№ 4, pp. 86-92.
2. Boldov, A.S. (2021) "Possibilities of the key performance indicators system in the pedagogical activity of the universities' departments of physical culture and sport", Science and sport: current trends, Vol. 9, No. 2, pp. 40-47.
3. Boreiko, N.Yu. (2009) "Model of professional physical culture of a future engineer", Physical education of students, No. 4, pp. 22-30.
4. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Karpov, V.Yu., Sharagin, V.I. and Klimova, L.Yu. (2018) "Researching of the psycho-pedagogical higher education institution students' relation to the occupation of physical culture and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 350356.
5. Boldov, A.S., Firsin, S.A., Klimova, L.Yu., Shakirov, M.R. and Ivanov, D.A. (2019), "Study of the attitude of students to physical education and sports activities of the university managerial orientation", Physical culture and health, Vol. 69, No. 1, pp. 36-41.
6. Karpov, V.Yu., Okolelova, V.A. and Abramishvili, G.A. (2009), "Healthy lifestyle as global problem of the present", News of Sochi State University, No. 2 (8), pp. 161-169.
7. Petrenko V.F. (1983), Introduction to experimental psychosemantic: a study offorms of representation in ordinary consciousness, Publishing house of Moscow State University, Moscow.
8. Project "VAAL", available at: http://www.vaal.ru/index.php (accessed 19.10.2021).
9. Boldov, A.S., Gusev, A.V. and Karpov, V.Yu. (2017), "Phonosemantic analysis of the attitudes of psychology students towards physical exercise and sports", Materials of Economic and Social Development (Book of Proceedings), 25th International Scientific Conference on Economic and Social Development - "XVII International Social Congress (ISC-2017)", 30-31 October 2017, Moscow, pp. 364-370.
Контактная информация: boldovas@gmail.com
Статья поступила в редакцию 19.10.2021
УДК 159.923
ПРОГРАММЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И СПОРТСМЕНОВ
Владимир Михайлович Карлышев, кандидат педагогических наук, профессор, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск
Аннотация
В статье рассматривается с позиции «вакуумной» концепции предопределённости программный уровень жизнедеятельности человека, который управляет его всеми аспектами жизни. Раскрываются виды, цели и особенности программ и их влияния на происходящее и самого человека. Поскольку подсознательное на 96% определяет поведение человека, следовательно, человек живет во многом по программам, но по закону свободы выбора и воли может многое изменять в собственной жизни. Раскрыта иерархичность и соподчиненность программ. Объясняется, что знание программ личности помогает «читать человека», понять особенности её поведения, выбирать направления самореализации и самосовершенствования, в том числе и в спортивной деятельности. Поэтому желательно знать свои программы и следовать им, только тогда появляется качественная самореализация и возникает внутреннее благополучие. Высказывается мнение о необходимости сосредоточить усилия ученых на исследовании программного обеспечения человека.
Ключевые слова: «вакуумная» концепция, предопределённость, законы, запрограммированность, программа, цели, виды, свойства и особенности человеческих программ, направляющая, стимулирующая, контролирующая и регулирующая функции программ, иерархичность и соподчи-ненность программ, личность, индивидуальность, ситуации, условия, качества, сознание, уровень развития, самореализация, спортивное совершенствование, внутреннее благополучие.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p449-456
PROGRAMS IN THE LIFE OF A PERSON AND ATHLETES
Vladimir Mikhailovich Karlyshev, the candidate of pedagogic sciences, professor, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
Abstract
The article examines from the position of the "vacuum" concept of predetermination the program level of human life, which controls all aspects of the life. The types, goals and features of programs and their influence on what is happening and the person himself are revealed. Since the subconscious determines human behavior by 96%, therefore, the person lives largely according to the programs, but according to the law of freedom of choice and will, the person can change a lot in the own life. The hierarchy and subordination of programs are revealed. It is explained that knowledge of personality programs helps to "read a person", to understand the peculiarities of the behavior, to choose directions of self-realization and self-improvement, including in sports activities. Therefore, it is advisable to know the programs and follow them, only then high-quality self-realization appears and inner well-being arises. An opinion is expressed about the need to focus the efforts of scientists on the study of human software.
