Научная статья на тему 'Обоснование феномена предопределённости как основы для исследований благополучной жизни'

Обоснование феномена предопределённости как основы для исследований благополучной жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
823
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДОПРЕДЕЛЁННОСТЬ / ЗАПРОГРАММИРОВАННОСТЬ / ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ / СУДЬБА / ЗАКОН / ПРОГРАММА / ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ / БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карлышев Владимир Михайлович

В статье предлагается и разбирается уровневая модель предопределённости в жизни человека, объясняющая особенности поведения, свободы воли и судьбы человека, а также частичная запрограммированность на физическом, психическом и социальном уровне, влияющих на его благополучие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Predetermination phenomenon study as the basis for research of prosperous life

The level model of predetermination in human life is offered and analyzed in the article, explaining the features of the behavior, free will and destiny of man, as well as a partial predisposition of the physical, mental and social level that affects well-being.

Текст научной работы на тему «Обоснование феномена предопределённости как основы для исследований благополучной жизни»

ность», показатели депрессии (p<0,05), у девушек - тревожности и ипохондрии (p<0,05). Различия средних величин остальных показателей невротизации статистически незначимы. Таким образом, среди наиболее характерных черт психоэмоционального «портрета» студентов, I курса технического вуза выявлены:

1. Высокий уровень ЛТ и РТ и склонность к невротизации, что является предпосылкой к стрессовой готовности, причём у студентов специальности «Архитектура» эти признаки ярче выявлены;

2. Различия психоэмоционального статуса в связи с половой принадлежностью во многом определяют стереотип гендерного поведения;

3. Выявление несоответствия между характеристиками психоэмоционального статуса студентов-первокурсников и особенностями организации учебного процесса на модельных специальностях, требованиями, предъявляемыми будущей профессиональной деятельностью, может определить необходимость коррекционных воздействий на наиболее «управляемые» свойства личности, в том числе средствами физической культуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жук, Е.Г. Здоровье населения: научно-теоретические основы // Гигиеническая наука и практика на рубеже 21 века : материалы IX Всерос. съезда гигиенистов и санитарных врачей / под ред. А.И. Потапова, Г.Г. Онищенко. - М. : [б.и.], 2001. - Т. 1. - С. 434-438.

2. Кутепов, Е.Н. Сравнительная оценка психодиагностических методик, применяемых при изучении психологического статуса населения / Е.Н. Кутепов, Ж.К. Чарыева, И.В. Варфоломеева // Гигиена и санитария. - 1999. - № 3. - С. 68-71.

3. Психологический портрет студента как здоровьесберегающая основа социально-гигиенического мониторинга / К.С. Жижин, И.С. Дронов, А.Р. Квасов [и др.] // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодёжи в 21 веке : материалы международ. конгресса. - М : [б.и.], 2004. - Ч. 1. - С. 392.

4. Трутнева, Е.А. Медико-биологическая оценка морфофункционального и психологического статуса студентов с отклонениями в состоянии здоровья : автореф. дис. ... канд. мед. наук / Трутнева Е.А. - Рязань, 1999. - 24 с.

REFERENCES

1. Djuk, E.G. (2001), "Health of the population: scientific-theoretical bases", Hygienic science and practice at the turn of 21 century: materials IX of All-Russian congress of hygienists and health officers, Vol. 1, Moscow, pp. 434-438.

2. Kutepov, E.N., Charyeva, Zh. K. and Varfolomeyeva, I.V. (1999), "Comparative assessment of the psychodiagnosis techniques applied when studying the psychological status of the population", Hygiene and sanitation, No. 3, pp. 68-71.

3. Zhizhin, K.S., Dronov, I.S., Kvasov, A.R. and etc. (2004), "Psychological portrait of the student as health saving basis of social and hygienic monitoring", Health, training, education of children and youth in the 21st century: material international congress, Part 1, Moscow, pp. 392.

