Научная статья на тему 'Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в колледже'

Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2848
903
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ КРИТЕРИИ АДАПТАЦИИ / КОРПОРАТИВНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / PERSONS WITH THE LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH / OBJECTIVE AND SUBJECTIVE CRITERIA OF ADAPTATION / CORPORATE VOLUNTEERING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Наталья Витальевна

Существенную роль в процессе обучения лиц с ОВЗ играет адаптация их в новом социуме. Данный процесс довольно сложный. Автор предлагает использовать для оптимизации процесса адаптации лиц с ОВЗ объективные и субъективные критерии адаптации. Особую роль, по мнению автора, играет корпоративное волонтерство в колледже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Substantial role in the process of educating of persons with ОВЗ adaptation of them plays in new society. This process difficult enough. An author suggests to use for optimization of process of adaptation of persons with the limited possibilities of health the objective and subjective tests of adaptation. The special role, in opinion of author, the corporate volunteering plays in a college.

Текст научной работы на тему «Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья в колледже»

АДАПТАЦИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ В КОЛЛЕДЖЕ

ГАВРИЛОВА Н.В.

Существенную роль в процессе обучения лиц с ОВЗ играет адаптация их в новом социуме. Данный процесс довольно сложный. Автор предлагает использовать для оптимизации процесса адаптации лиц с ОВЗ объективные и субъективные критерии адаптации. Особую роль, по мнению автора, играет корпоративное волонтерство в колледже.

Substantial role in the process of educating of persons with ОВЗ adaptation of them plays in new society. This process difficult enough. An author suggests to use for optimization of process of adaptation of persons with the limited possibilities of health the objective and subjective tests of adaptation. The special role, in opinion of author, the corporate volunteering plays in a college.

Эффективность процесса обучения во многом определяется адаптацией и интеграцией личности в новый для нее социум. Это особенно проблематично для обучающихся, имеющих определенные ограничения по здоровью.

Социальное общение - ведущий механизм социальной адаптации человека, функции которого заключаются в том, чтобы направлять и расширять круг усвоения социальных ценностей при активном взаимодействии с другими индивидами, социальными группами [1]. Другими словами, процесс адаптации есть процесс оптимального взаимодействия личности и среды.

Общими задачами по адаптации лиц с ОВЗ в колледже являются:

- содействие обучающемуся с ОВЗ в решении актуальных задач по получению определенной профессии, социализации, проблем с выбором образовательной и дальнейшей профессиональной траектории, взаимоотношений со сверстниками, преподавателями;

- личностное самоутверждение.

Мощнейшим фактором адаптационного процесса, по мнению И.Ю. Ветровой, является взаимоотношение инвалидов и здоровых. У многих из них не хватает социальных навыков, умения выразить себя в общении со своими сверстниками, преподавателями, администрацией [2].

Адаптацию лиц с ОВЗ в колледже мы рассматриваем как процесс и результат приспособления к новому интегрированному социуму, в котором обучающийся с ОВЗ проходит профессиональное обучение в наиболее комфортных для него физиолого-психологических условиях.

Социально-психологическую адаптацию можно оценивать по удовлетворенности инвалида отношениями с преподавателями, сверстниками.

Адаптационный процесс предполагает взаимодействие различных комбинаций деятельностных, поведенческих, информационно-психологических, частных адаптивных стратегий, вся совокупность которых направлена на реализацию целей и задач, составляющих содержание комплексной стратегии адаптации. Из комплексной адаптационной стратегии личности, определяющей направленность, приоритеты и способы адаптации, имеет смысл выделить те частные адаптивные стратегии, благодаря и посредством которых личность осуществляет адаптацию на всех уровнях: индивидуальном, групповом и социальном и во всех сферах человеческой активности: социальной деятельности, психологическом общении и т.д. [3].

Адаптация - это начальный этап процесса включения и интеграции инвалида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный на реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним. Адаптация характеризует, с одной стороны, процесс взаимодействия объекта с социальной средой, а с другой - является отражением определенного результата работы, который может выступать критерием ее эффективности.

Субъективными критериями адаптации нами были выбраны уровень мотивации обучения, удовлетворенность учебной деятельностью, эмоциональное состояние лица с ОВЗ и отношения со сверстниками [4].

Объективным критериям адаптации мы выбрали состояние адаптирующей среды, организацию процесса адаптации и адаптационные возможности обучающегося с ОВЗ (рис 1).

