àk
ЧИППКРО
УДК 159.964.2+371.12
Изучение доминирующих инстинктов педагогов различных специальностей
А. В. Рендикова
The study of the dominant instincts of teachers of different specialties
A. V. Rendikova
Аннотация. В результате изучения доминирующих инстинктов по концепции В. И. Гар-бузова, у педагогов различных специальностей были выявлены приоритетные потребности. В тройку доминирующих инстинктов большинства педагогов входят альтруистический и инстинкт продолжения рода. Сохранение достоинства входит в тройку доминирующих инстинктов половины учителей русского и английского языка, географии, музыки, психологов дошкольных образовательных учреждений. Исследовательский инстинкт входит в доминирующую тройку у половины руководящих работников образовательных учреждений и учителей русского языка. Основные природные потребности большинства людей, выбирающих педагогическую профессию, это потребность быть нужным, полезным, особенно подрастающему поколению, возможность показать, что заботясь о детях и других нуждающихся, человек может ощутить полноценность и радость своей жизни. Истинным для большинства педагогов является приоритет духовных ценностей. Результатом качественной воспитательной работы для таких педагогов является включение учащимися семьи и семейной жизни в главные ценности своей жизни. Семья, в представлении таких учителей, должна быть источником развития душевных и духовных качеств ребенка, а роль педагога должна заключаться в консультативной помощи детям и родителям.
Abstract. As a result of studying the dominant instincts according to Garbuzov's concept, teachers of various specialties identified priority needs. The three most dominant instincts of the majority of teachers include the altruistic and instinct of
procreation. Preservation of dignity is one of the three dominant instincts of half the teachers of Russian and English languages, geography, music, psychologists of pre-school educational institutions. The research instinct is one of the top three among half of the leading employees of educational institutions and teachers of Russian language. The basic natural needs of most people who choose a pedagogical profession is the need to be necessary, useful, especially to the younger generation, the opportunity to show that caring for children can feel the fullness and joy of their life. The true priority, for most educators, is moral values. The result of quality educational work, for such teachers, is the inclusion of family in the main values of one's life. The family, in the presentation of such teachers, should be a source of development of moral and spiritual qualities of the child, and the role of the teacher should be to provide advice to children and parents.
Ключевые слова: доминирующие инстинкты, концепция В. И. Гарбузова, педагоги различных специальностей, природные потребности.
Keywords: dominant instincts, concept of V. I. Garbuzov, teachers of various specialties, natural needs.
Выбирая профессию учителя, многие молодые люди переживают этап столкновения противоречивых чувств как в пользу, так и против данного выбора. С одной стороны, мы наблюдаем изменение социального статуса учителя, уменьшение престижа профессии, постоянные разговоры о загруженности и, одновременно, о низкой заработной плате педагогов. С другой стороны, ощущение огромной роли учителя в
жизни каждого человека также постоянно присутствует в нашем сознании.
Учитель как феномен культуры и социальной реальности изучен в работе И. П. Сафроно-ва [1], где автор показал, что «учитель как педагог сам является бесспорным результатом воздействия социокультурного феномена Учителя и, несомненно, несет в себе архетипиче-ские черты этого феномена, присущие духовной жизни культуры того или иного общества и проявляющегося как в повседневной реальности, так и на уровне символических универсумов» [1, с. 276-277].
Что же заставляет молодых людей сделать выбор в пользу педагогической профессии, а опытных преподавателей, имеющих возможность сменить вид деятельности, держит на прежнем рабочем месте?
О заложенной программе существования, в частности, - об инстинкте как побуждении, писал еще древнегреческий стоик Хрисипп, чьи работы с научной точки зрения в ХУШ веке изучались французскими натуралистами. Вопрос инстинктов рассматривался на протяжении многих веков в этологии, философии, зоологии и физиологии, что достаточно подробно представлено в обзоре А. Е. Серикова [2].
В психологии о заложенных инстинктах говорил З. Фрейд [3]. В теории К. Г. Юнга [3] большое значение уделяется «коллективному бессознательному» - накопленному и передаваемому из поколения в поколение опыту, представлениям о смысле и законах жизни. По своей сути, это также указание на генетически заданное восприятие мира. Основываясь на принципах приоритетной, в настоящее время, гуманистической психологии, человек от природы стремится к самореализации, актуализации своего потенциала. В пирамиде потребностей А. Маслоу самоактуализация - это высшая потребность человека [3], что также указывает на некоторую запрограммированность человека. Феномен предопределенности как основу благополучной жизни рассматривает в своем исследовании В. М. Карлышев [4]. Проводя изучение доминирующих инстинктов по концепции В. И. Гарбузова в течение 20 лет, автор отмечает важность понимания своего предназначения, жизненной программы.
