Научная статья на тему 'Социально-психологический аспект Я-концепции'

Социально-психологический аспект Я-концепции Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2042
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / КОНКРЕТНО-СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ / СОЦИОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ / SELF-CONCEPT / SOCIO-PSYCHOLOGICAL ASPECTS / SOCIOLOGY / PSYCHOLOGY / DEVELOPMENT OF SELF-CONCEPT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салтыкова Ольга Александровна

В статье изложены результаты теоретического анализа проблемы существования нескольких точек зрения к определению Я-концепции: социальные и психологические подходы, определение ее места в структуре социальной психологии. Показано, что при взаимодействии индивида с различными социальными общностями и формируется Я-концепция. Автор приходит к выводу, что социально-психологический аспект Я-концепции, являющийся пограничным для социологии и психологии, должен учитывать и общепсихические особенности структуры личности, и ее конкретносоциальную обусловленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Socio-psychological aspect of self-concept

The article presents a theoretical analysis of existing points of view on self-concept, social and psychological approaches to the definition of self-concept, and also the place of self-concept in the structure of social psychology has been considered by the author. On the basis of scientific publications analysis, the author of the article demonstrates that self-concept is formed under multiple external influences, especially by interaction with different social communities. The research has interdisciplinary formation and is written at the junction of sociology and psychology. Thus, the author expresses the opinion that socio-psychological aspect of self-concept, which is the border of sociology and psychology, must take into account general psychological features of personality structure and its specific social conditioning.

Текст научной работы на тему «Социально-психологический аспект Я-концепции»

Социальная психология

О.А. Салтыкова

Социально-психологический аспект Я-концепции

В статье изложены результаты теоретического анализа проблемы существования нескольких точек зрения к определению Я-концепции: социальные и психологические подходы, определение ее места в структуре социальной психологии. Показано, что при взаимодействии индивида с различными социальными общностями и формируется Я-концепция. Автор приходит к выводу, что социально-психологический аспект Я-концепции, являющийся пограничным для социологии и психологии, должен учитывать и общепсихические особенности структуры личности, и ее конкретно-социальную обусловленность.

Ключевые слова: Я-концепция, социально-психологический аспект, структура личности, конкретно-социальная обусловленность структуры личности, социология, психология, развитие Я-концепции.

Для того чтобы понимать, насколько ярко выражен социально-психологический аспект в формировании Я-концепции и ее место в структуре социальной психологии, рассмотрим определения данной науки. Существует много толкований для этого раздела психологии, но все они объединяются общей мыслью, что это наука, изучающая человека в обществе (социуме). Так, Г.М. Андреева уточняет это определение тем, что социальная психология также занимается изучением поведения и деятельности людей, которые обусловлены их включением в социальные группы [3].

Еще одно дополнение дает В.Г. Крысько, указывая на изучение социальной психологией закономерности возникновения, функционирования и проявления психических явлений, которые представляют собой

результат взаимодействия людей (и их групп) как представителей различных общностей [8].

Помимо этого социальная психология рассматривает, что люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как они относятся друг

Итак, обобщая эти суждения в одно, мы можем утверждать, что соци- о й альная психология - это наука, изучающая не только закономерность возникновения, функционирования и проявления психических явлений с в результате взаимодействия людей, но и само поведение и деятельность людей, то, как они влияют друг на друга, думают друг о друге и относятся друг к другу, при включении в различные социальные группы.

При взаимодействии с различными социальными общностями и формируется Я-концепция. Как утверждал Р. Бернс, наиболее существенными являются контакты индивида со «значимыми другими», которые, в конечном результате, и определяют представления индивида о самом себе [4]. В свою очередь, со «значимыми другими» человек начинает контактировать в малых и больших социальных группах, начиная с самого рождения, в семье это родители и родственники, в школе и университете - учителя, на работе - коллеги, в жизни - друзья и знакомые.

Помимо «значимых других», особое влияние оказывают и так называемые «обобщенные другие». Это социальная группа, дающая индивиду осознание цельности собственной личности. Хотя мы приобретаем представления об установленных правилах от конкретных людей (от матери, учителя или сверстника), эти понятия генерализируются или распространяются на всех людей в рамках схожих ситуаций. Следовательно, размышлять над своим поведением означает мысленно взаимодействовать с самим собой с позиции абстрактного человеческого сообщества. По мнению Д. Мида, «обобщенный другой» - это средство связи каждого из нас с нашим обществом. С помощью обобщенного образа другого человека мы впитываем в себя, или интернализуем, организованную систему взглядов нашего общества в рамках нашей собственной личности так, что социальный контроль преобразуется в самоконтроль [6].

