Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
72
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОР / ПЕДАГОГ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / НАСТАВНИК / САМООБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Койчуева Лида Махсютовна, Акбашева Рахила Сегидуловна, Аджиева Аминат Исмаиловна

В данной статье рассматривается организация тьюторского сопровождения обучающихся на основе методики психологического воздействия. Тема статьи актуальна как для обучающихся в средних учебных заведениях, так и для студентов ССУЗов и ВУЗов. Практическая значимость статьи заключается в том, что в ней учитываются увлечения, способности обучающихся, стимулируется интерес к дальнейшему обучению, к самостоятельно отобранным целям во время учебы. В педагогике тьютор - это наставник, сопровождающий, помогающий процессу самообразования, личному образовательному поиску, осуществляющий содействие в разработке и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. Преподаватель и тьютор - взаимодополняющие позиции в общем порядке образования. Педагог знает чему, как и зачем учить. Тьютор - не тот, кто дает знание, пусть даже полученное вследствие самообразования, но тот, кто передает опыт Учения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Койчуева Лида Махсютовна, Акбашева Рахила Сегидуловна, Аджиева Аминат Исмаиловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF TUTOR SUPPORT OF TRAINEES BASED ON PSYCHOLOGICAL IMPACT METHODOLOGY

This article discusses the psychological methods of organizing tutor support for students. The topic of the article is relevant both for students in secondary educational institutions and for students of secondary educational institutions and universities. The practical significance of the article lies in the fact that it takes into account the hobbies, abilities of students, stimulates interest in further learning, in self-selected goals during study. In pedagogy, a tutor is a mentor who accompanies, helps the process of self-education, personal educational search, contributing to the development and implementation of educational projects and programs. Teacher and tutor are complementary positions in the general educational order. The teacher knows what, how and why to teach. A tutor is not one who knows, even if the received one gives self-education, but one who transfers the experience of the Teaching.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ»

И.Д. Котляров, А.Г. Санина. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 320 с.

3. Генкин, Б.М. Системы управления человеческими ресурсами // Экономика и социология труда: учебник для вузов по экономическим специальностям / Б.М. Генкин. - Москва: Академия, 1999. - С. 333-360

4. Журавлев, А.Л. Тенденции развития организационной психологии / А.Л. Журавлев // Психологический журнал. - 2017. - Т. 38, № 2. - С. 77-88

5. Камракова, Н.Ю. Психолого-педагогическая диагностика: учебное пособие / Н.Ю. Камракова, И.В. Фокина; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Вологодский государственный университет. - Вологда: ВоГУ, 2021. - 84 с.

6. Трандина, Е.Е. Организационная психология: учебное пособие / Е.Е. Трандина, М.О. Цатурян; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Вологодский государственный университет. - Вологда: ВоГУ, 2020. - 80 с.

7. Цатурян, М.О. Изучение психологической компетентности педагогов как фактора формирования Образа - Я старшеклассников / М.О. Цатурян // Казанская наука. Серия: Психологические науки. - 2011. -№2. - С. 404-408.

8. Цатурян, М.О. Изучение рефлексивного компонента психологической компетентности педагогов / М.О. Цатурян // Психология и психотехника. - Москва: Нота Бене. - 2011. - №11. - С. 85-89.

Психология

УДК 373.2

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и развития Койчуева Лида Махсютовна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования и развития Акбашева Рахила Сегидуловна Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель кафедры психологии образования и развития Аджиева Аминат Исмаиловна

Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается организация тьюторского сопровождения обучающихся на основе методики психологического воздействия. Тема статьи актуальна как для обучающихся в средних учебных заведениях, так и для студентов ССУЗов и ВУЗов. Практическая значимость статьи заключается в том, что в ней учитываются увлечения, способности обучающихся, стимулируется интерес к дальнейшему обучению, к самостоятельно отобранным целям во время учебы. В педагогике тьютор - это наставник, сопровождающий, помогающий процессу самообразования, личному образовательному поиску, осуществляющий содействие в разработке и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. Преподаватель и тьютор - взаимодополняющие позиции в общем порядке образования. Педагог знает чему, как и зачем учить. Тьютор - не тот, кто дает знание, пусть даже полученное вследствие самообразования, но тот, кто передает опыт Учения.

Ключевые слова: тьютор, педагог, преподаватель, наставник, самообразование, обучающийся.

