Научная статья на тему 'Исследование взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых мотивов выбора профессии'

Исследование взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых мотивов выбора профессии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
674
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Малкина-пых И. Г.

Статья посвящена исследованию взаимодействия осознаваемых и неосознаваемых мотивов при выборе профессии. Предполагается, что социальные-психологические факторы ценности, установки, направленность личности относятся к осознаваемым мотивам выбора профессии, они запускают (инициируют) то или иное поведение, в то время как природные склонности, определяемые типологическими особенностями личности, являются не осознаваемыми и поддерживают протекание данного поведения на определенном уровне интенсивности. Результаты проведенного экспериментального исследования подтверждают существование указанной взаимосвязи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH THE INTERACTIONS OF THE CONSCIOUS AND UNCONCSIOUS MOTIVES OF THE PROFESSION'S CHOICE

The objective of the research in this paper was to investigate the interactions of the conscious and unconcsious motives of the profession's choice. It is supposed that the social and psychological factors such as personality values, attitudes, preferences indicate the conscious motives of the profession's choice, they start (initiate) the certain behaviour. Whereas the innate personality traits determined with the personality typology indicate the unconscuous motives and maintain the given behaviour. The results of the experimental researches, presented in this paper, confirmed the existence of the proposed interaction.

Текст научной работы на тему «Исследование взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых мотивов выбора профессии»

Литература

1. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.

2. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 2003.

3. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

4. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.

5. Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла): Материалы международной конференции. М., 2005.

6. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. СПб., 2001.

7. Психология перед вызовом будущего: Материалы научной конференции, приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ. М., 2006.

8. Психология сознания: современное состояние и перспективы: Материалы I Всероссийской конференции. Самара, 2007.

9. Серый А.В., Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности: Учебное пособие. Кемерово, 1999.

10. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

© Семиков В.А., 2009

И. Г. Малкина-Пых

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ОСОЗНАВАЕМЫХ И НЕОСОЗНАВАЕМЫХ МОТИВОВ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

В отечественной и зарубежной литературе имеется большое количество научных данных или относительно общих констатаций факта существенного влияния мотивации (совокупности факторов, побуждающих, организующих и направляющих поведение человека) на успешность освоения и выполнения конкретной деятельности, в том числе профессиональной [4, 10]. Сложность психодиагностики мотивационной сферы субъекта деятельности связана с рядом обстоятельств, в том числе наличием, наряду с полностью осознаваемыми, частично осознаваемых и неосознаваемых мотивов, «заданная» оценка которых не представляется возможной.

Мотивы, связанные с трудовой деятельностью человека, можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора места работы; конкретная деятельность определяется в конечном итоге всеми этими мотивами (мотивы трудовой деятельности ведут к формированию мотивов выбора профессии, а последние ведут к мотивам выбора места работы) [4]. Общие мотивы трудовой деятельности реализуются в конкретных профессиях. В психологической литературе нет единого взгляда на то, как формируется выбор профессии, и какие факторы влияют на этот процесс. По этому вопросу существует ряд точек зрения, в защиту каждой из которых приводятся убедительные аргументы [4].

Психологическим механизмом профессиональной направленности личности может выступать сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей, определяющих профессионально важные качества. Профессию можно выбирать в зависимости от многих обстоятельств, но важно прежде всего принимать во внимание, насколько выбираемая деятельность соответствует склонностям и способностям человека.

Имеющиеся у человека определенные сочетания типологических особенностей проявления свойств нервной системы могут обусловливать склонность челове-

ка к определенному типу деятельности — к быстрой, но кратковременной работе, к работе переменного характера и т. п. Осознание этой склонности и ее причины (правда, не всегда отчетливое) приводит к формированию мотива, побуждающего человека заниматься определенным видом деятельности, так как в его глазах эта деятельность по своему характеру отвечает характеру имеющейся склонности (отсюда важность реального, адекватного представления человека о психологической структуре данной деятельности). Соответствующее же сочетание типологических особенностей способствует проявлению способностей к этому же виду деятельности, что ведет к высокой ее эффективности, создает удовлетворенность трудом и подкрепляет мотив выбора профессии, превращая его в стойкий интерес. Последний влияет на активность человека и «закрепляет» его в данной профессии. Происходит самоподкрепление мотива.