4. Trutneva E.A. (1999), Medical-biological assessment of the morphofunctional and psychological status of students with deflections in the state of health, dissertation, Ryazan.

Контактная информация: Gemanik@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2017

УДК 159.923

ОБОСНОВАНИЕ ФЕНОМЕНА ПРЕДОПРЕДЕЛЁННОСТИ КАК ОСНОВЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ БЛАГОПОЛУЧНОЙ ЖИЗНИ

Владимир Михайлович Карлышев, кандидат педагогических наук, профессор,

Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

В статье предлагается и разбирается уровневая модель предопределённости в жизни человека, объясняющая особенности поведения, свободы воли и судьбы человека, а также частичная

запрограммированность на физическом, психическом и социальном уровне, влияющих на его благополучие.

Ключевые слова: предопределённость, запрограммированность, детерминированность, судьба, закон, программа, жизненный сценарий, благополучие.

PREDETERMINATION PHENOMENON STUDY AS THE BASIS FOR RESEARCH

OF PROSPEROUS LIFE

Vladimir Mikhailovich Karlyshev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Annotation

The level model of predetermination in human life is offered and analyzed in the article, explaining the features of the behavior, free will and destiny of man, as well as a partial predisposition of the physical, mental and social level that affects well-being.

Keywords: predetermination, predisposition, determinism, fate, law, program, life script, well-

being.

Анализируя жизнь и сорокалетний педагогический опыт, непроизвольно задумываешься о некой предопределённости нашей жизни и происходящего. Об этом говорят работы некоторых маститых ученых (Н.Н. Мосеев) [13], высказывания выдающихся спортивных наставников (А.Я Гомельский (баскетбол), А.В. Тарасов (хоккей), И.А. Винер-Усманова (художественная гимнастика)), писателей, режиссеров, артистов и научные исследования психологов (В.В. Дружинин, Р.М. Загайнов, С.В. Ковалев) и др.

Появляется множество фактов подтверждающих предопределённость и запрограммированность человека к конкретной деятельности (спортивной, педагогической, технической и т.п.), стилю жизнедеятельности и жизни в целом (у психологов это называется судьбой или жизненным сценарием) [3, 6, 9, 17].

Понятия предопределённость, зависимость, детерминированность, запрограммированность, судьба часто рассматриваются близкими по смыслу, но отражающими различные аспекты и уровни управления реальностью. Само понятие предопределённости до недавнего времени в науке считалось нежелательным и даже предосудительным и заменялось синонимами, так как связывалось с божественной обусловленностью и детерминированностью поведения человека. В более широком смысле это понятие замещено понятием судьба - «предопределенность событий и поступков человека...» [17], «сюжетная линия жизни, обусловленная неизбежностью, но и выбором человека»[15].

Скудность информации о предопределённости позволяет нам самим сформулировать смысловые грани значения этого слова на основе ключевых характеристик, представленных в литературе, и на этой основе определить цель данного исследования.

Цель исследования - разработать и обосновать модель жизненной предопределённости человека.

На основе анализа содержания словарей и определений разных авторов предопределённость жизненная - это сложившаяся система обстоятельств, предопределяющих поведение и деятельность человека; направляющая внутренняя сила, заставляющая реа-лизовываться по намеченному пути (программе); а также неизбежность событий, в которых лично человеку в рамках свободной воли суждено выполнить предназначенное и реализоваться в рамках доступных ему возможностей и способностей. По сути - это образ ситуации, которая произойдет (определённость), но в будущем (перед тем как станет явью, воплотится в реальности) при некоторых усилиях и выборах самого человека, в конкретных условиях и обстоятельствах, заставляющих реализовываться его соответствующим образом, хотя возможны варианты выбора в рамках запланированного.

