УДК 159.922.2
Попова Татьяна Ананьевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития
ФГБОУ ВО «Пермский государственный национальный исследовательский
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Букирева, 15, +7(342) 239-61-56 e-mail: [email protected]
Иванова Елена Владимировна
кандидат психологических наук, доцент кафедры естественно-математического
образования в начальной школе
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7(342) 212-27-39 e-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ И ДИНАМИКА АДАПТАЦИИ, САМООЦЕНКИ И УЧЕБНЫХ МОТИВОВ В ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ
Тatiana A. Popova
Ph.D., Assistant Professor, Chair of Developmental Psychology
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State National Research University» 15, Bukireva, 614990, Perm, Russia e-mail: [email protected]
Elena V. Ivanova
Ph.D. in Psycological Sciences, Assistant Professor of Nature-mathematic Education
in Elementary Schools
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: [email protected]
FEATURES AND DYNAMICS OF ADAPTATION, SELF-EVALUATION AND LEARNING MOTIVES IN THE FIRST YEAR OF SCHOOLING
Аннотация. Раскрываются динамика и особенности социально-психологической адаптации, школьной мотивации, умственной
© Попова ТА., Иванова Е.В., 2018
работоспособности и личностной самооценки первоклассников в новой социальной ситуации развития. Выявлены структуры социально-психологической адаптации учащихся в начальной школе. Наиболее эффективной у первоклассников оказалась структура оптимальной адаптации как наиболее стабильная в течение учебного года.
Ключевые слова: младший школьник, социально-психологическая адаптация, структура адаптации первоклассника, самооценка, умственная работоспособность, учебная мотивация.
Abstract. the article reveals the dynamics and features of social and psychological adaptation, as well as school motivation, mental performance and personal self-esteem of first-graders in the new social situation of development. The structures of social and psychological adaptation of junior schoolchild are revealed. The structure of optimal adaptation as the most stable during the academic year proved to be the most effective for first-graders.
Key words: junior schoolchild, social and psychological adaptation, first-grader adaptation structure, self-esteem, mental performance, learning motivation.
Психологическое, физическое и социальное благополучие необходимо для успешного развития личности ребенка, особенно в условиях новой социальной ситуации. Поэтому проблема адаптации первоклассников к школе является весьма актуальной, несмотря на многочисленные исследования и многолетний научный интерес к данной проблеме [3- 5, 7, 10-12, 14]. Когда-то еще Л.С. Выготский писал о «врастании нормального ребенка в цивилизацию», которое «представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития - естественный и культурный -совпадают и сливаются один с другим» [5, c. 118]. В отечественной психологии именно культурно-историческая теория Л.С. Выготского является методологическим основанием понимания социально-психологической адаптации ребенка. Проблемы школьной адаптации раскрыты в работах многих отечественных ученых: Э.М. Александровской, М.М. Безруких, М.В. Битяновой, М.Е. Зеленовой, М.В. Максимовой, А.В. Петровского [2-4, 10-12] и др. К.А. Абульханова-Славская рассматривала адаптацию одновременно и как процесс, и как результат, который зависит не только от самого предмета адаптации, но и от индивидуально-психологических особенностей ребенка [1]. А.В. Петровский понимал адаптацию как момент становления и развития личности, ее потребности в персонализации, реализуемой в конкретной деятельности, в конкретной социальной ситуации. [10]. М.В. Максимова трактует адаптацию как вхождение ребенка в новую для него жизненную ситуацию, в процессе которой изменяется психический образ среды (и самого субъекта в этой среде), формируются новые мотивы и потребности, новые цели, формируются личностные смыслы, адекватные содержанию учебной деятельности [10].
Традиционно критериями уровня адаптации к 1-му классу считаются успешность обучения, овладение навыками, умениями и знаниями по основным предметам, сложившиеся межличностные отношения, эмоциональное самочувствие и социальная активность [13]. Э.М. Александровская критериями адаптации называет эффективность учебной деятельности, усвоение школьных норм поведения, успешность социальных контактов, эмоциональное благополучие [2].
Несомненно, важнейшими характеристиками эмоционального самочувствия ребенка являются успешность учебной деятельности и высокая работоспособность [6], а также положительная мотивация и адекватная самооценка [7, 8].
В данной работе мы рассматривали показатели социально-психологической адаптации, учебной мотивации, самооценки и работоспособности первоклассников как компоненты структуры адаптации.
Именно поэтому основной целью исследования стало изучение структурных особенностей адаптации, а также динамики изменений мотивационно-личностной сферы и работоспособности первоклассников.