Наше исследование проводилось на базе Челябинского института переподготовки и повы-
шения квалификации работников образования с марта по май 2017 года. В диагностике приняло участие 189 педагогических работников различных специальностей. Изучение доминирующих инстинктов проводилось по методике В. И. Гарбузова, включающей опросник и четыре ассоциативных теста [5, с. 229-233]. Опросник дает понимание сознательных побуждений человека, а ассоциативные тесты, опираясь на архетипы и наш менталитет, помогают определить бессознательные потребности человека.
В концепции Вилена Исааковича Гарбузо-ва - профессора кафедры психотерапии, психоневролога - говорится о существовании у человека семи инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруизма, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства. Ученый считал, что человек рождается с заложенной программой приспособления, в которой отражено призвание личности, ее склонности и потребности.
Более 50 лет изучая неврозы у детей, В. И. Гар-бузов сделал вывод, что воспитание человека вопреки его натуре, врожденной индивидуальности, природного призвания, ломает его жизнь [6]. Вместе с тем во взрослом возрасте мы постоянно встречаемся со случаями психосоматических заболеваний, связанных с тем, что человек занимает «не свое место», выполняет неинтересную для себя работу, потому что выбрал специальность «по совету» родителей или других людей [4]. Каким образом знание своих доминирующих инстинктов может помочь педагогическому работнику в повышении своей квалификации?
Даже рассмотрев только педагогическую среду, можно выделить условия для реализации различных инстинктов, возможность найти «свое» направление деятельности, чтобы сохранить ощущение полноты и смысла жизни, а также психологическое здоровье. К сожалению, по результатам диагностики педагогов - слушателей Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО), проблема психологического здоровья на сегодняшний день является актуальной [7].
Рассмотрим основные характеристики людей, у которых, при ранжировании семи инстинктов, на первом месте оказался один из представленных в концепции В. И. Гарбузова.
ЧИППКРО
Доминирующий инстинкт самосохранения («эгофильный» тип) характеризуется тем, что человеку нужно внимание, прежде всего, к самому себе, ему нужно быть на виду. Вместе с тем он дисциплинирован, консервативен, осторожен, предусмотрителен, стремится к собственному профессионализму, как к возможности не только гордиться собой, но и быть востребованным в профессии. Это прекрасные исполнители (но не создатели чего-то нового), которые не хотят на себя брать ответственность управления организацией. А вот отработка вместе с детьми каких-либо навыков, совершенствование мастерства - это тот вид деятельности, который подходит данному типу.
Человека с доминирующим инстинктом продолжения рода В. И. Гарбузов назвал «ге-нофильным». Это «сверхотцы» и «сверхматери». Люди данного типа заботятся, в первую очередь, не о себе, а о безопасности и благополучии своей семьи. Для данного типа характерны такие черты, как ответственность, надежность, бережливость, законопослушность, консерватизм. Люди данного типа не стремятся к лидерству, революционному переустройству мира, слаба у них склонность к творчеству, но именно они готовы к самопожертвованию, к проявлению беззаветной родительской любви. Из них получаются прекрасные учителя, классные руководители, чуткие и готовые отдать всего себя детям.
Третий профиль личности по инстинктам -«альтруистический». Инстинкт альтруизма есть у всех, но выражен он по-разному: если сильно, то это и есть «альтруистический» тип, а если средне или слабо, то задачей воспитания становится стимуляция данного инстинкта, проявляющегося в нравственности, совести, чувстве стыда, любви к окружающему миру. Для жизнеспособности общества, по мнению психотерапевта В. И. Гарбузова, в детях необходимо воспитывать ориентацию на альтруизм, так как остальные инстинкты направляют человека к его эгоистической сущности. Если же каждый человек будет думать только о себе, стремиться к удовлетворению только собственных интересов и потребностей, то такое общество вскоре прекратит свое существование. Поэтому природа распорядилась таким образом, что некоторые люди уже рождаются с доминирующим инстинктом альтруизма, и именно они берут на
себя заботу о духовном развитии своего народа. Для них важнейшей задачей становится нравственное воспитание детей и молодежи, они чувствуют удовлетворение от того, что смогли помочь кому-либо, смысл их жизни - быть полезным людям, и в этом они черпают свои силы и радость. Данный тип личности наиболее гармоничен. Изначально люди данного профиля оптимистичны, миролюбивы, тактичны, деликатны, интеллигентны, эмоциональны и проницательны. Так как задачей школы является не только обучение, но и воспитание подрастающего поколения, педагоги альтруистического типа могут реализовать свой потенциал в организации воспитательной работы, осуществляя, по сути, психологическое сопровождение детей и их семей.
