Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ОДАРЁННОСТИ В СПОРТЕ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДОПРЕДЕЛЁННОСТИ'

ПРОБЛЕМА ОДАРЁННОСТИ В СПОРТЕ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДОПРЕДЕЛЁННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДОПРЕДЕЛЁННОСТИ / ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ-СПОРТСМЕНЫ / ПРЕДОПРЕДЕЛЁННОСТЬ СПОРТИВНАЯ / СПОРТОГРАММА / НЕСТАНДАРТНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / СПОРТИВНАЯ ОДАРЁННОСТЬ / ПРОГРАММЫ КАК ПОКАЗАТЕЛИ ПРЕДОПРЕДЕЛЁННОСТИ / КРИТЕРИИ / МОТИВАЦИЯ / НАГРАДА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карлышев Владимир Михайлович, Подгорная Юлия Николаевна

В статье рассматривается вопрос одарённости детей в спорте в рамках концепции предопределённости в жизнедеятельности человека. Анализируются признаки и особенности таких детей и варианты их проявлений в спортивной деятельности. Представлены иерархические уровни предопределённости и их содержание, их соподчиненность и взаимодействие. Называются некие технологии и особенности считывания содержания каждого уровня для предсказания и понимания глубинных слоев предопределённости. Раскрываются подходы, наработанные в психологии и педагогике по работе с талантливыми спортсменами. Коротко описаны психологические механизмы внутренних явлений и подсказки тренеру во взаимодействии с такими детьми в процессе работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF GIFTEDNESS IN SPORT WITHIN THE CONCEPT OFPREDETERMINATION

The article examines the issues of children's giftedness in sports within the framework of the concept of predetermination in human life. The features and characteristics of such children and the characteristics of their development in sports activities are analyzed. The hierarchical levels of predetermination and their contents, their subordination and interaction are presented. Certain technologies and features of scanning the contents of each level are named for predicting and understanding the deep layers of predetermination. The approaches developed in psychology and pedagogics for working with talented athletes are revealed. The psychological mechanisms of internal interactions and tips for the coach while working with such children are briefly described.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ОДАРЁННОСТИ В СПОРТЕ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДОПРЕДЕЛЁННОСТИ»

10. Hernandez, M., Valiente, C., Eisenberg, N., Berger, R. and Thompson, M. (2017), "Elementary students' effortful control and academic achievement: The mediating role of teacher-student relationship quality", Early Childhood Research Quarterly, No. 40, pp. 98-109.

11. Kostyak, T. V. (2007), Psychological adaptation of first-graders, Yurayt. Moscow.

12. Holdaway, A. and Becker, S. (2018), "Children's sleep problems are associated with poorer student-teacher relationship quality", Sleep Medicine, No. 47, pp. 100-105.

13. Stillman, S., Stillman, P., Martinez, L., Freedman, Jo., and Leet, C. (2018), "Strengthening social emotional learning with student, teacher, and schoolwide assessments", Journal of Applied Developmental Psychology, No. 55, pp. 71-92. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.04.97с

14. Gasser, L., Grutter, J., Buholzer, A. and Wettstein, A. (2018), "Emotionally supportive classroom interactions and students' perceptions of their teachers as caring and just", Learning and Instruction, No. 54, pp. 82-92

15. Dolgova, V., Kondratyeva, O., Golieva, G., Rokitskaya, Ju. & Khokhlova, I. (2019), "Study on harmonization degree between spouses in solving family life issues", The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, Vol. 76, pp. 729-736.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 09.12.2021

УДК 159.923

ПРОБЛЕМА ОДАРЁННОСТИ В СПОРТЕ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДОПРЕДЕЛЁННОСТИ

Владимир Михайлович Карлышев, кандидат педагогических наук, профессор, Юлия Николаевна Подгорная, тренер по гимнастике Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

В статье рассматривается вопрос одарённости детей в спорте в рамках концепции предопределённости в жизнедеятельности человека. Анализируются признаки и особенности таких детей и варианты их проявлений в спортивной деятельности. Представлены иерархические уровни предопределённости и их содержание, их соподчиненность и взаимодействие. Называются некие технологии и особенности считывания содержания каждого уровня для предсказания и понимания глубинных слоев предопределённости. Раскрываются подходы, наработанные в психологии и педагогике по работе с талантливыми спортсменами. Коротко описаны психологические механизмы внутренних явлений и подсказки тренеру во взаимодействии с такими детьми в процессе работы.

