Литература
1. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.
2. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.
3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
4. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.
5. Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): Материалы международной конференции. М., 2005.
6. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. СПб., 2001.
7. Психология перед вызовом будущего: Материалы научной конференции, приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ. М., 2006.
8. Психология сознания: современное состояние и перспективы: Материалы I Всероссийской конференции. Самара, 2007.
9. Серый А.В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности: Учебное пособие. Кемерово, 1999.
10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
© Семиков В.А., 2009
И. Г. Малкина-Пых
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ
В отечественной и зарубежной литературе имеется большое количество научных данных или относительно общих констатаций факта существенного влияния мотивации (совокупности факторов, побуждающих, организующих и направляющих поведение человека) на успешность освоения и выполнения конкретной деятельности, в том числе профессиональной [4, 10]. Сложность психодиагностики мотивационной сферы субъекта деятельности связана с рядом обстоятельств, в том числе наличием, наряду с полностью осознаваемыми, частично осознаваемых и неосознаваемых мотивов, «заданная» оценка которых не представляется возможной.
Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы) [4]. Общие мотивы трудовой деятельности реализуются в конкретных профессиях. В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы [4].
Психологическим механизмом профессиональной направленности личности может выступать сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества. Профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но важно прежде всего принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека.
Имеющиеся у человека определенные сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы могут обусловливать склонность челове-
ка к определенному типу деятельности — к быстрой, но кратковременной работе, к работе переменного характера и т. п. Осознание этой склонности и ее причины (правда, не всегда отчетливое) приводит к формированию мотива, побуждающего человека заниматься определенным видом деятельности, так как в его глазах эта деятельность по своему характеру отвечает характеру имеющейся склонности (отсюда важность реального, адекватного представления человека о психологической структуре данной деятельности). Соответствующее же сочетание типологических особенностей способствует проявлению способностей к этому же виду деятельности, что ведет к высокой ее эффективности, создает удовлетворенность трудом и подкрепляет мотив выбора профессии, превращая его в стойкий интерес. Последний влияет на активность человека и «закрепляет» его в данной профессии. Происходит самоподкрепление мотива.
В настоящее время считается общепризнанным, что формирование психики, в том числе и мотивационной сферы человека, обусловлено единством природных (биологических) и социальных факторов. Мотивация, как известно, имеет два главных аспекта:
запускает (инициирует) то или иное поведение;
поддерживает протекание данного поведения на определенном уровне интенсивности [10].
При этом механическое сопоставление биологических и психологических качеств человека не дает ответа на вопрос о причинах и механизмах таких связей даже в случае, если они оказываются обнаруженными. Поэтому представляется целесообразным сопоставление психологических (в том числе и явно социально обусловленных) свойств и качеств человека не с биологическими свойствами непосредственно, а с определенными психологическими структурами, генетическая и биологическая детерминация которых уже установлена. В качестве таких структур мы предлагаем рассматривать психологические типы К.Г. Юнга [11] и тип доминирующего инстинкта личности по В. Гарбузову [1].
Психологический тип в современной юнговской типологии определяется набором из 4 дихотомических признаков.
1. «Экстраверсия-Интроверсия» (Extraversion/ Intraversion), то есть предпочтительная направленность внимания. Экстраверсия (Е) - ориентированность вовне, предпочтение развития вширь, склонность к общению. Интроверсия (I) - ориентированность во внутренний мир, предпочтение развития вглубь, склонность к одиночеству.
2. «Сенсорика-Интуиция» (Sensing-iNtuition), то есть предпочтительный способ восприятия информации. Сенсорика, или здравомыслие (S) — это восприятие информации конкретными целостными и не очень большими блоками, без параллельного восприятия информации сразу по нескольким каналам и без домысливания, опираясь на собственный опыт и здравый смысл, вовлеченность в окружающую ситуацию (здесь и сейчас). Интуиция (N) — схватывание информации в целом, полагаясь на развитые ассоциативные процессы и связанное с ними воображение, легко восполняющее информационные пустоты, возможно одновременное усвоение информации, поступающей по многим параллельным каналам.