Следующий профиль личности по инстинктам - «исследовательский». Главная черта, характеризующая данный тип, - это страсть к творчеству. Это заразительная «одержимость», увлекающая за собой детей и взрослых, это сочетание логики, анализа и интуиции. Для «исследователей» важна свобода творчества, а от руководителя они ждут организационного, материального обеспечения и невмешательства в процесс созидания. Также люди данного профиля нуждаются в понимании и признании, в этом проявляется их ранимость. Поэтому, порою, именно личность директора школы определяет, насколько комфортно себя чувствует учитель-новатор в образовательном учреждении. Нереализованное желание создавать, изобретать, разрабатывать и изучать, может стать причиной эмоционального выгорания или даже депрессивного состояния педагога исследовательского типа.
«Доминантный» тип - пятый профиль личности по инстинктам. Это прирожденный руководитель, он нуждается в ответственности за других людей или за существование организации. Можно пытаться развивать у детей лидерские качества, но, согласно рассматриваемой концепции, только седьмая часть людей обладает данной способностью. Вместе с тем в большем количестве лидеров нет необходимости, им просто некем будет руководить. Нереализованная потребность в доминировании опасна не только для психологического здоровья личности, но и для ближайшего окружения. Проявление в семье, в педагогической деятель-
ности властности, авторитарности, агрессивности негативно сказывается на детях, на их психическом состоянии [8]. Отличительными чертами данного типа являются развитая сила воли, упорство, настойчивость и целеустремленность. Приоритетной задачей является развитие организации, а не интересы работающих в ней людей. Мысля стратегически, «доминантные» тактически могут пойти на жертвы, так как для них важнее судьба коллектива, а не отдельного человека. Призвание данного типа - карьера, председательство, а если у него развиты альтруистические черты, то руководство будет ре-ализовываться во имя добра. Поэтому в образовательном учреждении, в целях создания благоприятных условий для педагогического коллектива, более предпочтителен руководитель, у которого инстинкт доминирования находится не на первом месте или в симбиозе с альтруистическим инстинктом.
Шестой профиль личности - «либертофиль-ный» - характеризует доминирование инстинкта свободы. Призвание данного типа - свободные профессии и сфера обслуживания. Более всего страдают они от бюрократизма, от заполнения «никому не нужных» бумаг, рутины и обыденности. «Либертофильные», как и «альтруисты», характеризуются оптимизмом, любовью к людям и природе, интересом к окружающему миру. Это люди, не боящиеся перемен, открытые новому опыту, активные и энергичные. Необходимость данного профиля заключается в том, что он является противовесом авторитарной направленности «доминантных».
Последний природный профиль личности -«дигнитофильный» - проявляется у людей с доминирующим инстинктом сохранения достоинства. Это гордые, немногословные, часто эмоционально сдержанные люди, для которых «честь - превыше всего». Они хороши во всех профессиях, где мало зависимы от других. Люди данного типа склонны к творчеству, исследованию, стремятся к новым знаниям, в этом они находят смысл своей жизни, как и в альтруистических ценностях. А сохранение достоинства - это ведущее качество личности, стиль взаимодействия с другими людьми. Для них неприемлемы непорядочность, трусость, конформизм, поэтому они очень избирательны в общении. Они обладают развитым чувством справедливости и, требуя уважения к себе,
уважают других людей, их чувства. По своему природному стилю восприятия такие педагоги легко находят общий язык с подростками, сохраняя их достоинство и увлекая своими интересами.
Таким образом, зная свои генетически заложенные предпочтения, педагог может определить стратегию своего профессионального и личностного роста, понять причины неудовлетворенности при занятии определенными видами деятельности, а также получить информацию для размышления по поводу возможности реализовать свой потенциал.