В настоящее время считается общепризнанным, что формирование психики, в том числе и мотивационной сферы человека, обусловлено единством природных (биологических) и социальных факторов. Мотивация, как известно, имеет два главных аспекта:

запускает (инициирует) то или иное поведение;

поддерживает протекание данного поведения на определенном уровне интенсивности [10].

При этом механическое сопоставление биологических и психологических качеств человека не дает ответа на вопрос о причинах и механизмах таких связей даже в случае, если они оказываются обнаруженными. Поэтому представляется целесообразным сопоставление психологических (в том числе и явно социально обусловленных) свойств и качеств человека не с биологическими свойствами непосредственно, а с определенными психологическими структурами, генетическая и биологическая детерминация которых уже установлена. В качестве таких структур мы предлагаем рассматривать психологические типы К.Г. Юнга [11] и тип доминирующего инстинкта личности по В. Гарбузову [1].

Психологический тип в современной юнговской типологии определяется набором из 4 дихотомических признаков.

1. «Экстраверсия-Интроверсия» (Extraversion/ Intraversion), то есть предпочтительная направленность внимания. Экстраверсия (Е) - ориентированность вовне, предпочтение развития вширь, склонность к общению. Интроверсия (I) - ориентированность во внутренний мир, предпочтение развития вглубь, склонность к одиночеству.

2. «Сенсорика-Интуиция» (Sensing-iNtuition), то есть предпочтительный способ восприятия информации. Сенсорика, или здравомыслие (S) — это восприятие информации конкретными целостными и не очень большими блоками, без параллельного восприятия информации сразу по нескольким каналам и без домысливания, опираясь на собственный опыт и здравый смысл, вовлеченность в окружающую ситуацию (здесь и сейчас). Интуиция (N) — схватывание информации в целом, полагаясь на развитые ассоциативные процессы и связанное с ними воображение, легко восполняющее информационные пустоты, возможно одновременное усвоение информации, поступающей по многим параллельным каналам.

3. «Мышление-Чувствование» (Thinking-Feeling), то есть предпочтительный способ принятия решений. Логика, или размышление (Т) — ориентация в принятии решений на холодный логический расчет, эмоциональная отстраненность. Чувство, или переживание (F) - эмоциональная вовлеченность, ориентация в принятии решений в большей мере на человеческие взаимоотношения, этические моменты. Для этиков характерны более живые и насыщенные эмоции.

4. Предпочитаемый способ ориентации в окружающем мире (Judging- Perceiving): рациональность (J) — предпочтение определенности, стремление к планирова-

нию, следование заданному плану, организованность, методичность. Иррациональность, или импульсивность, (Р) - предпочтение постоянной свободы выбора, спонтанность, гибкость, непредсказуемость, нерегулярность. Психологическая активность этих функций физиологически обусловлена преобладающей активностью и «тренированностью» определенных функциональных образований подкорки и мозговой коры. Иерархия функций (от самой сильной до самой слабой) связана с индивидуально-устойчивым для данного конкретного человека распределением энерго-информационных потоков между этими функциями. На их иерархии (степени выраженности каждой из них у разных людей) и основана юнговская классификация психологических типов [9].

С задними, затылочными областями мозговой коры тесно сопряжены две рассматриваемые функции - сенсорика и интуиция. С передними, лобно-височными отделами коры связаны две другие функции - мышление и чувствование.