3. «Мышление-Чувствование» (Thinking-Feeling), то есть предпочтительный способ принятия решений. Логика, или размышление (Т) — ориентация в принятии решений на холодный логический расчет, эмоциональная отстраненность. Чувство, или переживание (F) - эмоциональная вовлеченность, ориентация в принятии решений в большей мере на человеческие взаимоотношения, этические моменты. Для этиков характерны более живые и насыщенные эмоции.
4. Предпочитаемый способ ориентации в окружающем мире (Judging- Perceiving): рациональность (J) — предпочтение определенности, стремление к планирова-
нию, следование заданному плану, организованность, методичность. Иррациональность, или импульсивность, (Р) - предпочтение постоянной свободы выбора, спонтанность, гибкость, непредсказуемость, нерегулярность. Психологическая активность этих функций физиологически обусловлена преобладающей активностью и «тренированностью» определенных функциональных образований подкорки и мозговой коры. Иерархия функций (от самой сильной до самой слабой) связана с индивидуально-устойчивым для данного конкретного человека распределением энерго-информационных потоков между этими функциями. На их иерархии (степени выраженности каждой из них у разных людей) и основана юнговская классификация психологических типов [9].
С задними, затылочными областями мозговой коры тесно сопряжены две рассматриваемые функции - сенсорика и интуиция. С передними, лобно-височными отделами коры связаны две другие функции - мышление и чувствование.
Таким образом, задне-передняя асимметрия в распределении энерго-информационных потоков обусловливает одну из главных психологических дихотомий: различие между сознанием, непосредственно или из собственного воображения воспринимающим информацию и сознанием, логически либо эмоционально оценивающим информацию, принимающим решения. Воспринимающий полюс связан с большей активностью двух различных, но преимущественно «затылочных» функций — сенсорики и интуиции, а оценивающе-решающий полюс связан с большей суммарной активностью двух других функций: логики (вербального мышления) и этики (эмоций), более тяготеющих к передним и центральным (лобным и височным) отделам коры. В передне-центральных отделах мозга энерго-информационные ресурсы также распределяются по принципу постоянной суммы, но уже между двумя механизмами, обеспечивающими работу логической и эмоциональной функций. Логические механизмы более тесно связаны с левым полушарием, эмоциональные - с правым. Аналогично дихотомии логики и этики проявляется и обратная связь между сенсорной и интуитивной функциями в затылочных и височно-теменных отделах коры.
Дихотомия, физиологически наиболее хорошо изученная, связана с преобладанием экстравертной или интровертной установки у индивида. Согласно некоторым современным физиологическим представлениям, экстраверты имеют изначально низкий уровень корковой активации, недостаточный для комфортного самоощущения. Поэтому экстраверты ищут все новые и новые внешние стимулы, будоражащие и увеличивающие их активацию.
В противовес экстравертам интроверты имеют изначально высокую нейронную активность, которая в условиях общения и интенсивной внешней стимуляции возрастает еще больше и выводит их из зоны комфорта, приводит к состоянию утомления и истощения. Соответственно главная забота интровертов — снизить уровень активации до комфортных значений, и для этого уменьшить приток внешних стимулов, отгородиться от мира и от общества, выстроить систему защитных и оборонительных навыков.
Рассмотрим, в каких сферах деятельности наиболее успешными могут быть представители тех или иных типов.
В производственно-управленческой сфере (администратор, руководитель, технолог, бухгалтер, экономист, рабочий, завхоз, мастер и др.) лидерами могут стать люди с сильными функциями логики и сенсорики (БТ). Им свойственны усидчивость, скрупулезность, точность исполнения. С аналитичным и беспристрастным умением могут организовать работу и завершить трудное дело. В работе они опираются на факты, оценивают по поступкам, делам.
В социальной сфере (воспитатели, учителя, преподаватели боевых искусств, танцев и др. видов спорта, психотерапевты, врачи, массажисты; повара, социальные работники) смогут найти себя люди с сильно развитыми функциями сенсорики и чувствования (этики) (БИ). У представителей этих психотипов есть умение контак-
тировать с людьми, налаживать связи. Такие люди эмоциональны, умеют сопереживать, убеждать, чувствовать скрытые потребности людей.