Доминирующими являются первые три инстинкта при ранжировании степени проявления всех семи из рассматриваемой концепции. Поэтому в сводных таблицах по изучению преобладающих инстинктов педагогов в каждой группе, дифференцированной по специальности, представлено количество человек (в процентах), у которых на первом месте (I ранг) в порядке максимальной степени проявления находится один из семи инстинктов. Также указано количество человек (в процентах), у которых один из инстинктов находится на втором и третьем месте по степени проявления (II и III ранги соответственно). Для отображения тенденций в профиле учителей различных специальностей, представлен процент педагогов, у которых один из семи инстинктов входит в тройку доминирующих инстинктов (НП ранги).
Ниже представлены сводные таблицы по изучению доминирующих инстинктов в группах педагогов следующих специальностей: «учитель русского языка и литературы», «учитель английского языка», «учитель химии», «учитель географии», «учитель музыки», «учитель технологии», «учитель физической культуры» или «тренер-педагог», «педагог-психолог». Также представлены результаты группы педагогов, обучающихся на курсе «Технология управления персоналом».
В исследовании были изучены показатели доминирующих инстинктов 21 учителя русского языка и литературы (100%). Прослеживается преобладание в тройке доминирующих - гено-фильного (у 71% опрошенных), альтруистического (у 66%) и исследовательского (у 52%) инстинктов. Далее рассмотрены результаты диагностики доминирующих инстинктов 20 учителей английского языка (100%).
ЧИППКРО
Таблица 1
Распределение процентного соотношения учителей русского языка и литературы
по типам доминирующих инстинктов
Название Количество учителей русского языка и литературы (в процентах) с доминирующим инстинктом
инстинкта I ранга II ранга III ранга I—III рангов
Самосохранения 5 5 5 15
Продолжения рода 38 33 0 71
Альтруизма 33 33 0 66
Исследовательский 5 14 33 52
Доминирования 5 0 14 19
Свободы 0 10 14 24
Сохранения достоинства 14 5 33 52
Таблица 2
Распределение процентного соотношения учителей английского языка по типам доминирующих инстинктов
Название Количество учителей английского языка (в процентах) с доминирующим инстинктом
инстинкта I ранга II ранга III ранга I-III рангов
Самосохранения 0 10 10 20
Продолжения рода 33 29 24 86
Альтруизма 29 38 10 77
Исследовательский 5 10 14 29
Доминирования 0 5 5 10
Свободы 5 0 14 19
Сохранения достоинства 24 5 19 48
Таблица 3
Распределение процентного соотношения учителей химии по типам доминирующих инстинктов
Название Количество учителей химии (в процентах)
с доминирующим инстинктом
инстинкта I ранга II ранга III ранга I-III рангов
Самосохранения 10 24 5 39
Продолжения рода 43 29 14 86
Альтруизма 38 19 19 76
Исследовательский 5 19 19 43
Доминирования 0 0 5 5
Свободы 5 0 19 24
Сохранения достоинства 0 10 19 29
Таблица 4
Распределение процентного соотношения учителей географии по типам доминирующих инстинктов
Название инстинкта Количество учителей географии (в процентах) с доминирующим инстинктом
I ранга II ранга III ранга I—III рангов
Самосохранения 0 14 14 28
Продолжения рода 33 29 14 76
Альтруизма 52 29 14 95
Исследовательский 0 5 14 19
Доминирования 0 0 0 0
Свободы 0 14 14 28
Сохранения достоинства 14 10 29 53
Таблица 5
Распределение процентного соотношения учителей музыки по типам доминирующих инстинктов
Название Количество учителей музыки (в процентах)
с доминирующим инстинктом
инстинкта I ранга II ранга III ранга I-III рангов
Самосохранения 5 0 5 10
Продолжения рода 33 19 10 62
Альтруизма 43 33 19 95
Исследовательский 10 5 10 25
Доминирования 0 5 14 19
Свободы 5 14 14 33
Сохранения достоинства 5 24 29 58
Таблица 6
Распределение процентного соотношения учителей технологии по типам доминирующих инстинктов
Название Количество учителей технологии (в процентах)
с доминирующим инстинктом
инстинкта I ранга II ранга III ранга I-III рангов
Самосохранения 9 5 0 14
Продолжения рода 32 41 18 91
Альтруизма 46 36 14 96
Исследовательский 0 0 18 18
Доминирования 0 0 18 18
Свободы 0 0 18 18
Сохранения достоинства 14 18 14 46
Явно преобладающими инстинктами в дан- у половины респондентов данной группы (48%) ной группе являются - генофильный (у 86% в тройку доминирующих входит инстинкт со-педагогов) и альтруистический (у 77%). Почти хранения достоинства.