Ключевые слова: концепция предопределённости, одарённые дети-спортсмены, предопределённость спортивная, спортограмма, нестандартность индивидуальности, спортивная одарённость, программы как показатели предопределённости, критерии, мотивация, награда.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p493-500

PROBLEM OF GIFTEDNESS IN SPORT WITHIN THE CONCEPT OF PREDETERMINATION

Vladimir Mikhailovich Karlyshev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Yulia Ni-kolaevna Podgornaya, the gymnastics coach, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk,

Abstract

The article examines the issues of children's giftedness in sports within the framework of the concept of predetermination in human life. The features and characteristics of such children and the characteristics of their development in sports activities are analyzed. The hierarchical levels of predetermination and their contents, their subordination and interaction are presented. Certain technologies and features of

scanning the contents of each level are named for predicting and understanding the deep layers of predetermination. The approaches developed in psychology and pedagogics for working with talented athletes are revealed. The psychological mechanisms of internal interactions and tips for the coach while working with such children are briefly described.

Keywords: the concept of predetermination, gifted children-athletes, sports predetermination, sportogram, non-standard personality, sports giftedness, programs as indicators of predetermination, criteria, motivation, reward.

ВВЕДЕНИЕ

Острой дискуссии вокруг проблемы одарённых детей в спорте не наблюдается, так как методика подготовки спортсменов настроена на освоение поставленных задач, и лишь отдельные тренеры занимаются поиском таких детей. Но пока эта работа осуществляется больше интуитивно или случайно. К тому же с талантливыми надо работать индивидуально и творчески, а к этому готовы немногие, да и часто условия для такой работы отсутствуют. По шкале нормального распределения Гаусса-Лапласа следует, что одаренных людей, как спортсменов, так и педагогов для конкретной деятельности всегда немного, и лишь единицы из них будут обладать особой одарённостью, талантом. Естественно, что сверхталантливые будут прогрессировать быстрее при меньших затратах усилий при наличии определённых условий, но так как их меньшинство, следует рассмотреть, в чем их отличительные особенности и специфику работы с ними. Для качественного решения проблемы, на наш взгляд, считаем необходимым посмотреть на одарённость как проявление некой предопределённости и данности.

Первостепенным здесь является соответствие индивидуальных особенностей данного ребенка требованиям вида спорта, в который он пришел заниматься. В научной интерпретации следует говорить о спортограмме (требования вида спорта к спортсмену) и предрасположенности индивидуальных особенностей специфике выбранного спорта, а в более широком и глубоком понимании - предопределённости его жизненному сценарию, в котором спортивная деятельность прописана. Если такой вариант реализации в жизни свойственен его личности, то у человека включается интерес (глубинное внутреннее желание, соответствующее «судьбе»), который на первых этапах занятий помогает активно совершенствоваться физически и технически, способствует быстрому восстановлению и адаптации в тренировке, а на последующих - успешной самореализации. Примеров этому огромное количество, которые представлены практически в 90% биографий выдающихся и знаменитых спортсменов. Показателями такого варианта на психическом уровне является большое желание заниматься именно этим видом деятельности с детства, большая тяга к совершенствованию в процессе подготовки, полная самоотдача, постоянное стремление и мысленное возвращение к тренировке вне её, испытанным приятным действиям и состояниям, с ощущением полноты качественного проживания, радость и наполненность от представления и предвосхищения, что будет этим заниматься, полная сосредоточенность «на» и «в» процессе тренировки и т.п. Сейчас имеются исследования, которые обосновывают это состояние как «быть в потоке» [6]. Это можно видеть в процессе работы со спортсменом в первые два года занятий и желательно далее поддерживать его личный интерес педагогически (похвала, поддержка, отношение, условия, инвентарь, согласование с ним задач подготовки и т.п.).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Рассматривая психическую деятельность одарённых детей, следует сразу отметить их некую нестандартность во многих аспектах жизнедеятельности, о чём свидетельствуют исследования этого направления. Эта нестандартность проявляется и в личностных особенностях (характере, повышенной чувственности, качественной психомоторике, уровне осознанности и т.п.), и психической деятельности (сосредоточенности, внимании, продуктивности мышления, готовности к постоянным волевым усилиям), и поведении

(обособленность и сложность характера, самодостаточность, уединенность, нестандартность, терпеливость и т.п.), которые непроизвольно влияют как на самого ребенка, так на взаимоотношения с окружающими [3].

