Научная статья на тему 'Я-концепция субъекта самопознания: теория и эмпирический анализ'

Я-концепция субъекта самопознания: теория и эмпирический анализ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
502
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
Я-КОНЦЕПЦИЯ / SELF-CONCEPT / САМОПОЗНАНИЕ / SELF-COGNITION / САМООТНОШЕНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / САМОКОНТРОЛЬ / SELF-CONTROL / СТУДЕНТ БУДУЩИЙ ПСИХОЛОГ / СТУДЕНТ БУДУЩИЙ ВРАЧ / СТУДЕНТ БУДУЩИЙ МЕНЕДЖЕР / SELF-CONCEPTION / SELF-REGULATION / STUDENT OF PSYCHOLOGY / MEDICAL STUDENT / STUDENT OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фельдман Инесса Леонидовна

В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психолого-акмеологический анализ и опытное изучение феномена Я-концепции субъекта самопознания. В ходе теоретического анализа раскрывается суть категории самопознания с точки зрения основных направлений психологии, таких, как: психоанализ, эго-психология, бихевиоризм и необихевиоризм, символический интеракционизм и гештальтпсихология. В результате выделены сущностные признаки личностного самопознания субъекта. С учётом анализа точек зрения учёных, выявленных критериев, степени выраженности показателей самопознания специалистов определены три уровня профессионального самопознания. Эмпирическая проверка данных сущностных признаков проведена на студенческой выборке (будущие психологи, будущие врачи, будущие менеджеры) в Тульском государственном университете. Использованы: а) методы диагностики профессионального самопознания, волевых качеств личности, рефлексивности, субъективного благополучия, базовых убеждений, ценностных ориентаций, уровня субъективного контроля, самоотношения, саморегуляции поведения; б) методы статистической обработки данных. Выявлены закономерности развития самопознания у студентов, описана динамика самопознания от младших к старшим курсам, определены основные направления психолого-акмеологического обеспечения изучаемого процесса, такие, как: актуализация профессионального самопознания; применение личностно-ориентированных психотехнологий в системе акмеологического сопровождения профессионального труда специалистов; создание акмеологической среды для повышения уровня развития профессионального самопознания будущих специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SELF-CONCEPT OF THE SELF-COGNITION SUBJECT: THEORY AND EMPIRICAL ANALYSIS

The article presents the results of the study aimed at psychological and acmeological analysis and experimental research of the phenomenon of the self-cognition subject’s self-concept. In the course of the theoretical analysis, the author provides insight into the essence of the category of self-knowledge from the point of view of the main directions of psychology, such as psychoanalysis, ego psychology, behaviorism and neo-behaviorism, symbolic interactionism and gestalt-psychology. As a result, the essential attributes of personal self-knowledge of the subject are highlighted. The author defines three levels of professional self-knowledge, taking into account the analysis of the points of view of scientists, the revealed criteria, the degree of expression of self-knowledge indicators of specialists. Empirical verification of these essential attributes was carried out on a student sample (future psychologists, future doctors, future managers) at the Tula State University. The following methods have been applied: a) methods of professional self-knowledge diagnostics, strong-willed personality, reflexivity, subjective well-being, basic beliefs, value orientations, the level of subjective control, self-conception, behavior self-regulation; b) methods of statistical data processing. The author revealed the patterns of students’ self-knowledge development; described the dynamics of self-knowledge from junior to senior students; defined the main directions of psychological and acmeological support of the studied process, such as: actualization of professional self-knowledge, application of person-centered psycho-technologies in the system of acmeological support of professional work of specialists, creation of acmeological environment for increasing the level of development of the future specialists’ professional self-knowledge.

Текст научной работы на тему «Я-концепция субъекта самопознания: теория и эмпирический анализ»

УДК 159.9.07

Я-КОНЦЕПЦИЯ СУБЪЕКТА САМОПОЗНАНИЯ: ТЕОРИЯ И ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Фельдман Инесса Леонидовна — кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии Института гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВО «Тульский государственный университет» (ТулГУ); пр. Ленина, 92, Тула, Россия, 300012; e-mail: inessa-feldman@mail.ru

Введение

Проблема изучения Я-концепции субъекта является одним из важных направлений в современной психологии. Выявление структуры, основных зависимостей и факторов процесса становления Я-концепции в профессиональной деятельности, начиная со студенческого возраста и далее в процессе становления специалиста, представляется достаточно значимой в психологии труда, психологии развития и акмеологии, социальной психологии. Анализ научных трудов и теории Я-концепции свидетельствует о том, что обязательным и самым важным компонентом является самопознание субъектом себя, своего развития, своего отношения к себе и своей деятельности [1; 3; 4].