Рассматривая данный термин, мы непроизвольно касаемся таких понятий как закон, программа и запрограммированность. Уверены, что все знают о существовании законов в мире, которым подчиняется всё окружающее, иначе бы существовал хаос. Закон

- это потенциальная формула будущих действий, заключённых в рамках строгих ограничений и уровневая преобразующая энергия закономерных действий, обеспечивающих определённый результат. Законы управляют всеми процессами, поддерживая единство и целостность во вселенной [15]. Законы по степени воздействия бывают всеобщие (вселенские, космические), разноуровневые (галактические, солнечной системы, для земли и определённого её слоя) и частные (конкретной науки, общества, группы людей) [15].

Составными элементами закона, формирующими окружающую действительность, являются программы, его обслуживающие, которые формируют устойчивую связь, обеспечивающую течение всех процессов в рамках планируемого. Программа (от греч. -объявление, распоряжение) - алгоритм развития какого-либо процесса в отведенном временном отрезке. Они бывают общие и частные. Общие программы (на разных уровнях понимания: видовые, родовые, человеческие, земные, космические, вселенские) обеспечивают единое функционирование и единоцелостность общего через цепь последовательных действий, реакций, событий связанных воедино временем для совершенствования [15].

Частная программа - это индивидуальная программа развития кого (например, любого живого существа) или чего-либо (например, любого органа и системы организма), обеспечивающая совершенствование с учетом индивидуальных особенностей. Включает совокупность состояний и ситуаций, обеспечивающих стиль существования, и выражает ряд последовательных действий, задающих направление развития, в котором выбирается один из вариантов. На этой основе, как утверждают некоторые психологи (Берн А., Дружинин В.Н. и др.) формируется жизненный сценарий человека [1, 6].

Главный вопрос, который возникает при мысли о предопределённости жизненного пути - существует ли и возможна ли свобода воли самого человека? Если всё предопределено, тогда зачем человеку жизнь, и как мы можем что-либо планировать в ней? Вопрос снимается, если допустить, что предопределены только основные узловые моменты и направления самореализации в жизни. Между ними допускаются различные варианты реализации, так как существуют разные уровни предопределённости. Исходя из этих определений, мы предлагаем рассмотреть модель предопределённости (таблица 1) с её содержанием на разных уровнях. Научную основу построения данной модели составила методология осуществления замысла Ковалева С. В. [9, с. 256].

Таблица 1 - Уровни и содержание предопределённости жизни человека

Уровни предопределённости Уровни внутренней и внешней реальности Уровневые составляющие и характеристики

Полевой Сознание и поле сознания замысел (образ)

идеи (теории, концепции)

Закономерный Судьбоносный законы (вселенские, уровневые, человеческие)

Программный Программный программы (астрологические, нумерологические, математические)

Обусловленность Личностный, мировоззренческий убеждения

ценности

самооценка

характер

Детерминированность Сущностный, психический задатки

темперамент

СНС

инстинкты

Данность Телесный, биологический конституция

функциональный

биохимический

генетический

Уровни предопределённости Уровни внутренней и внешней реальности Уровневые составляющие и характеристики

Зависимость Внешний, проявленный условия

окружение

обстоятельства

среда

Как показано в таблице 1, внешняя реальность (условия, окружение, обстоятельства, ситуация) существенно определяет наше поведение и самореализацию в жизни. Любые из четырех представленных составляющих могут кардинально изменить наше поведение. Но при этом их относительная временная устойчивость (в короткие промежутки времени) и даже определённая предсказуемость (работа, дом, семья...) позволяют нам делать какие-то выборы, что кажется нам некоей свободой выбора и свободой воли (мне так хочется), позволяющих самому прожить жизнь по-своему. Но это более проявление зависимости от внешнего (культура, нормы, условия, близкие), а не нашей свободы воли.

