Научная статья на тему 'Особенности школьной адаптации первоклассников как трудной жизненной ситуации для детей и родителей'

Особенности школьной адаптации первоклассников как трудной жизненной ситуации для детей и родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3809
715
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / КОГНИТИВНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ / ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТЫ АДАПТАЦИИ / ТРУДНАЯ ЖИЗНЕННАЯ СИТУАЦИЯ / ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ / SCHOOL ADAPTATION / COGNITIVE / EMOTIONAL / BEHAVIOURAL COMPONENTS OF ADAPTATION / A DIFFICULT VITAL SITUATION / SCHOOL DIFFICULTIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гагай Валентина Васильевна, Гринева Ксения Юрьевна

Определяется актуальность исследования проблемы школьной адаптации первоклассника как трудной жизненной ситуации для ребенка и родителей. Представлены результаты исследования характера адаптации первоклассников к школе, а также трудностей детей и родителей в период школьной адаптации первоклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гагай Валентина Васильевна, Гринева Ксения Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the First-Graders’ School Adaptation As a Difficult Vital Situation for Children and Parents

The urgency of researching the problem of the first-graders’ school adaptation as a difficult vital situation for the child and parents is defined in the article. Research results of adaptation character of the first-graders to school, as well as difficulties of children and parents during school adaptation of the first-graders are presented.

Текст научной работы на тему «Особенности школьной адаптации первоклассников как трудной жизненной ситуации для детей и родителей»

УДК 373.3.016 ББК 74.660.1

Г агам Валентина Васильевна

доктор психологических наук, профессор кафедра психологии Сургутский государственный педагогический университет

г. Сургут Г ринева Ксения Юрьевна ассистент кафедра психологии Сургутский государственный педагогический университет

г. Сургут Gagai Valentina Vasilievna Doctor of Psychology,

Professor Chair of Psychology Surgut State Pedagogical University Surgut

Grineva Ksenia Yurievna

Assistant Chair of Psychology Surgut State Pedagogical University Surgut ksuy_grineva @ mail.ru Особенности школьной адаптации первоклассников как трудной жизненной ситуации для детей и родителей Features of the First-Graders’ School Adaptation As a Difficult Vital Situation for Children and Parents Определяется актуальность исследования проблемы школьной адаптации первоклассника как трудной жизненной ситуации для ребенка и родителей. Представлены результаты исследования характера адаптации первоклассников к школе, а также трудностей детей и родителей в период школьной адаптации первоклассников.

The urgency of researching the problem of the first-graders’ school adaptation as a difficult vital situation for the child and parents is defined in the article. Research results of adaptation character of the first-graders to school, as well as difficulties of children and parents during school adaptation of the first-graders are presented.

Ключевые слова: школьная адаптация, когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты адаптации, трудная жизненная ситуация, школьные трудности.

Key words: school adaptation, cognitive, emotional, behavioural components of adaptation, a difficult vital situation, school difficulties.

Первый год обучения в школе - чрезвычайно сложный и переломный период в жизни ребенка. Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую «платит» организм за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Значимость проблемы школьной адаптации подчеркивается многими авторами (М.М. Безруких, М.Н. Битянова, А.Л. Венгер, Э.В. Галажинский, И.В. Дубровина, М.В. Максимова, Л.М. Новикова, Р.В. Овчарова и др.), в их работах раскрываются механизмы, компоненты, факторы адаптации, а также причины дезадаптации детей к школе. Однако, несмотря на многочисленные исследования в этой области, число детей с явлениями школьной дезадаптации, проявляющейся в нарушениях успеваемости, поведения и межличностном взаимодействии, не сокращается. Это даёт новые возможности исследования особенностей школьной адаптации первоклассников.

Овчарова Р.В. определяет школьную адаптацию как процесс и результат вхождения ребенка в ситуацию школьного обучения, результатом которого является адаптированность, т.е. система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности [8].

Работы многих авторов посвящены проблеме выделения внешних и внутренних факторов адаптации ребенка к школьной среде. К внешним относятся положительные взаимоотношения «ученик - ученик» (Р.В. Овчарова); положительные взаимоотношения «учитель - ученик» (И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова); положительная психологическая атмосфера в классе (М.В. Максимова, Л. А. Ясюкова); отсутствие отметок (Э.М. Александровская); благоприятные семейные взаимоотношения (Т. Л. Крюкова, М.В. Сапоровская). Внутренние факторы адаптации включают познавательную мотивацию ребенка (Л.М. Новикова); сформированность всех аспектов готовности детей к школьному обучению (А.Л. Венгер, Т.В. Дорожевец, Л.М. Новикова); психическое и физическое здо-

ровье ребенка (М.В. Максимова); умение ребенка правильно реагировать и справляться с трудной жизненной ситуацией (Р.М. Грановская, И.М. Никольская).