Рассмотрим суть категорий познания и самопознания в основных направлениях психологии. Возможности познания и самопознания в психоаналитическом направлении ограничены естественным строением психического. Сознание — лишь «верхушка айсберга». Основной же психический материал, основные знания хранятся в нижних слоях психики, которые доступны познанию лишь частично в виде выведенных наружу вытесненных импульсов или архетипов. Человек может расширять горизонт своего познания с помощью метода психоанализа, поднимая вытесненный неосознаваемый материал наружу, учась истолковывать свои ассоциации, архетипы, сигналы, которые посылает бессознательное.

В психоаналитическом направлении познание ограничено объективным строением психического, а самопознание основано на стремлении истолковывать и понимать язык собственного бессознательного.

В эгопсихологии такие понятия, как «познание» и «самопознание», раскрываются следующим образом. «Познание» — это определённого рода способ-

ность личности, автономная от влечений, снабжающая Я личности механизмом ориентации в среде, построением понятий, а также управлением соответствующей активностью; имеющая биосоциальную природу и адаптивный характер, реализующая стремление личности к самостоятельности и стабильности. «Самопознание» — процесс, направленный на согласование между реальным содержанием сознания и Я-концепцией, центральным, интегративным качеством которого является психосоциальная идентичность, субъективно переживаемая как «чувство непрерывной самотождествснности». Психосоциальная идентичность базируется на приня-

тии личностью целостного образа себя в единстве со своими многообразными социальными связями.

Классические бихевиористы сводят категорию «познание» к простому внешнему поведению, главной функцией которого является приспособление. Познание оказывается детерминированным внешними обстоятельствами. Необихевиористы, хоть и вводят промежуточные переменные (внутренние импульсы человека), считают, что познание продолжает выражаться через набор отношений «стимул — реакция», а вовсе не является видом умственной деятельности. Самопознание в бихевиоризме заключается в подкреплении

РЕЗЮМЕ

В статье приведены результаты исследования, нацеленного на психолого-акмеологический анализ и опытное изучение феномена Я-концепции субъекта самопознания. В ходе теоретического анализа раскрывается суть категории самопознания с точки зрения основных направлений психологии, таких, как: психоанализ, эго-психология, бихевиоризм и необихевиоризм, символический интеракционизм и гештальтпсихология. В результате выделены сущностные признаки личностного самопознания субъекта. С учётом анализа точек зрения учёных, выявленных критериев, степени выраженности показателей самопознания специалистов определены три уровня профессионального самопознания. Эмпирическая проверка данных сущностных признаков проведена на студенческой выборке (будущие психологи, будущие врачи, будущие менеджеры) в Тульском государственном университете. Использованы: а) методы диагностики профессионального самопознания, волевых качеств личности, рефлексивности, субъективного благополучия, базовых убеждений, ценностных ориентаций, уровня субъективного контроля, самоотношения, саморегуляции поведения; б) методы статистической обработки данных. Выявлены закономерности развития самопознания у студентов, описана динамика самопознания от младших к старшим курсам, определены основные направления пси-холого-акмеологического обеспечения изучаемого процесса, такие, как: актуализация профессионального самопознания; применение личностно-ориентированных психотехнологий в системе акмеологического сопровождения профессионального труда специалистов; создание акмеологи-ческой среды для повышения уровня развития профессионального самопознания будущих специалистов.

Ключевые слова: Я-концепция, самопознание, самоотношение, самоконтроль, саморегуляция, студент — будущий психолог, студент — будущий врач, студент — будущий менеджер.

конкретного поведенческого репертуара, то есть также является случайным процессом, в большей степени зависящим от внешних обстоятельств. Не-подкреплённое поведение проходит мимо поля внимания человека и остаётся в сфере неосознанного.

В конструктивной психологии чёткого понимания и определения таких терминов, как «познание» и «самопознание», не прослеживается. Однако великие психические культуры в конструктивной психологии, включающие в себя картины мира, ценностные ориентации, способы жизнедеятельности, а также способы духовного, целостного преобразования человека, являются полноценным выражением человеческого самосознания.