Keywords: "vacuum" concept, predetermination, laws, programming, program, goals, types, properties and features of human programs, directing, stimulating, controlling and regulating the functions of programs, hierarchy and subordination of programs, personality, individuality, situations, conditions, qualities, consciousness, level of development, self-realization, sports improvement, inner well-being.
ВВЕДЕНИЕ
То, что человек во многом запрограммирован, известно давно. Предопределённость легко укладывалась в теологическую концепцию. Об этом писали древние философы и ученые, опираясь на теорию Божественного происхождения. В более позднее время и со сменой парадигмы на научную (Дарвиновскую), эти знания трансформировались в объяснение инстинктивного. Но нетрадиционные взгляды всегда утверждали некую предопределённость человека (условия, обстоятельства, время, судьба и т.п.). Так, в трудах П. Успенского ещё в начале прошлого столетия было написано и раскрыто, что согласно учению Г. Гурджиева, человек машина, которая живет по программам и мало что может изменить в своей жизни. Для этого он должен подняться в развитии до определённого уровня: проснуться, стать осознанным, просветлённым. Эта тема встречается и во многих зарубежных трактатах народностей и культур (труды Кастанеды, Лампсанг Рампы и др.).
В современной реальности появились новые парадигмы: квантовая, вакуумная, струнная и др. Коротко представим основы «вакуумной» концепции, предложенной Г.И. Шиповым (1993) в русле человеческой жизни, предложенной нами [1, С. 16]. Человек приходит в материальный мир уже в определённые условия (мир, страна, нация, родители, окружение, условия и т.п.), с определёнными возможностями (гены, пол, конституция, задатки и т.п.) и сценарием, которые составляют основу - карту, образ (сюжет), голограмму настоящей и будущей его реальности (жизни) (7 уровень). Всё в мире подчиняется законам (6 уровень), которые обеспечиваются программами (5 уровень), поддерживающими выполнение планируемого. Они и есть алгоритм развития в соответствии с индивидуальностью и коридором возможностей в первичном образе (4 уровень). В программу включена вся совокупность ситуаций и состояний, помогающих регулировать стиль существования (3 уровень). Программа выражает ряд последовательных действий, задающих направление развития, в котором человеком выбирается один из вариантов в каждый конкретный момент существования. На этой основе, как утверждают некоторые психологи (Э. Берн, В. Н. Дружинин, Н.Н. Алентова и др.), формируется жизненный сценарий человека, чаще сформированный и закреплённый в детстве (включение варианта программы в действие). Обеспечивается и поддерживается вышеуказанное определёнными функциями клетки, органов, систем, тела (2 уровень), психики и личности (разные уровни энергии и уровни системности и проявленности), работающих по собственным программам. Проявленной (видим, слышим и т.п.) для человека реальность становится в процессе восприятия, поведения личности и деятельности тела (1 уровень) в виде ощущений, реакции, речи, движения, действий, обеспеченных подсознанием (на 95%) и в малой степени сознанием (менее 5 %).
Попробуем разобраться в пятом уровне предложенной концепции предопределённости - его программном обеспечении. В своей работе мы уже коротко описали особенности программного обеспечения человека на всех уровнях (телесном, функциональном, психическом, личностном и социальном) [3, С. 31-40].
В данной статье попытаемся раскрыть виды и особенности программ и программного обеспечения в жизни человека с разных точек зрения, поскольку каждая из них раскрывает определённые грани знания в заявленной проблеме.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Научная парадигма пока не касается глубоко данной темы из-за неготовности зафиксировать и читать программное обеспечение человека. Хотя имеются работы, раскрывающие эти вопросы в биологических науках [7]. О.Н. Тиходеев в учебнике «Психогенетика» (2011) заключает, что у науки на этапе научного синтеза появится понимание, что развитие и изменения всего регулируются законами и программами, зависимыми не от условий, а от согласованности всех систем организма и психики в целом [7, С. 271]. И далее «соответственно мы вправе ожидать... этапа научного синтеза. Он позволит вычленять ключевые генетические программы, контролирующие формирование психологических признаков человека и существенно приблизиться к пониманию человеческой психики во всём разнообразии её индивидуальных проявлений» [7, С. 272].