Знаменитый российский спортивный психолог Р. М. Загайнов, обобщая свой сорокалетний опыт работы с выдающимися спортсменами, написал, что по его мнению «чемпионами рождаются» и выделил ведущие личностные особенности чемпионов: непобедимость, воля, сконцентрированность на процессе, нацеленность на обязательное достижение успеха, профессионализм; закрытость; ритуализм (системный опыт психологического настроя на выполнение деятельности); сопротивляемость, защищающая личность от разрушения; стабильность и другие.

Что касается спортивной одарённости, то она проявляется или сразу (быстрота и качество освоения и адаптации двигательного, физического и психического потенциала и, как следствие, высокая успешность в совершенствовании), когда имеется предрасположенность к этому виду деятельности, либо возможны и другие версии:

- постоянный личностный рост, превышающий средние темпы развития за период подготовки по сравнению с собой и другими. Это можно определить математическими расчетами, когда показатели прироста в тестах у спортсмена превышают 2 сигмы;

- либо не сразу проявляемая, но включаемая с достижением какого-то возраста, уровня или условия на индивидуальном максимуме при настойчивой самореализации в процессе спортивного совершенствования. Так спортсмен, ранее относящийся к середнячкам до определённого возраста или ситуации, вдруг начинает демонстрировать незаурядные возможности и быстро прогрессировать по непонятным причинам. Однако такое бывает очень редко. В этом случае это одновременно и проверка, и награда за настойчивость в движении к предопредлённости.

Объективными критериями одарённости в спорте могут являться высокие темпы прироста значимых для вида спорта возможностей, способностей, качеств при высоком и среднем уровне их развитости изначально, которые регистрируются ежегодно тренером в процессе спортивной подготовки. Талантливых детей надо осознано готовить всесторонне, не спеша с результативностью, выстраивая стратегию подготовки на определённые циклы, закрываясь пока результатами менее одарённых спортсменов в случае необходимости. Одарённый, по сути, рождён с неким даром, который ему предстоит раскрыть. Поэтому личностные особенности таких детей можно рассматривать в рамках некой предопределённости, которая помогает разобраться в глубинных причинах тех особенностей и состояний, которые им свойственны. По нашему мнению, в этом плане желательно знать особенности их судьбы (6 уровень), программное обеспечение тела и психики (5 уровень), личностную обусловленность (4 уровень), сущностную детерминированность (3 уровень). Дополнительную информацию можно считать по телесному строению и биологическим особенностям ребенка (2 уровень) и объяснять согласно окружающей внешней реальности (1 уровень) (таблица) [6]. Тогда формируется комплексное знание, позволяющее выстраивать разумное взаимодействие с данным спортсменом, в котором его здоровье и мастерство являются следствием качественного взаимодействия с собой и окружающим миром [6]. Но пока это мало осуществимо и чаще происходит по наитию или стечению обстоятельств и трактуется по уровневому знанию, имеющемуся на сегодняшний день в науке вообще и мировоззрению тренера и спортсмена в частности.