В научно-исследовательской сфере (научная работа, маркетинговые исследования, консалтинг, биржевики, торговцы, психоаналитики) успехов добьются люди с сильной логикой и интуицией (КТ). Интуиция позволяет представителям этих психотипов осуществить поиск новых ресурсов и возможностей. Они способны предугадать и спрогнозировать развитие рынка, при этом они хорошо знают, как правильно нужно спланировать и осуществить свою деятельность.
В сфере коммуникации (журналисты, психологи, РЛ - менеджеры, менеджеры по рекламе и продаже, артисты, шоумены, религиозные или идеологические деятели, секретари, ведущие) преуспеют люди с сильной интуицией и этикой (ОТ). Коммуникабельность и умение разбираться в человеческих взаимоотношениях сочетаются с поиском новизны. Это мастера рекламы, дипломаты.
Рассмотрим теперь инстинкты, которые как фундамент натуры обусловливают ее генетическую цельность, предрешая, каковы должны быть темперамент и конституция у данного индивида. Считается, что именно инстинкты определяют первичную, фундаментальную типологию человека, его природное призвание [1], Инстинкты человека проявляют себя через неосознаваемую сферу психики, образуя первый слой содержания бессознательного.
Согласно концепции инстинктов В.Гарбузова [1] предлагается следующая типология людей по доминирующему у них инстинкту и, соответственно, неосознаваемым предпосылкам смысла жизни, трансформирующимся далее в мировоззрение человека, в его взгляды на сущность его бытия:
I — «эгофильный» (самосохранения), смысл жизни — быть здоровым;
II - «генофильный» (продолжения рода), смысл жизни — иметь семью;
III - «альтруистический», смысл жизни - жить в гармонии с людьми, природой, иметь ценности саморазвития, духовного роста, профессионального совершенствования;
IV — «исследовательский», смысл жизни — ценность познания, творческой самореализации и негативное отношение к материальному благополучию;
V — «доминантный», смысл жизни — ценности престижа и достижений;
VI — «либертофильный» (лат. НЬепая — свобода), смысл жизни — ценность свободы и непорабощения,
VII — «дигнитофильный» (лат. dignitas - достоинство), смысл жизни ~ сохранение достоинства.
Люди с различными доминирующими инстинктами преуспевают в различных профессиях.
«Эгофильные» преуспевают в профессиях, где отвечают только за себя, где нет элемента опасности, риска, а требуются присущие им рассудочность, прилежание, аккуратность, точность, исполнительность, осторожность, проницательность. Это
- банковские служащие, нотариусы, мастера по ремонту бытовой и иной техники, клерки, не работающие с людьми, архивариусы.
«Генофильные» — прекрасные врачи, особенно детские, учителя, работники сферы обслуживания. Они - средний слой, «синие воротнички» - служащие, ведущие мирную, стабильную, размеренную профессиональную жизнь.
«Альтруисты», как правило, поэты, писатели-гуманисты, журналисты, историки, философы, священнослужители, врачи, педагоги, ботаники, зоологи, зоотехники, ветеринары, социальные работники и психологи.
«Исследователи» — путешественники, ученые, геологи, геодезисты, мореплаватели, космонавты, врачи и педагоги, следователи и криминалисты, деятели искусства.
Призвание «доминантных» — карьера. Они — президенты, губернаторы, мэры, директора, командиры, капитаны и везде, всегда - председатели, всегда - шефы.
«Либертофильные» обычно выбирают профессии моряков, геологов, агентов по снабжению или коммивояжеров потому, что они связаны с командировками, с постоянной новизной впечатлений, мест, людей, с отрывом от будничности, семьи.
Одно из профессиональных призваний «дигнитофильных» — юриспруденция. Они становятся непреклонными прокурорами, судьями, офицерами полиции, частными детективами. Они хороши во всех профессиях, где человек мало зависим от других.
Сопоставляя данную типологию с рассмотренной ранее типологией К.Г. Юнга, теоретически можно предположить, что доминирование трех первых из перечисленных инстинктов (эгофильного, генофильного и альтруистического) наиболее возможно у людей с сильными функциями сенсорики и чувствования (БР) и интуиции и чувствования (ОТ), а доминирование четырех последующих (исследовательского, доминирования, либертофильного и дигнитофильного) инстинктов -у людей с сильными функциями мышления и интуиции (N7) и сенсорики и мышления (БТ).