Психологические исследования все больше склоняются к данной теме и рассматривают эти вопросы через призму судьбы, жизненного сценария и т.п. Именно психологии в этом вопросе предстоит доказать своё первенство, поскольку ей придется расшифровывать жизненные программы человека, которым подчиняются все остальные в его теле и психике, конечно, с помощью специалистов других наук. Сейчас активно развивается экзистенциональная психология, пытающаяся описать указанные аспекты.
Теологический подход полностью подтверждает предопределенность и запрограммировать Божественной Волей. Поскольку знать её нам не дано, то можно условно принять это как запрограммированную свыше жизнь для обеспечения жизни Высших существ и своего развития до «образа и подобия».
Согласно эзотерическому взгляду, каждый человек на Земле развивается на основе своих личных программ соответствующего уровня, до которого поднялся в прошлой жизни. Для земного плана разработаны 10 типов программ, каждая из которых подразделяется на 10 подуровней и способствует становлению соответствующей уровневой индивидуальности, которая и важна для Вселенной [6].
Заметьте, что каждый взгляд не столько противоречит другому, сколько раскрывает одну из граней реальности и дополняет её осмысление в общем, выделяя при этом свои ключевые аспекты понимания в конкретном вопросе. Это также, как глядя на реальность из окна дома в зависимости от его ориентации (восток, запад), уровневости (с какого этажа) и качества видимости (зрение, бинокль), все видится несколько по-своему.
Перейдём непосредственно к заявленной теме. Программа - это последовательность определённых действий, приводящая к планируемому результату (словарь Брокгауза). Она диктует что, как и в каком количестве должен сделать человек. Развитие по программе соответствует законам на всех уровнях и способствует более качественному развитию самого человека. Говоря образно, человеческая программа представляет собой ленту с записью событий жизни, в которых должен участвовать человек в процессе своей эволюции. Программы заставляют нас добиваться нужного уровня освоения реальности (знаний, умений, навыков, способностей) и набора конкретных качеств, повышать свой потенциал сознания и уровень развития. Они относятся к пятому уровню предопределённости, управляют деятельностью и реализацией остальных нижних уровней [1, 5].
Остановимся на целях, видах, особенностях и свойствах программ. Как управленческая часть, она закладывается в любую форму, не только человеческую, благодаря ко-
торой каждый вид (рыба, птица, животное, человек) реализуется в определённой среде, месте, условиях и выполняет свои функции.
Цель программ заключается в направляющей, стимулирующей, контролирующей и регулирующей функциях. Они задают стиль поведения индивида, обеспечивают работу его функций и определяют целевую реализацию, в процессе которой и строятся качественные накопления во всех уровнях человеческой индивидуальности (телесной, психической, личностной). Программа как управленческое начало выступает в качестве помощника на начальных этапах развития человека, обеспечивая его разумную жизнедеятельность (все инстинкты), способствуя накоплению необходимого внутреннего содержания (качеств), которое начинает в дальнейшем самостоятельно творить свою реальность.
Программы запускают, контролируют и регулируют процессы в теле, психике и личности человека до определённого уровня развития нужных для него способностей и качеств, а затем сами качества, обретя соответствующую силу, начинают управлять поведением человека. Рассмотрите сами поведение доброй и злой личности, и это поможет понять, как качества влияют на поведение и жизнедеятельность человека.
Каждому организму, явлению, процессу свойственны свои программы, соответствующие их уровню развития и направления совершенствования. Следовательно, программ множество. Чем большую и системную конструкцию возьмём (орган, система (например, дыхательная), тело, личность, душа), тем более емкие системные программы можно понять, и тем сложнее их прочитать. Отсюда, важно и желательно понять задачи и направления самореализации человека в профессии, жизни и спорте.