Таким образом, задне-передняя асимметрия в распределении энерго-информационных потоков обусловливает одну из главных психологических дихотомий: различие между сознанием, непосредственно или из собственного воображения воспринимающим информацию и сознанием, логически либо эмоционально оценивающим информацию, принимающим решения. Воспринимающий полюс связан с большей активностью двух различных, но преимущественно «затылочных» функций — сенсорики и интуиции, а оценивающе-решающий полюс связан с большей суммарной активностью двух других функций: логики (вербального мышления) и этики (эмоций), более тяготеющих к передним и центральным (лобным и височным) отделам коры. В передне-центральных отделах мозга энерго-информационные ресурсы также распределяются по принципу постоянной суммы, но уже между двумя механизмами, обеспечивающими работу логической и эмоциональной функций. Логические механизмы более тесно связаны с левым полушарием, эмоциональные - с правым. Аналогично дихотомии логики и этики проявляется и обратная связь между сенсорной и интуитивной функциями в затылочных и височно-теменных отделах коры.

Дихотомия, физиологически наиболее хорошо изученная, связана с преобладанием экстравертной или интровертной установки у индивида. Согласно некоторым современным физиологическим представлениям, экстраверты имеют изначально низкий уровень корковой активации, недостаточный для комфортного самоощущения. Поэтому экстраверты ищут все новые и новые внешние стимулы, будоражащие и увеличивающие их активацию.

В противовес экстравертам интроверты имеют изначально высокую нейронную активность, которая в условиях общения и интенсивной внешней стимуляции возрастает еще больше и выводит их из зоны комфорта, приводит к состоянию утомления и истощения. Соответственно главная забота интровертов — снизить уровень активации до комфортных значений, и для этого уменьшить приток внешних стимулов, отгородиться от мира и от общества, выстроить систему защитных и оборонительных навыков.

Рассмотрим, в каких сферах деятельности наиболее успешными могут быть представители тех или иных типов.

В производственно-управленческой сфере (администратор, руководитель, технолог, бухгалтер, экономист, рабочий, завхоз, мастер и др.) лидерами могут стать люди с сильными функциями логики и сенсорики (БТ). Им свойственны усидчивость, скрупулезность, точность исполнения. С аналитичным и беспристрастным умением могут организовать работу и завершить трудное дело. В работе они опираются на факты, оценивают по поступкам, делам.

В социальной сфере (воспитатели, учителя, преподаватели боевых искусств, танцев и др. видов спорта, психотерапевты, врачи, массажисты; повара, социальные работники) смогут найти себя люди с сильно развитыми функциями сенсорики и чувствования (этики) (БИ). У представителей этих психотипов есть умение контак-

тировать с людьми, налаживать связи. Такие люди эмоциональны, умеют сопереживать, убеждать, чувствовать скрытые потребности людей.

В научно-исследовательской сфере (научная работа, маркетинговые исследования, консалтинг, биржевики, торговцы, психоаналитики) успехов добьются люди с сильной логикой и интуицией (КТ). Интуиция позволяет представителям этих психотипов осуществить поиск новых ресурсов и возможностей. Они способны предугадать и спрогнозировать развитие рынка, при этом они хорошо знают, как правильно нужно спланировать и осуществить свою деятельность.

В сфере коммуникации (журналисты, психологи, РЛ - менеджеры, менеджеры по рекламе и продаже, артисты, шоумены, религиозные или идеологические деятели, секретари, ведущие) преуспеют люди с сильной интуицией и этикой (ОТ). Коммуникабельность и умение разбираться в человеческих взаимоотношениях сочетаются с поиском новизны. Это мастера рекламы, дипломаты.

Рассмотрим теперь инстинкты, которые как фундамент натуры обусловливают ее генетическую цельность, предрешая, каковы должны быть темперамент и конституция у данного индивида. Считается, что именно инстинкты определяют первичную, фундаментальную типологию человека, его природное призвание [1], Инстинкты человека проявляют себя через неосознаваемую сферу психики, образуя первый слой содержания бессознательного.