Сопоставляя психологические типы и тип доминирующего инстинкта с другими, более «высокими» свойствами личности, в данном случае с мотивацией, мы можем проникнуть не только в механизм развития последней, но и косвенно оценить относительную роль природного и социального факторов в ее формировании. Как уже было сказано ранее, мы рассматриваем психологический тип и доминирующий инстинкт как наиболее фундаментальные характеристики индиви-дуально-психологических различий, которые имеют генетическую и биологическую детерминацию и характеризуют психику человека с формально-динамической точки зрения.
При этом мы считаем, что природные факторы формирования мотива выбора профессии (склонности) являются не осознаваемыми, в то время как социальные факторы - ценности, установки, направленность личности — относятся к осознаваемым мотивам выбора профессии.
При этом осознаваемые мотивы выбора профессии запускает (инициирует) то или иное поведение, в то время как природные склонности, определяемые типологическими особенностями личности, поддерживают протекание данного поведения на определенном уровне интенсивности [8].
Предпочтительные виды профессиональной деятельности традиционно исследуются с использованием дифференциально-диагностических опросников (ДЦО), в которых все профессии разделены на пять основных видов: I — «человек — природа», II - «человек-техника», III - «человек - знаковая система», IV - «человек
— художественный образ», V — «человек - человек». Наиболее часто используемым в профконсультировании является ДЦО Е.А. Климова [7].
Один из подходов к изучению структуры мотива трудовой деятельности предложен румынским социологом К. Замфир [2]. Она исходит из представления о трех составляющих мотивации: внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной мотивации (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ).
Под внутренними мотивами автор понимает то, что порождается в сознании человека самой трудовой деятельностью: понимание ее общественной полезности, удовлетворение, которое приносит работа, то есть результат и процесс труда. Внешняя мотивация содержит те мотивы, которые находятся за пределами самого работника и труда как такового: заработок, боязнь осуждения, стремление к престижу и т.д. К внешней положительной мотивации относятся: материальное стимулирование, продвижение по работе, одобрение со стороны коллег и коллектива, престиж, то есть те стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К внешней отрицательной мотивации автор относит наказания, критику, осуждение, штрафы и т. п.
Целью нашего исследования было изучение взаимосвязи и взаимодействия осознаваемых и неосознаваемых мотивов при выборе профессии.
В исследовании принимали участие две группы испытуемых. Первая группа испытуемых состояла из врачей-невропатологов и врачей-терапевтов Военно-медицинской Академии, Клинической больницы РАН и частной многопрофильной клиники. Общее количество испытуемых составило 65 человек, из них 30 мужчины, 35 женщины. Средний возраст испытуемых составил 29,7±4,8 (от 23 до 40 лет).
Вторая группа испытуемых состояла из работников финансовой службы и менеджеров отдела продаж трех коммерческих торговых организаций. Общее количество испытуемых составило 80 человек, из них 50 мужчины, 30 женщины. Средний возраст испытуемых составил 30,2±6,7 (от 24 до 48 лет).
Форма проведения эксперимента — индивидуальная. Общее время тестирования занимало 1,5-2 часа.
Для исследования формально-динамических свойств личности (склонностей к профессии, рассматриваемых как неосознаваемые мотивы) нами использовался «Тест-опросник Кейрси» (определение психологического типа) и «Вопросник для выявления доминирующего инстинкта В. Гарбузова» [5].
Для исследования осознаваемых мотивов выбора профессии нами использовался тест «Предпочтительные виды профессиональной деятельности» и «Анкета на определение основных мотивов выбора профессии [4, 7].
Тест позволяет определить предпочитаемый испытуемым вид профессиональной деятельности в соответствии с пятью шкалами: «человек — природа», «человек
— техника», «человек - знаковая система», «человек — художественный образ», «человек - человек».
«Анкета» позволяет установить роль тех или иных мотивов испытуемого при выборе им профессии. Испытуемому предоставляется опросник, в котором содержится 15 суждений о профессии, выражающих 5 групп мотивов: социальные, познавательные, творческие, материальные, престижные. При этом познавательные и творческие рассматриваются как относящиеся к внутренней мотивации, а социальные, материальные и престижные — к внешней.
