Научная статья на тему 'ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ'

ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
486
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВОКЛАССНИКИ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ШКОЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Капитанец Елена Германовна, Дедышева Наталья Николаевна

Сложившиеся противоречия между актуальностью проблемы развития школьной адаптации, являющейся составной частью масштабной задачи охраны здоровья учащихся, и недостаточной её изученностью, особенно, с позиций гендерного подхода, определили цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить адаптацию первоклассников к условиям образовательной организации с учетом гендерных различий. Этапы исследования: поисковоподготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий. Методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические (констатирующий эксперимент, беседы с учащимися и классным руководителем). Методики: Оценка уровня школьной мотивации Лускановой Н. Г., Проективная методика диагностики школьной тревожности Прихожан А. М., Исследование уровня самооценки «Лесенка» Щур В. Г.; U-критерий Манна-Уитни. База исследования МБОУ СОШ №9 имени 63-ей добровольческой танковой бригады Еманжелинского муниципального района Челябинской области (N=30). По U-критерию Манна-Уитни выявлены достоверные различия между уровнями школьной мотивации, тревожности и самооценки девочек и мальчиков; у 10% мальчиков - очень низкий уровень школьной мотивации; у 3% - повышенный уровень школьной тревожности; у 17% - высокий уровень школьной тревожности; у 6,7% - заниженная самооценка. Выявленные у мальчиков очень низкий уровень школьной мотивации, повышенный и высокий уровни школьной тревожности и заниженная самооценка неизбежно ведут к трудностям в адаптации. Выявленные различия в уровнях школьной мотивации, тревожности и самооценки свидетельствуют о том, что существуют гендерные различия в уровнях адаптации первоклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Долгова Валентина Ивановна, Капитанец Елена Германовна, Дедышева Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF GENDER ADAPTATION OF ACADEMIC STUDENTS

The existing contradictions between the urgency of the problem of the development of school adaptation, which is an integral part of the large-scale task of protecting the health of students, and its insufficient knowledge, especially from the standpoint of a gender approach, determined the purpose of the study: to theoretically substantiate and experimentally study the adaptation of the first-graders to the conditions of the educational organization, taking into account the gender differences. Research stages: search and preparatory, experimental, control and generalization. Methods: the theoretical (analysis of psychological and pedagogical literature); empirical (ascertaining experiment, conversations with students and the class teacher). Methods: diagnosing school anxiety A. M. Parikhozhan, Study of the level of self-esteem "Ladder" V.G. Shchur; Mann-Whitney U-test. Research base Secondary School No. 9 named after “The 63rd volunteer tank brigade” of the Emanzhelinsky municipal district of the Chelyabinsk region (N = 30). The Mann-Whitney U-test revealed significant differences between the levels of school motivation, anxiety and self-esteem of girls and boys; 10% of boys have a very low level of school motivation; 3% have an increased level of school anxiety; 17% have a high level of school anxiety; 6.7% have low self-esteem. The revealed in boys a very low level of school motivation, increased and high levels of school anxiety and low self-esteem inevitably lead to difficulties in adaptation. The revealed differences in the levels of school motivation, anxiety and self-esteem indicate that there are gender differences in the levels of adaptation of first graders.

Текст научной работы на тему «ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ»

Осуществляя психокоррекционные мероприятия в ключе рационально-эмотивной терапии, психологу необходимо учитывать как особенности самовосприятия сотрудника, его отношения к себе, так и степень его включенности в рабочий терапевтический процесс и степень осознанности и самопринятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Калашникова Л.В. Клиповое мышление, как формат подачи информации в процессе познавательной деятельности / Л.В. Калашников // Образование, наука и производство. - 2014. - № 4 (9). - С. 67-71.

2. Петрова Н.Н. Дисморфофобия в клинике эстетической хирургии / Н.Н. Петрова, О.М. Грибова // Психические расстройства в общей медицине. - 2014. - № 1. - С. 26-30.

3. Франкл В.Э. Страдания от бессмысленности жизни. Актуальная психотерапия / В.Э. Франкл. - Новосибирск : Сиб. унив. изд-во, 2013. - 102 с.