Таблица - Уровни и содержание предопределённости

Уровни предопределённости Уровни внутренней и внешней реальности Уровневые составляющие и характеристики

7 уровень: полевой поле сознания замысел (образ)

идеи (теории, концепции)

6 уровень: закономерность судьбоносный законы (вселенские, уровневые, человеческие)

5 уровень: программность программный программы (астрологические, нумерологические, математические)

Уровни предопределённости Уровни внутренней и внешней реальности Уровневые составляющие и характеристики

4 уровень: обусловленность личностный, мировоззренческий убеждения

ценности

самооценка

характер

3 уровень: детерминированность сущностный, психический темперамент

психотипы

задатки

инстинкты

2 уровень: данность телесный, биологический конституция

функциональный

биохимический

генетический

1 уровень: зависимость внешний, проявленный условия

окружение

обстоятельства

среда

На сегодняшний день предлагается некое видение этого вопроса. На основе анализа содержания словарей и определений разных авторов нами предлагается следующая формулировка. Предопределённость жизненная - это существующая реальность (система условий, окружения, обстоятельств и жизненный сценарий), обеспечивающая, направляющая и предопределяющая поведение и деятельность человека; направляющая внутренняя сила (закон и программа), заставляющая продвигаться по определённому пути; а также индивидуальность и неизбежность событий, в которых личности в рамках свободной воли суждено выполнить предназначенное и реализоваться в рамках доступных ей возможностей и способностей. По сути - это жизненный сценарий, который произойдёт (определённость), но в будущем (перед тем, как станет явью, воплотится в действительности) при некоторых выборах и усилиях самого человека, в определённых условиях и обстоятельствах, управляющих его жизнедеятельностью, хотя возможны и варианты выбора в рамках запланированного.

Что касается предопределённости спортивной, то, на наш взгляд, это запрограммированное стечение ситуаций и обстоятельств в жизни, побуждающих к выбору вида спорта, интерес к активному занятию им в рамках доступных ему возможностей и способностей, а также индивидуальным своеобразным прогрессированием в нём.

В своих статьях мы уже пытались обозначить основные уровни и содержание предопределённости, а также идею уровневого благополучия человека [1]. Исследования в этом направлении пока немногочисленны. Нами предложена модель предопределённости с кратким раскрытием содержания на всех уровнях.

Многие аспекты, указанные выше, не могут на сегодняшний день диагностироваться, а учёные только подступают к поиску таких возможностей, средств и критериев. Поэтому научные данные в лучшем случае трактуются лишь с 4 уровня (обусловленности) и во многом интерпретируются не совсем верно, если не согласовываются с более высокими уровнями реальности. Ибо только знание законов и программ позволяет качественно раскрыть более низкие уровни происходящего и жизнедеятельности. А многочисленные науки пытаются объяснять результаты своих исследований на основе фиксируемых закономерностей доступного им уровня рассмотрения, которые скорее трактуются в соответствии с мировоззрением ученого или принятой большинством концепции. Последнее лишь показывает уровневость используемых знаний, и они не всегда являются истинными.

Современные исследования по вопросам судьбы человека пока носят обобщенный, описательный характер с попытками доказательства на основе логического анализа, внешнего проявления и выстраивания в рамках мировоззренческих вариантов. Программный уровень декларируется и исследуется, но не в полной мере из-за отсутствия

единого взгляда на проблему, теоретической проработки и недостатка диагностических средств. В биологических науках имеются отдельные подходы, которые недоступны большинству субъектов спорта и пока больше гипотетические [4]. В психологии здоровья, развития и самореализации данные вопросы изучены пока слабо, но именно с этого уровня многое может быть объяснено верно.

Однако у человечества исстари имеются технологии прочтения предопределённости пятого и шестого уровней. Так всё программное обеспечение характеризуется цифровыми кодами и обеспечивается процессом кодирования. Этот уровень связан с расчетными процессами. Издревле такие подходы имелись в арсенале мудрецов и продолжают существовать вместе с человечеством многие века (например, квадрат Пифагора, множество математических, нумерологических и астрологических расчетных систем). Так в нумерологии каждое число (год, месяц, число, час, минута, секунда рождения) несёт свою определённую вибрацию и значение, которое в материальном мире отражается индивидуальностью и закономерным вариантом реализации в определённых условиях.

Астрологический уровень также строится на расчётной основе взаимодействия звёзд, а знак зодиака характеризует запрограммированную часть индивидуальности, подсказывающую рациональное использование возможностей человека с определённой долей свободы выбора. Это всё не полностью, но во многом объясняет особенности жизнедеятельности и поведение человека, только трактуются они исходя из теорий, концепций, принятых в обществе или выдвигаемых исследователем, которые относительны и субъективно описывают наблюдаемую реальность с доступного ему уровня понимания высшего замысла.

