Фролов Алексей Анатольевич
старший преподаватель кафедры деятельности ОВД
в особых условиях Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Исследование Я-концепции в различных теоретических подходах
В статье проводится теоретический анализ содержания исследований Я-концепции зарубежных и отечественных специалистов. Раскрывается ее структура, особенности формирования и развития.
Ключевые слова: личность, самосознание, Я-концепция, поведение, самоотношение, самооценка, саморегуляция, самоэффективность.
A.A. Frolov, Senior Lecturer of the Chair of Activity of Departments of Internal Affairs in Special Conditions of the Krasnodar University of the Ministry of the Interiof of Russia; e-mail: ajeduk@mail
Research of self-concept in various theoretical approaches
In the article the theoretical analysis of the content of researches of the self-concept by foreign and domestic experts is carried out. Its structure, features of formation and development reveals.
Key words: personality, self-consciousness, self-concept, behavior, self-relation, self-assessment, self-control, self-efficiency.
Впервые термин «Я-концепция» упоминается в гуманистической психологии в 1950-х гг. и на сегодняшний день изучается в качестве конечного результата процесса самосознания.
По мнению А.Г. Маклакова, Я-концепция представляет собой сравнительно стабильную, в определенной мере осмысленную и воспринимаемую как исключительную область собственных представлений человека о себе, посредством которой индивид осуществляет взаимосвязь с окружающим миром и определяет отношение к самому себе [1, с. 465].
А.В. Карпов также считает, что формирование Я-концепции происходит в процессе взаимодействия личности с миром вещей и миром людей, в процессе самоанализа и дальнейшего дробления собственных образов Я на более детальные конструкты, являющиеся поверхностными и глубинными психическими свойствами [2, с. 138-139]. С.Л. Рубинштейн предполагал, что собственный образ Я постоянно вступает в разнообразные взаимодействия с окружающей действительностью, в результате чего проявляется в различных особенностях и формах, постоянно определяющих разные качества. В итоге из этих отдельных взаимодействий посредством самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа формируется собирательный образ Я, объединяющий все сущностные содержательные особенности самой личности, или Я-концепция [3, с. 99].
Кроме того, А.В. Карпов связывает формирование Я-концепции с процессом самопознания, считая, что данное психическое образование не является статичным, а находится в постоянном изменении и развитии. Ее степень адекватности и уровень сформированности определяются в конкретных действиях и поступках личности, в связи с чем Я-концепция оказывает значительное влияние как на область психики, так и на само поведение человека [2, с. 139].
По мнению отечественных ученых, в зарубежной психологии присутствуют четыре основных направления исследований, связанные с изучением Я-концепции:
1. Базовые аспекты У. Джеймса, в которых он выделил зависимость образа Я от взаимосвязи самооценки и успеха, а также первый из исследователей определил компоненты Я - сознающее и объект осознания [4, с. 69]. В свою очередь, по мнению У. Джеймса, Я как объект осознания содержит более детальные образования - физическое, материальное, духовное и социальное.
2. Научные труды Ч. Кули и Дж. Мида, в которых раскрыто влияние социума на Я-концепцию. Они считали, что личность придает себе значение лишь в той степени, в какой ее уважает окружение, и также она теряет собственную значимость соизмеримо негативному и презрительному обращению социальной среды [5, с. 72; 6, с. 84].
3. Разработки Э. Эриксона, направленные на исследование области формирования идентичности и ее основы [7, с. 148].
287
4. Исследования К. Роджерса, согласно которым Я человека является его внутренней сущностью, образующейся в процессе самонаблюдения и самопознания на основе импульсного влияния.В первоначальной фазе ее образования в окружающей среде сосредоточиваются квалификационные и экспансивные тенденции, определяющие ее характеристики как положительные и отрицательные. Усвоение этих тенденций осуществляется на фоне влияния окружающих людей, их цивилизованности и собственного Я [8, с. 122].
Изучением Я-концепции, самосознания и его особенностей в отечественной науке занимались B.C. Агеев, И.С. Кон, Налчаджян, В.В. Столин, Т. Шибутани, С.Р. Пантелеев и др.
Многие психологи сходятся во взглядах на структуру Я-концепции. Наиболее общепризнанными выступают следующие ее составляющие: когнитивная, эмоционально-ценностная и поведенческая.