ЧИППКРО
ЧИППКРО
Ниже представлены результаты диагностики доминирующих инстинктов 21 учителя химии (100%). В данной группе также преобладает генофильный (86%) и альтруистический (76%) инстинкты.
Далее представлены результаты диагностики доминирующих инстинктов 21 учителя географии (100%).
В группе учителей географии прослеживается преобладание альтруистического (у 95%), генофильного (у 76% опрошенных) и инстинкта сохранения достоинства (у 53% человек из группы). По профилю личности, более половины педагогов (52%) относятся к альтруистическому типу (на первом месте - инстинкт альтруизма). Ниже представлены результаты диагностики доминирующих инстинктов 21 учителя музыки (100%). Очевидно преобладающими инстинктами в данной группе являются - альтруистический (у 95%), генофильный (у 62% педагогов) и инстинкт сохранения достоинства (у 58%). Далее представлены результаты диагностики доминирующих инстинктов 22 учителей технологии (100%). Почти у всех продиа-
гностированных учителей технологии в тройку доминирующих инстинктов входят - альтруистический (у 96%) и генофильный (у 91%). Почти половина педагогов данной группы (46%) относится к альтруистическому типу.
В исследовании были изучены результаты диагностики доминирующих инстинктов 21 педагога, повышающих свою квалификацию на курсе «Технология управления персоналом» (100%).
Среди слушателей было два директора школы, завучи, руководители кружков, секций и других подразделений образовательных учреждений. Условно назовем представителей данной группы - «руководящие работники ОУ».
В группе руководящих работников образовательных учреждений прослеживается преобладание альтруистического (у 81%), генофиль-ного (у 76% опрошенных) и исследовательского инстинктов (у 52% человек из группы). Инстинкт доминирования выражен лишь у четырех человек из 21, причем, у двух педагогов он определяет профиль личности (лидеры «от природы»).
Таблица 7
Распределение процентного соотношения руководящих работников ОУ по типам доминирующих инстинктов
Название инстинкта Количество руководящих работников ОУ (в процентах) с доминирующим инстинктом
I ранга II ранга III ранга I—III рангов
Самосохранения 0 0 5 5
Продолжения рода 43 14 19 76
Альтруизма 19 33 29 81
Исследовательский 14 24 14 52
Доминирования 10 5 5 20
Свободы 5 14 19 38
Сохранения достоинства 10 10 10 30
Таблица 8
Распределение процентного соотношения тренеров ДЮСШ по типам доминирующих инстинктов
Название инстинкта Количество тренеров ДЮСШ (в процентах) с доминирующим инстинктом
I ранга II ранга III ранга I—III рангов
Самосохранения 24 4 0 28
Продолжения рода 20 36 16 72
Альтруизма 28 36 24 88
Исследовательский 4 16 12 32
Доминирования 8 0 24 32
Название инстинкта Количество тренеров ДЮСШ (в процентах) с доминирующим инстинктом
I ранга II ранга III ранга I—III рангов
Свободы 0 8 16 24
Сохранения достоинства 16 0 8 24
Таблица 9
Распределение процентного соотношения психологов ДОУ по типам доминирующих инстинктов
Название инстинкта Количество психологов ДОУ (в процентах) с доминирующим инстинктом
I ранга II ранга III ранга I—III рангов
Самосохранения 0 0 12 12
Продолжения рода 35 23,5 23,5 82
Альтруизма 41 47 12 100
Исследовательский 0 0 12 12
Доминирования 0 0 6 6
Свободы 12 6 17,5 35,5
Сохранения достоинства 12 23,5 17,5 53
100%
80%
60%
40%
20%
о=;о/„ ог;о/„ 96%
100%
0%
альтруистичес личности
инстинкт альт] тройке
доминирующи
Ж Ж / # / / О1 ¿у ¿г * 4Г 4? /■ у ^ * $ >
///////г/
Гистограмма 1. Распределение педагогов с альтруистическим типом личности и с инстинктом альтруизма в тройке доминирующих (в группах учителей разных специальностей)
Далее представлены результаты диагности- 88%) и генофильный инстинкты (у 72% педаго-
ки доминирующих инстинктов 25 тренеров гов). Ниже представлены результаты диагно-
(100%) детско-юношеских спортивных школ стики доминирующих инстинктов 17 психоло-
(ДЮСШ). Преобладающими инстинктами в гов (100%) дошкольных образовательных
данной группе являются - альтруистический (у учреждений (ДОУ).
