Научная статья на тему 'Особенности Я-концепции педагогов-психологов'

Особенности Я-концепции педагогов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
808
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / PROFESSIONAL SELF-CONCEPT / САМООЦЕНКА / SELF-ESTEEM / САМОПОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООТНОШЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-ATTITUDE / САМОКОНТРОЛЬ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / SELF-CONTROL / ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ / PSYCHOLOGIST / СТАЖ РАБОТЫ / WORKING EXPERIENCE / SELF-ACTUALIZATION / SELF-REGULATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фельдман Инесса Леонидовна

Автором рассмотрены особенности изменения Я-концепции педагогов-психологов с разным стажем работы. Эмпирическое исследование включало в себя: изучение самооценки педагогов-психологов, их способности выстраивать отношения с клиентами, их отношения к себе как специалисту и к миру в целом. В статье приведены сравнительные результаты эмпирического исследования Я-концепции. Установлено, что для педагогов-психологов со стажем работы до 5 лет наибольшее значение имеют: мнение о себе как о будущем специалисте; полагание исключительно на свои силы и правильную стратегию поведения в профессиональной самореализации; высокая требовательность к себе; ответственность за свои поступки. Для педагогов-психологов со стажем работы не менее 5 лет наибольшее значение имеют: планирование профессиональной деятельности; самостоятельность; профессиональная самооценка; осознание профессионального эталона; способность признавать свои неудачи; ощущение недостаточности своих знаний в профессиональной деятельности; чувство призвания к профессии; высокая требовательность к себе; ответственность за свои поступки. Доказано, что у начинающего педагога-психолога удовлетворённость выбранной профессией зависит от того, как к нему относятся коллеги. Подтверждено снижение стремления к профессиональному самопознанию и развитию у педагогов-психологов со стажем работы более 5 лет, выявлены причины профессиональной неудовлетворённости у таких специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE SELF-CONCEPT OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS

The author examines the peculiarities of changes in the self-concept of educational psychologists with various work experience. The empirical research included the following: the study of the self-esteem of educational psychologists, the ability to build relationships with their customers, their attitude to themselves as experts in the field and to the world in general. The article presents the analysis of the data and also shows the comparative results of the empirical study of self-concept. It was determined that the most important features for educational psychologists with working experience from 0 to 5 years are as follows: opinion about themselves as future experts, self-confidence and correct strategy of their behaviour in professional self-realization, high self-discipline and responsibility for their actions. At the same time, as concerns educational psychologists with working experience of 10 years and more, the most important features are as follows: planning of their professional activity, self-sufficiency, professional self-esteem, awareness of their professional standard, ability to acknowledge their own failures, sense of insufficiency of their knowledge in their professional activities, and vocation for their profession and self-discipline. It is proved that the satisfaction of beginner psychologists with the occupation they chose depends on the working team and the attitude of other people to it. The decrease of the striving of the experienced educational psychologists for professional self-knowledge and self-development is confirmed, and the reasons of professional dissatisfaction among such psychologists are revealed.

Текст научной работы на тему «Особенности Я-концепции педагогов-психологов»

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ

Фельдман Инесса Леонидовна — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Института гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет»; пр. Ленина, 92, г. Тула, Россия, 300012; e-mail: [email protected]

РЕЗЮМЕ

Автором рассмотрены особенности изменения Я-концепции педагогов-психологов с разным стажем работы. Эмпирическое исследование включало в себя: изучение самооценки педагогов-психологов, их способности выстраивать отношения с клиентами, их отношения к себе как специалисту и к миру в целом. В статье приведены сравнительные результаты эмпирического исследования Я-концепции. Установлено, что для педагогов-психологов со стажем работы до 5 лет наибольшее значение имеют: мнение о себе как о будущем специалисте; полагание исключительно на свои силы и правильную стратегию поведения в профессиональной самореализации; высокая требовательность к себе; ответственность за свои поступки. Для педагогов-психологов со стажем работы не менее 5 лет наибольшее значение имеют: планирование профессиональной деятельности; самостоятельность; профессиональная самооценка; осознание профессионального эталона; способность признавать свои неудачи; ощущение недостаточности своих знаний в профессиональной деятельности; чувство призвания к профессии; высокая требовательность к себе; ответственность за свои поступки. Доказано, что у начинающего педагога-психолога удовлетворённость выбранной профессией зависит от того, как к нему относятся коллеги. Подтверждено снижение стремления к профессиональному самопознанию и развитию у педагогов-психологов со стажем работы более 5 лет, выявлены причины профессиональной неудовлетворённости у таких специалистов.