Annotation. This article discusses the psychological methods of organizing tutor support for students. The topic of the article is relevant both for students in secondary educational institutions and for students of secondary educational institutions and universities. The practical significance of the article lies in the fact that it takes into account the hobbies, abilities of students, stimulates interest in further learning, in self-selected goals during study. In pedagogy, a tutor is a mentor who accompanies, helps the process of self-education, personal educational search, contributing to the development and implementation of educational projects and programs. Teacher and tutor are complementary positions in the general educational order. The teacher knows what, how and why to teach. A tutor is not one who knows, even if the received one gives self-education, but one who transfers the experience of the Teaching.

Keywords: tutor, teacher, teacher, mentor, self-education, student.

Введение. Тьюторство - это отдельная культура, основывавшаяся в истории вместе с культурой преподавания психологии и обучения. Культуре тьюторства около девятисот лет. Сейчас массовый характер тьюторство принимает в удаленных способах обучения, но в них уже оно не похоже на очные виды Появляется надобность в воссоздании классической тьюторской позиции, очного тьюторства [2].

Цель исследования: рассмотреть тьюторское дело в процессе преподавания психологии.

Задачи, поставленные в статье:

- рассмотреть построение работы тьютора;

- исследовать виды тьюторского сопровождения о обучающихся.

Методы исследования:

- теоретический анализ, обобщение и трактовка педагогической и психологической литературы по теме статьи;

- исследование и обобщение педагогического и психологического опыта по изучаемой теме.

Теоретическую основу методов исследования способов организации тьюторского сопровождения

обучающихся составили основополагающие идеи о тьюторстве при обучении студентов и учащихся, организации деятельности и реализации психологических образовательных программ.

В ходе этого сопровождения тьютор поправляет разнообразные направления предпрофильной подготовки и профильного обучения (преподавание предметных и ориентационных курсов, информационной деятельности и профориентации), введенные в нынешнем образовательном учреждении в ориентации на определенного обучающегося. Этим обучающемуся дается возможность личного предпочтения профиля

обучения и самоопределения в профессиональном будущем. При этом сохраняется максимум независимости и ответственности самого индивидуума за свой выбор версии решения жизненной проблемы [1].

Изложение основного материала статьи. Тьюторское сопровождение внедряется как сознательно основанное педагогическое и психологическое сопровождение в формировании будущего индивидуума и составления наиболее правильного проекта по его достижению.

При анализировании организации тьюторского сопровождения видно, что тьютор через реализацию персональной образовательной программы, создает обратную связь, содействует развитию образовательной активности, помогает в самоопределении относительно дальнейшего образования. Подобное сопровождение имеет два способа его организации:

- первый способ - тьюторскую работу выполняют кураторы группы;

- второй способ - тьюторскую работу исполняют преподаватели, работающие в группе.

В первом способе кураторы являются тьюторами для каждого ученика, во втором - тьюторами являются не только кураторы, но и педагоги, работающие в группе. Тьютором должен быть человек, который работал с обучающимся еще в какой-то деятельности. Он должен быть знаком с группой, в которой учится его подопечный, а также видеть студента в учебе, поэтому педагоги лучшие тьюторы, и второй способ организации тьюторской деятельности предпочтителен. Всю деятельность по организации тьюторского сопровождения можно разбить на три этапа: подготовительный этап, этап вступления и этап функционирования [3].

На подготовительном этапе главной целью является психологическая организация сознательного вхождения обучающихся и преподавателей в эту работу. Главной задачей тьютора-организатора является формирование мотивации у обучающихся иметь тьютора, а у педагогов быть в качестве этого наставника. Затем на ступени вступления тьютор пишет основу индивидуального учебного плана. Он встречается отдельно со своим тьюторантом. Эта встреча нужна для регистрации образовательного заказа и психологического разрешения дискуссионных моментов. Итогом этой стадии должен стать персональный образовательный план, создан запрос на количество учебных часов по предметам, запрос на добавочные учебные курсы, составлено учебное расписание на каждый день [4].

Стадия функционирования включает встречи тьюторанта со своим тьютором каждую неделю, во время которых будут рассматриваться достигнутые итоги по исполнению персональной программы, вноситься поправки, и во время этих встреч надо выполнять дальнейшее планирование персональной психологической образовательной деятельности, ставить следующие образовательные цели.

Благодаря тьюторскому сопровождению обучающиеся стали более ответственно относиться к учебе, поднялась инициативность, энергичность, психологически поддерживаемая пониманием своей личной образовательной целью. Работа педагогов-тьюторов, нацеленная на коммуникативную согласованность с обучающимися, содействует переходу от закрытого к открытому психологическому образовательному пространству. Однако есть еще несколько не решенных вопросов: не достаточно отработана нормативно-правовая основа модели тьюторского сопровождения, не достаточно разработано методическое обеспечение и нет четких рекомендаций для подобного сопровождения [5].

