Научная статья на тему 'Подходы к пониманию и исследованию предопределённости в жизни и спорте'

Подходы к пониманию и исследованию предопределённости в жизни и спорте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
150
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДОПРЕДЕЛЁННОСТЬ / УРОВНИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДОПРЕДЕЛЁННОСТИ / ЗАПРОГРАММИРОВАННОСТЬ / ИНСТИНКТЫ / ПОТРЕБНОСТЬ / ЖЕЛАНИЕ / СОЗНАНИЕ / ПРОГРАММЫ И САМОПРОГРАММИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / PREDETERMINATION / LEVELS AND CONTENT OF PREDETERMINATION / PROGRAMMING / INSTINCTS / NEED / DESIRE / CONSCIOUSNESS / PROGRAMS AND SELF-PROGRAMMING OF THE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карлышев Владимир Михайлович

Успешность и благополучие жизни человека во многом определяется его уровневой содержательностью предопределённости, которая заложена в подсознание и надсознание личности и реализуется через законы, программы-инстинкты, особенности индивидуальности и самопрограммирование. Выявление этих особенностей позволит рационализировать его жизнедеятельность и помочь оптимальной самореализации во всех сферах жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Approaches to understanding and research of predetermination in life and sport

The success and happiness of human life is largely determined by its predetermination content's level, which is placed in the subconscious and superconscious of the individual and is realized through laws, programs, instincts, features of individuality and self-programming. Identification of these features will allow to rationalize its life activity and to help optimal self-realization in all spheres of human life.

Текст научной работы на тему «Подходы к пониманию и исследованию предопределённости в жизни и спорте»

УДК 159.923

ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ И ИССЛЕДОВАНИЮ ПРЕДОПРЕДЕЛЁННОСТИ

В ЖИЗНИ И СПОРТЕ

Владимир Михайлович Карлышев, кандидат педагогических наук, профессор,

Уральский государственный университет физической культуры, Челябинск

Аннотация

Успешность и благополучие жизни человека во многом определяется его уровневой содержательностью предопределённости, которая заложена в подсознание и надсознание личности и реализуется через законы, программы-инстинкты, особенности индивидуальности и самопрограммирование. Выявление этих особенностей позволит рационализировать его жизнедеятельность и помочь оптимальной самореализации во всех сферах жизни человека.

Ключевые слова: предопределённость, уровни и содержание предопределённости, запрограммированность, инстинкты, потребность, желание, сознание, программы и самопрограммирование личности.

APPROACHES TO UNDERSTANDING AND RESEARCH OF PREDETERMINATION IN LIFE AND SPORT

Vladimir Mikhailovich Karlyshev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Annotation

The success and happiness of human life is largely determined by its predetermination content's level, which is placed in the subconscious and superconscious of the individual and is realized through laws, programs, instincts, features of individuality and self-programming. Identification of these features will allow to rationalize its life activity and to help optimal self-realization in all spheres of human life.

Keywords: predetermination, levels and content of predetermination, programming, instincts, need, desire, consciousness, programs and self-programming of the personality.

Наблюдая за жизнью спортсменов и работая с их психологическими проблемами, непроизвольно задумываешься о некой предопределённости нашей жизни и происходящего. Об этом часто говорят и некоторые маститые ученые (Н. Н. Мосеев) [12] и выдающиеся спортивные наставники (А. Гомельский (баскетбол), А. Тарасов (хоккей), И. Винер (худ. гимнастика), Э. Тутберидзе (фигурное катание)), писатели, режиссеры, артисты и научные исследования психологов (В. В. Дружинин, Р. М. Загайнов, С. В. Ковалёв) и др.

С углублением понимания вопроса все больше появляется фактов, подтверждающих некую предопределённость и запрограммированность человека к конкретной деятельности (спортивной, педагогической, технической и т.п.), её эффективности и результативности, стилю жизнедеятельности и жизни в целом (у психологов это называется судьбой или жизненным сценарием) [3; 5; 8; 17]. К тому же, всё чаще складывается впечатление и об этом говорят выдающиеся тренеры, что награды достигаются спортсменами благодаря некоей избранности и предопределенности, однако вычленить эти факторы и их показатели достаточно трудно.