Ключевые слова: профессиональная Я-концепция, самооценка, самопознание, профессиональное самоотношение, самоконтроль, саморегуляция, педагог-психолог, стаж работы.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что Я-концепция является ядром личности. С учётом работ B.C. Агапова, С.А. Баклушин-

ского, И.В. Барышниковой, Р. Бёрнса, А.А. Дер-кача, А.В. Иващенко, И.С. Кона, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, В.В. Столина, И.И. Чесноко-вой и Т. Шибутани, можно утверждать, что Я-кон-цепция познаваема в научном смысле, допускается её изучение как единого целого, так и детально; её содержание может быть осознано личностью; она имеет сложное системное, упорядоченное строение и связи между элементами; меняется на протяжении жизни человека; достаточно сильно детерминирована факторами в процессе развития; более зависима от субъективных причин и окружающей среды; стремится к самореализации, развитию и поиску новых стимулов [4, с. 6].

Цель исследования — изучение особенностей Я-концепции и её составляющих у педагогов-психологов с разным стажем работы.

В нашем исследовании мы опирались на работы многих авторов: В.С. Агапова, Б.Г. Ананьева, Р. Ассаджиоли, Р. Бернса, У. Джеймса, И.С. Кона, Ч.Х. Кули, Б.Ф. Ломова, А.К. Марковой, В.Н. Мя-сищева, Г. Олпорта, А.Б. Орлова, Х. Ремшмидт, К. Роджерса, С.Л. Рубинштейна, И.А. Сикорского, Дж. Стейнса, Д.Н. Узнадзе, К. Хорни А.Ф. Лазурско-го, З. Фрейда, Т. Шибутани, Э. Эриксона, К. Юнга [1-3; 6; 7; 9].

За основу исследования взято определение Я-концепции В.С. Агапова, который сформулировал её сущностную характеристику так: «Я-кон-цепция — системное, интегральное и самоорганизующееся образование психики, сложная, переживаемая, многоуровневая, многокомпонентная и динамическая система выражения отношений личности к себе и внешнему миру, природой которой является оценивающая деятельность сознания. Я-концепция выступает в качестве санкционирующего механизма по отношению к себе и внешнему миру. Частично существует и в бессознательной сфере. Связывает качества личности в отношении себя и внешнего мира в прошлом, настоящем и будущем. С ней согласуются чувства и эмоции, поступки и поведение, психологическое здоровье, ожидания и успех в практической деятельности личности. Находится во взаимовлияющем единстве с Мы-концепцией» [1, с. 49].

Р. Бёрнс предлагает рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя, которая играет тройственную роль:

1) способствует достижению внутренней согласованности личности;

2) определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта;

3) служит источником ожидания относительно собственного поведения и самого себя [4, с. 12].

Дадим краткую характеристику компонентам Я-концепции, которые мы будем рассматривать в данном исследовании.

Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Формируется постепенно, по мере отражения как внешнего мира, так и познания самого себя [6; 8;10].

Самоотношение — это некоторое устойчивое чувство в адрес собственного «Я», которое содержит ряд специфических измерений, различающихся как по эмоциональному тону, переживанию, так и по семантическому содержанию соответствующего отношения к себе [5].

Самоконтроль — это процессы, посредством которых человек оказывается в состоянии управлять своим поведением в условиях противоречивого влияния социального окружения и собственных биологических механизмов [3].

Саморегуляция — это интегративные психические явления, процессы и состояния, обеспечивающие самоорганизацию различных видов психической активности человека, целостность индивидуальности и становление бытия человека [8].

ПРОГРАММА И ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Нами была составлена программа эмпирического исследования особенностей Я-концепции педагогов-психологов, в основу которой были положены следующие методики:

1. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова).

