2. Ганузин, В.М. Сравнительная характеристика вегетативной устойчивости и социальной адаптированности подростков, обучающихся по различным программам / В.М. Ганузин // Медико-психолого-педагогическая работа с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья : материалы конференции «Чтения Ушинского». - Ярославль : Изд-во Ярославского гос. пед. ун-та, 2007. - С. 93-100.
3. Гордашников, В.А. Состояние социальной адаптированности и вегетативной устойчивости у студентов медицинского колледжа / В.А. Гордашников, А.Я. Осин // Успехи современного естествознания. - 2009. - № 5. - С. 41.
REFERENCES
1. Вagnetova, E.A., Kaveeva, I.A. and Safonova, V.R. (2014), "Analysis of socio-psychological adaptation and autonomic stability of Middle OB students Zauralye", Fundamental Research, Vol. 1, pp. 51-54.
2. Hanusin, V.M. (2007), "Comparative characteristics of autonomic stability and social adaptability of adolescents enrolled in various programs", Medical-psychological-pedagogical work with children with disabilities, Proceedings of the conference "Reading Ushinsky", Yaroslavl, pp. 93-100.
3. Gordashnikov, V. A. and Osin, A.Ya. (2009), "State of social adaptation and vegetative stability in medical College students", Advances in current natural Sciences, Vol. 5, p. 41.
Контактная информация: larisana4@mail.ru
Статья поступила в редакцию 30.04.2018
УДК 159.9.01
ОБОСНОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ АЛЬТРУИЗМА У СТУДЕНТОВ СПОРТИВНОГО ВУЗА С ПОЗИЦИИ ГЕНЕТИЧЕСКИХ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РОССИИ
Алевтина Васильевна Рендикова, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры (ФГБОУВО «УралГУФК»), Челябинск
Аннотация
В статье приводятся результаты изучения доминирующих инстинктов студентов спортивного вуза на протяжении 15 лет, которые отражают стабильное проявление выраженного альтруизма. Рассматриваются генетические и социальные факторы, определяющие данное явление. Проявление альтруизма студентами вуза спортивного профиля обосновывается с позиции генетической предрасположенности малой части общества; ориентированным на духовность менталитетом России, не успевшим перестроиться под материальные и индивидуалистические западные ценности; соответствующим нашей культуре воспитанием; развитием волевых качеств и долженствования в процессе занятий физической культурой, а также спецификой профессии, приобретаемой в спортивном вузе, предполагающей обретение полноты и радости жизни, через оказание помощи другим людям.
Ключевые слова: альтруизм, нравственность, студенты спортивного вуза, доминирующие инстинкты, генотип, культурные особенности, педагогическая деятельность.
RATIONALE OF MANIFESTATION OF ALTRUISM AMONG STUDENTS OF SPORTS UNIVERSITY FROM THE POSITION OF GENETIC AND CULTURAL-HISTORICAL PECULIARITIES OF RUSSIA
Alevtina Vasilievna Rendikova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk
Annotation
The article presents the results of studying the dominant instincts of the students of the sports university for 15 years, which reflect a stable manifestation of the pronounced altruism. Genetic and social factors determining this phenomenon are considered. The manifestation of altruism by university students of the sports profile is justified from the position of the genetic predisposition of the small part of society;
the spiritually oriented mentality of Russia that did not have time to adapt to the material and individualistic Western values; the education corresponding to our culture; the development of the volitional qualities and obligatory traits in the process of physical culture, as well as the specificity of the profession acquired in the sports university, which assumes the completeness and joy of life through helping other people.
Keywords: altruism, morality, students of the sports university, dominant instincts, genotype, cultural characteristics, pedagogical activity.
ВВЕДЕНИЕ
Причины проявления альтруизма у людей в настоящее время являются предметом как философских, так и естественнонаучных исследований [3, 4, 7, 10, 11, 12]. Рассматривая альтруизм как естественную необходимость продолжения рода и поддержания определенной организации общественной жизни, а также в качестве условия создания новой нравственно-культурной среды, способной объединить людей и дать пуск новому циклу социального развития [7], мы подчеркиваем значимость проявления данного качества у студенческой молодежи. А. В. Гидлевский в своих работах обосновывает возможность прогрессивного развития общества при его ориентации на альтруизм и другие нравственные качества личности [4]. Согласно теории психотерапевта В. И. Гарбузова [3], инстинкт альтруизма есть у всех людей, и в нем заложены предпосылки врожденной нравственности. Только выражен данный инстинкт по-разному, поэтому в случае среднего или слабого его проявления, необходимо стимулировать альтруизм с помощью воспитания. Это делать нужно не для того, чтобы окружающие пользовались добротой данного типа, а с целью приобретения качеств, способствующих психическому здоровью человека, так как, по мнению профессора Гарбузова, суть «альтруистического» профиля наиболее гармонична [3].