Биологические науки указывают, что вся биологическая информация записана в физическом теле, а именно в генах (ДНК), определяющая особенности его работы и обеспечивающая реализацию человека во внешнем мире. На это указывает согласованная деятельность всех систем организма, вплоть до любой клетки и всех её элементов, а также гомеостаз, как регулирующий механизм и критерий программного обеспечения в биологических системах. При любом сбое программы или несоответствии процесса запланированному, происходят серьёзные проблемы в теле (болезни) и изменения в жизни человека (стиль и образ жизни).

Обобщая биологические исследования в русле психогенетики, Тиходеев О.Н. в 2011 году заключает, что «.развитие каждой структуры контролируется достаточно большим количеством генов: настолько большим, что счет идёт на десятки. Эти гены находятся в тесном функциональном взаимодействии, обеспечивая четко скоординированную генетическую программу (выделено автором здесь и далее по тесту), основанную на принципах каскадной регуляции. Таким образом, развитие каждой конкретной структуры контролируется не отдельными генами, а целой программой. Добавим, что некоторые программы взаимодействуют друг с другом. В результате развития структур организма происходит не строго независимо, а согласованно» [16, с. 272].

В качестве доказательства Тиходеев О.Н. отмечает, что «импульсы формируются быстро - за тысячные доли секунды с момента восприятия нейроном соответствующего сигнала. Это значит, что все необходимые для импульса белки уже синтезированы и только «ожидают» своей активизации. И действительно, все без исключения нервные импульсы, от каких бы чувствительных нейронов они не исходили и каким бы исполнительным клеткам не предназначались, осуществляются по принципу каскадной активации белков» и далее «. большинство участвующих в импульсе белков активизируется за счет изменений мембранного потенциала клетки» [16, с. 64].

Именно об этом подробно пишет биолог, доктор философских наук Брюс Липтон. Изучая клетку, он пришел к пониманию, что существует даже «клеточный биокомпьютер»: ядро клетки - своего рода съёмный диск-носитель информации, на котором записаны ДНК-программы, кодирующие производство белков. Но центральным процессором клетки является не ядро, в котором содержатся гены. Данные вводятся в клеточный «компьютер» посредством мембранной белков-рецепторов-клеточной «клавиатуры», а они в свою очередь приводят в действие мембранные белки-эффекторы, которые играют роль «центрального процессора». Этот процессор преобразует информацию, поступающую из окружающей среды в язык поведения клетки, т.е. в каждой клетке мембрана управляет деятельностью и сознанием клеток [11, с.75].

Тиходеев О.Н. говорит о том, что у науки на этапе научного синтеза появится понимание, что развитие и изменения всего регулируется законами и программами, зависимыми не от условий, а от согласованности всех систем организма и психики человека в

целом. [16, с. 271]. И далее «соответственно мы вправе ожидать этапа научного синтеза. Он позволит вычленять ключевые генетические программы, контролирующие формирование психологических признаков человека и существенно приблизиться к пониманию человеческой психики во всём разнообразии её индивидуальных проявлений» [16, с. 272].

В главе «Не принижает ли человека молекулярная психогенетика» автор пишет: «... многие тысячи современных ученых, понимая, что они, по сути, молекулярные машины, не прекращают совершать хорошие поступки. В то же время многие тысячи религиозных фанатиков, искренне веря в свою духовность, с легкостью готовы пойти на чудовищные зверства исключительно ради своей идеологии» [16, с. 314]. Следует заметить, что идея «человек-машина» высказана ещё в прошлом веке и наверняка заимствована у русского мистика Гурджиева Г.И., к взглядам которого обращается всё больше психологов и ученых (Орлов А.В. [14]), который сам опирался на древние суфийские учения.