Все программы условно можно подразделить на общие и частные, высокие и низкие, временные и постоянные. Выделяют низкие, средние и высокие по уровню развития (частоте вибраций), по широте и глубине влияния - общие и частные. По времени воздействия подразделяются на временные и постоянные. Общие программы (на разных уровнях понимания: видовые, родовые, человеческие, земные, космические, вселенские) обеспечивают единое функционирование и единую целостность общего через цепь последовательных действий, реакций, событий, связанных воедино временем для совершенствования [5].
Программы иерархичны. Более низкие и частные всегда подчиняются высоким и общим, обеспечивая их реализацию и согласовывая с ними направление изменений. Все, что не соответствует общему и высокому, просто блокируется или не выполняется. Существуют общие и частные программы на каждом уровне и подуровне развития. Каждый уровень программ задает характер ситуаций и условий, в которых будет или совершенствуется человек.
Программы заставляют совершенствоваться в конкретных условиях через преобразование одних энергий в другие. Сами условия, в которых родился и находится человек, обеспечивают ему определённый коридор возможностей и задач, в которых он может и должен совершенствоваться (город-деревня, в достатке-бедности, в уровне образованности, в профессии, виде спорта и т.п.) и помогают развивать соответствующие способности и качества.
Выбор в ситуации способствует набору положительных или отрицательных энергий, симбиоз которых и проявляется в соответствующих состояниях и способностях человека. Поскольку внутренний мир невидим, то именно совершенствование способностей и качеств и их уровень развитости и проявления определяют включение соответствующих программам жизненных ситуаций, которые помогают развиваться, если действия соответствуют уровню развития или заставляют страдать в случае деградации. Программы помогают человеку быстрее решать насущные задачи и когда он это делает в русле запрограммированного, то получает максимальное удовлетворение и внутреннее благополучие. Именно эти состояния и являются подсказчиками верных действий.
Человеку пока не дано напрямую узнать свои программы и судьбу, поскольку тогда он не будет учиться выбору, осмыслению, пониманию и развитию сознания и нужных для него качеств. Только в процессе реализации программ он думает, размышляет, пытается делать разумный выбор, творит себя и окружающее в нужном ему и программе направлении. Через внешние действия и реакции человек совершенствует свой внутренний мир (опыт, знания, умения, навыки, способности и качества).
Биологические науки пытаются многое объяснить генетическими исследованиями. Исследования генетического кода пока находятся в стадии изучения. В интервью профессора Сколковского института науки и технологий Константина Северинова «Нет гена зависимости, как нет гена шизофрении» указывается сложность таких исследований и необходимость ориентации на этические нормы. На наш взгляд, ученым необходимо заняться научным подходом к расшифровке программ, о чем открыто намекает О. Н. Тихо-деев в своей работе, но пока ученым, видимо, непонятно, как это сделать.
Частная программа - индивидуальная программа развития кого (например, любого живого существа) или чего-либо (например, любого органа и системы организма), обеспечивающая совершенствование с учетом индивидуальных особенностей. Включает совокупность состояний и ситуаций, обеспечивающих стиль существования, и выражает ряд последовательных действий, задающих направление развития, в котором человеком выбирается один из вариантов. Отдельные самостоятельные программы имеют каждая клетка тела, органа и тканей, молекулы и атомы, а также их составляющие [7].
У физического тела свои программы, которые управляют от зачатия до смерти. Общими с точки зрения науки для всех видов являются две программы, сформулированные ею: самосохранения и продолжения рода. Первая работает всю жизнь, предупреждая и страхуя от незнания предопределённости либо постоянно, либо временно в определённых ситуациях. Выражается это и в личностных особенностях человека как личностная или ситуативная тревожность. Вторая включается с определённого возраста и в конкретном отключается. Примером временных программ могут служить врождённые инстинкты (дыхательный, сосательный, двигательный и др.), обеспечивающие выживание на первых этапах жизни человека, а позднее включаются адаптационные. У одних людей программа продолжения рода работает с подросткового возраста и до глубокой старости, у других регламентирована определённым временным отрезком времени.