REFERENCES

1. Kalashnikova, L.V. (2014), "Clip thinking as a format for presenting information in the process of cognitive activity", Education, science and production, No. 4 (9), pp. 67-71.

2. Petrova, N.N. and Gribo va, O.M. (2014) ,"Dysmorphophobia in the clinic of aesthetic surgery", Mental disorders in general medicine, No. 1, pp. 26-30.

3. Frankl, V. E. (2013), Suffering from the meaninglessness of life. Topical psychotherapy, Siberian University publishing house, Novosibirsk.

Контактная информация: 5555stat@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 23.12.2021

УДК 159.9.072

ИССЛЕДОВАНИЕ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С УЧЕТОМ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Валентина Ивановна Долгова, доктор психологических наук, профессор, декан, Елена Германовна Капитанец, кандидат педагогических наук, доцент, Наталья Николаевна Дедышева, студент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический

университет, Челябинск

Аннотация

Сложившиеся противоречия между актуальностью проблемы развития школьной адаптации, являющейся составной частью масштабной задачи охраны здоровья учащихся, и недостаточной её изученностью, особенно, с позиций гендерного подхода, определили цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить адаптацию первоклассников к условиям образовательной организации с учетом гендерных различий. Этапы исследования: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий. Методы: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические (констатирующий эксперимент, беседы с учащимися и классным руководителем). Методики: Оценка уровня школьной мотивации Лу-скановой Н. Г., Проективная методика диагностики школьной тревожности Прихожан А. М., Исследование уровня самооценки «Лесенка» Щур В. Г.; U-критерий Манна-Уитни. База исследования МБОУ СОШ №9 имени 63-ей добровольческой танковой бригады Еманжелинского муниципального района Челябинской области (N=30). По U-критерию Манна-Уитни выявлены достоверные различия между уровнями школьной мотивации, тревожности и самооценки девочек и мальчиков; у 10% мальчиков - очень низкий уровень школьной мотивации; у 3% - повышенный уровень школьной тревожности; у 17% - высокий уровень школьной тревожности; у 6,7% - заниженная самооценка. Выявленные у мальчиков очень низкий уровень школьной мотивации, повышенный и высокий уровни школьной тревожности и заниженная самооценка неизбежно ведут к трудностям в адаптации. Выявленные различия в уровнях школьной мотивации, тревожности и самооценки свидетельствуют о том, что существуют гендерные различия в уровнях адаптации первоклассников.

Ключевые слова: первоклассники; тендерные различия; школьная адаптация; школьная мотивация; тревожность; самооценка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p486-493

STUDY OF GENDER ADAPTATION OF ACADEMIC STUDENTS Valentina Ivanovna Dolgova, the doctor of psychological sciences, professor, dean, Elena Germanovna Kapitanets, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Natalya Niko-laevna Dedysheva, the student, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk

Abstract

The existing contradictions between the urgency of the problem of the development of school adaptation, which is an integral part of the large-scale task of protecting the health of students, and its insufficient knowledge, especially from the standpoint of a gender approach, determined the purpose of the study: to theoretically substantiate and experimentally study the adaptation of the first-graders to the conditions of the educational organization, taking into account the gender differences. Research stages: search and preparatory, experimental, control and generalization. Methods: the theoretical (analysis of psychological and pedagogical literature); empirical (ascertaining experiment, conversations with students and the class teacher). Methods: diagnosing school anxiety A. M. Parikhozhan, Study of the level of self-esteem "Ladder" V.G. Shchur; Mann-Whitney U-test. Research base Secondary School No. 9 named after "The 63rd volunteer tank brigade" of the Emanzhelinsky municipal district of the Chelyabinsk region (N = 30). The Mann-Whitney U-test revealed significant differences between the levels of school motivation, anxiety and self-esteem of girls and boys; 10% of boys have a very low level of school motivation; 3% have an increased level of school anxiety; 17% have a high level of school anxiety; 6.7% have low self-esteem. The revealed in boys a very low level of school motivation, increased and high levels of school anxiety and low self-esteem inevitably lead to difficulties in adaptation. The revealed differences in the levels of school motivation, anxiety and self-esteem indicate that there are gender differences in the levels of adaptation of first graders.