В направлении символический ин-теракционизм одно из первых определений психологии социального познания делало акцент на исследование того, каким образом люди осмысливают своё положение в реальном мире и свои отношения с другими людьми. По мнению представителей этого направления, самопознание человека — это преобразованная и перенесённая вовнутрь точка зрения других по поводу субъекта. Самопознание и познание у М. Кули тесно связаны (амбивалентны), познать себя мы можем только через других людей, а познать других людей можем только через себя.

В гештальтпсихологии самопознание выступает как средство достижения человеком личностной зрелости; именно дойдя в своём самопознании до самого высокого уровня человек открывает своё истинное Я, приобретает черты зрелой личности [5].

Таким образом, процессы самопознания включены в процессы общения и деятельности субъекта. От того, как будут поняты эти процессы и каким предстанет в исследовании сам субъект, носитель самосознания, зависят и результаты анализа структуры его представлений о себе, его Я-образов, его отношения к самому себе.

Как отмечает В.С. Агапов, будучи отражением профессиональной принадлежности субъектов, самопознание субъекта специфическим образом конституирует личное семантическое пространство и способы описания объектов мира. Самопознание субъекта рассматривается как основа саморегуляции и регуляции профессиональной деятельности [1].

Выявлению сущностных признаков самопознания субъекта способствуют три вида анализа:

1) категориальный — связан с отражением сущности понятий «самопознание», «личностное и профессиональное самопознание», «Я-концепция»;

2) структурный — включает в себя взаимосвязанные структурные компоненты и показатели;

3) содержательно-функциональный — учитывает реализацию функций деятельности [2].

Пониманию структурной организации самопознания субъекта способствует научное моделирование, связанное с выделением основных свойств модели, к которым относятся:

♦ абстрактность — модель должна быть отвлечённой от конкретных разновидностей и форм моделируемого процесса, вычленять из всей множественности его проявлений общую зако-

номерность, принцип и тип связи между его компонентами, их структурную соподчинённость и временную упорядоченность;

♦ специфичность — выражение сущности процесса, его места и своеобразия в ряду родственных явлений;

♦ репрезентативность — отображение действительных психологических сторон феномена реальной Я-концеп-ции на теоретические структуры выделяемых понятийных пространств;

♦ ёмкость — способность вбирать в себя всю сумму касающихся процесса моделирования конкретных наблюдений и эмпирических данных, являясь для них классификационной и объяснительной схемой;

♦ референционность — соотнесение качеств и свойств идеального и реального Я, то есть сведение моделируемого процесса к его основным реальным формам;

♦ артефактность — достаточность для описания понятийного наполнения содержательных пространств научной модели;

♦ ограниченность — сужение объекта понятийного пространства сообразно предмету исследования;

♦ целостность — воспроизведение процесса в его полной форме, без возможных свёртываний, охватывающего весь комплекс взаимосвязанных явлений;

♦ целенаправленность — рассмотрение параметров научной модели в зависимости от характера цели, от общей направленности действий, что обобщается в сущностном понимании модели как структурированного, технологического способа представления будущей практики реализации Я-концепции в управленческой деятельности [5].

Сущностные признаки личностного самопознания субъекта и характеристики их проявления

Сущностный признак Психологическая характеристика проявления

Системное образование, феномен проявления самосознания, «данность сознания самому себе», условие и результат самоанализа и самооценивания Осознание себя как субъекта деятельности, включающее в себя самоанализ, активное осмысление и оценку профессиональных качеств, мотивов и ценностных ориентаций, стиля и эффективности деятельности, взаимодействия с партнёрами и коллегами, а также компетентности, опыта и перспектив развития

Опосредствованное познание своего Я как субъекта, а также представленности в нём бытия других субъектов Способность видения себя глазами окружающих, понимание особенностей восприятия себя близкими, коллегами и партнёрами

Совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных функций Аналитическая, оценочная, системообразующая, регулирующая, интегрирующая функции, определяющие состояние внутреннего диалога личности, процесс репрезентации психике содержания самопознания

Структурное, многоаспектное образование, включающее в себя когнитивный-оценочный, эмоционально-волевой, мотивационно-смысловой и регулятивно-поведенческий компоненты Личностное самопознание, которое представляет собой функциональную систему, характеризующуюся наличием внутри- и межкомпонентных связей и отношений, взаимодействие которых определяет его структурное построение

Дифференциальные различия Гендерные, возрастные и индивидуальные особенности личностного самопознания субъекта

С учётом анализа точек зрения учёных, выявленных критериев, степени выраженности показателей профессионального самопознания специалистов нами выделено три уровня профессионального самопознания (ПСП): высокий, средний и низкий.