Мы предположили, что сформированность учебно-мотивационной сферы у первоклассников и работоспособность играют важнейшую роль в овладении учебной деятельностью. В связи с изменившейся социальной ситуацией развития и освоением новой деятельности происходят изменения в мотивационно-личностной сфере первоклассников. Мы предположили также, что у первоклассников формируются различные сочетания компонентов адаптации к новой учебной ситуации, которые понимаются нами как структуры адаптации.
Для проверки гипотез использовались: методика изучения уровня школьной мотивации (опросник Н.Г. Лускановой), методика исследования работоспособности учащихся (фигурные таблицы), методика изучения самооценки Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейн (в модификации А.М. Прихожан), методика изучения социально-психологической адаптации детей к школе Э.М. Александровской (СПА), включающая следующие критерии: эффективность учебной деятельности, усвоение норм поведения, успешность социальных контактов и эмоциональное благополучие.
Экспериментальные срезы были проведены в начале учебного года (сентябрь), в середине учебного года (декабрь) и в конце учебного года (апрель). В эксперименте были задействованы одни и те же учащиеся 1-х классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 114» г. Перми в возрасте 7-8 лет, всего - 56 человек (30 девочек, 26 мальчиков).
При анализе результатов исследования была выявлена динамика изменений показателей учебной мотивации. В течение учебного года сформировалось положительное отношение первоклассников к школе в целом, более высоким стал уровень учебной мотивации. Графические результаты исследования динамики мотивации отображены на рис. 1.
начало года середина года конец года
Рис. 1. Распределение уровней сформированности учебной мотивации в динамике, %
В начале обучения высокий уровень учебной мотивации имели 29 % учащихся. Эти дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять предъявляемые школой требования. Они четко следуют указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают плохие отметки или замечания педагога. Нормальный (хороший) уровень школьной мотивации был обнаружен у 32 % первоклассников. Эти школьники успешно справляются с учебной деятельностью, однако при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Положительно относятся к школе (она больше привлекает внеучебными видами деятельности) 26 % учеников.
Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало интересует. Первоклассники с таким уровнем мотивации достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится роль школьника, желание ощущать себя учениками, иметь красивый ранец, ручки, тетради и т.д. Низкий уровень мотивации был обнаружен у 13 % учащихся. Эти первоклассники демонстрируют неустойчивую адаптацию к школе, на уроках часто занимаются посторонними делами, играми, испытывают затруднения в учебной деятельности.
К концу обучения выявилась следующая тенденция: небольшое снижение числа учащихся с высоким уровнем мотивации - до 26 %, рост количества детей с нормальным (хорошим) уровнем учебной мотивации - до 39 %, с положительным отношением к школе - до 29 %, сокращение числа первоклассников с низким уровнем мотивации - до 6 %.
Таким образом, можно утверждать, что в течение учебного года уровень сформированности школьной мотивации в классе был относительно стабильным. При этом наблюдался переход детей, имевших в начале обучения высокую и низкую мотивацию, в группу с нормальным уровнем мотивации в середине года.
Другой особенностью, играющей важную роль в овладении первоклассниками учебной деятельностью, помимо мотивации, является
работоспособность [3]. Определение показателей работоспособности проводилось по фигурным таблицам дважды: в начале учебного года (сентябрь) и в конце учебного года (апрель). По значению коэффициента продуктивности умственной работоспособности было выделено три уровня работоспособности: низкий, средний, высокий.
В начале обучения высокий уровень работоспособности имели 26 % учащихся, средний уровень наблюдался у 52 % школьников, а низкий уровень работоспособности обнаружен у 22 % учеников. Графически эти результаты показаны на рис. 2.
Рис. 2. Динамика изменений работоспособности первоклассников в течение года, %
Мы обнаружили, что в конце учебного года снизилось количество первоклассников с высоким уровнем работоспособности - до 19 %, но увеличилось со средним уровнем - до 65 %, а снизилось количество детей, имеющих низкий уровень работоспособности, - до 16 %.
Таким образом, большинство первоклассников сохранили в течение года высокие и средние показатели работоспособности. Дети, отличающиеся низким уровнем работоспособности, физически ослаблены, часто болеют, имеют хронические заболевания.
Как известно, учение, являясь новым видом деятельности, в который включается ребенок, оказывает преимущественное влияние и на формирование самооценки младшего школьника [3, 5]. Среди условий, влияющих на формирование самооценки первоклассников, можно отметить следующие: позиция ученика в учебном процессе, отношение учителя, осознание успеха в учении и др.