Keywords: first graders, gender differences, school adaptation, school motivation, anxiety, self-

esteem.

ВВЕДЕНИЕ

Изменения, происходящие в настоящее время в нашем обществе, предъявляют к подрастающему поколению требования самостоятельности, способности к самообразованию, инициативности, высокой адаптированности.

Основными проявлениями психологической адаптированности человека в обществе являются его взаимодействие (в том числе общение) с окружающими людьми и его активная деятельность. Дезадаптация - это частичная или полная утрата человеком способности приспосабливаться к условиям социальной среды. Выделяют следующие виды дезадаптации: патогенную, психологическую, психосоциальную, социально-психологическую и социальную [1].

Система образования признаёт приоритетность развития каждого ребёнка, формирование его активной позиции, а также приобщение к основам культуры познания [2].

Особенно значимы адаптационные процессы для первоклассников, поскольку изменение ведущего вида деятельности ребенка, социальных групп, в которые входят дети, сущности позиции, которую занимает ребенок в глазах окружающих и самого себя сильно влияют на формирование психики ребёнка [3]. Гармоничное вхождение в новую для ребенка школьную ситуацию определяется рядом факторов и организационно-педагогических условий, среди которых есть и те, что препятствуют адаптации, и те, что этому способствуют [4].

Рассматривая адаптацию ребенка к школе, исследователи называют уровни, механизмы и показатели адаптации и считают адаптированность системой качеств личности,

умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности [5].

В ситуациях же, когда совокупность признаков, свидетельствует о несоответствии социально-психологических и психофизических статусов детей системе требований ситуаций обучения в школе, речь идет о таком понятии как школьная дезадаптация, проявляется она в нарушениях успеваемости, поведения и межличностных взаимодействий [6]. Уже в начальных классах выявляются дети с подобными проблемами и несвоевременное распознание их характера и природы, отсутствие специальных корректирующих программ приводят не только к хроническому отставанию в усвоении школьных знаний, к снижению учебной мотивации, но и к различным формам отклонений в поведении [7].

Немаловажное значение в способности адаптироваться к новой среде имеет пол ребёнка. Гендерные различия проявляются между детьми ещё во время игр. А в процессе адаптации к новой социальной ситуации школы гендерные различия проявляются особенно явно [8].

Сказанное определило цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально изучить адаптацию первоклассников к условиям образовательной организации с учетом гендерных различий.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Этапы исследования адаптации первоклассников: поисково-подготовительный, опытно-экспериментальный, контрольно-обобщающий.

Были выбраны три методики [9]:

1. Методика Лускановой Н. Г. «Оценка уровня школьной мотивации».

2. Проективная методика диагностики школьной тревожности Прихожан А.М.

3. Методика исследования самооценки Щур В. Г. «Лесенка». Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №9 имени 63-ей добровольческой танковой бригады» Еманжелинского муниципального района Челябинской области в 1 «а» классе. N=30 (14 мальчиков и 16 девочек): по возрасту 6 лет (1 человек); 7 лет (28 человек);8 лет (1 человек). Со слов учителя взаимоотношения между учащимися положительные, основываются на дружбе и взаимопомощи.

Результаты диагностики по методике Лускановой Н. Г. «Оценка уровня школьной мотивации» представлены на рисунке 1.

% в 40%

к 35%

ве о 30%

л е 25%

ч о 20%

ств 15%

ес ч 10%

и л 5%

о и 0%

30%

Высокий уровень школьной мотивации

113% 13%

7%

0%

17%

1

0%

10%

10%

0%

Хорошая школьная мотивация

Положительное отношение к школе

Низкая школьная мотивация

Негативное отношение к школе

I Девочки ■ Мальчики

Рисунок 1 - Результаты диагностики уровня мотивации у первоклассников по методике «Оценка уровня

школьной мотивации» Лускановой Н. Г.