Согласно концепции инстинктов В.Гарбузова [1] предлагается следующая типология людей по доминирующему у них инстинкту и, соответственно, неосознаваемым предпосылкам смысла жизни, трансформирующимся далее в мировоззрение человека, в его взгляды на сущность его бытия:

I — «эгофильный» (самосохранения), смысл жизни — быть здоровым;

II - «генофильный» (продолжения рода), смысл жизни — иметь семью;

III - «альтруистический», смысл жизни - жить в гармонии с людьми, природой, иметь ценности саморазвития, духовного роста, профессионального совершенствования;

IV — «исследовательский», смысл жизни — ценность познания, творческой самореализации и негативное отношение к материальному благополучию;

V — «доминантный», смысл жизни — ценности престижа и достижений;

VI — «либертофильный» (лат. НЬепая — свобода), смысл жизни — ценность свободы и непорабощения,

VII — «дигнитофильный» (лат. dignitas - достоинство), смысл жизни ~ сохранение достоинства.

Люди с различными доминирующими инстинктами преуспевают в различных профессиях.

«Эгофильные» преуспевают в профессиях, где отвечают только за себя, где нет элемента опасности, риска, а требуются присущие им рассудочность, прилежание, аккуратность, точность, исполнительность, осторожность, проницательность. Это

- банковские служащие, нотариусы, мастера по ремонту бытовой и иной техники, клерки, не работающие с людьми, архивариусы.

«Генофильные» — прекрасные врачи, особенно детские, учителя, работники сферы обслуживания. Они - средний слой, «синие воротнички» - служащие, ведущие мирную, стабильную, размеренную профессиональную жизнь.

«Альтруисты», как правило, поэты, писатели-гуманисты, журналисты, историки, философы, священнослужители, врачи, педагоги, ботаники, зоологи, зоотехники, ветеринары, социальные работники и психологи.

«Исследователи» — путешественники, ученые, геологи, геодезисты, мореплаватели, космонавты, врачи и педагоги, следователи и криминалисты, деятели искусства.

Призвание «доминантных» — карьера. Они — президенты, губернаторы, мэры, директора, командиры, капитаны и везде, всегда - председатели, всегда - шефы.

«Либертофильные» обычно выбирают профессии моряков, геологов, агентов по снабжению или коммивояжеров потому, что они связаны с командировками, с постоянной новизной впечатлений, мест, людей, с отрывом от будничности, семьи.

Одно из профессиональных призваний «дигнитофильных» — юриспруденция. Они становятся непреклонными прокурорами, судьями, офицерами полиции, частными детективами. Они хороши во всех профессиях, где человек мало зависим от других.

Сопоставляя данную типологию с рассмотренной ранее типологией К.Г. Юнга, теоретически можно предположить, что доминирование трех первых из перечисленных инстинктов (эгофильного, генофильного и альтруистического) наиболее возможно у людей с сильными функциями сенсорики и чувствования (БР) и интуиции и чувствования (ОТ), а доминирование четырех последующих (исследовательского, доминирования, либертофильного и дигнитофильного) инстинктов -у людей с сильными функциями мышления и интуиции (N7) и сенсорики и мышления (БТ).

Сопоставляя психологические типы и тип доминирующего инстинкта с другими, более «высокими» свойствами личности, в данном случае с мотивацией, мы можем проникнуть не только в механизм развития последней, но и косвенно оценить относительную роль природного и социального факторов в ее формировании. Как уже было сказано ранее, мы рассматриваем психологический тип и доминирующий инстинкт как наиболее фундаментальные характеристики индиви-дуально-психологических различий, которые имеют генетическую и биологическую детерминацию и характеризуют психику человека с формально-динамической точки зрения.

При этом мы считаем, что природные факторы формирования мотива выбора профессии (склонности) являются не осознаваемыми, в то время как социальные факторы - ценности, установки, направленность личности — относятся к осознаваемым мотивам выбора профессии.

При этом осознаваемые мотивы выбора профессии запускает (инициирует) то или иное поведение, в то время как природные склонности, определяемые типологическими особенностями личности, поддерживают протекание данного поведения на определенном уровне интенсивности [8].