Следует подчеркнуть, что более высокий уровень определяет реализацию нижележащих. Следовательно, полевой является главенствующим и через судьбоносный, который управляет программами, участвует в формировании личности и её индивидуально -сти. Чем выше уровень рассмотрения темы, тем возможности его влияния на управление остальными выше и сбои в нём более разрушительны для нижележащих. Три верхних уровня наукой пока объяснены быть не могут, а выражаются в виде гипотез и парадигм, но именно они в большей степени определяют взаимодействие остальных и управляют ими. Любое изменение в низких уровнях диктуется верхними и должно подчиняться их содержанию, иначе человек начнет страдать, болеть и попадать в «несчастные случаи», а в спорте - проигрыши.

В психологии также ведется поиск подходов к расшифровке отдельных признаков и кодов причинности и предопределённости. Большая часть из них дается человечеству с долей вероятности, объясняющей происходящее. Так психогеометрический подход на основе понравившейся формы позволяет во многом понять и предсказать поведение человека и даже направления его жизнедеятельности. Соционический подход, раскрывающий особенности информационного взаимодействия человека с окружающим миром, позволяет предсказывать особенности поведения и взаимоотношения с окружающими и миром во всех жизненных проявлениях и даже стиль самореализации. Психотипический - позволяет объяснить особенности индивидуальности (уникальности работы психики и её проявлений) и взаимодействия с реальностью. В психологии наработано более десятка типологий, позволяющих заранее предсказать особенности поведения человека с определёнными качествами в конкретных обстоятельствах. Сценарный подход давно интерпретируется и используется в психотерапии.

В интегральном нейропрограммировании наработаны и используются подходы и технологии оценки предопределённости к успеху, отдельным сферам жизнедеятельности и стилю жизни, а также технологии перекодировки и трансформации элементов бессознательного в процессе терапевтической работы [2].

Отдельные исследователи показывают уровневую предопределённость поведения человека. Так Д. Хоккинс предложил свою оценку параметров сознания и показал эволю-

цию сознания и развитие человеческого общества с помощью математических элементов динамики нелинейных систем и наличия некой предопределённости человеческой жизни от уровня сознания [5]. Но это лишь один из комплексных критериев, не позволяющий раскрыть рассматриваемую проблему системно и разносторонне.

Как указывают некоторые эзотерические источники, пока душа не развита, на начальном этапе её развитием управляют программы. Программы направляют человека к развитию и вырабатывают у него чувствование своей цели, которая формирует основную качественную направленность совершенствования. По мере совершенствования с определённого уровня готовности личности даётся определённая свобода в наработке различных качеств, на основе которых формируются форма (тело) и жизненные ситуации, способствующие продвижению к совершенствованию и развитию необходимого энергетического потенциала, который может меняться как в положительную сторону, так и в отрицательную.

Человек не только живет по программам, но и сам может их создавать и корректировать. Согласно базовым постулатам НЛП, программы возникают из: генетической запрограммированности (родовые, семейные), самопрограммирования (внушения, самоприказы и самоубеждения), внушений значимых людей (правила, паттерны, установки, предписания, нормы), программирующего воздействия психотравмирующих ситуаций (психотравмы, переживания, комплексы и т.п.) [2]. Эти программы не осознаются, но могут считываться при разговоре, в поведении, при выборе предпочтений, ценностей, специальном тестировании и т.д. В последние годы появляются действенные технологии, способные влиять на программы не только на психическом, но и даже на генетическом уровне при определённых условиях и возможностях. Поэтому можно говорить о том, что человеку дана возможность самому влиять даже на глубинные механизмы своего бытия, что и происходит при определённых состояниях (изменённых состояниях сознания), исследуемых наукой, и «пробуждении, трансформации сознания», как представлено в восточных взглядах.