Традиционная ньютоновская концепция причинности исключила все «недетерминированные» процессы, поскольку они не соответствовали ее парадигме. Благодаря открытиям А. Эйнштейна, Н. Бора, Г. Шипова и других великих ученых, наша модель знаний о Вселенной быстро расширилась [20].

Современная теоретическая физика доказала, что всё во Вселенной обладает невидимой взаимосвязью и имеет иерархическую структуру, что выражается в гипотезах: «вакуумной» Г. Шипова, «методологии осуществления замысла» С. В. Ковалёва, «морфогенетических полей» Р. Шелдрейка, сочетается с концепцией контуров

человеческого бессознательного Т. Лири, хорошо раскрытой в работах Р. Уилсона, а также подкрепляется голографической моделью работы мозга и разума, предложенной Карлом Прибрамом [9; 20].

Эти модели функционирования Вселенной совпадают с теорией физика Д. Бома, который описал голографическую Вселенную, включающую невидимый («свернутый») и проявленный («развернутый») порядок вещей, на который давно указывают просветленные мудрецы [11].

В своей статье мы уже однажды пытались обозначить основные уровни и содержание предопределённости, а также идею уровневого благополучия человека [6]. Исследования в этом направлении пока немногочисленны [3; 6; 9].

Мы не будем касаться всех понятий, они разбирались в прошлой статье. Обозначим лишь несколько. На основе анализа содержания словарей и определений разных авторов предопределённость жизненная - это сложившаяся система условий и обстоятельств, предопределяющих поведение и деятельность человека; направляющая внутренняя сила, заставляющая реализовываться по намеченному пути (программе); а также неизбежность событий, в которых лично ему в рамках свободной воли суждено выполнить предназначенное и реализоваться в рамках доступных ему возможностей и способностей. По сути - это образ ситуации (голограмма), которая произойдёт (определённость), но в будущем (перед тем, как станет явью, воплотится в реальности) при некоторых усилиях и выборах самого человека, в определённых условиях и обстоятельствах, заставляющих реализовывать его соответствующим образом, хотя возможны варианты выбора в рамках запланированного.

Дихотомия определённости-неопределённости обусловлена двойственностью нашего мира и понимается пропорционально уровню, с которого она рассматривается и мало объясняется, если рассматривается с низкого уровня сознания. Поэтому с ростом сознания человека в жизни мы проходим с простейших чувственных реакций «приятно-неприятно», через субъективный подсознательный выбор «хочу-не хочу», через понимание и оценивание «хорошо-плохо», к самоограничению и осмыслению «правильно-неправильно», с выходом на самосознание и проявление собственной воли «надо-не надо».

Остается добавить, что, по-видимому, в общефилософском плане определенность имеет отношение к Порядку, тогда как неопределенность - к Хаосу. В конкретно-философском аспекте определенность связана с потенцией, тогда как неопределенность -с интенцией. В общепсихологическом плане определенность относится к личности, тогда как неопределенность - к сущности (индивидуальности, самости). В конкретно-психологическом аспекте определенность рациональна, тогда как неопределенность иррациональна.

На нейрофизиологическом плане определенность преимущественно «левополушарна», тогда как неопределенность скорее «правополушарна». В телесном аспекте определенность во многом объясняется генетикой, а неопределённость характеризуется состояниями. Это как бы разные уровни реальности, взаимодействующие в единстве эволюционирования чего-либо.

Исходя из представленного определения, мы предложили модель предопределённости с кратким раскрытием содержания на разных уровнях. Научную основу построения данной модели составила «методология осуществления замысла» Ковалева С. В. [9, с. 256]:

Таблица 1 - Уровни и содержание предопределённости

Уровни предопределённости Уровни внутренней и внешней реальности Уровневые составляющие и характеристики

полевой поле сознания замысел (образ, голограмма)

идеи (теории, концепции)

закономерный судьбоносный законы (вселенские, уровневые, человеческие)

Уровни предопределённости Уровни внутренней и внешней реальности Уровневые составляющие и характеристики

программный программный программы (астрологические, нумерологические, математические)