Что же касается психического уровня, то он тесно связан с биологическим, ибо особенности работы психики обусловлены (предопределены) особенностями свойств нервной системы и высшей нервной деятельности, человеческими инстинктами, задатками, темпераментом и т.д., с которыми человек рождается. Они помогают человеку проявлять себя соответствующим образом в окружающем мире. Считается, что запускает поведение человека его активная часть внутреннего мира (потребности, желания, мотивы, влечения, интерес). Именно его содержание обеспечивает особенности поведенческих реакций, адаптации, взаимодействия с окружающими людьми и миром в целом. Это субъективный уровень, который нельзя увидеть и потрогать, но результаты его деятельности легко отследить в поведении и деятельности человека. В восточной версии НЛП условно принимается, что мозг - это компьютер, индивидуальная психика - набор программ и возможностей, обеспечивающих жизнедеятельность человека, каналы ощущений - переключатели информационного обмена, а тело - исполнитель желаемого (принтер, робот) [7].

Психический мир человека весьма многолик и многообразен, так же как и физический. В нем много подвижных элементов (потребности, мысли, эмоции и т.п.), но есть и относительно устойчивые конструкции (например, характер, привычки, убеждения ...), которые стабильны в конкретном временном отрезке, если с ними специально не работать, то они во многом и определяют поведение и некую предсказуемость личности. Так, зная менталитет, инстинкты, темперамент, ценности, характер человека можно относительно достоверно предсказать и поведенческую реакцию. Именно на основе этого понимания создается большая часть типологий характеров личности и т.п. Поэтому можно говорить и о некоторой психической предопределённости, которую легко показывают и подтверждают последователи НЛП и создатели различных типологий. Так Ковалёв С. В. считает, что говоря об информации и информированности, мы говорим о закодированной в нейросети (мозга) информации и программы её использования. Именно она является пусковой [7].

Как указывают некоторые нетрадиционные источники, пока душа не развита, на начальном этапе её развитием управляют программы. Программы направляют человека к развитию и вырабатывают у него чувствование своей цели, которая формирует основную качественную направленность совершенствования. По мере совершенствования души, с определённого уровня готовности душе дается определённая свобода в наработке различных качеств, на основе которых формируются форма (тело) и жизненные ситуации, способствующие продвижению к совершенствованию и развитию необходимого энергетического потенциала, который может меняться как в положительную сторону, так и в отрицательную.

В психологии имеется концепция инстинктов, предложенная Гарбузовым В.И. (1992), согласно которой у человека семь основных подсознательных (инстинктивных)

программ, определяющих особенности адаптации, поведения, характера, взаимоотношений и даже первичную специализацию в жизни [2, 3]. Исследования, проведенные нами в течение 20 лет на выборке более 20 тысяч человек, подтверждают основные идеи, выдвинутые автором, и помогают объяснить многие особенности жизнедеятельности человека. Достаточно будет подчеркнуть, что у студентов разных специальностей отмечается разное сочетание программ, а в рамках одной специальности при одинаковых программах разная их иерархия, а, следовательно, и жизнедеятельность. Многолетняя работа на факультете повышения квалификации с годичной переподготовкой и сменой направления специальности обучающихся только утвердила нас в понимании, что если человек выбирает специальность вопреки собственным программам, то мучается по жизни, несмотря на определённые выгоды, которая она дает (деньги, статус и др.).

В процессе жизнедеятельности и освоения социального опыта у личности формируется сознание и мировоззрение, которые определяют особенности понимания происходящего (сознание) и реагирование на него соответствующим поведением. Но чем больше человек осваивает окружающий мир, ориентируясь на общие утверждения, тем больше лишается собственного понимания происходящего и становится заложником конкретного взгляда и стиля поведения.

Социальная предопределённость поведения формируется постепенно во время обучения и жизнедеятельности в зависимости от окружения, культуры, условий и складывающихся ситуаций. Различные грани результирующей составляющей данного процесса часто называют такими терминами, как направленность личности, менталитет, убеждение, имидж и др. Чем глубже человек усваивает и чаще повторяет рекомендуемые ему установки, требования, нормы, правила и т.п., тем быстрее он впоследствии выполняет их автоматически, не задумываясь. Этот процесс часто называют привычками. В этом случае психологи часто говорят о жизненном сценарии (система заученных последовательностей в поведении и действиях) [6, 8, 9]. Можно условно сказать, что до 25 лет человек обучается и накапливает знания и привычки, которые потом проверяет на практике. И если спросить пожилого человека, то можно услышать, что пик проблем приходится именно на эту вторую половину жизни, когда он начинает реализовывать накопленные знания в жизни, хотя бывают и исключения.