Предпочтительные виды профессиональной деятельности традиционно исследуются с использованием дифференциально-диагностических опросников (ДЦО), в которых все профессии разделены на пять основных видов: I — «человек — природа», II - «человек-техника», III - «человек - знаковая система», IV - «человек

— художественный образ», V — «человек - человек». Наиболее часто используемым в профконсультировании является ДЦО Е.А. Климова [7].

Один из подходов к изучению структуры мотива трудовой деятельности предложен румынским социологом К. Замфир [2]. Она исходит из представления о трех составляющих мотивации: внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной мотивации (ВПМ) и внешней отрицательной мотивации (ВОМ).

Под внутренними мотивами автор понимает то, что порождается в сознании человека самой трудовой деятельностью: понимание ее общественной полезности, удовлетворение, которое приносит работа, то есть результат и процесс труда. Внешняя мотивация содержит те мотивы, которые находятся за пределами самого работника и труда как такового: заработок, боязнь осуждения, стремление к престижу и т.д. К внешней положительной мотивации относятся: материальное стимулирование, продвижение по работе, одобрение со стороны коллег и коллектива, престиж, то есть те стимулы, ради которых человек считает нужным приложить свои усилия. К внешней отрицательной мотивации автор относит наказания, критику, осуждение, штрафы и т. п.

Целью нашего исследования было изучение взаимосвязи и взаимодействия осознаваемых и неосознаваемых мотивов при выборе профессии.

В исследовании принимали участие две группы испытуемых. Первая группа испытуемых состояла из врачей-невропатологов и врачей-терапевтов Военно-медицинской Академии, Клинической больницы РАН и частной многопрофильной клиники. Общее количество испытуемых составило 65 человек, из них 30 мужчины, 35 женщины. Средний возраст испытуемых составил 29,7±4,8 (от 23 до 40 лет).

Вторая группа испытуемых состояла из работников финансовой службы и менеджеров отдела продаж трех коммерческих торговых организаций. Общее количество испытуемых составило 80 человек, из них 50 мужчины, 30 женщины. Средний возраст испытуемых составил 30,2±6,7 (от 24 до 48 лет).

Форма проведения эксперимента — индивидуальная. Общее время тестирования занимало 1,5-2 часа.

Для исследования формально-динамических свойств личности (склонностей к профессии, рассматриваемых как неосознаваемые мотивы) нами использовался «Тест-опросник Кейрси» (определение психологического типа) и «Вопросник для выявления доминирующего инстинкта В. Гарбузова» [5].

Для исследования осознаваемых мотивов выбора профессии нами использовался тест «Предпочтительные виды профессиональной деятельности» и «Анкета на определение основных мотивов выбора профессии [4, 7].

Тест позволяет определить предпочитаемый испытуемым вид профессиональной деятельности в соответствии с пятью шкалами: «человек — природа», «человек

— техника», «человек - знаковая система», «человек — художественный образ», «человек - человек».

«Анкета» позволяет установить роль тех или иных мотивов испытуемого при выборе им профессии. Испытуемому предоставляется опросник, в котором содержится 15 суждений о профессии, выражающих 5 групп мотивов: социальные, познавательные, творческие, материальные, престижные. При этом познавательные и творческие рассматриваются как относящиеся к внутренней мотивации, а социальные, материальные и престижные — к внешней.

Статистическую обработку результатов исследования проводили с помощью пакета программ 8Р88 11.0 Гог \Vindows [6]. Оценка достоверности различий между группами проводилась с использованием критерия Манна-Уитни, взаимосвязи между факторами оценивались при помощи коэффициента корреляции Спирмена.

В результате проведенного исследования нами были получены следующие результаты (табл. 1, условные обозначения: М — выборочное среднее, 80 — среднее квадратичное отклонение, *** уровень значимости р<0,001, ** уровень значимости р<0,01, * уровень значимости р<0,05).