Тьюторство как вид обучения, как значимая надобность является частью настоящей российской реальности и отыскивает актуальные возможности институализации. Но настоящие ресурсы некоторых российских учебных заведений не дают возможность пользоваться услугами тьютора. Поэтому надо исследовать психологические потенциалы воплощения в жизнь тьюторской позиции преподавателя [6].

Предметник, следуя позициям индивидуализации, прямоте и инвариантности, принимает во внимание персональные личностные способности и увлечения обучающихся, затем разбирая приобретённые данные, он может психологически помочь им осознанно построить дальнейшую образовательную программу.

В средней школе тьютор должен, принимать во внимание возрастные психологические особенности учащихся: желание быть самостоятельным, отрицательное отношение к чрезмерной заботе старших, тяга к утверждению индивидуальности, несходства с остальными, острая непримиримость с некоторыми организационными видами занятий [7].

На данном этапе чрезвычайно эффективно организовывать психологическую обстановку для формирования желания к самообразованию: постепенное расширение социальных связей, использование образовательной информации всевозможных видов. На тьюторских советах педагог способствует осознанию цели образования, какой ее видит обучающийся, планированию и организации работы, позволяющей достигнуть намеченной цели. Полученное знание имеет смысл только тогда, когда будет отражать личные взгляды обучающегося на цели и задачи в самообразовании [8].

Педагог-тьютор содействует вырабатыванию умений и навыков самообразовательной деятельности, учит работать с учебными ресурсами школы, областью добавочного образования, библиотеками и т.п. Тьютор поправляет составленный учебный план, образовывает психологическую обстановку для осознания важности приобретенных знаний, и направленности дальнейшей работы [9].

Одна из главных задач тьютора - помочь освоить три жизненных практики: проектную деятельность, исследовательскую и креативную. Тьютор поможет осознать, какой из типов деятельности является главным, а какой - мало приемлем для обучающегося.

Школьные педагоги - тьюторы для решения данного вопроса создали ресурсную карту учащегося. Предметник находится с учеником только на занятии. Однако в жизни школьник охвачен многими образовательными актами. Некоторые из них обязательные, некоторые ученик находит сам. Целью образования ресурсной карты школьника является как можно более глубокое построение изучения существующих образовательных программ. Образование этой карты дает возможность довольно занятому школьному учителю-тьютору более точно распознать состояние ребенка в образовательной сфере. Она может стать базой для создания дальнейшего проекта образования [10].

Значительным аспектом в создании подобной ресурсной карты являются и индивидуальные увлечения школьника, чтобы при использовании этой карты он мог сравнить то, что его интересует, с тем, что ему предлагают преподаватели. На персональных занятиях тьютор и его тьюторант вместе работают с картой, разбирают, основывают дальнейший образовательный путь, предельно применяя образовательные данные учебного заведения.

Сущностью тьюторского сопровождения является психологическая организация тьютором обстановки осознания обучающимся своих образовательных предпочтений и поступков. Тьютор знает, как реализовать

образовательную потребность учащегося. Он рассматривает с учеником или студентом его цели, как можно самому реализовать их, какие психологические методы выбрать. Он может, дать ему направление-совет. Тьютор может помочь обучающемуся самому решать свою образовательную проблему, анализировать итоги его работы, поправлять его образовательные действия [11].

Тьюторское сопровождение очень увлекательно и приятно для преподавателя, которому ценна независимость обучающегося, его инициативность и право на свое предпочтение, полагаясь на личные старания и ответственность за свой выбор.

Главным способом, используемым тьюторами является применение вопроса. Типов вопросов очень много. Они схожи тем, что любой тьюторский вопрос:

- во-первых, основывается на подлинную работу тьюторанта или корректирует ее;

- во-вторых, организовывает психологию обстановки предпочтения;

- в-третьих, разбирает проблему причины выбора или психологию метода деятельности [12].

Выводы. Таким образом, на сегодняшний день ключевым в психологии воспитания, образования

является организация предельно подходящих психологических условий для образования процесса самоопределения обучающегося по отношению к маневренному характеру нынешнего социума, вырабатывания у него индивидуальной картины мира и представления о целях и важности будущей жизнедеятельности [14].

