УДК 740 ББК 88
ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ШКОЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У
ПЕРВОКЛАССНИКОВ
С.В. БАТУЕВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия
e-mail: batuevas@mail. ru
Аннотация
В статье рассмотрены компоненты школьной адаптации первоклассников, выделены критерии каждого компонента: школьная мотивация, самооценка, эмоциональная комфортность. Представлена подборка психологических методик, позволяющая провести исследование адаптации первоклассников. Приведены результаты исследования адаптации, сделаны выводы.
Ключевые слова: школьная адаптация, дезадаптация, мотивационный, когнитивный, эмоциональный компоненты, критерии компонентов, эмоциональная комфортность, учебная деятельность.
Актуальность. В современной школе адаптация первоклассников на начальном периоде обучения является актуальной проблемой. В этот период ребенок знакомится с новым коллективом, осваивает школьный режим, пытается соответствовать требованиям педагога. В жизни ребенка возникает множество проблем, решить которые ему помогают родители, педагоги и психологи. Только при успешном взаимодействии педагогов и психологов возможна успешная школьная адаптация.
Рассмотрим содержание понятия "адаптация" - М.В. Буланова-Топоркова рассматривают адаптацию как необходимое условие активной социальной жизнедеятельности [1].
В свою очередь В.А. Лебедевой рассматривает адаптацию, как способность человека приспосабливаться к новым социальным условиям, усваивать социальные нормы и требования [2, 3].
Период адаптации первоклассника составляет довольно длительный период и составляет временной промежуток в 5-8 месяцев. В данный период дети часто проявляют неадекватные. В адаптационный период некоторые дети проявляют функциональные поведенческие отклонения: агрессию, рассеянность, повышенную двигательную активность, плаксивость. Такие проявления связаны с повышенной нагрузкой, которую испытывает психика ребенка. Организм первоклассника не справляется со школьной нагрузкой
По мнению Н.Ф. Талызиной смена дошкольного периода на школьный - является важным и сложным временем в процессе психического развития личности. Эта сложность сопряжена с тем, что резко меняется ведущий вид психической деятельности. Если, в дошкольный период ведущим видом деятельности была игра, с помощью которой ребенок познавал мир, усваивал социальные роли, то в школьный период ведущей деятельностью является - учебная. Она предъявляет к ребенку высокие требования, с которыми он ранее редко встречался. Этот вид деятельности оценочный, ребенка. Продукт учебной деятельности оценивают педагоги, родители, одноклассники [6].
Надо отметить, что адаптации первоклассников протекает по-разному. Это зависит от психофизиологических особенностей развития и социальных условий, в которых пребывал ребенок в период дошкольного детства. В исследованиях И.В. Дубровиной отмечено, что тяжелее адаптируются к школе те дети, которые не посещали детский сад. Таким детям тяжелее усвоить режим школы, найти друзей в классе [5]. К группе тяжело адаптируемых детей можно отнести тех детей, в чьих семьях нет согласованности в воспитании, когда к ребенку родители предъявляют различные требования, ему тяжело сориентироваться. В эту же группу можно отнести и неполные семьи, где один родитель не всегда успевает уделять должное внимание воспитанию и развитию ребенка. Также сложнее осуществляется процесс адаптации у детей с
ослабленным здоровьем. Школьные нагрузки отрицательно влияют на их и без того ослабленное здоровье. По причине болезней дети пропускают занятия, у них появляются пробелы в знаниях.
Р.В. Овчарова, рассматривает условия, при которых адаптация первоклассника будет успешной, к ним относятся:
- физиологическая, когнитивная и социальная зрелость (его развитие должно соответствовать возрастной норме);
- эмоционально-волевая регуляция;
- готовность к выполнению режимных требований
- учебная мотивация [4].
Таким образом, можно выделить три компонента, которые являются составляющими школьной адаптации - мотивационный,
эмоциональный и когнитивный. В конце первого полугодия психологи исследуют уровень адаптации каждого школьника, определяют, если есть, проблему. Для детей с низким уровнем адаптации психолог организует специальные занятия, выявляет причины низкого уровня, обсуждает с педагогами на психолого-педагогическом консилиуме. При исследовании уровня адаптации первоклассника психолог определяет сформированность компонентов по следующим критериям: самооценка, эмоциональная комфортность (отсутствие тревожности), школьная мотивация. Для определения уровня каждого из критериев существуют специальные методики. Мы представим специально подобранные методики исследования каждого критерия в таблице 1.
Таблица 1
Методики диагностики уровня школьной адаптации первоклассников_
Название критерия Автор методики Цель проведения Название компонента Название методики диагностики
школьная мотивация Н. Лусканова методика позволяет психологу определить, соподчинение целей и ценностных ориентаций учебной деятельности мотивационный Анкета-опросник
эмоциональная комфортность (отсутствие тревожности) В.Г Щур методика позволяет психологу определить, эмоциональное состояние ребенка в школьной среде эмоциональный "Домики"
самооценка О.А. Орехова методика позволяет психологу определить, как по мнению ребенка, он оценивает себя в системе школьных ценностей когнитивный "Лесенка"
Рассмотрим процедуру проведения каждой методики.