Профессию врача (тип «человек — человек») выбирают, в основном, люди с развитыми функциями сенсорики и чувствования (этики) (ЯГ) с доминирующим генофильным, эгофильным либо альтруистическим инстинктом.

Профессию экономиста (бухгалтера) и менеджера по продажам (тип «человек

— знаковая система») выбирают, в основном, люди с сильными функциями логики и сенсорики (БТ), с преобладающим инстинктом доминирования, генофильным либо исследовательским.

Полученный результат соответствует нашим теоретическим предпосылкам о пригодности (склонности) к профессии врача и экономиста (менеджера) в соответствии с типологией К.Г. Юнга и концепцией доминирующих инстинктов В. Гарбузова.

Здесь также необходимо учесть, что генофильность является чрезвычайно высоко социально одобряемым качеством, что может несколько искажать результаты тестирования.

В исследуемых группах не выявлено различий по показателю «внешние мотивы выбора профессии», у испытуемых обеих групп преобладают внутренние мотивы выбора профессии.

Таблица 1

Средние значения индивидуально-психологических характеристик испытуемых

Индивидуально-психологические характеристики с указанием достоверности различий между группами Группа 1 M±SD N=65 Группа 2 M±SD N=80 U- критерий Уровень значимо- сти

Типологические функции

Экстраверсия 6,9±2,1 6,6±1,9 2175,0 0,085

Интроверсия 3,1 ±2,1 3,4±1,9 2175,0 0,085

Сенсорика*** 13,4±3,5 11,2+3,2 1575,0 0,0

Интуиция*** 6,6±3,5 8,8±3,2 1575,0 0,0

Мышление*** 9,8±3,8 12,6±3,1 1350,0 0,0

Чувствование*** 10.2±3,8 7,4+3,1 1350,0 0,0

Решающая 15,5±3,2 16,2±1,6 2587,5 0,960

Воспринимающая 4,5+3,2 3,8*1,6 2587,5 0,960

Доминирующий инстинкт

Эгофильный*** 2,7±1,4 1,5±1,3 1387,5 0,0

Генофильный 2,9+1,5 2,4±1,9 2125,0 0,052

Альтруистический*** 2,2+1,1 1,1±1,3 1350,0 0,0

Исследовательский** 1,8±1,6 2,3±1,0 1887,5 0,004

Доминирования*** 2,0±1,4 2,8±1,1 1700,0 0,0

Либертофильный 2,1±1,2 1,9±1,2 2350,0 0,304

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дигнитофильный** 2,1±1,7 1,6±1,8 1937,5 0,006

Предпочитаемый тип профессиональной деятельности

I - «человек-природа»*** 2,4+3,9 -0,6±3,9 1437,5 0,0

II - «человек-техника»*** -1,4+4,1 2,9±3,9 1187,5 0,0

III - «человек-знаковая система»*** 0,75±4,9 5,1±3,1 1312,5 0,0

IV - «человек-художественный образ»** -1,9±3,4 0,31±3,9 1762,5 0,001

V - «человек-человек»** 4,9±2,4 3,6±2,7 1912,5 0,006

Мотивы выбора про< іессии

Внешние 2,9±0,8 2,6±0,8 2200,0 0,111

Внутренние*** 3,9+0,6 3,4±0,7 1462,5 0,0

Далее были рассчитаны коэффициенты корреляции между показателями психологического типа личности, типом доминирующего инстинкта, типом предпочитаемой деятельности и основными мотивами выбора профессии (табл. 2 и 3, условные обозначения: ** уровень значимости р<0,01, * уровень значимости р<0,05).

