Научная статья на тему 'Моделирование процесса адаптации обучающихся с ОВЗ в колледже'

Моделирование процесса адаптации обучающихся с ОВЗ в колледже Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
755
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ / МОДЕЛЬ АДАПТАЦИИ И ОБУЧЕНИЯ / PERSONS WITH LIMITED POSSIBILITIES OF HEALTH / PROCESS OF ADAPTATION BEING TRAINED / MODEL OF ADAPTATION AND TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гаврилова Наталья Витальевна

Обучение лиц с ОВЗ, особенно с нарушениями психического развития, представляет собой определенные трудности. Разработанная модель адаптации и обучения лиц с ОВЗ в условиях колледжа оптимизирует данные процессы в соответствии с потребностями и возможностями данной категории обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гаврилова Наталья Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of persons with limited possibilities of health, especially with violations of mental development, represents certain difficulties. The developed model of adaptation and training of persons with limited possibilities of health in the conditions of college optimizes these processes according to requirements and possibilities of this category of the being trained.

Текст научной работы на тему «Моделирование процесса адаптации обучающихся с ОВЗ в колледже»

МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В КОЛЛЕДЖЕ

ГАВРИЛОВА Н.В.

Training of persons with limited possibilities of health, especially with violations of mental development, represents certain difficulties. The developed model of adaptation and training of persons with limited possibilities of health in the conditions of college optimizes these processes according to requirements and possibilities of this category of the being trained.

Статистика ООН утверждает, что в России проживает 10 миллионов инвалидов во всех возрастных категориях. В Москве живет примерно 30 тыс. детей-инвалидов (оценка специалистов Центра лечебной педагогики). Из всех таких детей в 20% случаев это психические расстройства, столько же случаев врожденных аномалий, например, болезней сердца и системы кровообращения, и других. Статистика болезней нервной системы, типа ДЦП, колеблется от региона к региону, и составляет от 16% до 35% всей детской инвалидности. Детей-аутистов в стране около 150 тысяч. Слепоглухих детей, то есть и слепых и глухих одновременно, в России насчитывается 12 тысяч. Однако у нас в стране нет развитой системы обучения таких детей. Закон теоретически гарантирует их право на учебу, но реализовать его порой бывает очень трудно или не возможно. В целом по Российской Федерации 16,7 тыс. инвалидов обучаются в учреждениях среднего профессионального образования, а более чем в 300 вузах высшее профессиональное образование получают 17,5 тыс. инвалидов [1]. В частности, по имеющимся данным, в Российской Федерации функционируют 42 специализированных учреждения начального и среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в которых ведется обучение в общей сложности по 34 профессиям начального и 29 специальностям среднего профессионального образования [2].

В колледжах Москвы обучается более трех тысяч лиц с особыми образовательными потребностями, в том числе инвалиды (табл.1).

Таблица 1. Количество лиц с ОВЗ, в том числе детей-инвалидов, обучающихся в колледжах г.Москвы в 2011/2012 уч. году

Обучение лиц с ОВЗ, особенно с нарушениями психического развития, представляет собой определенные трудности. Разработанная модель адаптации и обучения лиц с ОВЗ в условиях колледжа оптимизирует данные процессы в соответствии с потребностями и возможностями данной категории обучающихся.

Классификация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Общее число обучающихся, имеющих особые образовательные потребности, в том числе, детей-инвалидов Общее число обучающихся, имеющих статус инвалидов С нарушениями слуха С нарушениями зрения с тяжелыми нарушениями речи с нарушениями опорнодвигательной системы С интеллектуальным недоразвитием Общее заболевание

глухие слабослышащие позднооглохшие незрячие слабовидящие с задержкой психического развития умственно отсталые

1 вид 2 вид 3 вид 4 вид 5 вид 6 вид 7 вид 8 вид 9 вид

3052 1875 196 245 0 33 8 188 123 1126 1133

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Ратификация Россией международных Конвенций свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ОВЗ. Отказ от представления о «необучаемых детях», как и признание государством ценности социальной и образовательной интеграции, обусловливают необходимость создания адекватного инструмента инновационного развития образовательной системы страны - специального стандарта образования детей с ОВЗ. Он призван гарантировать реализацию права каждого ребенка на образование соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения [3].