2. Методика «Диагностика профессионального самопознания (Н.Г. Рукавишникова) [7; 8]. Эта методика была адаптирована нами для педагогов-психологов.

3. Методика «Шкала базовых убеждений» (Р. Янов-Бульман, перевод и адаптация О. Кравцовой).

4. Тест-опросник уровня субъективного контроля (Е.Ф. Бажин, Е.А. Голынкина, Л.М. Эткинд).

5. Опросник профессионального самоотношения (К.В. Карпинский) [5].

Сравнения двух выборок проводилось по ^критерию Манна — Уитни.

Выборку составили 50 сотрудниц психологических центров в возрасте от 20 до 55 лет, из которых были сформированы две группы с одинаковой численностью — 25 человек. В первую группу вошли педагоги-психологи со стажем работы до 5 лет, во

вторую — педагоги-психологи со стажем работы более 5 лет.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты исследования показали, что у специалистов I группы наблюдается более высокое осознание профессионального эталона (И = 190,5; p = 0,007). Следовательно, они убеждены в том, что настоящий психолог — тот, кто всегда окажет помощь в профессиональном плане, кто не ставит барьеров в общении с клиентами, любит людей, умеет найти индивидуальный подход к каждому человеку, умеет создать благоприятный психологический климат, постоянно занимается самообразованием, отдаёт работе всего себя без остатка, даже в ущерб своей личной жизни, ставит интересы дела выше своих собственных интересов. У специалистов II группы этот показатель ниже.

Стремление к профессиональному самопознанию и профессиональному развитию у психологов со стажем работы до 5 лет выше (и = 206,50; р = 0,018). Они постоянно стремятся к познанию себя как психолога, развивают свои умения, знания, качества личности, которые им недостаёт как психологу, часто задумываются о том, смогут ли они стать хорошим специалистом в будущем и правильный ли выбор профессии они сделали. У психологов со стажем работы более 5 лет этот показатель ниже.

У психологов со стажем работы более 5 лет более позитивный взгляд на мир (И = 179,50; р = 0,004), чем у их начинающих коллег. Они считают, что в мире больше добра, чем зла, что в нём гораздо чаще происходит что-то хорошее, нежели плохое, и целом мир прекрасен, нужно только внимательно приглядеться к нему.

У психологов со стажем работы более 5 лет мнение об окружающих также намного лучше (И = 186,500; р = 0,006). Они считают, что большинство людей добры, готовы прийти на помощь и их всегда волнуют события, происходящие с другими людьми.

У психологов со стажем работы до 5 лет сильна вера в то, что жизнь невозможно контролировать (И = 205,000; р = 0,018). Они уверены, что течение жизни во многом определяется случаем, полна неопределённости и в общем жизнь — это лотерея. В то время как их более опытные коллеги считают, что всё в жизни зависит от них самих.

У психологов со стажем работы более 5 лет ценность собственного «Я» высокая (И = 216,500; р = 0,03). Они очень довольны тем, какие они люди, их отличает высокая самооценка, и у них нет причин стыдиться своего характера. У психологов со стажем до 5 лет этот показатель ниже.

У психологов со стажем работы более 5 лет общее отношение к благосклонности окружающего мира высокое (И = 181,500; р = 0,005) По сравнению с психологами со стажем работы до 5 лет, они более позитивно смотрят на мир, считают, что хороших людей больше, чем плохих, и что в мире люди чаще делают добро, чем зло.

У психологов со стажем работы более 5 лет самопривязанность к профессии высокая (И = 161,500; р = 0,0015), что выражается в излишнем самолюбовании, некритичном восприятии себя как специалиста. Для них характерны самонадеянность в работе, пониженная мотивация саморазвития, отрицание возможности и необходимости дальнейшего самосовершенствования профессионального мастерства, нежелание прислушиваться к критике в свой адрес.

