья является внеучебная работа, проводимая в учебном заведении. Как отмечается на портале [5] «Студенты с ОВЗ имеют реальную возможность участвовать в всех культурно-массовых, физкультурно-спортивных и научно-просветительных мероприятиях».

Поводя итог, отметим, что эффективность данных условий определяется потенциалом человека, единством следующих критериев: эмоционального комфорта, вхождением в студенческое общество, отношением к учебе и будущей профессии, сформированностью социально и профессионально значимых качеств. Отсутствие специальных условий, направленных на поддержку студента с ОВЗ в период адаптации в профессионально-образовательном процессе, приводит к проявлению дезадаптивных черт личности.

Литература

1. Ботьева О.В. Социальная педагогика. - Томск, изд. Томского политехнического университета, 2011. - 189 с.

2. Дубровская Т.А., Воронцова М.В., Кукушин В.С. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. - М.: Союз, 2011. - 364 с.

3. Калмыков Г.А. Общая и социальная педагогика в вопросах и ответах. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012. - 368 с.

4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2011. - 480 с.

5. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013. - 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.