Так, когнитивная составляющая Я-концеп-ции раскрывает содержание когнитивной подструктуры Я-концепции через самопознание -процедуру формирования представлений о самом себе, совершенствования и синтеза данных представлений из единичных ситуаций, представляя ее базовой категорией происхождения и выражения самосознания [9, с. 87].
Двухуровневое строение самопознания определила И.И. Чеснокова [10, с. 53]. Первый уровень связан с соотнесением личностью себя с другими через сопоставление собственного Я и другого человека. Данный уровень характерен образованием отдельных представлений самого себя и собственного поведения, связанных с отдельным событием. Эти представления наполнены характерным эмоциональным смыслом. В результате определяются отдельные самостоятельные характеристики образа собственного Я, вместе с тем, еще не дающие качественного и комплексного собственного восприятия. Данный уровень самопознания рассматривается исследователем как базовый и исключительный на этапах онтогенетического развития личности вплоть до подросткового возраста. В качестве основных внутренних приемов самопознания выступают самовосприятие и самонаблюдение.
Второй уровень самопознания представляет собой сопоставление собственных представлений о самом себе в результате внутреннего диалога, с позиции «Я и Я», когда личность способна соотносить уже имеющиеся представления. На этой ступени личность постепенно выстраивает собирательный образ
себя самой, формирующийся из отдельных непосредственных представлений в процессе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Посредством самопознания личность достигает конкретного знания о самом себе, т.е. под результатом процесса самопознания подразумевается целостный образ-Я. Основными внутренними приемами второго уровня самопознания выступают самоанализ и самоосмысливание.
А.А. Бодалев, В.В. Столин в содержании Я-образа выделяют систему самоидентичности и дифференцирующе образующего. Первая представляет собой знания о тех общих чертах и характеристиках, которые объединяют личность с другими людьми, а вторая сравнивает Я человека с другими людьми, придавая ощущение уникальности и неповторимости [11, с. 129; 12, с. 155].
Собственные представления личности о самой себе почти всегда являются неоспоримыми, даже несмотря на то, формируются ли они на основе независимой информации или предвзятого отношения, выступают они действительными или искаженными. Определенные модусы самовосприятия, выступающие источником становления Я-образа, бывают абсолютно различными.
Отечественные и зарубежные исследователи выделяют многочисленные формы представлений личности о себе, опирающиеся как на сферу проявлений человека («физическое Я», «социальное Я», «профессиональное Я», «семейное Я», «моральное Я», «духовное Я» и т.д.), так и на временной континуум («Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем»), либо на какой-либо другой признак.
Так, согласно М. Розенбергу есть «реальное Я» - то, каким человек кажется себе в действительности, в данный момент, это актуальное (настоящее) Я; «идеальное Я» - желаемое Я, каким человек хотел бы быть; «фантастическое Я» - каким субъект желал бы стать, если бы все было возможным; «должное Я» - каким человек должен быть, ориентируясь на моральные нормы и социальные предписания; «изображаемое Я» - каким человек демонстрирует себя окружающим; «динамическое Я» - каким человек мог бы быть, каким поставил перед собой цель стать. Нередко выделяют «зеркальное Я» - установки, связанные с представлениями человека о том, как его воспринимают другие [9, с. 88].
Несмотря на то, что некоторые исследователи выделяют только оценочную подструктуру Я-концепции, мы считаем это определение
288
несколько устаревшим, поскольку наряду с самооцениванием себя личность испытывает в свой адрес и определенное самоотношение [13, с. 226], что, в свою очередь, невозможно без определенных эмоциональных проявлений. Данные процессы самооценивания и самоотношения безусловно являются взаимосвязанными по принципу стимул-результат, и один без другого существовать не может.
По мнению Л.В. Бороздиной, оценочная подструктура характеризуется наличием критической позиции человека по отношению к тому, чем он обладает, оценке представлений о себе с точки зрения определенной системы ценностей, а самооценивание представляет осознание человеком, чем является для него то или иное знание о себе, осознание его значимости для себя (отражение отношения к себе) [14, с. 81].