Методика Н. Лускановой тест-опросник. Детям раздают анкету с вопросами о школе, на которые ребенок должен ответить, по результатам ответов подсчитывают баллы [4]. Если первоклассник набрал 25-21 баллов - это показатель высокой мотивационной активности учебной деятельности; 20-16 баллов -показатель нормальная мотивационная активность учебной деятельности; 15-11 баллов - положительное отношение к школе, но больше привлекает внеучебными сторонами; (внешняя мотивация); 10 баллов - низкая мотивационная активность учебной деятельности. Методика О.А. Ореховой - "Лесенка". Ребенку дают рисунок лесенки с семью ступеньками. Предлагают на ней расположить себя. При этом психолог поясняет, что на первой ступеньке находятся самые хорошие ребята, а на седьмой
самые плохие. После того, как ребенок определит свое место на ступеньке, определяется самооценка ребенка - высокая, адекватная или низкая.
Методика В.Г. Щур - "Домики" [6]. Ребенку предлагают цветные карандаши семи цветов: красный, синий, зеленый, желтый, фиолетовый (позитивные цвета). Черный, серый, коричневый (цвета, показывающие тревогу и неприятие ситуации) и раздают восемь не закрашенных домиков. Психолог объясняет, что в этих необычных домиках живет наше настроение, оно имеет свойство соответствовать одному из восьми цветов. Затем психолог задает вопрос из школьной жизни, ребенок должен определить, какого цвет у него стало настроение, когда он отвечает на поставленный вопрос, и разукрасить домик соответствующим цветом. По выбранным цветам определяется уровень эмоционального комфорта ребенка.
Представим результаты исследования адаптации у учащихся первых классов МАОУ СОШ №67 г. Челябинска. В таблице 2 представлены результаты исследования школьной мотивации.
Для наглядности мы представили результаты исследования школьной мотивации в гистограмме (рис. 1).
Таким образом, мы видим, что школьная мотивация у учащихся первых классов сформирована, частичную (внешнюю мотивацию) показали только 2 человека. Большую часть составляют учащиеся с высоким и средним уровнем школьной адаптации
Рассмотрим уровень самооценки
первоклассников. Результаты исследования представлены в таблице 3.
Таблица 2
Результаты исследования школьной мотивации 2015-2016 за уч. год
Класс Высокий уровень мотивации Средний (нормальный) уровень мотивации Внешняя мотивация (частичная)
1 А 77% - 23 чел. 29% - 5 чел. 3% - 1чел.
1 Б 69% - 20 чел. 31% - 9 чел. 0%
1 В 62% - 18 чел. 35% - 10 чел. 3% - 1 чел.
100% 80% 60% 40% 20% 0% ■ Выс. Ур.
1 мот 1 мот 1 1 ' н- внеш. Мотив.
гив 1А ив1Б Мотив 1В
Рисунок 1. Показатели результатов исследования школьной мотивации
Таблица 3
Результаты исследования самооценки первоклассников за 201 5-2016 уч. год
Завышенная Адекватная Заниженная Низкая Резко заниженная
1А 63% - 19 чел. 37% - 12чел. 0% 0% 0%
1Б 35% - 10 чел. 57% - 17 чел. 3% - 1чел. 3% - 1чел. 0%
1В 48% - 14 чел. 27% - 8чел. 18% - 5чел. 6% - 2 чел. 0%
Рисунок 2. Показатели результатов исследования самооценки первоклассников
Для наглядности мы представили результаты исследования самооценки в гистограмме (рис. 2). Из представленных показателей мы видим, что с низкой самооценкой в первых классов к середине года вышли - 3 человека. С резко
заниженной самооценкой учащихся нет. Большую часть составляют учащиеся с повышенной и адекватной самооценками.
Рассмотрим показатели эмоциональной комфортности учащихся. Данные результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Результаты исследования эмоциональной комфортности первоклассников за 2015-2016 уч. год
Класс Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
1 А 87% - 26чел. 10% - 3 чел. 3% - 1чел.
1 Б 90%. - 26 чел. 7% - 2 чел. 3% - 1чел.
1 В 80% - 23 чел. 17% - 5 чел. 3% - 1чел.
100% 80% 60% 40% 20% 0%
LLL
Достаточный ур.
I Частичный ур. I Дезадаптация
эмоцион.1А
эмоцион. 1Б
эмоцион. 1В
Рисунок 3. Показатели результатов исследования эмоциональной комфортности первоклассников
Представленные результаты показывают, что низкий уровень эмоциональной комфортности испытывают по одному человеку из класса. Большая часть учащихся показали высокий уровень комфортности.
Таким образом, анализируя результаты показателей трех компонентов, мы можем сделать вывод, что адаптация первоклассников прошла успешно. Это доказывает факт отсутствия дезадаптивных учащихся в сводных показателях по трем компонентам.
Список литературы
1. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие /М. В. Буланова-Топоркова -Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
2. Лебедева В.А. Психология сегодня. МатериалыХ регион. студ. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 23-24 апр. 2008 /Отв. за выпуск В.А. Лебедева. - Екат-бург: ГОУВПО "Рос. гос. проф.-пед. ун-т", 2008. - 254 с.
3. Лебедева М. Трудно ли быть новенькой? /М. Лебедева //Здоровье школьника. - 2008. - с. 40-43.
4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе /Р.В. Овчарова -М.: ТЦ "Сфера", 1996. - 302 с.
5. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. -М.: Просвещение, 1991. - 303 с.: ил. - (Психол. наука-школе)
6. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Н. Ф. Талызина -М.: "Академия", 1998. - 288 с.
ADAPTATION IN FIRST-GRADERS
S.V. BATUEVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The article describes components of school adaptation of first-graders, dedicated criteria for each component: student motivation, self-esteem, emotional comfort. Presents a collection of psychological techniques that allow the study of adaptation of first-graders. The results of the study of adaptation, the conclusions were.
Keywords: school adaptation, disadaptation, motivational, cognitive, and emotional components criteria components, emotional comfort, educational activity.