Обучение инвалидов является важнейшим элементом комплексной реабилитации, которая обеспечивает полную самостоятельность и экономическую независимость граждан с ограниченными возможностями.

Инклюзивное образование сегодня с полным правом может считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики России. Переход к нему предопределен уже тем, что наша страна ратифицировала Конвенции ООН в области прав детей, прав инвалидов.

Существует очень сложная проблема обучения детей-инвалидов, с тяжелыми интеллектуальными нарушениями. От помещения их в адекватную среду обучения, может зависеть их дальнейшее развитие и социализация в современном мире. Экспериментальнопсихологические исследования выявляют преобладание в мотивационной сфере таких обучающихся мотива подчинения взрослому, что оказывает тормозящее влияние на формирование собственных активных личностных установок, при этом проявляется отчетливая тенденция к формированию низкого уровня притязаний.

Главная проблема молодых инвалидов заключается в их связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, поэтому необходимо всячески содействовать в улучшении качества их жизни, защите интересов, создании условий для выравнивания их возможностей [4].

Адаптация обучающихся с ОВЗ базируется на следующих принципах:

- принятие обучающихся с инвалидностью как любых других;

- включение их в одинаковые виды деятельности, но при постановке разных задач,

- вовлечение лиц с ОВЗ в коллективные формы обучения и групповое решение проблем и задач,

- использование общих коллективных форм участия - игры, совместные проекты, исследования и т.д. 2003 г. [5].

Эти принципы определяют теоретико-методическую базу организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе профессионального образования.

В структуре образования лиц с ОВЗ необходимо учитывать потенциальные возможности для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом предполагается, что впоследствии они могут самостоятельно выбрать из накопленного потребные знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития, применялась логика сознательного разумного превышения актуальных возможностей и потребностей лиц с ОВЗ [6].

Обучение лиц с ОВЗ в колледже №30 включает: получение инвалидом знаний и умений по специальности или профессии (соответствующей квалификации); получение профессионального образования (начального, среднего) в соответствии с государственными образовательными стандартами; реализацию профессионально-трудового потенциала инвалида за счет мобилизации ресурсов и скрытых возможностей; самоутверждение в признании объективной ценности и престижности своего труда; развитие общественного сознания личности, понимание места и роли индивидуума в жизни общества; осознания важности и значимости каждой отдельной личности.

При этом нами была разработана модель адаптации лиц с ОВЗ. Под моделированием процесса обучения и адаптации лиц с ОВЗ понималась разработка основных процессов, средств, методов, технологий, принципов, которые необходимы для дальнейшего взаимодействия субъектов педагогической деятельности, определяющие реализацию задач по профессиональному обучению и реабилитации лиц с ОВЗ для максимальной самореализации в современных социально-экономических условиях развития общества.

Проектирование модели начиналось с уточнения структуры образовательной парадигмы, ее содержательного наполнения, т.е. методологических основ. Системный подход при разработке модели предполагал анализ связей и отношений не только внутри системы, но и вне ее -с социальным окружением, обществом, работодателем.

Управление процессом адаптации и обучения лиц с ОВЗ в системе профессионального образования в учебном заведении осуществляется с помощью арсенала разных методов и приемов.

Логическая структура модели обучения и адаптации лиц с ОВЗ включает следующие составляющие (рис 1).

- Государственный социально-профессиональный заказ на подготовку лиц с ОВЗ.

- Личную траекторию профессионального обучения и адаптации.

- Систему содействия (участники содействия, учебно-воспитательная деятельность, практическая деятельность).

- Организационно-педагогические условия - формы, средства, методы, технологии, принципы, включая механизмы содействия.

- Трудовую адаптацию.

Рис. 1. Модель обучения и адаптации лиц с ОВЗ в колледже

Организационно-педагогические Организационно-педагогические

условия условия

Модель функционирует как система профессиональной ориентации, обучения, сопровождения, воспитания, адаптации в колледже и на производстве, принятия и осознание личностью с ОВЗ собственной значимости, самоутверждения в социуме. Поддержка, предвидение и совместное решение проблем позволяют развивать и стимулировать устойчивый интерес к определенному профессиональному направлению, способствовать моделированию лицами с ОВЗ собственного профессионального будущего.