обусловленный личностный, мировоззренческий убеждения

ценности

самооценка

характер

детерминированный сущностный, психический задатки

темперамент

СНС

инстинкты

данный телесный, биологический конституция

функциональный

биохимический

генетический

зависимый внешний, проявленный условия

окружение

обстоятельства

среда

Внешнее (условия, окружение, обстоятельства, ситуация) существенно определяет наше поведение и самореализацию в жизни. Любые из четырех представленных составляющих могут кардинально изменить наше поведение. Но при этом их относительная временная устойчивость (в короткие промежутки времени) и даже определённая предсказуемость (работа, дом, семья...) позволяют нам делать какие-то выборы, что кажется нам некоей свободой выбора и свободой воли (мне так хочется), позволяющие самому прожить жизнь по-своему. Но это более проявление зависимости, а не нашей свободы воли, тем более, что большая часть желаний не нами формируется.

Биологические науки указывают, что вся биологическая информация записана в физическом теле (ДНК), определяющая особенности его работы и обеспечивающая реализацию человека во внешнем мире. На это указывают согласованная деятельность всех систем организма вплоть до любой клетки и всех её элементов, а также гомеостаз, как регулирующий механизм и критерий программного обеспечения в биологических системах. При любом сбое программы или несоответствии процесса запланированному, происходят серьёзные проблемы в теле (болезни) и изменения в жизни человека (стиль и образ жизни).

Что касается психического уровня, то он тесно связан с биологическим, ибо параметры работы психики обусловлены (предопределены) особенностями свойств нервной системы и высшей нервной деятельности, человеческими инстинктами, задатками, психотипом, темпераментом и т.п., с которыми человек рождается. Они помогают человеку проявлять себя соответствующим образом в окружающем мире. Считается, что запускает поведение человека его активная часть внутреннего мира (потребности, желания, мотивы, влечения, интерес). Именно его содержание обеспечивает особенности поведенческих реакций, адаптации, взаимодействия с окружающими людьми и миром в целом. Это субъективный уровень, который нельзя увидеть и потрогать, но результаты его деятельности легко отследить в поведении и деятельности человека. В интегральном нейропрограммировании условно принимается, что мозг - компьютер, индивидуальная психика - набор программ и возможностей, обеспечивающих жизнедеятельность, каналы ощущений - переключатели информационного обмена, а тело - исполнитель желаемого (принтер, робот) [7].

Психический мир человека весьма многолик и многообразен, так же, как и физический. В нём много подвижных элементов (потребности, мысли, эмоции и т.п.), но есть и относительно устойчивые конструкции (например, характер, привычки, убеждения ...), которые стабильны в конкретном длительном временном отрезке, если с ними

специально не работать, то они во многом и определяют поведение и некую предсказуемость личности. Так, зная её менталитет, инстинкты, темперамент, ценности, характер, можно относительно достоверно предсказать и поведенческую реакцию. Именно на основе этого понимания создается большая часть типологий характеров, личности и т.п. Поэтому можно говорить и о некоторой психической предопределённости, которую легко показывают и подтверждают последователи НЛП и создатели различных типологий. Так Ковалёв С. В. считает, что, говоря об информации и информированности, мы говорим о закодированной в нейросети (мозга) информации и программы её использования. Именно она является пусковой [7].

Как указывают некоторые нетрадиционные источники, пока душа не развита, на начальном этапе её развитием управляют программы. Программы направляют человека к развитию и вырабатывают у него чувствование своей цели, которая формирует основную качественную направленность совершенствования. По мере совершенствования с определённого уровня готовности душе дается определённая свобода в наработке различных качеств, на основе которых формируются форма (тело) и жизненные ситуации, способствующие продвижению к совершенствованию и развитию необходимого энергетического потенциала, который может меняться как в положительную сторону, так и в отрицательную.