Итогом вовлечения обучающихся в названные процессы явится формирование обязательных качеств современного человека, таких как:

- образовательная маневренность;

- дар к инновационной организации дела;

- дар к мобилизации разнообразных источников для исполнения образовательных и профессиональных целей;

- дар к независимой постановке и осуществлению актуальных и профессиональных задач;

- дар к построению плодотворному диалогу с окружающими, различными по положению в обществе и профессиональной принадлежности.

На сегодняшний день во многих средне специальных и высших образовательных учреждениях профессия тьютора востребована. Даже в общеобразовательных школах внедренная специальность тьютора показала себя с лучшей стороны. Тьютор это не только административный работник школы, который содействует обучающемуся при построении персональной образовательной траектории только при помощи некоторых обучающих курсов, где специального предпочтения предметов нет. Школьный тьютор может быть координатором коллективных стараний преподавателей, сосредоточенных на индивидуализации обучения и психологии развития учащихся [13].

Результатом проведенного исследования, в ходе которого рассматривались способы организации тьюторского сопровождения обучающихся, явилось раскрытие и установление действенности педагогических усилий тьюторов на формирование основы базовых знаний тьюторантов.

Рекомендации. Задача тьютора - помочь студентам и школьникам осознать то, что инновации находятся на переднем плане, их измерение быстрее и интенсивнее, актуальнее с психологической, научной и практической точки зрения. Задача педагога тьютора - при помощи некоторых психологических методов исследования способов организации тьюторского сопровождения обучающихся, стимулировать интерес всех участников к определенным проблемам, предполагающим владение определенным количеством знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Литература:

1. Аджиева А.И., Пятунина В.М. Развитие познавательных интересов у подростков / Традиции и инновации в системе образования // Сборник научных статей. - Карачаевск, 2020. - С. 8-12.

2. Акбашева Р.С. Развитие психических познавательных процессов детей в ходе обучения в школе/Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 10 (188). - С. 480-483.

3. Акбашева Р.С. Психологические особенности развития этнического самосознания студентов (на материале вузов карачаево-черкесской республики)/автореферат дис. ... кандидата психологических наук / Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. - Ставрополь, 2007

4. Алиева П.М. Лингвистические свойства окказионализмов и авторских неологизмов в английском языке / (научная статья, перечень журналов ВАК № 1341) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2016. - №5 (59): в 3-х ч. - Ч. 1. - С. 33-36.

5. Башымова Г.М., Койчуева Л.М. Виды и технологии социальной работы / Традиции и инновации в психологии и социальной работе. // Сборник научных трудов. отв.ред Чомаева Г.А. - Карачаевск, 2019. -С. 18-22.

6. Койчуева Л.М. Психологическая поддержка планирования старшеклассниками материального самообеспечения / диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. -Карачаевск, 2005

7. Лепшокова Е.А. Роль дистанционного обучения при преподавании и изучении иностранного языка / Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 7 (185). - С. 203-206.

8. Лепшокова Е.А. Значимость дистанционного обучения в условиях самоизоляции. Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Карачаевск, 2020. - С. 140-144.

9. Лепшокова Е.А. Методические требования к художественным текстам для домашнего чтения / Традиции и инновации в системе образования.// Материалы XIV Международной научно-практической конференции. - 2018. - С. 151-157.

10. Лепшокова Е.А., Лепшокова С.М. Некоторые местоимения в карачаево-балкарском, русском и английском языках / Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - № 4-1 (58). - С. 134-136.

11. Лепшокова Е.А., Карасова С.Я., Цекова Л.М. Каузативность в зеркале когнитивной грамматики конструкций английского языка / Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 1-1 (67). -С. 138-141

12. Лепшокова С.М. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей старшеклассников в социокультурной среде / автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук // Карачаево-Черкесский гос. ун-т. Карачаевск, 2003

13. Эльканова Б.Д. Формирование лингвистической инфокоммуникационной компетентности учителя иностранного языка (на основе тезаурусного подхода) / диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук) // Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону, 2011

14. Эльканова Б.Д. Инновационный подход и современные тенденции развития науки и образования / В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики. // Материалы XXVIII международной научно-практической конференции. - Прага, 2020. - С. 111-112.