Сравнив результаты опроса по методике «Стиль саморегуляции поведения», мы обнаружили, что респонденты со стажем работы более 5 лет имеют более высокие показатели по всем шкалам, чем их коллеги со стажем работы до 5 лет. Таким образом, можно сказать, что психологи с большим стажем работы являются более самостоятельными, у них лучше сформирована потребность в осознанном планировании деятельности, лучше развита способность организовывать работу, контролировать ход её выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности, планировать свои действия и адаптироваться к новым условиям, т.е. планы у испытуемых со стажем работы более 5 лет более реалистичны и детализированы. Также у них лучше сформирована потребность продумывать способы своих действий для достижения поставленных целей. Они имеют более развитую и адекватную самооценку, легче воспринимают конструктивную критику в свой адрес, способны адекватнее реагировать на быстрое изменение событий и успешнее решать поставленные задачи в ситуации риска, увереннее чувствуют себя в незнакомых ситуациях.

Общий уровень саморегуляции у большинства испытуемых обеих групп находится на среднем уровне. У респондентов I группы он составляет 29,08, у респондентов II группы — 31,36. Это говорит об их способности контролировать свою деятельность, строить планы, овладевать новыми знаниями и навыками, а также не пугаться новой обстановки и быть более самостоятельными. Однако у испытуемых II группы этот показатель выражен немного ярче, чем у их коллег I группы.м

В результате сравнения обеих групп по методике «Диагностика профессионального самоотношения» мы установили, что у психологов со стажем работы до 5 лет более выражены такие показатели: «Осознание цели психологической деятельности» (86,44 %), «Осознание профессионального эталона» (86,55 %) и «Стремление к профессиональному самопознанию и профессиональному развитию» (82,53 %). По сравнению с психологами со стажем работы более 5 лет, у них более высокий показатель «Осознание мотивов выбора профессии психолога» (68,12 %). Это свидетельствует о том, что у них сильнее выражено стремление стать профессионалом, мастером своего дела, познавать себя как психолога, развивать личность клиента, а также способствовать проявлению его индивидуальности. Они более осознанно выбрали свою профессию и твёрдо уверены в том, что профессиональный и квалифицированный психолог — это человек, который всегда может оказать помощь, использует свои знания в практической работе, по-

нимает людей, может найти индивидуальный подход к каждому. Молодые психологи занимаются самообразованием, совершенствованием своих знаний, опыта, собственной личности, любят свою работу и умеют разумно распределять свои силы, не забывая и о своей личной жизни.

У психологов со стажем работы более 5 лет сильнее выражены такие показатели, как «Осознание мотивационного потенциала профессии» (71,2 %) и «Осознание социальной значимости психологической профессии» (56,3 %). По сравнению со своими коллегами из I группы, они имеют небольшое преимущество по таким показателям, как «Осознание динамики мотивов психологической деятельности» (84,49 %) и «Удовлетворённость успехами в овладении психологической профессией» (82,44 %). Это говорит о том, что для них самым приятным в работе психолога является ощущение собственной значимости, возможность проявить свою индивидуальность, удовлетворить потребность в творческом росте, в стремлении познать внутренний мир другого человека. Для них профессия психолога значит многое, они твёрдо убеждены в том, что она — одна из самых важных в обществе, поскольку психолог несёт ответственность за клиента, оказывая большое влияние на формирование его личности. У респондентов II группы немного лучшее мнение о себе как

0 специалисте и профессионале, чем у их коллег из

1 группы, а также они в большей степени удовлетворены выбором своей профессии и считают, что обладают всеми необходимыми качествами для успешной работы психологом.

Использовав методику «Шкала базовых убеждений», мы выявили, что респонденты I группы имеют более высокие показатели по таким показателям, как «Случайность» (3,55 балла, при 6 баллах максимум), «Везение» (4,06) и «Общее отношение к благосклонности окружающего мира» (3,82), а также незначительное превосходство по шкалам «Справедливость мира» (3,8) и «Контролируемость мира» (4,1). Таким образом, мы можем сказать, что, по сравнению со своими коллегами из II группы, они сильнее верят в человеческую карму и считают, что если ты хороший, то всё у тебя будет замечательно в жизни, что собственными поступками мы можем предотвращать несчастья, а если принимать меры предосторожности, то можно избежать любых неприятностей. Однако, считая, что жизнь непредсказуема и в целом похожа на лотерею, они меньше жалуются на неудачи, чем их коллеги с большим стажем работы. И в целом молодые психологи благожелательнее смотрят на мир.