Важность «других» в формировании Я-концепции отражена в теории «зеркального Я» Ч. Кули. В ней он выделяет субъективно интерпретируемую обратную связь, которая существует между людьми и которая является главным источником получения данных человеком о собственном Я. С точки зрения Ч. Кули, «Я-концепция» создается на базе субъективных мнений окружающих людей, полученных в процессе межличностной коммуникации [10]. Другими словами, он предположил, что в некоторой степени человек видит себя через призму того, как

к друг [9].

ш

? О

j

i E он думает, что его видят другие. Я-концепция и самоощущения (напри-

Ез § мер, чувства гордости или стыда) являются следствием того, как люди

^ 5 представляют себе то, как другие воспринимают и оценивают их. В рами с

ках современного символического интеракционизма этот процесс называется отраженной оценкой и является центральным процессом в развитии собственной личности [7]. Я-концепция выступает как наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида. Я-кон-цепцией предопределяется восприятие значений, приписываемых этому окружению.

Как и многие другие темы в рамках социальной психологии, ряд теоретиков предложили различные способы трактовки Я-концепции.

Так, согласно междисциплинарным исследованиям научной школы В.С. Агапова, Я-концепция рассматривается как интегративное системное личностно-смысловое образование, включающее в обобщенном (на разных уровнях и в разной мере) качестве интеграл основных жизненных отношений личности и их многочисленных конкретных способов реализации, выражения и воплощения [2].

Согласно теории, известной как теория социальной идентичности, Я-концепция состоит из двух основных частей: личностной идентичности и социальной идентичности.

Наша личностная идентичность включает в себя такие вещи, как черты личности и другие характеристики, которые делают каждого человека уникальным. Социальная идентичность включает группы, к которым мы принадлежим, включая наше общество, религию, университет и другие группы.

Б. Брэкин утверждал, что существует шесть конкретных предметных областей, касающихся Я-концепции:

- социальная - умение взаимодействовать с другими людьми;

- компетентностная - способность удовлетворять основные потребности;

- аффективная - осознание эмоциональных состояний;

- физическая - чувства о внешности, здоровье, физическое состояние и общий внешний вид;

- учебная - успех или неудача при обучении;

- семейная - как хорошо функционирует индивид в рамках семьи [13]. В соответствии с мнением, представленным гуманистической психологией, К. Роджерс считал, что существуют три различные части Я-кон-цепции.

1. Я-образ, т.е. как человек сам видит себя. Важно понимать, что самоопределение не всегда совпадает с реальностью. Люди могут считать, что они лучше, чем они есть на самом деле. Или наоборот, люди

также склонны иметь негативные образы себя и воспринимать или преувеличивать недостатки или слабые стороны.

Я-образ каждого человека является сочетанием различных аспектов, включая физические характеристики, черты личности и социальные роли.

2. Самооценка, или насколько человек себя ценит. Ряд различных факторов может повлиять на самооценку, в том числе - сравнение себя с другими и реакция других на нас. Когда люди положительно реагируют на поведение, мы более склонны к развитию положительной самооценки. Когда мы сравниваем себя с другими и находим недостатки, это может оказать негативное влияние на нашу самооценку.

3. Идеальное Я, или то, каким человек хотел бы быть. Во многих случаях самооценка и Я-идеальное не совсем совпадают [17].

Описывая развитие Я-концепции, К. Роджерс указывает на значительное влияние на данный процесс социализации. Структура Я формируется через взаимодействие с окружающими; «по мере того, как ребенок становится социально восприимчивым и развиваются его когнитивные и перцептивные способности, его Я-концепция все больше дифференцируется и усложняется» [12, с. 541].

К. Роджерс выделяет четыре параметра Я: реальное представление о себе; представление о своей социальной роли; представление о собственном физическом состоянии и здоровье; представление о своих целях. Обобщая эти параметры, К. Роджерс утверждает, что «Я-кон-цепция - это динамическое образование, которое складывается из представления о собственных характеристиках и способностях индивида, о возможностях взаимодействия с другими людьми и с окружающим миром, о целях и идеях, которые могут иметь позитивную или негативную направленность» [5, с. 123].

М. Розенберг определяет Я-концепцию как «совокупность мыслей и чувств, имеющих ссылку на себя как объект» [18]. Более конкретное определение дает Р. Тернер: «обычно моя Я-концепция - это что-то расплывчатое, неопределенное, но представляет собой жизненно важную идею о том, что мне нравится в лучшие моменты моей жизни, о том, к чему я стремлюсь и имею смелость верить в то, что я этого смогу достичь или что я могу сделать, когда обстановка предоставляет мне стимулы для неквалифицированных усилий» [20]. В формулировке Р. Тернера Я-концепция также, в некоторой степени, включает в себя чувство пространственной и временной целостности (непрерывности), различия во внешнем виде и поведении (под которыми Р. Тернер подразумевает Я-образ) и идентификация личности в качественном и физическом местоположении, а также в оценочных понятиях.