Высокий уровень ПСП характеризуется наиболее полным и адекватным пониманием сущностных особенностей личности и деятельности специалиста, адекватной профессиональной самооценкой, высоким уровнем гностических и перцептивно- рефлексивных умений, а также наличием активного стремления к профессиональному самопознанию и самосовершенствованию.

Средний уровень ПСП характеризуется недостаточно полным и недостаточно адекватным пониманием сущностных особенностей личности и деятельности специалиста и себя как субъекта этой деятельности, недостаточно адекватной профессиональной самооценкой, средним уровнем развития гностических и перцептивно-рефлексивных умений, а также недостаточным стремлением к профессиональному самопознанию и самосовершенствованию.

Низкий уровень ПСП характеризуется неадекватным пониманием сущностных особенностей личности и деятельности специалиста, а также неадекватной профессиональной самооценкой, основанной на некритичном, необъективном отношении к себе, незрелости гностической и оценочной деятельности, несформированности внутренних критериев самооценки. Эти специалисты не только не имеют адекватных знаний о профессии и самом себе, но и не стремятся к их получению [5].

Выборка, методика и организация исследования

Исследование проводилось со студентами направлений «Психология», «Лечебное дело», «Менеджмент» в период с 2010 по 2015 год. Выборкой для проведения исследования явились

99 студентов специальности «Психология» со 2-го по 4-й курсы в возрасте от 18 до 21 года женского и мужского пола. Выборку студентов специальности «Лечебное дело» ТулГУ составили 80 юношей и девушек в возрасте 1727 лет, из которых были сформированы две группы. Первая группа — это 40 студентов 1-3-х курсов. Вторую группу составили 40 студентов 4-6-х курсов. В исследовании также приняли участие

100 студентов-менеджеров 1-4-х кур-

сов факультета экономики и права ТулГУ в возрасте от 18 до 22 лет.

Нами использовались следующие методики:

• методика диагностики профессионального самопознания Н.Г. Рукавишниковой, адаптированная нами для студентов — будущих психологов, студентов — будущих врачей и студентов — будущих менеджеров [5];

• тест интерперсональной диагностики Т. Лири;

• методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла;

• методика «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда;

• Методика диагностики рефлексивности (А.В. Карпов);

• «Шкала субъективного благополучия»;

• «Шкала базовых убеждений» (Р. Янов-Бульман);

• методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич);

• «Тест-опросник выявления уровня субъективного контроля» (В.В. Важен, Е.А. Голыкина, А.М. Эткинд);

• «Тест-опросник самоотношения» (В.В. Столин);

• опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова);

• Опросник диагностики волевых качеств личности (В.М. Чумаков).

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим особенности профессионального самопознания студентов — будущих психологов. Исходя из данных, полученных по методике диагностики профессионального самопознания Н.Г. Рукавишниковой, можно заключить, что у студентов со 2-го по 4-й курсы наблюдается рост стремления к профессиональному самопознанию и саморазвитию, показателями чего выступают анализ собственной личности и деятельности с психологической точки зрения, стремление развивать в себе знания, умения, качества личности, которые необходимы для дальнейшей работы по специальности «Психология», ответственное отношение к прохождению психологической практики, рассмотрение её в качестве обязательного условия подготовки к будущей профессии.

Из анализа результатов по интерперсональной диагностике Т. Лири следует, что студенты 2-го курса являются наиболее требовательными, но в то же время уступчивыми, добросердечными. По такому критерию, как доверчивость, пре-

обладают студенты 3-го курса. А студенты 4-го курса занимают ведущее место по доминантности, уверенности в себе, отзывчивости и бескорыстию. При рассмотрении средних отклонений Я-обра-за от идеала отмечается, что студенты

2-го курса более всех остальных стремятся в первую очередь к доминантности и независимости, а также к большей отзывчивости, уверенности в себе и требовательности. Студенты 3-го курса более всего стремятся к отзывчивости, и, кроме того, к большей доминантности, уверенности в себе и добросердечности. Студенты 4-го курса в идеале видят себя значительно более доминантными, а также немного более уверенными в себе и добросердечными.