Говоря о результатах респондентов II группы, мы наблюдаем у них более высокие показатели по таким шкалам, как «Благосклонность мира» (4,67), «Доброта людей» (4,31), «Ценность «Я»» (4,61), «Общее отношение к осмысленности мира» (4,49) и «Убеждение в собственной ценности» (4,38). По сравнению со своими коллегами из I группы, они имеют незначительное превосходство и по шкале «Самоконтроль» (4,14). Таким образом, психологи со стажем работы более 5 лет имеют лучшее мнение о людях, считая, что добрых людей больше и в трудной ситуации они

тебе обязательно помогут. Они сильнее верят в то, что в мире чаще происходит что-то хорошее, нежели плохое, что в нём больше добра, чем зла, и в целом мир прекрасен. Одновременно с этим они довольны собой, обладают лучшим самомнением, а также имеют более высокую самооценку, чем их коллеги из I группы. Также за ними наблюдается склонность прикладывать немножечко больше усилий ради благоприятного исхода. Считая, что в жизни всё предопределено, они принимают меры предосторожности, стараясь избежать лишних неприятностей.

Применив тест-опросник уровня субъективного контроля, мы обнаружили, что респонденты II группы имеют более высокие показатели по всем шкалам, чем их коллеги из I группы. Таким образом, более опытные психологи сильнее убеждены в том, что важные события в их жизни происходят в результате собственных действий. Они сильнее чувствуют ответственность за все процессы, происходящие в их жизни. В данном случае лишь меньше половины респондентов I группы имеют такое же убеждение. Психологи с большим стажем работы являются также более уверенными в себе, спокойными и благожелательными. Большинство из них уверены в том, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом ре-ализовывать свои планы в будущем. Они реже обвиняют других в разнообразных неприятных событиях, чем их коллеги с меньшим стажем работы, у которых наблюдается поголовная склонность приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения. Психологи с большим стажем работы считают себя ответственными везде и во всём — как в производственной деятельности, где происходит построение межличностного общения с коллегами, так и в личной жизни.

Главное различие, которое можно обнаружить между группами по тесту-опроснику уровня субъективного контроля, — это то, что среди испытуемых с большим стажем работы наблюдается больше интерналов, в то время как среди испытуемых со стажем работы до 5 лет обнаруживается гораздо больше экстерналов.

Общий показатель позитивности профессионального самоотношения у респондентов I группы чуть выше, чем у респондентов II группы: 91,92 и 88,64 соответственно. Это говорит о наличии у психологов со стажем работы до 5 лет более позитивного отношения к себе как к субъекту профессиональной деятельности, чем у психологов со стажем работы более 5 лет. То есть их выраженность глобального, внутренне недифференцированного чувства личности «за» или «против» себя как субъекта профессиональной деятельности ярче, чем у психологов со стажем работы более 5 лет.

Анализируя результаты респондентов обеих групп по методике «Опросник профессионального самоотношения», мы обнаружили, что испытуемые I группы являются более неуверенными в себе (11,08), что выражается в переживании ими таких чувств, как собственная ненужность, бесполезность, никчёмность среди коллег. У большинства из них

низкое (40,08) доверие к себе как к специалисту, но, несмотря на это, они считают себя ответственными работниками (20,16) и уверены в том, что их личные качества помогут им преодолеть все трудности. Адекватно воспринимая критику в свой адрес (10,96), они не боятся браться за сложные поручения. Они также уверены в том, что их профессиональная деятельность положительно повлияет на них, улучшит и усилит их как личность. А такая установка, как негативное оценивание своих индивидуальных качеств в контексте трудовой деятельности и профессиональной карьеры, у респондентов I группы выражена ярче (13,92), чем у респондентов II группы.

Анализируя показатели психологов со стажем работы более 5 лет, можно сказать, что они более уверены в себе, в своих профессиональных знаниях, умениях и навыках, а также деловых качествах (11,8). Они верят в свой профессиональный потенциал, не склонны переоценивать подготовку своих коллег и на этом фоне принижать уровень собственного профессионализма, осознавая личный клад в общее дело. Такие люди не прочь претендовать на лидерство, брать инициативу в свои руки, они менее всего предпочитают быть на вторых ролях; тем не менее в коллективе предпочитают общение на равных. А в трудных производственных ситуациях они чаще (12,8), чем их коллеги с меньшим стажем работы, склонны полагаться на личный профессиональный опыт, искать опору в своих деловых качествах. Можно сказать, что большинство испытуемых имеют представление о себе как о профессионально зрелой и конкурентоспособной личности. Все испытуемые уважают себя и в целом удовлетворены результатами становления и реализации себя в профессии.