По результатам этой диагностики было выявлено:

- 80% учащихся из них 53,4% девочек и 26,6% мальчиков имеют высокий, хороший и средний уровень школьной мотивации, положительно относятся к школе, классному руководителю и одноклассникам;

- 10% учащихся из них 0% девочек и 10% мальчиков имеют низкий уровень школьной мотивации, испытывают трудности в учёбе;

- 10% учащихся из них 0% девочек и 10% мальчиков имеют очень низкий уровень школьной мотивации, что свидетельствует дезадаптации.

Результаты диагностики по Проективной методике диагностики школьной тревожности Прихожан А. М. представим показаны на рисунке 2.

35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

3%

0%

Пониженный уровень Средний уровень Повышенный уровень Высокий уровень тревожности тревожности тревожности тревожности

I Девочки ■ Мальчики

Рисунок 2 - Результаты диагностики уровня тревожности у первоклассников по проективной методике диагностики школьной тревожности Прихожан А.М.

По результатам этой диагностики было выявлено:

- 80,7% учащихся из них 53,7% девочек и 27% мальчиков имеют пониженный и средний уровни школьной тревожности, а, следовательно, хороший уровень адаптации к учебному процессу;

- 3% учащихся из них 0% девочек и 3% мальчиков имеют повышенный уровень школьной тревожности;

- 17% учащихся из них 0% девочек и 17% мальчиков имеют высокий уровень школьной тревожности, что свидетельствует дезадаптации.

Результаты диагностики адаптации первоклассников в условиях образовательной организации по методике исследования самооценки Щур В.Г. «Лесенка» показаны на рисунке 3.

60%

50%

40%

ч30%

5 20%

е ч

5 10%

0%

53%

40%

6,70%

0% 0% 0% 0% 0%

Неадекватно завышенная самооценка

Завышенная самооценка

Адекватная самооценка

Заниженная самооценка

I Девочки ■ Мальчики

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3 - Результаты диагностики уровня самооценки у первоклассников по методике исследования самооценки Щур В.Г. «Лесенка»

По этой методике получилось, что 93,3% учащихся из них 53,7% девочек и 40% мальчиков обладают завышенной и адекватной самооценкой, что свидетельствует нормальному развитию самосознания. Самооценка детей 6-7-летнего возраста становится реалистична, и приближается к адекватной, но наличие завышенной самооценки в данном возрасте тоже является нормой, так как ещё есть трудности в оценивании себя

самостоятельно, поэтому они полагаются на мнение старших и оценивают себя с позиции того, что о них говорят взрослые. Учащиеся с заниженной самооценкой из них 0% девочек и 6,7% мальчиков испытывают высокую тревожность и не уверены в себе, также полагаются на мнение взрослых, а именно очень требовательной мамы.

Для выполнения математико-статистической обработки результатов диагностики по методике Лускановой Н. Г «Оценка уровня школьной мотивации» использован И-критерий Манна-Уитни, где N =16; Ы2 =14; N, Ы2 >3; N, Ы2. < 60. Следовательно, ограничения выполняются.

Гипотезы:

И0 Девочки не превосходят мальчиков по уровню школьной мотивации.

И Девочки превосходят мальчиков по уровню школьной мотивации.

Определяем эмпирическую величину и:

иэмп= №*Н2) +М^-тх, где

N - количество испытуемых в выборке 1; Ы2 - количество испытуемых в выборке 2; Тх - большая из двух ранговых сумм; Ых - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.

иэмп= (16*14) 11б*(1в+1)-338 = 224+ 136 -338 = 22

Критические значения:

. (71 (р < 0,05)

икр. [56 (р < 0,01)

^эмп. < ^о,о1=> принимается Н±.

Девочки превосходят мальчиков по уровню школьной мотивации.

Аналогично доказываем с помощью и-критерия Манна-Уитни по методике диагностики школьной тревожности Прихожан А. М. гипотезу «Мальчики превосходят девочек по уровню школьной тревожности», и по методике исследования самооценки Щур В. Г. «Лесенка» - «Девочки превосходят мальчиков по уровню самооценки».