Судя по значениям, полученным по методике многофакторного исследования личности Р. Кеттелла, мы приходим к выводу, что по тревожности преобладают студенты 3-го курса, и хотя их тревога может являться ситуационной, всё равно проявляются плохая приспособляемость, неудовлетворённость достигнутым (фактор F1). У них же отмечается достаточно высокая эго-напряжённость (значение по фактору Q4 располагается на границе высоких). По экстраверсии доминируют студенты 4-го курса, то есть они направлены на внешний мир, хорошо устанавливают и поддерживают социальные контакты (фактор F2). Студенты 2-го курса являются наиболее сдержанными как в плане эмоций, так и в выборе партнёров по общению, осторожны, рассудительны (значение по фактору Р находится на границе низких). Однако они преобладают по чувствительности, отличаются мягкостью, богатством эмоциональных переживаний (которые, правда, не выносят наружу), склонностью к эмпатии, сопереживанию.

Анализ результатов по методике «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда показал, что студенты 2-го курса ещё не осознают важность психологии как основы их будущей специализации и профессиональной деятельности, так как у них пока не сложилась устойчивая система ценностей и мировоззренческих ориентаций и, кроме того, продолжается процесс вхождения в учебную атмосферу университета, адаптации. Студенты

3-го курса, повзрослев, уже достаточно хорошо осознают ведущую роль психологии как профилирующего предмета и начинают стремиться к постижению именно дисциплин психологического цикла. Студенты 4-го курса ощущают себя

почти сформировавшимися как специалисты, придают гораздо большее значение психологии как главной составляющей образования и построения карьеры, чем ранее. Если на 2-м курсе психология в представлении студентов находилась на пятом месте, на 3-м курсе — на четвёртом, то на 4-м курсе она выходит в тройку лидеров наряду с системой «человек — индивид — личность — индивидуальность» и семьёй.

Таким образом, подтверждается основная гипотеза нашего исследования о том, что существует различие в профессиональном самопознании у студентов — будущих психологов со 2-го по 4-й курсы. Подтвердились частные гипотезы о том, что наибольшее развитие профессионального самопознания выявляется у студентов 4-го курса; гипотеза о том, что существует рост стремления к профессиональному самопознанию у студентов со 2-го по 4-й курсы; гипотеза о том, что в процессе учёбы происходит познание и раскрытие своих внутренних резервов и своего образа «Я».

Рассмотрим особенности профессионального самопознания студентов — будущих врачей. У студентов старших курсов уровень рефлексивности превышает уровень рефлексивности студентов младших курсов.

Студенты младших курсов в целом удовлетворены жизнью, ощущают благополучие; вероятно, в их повседневной жизни положительные эмоциональные переживания преобладают над отрицательными. У студентов же старших курсов дело обстоит несколько иначе; их средний балл находится в диапазоне низких значений, соответственно, можно сказать, что они, напротив, не удовлетворены сложившейся жизненной ситуацией и не ощущают благополучия, в их повседневной жизни преобладают отрицательные эмоции.

Студенты младших курсов, в отличие от студентов-старшекурсников, считают окружающих людей дружелюбными и отзывчивыми, готовыми прийти на помощь и выручить в трудной ситуации, а окружающий мир — полным добра и гармонии. Мнение студентов, обучающихся на старших курсах, состоит в том, что окружающий мир не так уж хорош и в нём больше зла, чем добра.

Студенты старших курсов более высокого мнения о себе, чем студенты младших курсов; они не имеют причин стыдиться своего характера. Студенты-старшекурсники предпринимают более активные действия для того,

чтобы предотвратить какие-либо неприятные события и приблизить хорошие, чем студенты младших курсов. Также они считают себя хорошими людьми, которые могут контролировать своё поведение.

Для студентов старших курсов наибольшее значение имеют следующие ценности: общественное признание, независимость, ответственность, рационализм и эффективность в делах. А для студентов младших курсов наиболее важны: активная деятельная жизнь, интересная работа, познание, аккуратность, жизнерадостность, широта взглядов. Такие различия могут быть связаны с тем, что при переходе на более старший курс система ценностей у студентов меняется, им необходимо проявлять всё больше и больше самостоятельности и ответственности, поэтому эти качества выходят на первый план.

Студенты старших курсов имеют значительно более высокий уровень субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями, чем студенты младших курсов. Это связано с тем, что они вынуждены проявлять больше самостоятельности от курса к курсу.