В результате исследования была частично подтверждена гипотеза о том, что удовлетворённость выбранной профессией у начинающих психологов зависит от отношения к нему коллектива сотрудников. В организации своей производственной деятельности более 50 % испытуемых придают большое значение внешним обстоятельствам. Также они уверены, что в большинстве своём их окружают только хорошие и добрые люди, при том что все достижения в жизни они считают результатом собственной деятельности.

Гипотеза о том, что у психологов со стажем работы более 5 лет существует профессиональная неудовлетворённость, не нашла подтверждения в нашем исследовании. Большинство испытуемых полностью удовлетворены своим выбором профессии и имеют успех в этом деле. Они убеждены, что их профессиональная деятельность положительно влияет на них, способствуя улучшению и усилению их как личности.

Нами была частично подтверждена гипотеза о том, что стремление к профессиональному самопознанию и профессиональному развитию снижается с увеличением стажа работы. Если молодые специалисты имеют показатель по шкале «Стремление к профессиональному самопознанию и профессиональному развитию», равный 80 %, то у психологов со стажем работы более 5 лет этот показатель снижается на 28 %. Тем не менее они, хотя и в разной степени, продолжают развивать в себе умения, знания, навы-

ки и качества своей личности, которые помогают им стать более квалифицированными специалистами.

ССЫЛКИ

[1]. Агапов В.С. Становление Я-концепции в управленческой деятельности руководителей: Монография. — М.: Изд-во «ПКЦ Альтекс», 2012.— 488 с.

[2]. Агапов В.С. Соотношение науки, религии и искусства в психологическом познании человека // Акмеология. 2015. № 1. — С. 9-15.

[3]. Агапов В.С., Касаткина Д.А. Психологические корреляты волевых интенций и силы Я личности специалиста // Акмеология. 2015. № 1. — С. 132-140.

[4]. Агапов В.С., Фельдман И.Л., Шайденкова Т.Н. Профессиональное самопознание педагога: Монография. — Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010.— 152 с.

[5]. Карпинский К.В., Колышко А.М. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики. — Гродно: Изд-во ГрГУ, 2010.— 139 с.

[6]. Фельдман И.Л. Особенности профессиональной Я-концепции врачей // Специальный выпуск журнала «Акмеология» по материалам секции «Акмеология» V съезда Российского психологического общества 16.02.2012 г. Москва, РАНХиГС, 2012, № 3, — С. 106.

[7]. Фельдман И.Л. Особенности развития личностного и профессионального самопознания у студентов-психологов // Известия ТулГУ Гуманитарные науки. Вып. 4. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2013 — С. 35-363.

[8]. Фельдман И.Л. Личностное самопознание будущего специалиста: опыт эмпирического исследования: Монография. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2014.—191 с.

[9]. Фельдман И.Л. Особенности психического здоровья и развития личности у студентов в процессе обучения в вузе // Акмеология. 2015. № 3(55). Юбилейный выпуск журнала к 25-летию Московской акмеологической научной школы — С. 168-169.

[10]. Фельдман И.Л. Особенности личностного самопознания студентов-менеджеров // Специальный выпуск журнала «Акмеология» по материалам IX Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека». Москва, 1-15 июня 2014 года. Акмеология. 2014. № 1-2. — С. 223-224.