Психология

УДК 159.922

кандидат психологических наук, доцент Лукьянов Алексей Сергеевич

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь); кандидат психологических наук, доцент Фурсова Диляра Викторовна

Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» (г. Будённовск)

ВЛИЯНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ НА КОНФЛИКТНОСТЬ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА

С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ

ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования связи параметров стрессоустойчивости и стратегий конфликтного поведения как показателя конфликтности личности у студентов первых курсов для разных уровней их социально-психологической адаптации. Описаны результаты психологической диагностики выборки студентов первого курса по параметрам стрессоустойчивости, стратегий конфликтного поведения и социально-психологической адаптации. Показано, что в зависимости от уровня социально-психологической адаптации респонденты из числа студентов с низким уровнем стрессоустойчивости, где преобладают избегание и приспособление как стратегии поведения в конфликте, относятся к низкому уровню социально-психологической адаптации; респонденты из числа студентов с высоким уровнем стрессоустойчивости с доминирующими в конфликтном поведении стратегиями сотрудничества и компромисса включает первокурсников с высоким уровнем социально-психологической адаптации.

Ключевые слова: стрессоустойчивость, конфликтность, стратегии конфликтного поведения, студенты первого курса, эмпирическое исследование.

Annotation. The article presents the results of an empirical study of the relationship between stress resistance and conflict behavior strategies as an indicator of personal conflictness in first-year students for different levels of socio-psychological adaptation. The results of psychological diagnostics of students on the parameters of stress resistance, strategies of conflict behavior and socio-psychological adaptation are described. It is shown that, depending on the level of socio-psychological adaptation, respondents with a low level of stress resistance, where avoidance and adaptation as strategies of behavior in conflict prevail, belong to a low level of socio-psychological adaptation; students with a high level of stress tolerance with dominant strategies of cooperation and compromise include respondents with a high level of socio-psychological adaptation.

Keywords: stress resistance, conflictness, conflict behavior strategies, first-year students, empirical research.

Введение. Изучение природы стрессоустойчивости, механизмов развития и проявления, зависимости от внешних факторов и влияния на процессы преодоления стресса выступает актуальной проблемной сферой в рамках комплексных предметных исследований, предполагающих специфичное сочетание заглавного феномена со смежными, которые имеют значение в связи с психологическими характеристиками конкретных социальных групп. Студенческая выборка, несомненно, обладает своими аутентичными характеристиками как с точки зрения возрастно-психологического критерия, так и с точки зрения критерия социально-профессионального (Т.Н. Воронина, 2015 [2]; А.А. Извольская, 2010 [3]; И.М. Пучкова, 2015 [7] и др.). Особенно проблема стрессоустойчивости и специфичность её репрезентации стала активно развиваться в условиях всемирной пандемии COVID-19 и переходом студентов на дистанционный формат обучения (Н.П. Волкова, 2020 [1]; Е.А. Карпинская, 2020 [4]; А.С. Смирнова, 2020 [10] и др.).

Специфичность студенческой выборки по своим психологическим характеристикам, помимо традиционных для педагогической психологии тем, связанных с учебной деятельностью (мотивация, успешность и др., определяет частое особое внимание к проблематике конфликта и конфликтного поведения студента: формирование конфликтологической компетентности, выбор стратегий конфликтного поведения, конфликтность личности в целом (В.И. Рерке, 2017 [8]; Харламова Т.М., Ряпосова А.В., 2019 [11] и др.). Это имеет особенное значение в рамках исследования проблемы адаптации студента к учебному процессу вуза, особенно принципиальной для начального периода обучения (уровень первого-второго курсов) (Л.Х. Манучарян, 2016 [5]; В.И. Седин, 2009 [9]; О.В. Чернова, 2008 [12] и др.).

Сказанное позволяет говорить о правомерной постановке проблемы выявления особенностей связи параметров конфликтности, стрессоустойчивости и адаптации у студентов первого курса с учётом того, что именно уровень адаптивности (социально-психологической адаптации) выступает условием для различения специфики связи стрессоустойчивости и конфликтности.

Изложение основного материала статьи. Гипотезу исследования на эмпирическом уровне можно сформулировать следующим образом: существуют различия в связях между параметрами стрессоустойчивости и конфликтности у студентов-первокурсников с разными уровнями социально-психологической адаптации.

В качестве выборки нашего исследования выступили студенты первых курсов ФГАОУ ВО «СевероКавказский федеральный университет». Общее количество обследованных студентов - 118 человек направлений подготовки 37.03.01 - «Психология», 37.03.02 - «Конфликтология» и специальности 37.05.02 -«Психология служебной деятельности» в возрасте от 17 до 19 лет (средний возраст - 18,2 л.). Методиками исследования выступили: «Шкала нервно-психического напряжения» (автор - Т.А. Немчин), «Оценочная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.