В психологии имеется концепция инстинктов, предложенная В. И. Гарбузовым (1992), согласно которой у человека семь основных подсознательных (инстинктивных) программ, определяющих особенности адаптации, поведения, характера, взаимоотношений и даже первичную специализацию в жизни [2; 3]. Исследования, проведенные нами в течение 20 лет на выборке более 20 тысяч человек, подтверждают основные идеи, выдвинутые автором, и помогают объяснить многие особенности жизнедеятельности человека. Достаточно будет подчеркнуть, что у студентов разных специальностей отмечается разное сочетание программ, а в рамках одной специальности при одинаковых программах разная их иерархия, а, следовательно, и жизнедеятельность. Многолетняя работа на факультете повышения квалификации с годичной переподготовкой и сменой направления специальности обучающихся только утвердила нас в понимании, что если человек выбирает специальность вопреки собственным программам, то мучается по жизни, несмотря на определённые выгоды, которые она даёт (деньги, статус ...).

В процессе жизнедеятельности и освоения социального опыта у личности формируется сознание и мировоззрение, которые определяют особенности понимания происходящего (сознание) и реагирования на него соответствующим поведением (подсознание). Но чем больше человек осваивает окружающий мир, ориентируясь на общие утверждения, тем больше лишается собственного мнения о происходящем и становится заложником конкретного взгляда и стиля поведения.

Социальная предопределённость поведения формируется постепенно во время обучения и жизнедеятельности в зависимости от окружения, культуры, условий и складывающихся ситуаций. Различные грани составляющей данного процесса часто называют такими терминами как направленность личности, менталитет, убеждение, имидж и др. Чем глубже человек усваивает и чаще повторяет рекомендуемые ему установки, требования, нормы, правила и т.п., тем быстрее он впоследствии выполняет их автоматически, не задумываясь. Этот процесс называют привычками. В этом случае психологи часто говорят о жизненном сценарии (система заученных последовательностей в поведении и действиях) [5; 8; 9]. Можно условно сказать, что до 25 лет человек обучается и накапливает знания и привычки, которые потом проверяет на практике. И если спросить пожилого человека, то можно услышать, что пик проблем приходится именно на эту вторую половину жизни, когда он начинает реализовывать накопленные знания в жизни, хотя бывают и исключения.

Человек не только живет по программам, но и сам может их создавать и корректировать. Согласно базовым постулатам НЛП, программы возникают из: генетической запрограммированности (родовые, семейные), самопрограммирования (внушения, самоприказы и самоубеждения), внушений значимых людей (правила, паттерны, установки, предписания, нормы), программирующего воздействия психотравмирующих ситуаций (психотравмы, переживания, комплексы и т.п.) [7]. Эти программы не осознаются, но могут считываться при разговоре, поведении, при выборе предпочтений, ценностей, специальном тестировании и т.д. В последние годы появляются действенные технологии, способные влиять на программы не только на психическом [8; 10], но и даже на генетическом уровне при определённых условиях и возможностях [4; 12]. Поэтому можно говорить о том, что человеку дана возможность самому влиять даже на глубинные механизмы своего бытия, что и происходит при определённых состояниях (изменённых состояниях сознания), исследуемых наукой, и «пробуждении, трансформации сознания», как представлено в восточных взглядах [10; 11].

Проявляются программные включения через психический уровень как мысли, потребности, желания, интерес, влечение. Предопределённость на сущностном уровне связана генетической предрасположенностью и телесной формой. Она переходит по роду, зависит от генетики матери, отца, генетического древа рода в целом. По телесным формам можно во многом предсказать особенности поведения и жизнедеятельности вплоть до жизненных задач человека.

Рассмотрим особенности источников активности человека, которые подталкивают человека к деятельности. Потребность - нужда в чем-либо. Необходимая реальность. Частичная осознанная телесная или психическая необходимость. Динамическая сила, исходящая из организма, которая является источником активности и развития личности. Потребность часто выступает в качестве состояния, отражающего несоответствие между внутренними и внешними условиями. Благодаря потребности мы учимся самостоятельности, жизнедеятельности через свободу выбора. Потребности обусловлены особенностями индивидуальности тела и психики. Потребность в психологии рассматривается как внутреннее состояние личности, понуждающее её к целенаправленной деятельности, и как движущая сила человеческой активности.