В основе проектирования модели профессионального обучения и адаптации лиц с ОВЗ лежали следующие принципы.

1. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека:

- подчинение комплекса организационно-педагогических условий - средств, методов, форм, принципов, технологий реальным потребностям, интересам и возможностям лиц с ОВЗ;

- умение отступить, заменить средства, методы другими, наиболее адаптированными для этой категории лиц;

- возможность для импровизации;

- умение прогнозировать поведение, чувства, действия лиц с ОВЗ.

2. Принцип саморазвития модели означает создание ее динамичной, гибкой, способной по ходу реализации к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению.

Разработка модели основывалась на достижении поставленной цели, при этом учитывается развитие всех субъектов педагогического процесса.

Результат моделирования зависел от следующих условий: состояния среды, функциональных связей между элементами модели, возможностей ее эффективного использования, ожидаемых результатов.

Обучение не столько задает направление развития, сколько создает для этого все необходимые условия, тем самым существенно меняется функция обучения с учетом имеющегося собственного, индивидуального опыта познания данной категории обучающихся. В этом случае исходные моменты обучения - не только реализация его конечных целей, а раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого обучающегося лица с ОВЗ, определение организационно-педагогических условий, необходимых для их удовлетворения.

Эффективность процесса обучения во многом определяется адаптацией и интеграцией личности в новый для нее социум. Это особенно проблематично для обучающихся, имеющих определенные ограничения по здоровью. Условия и качество организации обучения определяются:

- наличием специально оборудованного учебного места и приспособленность помещений колледжа и места прохождении производственной практики к обучению лиц с ОВЗ;

- наличием дифференцированных и индивидуальных программ учебно-воспитательной деятельности и адаптации лиц с ОВЗ;

- наличием квалифицированных педагогических кадров, готовых к обучению таких лиц;

- готовность социальной среды (педагогов, родителей ЛОВЗ, обучающихся, работодателей) принимать таких обучающихся.

Реализация поставленных образовательных задач по обучению и адаптации лиц с ОВЗ на практике осуществляется через системы:

- инвариантной и вариативной частей учебного плана;

- индивидуальными программами подготовки;

- психолого-педагогического сопровождения;

- дополнительного образования (факультативы, кружки, секции);

- внеклассных коллективных мероприятий.

Конкретные методики, направленные на активизацию положительного потенциала лиц с ОВЗ, на создание ситуаций успеха для каждого из них, на формирование навыков рефлексии, развитие коммуникативных навыков, необходимых для конструктивного общения, способствуют реализации задач по их адаптации.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Целями такой организации учебно-воспитательного процесса являются: обеспечение лицам с ограниченными возможностями здоровья получения образования в соответствии с их способностями и возможностями адекватными их здоровью, среде обучения, интеграции в новый социум, в том числе подготовка к трудовой деятельности и семейной жизни, поддержка становления индивидуальности, целостность человеческой жизнедеятельности.

Библиографический список:

1. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 100-106.

2. Белявский Б.В., Госпорьян А.С., Новикова М.А. Состояние и задачи профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации. - М., 2006.

3. Образование лиц с ограниченными возможностями в контексте программы ЮНЕСКО //

Образование для всех: опыт России: Аналитический обзор / Под ред. акад. Г.А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. — 81 С.

ISBN 978-5-8064-1149-6 http://www.ifap.ru/library/book140.pdf

4. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями -эффективная форма социального обслуживания семьи и детей Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М., 1997.

5. Инновации в российском образовании. Психолого-педагогические аспекты образования детей с отклонениями в развитии. М.: Изд-во МГУП, 2001.

6. Кукушкина О.И. Проект специального федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоров. http://www.calameo.com/books/

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, процесс адаптации обучающихся, модель адаптации и обучения.

Keywords: persons with limited possibilities of health, process of adaptation being trained, model of adaptation and training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.