Человек не только живет по программам, но и сам может их создавать и корректировать. Согласно базовым постулатам НЛП, программы возникают из: генетической запрограммированности, самопрограммирования, внушений значимых людей, программирующего воздействия психотравмирующих ситуаций [7]. Эти программы не осознаются, но могут считываться при разговоре, специальном тестировании, поведении, при выборе предпочтений, ценностей и т.п. В последние годы появляются действенные технологии, способные влиять на программы не только на психическом [8], но и даже на генетическом уровне при определённых условиях и возможностях [5]. Поэтому можно говорить о том, что человеку дана возможность самому влиять даже на глубинные механизмы своего бытия, что и происходит при определённых состояниях (измененные состояния сознания), исследуемых наукой и «пробуждении, трансформации сознания», как представлено в восточных взглядах [10].

Проявляются программные включения через психический уровень как мысли, потребности, желания, интерес, влечение. Предопределённость на сущностном уровне связана генетической предрасположенностью и телесной формой. Она переходит по роду, зависит от генетики матери, отца, генетического древа рода в целом.

На личностном уровне человек, в каком-то смысле, сам формирует свою предопределённость, исходя из своего мировоззрения (системы убеждений, ценностей), самооценки и, конечно же, характера. Он выбирает род деятельности, задаёт себе цели и выполняет своё «предназначение» с моментами свободы выбора. Особенно четко это прослеживается в процессе психотерапии личной истории самого человека, что показано в

работах С.В. Ковалева [8].

Жизнь является системным процессом. То, что возникает в нас при взаимодействии с окружающей реальностью, есть системный процесс. Наши тела, сообщества людей и сама Вселенная образуют экологию сложных систем и подсистем, которые постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга и, основываясь на определенных принципах самоорганизации, стараются прийти в состояние оптимального равновесия, так называемого гомеостаза, который отчасти может служить характеристикой благополучия. Поэтому судьбоносный уровень гораздо сложнее и гораздо меньше поддаётся научному объяснению на сегодняшний день.

Так все программное обеспечение характеризуется цифровыми кодами и обеспечивается процессом кодирования. Этот уровень связан с расчетными процессами. Издревле такие подходы имелись в арсенале мудрецов и продолжают существовать вместе с человечеством многие века (например, квадрат Пифагора, множество математических, нумерологических и астрологических расчетных систем). Так в нумерологии каждое число (год, месяц, число, минута, секунда рождения) несёт свою определённую вибрацию и значение, которые в материальном мире отражаются уникальной индивидуальностью и закономерной реализацией. Астрологический уровень так же строится на расчетной основе взаимодействия звёзд, а знак зодиака характеризует запрограммированную индивидуальность, подсказывающую рациональное использование возможностей человека с определённой долей свободы выбора. Это всё не полностью, но во многом объясняет особенности жизнедеятельности и поведение человека, только трактуются они исходя из теорий, концепций, принятых в обществе или выдвигаемых исследователем, которые относительны и не всегда объективно описывают наблюдаемую реальность, а тем более по уровню недоступную для понимания высшего замысла.