Желание - это устремлённость к чему-либо определённому. Когда включается желание, оно всегда из программы, которая часто проявляется как ситуация. Каждая ситуация - это работа с определёнными условиями и энергиями для данной стадии развития. Она включает определённые механизмы выбора или схему, определяющую возможности поведения и эмоционального проявления. Задается желание программой и связано с необходимостью набора в психику индивидуальных энергий и способностей определённого типа. Так, например, при виде реки у одного появляется желание порыбачить, у другого - поплавать, у третьего - умыться, у следующего - сочинять стихи или наслаждаться красотой, писать картину и совсем не думать о чём-то другом. В этом случае желания подсказывают, каких энергий и способностей человеку не хватает. Человек хочет то, что ему в психике (матрице) не хватает. Следовательно, желания - механизм и индикатор, побуждающий индивида нарабатывать необходимые и недостающие энергии и способности. Главная задача человека в процессе использования желаний - научиться реализовывать желания высокими способами (превращать отрицательное в положительное, нравственное) и довести этот механизм до совершенства.

Направление развития заложено в судьбу, и программа способствует формированию определённой личности и её жизненной самореализации. Каждому уровню развития личности соответствуют свой набор желаний и при смене уровня развития желания меняются. Желание как влекущая сила имеет свою мощь, определяемая энергопотенциалом психики (души). Главное в реализации желаний - научиться реализовывать желания высокими способами [15, с. 73], а значит - нравственно.

Программы включают «импульс» (от лат. - удар, толчок) - энергетический толчок, приводящий в действие что-либо. Согласно психофизиологии - это возбуждение, распространяющееся по нервному волокну и обеспечивающее передачу информации от периферических рецепторов (чувствительных окончаний) к нервным центрам, внутри центральной нервной системы и от неё к исполнительным аппаратам - мускулатуре, железам внутренней секреции и др. Биоэлектрическая единица нервного импульса -потенциал действия. Скорость нервного импульса составляет от 0,5 м/сек до 120 м/сек. Частота - в различных волокнах составляет от 50 до 1500 колебаний в сек» [16, с. 63].

На личностном уровне человек, в каком-то смысле, сам формирует свою предопределённость, исходя из своего мировоззрения (системы убеждений, ценностей), самооценки и, конечно же, характера. Он выбирает род деятельности, задаёт себе цели и выполняет своё «предназначение» с моментами свободы выбора. Особенно чётко это прослеживается в процессе психотерапии личной истории самого человека, что показано в работах С. В. Ковалёва [8].

Жизнь является системным процессом. То, что возникает в нас при взаимодействии с окружающей реальностью, есть системный процесс. Наукой признается, что наши тела, сообщества людей и сама Вселенная образуют экологию сложных систем и подсистем, которые постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга и, основываясь на определенных принципах самоорганизации, стараются прийти в состояние оптимального равновесия, так называемого гомеостаза, который отчасти может служить характеристикой благополучия. Поэтому судьбоносный уровень гораздо сложнее и гораздо меньше поддаётся научному объяснению на сегодняшний день. Имеются отдельные подходы в квантовой физике и психологии, которые делают первые шаги в новом объяснении реальности [17; 19].

Однако у человечества исстари имеются технологии прочтения предопределённости. Так все программное обеспечение характеризуется цифровыми кодами и обеспечивается процессом кодирования. Этот уровень связан с расчетными процессами. Издревле такие подходы имелись в арсенале мудрецов и продолжают существовать вместе с человечеством многие века (например, квадрат Пифагора, множество математических, нумерологических и астрологических расчетных систем) [11]. Так в нумерологии каждое число (год, месяц, число, час, минута, секунда рождения) несёт свою определённую вибрацию и значение, которое в материальном мире отражается уникальной индивидуальностью и закономерной реализацией. Астрологический уровень также строится на расчётной основе взаимодействия звёзд, а знак зодиака, характеризует запрограммированную индивидуальность, подсказывающую рациональное использование возможностей человека с определённой долей свободы выбора. Это всё не полностью, но во многом объясняет особенности жизнедеятельности и поведение человека, только трактуются они исходя из теорий, концепций, принятых в обществе или выдвигаемых исследователем, которые относительны и субъективно описывают наблюдаемую реальность, с доступного им уровня понимания высшего замысла.