Студентам-старшекурсникам значительно в большей мере, чем студентам младших курсов, присуща вера в свои силы, способности, энергию, самостоятельность. Они могут лучше оценивать свои возможности, контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательными, понимать самих себя.

Взгляды студентов младших курсов и взгляды студентов старших курсов на собственную личность и на будущую профессию неодинаковы. Это служит доказательством правомерности гипотезы о том, что система ценностей и убеждений студентов — будущих врачей изменяется в процессе обучения в вузе: от ориентации на романтизм к ориентации на реализм и ответственность; а также гипотезы о том, что представления о будущей профессии изменяются в процессе обучения в вузе.

Рассмотрим особенности профессионального самопознания студентов — будущих менеджеров.

Результаты методики диагностики профессионального самопознания таких студентов, сводные по всем курсам, отчётливо показывают динамику снижения по всем шкалам от 1-го до 3-го курсов и резкое увеличение показателей на 4-м курсе. Исключение составляет лишь пятая шкала «Осознание динамики мотивов менеджерской деятельнос-

ти», высокие показатели по которой характерны для планомерного осознания динамики мотивов менеджерской деятельности у студентов 2-го курса. Также есть различия по результатам второй шкалы «Осознание мотивов выбора менеджерской профессии», где наибольшие показатели — у студентов 2-го и 3-го курсов, что указывает на хорошо осознанные мотивы при выборе менеджерской профессии. Проведённая методика указывает на закономерные изменения профессионального самопознания у студентов — будущих менеджеров в процессе их обучения, тем самым частично подтверждая общую гипотезу — существование связи между профессиональным самопознанием и стадиями обучения в вузе — и полностью обосновывая наличие первой частной гипотезы, которая гласит: профессиональное самопознание студентов — будущих менеджеров увеличивается с 1-го по 4-й курс.

Результаты «Теста интерперсональной диагностики» по шкалам «агрессивность», «дружелюбие» и «альтруистичность» у студентов 4-го курса имеют наибольший отрыв в сравнении с другими исследуемыми курсами и описанными октантами, при этом отчётливая динамика роста показателей видна по всем октантам от 3-го до 1-го курсов и резкое увеличение показателей на 4-м курсе, что частично подтверждает вторую частную гипотезу: степень авторитарности, агрессивности, альтруистичности и целеустремлённости повышается с 1-го по 4-й курс у студентов — будущих менеджеров [7].

По результатам тест-опросника выявления уровня субъективного контроля, сводной по всем курсам, видна тенденция снижения показателей от 1-го курса до 3-го, при этом все три курса продолжают находиться на среднем уровне. Ответы студентов 4-го курса значительно отличаются от ответов остальных опрошенных студентов. Полученные ими значения не только больше, чем у студентов остальных опрошенных курсов, но и выходят на порядок выше, указывая на высокий уровень развитости субъективного контроля. Таким образом, подтверждается третья частная гипотеза: существует тенденция снижения уровня субъективного контроля от 1-го курса к 3-му и его резкое увеличение на 4-м курсе.

Колебания показателей по итогам опросника «Стиль саморегуляции поведения» от курса к курсу в целом

показывают динамику роста исследуемого критерия седьмой шкалы «Общий уровень саморегуляции». Тем самым полностью подтверждается четвёртая частная гипотеза, которая утверждает, что с 1-го по 4-й курс наблюдается тенденция к увеличению общего уровня саморегуляции.

Опросник диагностики волевых качеств личности отчётливо показал динамику снижения по всем шкалам от 1-го до 3-го курсов и резкое увеличение показателей на 4-м курсе. При этом шкалы «Инициативность» и «Энергичность», по сравнению с остальными, имеют наибольшие показатели, которые характерны для хорошо развитых инициативности и энергичности у всех опрошенных студентов, а результаты шкалы «Настойчивость» сосредоточили в себе наименьшие показатели для всех курсов в сравнении с другими шкалами, указывающие на меньшую развитость настойчивости у всех опрошенных в проведённом исследовании студентов. Восьмая шкала «Целеустремлённость» имеет значительное преобладание показателей у студентов — будущих менеджеров 4-го курса, и такие данные частично подтверждают вторую частную гипотезу: степень авторитарности, агрессивности, альтруистичности и целеустремлённости с 1-го по 4-й курс повышается.