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучая структуру доминирующих инстинктов у студентов Уральского государственного университета физической культуры в течение нескольких десятков лет по концепции В. И. Гарбузова [5, 6], были выявлены преобладающие - это продолжение рода, альтруизм и сохранение достоинства. В 2017-2018 годах автором было проведено изучение доминирующих инстинктов по методике Гарбузова, включающей опросник и четыре проективных теста, у педагогов общеобразовательных школ [9] и студентов УралГУФК. Одной из задач исследования студентов спортивного вуза было изучение влияния социально-экономической ситуации на проявление альтруизма и отношение к нравственности. С этой целью было проведено два опроса, результаты которых представлены ниже. В исследовании приняло участие 106 студентов в возрасте от 17 до 30 лет, которые при изучении доминирующих инстинктов были разделены на две группы - 17-20 и 21-30 лет.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В группе более юных студентов в тройку доминирующих вошли инстинкты альтруизма (у 69% опрошенных) и сохранения достоинства (68%). По остальным инстинктам показатель был ниже 42%. У студентов 21-30 лет в тройку преобладающих вошли инстинкты продолжения рода (70%) и альтруизма (82%). Таким образом, можно отметить сохранение преобладания альтруизма у студентов УралГУФК, которые учились как 10-15 лет назад [5], так и в настоящее время.
В начале апреля 2018 года был проведен анонимный опрос студентов, в котором спрашивалось: «Стали бы вы рисковать своей жизнью, чтобы спасти незнакомых людей, попавших в чрезвычайную ситуацию (пожар, происшествие на воде, обрушение здания, ДТП и пр.)?». Положительный ответ дали 75% опрошенных, вариант «скорее нет, чем да» выбрали 7%, затруднились ответить 18% респондентов. Но ни один из студентов даже в анонимном опросе не дал отрицательного ответа.
Через две недели этих же студентов попросили ответить на следующий вопрос: «Какие факторы, на ваш взгляд, способствуют развитию нравственности у современной
молодежи?». Большинство (70%) опрошенных выбрали вариант - «пример родителей и членов семьи, семейные традиции». Только один человек ответил, что нравственность не нужна в настоящее время.
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
В чем же причина высокого показателя альтруизма студентов спортивного вуза? Действительно, 70% человек с осознанным и бессознательным проявлением альтруизма, -нехарактерное для современного общества явление. Рассмотрим существующие факты, позволяющие определить причины и обосновать данное явление.
И. Г. Лаверычева в своем исследовании [7] приводит следующие данные. Генетически определенных альтруистов, согласно ее модели, только 6%, мягких эгоистов, легко воспринимающих альтруистические нормы морали - 25%, умеренных эгоистов, поддающихся альтруистическому воспитанию - 38%, наименее восприимчивых к моральным нормам жестких и крайних эгоистов - 31%. Изучая вклад генотипа в формирование психологических признаков, I. С. ЬоеЫш указал для альтруизма показатель наследуемости - 35% [10, с. 83], что свидетельствует о большем воздействии социокультурных факторов, чем наследственной программы. Об этом же пишет американский социобиолог Э. О. Уилсон. Предрасположенность к альтруистическим актам, по его мнению, характерна для поведения человека, и, как специфическая форма поведения, в основном определяется в культурном отношении [11].
В последние десятилетия молекулярным генетикам удалось обнаружить связь между генотипом и склонностью людей проявлять бескорыстный альтруизм, а также определить конкретные гены, определяющие социальную жизнь человека [12]. Таким образом, различными исследованиями подтверждено, что генетически определены три условные группы - альтруисты, эгоисты и смешанная (имеющая оба гена), причем социально-генетическое программирование представителя последнего типа заканчивается к 13 годам. Кроме того, существенное изменение в общественном поведении может произойти в течение 30-60 лет, если целенаправленно использовать средства обучения, воспитания для «программирования» юных представителей смешанной группы.