Как показывают результаты, полученные на нашей выборке испытуемых, эго-фильный инстинкт достоверно положительно коррелирует с функциями сенсори-

Таблица 2

Коэффициенты корреляции между показателями теста Кейрси и «Вопросника

для выявления доминирующего инстинкта»

Типологии-ческие функции Доминирующий инстинкт

Эго- филь- ный Гено- филь- ный Альтру- истичес- кий Исследо- ватель- ский Доми- нирова- ния Либер- тофиль- ный Дигни- тофиль- ный

Экстраверсия -0,02 -0,08 -0,16 -0,01 0,34** -0,52* -0,15

Интроверсия 0,02 0,08 0,16 0,01 -0,34** 0,52* 0,15

Сенсорика 0,27** 0,20* 0,17* -0,01 -0,14 -0,14* 0,28**

Интуиция -0,27** -0,20* -0,17* 0,01 0,14 0,14* -0,28**

Мышление -0,20* -0,03 -0,44** 0,31** 0,32** -0,09 0,01

Чувствование 0,20* 0,03 0,44** -0,31** -0,32** 0,09 -0,01

Рещающая 0,23** 0,21** -0,088 0,07 0,27** -0,20* -0,04

Восприни- мающая -0,23** -0,21** 0,08 -0,07 -0,27** 0,20* 0,04

ки (р<0,01) и чувствования (р<0,05), генофильный - с функцией сенсорики (р<0,05) и альтруистический - с функциями сенсорики (р<0,05) и чувствования (р<0,01).

Инстинкт исследования достоверно положительно коррелирует с функцией мышления (р<0,01), инстинкт доминирования - с функцией мышления (р<0,01), либертофильный инстинкт — с функцией интуиции (р<0,05), и дигнитофилый инстинкт - с функцией сенсорики (р<0,01).

Таким образом, мы считаем, что результаты экспериментального исследования подтверждают выдвинутые нами теоретические предположения о том, что определенные типологические свойства и доминирующие инстинкты личности достоверно связаны друг с другом, могут рассматриваться как неосознавемые мотивы выбора будущей профессии и являться ее предикаторами.

При исследовании взаимосвязи типологических характеристик и доминирующего инстинкта с предпочитаемым типом профессиональной деятельности у испытуемых были получены следующие результаты (табл. 3; условные обозначения: ** уровень значимости р<0,01, * уровень значимости р<0,05).

Предпочитаемый тип профессиональной деятельности «человек-природа» достоверно положительно связан с функцией чувствования (р<0,01), а также с эго-фильным (р<0,05), альтруистическим (р<0,01) и либертофильным инстинктами (Р<0,01).

Предпочитаемый тип профессиональной деятельности «человек-техника» достоверно положительно связан с функциями интуиции (р<0,05) и мышления (р<0,01), а также с исследовательским инстинктом (р<0,01) и инстинктом доминирования (р<0,01).

Предпочитаемый тип профессиональной деятельности «человек -знаковая система» достоверно положительно связан с функцией мышления (р<0,01), а также с

Таблица 3

Коэффициенты корреляции между показателями типологических функций, типов доминирующего инстинкта, предпочитаемым типом профессиональной деятельности и мотивами выбора профессии

Индивидуально- психологические характеристики Предпочитаемый тип профессиональной деятельности Мотивы выбора профессии

«чело- век- приро- да» «человек-техника» «чело- век- знаковая систе- ма» «человек -художественный образ» «чело- век- чело- век» Внеш- ние Внут- ренние