Проведённые методики исследования значительно дополнили и обогатили друг друга, выявив структурные компоненты профессионального самосознания студентов — будущих менеджеров: стремление к профессиональному самопознанию и профессиональному саморазвитию, альтруистичность, общая интернальность, общий уровень саморегуляции и целеустремлённость, интерпретируемые как внутренние (объективные и субъективные) факторы его формирования. Посредством проведённых корреляционных расчётов оценки значимости уравнений регрессии по критерию Фишера выявлена допустимая погрешность результатов, полученных эмпирическим исследованием, что доказывает тесную взаимосвязь исследуемых критериев у студентов каждого рассматриваемого курса [7].

Выводы

Представленные результаты сравнительно-сопоставительного анализа развития личностного самопознания студентов — будущих психологов, студентов — будущих врачей и студен-

тов — будущих менеджеров свидетельствуют о следующем.

В процессе обучения по специальности «Психология» у студентов прослеживаются изменения особенностей профессионального самопознания. Если на младших курсах только-только появляется очень важный мотив — стремление к самопознанию, то к 3-му курсу он уже значительно выражен. Познание самого себя происходит через сопоставление своего реального и идеального «Я». К третьему году обучения у студентов снижается уровень эмпатии, а экстернальность возрастает. Студенты 4-го курса наиболее полно осознают значимость психологии для самопознания и личностного роста; у них же выявляется наибольшее развитие профессионального самопознания; существует рост стремления к профессиональному самопознанию у студентов со 2-го по 4-й курсы; по мере учёбы происходят познание и раскрытие своих внутренних резервов и своего образа «Я». Таким образом, мы доказали, что существуют различия в личностном и профессиональном самопознании у студентов — будущих психологов со 2-го по 4-й курсы.

Взгляды студентов — будущих врачей, обучающихся на младших курсах, отличаются некой романтизированнос-тью. Для них большое значение имеют престиж профессии, её значимость для социума в целом. При этом негативные моменты либо отходят на второй план, либо не являются столь значимыми в свете того, сколько пользы приносит людям данная профессия. Студенты старших курсов обращают внимание в большей степени на саму суть профессии; в частности, на цели осуществляемой деятельности. Также для них важную роль играет мотивационный потенциал профессии, который отражает меру наличных ресурсов человека в отношении к своей работе. Стоит отметить, что студенты-старшекурсники больше идентифицируют себя с выбранной профессией и хотят построить успешную карьеру на данном поприще.

Выявлено, что профессиональное самопознание студентов — будущих менеджеров увеличивается с 1-го по 4-й курс, существует связь между профессиональным самопознанием и стадиями обучения в вузе, описаны закономерные изменения профессионального самопознания у таких студентов в процессе их обучения.

Реализация основных направлений психолого-акмеологического обеспече-

ния изучаемого процесса предусматривает: актуализацию профессионального самопознания; применение личност-но-ориентированных психотехнологий в системе акмеологического сопровождения профессионального труда специалистов; создание акмеологической среды для повышения уровня развития профессионального самопознания будущих специалистов.

Перспективы дальнейших исследований связаны с изучением взаимосвязи личностного и профессионального самопознания в динамике — от студенческого возраста до профессионалов (психологов, врачей, менеджеров) со стажем работы более 10 лет; с разработкой и применением развивающих и тренинговых программ, направленных на формирование и развитие самопознания специалистов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ССЫЛКИ

[1]. Агапов В.С. Становление Я-кон-цепции в управленческой деятельности руководителей: Монография. — М.: Изд-во ООО «ПКЦ Альтекс», 2012. — 488 с.

[2]. Агапов В.С. Соотношение науки, религии и искусства в психологическом познании человека // Акмеология. — 2015. — № 1. — С. 9-15.

[3]. Агапов В.С., Фельдман И.Л., Шай-денкова Т.Н. Профессиональное самопознание педагога: Монография. — Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2010. — 152 с.

[4]. Фельдман И.Л. Особенности профессиональной Я-концепции врачей // Специальный выпуск журнала «Акмеология» по материалам секции «Акмеология» V съезда Российского психологического общества 16.02.2012 г. Москва, РАНХиГС. — С. 106.

[5]. Фельдман И.Л. Личностное самопознание будущего специалиста: опыт эмпирического исследования: Монография. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2014. — 191 с.

[6]. Фельдман И.Л. Особенности психического здоровья и развития личности у студентов в процессе обучения в вузе // Акмеология. — 2015. — № 3 (55). — С. 168-169.