Следует подчеркнуть, что более высокий уровень определяет реализацию низкого (полевой является главенствующим и через судьбоносный, который управляет программами, участвует в формировании личности и её индивидуальности). Чем выше рассматриваемый уровень, тем возможности его влияния на управление более низкими выше и сбои в нём более разрушительны для низкого. Три верхних уровня наукой пока объяснены быть не могут, а выражаются в виде гипотез и парадигм, но именно они определяют и управляют остальными. Любое изменение в низких уровнях диктуется верхними, и должно подчиняться их содержанию, иначе человек начнет страдать, болеть и попадать в «несчастные случаи».

В психологии также ведется поиск подходов к расшифровке отдельных признаков и кодов причинности и предопределённости. Так психогеометрический подход позволяет во

многом понять и предсказать поведение человека и даже его направления совершенствования [1]. В интегральном нейропрограммировании используются подходы и технологии оценки предопределённости к успеху, отдельным сферам жизнедеятельности и стилю жизни, а также технологии перекодировки и трансформации элементов бессознательного в процессе терапевтической работы [7; 8; 9].

Большой интерес вызывают работы Д. Хоккинса, который предложил свою оценку параметров сознания и показал эволюцию сознания и развитие человеческого общества с помощью математических элементов динамики нелинейных систем и наличия некой предопределённости человеческой жизни от уровня сознания [19]. Но это лишь один из комплексных критериев, не позволяющий раскрыть рассматриваемую проблему. Следует расширить поиск в глубинах психического. И в этом плане, на наш взгляд, учёным придётся вернуться к такому главному и интегративному понятию психологии как «Душа», исследование которой позволит ответить на многие вопросы бытия человека.

Подводя итоги сказанному, можно констатировать, что науке придётся подняться на новый рубеж осмысления реальности и управления ею для собственного развития и укрепления своих позиций. Поэтому исследование вопросов предопределённости, запрограммированности и трансформации человека являются актуальными и помогающими понять основные аспекты его жизнедеятельности и способствующими оптимальной самореализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев, А.А. Психогеометрия для менеджеров / А.А. Алексеев, Л.А. Громова. - Л. : Знание, 1991. - 164 с.

2. Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия, или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье / В.И. Гарбузов. - СПб. : Сфера, 1994. - 160 с.

3. Гарбузов, В.И. Инстинкты и судьба человека / В.И. Гарбузов. - М. : АСТ ; СПб. : Астрель-СПб, 2006. - 477 с.

4. Джерард, Р.В. Измени свою ДНК, измени свою жизнь / Р.В. Джерард. - М. : София, 2006.

- 192 с.

5. Дружинин, В.Н. Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии / В. Н. Дружинин. - СПб. : Питер, 2010. - 156 с.

6. Карлышев, В.М. Обоснование феномена предопределённости как основы для исследований благополучной жизни / В.М. Карлышев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

- 2017. - № 3 (145). - С. 280-288.

7. Ковалёв, С.В. Основы нейротрансформинга или психотехнологии управления реальностью / С.В. Ковалёв. - М. : Профит Стайл, 2012. - 224 с.

8. Ковалёв, С.В. Психотерапия личной истории: психотехнологии изменения прошлого и создания будущего / С.В. Ковалёв. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. - 232 с.

9. Ковалёв, С.В. Краткий курс благополучия. Самоучитель интегрального нейропрограм-мирования / С.В. Ковалёв. - М. : Перо, 2016. - 272 с.

10. Козлов, В.В. Истоки осознания : теория и практика интегративных психотехнологий / В.В. Козлов. - М. : Полибиг, 1997. - 362 с.

11. Рампа, Л. Третий глаз / Л. Рампа. - Киев : София, 2000. - 192 с.

12. Липтон, Б. Биология веры: кто управляет сознанием клеток / Брюс Липтон. - М. : София, 2008. - 176 с.

13. Моисеев, Н. Н. Быть или не быть... человечеству / Н. Н. Моисеев. - М. : Ульяновский Дом Печати, 1999. - 268 с.

14. Орлов, А.В. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практика : учеб. пособие / А. В. Орлов. - М. : Академия, 2002. - 271 с.