Анализ результатов изучения самооценки первоклассников (по методике Дембо - Рубинштейн), полученных в ходе исследования, позволяет говорить о динамике ее изменений. Известно, что самооценка младших школьников во многом зависит от учителя и оценки им результатов деятельности детей. В нашем исследовании завышенную самооценку имели 48 %, адекватную -52 % детей. К концу обучения в первом классе учащиеся стали более критично подходить к собственной оценке. Завышенная самооценка была обнаружена у 26 %, адекватная - у 71 %, заниженная - у 3 % учеников. Графически эти результаты представлены на рис. 3.
Рис. 3. Динамика изменения самооценки первоклассников в течение года, %
Таким образом, изучение самооценки первоклассников позволяет говорить о том, что обучающиеся с завышенной самооценкой не могут себя оценить в соответствии со своими возможностями, их самооценка преимущественно необъективна, обнаруживает тенденцию к переоценке. Первоклассники с адекватной самооценкой неплохо знают свои особенности и поэтому могут прогнозировать свои действия. Причины своих неудач они относят за счет своих же недостатков. Заниженная самооценка учащихся 1-го класса, очевидно, связана с определенным расхождением между возможностями детей и требованиями к ним.
С целью выделения структуры адаптации учащихся 1-го класса проведен факторный анализ по методу главных компонент. Всего было выделено по три наиболее значимых фактора (после вращения), совокупно объясняющих 68,9 % дисперсии в начале года и 79,7 % в конце года. Данные факторы вобрали различные изучаемые показатели СПА, которые мы обозначили как компоненты структуры адаптации первоклассников к обучению (см. таблицу).
Результаты факторного анализа показателей социально-психологической
адаптации первоклассников
Показатели Начало года Конец года
Факторы Факторы
I II III I II III
Общий уровень СПА (по Э.М. Александровской) 0,914 0,964
Эффективность УД 0,815 — — 0,926 — —
Успешность социальных контактов 0,717 — — 0,860 — —
Усвоение школьных норм поведения — — 0,732 — — 0,563
Эмоциональное благополучие — 0,525 0,557 — — 0,724
Школьная мотивация (по Н.Г. Лускановой) 0,502 — — 0,482 — —
Начало года Конец года
Показатели Факторы Факторы
I II III I II III
Ш (индекс напряжения) — 0,799 — — 0,877 —
Бо (показатель, - 0,551 - — 0,919 —
определяющий физиологическую
«цену» адаптации)
Доля объяснимой 34,1 21,1 13,7 44,3 22,8 12,6
дисперсии, %
Как видно из таблицы, в начале учебного года в первый фактор, объясняющий 34,1 % суммарной доли дисперсии, с высокими нагрузками вошли 4 показателя (по убыванию весов): общий уровень СПА (0,914), эффективность УД (0,815), успешность социальных контактов (0,717). На наш взгляд, этот фактор можно охарактеризовать в целом как фактор адаптации, связанный с результативностью учебной деятельности и успешностью социальных контактов. Поскольку данный фактор играет наибольшую роль во взаимодействии показателей адаптации (самый значимый фактор), можно предположить, что его состав отражает наиболее типичную структуру адаптации. Мы назвали его фактором оптимальной адаптации (СОА), поскольку, во-первых, этот стиль наиболее типичен для детей с высоким уровнем адаптации, во-вторых, в отличие от других факторов, выражающих стилевые особенности нашей выборки первоклассников, в нем гармонично взаимодействуют учебная результативность и межличностные
взаимоотношения.
Во второй фактор, объясняющий 21,1 % суммарной дисперсии входящих в него переменных, с высокими нагрузками вошли как Ш (индекс напряжения, 0,799) и Бо (физиологическая цена адаптации, 0,551) с положительным знаком, так и эмоциональное благополучие (-0,525) с отрицательным знаком. Содержание данного фактора убедительно демонстрирует оппозицию двух групп признаков: физиологической напряженности и эмоционального благополучия. Данные показатели находятся в обратно пропорциональных отношениях: чем меньше напряженность, тем выше эмоциональное благополучие ребенка. Таким образом, эмоциональный комфорт в условиях адаптации снижает психофизиологическую напряженность, и наоборот. В целом второй фактор может быть обозначен как фактор преодоления общего физиологического напряжения (СПОФН).
Третий фактор, объясняющий 13,7 % суммарной доли дисперсии, объединяет такие показатели, как усвоение школьных норм поведения (-0,732) с отрицательным знаком и показатель эмоционального благополучия (0,557) с положительным знаком. Данный фактор может свидетельствовать о том, что обилие новых социальных норм поведения вызывает эмоциональный дискомфорт, т.е. усвоение этих норм способно вызывать негативные эмоции.