[7]. Фельдман И.Л. Особенности личностного самопознания студентов-менеджеров // Специальный выпуск № 1-2 журнала «Акмеология» по материалам IX Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека». 2014. — С. 223-224.

REFERENCES

[1]. Agapov V.S. Stanovlenie I-concepshion v ypravlenceskoi deyatelnosti rukovoditelei. [Formation of Self-concept in the Supervisors' Management. Monograph]. — M.: Publishing house "Altex", 2012. — 488 p.

[2]. Agapov, V.S. Sootnochenie nayki, re-ligii i iskustva v psihologicheskom pozna-nii cheloveka [The Relationship Between Science, Religion and Art in the Psychological Understanding of a Human Being ] // Akmeologia [Acmeology]. — 2015. — № 1. — P. 9-15.

[3]. Agapov, VS., Feldman, I.L., Sadeko-va T.N. Professionalnoe samopoznanie ped-agoga [Professional Self-Actualization of a Teacher]. Monograph. — Tula: publishing house of Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoy, 2010. — 152 p.

[4]. Feldman, I.L. Osobennosti profes-sionalnoi I-concepchii vrachei [The Peculiarities of the Professional Self-Concept of Doctors ] // Spec. the issue of "Acmeology" according to the materials of the section "Psychology" of the V Congress of the Russian psychological society 16.02.2012 Moscow, RANH I GS. — P. 106.

[5]. Feldman, I.L. Lichnostnoe samopoznanie buduchego spechialista: opit em-piricheskogo issledovaniya [Personal self-knowledge of a future specialist: experience of empirical research]. Monograph. — Tula: Izd-vo Tulgu, 2014. — 191 p.

[6]. Feldman, I.L. Osobennosti psihich-eskogo zdorovya i razvitiya lichnosti u stu-dentov v prochesse obucheniya v vuze [The Peculiarities of Psychological Health and Personal Development of the Students in the Learning Process in University] // Akmeologia [Acmeology]. — 2015. — № 3 (55). Anniversary issue of the magazine devoted to the 25th anniversary of the Moscow Acmeo-logical Science School. — P. 168-169.

[7]. Feldman, I.L. Osobennosti lichnos-tnogo samopoznanie studentov-menedch-erov [The Peculiarities of Personal Self-knowledge of Students — Managers] // Special issue № 1-2 of the journal "Acmeology" in proceedings of the IX International scientific conference "Acmeology: personal and professional development". Moscow, June 1-15, 2014. — M., 2014. — P. 223-224.

SELF-CONCEPT OF THE SELF-COGNITION SUBJECT: THEORY AND EMPIRICAL ANALYSIS

Inessa L. Feldman — Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Psychology, Institute of Humanitarian and Social Sciences, Tula State University, Lenina Prosp., 92, Tula, 300012, Russia; e-mail: inessa-feldman@ mail.ru

ABSTRACT

The article presents the results of the study aimed at psychological and acmeological analysis and experimental research of the phenomenon of the self-cognition subject's self-concept. In the course of the theoretical analysis, the author provides insight into the essence of the category of self-knowledge from the point of view of the main directions of psychology, such as psychoanalysis, ego psychology, behaviorism and neo-behaviorism, symbolic interactionism and gestalt-psychology. As a result, the essential attributes of personal self-knowledge of the subject are highlighted. The author defines three levels of professional self-knowledge, taking into account the analysis of the points of view of scientists, the revealed criteria, the degree of expression of self-knowledge indicators of specialists. Empirical verification of these essential attributes was carried out on a student sample (future psychologists, future doctors, future managers) at the Tula State University. The following methods have been applied: a) methods of professional self-knowledge diagnostics, strong-willed personality, reflexivity, subjective well-being, basic beliefs, value orientations, the level of subjective control, self-conception, behavior self-regulation; b) methods of statistical data processing. The author revealed the patterns of students' self-knowledge development; described the dynamics of self-knowledge from junior to senior students; defined the main directions of psychological and acmeological support of the studied process, such as: actualization of professional self-knowledge, application of person-centered psycho-technologies in the system of acmeological support of professional work of specialists, creation of acmeological environment for increasing the level of development of the future specialists' professional self-knowledge.

Keywords: self-concept, self-cognition, self-conception, self-control, self-regulation, student of psychology, medical student, student of management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.