Абсолютно доминирующим в данной группе является альтруистический инстинкт (у 100%). Также в тройку доминирующих входит гено-фильный (у 82% педагогов) и инстинкт сохранения достоинства (у 53%). По профилю личности, 41% педагогов-психологов являются прирожденными «альтруистами». Таким образом, в результате изучения доминирующих инстинктов педагогов различных специальностей были выявлены следующие тенденции. В трой-
бенком, со своим или другими, является сопутствующим признаком материнского инстинкта.
Доминирование альтруистического инстинкта у большинства учителей всех специальностей свидетельствует о том, что выбор профессии был связан с ощущением призвания. Потребность делиться, передавать ценности, традиции своего народа, воспитывать нравственность у следующих поколений - являются приоритетными для педагогов. Реализация дан-
100% 80% 60% 40% 20% 0%
86% 86%
91%
/ / /у ** / /
# А
/ V /
генофильный тип личности
инстинкт
продолжения рода в тройке
доминирующих
Гистограмма 2. Распределение педагогов с генофильным типом личности и с инстинктом продолжения рода в тройке доминирующих (в группах учителей разных специальностей)
ку доминирующих инстинктов большинства педагогов различных специальностей входят альтруистический и инстинкт продолжения рода. Эти инстинкты также определяют профиль (тип личности) большинства опрошенных респондентов. На гистограмме 1 представлены процентные показатели количества педагогов с альтруистическим типом личности (данный инстинкт имеет I ранг), а также с «альтруизмом», входящим в тройку доминирующих инстинктов. По инстинкту продолжения рода сводные показатели представлены в гистограмме 2.
Можно предположить, что доминирование генофильного инстинкта связано с гендерными особенностями выборки. Большинство респондентов - женщины. Желание быть рядом с ре-
ного инстинкта наполняет смыслом существование большинства респондентов, дает ощущение удовлетворенности и придает сил для работы и саморазвития.
Сохранение достоинства входит в тройку доминирующих инстинктов половины учителей русского и английского языка, географии, музыки, психологов ДОУ, а также 46% учителей технологии. При доминировании этого инстинкта, человек проявляет не только принципиальность, но и определенную чувствительность по отношению к другому человеку. Поэтому наличие в доминирующей тройке данного инстинкта позволяет обладателю лучше понимать подростков, их чувства и состояние. Учитывая специфику предмета «Английский язык», можно предположить, что включение
человека в западную культуры, погружение в нее, наполняет специалиста характеристиками данной цивилизации (культурно-историческая теория Л. С. Выготского). Еще в XIX веке И. В. Киреевский писал, что гордость — это характерная черта западного человека, которую приобретает русский человек вместе с европейским просвещением [9]. Обладание специальными способностями, привычка находить ошибки у других людей не только в речи и тетради, на наш взгляд, также способствуют более яркому проявлению инстинкта сохранения достоинства.
Исследовательский инстинкт входит в доминирующую тройку у каждого второго руководящего работника, учителя русского языка и у 43% учителей химии. Это свидетельствует о творческом потенциале педагога, его стремлении не просто передать опыт, а самому продолжать искать, изобретать, находить, моделировать, оптимизировать, заражая своим интересом других людей. Такие педагоги пришли в школу как в «творческую лабораторию», и держать их будет именно эта способность к новаторству.
Обобщая результаты исследования, можно указать основные природные потребности большинства людей, выбирающих педагогическую профессию, от реализации которых зависит психологическое здоровье, ощущение самореализации.
Это потребность быть нужным, полезным, особенно подрастающему поколению, возможность показать, что заботясь о детях и других нуждающихся, человек может ощутить полноценность и радость своей жизни. Истинным для большинства педагогов является приоритет духовных ценностей, который вступает в противоречие с популярной ныне «психологией потребления», развивающей в детях эгоизм и гедонистическую направленность личности. Результатом качественной воспитательной работы для таких педагогов является включение учащимися семьи и семейной жизни в главные ценности своей жизни. Семья, в представлении таких учителей, должна быть источником развития душевных и духовных качеств ребенка, а роль педагога должна заключаться в консультативной помощи детям и родителям.