А.Б. Сосновский считает, что результатом процесса самооценивания является самооценка - суждение о значении или значимости своих поступков, способностей, черт или личности в целом. Выделяются частные самооценки -оценка каких-либо отдельных сторон своей личности или конкретных действий (например, оценка своего интеллектуального потенциала или своих успехов в профессиональной деятельности) и общая (глобальная) самооценка, которую иногда называют самоуважением. Общая самооценка личности - это не автономная, одномерная переменная и не простая сумма всех частных самооценок, а определенный вид взаимосвязи значимых самооценок, т.е. оценка себя в наиболее значимых деятельностях, по отношению к значимым мотивам. Таким образом, за единой, интегральной самооценкой (самоуважением) всегда стоит система смысловых образований [9, с. 89].
Традиционно различают разные виды самооценки: высокий, средний и низкий. Каждому виду соответствуют определенные особенности поведения.
Помимо вышеуказанных видов самооценки, Б.А. Сосновский выделяет и другие: устойчивую и неустойчивую; адекватную и неадекватную; неадекватная оценка может быть завышенной и заниженной [9]. И это далеко не полный список видов и подвидов самооценки, которые известны и выделены отечественными и зарубежными исследователями на данный момент.
Кроме того, самооценка задает и определенный модус самоотношения - позитивное или негативное, с чертами принятия и любви, симпатии или антипатии, стремления или от-
рицания; раскрывает чувство собственного достоинства или ощущение своей малоценности. Оценка личностью самой себя не воспринимается нейтрально, а всегда пробуждает те или иные чувства, степень интенсивности которых напрямую зависит как от когнитивного содержания, так и от социального контекста.
Виды самоотношения анализируются и с учетом отношения к другим. Эти виды, обозначаемые формами самоприятия, типами взаимосвязей структур самоотношения и отношения к другому, жизненными позициями, характеризуют, соответственно, этап развития и конфликтности личности, взаимокомпенси-рующий эффект обоих отношений, ответственность человека за организацию и изменение его жизни [12, с. 92].
Виды самоотношений изучаются в зависимости от индивидуальной выраженности (преобладания ядерной структуры) самооценочного либо эмоционально-ценностного компонентов в общей их структуре [15, с. 37].
Формы проявления самоотношения личности анализируются по комплексу специфических характеристик: глобальное - парциальное, внешнее - внутреннее, осознанное -неосознанное, иерархия - гетерархия, устойчивое - неустойчивое, позитивное - негативное, высокое - низкое.
По уровням осознанности самоотношения различают неотчетливые диффузные эмоциональные реакции и оценки собственной мотивации, результатов поведения, собственной ценности и четкое и полностью осознанное эмоционально-ценностное отношение к себе, связанное с собственными убеждениями и с оценками других [10, с. 79].
Виды самоотношения рассматриваются в связи с уровнями самосознания по критерию содержания оценочных оснований. На более низком уровне самосознания (у подростка) оценочным основанием выступает не всегда адекватный, неустойчивый, противоречивый «эталон взрослости», на более высоком уровне - требования общества к человеку и его собственные требования к себе [10]. На индивидном уровне самосознания самоотношение субъекта базируется на оценке социальной желательности воспринимаемых собственных черт; на личностном уровне - на основе регистрации соответствия субъекта себе самому [12, с. 95].
Особое внимание исследователи уделяют поведенческой составляющей Я-концепции. По мнению П.Н. Ермакова и В.А. Лабунской, несмотря на то, что большинством ученых по-
289
веденческая составляющая включается в самосознание и в Я-концепцию, традиционной остается проработка преимущественно когнитивного и самоотношенческого компонентов, в то время как относительно поведенческого чаще всего декларируется его зависимость от первых двух. В психологической литературе содержание поведенческого компонента самосознания раскрывается посредством определений: действия, поведение, волевая форма самосознания, саморегуляция [16, с. 232].
Изначально поведенческим компонентом Я-концепции обозначаются конкретные действия, поведенческие реакции или потенциальные поведенческие реакции, порождаемые Я-образом и самооценкой; Я-поведение, или поведенческая составляющая Я-концепции; конативный компонент [17, с. 88]. В работах различных отечественных исследователей содержанием поведенческого компонента выступают также поддержание эмоционального тонуса и чувства гордости за себя и свою профессию; степень выраженности личностных качеств; стаж и характер включенности в профессию [18, с. 160].