Любая форма несет определённую предсказуемость. По телесным формам можно во многом относительно точно предсказать особенности личности, её поведения и жизнедеятельности вплоть до простейших жизненных задач каждого человека [1].
Каждый орган имеет свои программы как общие (читаемые по значению его в деятельности организма и функциям) и частные по видам и особенностям расположения, структуры и деятельности. Все программы внутренних органов и систем подчиняются программам физического тела в геномном коде, который пока рассматривается в структурном, содержательном и динамическом проявлении функций, но не в программном варианте. В этом и кроется на наш взгляд, проблема генетиков и биологов, которые пытаются объяснить телесные процессы и состояния, а через них поведение, но на самом деле они во многом определяются и регулируются более высокими программами (личностными и жизненными) [1, 4].
Частные мини программы подчиняются более общим, но каждая обеспечивает и выполняет свою функцию. Это легко увидеть в работе конкретных клеток, органов и систем организма и каждом элементе психики (память, внимание, мышление и т.п.) и личности (свойства, темперамент, характер и т.п.) [4].
При детальном рассмотрении формы (животного, человека) число программ резко возрастает и их взаимодействие сложно представить и описать. Поэтому следует ориентироваться на уровень развития и сочетание главных программ, свойственных виду. Именно эти вопросы пока находятся в стадии исследования в биологии и психологии.
Биологическими науками они объяснены быть не могут (в лучшем случае опишут происходящие изменения или создадут модели взаимодействия, приписав происходящее определённому признаку или проявлению (свойству гена, феромону, обстоятельствам и т.п.)). По сути, сам ген является элементом предопределённости на биологическом уровне и до сих пор не расшифрован полностью [7].
Программное обеспечение человека скорее находится на глубинном уровне (в подсознании), границы и содержание которого до сих пор полно не описаны, поскольку это условное понятие принято для объяснения не всегда понятного и невидимого. Оно включает и обеспечивает жизнедеятельность человека, заставляя выполнять определённые функции и совершенствоваться в процессе жизнедеятельности. Следовательно, отдельные особенности человека дают подсказку о наличии определённых программ и направлений самореализации. Так условные свойства экстра или интроверсии, позволяют понять с каким количеством людей человеку желательно взаимодействовать, в каком по численности окружении находиться. По темпераменту - регламентируется и считывается стиль поведения, по характеру - качество взаимодействия с окружающим миром (добрый, жадный) и т. п.
В спорте программное обеспечение проявляется в соответствии индивидуальности спортсмена выбранному виду спорта. Только наличие соответствующих психологических свойств, процессов, особенностей, качеств и состояний спортсмена специфическим условиям спортивной деятельности и особенностям избранного вида спортивной специализации позволят быстро и эффективно прогрессировать, что называют одарённостью и талантом. Об этом говорят опытные тренеры и психологи, разрабатывая модели и психоспортограммы, чтобы сделать более управляемым процесс спортивной подготовки. Например, специфика различных видов спорта требует развития конкретных волевых качеств спортсмена (в боксе, прыжках в воду или с трамплина - смелости и решительности, в длительных циклических видах - настойчивости и упорства и т.п.). Сама деятельность и ситуации в ней влияют на особенности их развития и проявления в специфических условиях спортивной деятельности [3]. Во многом волевые проявления связаны с врожденными особенностями натуры человека, глубинной составляющей, которой являются инстинкты, но и они подсказывают нравственный путь совершенствования. О нравственной составляющей воли хорошо написано в работе Е. П. Ильина.