Возможность изменения национального характера в течение 30-60 лет подтверждают и кросс-культурные исследования по теории Герта Хофстеде [1]. Разработанная им типология культурных измерений описывает влияние культуры общества на индивидуальные ценности своих членов, и как эти ценности влияют на их поведение. На сегодняшний день анализ культур происходит по шести параметрам: дистанция власти, индивидуализм, мужественность, избегание неопределенности, долгосрочная ориентация и индульгенция. Исследование по определению культурных особенностей россиян с помощью этнометри-ческой методики Г. Хофстеде [8] подтвердило специфичность национальной культуры по отношению к странам Запада и Востока. У России присутствуют как «европейские корни», так и сходство с восточными странами, например, по долгосрочной ориентации и индульгенции. Преобладание долгосрочной ориентации означает готовность общества жить во имя будущего, стойко перенося сложности. Говоря на языке Юнга, в коллективном бессознательном такой нации присутствует не только понимание, но и готовность отказывать себе в удовлетворении потребностей в настоящем, чтобы улучшить жизнь следующих поколений. В отличие от стран американского континента и Австралии, показатель индульгенции в России, как и в большинстве стран Азии, имеет низкое значение. В такой «сдержанной» культуре чувствуется, что, несмотря на трудности жизни, долг, а не свобода - это нормальное состояние бытия [1]. Кризис 2014 года и дальнейшая политическая ситуация вокруг России продемонстрировали изменение возрастающего до этих событий показателя индивидуализма в сторону коллективизма, что было характерно для нашей страны 30 и более лет назад. Вместе с тем, Н. В. Латова, изучая данный показатель у студентов экономического направления образования, отмечала повышение коллективизма к старшим
курсам у студентов с западной ориентацией на индивидуализм, а также повышение у них индекса дистанции власти, т. е. ценности авторитаризма. Автор пишет о наличии ценностных противоречий в общественном сознании, в частности, по «мужественности». В исследованиях Г. Хофстеде конца прошлого века, для России была характерна «женственность» [1], что свидетельствует о сострадании, заботе, взаимопомощи, теплых эмоциональных отношениях, солидарности людей. В 2010 году характеристика по данному показателю стала гетерогенной [8].
Другое многолетнее исследование национального характера выявило отличительную от других наций и типичную для русского человека характеристику - открытость [2]. На ее базе формируются представления о своих согражданах в социально желательных терминах. Эти стереотипы, по мнению авторов, могут усиливать гражданское взаимодействие и увеличивать социальный капитал. Исследователи увидели существующую культурную норму в том, чтобы подтверждать открытость к духовным ценностям, что образует некую нить, проходящую через всю историю культуры России.
Культурно-историческая теория объясняет существующую ценность альтруизма в российском менталитете. Присутствующее в национальном характере чувство долга ярче проявляется у людей с развитой волей, которая интенсивно развивается средствами физического воспитания. Большинство студентов спортивного вуза начали заниматься спортом в дошкольном и младшем школьном возрасте, «захватив» сенситивный период для развития нравственных представлений, произвольности и умения взаимодействовать с другими людьми. Личность тренера оказывает влияние на мировоззренческую позицию подростка, и в этом заложен огромный потенциал для нравственного воспитания юных спортсменов. Исследования доминирующих инстинктов педагогов [5, 6, 9] свидетельствуют о сознательном и/или бессознательном видении своего предназначения в самоотдаче, передаче нравственных ценностей следующим поколениям. По результатам исследований педагогическую деятельность (и тренерскую, в том числе) выбирают люди, испытывающие ощущение полноты, радости жизни от возможности быть полезным, нужным другим людям, в приоритете ценностей которых - духовные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проявление альтруизма у студентов спортивного вуза можно обосновать с позиции различных теорий. Исходя из генетической программы, меньшая часть людей рождается альтруистами, но именно они определяют нравственные ценности общества. Большую часть мягких и умеренных эгоистов можно «запрограммировать» на воспитанную порядочность в детском возрасте. Для этого «лишь необходима целенаправленно организованная общественная воля и соответствующая культурно-нравственная политика» [7]. В менталитете россиян исторически проповедовались альтруистические ценности; педагоги, философы и общественные деятели писали о важности воспитания души (И. Брянчанинов, И. В. Киреевский, Н. И. Пирогов, Н. А. Бердяев, К. Д. Ушинский, Ф. М. Достоевский, А. И. Осипов и др.). Общественное сознание, проявляясь на уровне семьи, непосредственно закладывает нравственность в индивидуальное сознание ребенка. Этому также способствуют занятия физической культурой в детском возрасте и личность тренера, чей авторитет в определенное время выше родительского. Выраженный в человеке альтруизм «ищет» выход через социально полезную, развивающую ресурсы человека деятельность, к которой и относится профессия, приобретаемая студентами спортивного вуза.
ЛИТЕРАТУРА
1. The 6 dimensions model of national culture by Geert Hofstede [Электронный ресурс]. - URL: https://geerthofstede.com/culture-geert-hofstede-gert-jan-hofstede/6d-model-of-national-culture/ (дата обращения: 16.04.2018).