В последующем поведенческий компонент Я-концепции обозначается как волевая форма самосознания. Она проявляется в сознательной регуляции личностью своих действий и поступков, в специфической функции или форме самосознания - самоконтроле, ориентирующем человека на вне его лежащие вещи; в регулятивной, действенно-волевой стороне самосознания или саморегуляции. Содержанием поведенческого компонента являются интегральные волевые качества личности: сдержанность, самообладание, самоконтроль, самодеятельность, самодисциплина; разумная организация своего поведения, установление «правильных» взаимоотношений с другими людьми, виды саморегулирования, соответствующие уровням самосознания временные и уровневые аспекты поведения [12, с. 91].
В другом изложении поведенческий компонент выступает в качестве саморегуляции или своеобразного способа корректировки поведения и включает в себя продукты собственного самопознания и эмоционально-ценностного отношения. Это характерно для высокого уровня самосознания и развитой личности и проявляется в четкой последовательности, определенности и конгруэнтности любых сознательных вербальных поведенческих проявлений. Разновидность саморегуляции по категориям времени и уровня, по соотношению
базовых характеристик личности, ее особенностям поведения и общей направленности выявила И.И. Чеснокова. Она разграничила саморегуляцию с четкими временными границами и долговременную саморегуляцию; саморегуляцию первого уровня, характерную для осуществления единицы поведения на всех стадиях его проявления, и саморегуляцию второго уровня как обмена внутриличностной информацией с позиции осуществления действия и планирования его; непосредственное и косвенное саморегулирование; внутрисистемную саморегуляцию действий «Я - Другие», нацеленную на формирование адаптации в социуме, и внутрисистемную саморегуляцию «Я - Я», относящуюся к осознанной внутри-личностной деятельности человека над самим собой [10, с. 118].
Обусловленность отдельных поведенческих особенностей личности самосознанием в контексте взаимосвязи с определенными критериями (временным, взаимосвязи результатов и процессов самопознания и самоотношения, уровнями самосознания) предложил В.В. Сто-лин. По временному аспекту он определяет два критерия обусловленности поведения самопознанием и самоотношением: актуальный (краткосрочный) и долговременный. На орга-низменном и индивидном уровнях самосознания присутствует краткосрочная регуляция в качестве биологически обратной связи и определения предпочтительных способов достижения намеченных результатов в деятельности. Долговременный аспект обусловленности поведения и деятельности личности самосознанием характеризуется формированием общественных и личностно значимых целей и опытным путем находит свое отражение в ло-кусе контроля [12, с. 137].
Составляющие аспектов поведения на низших уровнях самосознания в обобщенной форме ограничены во времени, подвержены изменениям в формировании целей и в определении необходимых способов их достижения в деятельности, связаны с предпочтительным расположением внутри системы «Я - Другие» стремления на реализацию социальной адаптации. Составляющие актов поведения на верхних уровнях самосознания определяются продолжительной направленностью, связаны с выдвижением общественно и личностно значимых целей, осознанным контролем личности всех составляющих (и их связей) управления собственным поведением и осознанной внутриличностной работой
290
над собой, предпочтительным расположением внутри системы «Я - Я».
Конечным продуктом процесса саморегулирования выступает образование самоэффективности. Самоэффективность характеризуется устойчивыми знаниями в области своих умений определить и реализовать действия, обязательные для достижения конкретных целей, представляет собой чувство уверенности личности в демонстрации запланированного поведения в конкретной ситуации. Самоэффективность понимается как ощущение собственной готовности к различным условиям жизнедеятельности, знание и адекватная оценка собственных умений и навыков, а не умозаключения о собственной исключительности [11, с. 149].
Самоэффективность влияет на определение и отбор необходимых ситуаций, возможных вариантов поведения в них, а также на количественно-качественные характеристики (тип, частота, продолжительность) способов освоения конкретной ситуации. А. Бандура определяет самоэффективность в качестве динамичной характеристики, обусловленной взаимосвязью с определенным жизненным положением и предшествовавшим ему периодом исторического развития личности. Исходя из этого, личность транслирует поведение, ожидаемое от себя самой, и достигает ожидаемых последствий [9, с. 104].