PECULIARITIES OF THE SELF-CONCEPT OF EDUCATIONAL PSYCHOLOGISTS

Inessa L. Feldman, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of the Institute of Humanitarian and Social Sciences of Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education Tula State University, 92. pr. Lenina, 92, Tula, 300012 Russia; e-mail: [email protected]

ABSTRACT

The author examines the peculiarities of changes in the self-concept of educational psychologists with various work experience. The empirical research included the following: the study of the self-esteem

of educational psychologists, the ability to build relationships with their customers, their attitude to themselves as experts in the field and to the world in general. The article presents the analysis of the data and also shows the comparative results of the empirical study of self-concept. It was determined that the most important features for educational psychologists with working experience from 0 to 5 years are as follows: opinion about themselves as future experts, self-confidence and correct strategy of their behaviour in professional self-realization, high self-discipline and responsibility for their actions. At the same time, as concerns educational psychologists with working experience of 10 years and more, the most important features are as follows: planning of their professional activity, self-sufficiency, professional self-esteem, awareness of their professional standard, ability to acknowledge their own failures, sense of insufficiency of their knowledge in their professional activities, and vocation for their profession and self-discipline. It is proved that the satisfaction of beginner psychologists with the occupation they chose depends on the working team and the attitude of other people to it. The decrease of the striving of the experienced educational psychologists for professional self-knowledge and self-development is confirmed, and the reasons of professional dissatisfaction among such psychologists are revealed.

Key words: professional self-concept, self-esteem, self-actualization, professional self-attitude, self-control, self-regulation, psychologist, working experience.

REFERENCES

[1]. Agapov V. S. Stanovlenie I-concepshion v ypravlenc-eskoi deyatelnosti rukovoditelei. [Formation of Self-concept in the Supervisors' Management. Monograph]. — M.: Publishing house «Altex». 2012.— 488 s.

[2]. Agapov, V. S. Sootnochenie nayki, religii i iskustva v psihologicheskom poznanii cheloveka [The Relationship Between Science, Religion and Art in the Psychological Understanding of a Human Being] // Acmeology. 2015. № 1. S. 9-15

[3]. Agapov V. S., Kasatkina D. A. Psihologicheskie ko-rrelayti volevih intenchii I sili I lichnosti spechialista [Psychological Correlates of Volitional Intentions and Strength of a Specialist's Identity//Acmeology]. 2015. № 1. — S. 132-140

[4]. Agapov, V. S., Feldman, I. L., Sadekova T. N., Profes-sionalnoe samopoznanie pedagoga. [Professional Self-Actualization of a Teacher]. Monograph. — Tula: publishing house of Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy, 2010.— 152 s.

[5]. Karpinsky K. V., Pegs A. M. Professionalnoe samoot-nochenie lichnosti i metodika ego psihologicheskoi diagnosti-ki. [Professional Self-Relation of an Individual and Methods of Psychological Diagnostics]. Grodno: Grodno State University, 2010. 139 s.

[6]. Feldman, I. L. Osobennosti professionalnoi I-concep-chii vrachei [The Peculiarities of the Professional Self-Concept of Doctors] // Spec. The issue of «Acmeology» according to the materials of the section «Psychology» of the V Congress of

the Russian psychological society 16.02.2012 Moscow, RANH I GS, № 3, s. 106

[7]. Feldman, I. L. Osobennosti razvitiya lichnostnogo i professionalnogo samopoznaniya u studentov-psihologov [The Peculiarities of Development of Personal and Professional Self-Realization of Students -Psychologists] // Izvestiya Tulgu Humanities. Vol.4. — Tula: Izd-vo Tulgu, 2013. — S. 351-363

[8]. Feldman, I. L. Lichnostnoe samopoznanie buduche-go spechialista: opit empiricheskogo issledovaniya [Personal self-knowledge of a future specialist: experience of empirical research]. Monograph. Tula: Izd-vo Tulgu, 2014.— 191 s.

[9]. Feldman, I. L. Osobennosti psihicheskogo zdorovya i razvitiya lichnosti u studentov v prochesse obucheniya v vuze

[The Peculiarities of Psychological Health and Personal Development of the Students in the Learning Process in University] // «Acmeology» 2015. № 3(55) Anniversary issue of the magazine devoted to the 25th anniversary of the Moscow Ac-meological Science School — S. 168-169

[10]. Feldman, I. L. Osobennosti lichnostnogo samopoznanie studentov-menedcherov [The Peculiarities of Personal Self-knowledge of Students — Managers] // Special issue No. 1-2 of the journal «Acmeology» in proceedings of the IX International scientific conference «Acmeology: personal and professional development». Moscow, June 1-15, 2014. — M., 2014. — S. 223-224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.