15. Секлитова, Л.А. Словарь космической философии / Л.А. Секлитова, Л.Л. Стрельникова.

- М. : Амрита-Русь, 2008. - 304 с.

16. Тиходеев, О.Н. Психогенетика : учебник / О.Н. Тиходеев. - М. : Академия, 2011. - 320 с.

17. Уилсон, Р. Психология эволюции / Р. Уилсон. - Киев : София, 1998. - 287 с.

18. Уилсон, Р. Квантовая психология / Р. Уилсон. - Киев : ЯНУС, 1998. - 224 с.

19. Хокинс, Д. От отчаянья к просветлению. Эволюция сознания. - СПб. : ИГ «Весь», 2011.

- 336 с.

20. Шипов, Г. И. Теория физического вакуума. Новая парадигма / Г.И. Шипов - М. : НТ-Центр, 1993. - 362 с.

REFERENCES

1. Alekseev, A. A. (1991), Psychogeometry for managers, Knowledge, Leningrad.

2. Garbuzov, V.I. (1994), Practical psychotherapy, or how to return the child or adolescent confidence, the true dignity and health, Sphere, St. Petersburg.

3. Garbuzov, V.I. (2006), Instincts and the destiny of man, Astrel, St. Petersburg.

4. Gerard, R.V. (2006), Change your DNA, change your life, Sofia, Moscow.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Druzhinin, V.N. (2010), Options life. Essays on existential psychology, Peter, St. Petersburg.

6. Karlyshev, V.M. (2017), "Justification of the phenomenon of predestination as the basis for research prosperous life", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (145), pp. 280-288.

7. Kovalev, S.V. (2008), Psychotherapy of personal history: psycho change the past and create the future, Moscow psychology-social Institute, Moscow.

8. Kovalev, S.V. (2012), Fundamentals of neurotransforming or psychotechnology of reality control, Profit Style, Moscow.

9. Kovalev, S.V. (2016), А Short course of well-being. Tutorial integrated neuroprogramming, Pero, Moscow.

10. Kozlov, V.V. (1997), The sources of awareness: the theory and practice of integrative psycho, PoliBig, Moscow.

11. Ramp, L. (2000), Third eye, Sofia, Kyiv.

12. Lipton, B. (2008), The biology of belief: who controls the consciousness of the cells, Sofia, Moscow.

13. Moiseev, N. N. (1999), To be or not to be... humanity, The Ulyanovsk House of Press, Moscow.

14. Orlov, A. B. (2002), Psychology of personality and human nature: paradigms, projections, practice: textbook, Academy, Moscow.

15. Sekletova, L. A. (2008), the Dictionary of space philosophy, Amrita-Rus, Moscow.

16. Tikhodeev, O. N. (2011), Psychogenetics: textbook, Academy, Moscow.

17. Wilson, R. (1988), Psychology of evolution, Sofia, Kyiv.

18. Wilson, R. (1998), Quantum psychology, YANUS, Kyiv.

19. Hawkins, D. (2011), From despair to enlightenment. Evolution of consciousness, Publishing group "Ves", St. Petersburg.

20. Thorns, G.I. (1993), Theory of physical vacuum. New paradigm, NT-Center, Moscow. Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 21.09.2019

УДК 159.9.072.432

ОЦЕНКА ВЫПУСКНИКАМИ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КАЧЕСТВА

СВОЕГО ОБУЧЕНИЯ

Олег Борисович Немцев, доктор педагогических наук, профессор, Марина Николаевна Мартынова, Адыгейский государственный университет, Майкоп; Вероника Александровна Федотова, доктор технических наук, Федеральный университет Минас-Жерайс, Белу-Оризонте, Бразилия; Айдамир Батырбиевич Бгуашев, кандидат педагогических наук, профессор, Адыгейский государственный университет, Майкоп; Виталий Варламович Мехрикадзе, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма,

Москва

Аннотация

Целью исследования являлось изучение оценок качества своего обучения студентами разных вузов физической культуры. Для этой цели была разработана анкета, состоящая из 12 вопросов закрытого типа. В анкетировании приняли участие 20 студентов Института физической культуры и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.