Социальное поведение формируется постепенно во время обучения и жизнедеятельности в зависимости от индивидуальности, окружения, культуры, условий и складывающихся ситуаций в рамках предопределённости. Различные грани составляющей данного процесса часто называют такими терминами как направленность личности, менталитет, ценности, убеждения, имидж и др. Чем глубже человек усваивает и чаще повторяет рекомендуемые ему установки, требования, нормы, правила и т.п., тем быстрее он впоследствии выполняет их автоматически, не задумываясь. Этот процесс называют привычками. В этом случае психологи часто говорят о жизненном сценарии (система заученных последовательностей и установок в поведении и действиях) [2]. Можно условно сказать, что до 25 лет человек обучается и накапливает знания и привычки, которые потом проверяет на практике. И если спросить пожилого человека, то можно услышать, что пик проблем приходится именно на эту вторую половину жизни, когда он начинает реа-лизовывать накопленные знания в жизни, хотя бывают и исключения.

Проявляются программные включения через психический уровень как мысли, желания, интерес, влечение. Предопределённость на сущностном уровне связана генетической предрасположенностью и телесной формой. Она переходит чаще по роду, зависит от генетики родителей (на 40-60%), генетического древа рода в целом. По телесным формам можно во многом предсказать особенности поведения и жизнедеятельности вплоть до жизненных задач человека. На личностном уровне человек, в каком-то смысле, сам формирует свою предопределённость, исходя из своего мировоззрения (системы убеждений, ценностей и направленности), самооценки и, конечно же, характера. Он выбирает род деятельности, задаёт себе цели и выполняет своё «предназначение» с моментами свободы выбора. Особенно чётко это прослеживается и выявляется в процессе психотерапии личной истории самого человека, что показано в работах С. В. Ковалёва [2].

Подготовленному к работе с одарёнными детьми тренеру желательно сосредоточиться на тех спортсменах, кто находится в зоне способных. У них на первых этапах подготовки интерес не всегда выражен и чаще ориентирован на вторичную выгоду (быть как..., иметь как..., не подвести значимых людей), тогда стоит ориентироваться на их потребности, которые переводятся их мышлением в разряд мотивации, поскольку первые более подсознательны и первичны. Поэтому чаще говорят о некой мотивации в спорте. Мотив - умственное объяснение желаемого. Говоря о мотивации, следует знать, что она -проявление внутреннего плана или включается внешними стимулами, существующими в реальности и переключающих спортсменов на внутренние ресурсы.

Если говорить о природе стимулов, то их можно разделить на две категории: внутренние и внешние. Внутренние непосредственно связаны с удовлетворением от самого процесса занятия и происходящего (состояние потока и соответствия). А внешние - это всё окружающее: условия, инвентарь, медали, грамоты, стипендии и т.п. Внешние награды призваны стимулировать воспитанника, если не хватает внутреннего импульса и подкрепления. Внутреннюю мотивацию можно вполне усилить через внешнюю, а вот в обратную сторону это срабатывает не всегда. Некоторые исследователи отмечают, что со временем любая внутренняя мотивация ослабевает, что вполне можно объяснить окончанием варианта предопределённости или отработки данного уровня и необходимости подниматься на следующий.

Тренеру желательно знать, что награда может рассматриваться с двух позиций: ценности и соответствия. Ценность характеризует важность, значимость и своевременность награды, отражая суть «иметь», «быть» и «стать». Для спортсмена это его мастерство и результативность (мастер спорта, чемпион, рекордсмен). А соответствие - это отражение ценности его ожиданиям и мировоззрению, например, желаемое место, признание и уважение окружающих, популярность и т.п. Важно отметить, что если ученик изначально не видит ценности в своем совершенствовании или не находит радости в тренировке и самореализации, то любые слова и действия его не замотивируют и эффективность деятельности часто будет невысокой. Тогда следует поговорить с ним о его интересах, предпочтениях и поддержать в их реализации, либо отправить к спортивному психологу.

Обобщая сказанное, считаем необходимым привлечь внимание ученых к проблеме предопределённости человека и скорейшему изучению программного обеспечения его жизнедеятельности для разумной и благополучной жизни. Нужен поиск критериев, позволяющих считывать одарённость на ранних этапах развития и жизни ребенка до процесса его проявления в жизни и создание условий в её реализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Карлышев В.М. Обоснование феномена предопределённости как основы для исследований благополучной жизни / В.М. Карлышев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 3(145) - С. 280-288.