Эти выводы дают основание предполагать, что данная информация может помочь учителю определиться с собственной позицией, осознать
потребности и основные приоритеты в своей жизни, построить программу самообразования и саморазвития.
Библиографический список:
1. Сафронов И. П. Учитель как феномен культуры и социальной реальности : дис. ... д-ра социол. наук : 22.00.06 / И. П. Сафронов. - М., 2002. - 315 с.
2. Сериков А. Е. Дискуссия об инстинктах человека в психологии и этологии / А. Е. Сериков // Вестник самарской гуманитарной академии. Серия «Философия. Филология». -2015. - № 1 (17). - С. 66-87.
3. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиг-лер. - СПб. : Питер Пресс, 1997. - 608 с. -(Мастера психологии).
4. Карлышев В. М. Обоснование феномена предопределенности как основа исследований благополучной жизни / В. М. Карлышев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесга-фта. - 2017. - № 3 (145). - С. 280-288.
5. Основы психологии: практикум / ред.-сост. Л. Д. Столяренко. - Изд. 7-е, доп. и перераб. -Ростов н/Д. : Феникс, 2006. - 704 с.
6. Гарбузов В. И. Воспитание ребенка в семье: Советы психотерапевта / В. И. Гарбузов. - СПб. : КАРО, 2015. - 296 с.
7. Нижегородова Л. А. Профессиональное здоровье педагога залог его успешной деятельности [Электронный ресурс] / Л. А. Нижегородова. - Режим доступа: http://psixolog-ln.com/ articles/professionalnoe-zdorove-pedagoga-zalog-ego-uspeshnoy-deyatelnosti.html (дата обращения: 21.08.2017).
8. Бодалев А. А. Личность и общение / А. А. Бодалев. - М. : Международная педагогическая академия, 1995. - 328 с.
9. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России (письмо к графу Е. Е. Комаровскому) [Электронный ресурс] / И. В. Киреевский. -Режим доступа: http://www.uio.no/studier/emner/ hШos/RUS2502/v09/Иван%20Kireevskij .pdf (дата обращения: 27.08.2017).
References:
1. Safronov I. P. Teacher as a phenomenon of culture and social reality [Uchitel' kak fenomen kul'tury i social'noj real'nosti], the dissertation of the Doctor of Social Sciences, 2002. 315 p.
àk
ЧИППКРО
2. Serikov A. E. Discussion on human instincts in psychology and ethology [Diskussija ob in-stinktah cheloveka v psihologii i jetologii], Bulletin of Samara Humanitarian Academy. Series "Philosophy. Philology", No. 1 (17), pp. 66-87.
3. Hjelle L., Ziegler D. Theories of personality (Fundamental propositions, research and applications) [Teorii lichnosti (Osnovnye polozhenija, issledovanija i primenenie)], St. Petersburg: Peter Press, 1997. 608 p. (Series of "Masters of Psychology").
4. Karlishev V. M. Substantiation of the Predetermination Phenomenon as the Basis for the Study of a Good Life [Pedagogicheskoe mod-elirovanie adaptivnogo dopolni-tel'nogo profes-sional'nogo obrazovanija], Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, 2017, No. 3 (145), pp.280-288.
5. Fundamentals of Psychology [Osnovy psi-hologii], Ed. by L. D. Stolyarenko, Rostov-on-Don: Phoenix, 2006. 704 p.
6. Garbuzov V. I. Upbringing a child in the family: Psychotherapist's advice [Vospitanie rebenka v sem'e: Sovety psihoterapevta], St. Petersburg, 2015.296 p.
7. Nizhegorodova L. A. Professional Health of a Teacher as a Key to His Successful Activity [Pro-fessional'noe zdorov'e pedagoga zalog ego uspesh-noj dejatel'nosti] [Web resource], access mode: http://psixolog-ln.com/articles/professionalnoe-zdo-rove-pedagoga-zalog-ego-uspeshnoy-deyatelnosti. html (accessed date: 21/08/2017).
8. Bodalev A. A. Personality and Communication [Lichnost' i obshhenie], International Pedagogical Academy, 1995. 328 p.
9. Kireevsky I. V. Nature of the enlightenment of Europe and its relation to the enlightenment of Russia [O haraktere prosveshhenija Evropy i o ego otnoshenii k prosveshheniju Rossii] [Web resource], access mode: http: //www.uio.no/ studier/emner/hf/ilos/RUS2502/v09/Ivan%20Kire evskij.pdf (accessed date: 27/08/2017).