Анализ различных подходов свидетельствует о том, что процесс школьной адаптации затрагивает преимущественно три сферы личности: когнитивную, эмоциональную и поведенческую. На основе теоретического анализа нами были выделены критерии и показатели адаптации первоклассника к школе.

Таблица 1

Критерии и показатели адаптации первоклассника к школе

Компоненты адаптации Критерии Показатели

Когнитивный уровень развития самосознания, наличие у ребенка определенных мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе и т.д. осознание ребенком своих прав и обязанностей, наличие адекватный представлений о том, для чего нужна школа

Эмоциональный самооценка, уровень притязаний наличие адекватной самооценки, высокий уровень притязаний

Поведенческий характер поведения ребенка в условиях школьной среды, его взаимоотношений с другими людьми стремление ребенка соответствовать ролевым ожиданиям взрослых, сформированное представление о своей социальной роли, а также поведение, адекватное своему социальному статусу

В работах ряда авторов (Д. Брайт, Д. Майерс, Л.И. Анцыферова, Э.Г. Эй-демиллер и др.) имеются указания на то, что адаптация к школе для родителей первоклассника и для него самого является трудной жизненной ситуацией.

В нашем исследовании вслед за Е.Е. Даниловой, И.Н. Евграфовой, А.Ф.Кусовым трудная жизненная ситуация понимается как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация, неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональное напряжение и стрессы, создающая препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств [4].

Трудные жизненные ситуации имеют ряд важнейших характеристик, связанных с рассогласованием между потребностями человека, его возможностями

35

и условиями деятельности (Т. Томашевский, М. Тышкова); нарушением устойчивости привычного образа жизни (Р. Лазарус, И.М. Никольская, Э.Г. Эйде-миллер); эмоциональным напряжением или стрессом (И.Ф. Дементьева, И.Н. Евграфова, А.Ф. Кусов); изменениями в окружающей среде, нарушающими деятельность, отношения с людьми, привычный образ жизни (Л.И. Анцыферо-ва) и др. Трудная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет, и тем, что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями [1;13;14].

Вхождение первоклассника в школу всегда связано с наступлением кризиса семи лет, в связи с чем возникают противоречия между новой социальной ситуацией развития, предъявляющей новые требования к ребенку и имеющимися у него возможностями, нарушением привычного образа жизни, сменой социального статуса, ведущего типа деятельности и т.д. (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). «Во все критические возраста внутренняя жизнь ребенка часто связана с болезненными и мучительными переживаниями, с внутренними конфликтами, с преодолением ранее не встречающихся трудностей...», пишет Л.С. Выготский [3; 247-253]. Возникновение эмоционального напряжения происходит еще и потому, что с первых же дней школа ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил (А.Л. Венгер, Е.Е. Данилова, В.С. Мухина) [2;4;7]. Таким образом, ситуацию адаптации первоклассника к школе можно отнести к категории трудных жизненных.

Кроме того, и для родителей первоклассника ситуация вхождения в школьную среду многими авторами также представляется как трудная жизненная. Так, Г. Боденманн, анализируя причины семейных трудностей, в качестве отдельной выделяет поступление ребенка в школу; В. Сатир данный период развития относит к категории семейных кризисов [11]; отечественные психологи Р.М. Грановская, И.М. Никольская, Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская также связывают школьную адаптацию с жизненными трудностями и семейным

стрессом [6,10]. Исследования Г.С. Корытовой показали, что для российских семей трудности, связанные с детьми, занимают третье место (после проблемы финансов и здоровья) и составляют 11% от общего числа [5].

Отечественные исследователи Р.М. Грановская, И.М. Никольская, Т. Л. Крюкова, М.В. Сапоровская отмечают, что в период вхождения ребенка в школьную среду в семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей [6;10]. У ребенка напряжение растет в связи с включением в новый социальный институт и изменением требований, тогда как у родителей, по мнению А.В. Черникова, - в первую очередь по причине того, что «продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения» [12]. Н.И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента, относя ситуацию поступления ребенка в школу к одному из нормативных семейных кризисов, указывают, что родители впервые переживают тот факт, что ребенок принадлежит не только им, но и широкой социальной системе, которая также может оказывать на него влияние. Авторы отмечают, что «характер и качество адаптации детей к новой ситуации в их жизни определяется особенностями сложившихся внутрисемейных отношений» [9]. Среди одного из признаков, указывающих на переживание семьей данного кризиса, авторы называют трудности адаптации ребенка к новым социальным условиям, выражающиеся как в поведенческих проблемах, так и проблемах, связанных с учебой [9;13].