В результате проведения математико-статистической обработки были выявлены достоверные различия между уровнями школьной мотивации, тревожности и самооценки девочек и мальчиков, что говорит о том, что существуют гендерные различия в уровне адаптации первоклассников к условиям образовательного учреждения.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Значимым индикатором школьной адаптации первоклассников являются особенности психических процессов [10]. При этом, гендерные различия в уровне школьной адаптации могут быть обусловлены доминированием правого полушария у мальчиков, отвечающего за ориентацию в пространстве, абстрактное мышление. У них преобладает оперативная память и фантазирование. А девочки характеризуются более развитым левым полушарием, которое отвечает за регуляцию речи, письма и счета, интуитивную ориентацию в пространстве, развитое конкретно-наглядное, образное мышление, а также доминирует долговременная память. Кроме того, девочки к моменту поступления в школу имеют более развитый больший объём памяти, хорошо сформированную произвольность общения и поведения.

Не менее значимым индикатором адаптации первоклассников к школе является уровень школьной мотивации [11].

Зависит школьная адаптация и от отношения к учебной деятельности [12]. Девочки воспринимают учебную деятельность как нечто само собой разумеющееся и активно противопоставляют её игровой деятельности, тогда как мальчики два этих вида деятельности не разделяют. У девочек лучше развит социальный интеллект, они менее тревожны и агрессивны, ориентированы на тщательное выполнение порученных заданий, более выражена ответственность к выполнению поручений в классной жизни, это значит,

что у учителей с ними будет меньше разногласий, чем с мальчиками. Таким образом, девочки более осознанно относятся к новой учебной деятельности, что выражается в более высоком уроне школьной мотивации, чем у мальчиков.

Зависит успех адаптации и от уровня школьной тревожности детей [13].

Мальчики превосходят девочек по уровню школьной тревожности Гендерные различия обусловлены тем, что девочки более усидчивы, внимательны и трудолюбивы, а также у девочек не вызывает страхов общение со сверстниками и со взрослыми (учителями) [14]. Мальчики же более активны, поэтому не могут долго усидеть на месте, что снижает их интерес к обучению, а повышается интерес к общению со сверстниками, но в то же время мальчики труднее взаимодействуют со взрослыми (учителями), больше подвержены стрессу и страхам.

Влияет на успешную школьную адаптацию и самооценка [15]. И девочки превосходят мальчиков по уровню самооценки

Гендерные же различия в уровне самооценки обусловлены тем, что самооценка первоклассников центрирована, прежде всего, именно на тех личностных аспектах, которые относятся к их качествам и возможностям, связанным с социальным взаимодействием. Девочки составляют мнение о себе, сопоставляя сильные личные качества и те, качества, на которые обращают внимание в процессе взаимодействия сверстники и взрослые (учителя). Таким образом, у девочек складывается более точное представление о себе, соответственно адекватная самооценка. Мальчики же склонны прислушиваться к мнению одного влиятельного взрослого, соответственно мнение о себе у них формируется исходя из этого одного мнения значимого взрослого, например, родителя, который может долго оставаться значимым лицом.

ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

В статье представлены основные характеристики экспериментального исследования адаптации первоклассников в условиях образовательной организации с учетом тендерного подхода (этапы, методы и методики исследования, выборка, результаты и их обсуждение, математико-статистическая обработка данных исследования). Взаимоотношения учащихся и классного руководителя психологически безопасные и способствуют адаптации детей.

Однако, при абсолютном большинстве положительных значений индикаторов (от 80% до 93,3%) выявлены отрицательные значения и все они характеризуют именно мальчиков: 10% них имеют низкий уровень школьной мотивации, испытывают трудности в учёбе; у 10% выявлен очень низкий уровень школьной мотивации; 3% имеют повышенный уровень школьной тревожности, у 17% выявлен высокий уровень школьной тревожности; 6,7% мальчиков обладает заниженной самооценкой.

Выявленные различия в уровнях школьной мотивации, тревожности и самооценки свидетельствуют о том, что существуют гендерные различия в уровнях адаптации первоклассников и эти выводы следует учитывать всем субъектам образовательного процессе в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Kazakova E.V. Peculiarities of psychological health of first-graders with the presence of biomedical risk factors in early development / E. V. Kazakova, L. V. Sokolova // Clinical and special psychology. - 2018 - Vol. 7, No. 4 ( 28). - P. 76-99.

2. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. -Санкт-Петербург: Питер, 2017. - 398 с.

3. Understanding the effects of emotional reactivity on depression and suicidal thoughts and behaviors: Moderating effects of childhood adversity and resilience / B. Shapero, F. Farabaugh, O. Terechina, [et al]. // Journal ofAffective Disorders. - 2019. - No. 245. - P. 419-427.

4. The combined effects of teacher-child and peer relationships on children's locial-emotional adjustment / C. Wang, M. Hatzigianni, A. Shahaeian, [et al]. // Journal of School Psychology. - 2016. -No. 59. - P. 1-11.

5. The Role of Social-Emotional and Social Network Factors in the Relationship Between Academic Achievement and Risky Behaviors / M. Wong, D. Strom, L. Guerrero, P. Chung, R. Dudovitz // Academic Pediatrics. - 2017. - No. 17(6). - P. 633-641.

6. Zee M. Similarities and dissimilarities between teachers' and students' relationship views in upper elementary school: The role of personal teacher and student attributes / M. Zee, H. Koomen // Journal of School Psychology. - 2017. - No. 64. - P. 43-60.

7. Журба В.В. Адаптация детей к первому классу, особенности адаптации первоклассников / В.В. Журба. - Москва : Юрайт, 2019. - 167 с.

8. Rytivaara, A. Frelin, A. (2017), Committed to trouble. Learning from teachers' stories of challenging yet rewarding teacher-student relationships / A. Rytivaara. A. Frelin // Teaching and Teacher Education. - 2017. - No. 68. - P. 12-20.

9. Leontyev D. A. Trajectories of personal development: reconstruction of the views of L.S. Vygot-sky / D. A. Leontyev, A. A. Lebedeva, V. Yu. Kostenko // Education Issues. - 2017. - No. 2. - P. 98-112.

10. Elementary students' effortful control and academic achievement: The mediating role of teacher-student relationship quality / M. Hernandez. C. Valiente, N. Eisenberg, R. Berger, M. Thompson // Early Childhood Research Quarterly. - 2017. - No. 40. - P. 98-109.

11. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников / Т.В. Костяк. - Москва : Юрайт, 2017. - 169 с.

12. Holdaway, A. Children's sleep problems are associated with poorer student-teacher relationship quality / A. Holdaway, S, Becker // Sleep Medicine. - 2018. - No. 47. - P. 100-105.

13. Strengthening social emotional learning with student, teacher, and schoolwide assessments / S. Stillman, P. Stillman, L. Martinez, Jo Freedman, C. Leet // Journal of Applied Developmental Psychology. - 2018. - No. 55. - P. 71-92.

14. Emotionally supportive classroom interactions and students' perceptions of their teachers as caring and just / L. Gasser, J. Grutter, A. Buholzer, A. Wettstein // Learning and Instruction. - 2018. - No. 54. - P. 82-92

15. Study on harmonization degree between spouses in solving family life issues / V. Dolgova, O. Kondratyeva, G. Golieva, Ju. Rokitskaya, I. Khokhlova // The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences.-2019. - Vol. 76. - P. 729-736.

REFERENCES

1. Kazakova, E.V. and Sokolova, L. V. (2018), "Peculiarities of psychological health of first-graders with the presence of biomedical risk factors in early development", Clinical and special psychology, Vol. 7, No. 4(28), pp. 76-99.

2. Bozhovich, L.I. (2017), Personality and its formation in childhood, Peter, St. Petersburg:

3. Shapero, B., Farabaugh, A., Terechina, O., DeCross, S. and Holt, D. (2019), "Understanding the effects of emotional reactivity on depression and suicidal thoughts and behaviors: Moderating effects of childhood adversity and resilience", Journal of Affective Disorders, No. 245, pp. 419-427.

4. Wang, C., Hatzigianni, M., Shahaeian, A., Murray, E, & Harrison, L. (2016), "The combined effects of teacher-child and peer relationships on children' social-emotional adjustment", Journal of School Psychology, No. 59, pp. 1-11.

5. Wong, M., Strom, D., Guerrero, L., Chung, P. and Dudovitz, R. (2017), "The Role of Social-Emotional and Social Network Factors in the Relationship Between Academic Achievement and Risky Behaviors", Academic Pediatrics, No. 17(6), pp. 633-641.