Состояние Организация процесса адаптации

адаптирующей среды

- Условия обучения - Организационно-педагогические условия

-Качество организации обуче- -Программы адаптации

ния - Корпоративное волонтерство

-Социально -психологический - Учебно-воспитательная деятельность

комфорт <^>

Адаптационные возможности обучающегося с ОВЗ

-Индивидуально-психологические свойства личности -Мотивационная основа -Уровень ЗУН

Рис.1. Объективные критерии адаптации

В связи с неизбежной вынужденной упрощенностью среды обучения, максимально приспособленной к обучающимся с ОВЗ и ограничивающей его жизненный опыт и взаимодействие со здоровыми сверстниками, адаптация в социальную среду рассматривается нами не только созданием определенной образовательной среды, но и посредством корпоративного волонтерства и сетевого взаимодействия.

Рис.2. Цели и задачи корпоративного волонтерства

Лица с ОВЗ 7-8 вида испытывают большие затруднения при общении с окружающими, в первую очередь, из-за недостаточно развитой инициативы в общении, особенно при контакте с незнакомыми людьми. Во многих случаях они испытывают смущение, страх, трудно идут на контакт. Психофизические особенности умственно отсталых обучающихся отрицательно сказываются на их общении, как между собой, так и с окружающими людьми. Фрагментарность и неполнота знаний, неумение анализировать обстановку, малый опыт общения и своеобразие личностных проявлений тормозят развитие коммуникативной функции. Ограниченность вербальных контактов препятствует приобретению знаний и представлений об окружающем мире, затрудняет социальную адаптацию умственно отсталых подростков [5].

Во многих учебных заведениях сегодня вводят для работы с лицами с ОВЗ тьютеров, к сожалению, часто из неподготовленных людей, так как на сегодняшний день у нас в стране не разработана система подготовки специалистов в этом направлении. Тьютеры, как правило, взрослые люди, с которыми у лиц с ОВЗ не всегда выстраиваются доверительные отношения. В этой ситуации корпоративное волонтерство имеет ряд преимуществ, так как общение со сверстниками - волонтерами, готовыми поддержать их, может сыграть определенную роль в адаптации их к новому социуму.

Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение, реализация тех личностных качеств, которые зачастую остаются нераскрытыми в повседневной жизни, предполагает самостоятельное принятие решения о помощи ближним [6].

Волонтеры в колледже набираются на добровольной основе. Участниками корпоративного волонтерства может стать любой желающий, добровольно принимающий идеи волонтерского движе-

ния и согласный их реализовывать.

Основными задачами Волонтеров являются: изучение международного и отечественного опыта по вопросам волонтерского движения оказания помощи и поддержки инвалидам и сиротам; помощь в разработке мероприятий для инвалидов, акций и участие в них; сопровождение лиц с ОВЗ в подготовке к мероприятиям, оказание им моральной поддержки.

Выбор волонтеров и их закрепление начинается с анкетирования кандидатов в волонтеры и лиц с ОВЗ по разработанной анкете. Совпадение более 50% ответов по интересам, является основанием выбора подопечного, после чего волонтерам предлагают посмотреть анкету лица с ОВЗ, пообщаться с ним, чтобы принять окончательное решение (рис.2).

Анализ проведенной работы показал, что такое взаимодействие дает положительные результаты в адаптации лиц с ОВЗ к новым для них условиям обучения и социуму, сокращает адаптационный период, оказывает влияние на мотивационную основу обучающихся с определенными ограничениями по здоровью.

Библиографический список:

1. http://www.coolreferat.com/ Моло-

дёжь_и_общество_проблемы_социальной_адаптации_в_современном_мире.

2. Ветрова И.Ю. Проблемы социальной адаптации. http://www.yspu.yar.ru.

3. Березин Ф. Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1988.

4. Калуженина Т.А. Субъективные критерии адаптации студентов первого курса к условиям обучения в вузе /психология в экономике и управлении. - 2009. - №2. - С.95-98.

5. http://wap.fictionbook.ru/author/margarita_igorevna_shishkova/razvitie_rechi_na_urokah_li teraturnogo_c/read_online.html?page=1.

6. http://ru.wikipedia.org

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, объективные и субъективные критерии адаптации, корпоративное волонтерство.

Keywords: persons with the limited possibilities of health, objective and subjective criteria of adaptation, corporate volunteering.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.