Таким образом, многие отечественные и зарубежные авторы (Д. Брайт, Д. Майерс, S. Folkman, R. Lazarus, Л.И. Анцыферова, Р.М. Грановская, Т. Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, Э.Г. Эйдемиллер и др.) указывают на то, что школьная адаптация является трудной жизненной ситуацией для первоклассника и его родителей, вызывающей фрустрирующие реакции и требующей адаптивных способов совладающего поведения.

Для изучения характера адаптации первоклассников и трудностей, с которыми сталкиваются дети и родители в этот период было проведено экспери-

ментальное исследование, в котором приняли участие 112 учащихся первых классов МОУ СОШ №3 и № 6 г. Сургута и их родители.

Для оценки показателей компонентов адаптации первоклассников к школе (когнитивного, эмоционального, поведенческого) использовались опросники: «Определение прав и обязанностей первоклассника», «Диагностика поведения и деятельности ребенка в 1-ом классе» (Л.М.Новикова), методики «Самооценка» (М.В. Максимова), «Лабиринты», (Т. Юкнат в модификации Н.С. Ку-река). Обобщенные результаты, полученные с помощью данных методик, отражены в таблице 2.

Таблица 2

Показатели адаптации первоклассников к школе

Компоненты адаптации Уровни адаптации

высокий средний низкий

абсол. пок. отн. пок. абсол. пок. отн. пок. абсол. пок. отн. пок.

Когнитивный 76 52,1 44 30,1 26 17,8

Эмоциональный 40 27,4 65 44,5 41 28,1

Поведенческий 40 27,4 62 42,5 44 30,1

Интегративный показатель 47 32,2 58 39,7 41 28,1

По результатам, представленным в таблице, видно, что наиболее высокие показатели школьной адаптации были получены по когнитивному компоненту (52,1%), что свидетельствует о наличии у большинства испытуемых адекватных мнений, установок, стереотипов, взглядов, знаний о школе, а также осознании ребенком своих прав и обязанностей.

Сравнительно низкие результаты были получены по результатам методик, направленных на изучение поведенческого компонента школьной адаптации, который включает в себя стремление ребенка соответствовать ролевым ожиданиям взрослых и вести себя соответственно своему статусу, а также сформированное представление о своей социальной роли и о том, что от ребенка требуют школа и учителя. Результаты опросника показали, что 30,1% первоклассников сложно сосредоточиться на задаче и не отвлекаться в процессе ее решения, длительное время выполнять неинтересную работу, контролировать

свое поведение в обычной и непривычной обстановке, понимать правила всей школьной жизни и им соответствовать, быстро справляться и мобилизовывать себя в случае неудач, а также им требуются усилия для переключения с одного вида деятельности на другой.

Результаты методик диагностики эмоциональной адаптации преимущественно характеризуются средним и низким уровнями развития данного компонента. У части испытуемых (28,1%) отмечается заниженный эмоционально положительный фон, неадекватная самооценка, низкий уровень притязаний, а также неустойчивый характер реакций на жизненные события.

Таким образом, диагностика адаптации первоклассников показала, что почти каждый третий испытуемый имеет трудности в адаптации хотя бы по одному из трех компонентов. Данную категорию детей можно отнести к «группе риска», поскольку нарушения в адаптации распространяются не только на личность младшего школьника и проявляются в форме депрессии, угнетенности, неугомонности, нетерпеливости, но и на его отношения с одноклассниками и взрослыми (недоверие к новым людям, тревожность по отношению к взрослым, враждебность по отношению к детям).

В период школьной адаптации первоклассники сталкиваются с различными трудностями, одни из которых являются «повседневными» и легко преодолеваются, другие же переживаются остро и могут повлиять на развитие личности и успешность деятельности ребенка. Для выявления характера трудностей детей в период адаптации мы использовали методику серийных рисунков («Мое неприятное воспоминание», «Трудные ситуации в школе», «Мое неприятное событие»), а также разработанную на основе опросника А.И. Захарова беседу «Диагностика школьных трудностей».