о ^

X О

б ^

С IX

д

ш

*

I Е Помимо этого, Я-концепция в психологии трактуется как система го § образов Я и образов человека (Т. Шибутани), мысли и мнения о себе 5 (Ф. Райс), теория самого себя (Х. Ремшмидт), персонификация себя (С.И. Розум), перекрест сотен детерминант, влияний, ценностей, установок и целей (К.А. Абульханова) [1, с. 27].

В то же время, с точки зрения атрибуции, С. Эпштейн предлагает рассматривать Я-концепцию как теорию о том, что индивид думает о себе, какие испытывает чувства, находясь во взаимодействии с внешним миром [14]. Идеи С. Эпштейна о Я-концепции совместимы с социологическими формулировками, особенно с теми, которые вытекают из структурных версий символического интеракционизма [7; 16].

Психологические исследования проблемы «Я» выводят нас в область взаимоотношений индивида и социального целого. Степень целостности, устойчивости и последовательности диспозиционной системы личности, включая и ее «образ Я», прямо связана со степенью гармоничности или дисгармоничности тех общественных отношений, к которым принадлежит и в которых участвует эта личность [11, с. 258].

Подводя итоги, при рассмотрении социально-психологического аспекта Я-концепции необходимо обратить внимание на то, что социология, как правило, в основном сфокусирована на антецедентах Я-кон-цепции, и, как правило, ищет их в пределах моделей социального взаимодействия. Психология, с другой стороны, имеет тенденцию сосредотачиваться на следствиях Я-концепции, тем более что они касаются поведения [15].

В некотором смысле, социологи и психологи имеют взаимодополняющие взгляды относительно Я-концепции. Если «фундаментальное предубеждение атрибуции» психологов - это слишком «внутренний» взгляд на причины поведения [19], то у социологов преобладает тенденция поиска причин поведения вне индивида, т.е. в культуре, социальной структуре, или социальной обстановке.

Таким образом, социально-психологический аспект, пограничный для социологии и психологии, должен учитывать и общепсихические особенности структуры личности, и ее конкретно-социальную обусловленность, т.е. «привязанность», а точнее - зависимость от условий формирования, социализации, воспитания, непосредственных обстоятельств деятельности, взятых в их социально-предметном смысле.

x m

Библиографический список | S

§ £

1. Агапов В.С. Концепция Я и самореализация субъекта: проблемное поле g о научных исследований // Акмеология. 2012. № 3 (43). С. 26-31. с к

2. Агапов В.С. Системное изучение я-концепции субъекта в российской пси- s х хологии // Акмеология. 2013. № 1 (45). С. 27-30. 1 g

3. Андреева Г.М., Социальная психология: Учебник для высших учебных о й заведений. М., 2001. go

4. Бернс Р. Б. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. М., 1986. с

5. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. 2006. № 2. С. 117-125.

6. Социология: Учебник / Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В.; Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2003.

7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. История зарубежной социологии. URL: www.lib.socio.msu.ru/i/l/library (дата обращения: 18.03.2016).

8. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций. 3-е изд. М., 2006.

9. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. СПб., 2010.

10. Рубинштейн С.Л. Самосознание личности и ее жизненный путь // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. С. 127-135.

11. Сидоренко Д.П. Возрастные особенности Я-концепции подростков // Акмеология. 2015. № 2. С. 257-261.

12. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. СПб., 1997.

13. Bracken B.A. Examiner's Manual for the Multidimensional Self-esteem Scale. Austin, TX, 1992.

14. Epstein S. The self-concept revisited or a theory of a theory // American Psychologist. 1973. № 28. Pp. 404-416.

15. Gecas V. The Self-Concept Author(s) // Annual Review of Sociology. 1982. Vol. 8. Pp. 1-33.

16. Gordon C. Self-conceptions: configurations of content // The Self in Social Interactions / Ed. C. Gordon, K.J. Gergen. Vol. 1. NY, 1968.

17. Rogers C.A. Theory of Therapy, Personality and Interpersonal Relationships as Developed in the Client-centered Framework // Psychology: A Study of a Science / S. Koch (ed.). Vol. 3. Formulations of the Person and the Social Context. NY, 1959.

18. Rosenberg M. The sociology of the self-concept // Social Psychology: Sociological Perspectives / Ed. M. Rosenberg, R. Turner. NY, 1981.

19. Ross L. The intuitive psychologist and his shortcomings: distortions in the attribution process // Advances in Experimental Social Psychology / Ed. L. Berkowitz. Vol. 10. NY, 1977.

20. Turner R. H. The self-conception in social interaction // The Self in Social Interaction / Ed. C. Gordon, K. Gergen. NY, 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.