Опираясь на мнение А.В. Карпова, отметим очевидность того, что Я-концепция играет, по существу, тройственную роль в жизни личности: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и является источником ожиданий [2, с. 153].
По его мнению, первой, важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт,
1. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. для вузов. СПб., 2013.
2. Общая психология: учеб. / под общ. ред. А. В. Карпова. М., 2005.
3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / сост., авт. коммент. и послесл. А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская. СПб., 2009.
4. Джеймс У. Психология. М., 2011.
5. Cooly C.H. Human nature and social order. N.Y., 1922.
полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Это стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является, по мнению Р. Бернса, одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения [19, с. 72].
Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет также и ожидания индивида, т.е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же, и, наоборот, люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать всяких социальных контактов.
Таким образом, разнообразие существующих взглядов и подходов к содержанию Я-кон-цепции подчеркивает его сложность и многогранность, но, вместе с тем, структурность и определенную целостность. Также можно с уверенностью отметить, что развитие личности, ее деятельность и поведение находятся под существенным влиянием Я-концепции.
1. Maklakov A.G. General psychology: textbook for higher education institutions. St. Petersburg, 2013.
2. General psychology: textbook / gen. ed. by A.V. Karpov. Moscow, 2005.
3. Rubenstein S.L. Fundamentals of the general psychology /comp., authors of comments and epilog A.V. Brushlinsky, K.A. Abulkhanova-Slavskaya. St. Petersburg, 2009.
4. James Y. Psychology. Moscow, 2011.
5. Cooly C.H. Human nature and social order. N.Y., 1922.
291
6. Mead G.H. Mind, self and society. Chicago. 1934.
7. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 2006.
8. Роджерс К. Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию. М., 2001.
9. Психология: учеб. для пед. вузов /под ред. Б.А. Сосновского. М., 2014.
10. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
11. Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. М., 1995.
12. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1983.
13. Фролов А.А. Сущность самооценки и ее место в структуре самосознания личности // Акмеология: спец. вып. по материалам IX Междунар. науч. конф. «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека», Москва, июнь 2014. 2014. № 1-2.
14. Бороздина Л. В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1999.
15. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М., 1991.
16. Ермаков П.Н., Лабунская В.А. (ред.) Психология личности: учеб. пособие. М., 2007.
17. Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар, 1995.
18. Фоменко Г.Ю. Принцип целостности бытия личности. Субъект, личность и психология человеческого бытия / под ред. В. В. Знакова и З.И. Рябикиной. М., 2005.
19. Бернс Р. Я-концепция и Я-образы // Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, 2003.
6. Mead G.H. Mind, self and society. Chicago. 1934.
7. Ericsson E. Identity: youth and crisis. Moscow, 2006.
8. Rogers K.R. Formation of the personality: View of psychotherapy. Moscow, 2001.
9. Psychology: textbook for pedagogical higher education institutions / ed. by B.A. Sosnovsky. Moscow, 2014.
10. Chesnokova I.I. Problem of consciousness in psychology. Moscow, 1977.
11. BodalevA.A. personality and communication: Sel. psychological works. Moscow, 1995.
12. Stolin V. V. Self consiocness of the personality. Moscow, 1983.
13. FrolovA.A. Sushchnost of a self-assessment and its place in structure of Consciousness of the personality // Acmeology. special release on materials of the IX Intern. sci. conf. «Acmeology: personal and professional development of the person» Moscow, June, 2014. 2014. № 1-2.
14. Borozdina L.V. Self-assessment theoretical -pilot study: auth abstr. ... Dr of Psychology. Moscow, 1999.
15. Pantileev S.R. Self-relation as emotional and estimated system. Moscow, 1991.
16. Ermakov P.N., Labunskaya V.A. (ed.) Psychology of the personality: sudy aid. Moscow, 2007.
17. Ryabikina Z.I. Personality. Personal development. Professional growth. Krasnodar, 1995.
18. Fomenko G.Yu. Principle of integrity of life of the personality. The subject, the personality and psychology of human life / ed. by V.V. Znakov and Z.I. Ryabikina. Moscow, 2005.
19. Burns R. Self-concept and Self-images // Consciousness and protective mechanisms of the personality. Samara, 2003.
292