Исходя из содержания показателей, вошедших в данный фактор, его можно интерпретировать как фактор нормативности поведения (СНП).
Для понимания изменений в структурах (факторах) адаптации в динамике рассмотрим далее результаты факторного анализа компонентов адаптации первоклассников к концу учебного года. Факторный анализ показателей в результате повторного среза выявил три значимых фактора, которые вобрали 79,7 % общей дисперсии.
Первый фактор, объясняющий 44,3 % суммарной доли дисперсии, становится более стабильным, включая в себя те же показатели, что и в начале года: общий уровень СПА (0,964), эффективность учебной деятельности (0,926), успешность социальных контактов (0,860), мотивация (0,482), но уже с более высокими нагрузками. Таким образом, можно утверждать, что данная структура является постоянной во времени и отражает существенные закономерности адаптации первоклассников.
Второй фактор, объясняющий 22,8 % суммарной дисперсии входящих в него переменных, вобрал с наиболее значимыми весами показатели Sо (0,919) и Ш (0,877). Данный фактор стал однополярным, т.е. показатели Ш и Sо потеряли связь с показателем эмоционального благополучия.
В третий фактор (12,6 % суммарной дисперсии переменных) с максимальными нагрузками вошли показатели эмоционального благополучия (0,724) и усвоения школьных норм поведения (0,563) с отрицательным знаком. Данный фактор свидетельствует о том, что в процессе обучения и адаптации к школе произошла гармонизация требований среды и эмоционального состояния.
Таким образом, результаты факторного анализа результатов исследования показателей социально-психологической адаптации в динамике позволяют говорить о существовании трех структурных образований:
1) структуры оптимальной адаптации;
2) структуры преодоления общего физиологического напряжения;
3) структуры нормативности поведения.
Стоит отметить, что данные структуры как остаются стабильными и постоянными (фактор 1), так и имеют положительную динамику в течение учебного года, становясь более эффективными и гармоничными (фактор 2 и фактор 3).
На основании анализа полученных результатов исследования социально-психологической адаптации и мотивационно-личностных свойств первоклассников мы сделали соответствующие выводы:
1. В течение учебного года более высоким стал уровень учебной мотивации учащихся, более устойчивым стало положительное отношение к школе.
2. На протяжении учебного года учащиеся 1 -го класса демонстрировали высокие и средние показатели работоспособности.
3. В процессе освоения учебной деятельности и адаптации к школе сформировалась более адекватная самооценка первоклассников.
4. Были выявлены различные сочетания компонентов адаптации учащихся 1-х классов в динамике. Самой устойчивой в течение учебного года оказалась структура (фактор) оптимальной адаптации. Две других структуры адаптации (фактор преодоления общего физического напряжения и фактор нормативности поведения) также имеют положительную динамику в течение учебного года и способствуют стабилизации эмоциональных состояний первоклассников.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 335 с.
2. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психическое здоровье учащихся / под ред. С.М. Громбаха. - М., 1988. - С. 32-43.
3. Безруких М.М. Ребенок идет в школу. Знаете ли вы своего ученика? Проблемы психологической адаптации. - М.: Академия, 2013. - 232 с.
4. БитяноваМ.Г. Адаптация ребенка в школе. - М., 2013. - 299 с.
5. Выготский Л.С. Психология. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2009. - 1008 с.
6. Горбунова В.В. Взаимосвязь психолого-социальных и физиологических показателей школьной адаптации на начальном этапе обучения // Индивидуальность растущего человека в условиях современной школы / под ред. Б.А. Вяткина. - Пермь, 2015. - С. 174-193.
7. Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная школа. - 2009. - № 1. -С. 8-9.
8. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. - Минск, 1993. - 100 с.
9. 3еленова М.Е. Адаптация к начальной школе // Психол. наука и образование. - 2014. - № 3. - С. 22.
10. Максимова М.В. Психологические условия школьной адаптации, 1-3 классы: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1994. - 262 с.
11. Петровский А.В. Психология развивающейся личности. -М., 2006. - 240 с.
12. Попова В.В. Проблема психологической адаптации первоклассников в разных образовательных системах // Индивидуальность растущего человека в условиях современной школы / под ред. Б.А. Вяткина. - Пермь, 2015. -С.194-205.
13. СоловьеваД.Ю. Факторы адаптации первоклассников к школе // Вопр. психологии. - 2012. - № 4. - С. 1-9.