Статистическую обработку результатов исследования проводили с помощью пакета программ 8Р88 11.0 Гог \Vindows [6]. Оценка достоверности различий между группами проводилась с использованием критерия Манна-Уитни, взаимосвязи между факторами оценивались при помощи коэффициента корреляции Спирмена.
В результате проведенного исследования нами были получены следующие результаты (табл. 1, условные обозначения: М — выборочное среднее, 80 — среднее квадратичное отклонение, *** уровень значимости р<0,001, ** уровень значимости р<0,01, * уровень значимости р<0,05).
Профессию врача (тип «человек — человек») выбирают, в основном, люди с развитыми функциями сенсорики и чувствования (этики) (ЯГ) с доминирующим генофильным, эгофильным либо альтруистическим инстинктом.
Профессию экономиста (бухгалтера) и менеджера по продажам (тип «человек
— знаковая система») выбирают, в основном, люди с сильными функциями логики и сенсорики (БТ), с преобладающим инстинктом доминирования, генофильным либо исследовательским.
Полученный результат соответствует нашим теоретическим предпосылкам о пригодности (склонности) к профессии врача и экономиста (менеджера) в соответствии с типологией К.Г. Юнга и концепцией доминирующих инстинктов В. Гарбузова.
Здесь также необходимо учесть, что генофильность является чрезвычайно высоко социально одобряемым качеством, что может несколько искажать результаты тестирования.
В исследуемых группах не выявлено различий по показателю «внешние мотивы выбора профессии», у испытуемых обеих групп преобладают внутренние мотивы выбора профессии.
Таблица 1
Средние значения индивидуально-психологических характеристик испытуемых
Индивидуально-психологические характеристики с указанием достоверности различий между группами Группа 1 M±SD N=65 Группа 2 M±SD N=80 U- критерий Уровень значимо- сти
Типологические функции
Экстраверсия 6,9±2,1 6,6±1,9 2175,0 0,085
Интроверсия 3,1 ±2,1 3,4±1,9 2175,0 0,085
Сенсорика*** 13,4±3,5 11,2+3,2 1575,0 0,0
Интуиция*** 6,6±3,5 8,8±3,2 1575,0 0,0
Мышление*** 9,8±3,8 12,6±3,1 1350,0 0,0
Чувствование*** 10.2±3,8 7,4+3,1 1350,0 0,0
Решающая 15,5±3,2 16,2±1,6 2587,5 0,960
Воспринимающая 4,5+3,2 3,8*1,6 2587,5 0,960
Доминирующий инстинкт
Эгофильный*** 2,7±1,4 1,5±1,3 1387,5 0,0
Генофильный 2,9+1,5 2,4±1,9 2125,0 0,052
Альтруистический*** 2,2+1,1 1,1±1,3 1350,0 0,0
Исследовательский** 1,8±1,6 2,3±1,0 1887,5 0,004
Доминирования*** 2,0±1,4 2,8±1,1 1700,0 0,0
Либертофильный 2,1±1,2 1,9±1,2 2350,0 0,304
Дигнитофильный** 2,1±1,7 1,6±1,8 1937,5 0,006
Предпочитаемый тип профессиональной деятельности
I - «человек-природа»*** 2,4+3,9 -0,6±3,9 1437,5 0,0
II - «человек-техника»*** -1,4+4,1 2,9±3,9 1187,5 0,0
III - «человек-знаковая система»*** 0,75±4,9 5,1±3,1 1312,5 0,0
IV - «человек-художественный образ»** -1,9±3,4 0,31±3,9 1762,5 0,001
V - «человек-человек»** 4,9±2,4 3,6±2,7 1912,5 0,006
Мотивы выбора про< іессии
Внешние 2,9±0,8 2,6±0,8 2200,0 0,111
Внутренние*** 3,9+0,6 3,4±0,7 1462,5 0,0
Далее были рассчитаны коэффициенты корреляции между показателями психологического типа личности, типом доминирующего инстинкта, типом предпочитаемой деятельности и основными мотивами выбора профессии (табл. 2 и 3, условные обозначения: ** уровень значимости р<0,01, * уровень значимости р<0,05).