2. Конструирование национального характера: свойства личности, приписываемые типичному русскому / Ю. Аллик, Р. Мыттус, А. Реало [и др.] // Культурно-историческая психология. -
2009. - № 1. - С. 2-18.
3. Гарбузов, В. И. Воспитание ребенка в семье : советы психотерапевта / В. И. Гарбузов. -СПб. : КАРО, 2015. - 296 с. - ISBN 978-5-9925-1036-2.
4. Гидлевский, А. В. Альтруизм и эгоизм как базовые детерминанты бытия человека / А. В. Гидлевский, Л. А. Максименко // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 6-3. - С. 649-653.
5. Карлышев, В. М. Инстинкты как критерии отбора к профессиональной деятельности / В. М. Карлышев // Новые стандарты в профессиональном образовании: проблемы и перспективы : сб. науч. тр. / Челябинский государственный научно-образовательный центр Уральского отделения Российской академии образования. - Челябинск, 2012. - Вып. 4. - С. 52-58.
6. Карлышев, В. М. Обоснование феномена предопределенности как основа исследований благополучной жизни / В. М. Карлышев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. -2017. - № 3 (145). - С. 280-288.
7. Лаверычева, И. Г. Философские и естественнонаучные основания теории эгоизма и альтруизма : автореф. дис. ... канд. философ. наук / Лаверычева И. Г. - СПб., 2009. - 23 с.
8. Латова, Н. В. Культурная специфика россиян (этнометрический анализ на основе концепции Г. Хофстеда) / Н. В. Латова // Вестник Института социологии. - 2016. - № 19. - С. 155-179.
9. Рендикова, А. В. Изучение доминирующих инстинктов педагогов различных специальностей / А. В. Рендикова // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2017. - № 3 (32). - С. 10-20.
10. Тиходеев, О. Н. Основы психогенетики : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / О. Н. Тиходеев. - М. : Академия, 2011. - 320 с. - ISBN 978-5-7695-8051-2.
11. Уилсон, Э. О. О природе человека / Э. О. Уилсон ; пер. с англ. Т. О. Новиковой. - М. : Кучково поле, 2015. - 352 с. - ISBN 978-5-9950-0513-1.
12. Фукс, Б. Б. Программирование генов мозга и проблема социального поведения человека / Б. Б. Фукс // Бюллетень сибирской медицины - 2013. - Том 12. - № 2. - С. 275-283.
REFERENCES
1. The 6 dimensions model of national culture by Geert Hofstede, (2013), available at: URL: https://geerthofstede.com/culture-geert-hofstede-gert-jan-hofstede/6d-model-of-national-culture/ (accessed 16.04.2018).
2. Allik, Yu., Myttus, R., Realo, A., Pullmann, H., Trifonova, A., McCrae, R. R. and Meshcherya-kov, B. G. (2009), "Construction of a national character: personality traits attributed to the typical Russian", Cultural and historical-psychology, No. 1, pp. 2-18.
3. Garbuzov, V.I. (2015), Education of the child in the family: advice from the therapist, CARO, St. Petersburg.
4. Gidlevsky, A.V. and Maksimenko, L.A. (2014), "Altruism and egoism as basic determinants of human existence", Fundamental study, No 6-3, pp. 649-653.
5. Karlyshev, V.M. (2012), "Instincts as selection criteria for professional activity", New standards in vocational education: problems and prospects, Chelyabinsk State scientific-educational center of the Ural branch of the Russian Academy of education, Chelyabinsk. Vol. 4, pp. 52-58.
6. Karlyshev, V.M. (2017), "Substantiation of the phenomenon of predestination as a basis for studies of prosperous life", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 3(145), pp. 280-288.
7. Lavericheva, I.G. (2009), Philosophical and scientific foundations of the theory of egoism and altruism, dissertation, St. Petersburg.
8. Latova, N.B. (2016), "Cultural specificity of Russians (ethnometric analysis based on the concept of Hofstede)", Bulletin of the Institute of sociology, No.19, pp. 155-179.
9. Rendikova, A.V. (2017), "The study of the dominant instincts of teachers of different specialties", Scientific providing for the system of advanced training, No.3 (32), pp. 10-20.
10. Tikhodeev, O.N. (2011), The basics of psychogenetics, Academy, Moscow.
11. Wilson, E.O. (2015), About human nature, translated by Novikova, T.O., Kuchkovo field, Moscow.
12. Fuks, B. B. (2013), "Programming of brain genes and the problem of human social behavior", Bulletin of Siberian medicine, Vol.12, No.2, pp. 275-283.
Контактная информация: rend_av@bk.ru
Статья поступила в редакцию 10.05.2018