Пока известно несколько подходов к частичному решению проблемы. В психологии имеется концепция инстинктов, предложенная В. И. Гарбузовым (1992), согласно которой у человека семь основных инстинктивных программ, определяющих особенности адаптации, поведения, характера, взаимоотношений и даже первичную специализацию в жизни. Автором выделяются семь инстинктов человека: самосохранения, продолжения рода, альтруизма, исследовательский, лидерства, свободы, сохранения достоинства. Первые два управляют выживанием, четвертый и пятый - направлением самореализации, шестой и седьмой - личностным проявлением и путями развития, а третий - духовным совершенствованием. Сочетание этих инстинктов и их соподчиненность формирует огромное многообразие личностного поведения, которое может быть частично объяснено соответствующим уровнем знаний. Это программы приспособления, мировосприятия и мироотношения, определяющие адаптацию индивида в окружающей среде и жизни в целом. По сути, инстинкты определяют сущностную основу личности, формируя ее взаимоотношения с миром на основе наследственной информации и программного обеспечения. Зная эти особенности личности, можно определённо предсказать направления её самореализации в жизни и спорте. Это реально отслеживается во время проведения сеанса личностной психотерапии. Интерес к данной проблеме обусловлен тем, что исследования в этом направлении в спорте единичны. Двадцатилетние исследования по данной концепции только помогли утвердиться в её разумности и действенности [3]. Практический аспект данных исследований весьма высок. Можно констатировать, что, зная опре-
делённые программы спортсмена, заранее можно выделить личностные особенности, за счет которых будут идти изменения в спортивном совершенствовании и на этой основе индивидуализировать многолетнюю подготовку спортсмена. Следует понимать, что многие физиологические параметры напрямую обусловлены психическими особенностями и программным обеспечением психики и личности спортсмена и с ними согласуются. В спорте высших достижений себя может проявить только тот спортсмен, психологические качества, свойства и состояния которого соответствуют специфическим условиям спортивной деятельности и особенностям избранного вида спортивной специализации или он нарабатывает эти способности в процессе титанического труда, т.е. соответствующие конкретным его программам и предопределенности или самопрограммированием и развитием. Многие негативные аспекты в процессе спортивного совершенствования тогда можно предвосхитить и избежать, но доказать это возможно только в процессе реализации жизненного и, как следствие, спортивного сценария (удачно, не везёт) [3].
При переходе на новый уровень развития или жизненный этап человеку не дано понять, какие качества ему необходимо развивать для своего прогрессирования и в этом ему помогают жизненные ситуации, которые подталкивают к определённым действиям и поведению. Для этого достаточно посмотреть в ютубе высказывания самих участников или почитать информацию о них на вокальных, музыкальных, профессиональных, спортивных и других конкурсах и соревнованиях, которые активно представлены в СМИ. Они подтверждают это, рассказывая, как на внешнем уровне - ситуация, обстоятельства, а на внутреннем - желание, интерес или их совместное воздействие заставили их совершенствоваться в нужном направлении.
Чем более общая (высокая) программа дана человеку, тем больше свободы ему дано в реализации, но согласно свободе выбора, и тем строже и жестче контроль за его правильностью выбора и исполнения. Поэтому человек давно пытается понять своё предназначение и свою миссию, которые могут подсказать пути самореализации и понимаются конкретнее с уровня осмысления своих общих программ. В связи с этим, мы должны радоваться программному обеспечению, которое помогает нашему становлению в детстве и разумному совершенствованию во взрослой жизни, и тому, что нас направляют и помогают в развитии; и нам надо быть благодарными за подсказки, которые мы должны научиться читать и понимать. Тем более что, согласно эзотерическим взглядам, от выполнения индивидуальных жизненных программ зависит качество и проблемность следующего воплощения.
Обобщая сказанное, на наш взгляд, следует активнее заняться исследованиями программного обеспечения человека, и тогда возможна более качественная психологическая помощь человеку, которую часто пока выполняют астрологи и нумерологи, используя технологии древних и современных вариаций. Исследования в этом направлении будут способствовать более качественной жизнедеятельности каждого человека на основе учета программных подсказок и более быстрому его совершенствованию в конкретных видах деятельности и качествах личности. На наш взгляд, это одна из главных задач психологии XXI века.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карлышев, В. М. Субъективный и объективный язык телесности: монография / В. М. Карлышев. - Челябинск : Уральский гос. ун-т физ. культуры, 2020. - 146 с.