Существование дихотомии определенности-неопределенности обусловлено двойственностью нашего мира и понимается пропорционально уровню, с которого она рассматривается и мало объясняется, если смотреть с низкого уровня сознания. Остается добавить, что, по-видимому, в общефилософском плане определенность имеет отношение к порядку, тогда как неопределенность - к хаосу. В конкретно-философском аспекте определенность связана с потенцией, тогда как неопределенность - с интенцией. В общепсихологическом плане определенность относится к личности, тогда как неопределенность -к сущности (индивидуальности, самости). В конкретно-психологическом аспекте определенность рациональна, тогда как неопределенность иррациональна. На нейрофизиологическом плане определенность преимущественно «левополушарна», тогда как неопределенность скорее «правополушарна». В телесном аспекте определенность во многом объясняется генетикой, а неопределённость характеризуется состояниями.

И, если следовать так называемому принципу Парето (80-20), то 20 процентов определенности объясняет 80 процентов неопределенности; 20 процентов неопределенности стимулирует в 80 процентах случаев продвижения к познанию определенности; 20 процентов ошибок дают 80 процентов проблем, 20 процентов желаемых состояний создают 80 процентов состояний благополучия и т.д.

Что касается благополучия, то оно рассматривается как феномен, реализующийся в двух направлениях: горизонтальном и вертикальном. В контексте горизонтального аспекта его можно определить как достижение удовлетворяющего субъекта уровня жизни в основных областях его жизнедеятельности, что предопределяется мировоззрением и программами индивида. Горизонтальный аспект человеческого благополучия традиционно исследуется едва ли не всеми науками, так или иначе связанными с жизнедеятельностью человека, в то время как вертикальный его аспект анализируется редко и исключительно в психологических науках [9, 12].

Согласно воззрениям современной психологии жизнь человека как бы состоит из трех этапов: досоциализированного, социализированного и постсоциализированного, ка-

ковые одновременно отвечают уровням его развития как разумного существа. Правда, в классической психологии речь идет здесь о социализации (процессе освоения опыта и врастания в общество с принятием определённых соглашений и обязательств), тогда как в психологии развития во главу угла ставится вопрос личностного и духовного роста (сознания, нравственности, духовности) [9].

Согласно идее уровневого благополучия В.В. и Г.А. Макаровых [12], все люди подразделяются на неблагополучников, середняков и благополучников, которые в свою очередь делятся на три подуровня (рисунок 1). К определенному уровню благополучия человек может быть отнесен как в целом, так и по отдельным областям своей жизнедеятельности (здоровью, взаимоотношениям, любви, сексу, деньгам или работе/учебе) [9]. Исследования в этом направлении пока только отражают первые шаги и немногочисленны [4, 9, 12].

Благополучники

Слабые неблагополучники

Полные неблагополучники

бсолютные неблагополучник (лягушки)

Неблагополучники

Рисунок 1 - Уровневое деление людей по благополучию

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведённый анализ позволяет отметить, что каждый автор выражает своё понимание по рассматриваемым вопросам, затрагивая различные аспекты этих сложных явлений. Поэтому необходимы дальнейшие исследования в выборе методологии и организации исследований, разбираемых феноменов и их взаимосвязи. Углубленное исследование и понимание затронутых вопросов позволит объяснить происходящее в жизни человека и формировать разумную собственную жизнь каждого человека.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Берн, Э. Люди, которые играют в игры / Э. Берн. - М. : Эксмо, 2012. - 264 с.

2. Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В.И. Гарбузов. - СПб. : Сфера, 1994. - 160 с.

3. Гарбузов, В.И. Инстинкты и судьба человека / В.И. Гарбузов. - М. : АСТ ; СПб. : Астрель-СПб, 2006. - 477 с.

4. Джеймс, М. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальт упражнениями : пер. с англ. / М. Джеймс, Д. Джонгвард ; общ. ред. и послесл. Л.А. Петровской. -М. : Прогресс, 1993. - 336 с.

5. Джерард, Р.В. Измени свою ДНК, измени свою жизнь / Р.В. Джерард. - М. : София, 2006. - 192 с.

6. Дружинин, В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии / В.Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2010. - 156 с.

7. Ковалев, С.В. Основы нейротрансформинга или психотехнологии управления реальностью / С.В. Ковалев. - М. : Профит Стайл, 2012. - 224 с.