6. Zee, M. anf Koomen, H. (2017), "Similarities and dissimilarities between teachers' and students' relationship views in upper elementary school: The role of personal teacher and student attributes", Journal of School Psychology, No. 64, pp. 43-60.

7. Zhurba, V. V. (2019), Adaptation of children to the first grade, peculiarities of adaptation of first-graders, Yurayt, Moscow.

8. Rytivaara, A. and Frelin, A. (2017), "Committed to trouble. Learning from teachers' stories of challenging yet rewarding teacher-student relationships", Teaching and Teacher Education, No. 68, pp. 12-20.

9. Leontyev, D. A., Lebedeva, A.A., and Kostenko, V.Yu. (2017), "Trajectories of personal development: reconstruction of the views of L.S. Vygotsky", Education Issues, No. 2, pp. 98-112.

10. Hernandez, M., Valiente, C., Eisenberg, N., Berger, R. and Thompson, M. (2017), "Elementary students' effortful control and academic achievement: The mediating role of teacher-student relationship quality", Early Childhood Research Quarterly, No. 40, pp. 98-109.

11. Kostyak, T. V. (2007), Psychological adaptation of first-graders, Yurayt. Moscow.

12. Holdaway, A. and Becker, S. (2018), "Children's sleep problems are associated with poorer student-teacher relationship quality", Sleep Medicine, No. 47, pp. 100-105.

13. Stillman, S., Stillman, P., Martinez, L., Freedman, Jo., and Leet, C. (2018), "Strengthening social emotional learning with student, teacher, and schoolwide assessments", Journal of Applied Developmental Psychology, No. 55, pp. 71-92. https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.04.97c

14. Gasser, L., Grutter, J., Buholzer, A. and Wettstein, A. (2018), "Emotionally supportive classroom interactions and students' perceptions of their teachers as caring and just", Learning and Instruction, No. 54, pp. 82-92

15. Dolgova, V., Kondratyeva, O., Golieva, G., Rokitskaya, Ju. & Khokhlova, I. (2019), "Study on harmonization degree between spouses in solving family life issues", The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences, Vol. 76, pp. 729-736.

Контактная информация: 23a12@list.ru

Статья поступила в редакцию 09.12.2021

УДК 159.923

ПРОБЛЕМА ОДАРЁННОСТИ В СПОРТЕ В РАМКАХ КОНЦЕПЦИИ ПРЕДОПРЕДЕЛЁННОСТИ

Владимир Михайлович Карлышев, кандидат педагогических наук, профессор, Юлия Николаевна Подгорная, тренер по гимнастике Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

В статье рассматривается вопрос одарённости детей в спорте в рамках концепции предопределённости в жизнедеятельности человека. Анализируются признаки и особенности таких детей и варианты их проявлений в спортивной деятельности. Представлены иерархические уровни предопределённости и их содержание, их соподчиненность и взаимодействие. Называются некие технологии и особенности считывания содержания каждого уровня для предсказания и понимания глубинных слоев предопределённости. Раскрываются подходы, наработанные в психологии и педагогике по работе с талантливыми спортсменами. Коротко описаны психологические механизмы внутренних явлений и подсказки тренеру во взаимодействии с такими детьми в процессе работы.

Ключевые слова: концепция предопределённости, одарённые дети-спортсмены, предопределённость спортивная, спортограмма, нестандартность индивидуальности, спортивная одарённость, программы как показатели предопределённости, критерии, мотивация, награда.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.12.p493-500

PROBLEM OF GIFTEDNESS IN SPORT WITHIN THE CONCEPT OF PREDETERMINATION

Vladimir Mikhailovich Karlyshev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Yulia Ni-kolaevna Podgornaya, the gymnastics coach, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk,

Abstract

The article examines the issues of children's giftedness in sports within the framework of the concept of predetermination in human life. The features and characteristics of such children and the characteristics of their development in sports activities are analyzed. The hierarchical levels of predetermination and their contents, their subordination and interaction are presented. Certain technologies and features of

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.