Типологические функции

Экстраверсия -0,12 ‘ 1 іО "0 * -0,17* -0,42** 0,12 0,02 0,21*

Интроверсия 0,12 0,17* 0,17* 0,42** -0,12 -0,02 -0,21*

Сенсорика 0,13 -0,23** 0,02 -0,18* -0,10 0,44** 0,05

Интуиция -0ДЗ 0,23** -0,02 0,18* 0,10 -0,44** -0,05

Мышление -0,33** 0.44** 0,43** -0,08 0,01 -0,07 -0,26**

Чувствование 0,33** -0,44** -0,43** 0,08 -0,01 0,07 0,26**

Решающая -0,15 0,16 0,21* -0,24** 0,15 0,67** -0,03

Воспринимающая 0,15 -0.16 -0,21* 0,24** -0,15 -0,67** 0,03

Доминирующий инстинкт

Эгофильный 0,24* -0,18* -0,12 -0,10 0,22** 0,37** 0,34**

Г енофильный 0,08 -0,09 0,24** -0,29** 0,01 0,14 -0,15

Альтруистический 0,39** -0,47** -0,24** -0.17* -0,15 0,10 0,09

Исследовательский -0,09 0,29** 0,25** 0,32** -0,31** 0,09 0,41**

Доминирования -0,15 0,24** 0,31** -0,13 0,29** 0,04 0,07

Либертофильный 0,27** 0,09 -0,05 0,38** -6,03 -0,03 0,13

Дигнитофильный 0,15 -0,09 0,05 0,04 -0,03 0,04 0,19*

Мотивы выбора профессии

Внешние 0,19* 0,15 0,08 0,06 -0,07 - -

Внутренние 0,16 -0,04 -0,11 0,32** 0,14 - -

инстинктами генофильным (р<0,01), исследовательским (р<0,05) и доминирования (р<0,01).

Предпочитаемый тип профессиональной деятельности «человек — художественный образ» достоверно положительно связан с функцией интуиции (р<0,05), а также с исследовательским (р<0,05) и либертофильным (р<0,01) инстинктами.

Для предпочитаемого типа профессиональной деятельности «человек-человек» не выявлено достоверных связей с типологическими функциями. Данный тип профессиональной деятельности достоверно положительно связан с эгофильным (р<0,01) инстинктом и инстинктом доминирования (р<0,01).

В процессе исследования не было выявлено достоверных связей между типологическими функциями, доминирующим инстинктом и внешними или внутренними мотивами выбора профессии.

Полученные результаты, с нашей точки зрения, безусловно подтверждают изложенные ранее теоретические предпосылки о наличии достоверной взаимосвязи между осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами выбора профессии, хотя, конечно, не могут рассматриваться как окончательные.

Очевидно, что дальнейшие исследования в данном направлении должны включать, в первую очередь, проведение экспериментальных исследований испытуемых с типами предпочитаемой профессиональной деятельности, оставшимися за рамками данной работы (в частности, типы «человек — природа», «человек — техника» и «человек — художественный образ»).

Проведенное исследование показало, что формально-динамические свойства (психологический тип личности и доминирующий инстинкт) играют важную роль в формировании мотивации выбора профессии и могут обусловливать склонность человека к определенному типу деятельности.

Сопоставление результатов исследования неосознаваемых (склонности) и осознаваемых (направленность личности) мотивов выбора профессий врача и экономиста (менеджера) позволяет сделать вывод, что соответствующее сочетание типологических особенностей способствует проявлению способностей к этому же виду деятельности, что ведет к высокой ее эффективности, создает удовлетворенность трудом и подкрепляет мотив выбора профессии, превращая его в стойкий интерес.

Такой подход к исследованию взаимодействия природного и социального в человеке, в рамках которого проводилось сопоставление типологических особенностей личности как известной биологически детерминированной структуры психики с мотивационными особенностями человека открывает новые возможности в исследовании механизмов взаимозависимости и взаимопроникновения природного и социального в развитии человеческой индивидуальности.

Литература___________________

1. Гарбузов В.И. Концепция инстинктов и психосоматическая патология. СПб., 1999.

2. Замфир К. Удовлетворенность трудом. М., 1983.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2004.

4. Кузнецова НИ., Казакова М.В. Методические рекомендации по изучению раздела «Профессиональное самоопределение учащихся». Магнитогорск, 2004.

5. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. Справочник практического психолога. М., 2004. С. 79-86.

6. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования: Анализ и интерпретация данных. СПб., 2006.

7. Реан А.А. Практическая психодиагностика личности. СПб., 2001.

8. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: Методическое пособие. М., 1997.

9. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. М., 2003.

10. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. / Под ред. Б.М. Величковского. М., 1986.

11. Юнг К.-Г. Психологические типы / Пер. с нем. / Под общ. ред. В.В. Зеленского. Мн., 1998.

© Малкина-Пых И.Г., 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.