Как показывают результаты, полученные на нашей выборке испытуемых, эго-фильный инстинкт достоверно положительно коррелирует с функциями сенсори-
Таблица 2
Коэффициенты корреляции между показателями теста Кейрси и «Вопросника
для выявления доминирующего инстинкта»
Типологии-ческие функции Доминирующий инстинкт
Эго- филь- ный Гено- филь- ный Альтру- истичес- кий Исследо- ватель- ский Доми- нирова- ния Либер- тофиль- ный Дигни- тофиль- ный
Экстраверсия -0,02 -0,08 -0,16 -0,01 0,34** -0,52* -0,15
Интроверсия 0,02 0,08 0,16 0,01 -0,34** 0,52* 0,15
Сенсорика 0,27** 0,20* 0,17* -0,01 -0,14 -0,14* 0,28**
Интуиция -0,27** -0,20* -0,17* 0,01 0,14 0,14* -0,28**
Мышление -0,20* -0,03 -0,44** 0,31** 0,32** -0,09 0,01
Чувствование 0,20* 0,03 0,44** -0,31** -0,32** 0,09 -0,01
Рещающая 0,23** 0,21** -0,088 0,07 0,27** -0,20* -0,04
Восприни- мающая -0,23** -0,21** 0,08 -0,07 -0,27** 0,20* 0,04
ки (р<0,01) и чувствования (р<0,05), генофильный - с функцией сенсорики (р<0,05) и альтруистический - с функциями сенсорики (р<0,05) и чувствования (р<0,01).
Инстинкт исследования достоверно положительно коррелирует с функцией мышления (р<0,01), инстинкт доминирования - с функцией мышления (р<0,01), либертофильный инстинкт — с функцией интуиции (р<0,05), и дигнитофилый инстинкт - с функцией сенсорики (р<0,01).
Таким образом, мы считаем, что результаты экспериментального исследования подтверждают выдвинутые нами теоретические предположения о том, что определенные типологические свойства и доминирующие инстинкты личности достоверно связаны друг с другом, могут рассматриваться как неосознавемые мотивы выбора будущей профессии и являться ее предикаторами.
При исследовании взаимосвязи типологических характеристик и доминирующего инстинкта с предпочитаемым типом профессиональной деятельности у испытуемых были получены следующие результаты (табл. 3; условные обозначения: ** уровень значимости р<0,01, * уровень значимости р<0,05).
Предпочитаемый тип профессиональной деятельности «человек-природа» достоверно положительно связан с функцией чувствования (р<0,01), а также с эго-фильным (р<0,05), альтруистическим (р<0,01) и либертофильным инстинктами (Р<0,01).
Предпочитаемый тип профессиональной деятельности «человек-техника» достоверно положительно связан с функциями интуиции (р<0,05) и мышления (р<0,01), а также с исследовательским инстинктом (р<0,01) и инстинктом доминирования (р<0,01).