Анализ детских рисунков позволил выявить следующие трудности первоклассников: получение неодобрения со стороны учителя (74%); боязнь учителя (52%); наказание родителей (46%); ответ перед классом (39%); дисциплина на уроках (усидчивость, активность, внимательность) (37%); школьный режим

(необходимость вовремя просыпаться, не пропускать занятия, выполнять домашние задания и т.д.) (31%); конфликты со сверстниками (23%).

Данные, полученные в ходе беседы, подтвердили результаты рисуночной методики, а сравнительный анализ позволил выявить типичные трудности первоклассников с различным уровнем школьной адаптации.

Примечание: 1 - неодобрение со стороны учителя; 2 - боязнь учителя; 3 - наказание родителей; 4 - ответ перед классом; 5 -конфликты со взрослыми; 6 - проверка знаний; 7 - школьный режим; 8 - конфликты со сверстниками; 9 - плохое настроение; 10 - дисциплина на уроках; 11 - плохое самочувствие; 12 - опасность получения травмы (падения, ушибы).

Ряд 1 - испытуемые с низким уровнем школьной адаптации; ряд 2 - испытуемые с высоким уровнем адаптации.

Рис. 1. Сравнительные показатели трудностей первоклассников с различным уровнем школьной адаптации

На рисунке показано, что первоклассники с разным уровнем адаптации к школе сталкиваются в той или иной степени с различными трудными ситуациями. Так, дети с высоким уровнем адаптации в качестве трудных называли ситуации, связанные с боязнью получить неодобрение учителя, наказание родителей, ответ перед классом, первоклассники же с низким уровнем адаптации наряду с данными ситуациями выделяли также трудности, связанные с установлением благоприятных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, конфликты в школе, режим дня и дисциплина на уроках.

Для изучения характера трудностей родителей в период школьной адаптации детей было предложено написание сочинения на тему «Как я помогаю ребенку адаптироваться к школе». Мы предложили родителям описать, с какими трудностями они сталкиваются в связи с поступлением ребенка в первый класс, и как помогают ему адаптироваться. Анализ родительских сочинений по-

зволил выявить характерные трудности, с которыми встречаются родители в данный период (таблица 3).

Таблица 3

Характер трудностей родителей в период адаптации детей к школе

№ п/п Типы трудностей Абсол. пок. Относ. пок.

1 Школьная успеваемость ребенка 67 59,8

2 Взаимоотношения с учителями 24 21,4

3 Взаимоотношения со сверстниками 37 33

4 Дисциплина ребенка на уроках 41 36,6

5 Семейные конфликты 19 17

6 Система поощрений и наказаний ребенка 26 23,2

7 Роль в оказании помощи ребенку 42 37,5

8 Школьный режим 36 32,1

9 Роль семьи в воспитании ребенка 13 11,6

10 Роль учителя в воспитании ребенка 11 9,8

Данные полученные с помощью методики показали, что основными трудностями родителей являются переживания по поводу успеваемости детей, установления отношений с учителями и сверстниками, дисциплины и поведения на уроках, конфликты по вопросу распределения ролей в семье, приемов воспитания, роли матери и отца в жизни первоклассника. Содержание родительских жалоб в основном сводится к тому, что ребенок неряшливо пишет, не старается, либо старается, но тем не менее у него многое не получается. Ему трудно жить в атмосфере постоянной требовательности и контроля, он нуждается в помощи родителей при выполнении домашних заданий или во всяком случае — в присутствии взрослых при этом.

Анализируя результаты исследования школьной адаптации первоклассников необходимо отметить, что более трети испытуемых имеют нарушения хотя бы по одному из трех компонентов. Являясь трудной жизненной ситуацией для детей, школьная адаптация связана с возникновением различных трудностей, среди которых преобладают боязнь учителя и получения неодобрения с его стороны, наказание родителей, ответ перед классом. Для первоклассников с низким уровнем адаптации кроме перечисленных характерны также трудности,

связанные с установлением взаимоотношений с окружающими (конфликты со взрослыми и сверстниками).

Трудности родителей в этот период преимущественно связаны с переживаниями по поводу успеваемости, дисциплины, смены режима дня, установления взаимоотношений со сверстниками и учителями. Однако восприятие трудностей и степени их значимости в ситуации школьной адаптации у взрослых и детей существенно отличается. Трудная жизненная ситуация связана с психической напряженностью, препятствиями в усвоении знаний, нарушениями характера детско-родительских отношений, появлением отклонений в поведении и т.д., и в этой связи важен учет особенностей реагирования личности на жизненные трудности как фактора её успешной адаптации и социализации.