2. Карлышев В.М. Подходы к пониманию и исследованию предопределённости в жизни и спорте / В.М. Карлышев // «Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 9. - С. 374-381
3. Карлышев, В.М. Психология спорта : осмысление реальности : учебное пособие / В.М. Карлышев, Ю.Н. Подгорная. - Челябинск : Уральский гос. ун-т физ. культуры, 2018. - 118 с.
4. Ковалев, С.В. Психотерапия личной истории : Психотехнологии изменения прошлого и создания будущего / С.В. Ковалев. - Москва : Московский психолого-социальный институт, 2008. -
232 с.
5. Секлитова, Л.А. Словарь космической философии / Л.А. Секлитова, Л. Л. Стрельникова. - Москва : Амрита-Русь, 2008. - 304 с.
6. Создание души / Л.А. Секлитова, Л. Л. Стрельникова. - изд. 2-е, испр. - Москва : Амри-та-Русь, 2011. - 423 с.
7. Тиходеев, О.Н. Психогенетика : учебник / О. Н. Тиходеев. - Москва : Академия, 2011. -
320 с.
REFERENCES
1. Karlyshev, V.M. (2020), Subjective and objective language of corporeality: monograph, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk.
2. Karlyshev, V.M. (2019), "Approaches to understanding and researching predetermination in life and sport", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (175), pp. 374-381.
3. Karlyshev, V.M., Podgornaya Yy.N. (2018), Psychology of sport: comprehension of reality: textbook allowance, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk.
4. Kovalev, S.V. (2008), Psychotherapy of personal history: Psychotechnology of changing the past and creating the future, Moscow Psychological and Social Institute, Moscow.
5. Seklitova, L.A. (2008), Dictionary of space philosophy, Amrita-Rus, Moscow.
6. Seklitova, L. A. (2011), Creation of the soul, Amrita-Rus, Moscow.
7. Tikhodeev, O. N. (2011), Psychogenetics: textbook, Academy, Moscow.
Контактная информация: vkar52@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 23.10.2021
УДК. 159.9.072
ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К РИСКУ ПО МЕТОДИКЕ
ШУБЕРТА
Анна Юрьевна Липовка, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Али Княз оглы Намазов, кандидат физико-математических наук, доцент, Кязым Алиевич Намазов, студент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург; Лев Валерьевич Шамрай, кандидат педагогических наук, доцент, Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени И. П. Павлова, Санкт-Петербург; Шокир Улугбек угли Бобо-жанов, студент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-
Петербург
Аннотация
Статья содержит результаты изучения готовности студентов различного уровня спортивной подготовленности к риску. Введение. Изучение готовности студентов к риску является актуальной темой и целью данной работы. Оно позволяет сопоставить полученные данные между группами студентами, которые занимаются спортом по общеобразовательной программе и студентами-спортсменами. Цель исследования: определить уровень готовности к риску студентов - спортсменов и студентов не спортсменов. Методика и организация исследования. Объект исследования -студенты 2-4 курсов, обучающиеся по программе бакалавриата. Всего в исследования приняло участие 100 студентов в возрасте от 18 до 25 лет, поделённых на 2 группы: первая группа численностью 50 человек занимаются спортом по общеобразовательной программе, а другая группа также численностью 50 человек, являлась членами сборной Санкт-Петербургского Политехнического Университета Петра Великого по единоборствам. Предметом исследования послужила готовность студентов к риску. Для исследования использовалась методика диагностики степени готовности к риску Г. Шуберта. Результаты исследования и их обсуждение. В целом, по итогам проведенного нами исследования удалось изучить особенности готовности к риску у студентов, в зависимости от степени профессионализма занятия спортом, выделить сформированность стремления к риску, выявить степень готовности к риску. Выводы. Общий итог эмпирического исследования показал, что