Предпочитаемый тип профессиональной деятельности «человек -знаковая система» достоверно положительно связан с функцией мышления (р<0,01), а также с
Таблица 3
Коэффициенты корреляции между показателями типологических функций, типов доминирующего инстинкта, предпочитаемым типом профессиональной деятельности и мотивами выбора профессии
Индивидуально- психологические характеристики Предпочитаемый тип профессиональной деятельности Мотивы выбора профессии
«чело- век- приро- да» «человек-техника» «чело- век- знаковая систе- ма» «человек -художественный образ» «чело- век- чело- век» Внеш- ние Внут- ренние
Типологические функции
Экстраверсия -0,12 ‘ 1 іО "0 * -0,17* -0,42** 0,12 0,02 0,21*
Интроверсия 0,12 0,17* 0,17* 0,42** -0,12 -0,02 -0,21*
Сенсорика 0,13 -0,23** 0,02 -0,18* -0,10 0,44** 0,05
Интуиция -0ДЗ 0,23** -0,02 0,18* 0,10 -0,44** -0,05
Мышление -0,33** 0.44** 0,43** -0,08 0,01 -0,07 -0,26**
Чувствование 0,33** -0,44** -0,43** 0,08 -0,01 0,07 0,26**
Решающая -0,15 0,16 0,21* -0,24** 0,15 0,67** -0,03
Воспринимающая 0,15 -0.16 -0,21* 0,24** -0,15 -0,67** 0,03
Доминирующий инстинкт
Эгофильный 0,24* -0,18* -0,12 -0,10 0,22** 0,37** 0,34**
Г енофильный 0,08 -0,09 0,24** -0,29** 0,01 0,14 -0,15
Альтруистический 0,39** -0,47** -0,24** -0.17* -0,15 0,10 0,09
Исследовательский -0,09 0,29** 0,25** 0,32** -0,31** 0,09 0,41**
Доминирования -0,15 0,24** 0,31** -0,13 0,29** 0,04 0,07
Либертофильный 0,27** 0,09 -0,05 0,38** -6,03 -0,03 0,13
Дигнитофильный 0,15 -0,09 0,05 0,04 -0,03 0,04 0,19*
Мотивы выбора профессии
Внешние 0,19* 0,15 0,08 0,06 -0,07 - -
Внутренние 0,16 -0,04 -0,11 0,32** 0,14 - -
инстинктами генофильным (р<0,01), исследовательским (р<0,05) и доминирования (р<0,01).
Предпочитаемый тип профессиональной деятельности «человек — художественный образ» достоверно положительно связан с функцией интуиции (р<0,05), а также с исследовательским (р<0,05) и либертофильным (р<0,01) инстинктами.
Для предпочитаемого типа профессиональной деятельности «человек-человек» не выявлено достоверных связей с типологическими функциями. Данный тип профессиональной деятельности достоверно положительно связан с эгофильным (р<0,01) инстинктом и инстинктом доминирования (р<0,01).
В процессе исследования не было выявлено достоверных связей между типологическими функциями, доминирующим инстинктом и внешними или внутренними мотивами выбора профессии.
Полученные результаты, с нашей точки зрения, безусловно подтверждают изложенные ранее теоретические предпосылки о наличии достоверной взаимосвязи между осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами выбора профессии, хотя, конечно, не могут рассматриваться как окончательные.
Очевидно, что дальнейшие исследования в данном направлении должны включать, в первую очередь, проведение экспериментальных исследований испытуемых с типами предпочитаемой профессиональной деятельности, оставшимися за рамками данной работы (в частности, типы «человек — природа», «человек — техника» и «человек — художественный образ»).
Проведенное исследование показало, что формально-динамические свойства (психологический тип личности и доминирующий инстинкт) играют важную роль в формировании мотивации выбора профессии и могут обусловливать склонность человека к определенному типу деятельности.
Сопоставление результатов исследования неосознаваемых (склонности) и осознаваемых (направленность личности) мотивов выбора профессий врача и экономиста (менеджера) позволяет сделать вывод, что соответствующее сочетание типологических особенностей способствует проявлению способностей к этому же виду деятельности, что ведет к высокой ее эффективности, создает удовлетворенность трудом и подкрепляет мотив выбора профессии, превращая его в стойкий интерес.
Такой подход к исследованию взаимодействия природного и социального в человеке, в рамках которого проводилось сопоставление типологических особенностей личности как известной биологически детерминированной структуры психики с мотивационными особенностями человека открывает новые возможности в исследовании механизмов взаимозависимости и взаимопроникновения природного и социального в развитии человеческой индивидуальности.
Литература___________________
1. Гарбузов В.И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология. СПб., 1999.
2. Замфир К. Удовлетворенность трудом. М., 1983.
3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004.
4. Кузнецова НИ., Казакова М.В. Методические рекомендации по изучению раздела «Профессиональное самоопределение учащихся». Магнитогорск, 2004.
5. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога. М., 2004. С. 79-86.
6. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных. СПб., 2006.
7. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001.
8. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: Методическое пособие. М., 1997.
9. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. М., 2003.
10. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Под ред. Б.М. Величковского. М., 1986.
11. Юнг К.-Г. Психологические типы / Пер. с нем. / Под общ. ред. В.В. Зеленского. Мн., 1998.
© Малкина-Пых И.Г., 2008