8. Ковалев, С.В. Психотерапия личной истории : психотехнологии изменения прошлого и создания будущего / С.В. Ковалев ; Московский психолого-социальный институт. - М. : [б.и.], 2008. - 232 с.

9. Ковалев, С.В. Краткий курс благополучия. Самоучитель интегрального нейропрограммирования / С.В. Ковалев. - М. : Перо, 2016. - 272 с.

10. Козлов, В.В. Истоки осознания : теория и практика интегративных психотехнологий / В.В. Козлов. - М. : [б.и.], 1997. - 362 с.

11. Липтон, Б. Биология веры : кто управляет сознанием клеток / Б. Липтон. - М. : София, 2008. - 176 с.

12. Макаров, В.В. Транзактный анализ - восточная версия / В.В. Макаров, Г.А. Макарова. -М. : Академический Проект, ОППЛ, 2002. - 496 с.

13. Моисеев, Н.Н. Быть или не быть... человечеству / Н.Н. Моисеев. - М. : Изд-во «Ульяновский Дом Печати», 1999. - 268 с.

14. Орлов, А. В. Психология личности и сущности человека : парадигмы, проекции, практика : учеб. пособие / А.В. Орлов. - М. : Академия, 2002. - 271 с.

15. Секлитова, Л. А. Словарь космической философии / Л. А. Секлитова, Л. Л. Стрельникова. - М. : Амрита-Русь, 2008. - 304 с.

16. Тиходеев, О.Н. Психогенетика : учебник / О.Н. Тиходеев. - М. : Академия, 2011. - 320 с.

17. Чудновский, В.Э. Смысл жизни и судьба / В.Э. Чудновский. - М. : Издательство «Ось-89», 1997. - 208 с.

REFERENCES

1. Bern, E. (2012), People who play games, Eksmo, Moscow.

2. Garbuzov, V.I. (1994), Practical psychotherapy, or how to return the child or an adolescent confidence, the true dignity and health, Sphere, St. Petersburg.

3. Garbuzov, V. (2006), I. Instincts and destiny of a man, Astrel, St. Petersburg.

4. James, M. (1993), Born to win. Transactional Analysis with Gestalt Experiments Progress, Moscow.

5. Gerard, R.V. (2006), Change your DNA, change your life, Sofia, Moscow.

6. Druzhinin, V.N. (2010), Life options. Essays on existential psychology, Peter, St. Petersburg.

7. Kovalev, S.V. (2012), Fundamentals of neuro transforming or reality control psychotechnologies, Profit Stayl, Moscow.

8. Kovalev, S.V. (2008), Psychotherapy of personal history : psychotechnologies of changing the past and creating the future, Moscow psychology-social Institute, Moscow.

9. Kovalev, S.V. (2016), A short course of well-being. Tutorial of integral neuroprogramming, Pen, Moscow.

10. Kozlov, V.V. (1997), The sources of consciousness : theory and practice of integrative psychotechnologies, Moscow.

11. Lipton, B. (2008), The biology of faith : who controls the consciousness of the cells, Sofia, Moscow.

12. Makarov, V.V. (2002), Transactional analysis - Eastern version, Academic, Project, Moscow.

13. Moiseev, N.N. (1999), To be or not to be... for humanity, The Ulyanovsk House Of The Press, Moscow.

14. Orlov, A.B. (2002), Psychology of personality and human nature : paradigms, projections, practice : textbook. Allowance manual, Academy, Moscow.

15. Sekletova, L.A. (2008), Dictionary of space philosophy, Amrita-Rus, Moscow.

16. Tikhodeev, O.N. (2011), Psychogenetics: manual, Academy, Moscow.

17. Chudnovsky V E. (1997), The Meaning of life and destiny, OS-89, Moscow.

Контактная информация: vkar52@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 21.03.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.