2. Ковалёв СВ. Краткий курс благополучия. Самоучитель интегрального нейропрограм-мирования / С.В. Ковалёв. - Москва. : Перо, 2016. - 272 с.

3. Психология одаренности. От теории к практике / под ред. Д.В. Ушакова. - Москва : ПЕР СЭ, 2000. - 352 с.

4. Тиходеев О.Н. Психогенетика : учебник / О.Н. Тиходеев. - Москва : Академия, 2011. -

320 с.

5. Хокинс, Д. От отчаянья к просветлению. Эволюция сознания / Д. Хокинс. - Санкт-Петербург : ИГ «Весь», 2011. - 336 с.

6. Чиксентмихай, М. Поток : Психология оптимального переживания / М. Чиксентмихайи. - Москва . : Альпина Диджитал, 2011. -186 с.

REFERENCES

1. Karlyshev, V.M. (2017), "Justification of the phenomenon of predestination as the basis for research prosperous life", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 3 (145), pp. 280-288.

2. Kovalev, S.V. (2016), А Short course of well-being. Tutorial integrated neuroprogramming, Pero, Moscow.

3. Tikhodeev, O.N. (2011), Psychogenetics: textbook, Academy, Moscow.

4. Ushakov, D.V. (2000), Psychology of giftedness. From theory to practice : PER SE, Moscow.

5. Hawkins, D. (2011), From despair to enlightenment. Evolution of consciousness, Publishing group "Ves", St. Petersburg.

6. Chiksentmihayi, M. (2011), Potok : Psychology of optimal experience, Alpina Digital, Moscow.

Контактная информация: [email protected]>

Статья поступила в редакцию 04.12.2021

УДК 159.9

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ И КОНФЛИКТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЁЖИ В ОБЩЕСТВЕ

Койчуева Лида Махсютовна, кандидат психологических наук, доцент, Рахила Сегиду-ловна Акбашева, кандидат психологических наук, доцент, Аминат Исмаиловна Аджи-ева, старший преподаватель, Карачаево-Черкесский государственный университет им.

У.Д. Алиева, Карачаевск

Аннотация

Данная статья посвящена социально-психологическому и конфликтному поведению молодёжи в обществе. Тема статьи актуальна. Социальные конфликты выступают как столкновение, противостояние сторон, представляющих определенные группы со своими интересами, исчерпавших иные способы решения накопившихся социальных противоречий. Наиболее оптимальной формой разрешения социальных конфликтов является достижение консенсуса. Практическая значимость статьи заключается в том, что молодежь как политический лидер будущего в нашей стране играет элитарную роль в политических вопросах. Готовность молодежи участвовать в изменениях зависит от определенных социокультурных факторов. В этой связи в качестве примеров можно привести такие факторы, как ожидание недовольства в подростковом возрасте и влияние университета на его развитие.

Ключевые слова: конфликт, поведение, подростковый возраст, молодежь, политический лидер, общество.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p500-503

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

SOCIO-PSYCHOLOGICAL AND CONFLICT BEHAVIOR OF YOUTH IN SOCIETY

Lida Makhsyutovna Koichueva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Rakhila Segidulovna Akbasheva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, Aminat Ismailovna Adzhieva, the senior teacher, Karachay-Cherkessia State University named

after U.D. Aliev, Karachaevsk

Abstract

This article is devoted to the socio-psychological and conflict behavior of young people in society. The topic of the article is relevant. Social conflicts act as a clash, confrontation between parties representing certain groups with their own interests, who have exhausted other ways of solving the accumulated social contradictions. The most optimal form of resolving social conflicts is to reach a consensus. The practical significance of the article lies in the fact that young people, as the political leader of the future in our country, play an elite role in political issues. The willingness of young people to participate in change depends on certain sociocultural factors. In this regard, factors such as the expectation of discontent in adolescence and the influence of the university on its development can be cited as examples.

Keywords: conflict, behavior, adolescence, youth, political leader, society.

Общее положение молодежи влияет на его роль в эффективных социальных изменениях, например, высокий статус ведет к консерватизму. Даже если молодежь изолиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.