Библиографический список

1. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переос-мысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита. [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологический журнал. Т. 15. 1994. №1, с. 3-18.

2. Венгер, А.Л., Цукерман, Г.А. Психологическое обследование младших школьников [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман. - М.: Владос-Пресс, 2007. -160 с.

3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений [Текст] / Л.С. Выготский. - М., 1984. С.247-253.

4. Данилова, Е.Е. Методика изучения фрустрационных реакций у детей. [Текст] / Е.Е. Данилова // Иностранная психология. 1996. № 6. С. 69-81.

5. Корытова Г.С. Фактор семьи в генезе школьной дезадаптации подростков: Монография. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000. - 188 с.

6. Крюкова, Т.Л. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. [Текст] / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. - СПб., Речь, 2005. - 240 с.

7. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе. [Текст] / В.С. Мухина. -М.: «Просвещение», 1999. - 144 с.

8. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 240 с.

9. Олифирович, Н.И. Психология семейных кризисов. [Текст] / Н.И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т.Ф. Велента. - М.: Речь, 2006. - 360 с.

10. Сапоровская, М.В. Детско-родительские отношения и совладающее (копинг) поведение родителей как фактор школьной адаптации первоклассников: Автореф. дисс. к. психол. н. [Текст] / М.В. Сапоровская - Костром. Гос. ун-т им. Н. А. Некрасова, Кострома, 2002. - 15 с.

11. Сатир, В. Психотерапия семьи. [Текст] / В. Сатир. - М.: Изд-во «Речь», 2000. - 284 с.

12. Черников, А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. [Текст] / А.В. Черников. - М., 2001. - 208 с.

13. Эйдемиллер, Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. [Текст] / Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская - СПб.: Речь, 2003. - 316 с.

14. Lazarus, R.S., Folkman, S. Stress, Appraisal and Coping. [Текст] / R.S. Lazarus, S. Folkman. - N.Y.

Bibliography

1. Ansipherova, L.I. The Person in Difficult Vital Conditions: Rethinking, Transformation of Vital Situations and Psychological Protection [Text] / L.I. Ansipherova // Psychological Magazine. - 1994. - №1. - P. 3-18.

2. Chernikov, A.V. System Family Therapy: Model of Diagnostics [Text] / A.V. Chernikov. - M., 2001. - 208 p.

3. Danilova, E.E. Procedure of Studying Frustration Reactions at Children [Text] / E.E. Danilova // Foreign Psychology. - 1996. - № 6. - P. 69-81.

4. Eidemiller, E.G. The Family Diagnosis and Family Psychotherapy [Text] / E.G. Eidemiller, I.V. Dobryakov, I.M. Nikolskaya. - SPb, 2003. - 316 p.

5. Korytova, G.S. The Family Factor in the Genesis of School Disadaptation of Teenagers: Monograph [Text] / G.S. Koritova. - Ulan-Ude, 2000. - 188 p.

6. Kryukova, T.L. Family Psychology: Vital Difficulties and Their Overcoming [Text] / T.L. Krukova, M.V. Saporovskaya, E.V. Kuftyak - SPb., 2005. - 240 p.

7. Lazarus, R.S., Folkman, S. Stress, Appraisal and Coping [Text] / R.S. Lazarus, S. Folkman. - N.Y.

8. Mukhina, V.S. The Six-Year-Olds at School [Text] / V.S. Mukhina. - M.: «Prosvechenie», 1999. - 144 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Olifirovich, N.I. Psychology of Family Crises [Text] / N.I. Olifirovich, T.A. Zinkevich-Kezemkina, T.F. Velenta. - M., 2006. - 360 p.

10. Ovcharova, R.V. Practical Psychology in Elementary School [Text] / R.V. Ovcharova. - M.: 2001. - 240 р.

11. Saporovskaya, M.V. Children-Parental Attitudes and Coping-Behaviour of Parents as Factor of the First-Graders’ School Adaptation: Synopsis of Diss... Cand. of Psych. [Text] / M.V. Saporovskaya. - Kostroma, 2002. - 15 p.

12. Satir, V. Family Psychotherapy [Text] / V. Satir. - M., 2000. - 284 p.

13. Venger, A.L., Tsukerman, G.A. Psychological Inspection of Younger Students [Text] / A.L. Venger, G.A. Tsukerman. - M: Vlados-Press, 2007. - 160 p.

14. Vygotsky, L.S. Collected Works [Text] / L.S. Vygotsky. - M., 1984. - P. 247-253.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.