8. Карьерный компас [Электронный ресурс]. — URL: http://kompas.bwans.ru/ BusinessWars.
9. Виртуальные лаборатории для дистанционного обучения вузов и школ [Электронный ресурс]. — URL: http:// zillion.net/nu/blog/247/vintual-nyie-labonatonii-dlia- 13. distantsionnogho-obuchieniia-vuzov-i-shkol.
10. Третий фестиваль науки «Наследники Ползунова сегодня» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.altstu. nu/media/f/Pnognamma-fN-2409-1300.pdf. 14.
11. Центр научно-технического творчества студентов ТУСУР [Электронный ресурс]. — URL: http://www.tusun. nu/nu/centens/cntts.html. 15.
12. Таратухина Т. А. Использование технологии веб-квест в учебном процессе (из опыта работы) [Электронный
ресурс] // Информационные технологии в образовании «ИТ0-Ростов-2013» : Южно-Российская межрегион. науч.-практ. конф.-выставка. — URL: "Н^У/ито-ро-^^^/2013^^^/216/97124/. Всемирная инициатива CDI0. Стандарты: информ.-ме-тод. изд. / пер. с англ. и ред. А. И. Чучалина, Т. С. Петровской, Е. С. Кулюкиной ; Том. политехн. ун-т. — Томск, 2011. — С. 8.
Рабочая программа по дисциплине «Введение в инженерную деятельность» [Электронный ресурс] — URL: http://pontal.tpu.nu/fond2.
Рабочая программа по дисциплине «Творческий проект» [Электронный ресурс]. — URL: http://pontal.tpu.nu/ fond2.
удк/udc 378
А. А. Перевалова A. Perevalova
профессиональная стабильность будущего педагога professional stability of future teachers
Статья является заключительной (четвертой) в цикле публикаций автора, посвященном вопросу профессиональной стабильности будущего педагога. В статье выделяются основные компоненты профессиональной устойчивости и стабильности педагога на основе анализа проведенных ранее исследований, а также выделяются два новых компонента (интроперцепцио-нальный и холистический), и обосновывается их введение в определение профессиональной стабильности будущего педагога.
This article is the forth part of the author's publications cycle devoted to professional stability of future teachers. The article deals with the main constituent elements of professional consistency and stability on the basis of the earlier done research. In addition, two new elements are defined (intro-perceptional and holistic), their introduction into the definition of professional stability of future teachers is justified.
Ключевые слова: профессиональная стабильность, компоненты, самосознание, самовосприятие, самопознание, самооценка.
Keywords: professional stability, constituent elements, self-consciousness, self-perception, self-actualization, self-esteem.
Проведенный анализ значительного числа исследований по заявленной проблеме позволил обобщить понятие профессиональной устойчивости, под которой понимается инте-
гративное качество (свойство), либо синтез качеств и свойств личности, позволяющих активно, самостоятельно, без эмоциональных срывов выполнять свои профессиональные функции на протяжении длительного времени. Данное качество включает совокупность определенных компонентов:
• личностный (толерантность, эмпатия, широкий кругозор, коммуникативная культура, наблюдательность; умения правильно понимать и оценивать личностные качества окружающих и их взаимоотношения, прогнозировать изменения в состоянии и поведении людей, предвидеть результат своего воздействия на них; познавательная направленность, нормальная утомляемость, уверенность в себе, самостоятельность и ответственность в принятии решений и др.);
• активационный (работоспособность, внутренняя организованность, психологическая готовность, сохранение интереса к профессии, физиологическое и психосоматическое здоровье и др.);
• мотивационный (мотивация на достиже-ниеуспеха, на формирование профессионально значимых качеств, на отношение к профессии, мотивы выбора профессии, педагогическая направленность, удовлетворенность профессией, мотивы и стимулы продолжительной работы на одном месте, направленность на самосовершенствование и др.);
• эмоциональный (отсутствие эмоционального напряжения и страха перед аудиторией; умение регулировать свое эмоциональное состояние и др.);
• когнитивный (специализированные знания, психолого-педагогические знания, знания о способах организации деятельности и др.);
• конативный (высокая степень саморегуляции, способность к самодеятельности, способность к педагогическому творчеству и др.);
• волевой (волевые качества: целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, энергичность, настойчивость, организованность, дисциплина, самоконтроль);
• профессионально-педагогический (владение приемами педагогической техники, умение принимать целесообразные решения в нестандартных ситуациях, анализ педагогической ситуации, установление обратной связи, методологическая рефлексия, творческий подход и др).
В случае рассмотрения устойчивости как способности возвращаться в состояние равновесия после воздействия внешних факторов, мы допускаем данный комплекс компонентов как образующий основу именно профессиональной устойчивости.
Если же говорить не только о способности педагога долгое время творчески и продуктивно выполнять педагогическую деятельность независимо от отрицательного влияния внешних факторов, но и о способности противостоять любым негативным влияниям извне, предотвратить либо погасить синдром профессионального выгорания, о способности к самопознанию, позитивному самовосприятию и осознанию себя как части социума и своего социального статуса, то мы приближаемся к понятию профессиональной стабильности.
Понятие профессиональной стабильности, мы дополнили (помимо перечисленных ранее) двумя важными компонентами: интропер-цепциональным и холистическим. По нашему мнению, они, в том числе, отвечают за возможность стать профессионально стабильным педагогом.
Интроперцепциональный компонент (от лат. ^га — внутри, peгceptio — восприятие) включает в себя такие составляющие, как самосознание, самоотношение, самовосприятие.
Идея о трех уровнях самосознания (органического, индивидного и личностного) принадлежит В. В. Столину. Выработанная концепция опирается на теоретические положения А. Н. Леонтьева, который выдвинул идею о де-
ятельности, сознании личности, личностном смысле как одной из основных «образующих сознания». Личность находит свое отражение в системе ее органической активности, в системе коллективной предметной деятельности и обусловленных этой деятельностью отношениях, а также в системе своего личностного развития, определенного многообразием ее деятельностей [11]. Единицей самосознания на личностном уровне, по мнению ученого, выступает «конфликтный смысл «Я», отражающий столкновение различных жизненных отношений субъекта, столкновение его мотивов и де-ятельностей» [11, с. 76], который представляет собой процесс, внутреннее движение, внутреннюю работу. В этом случае наличие нравственных и личностных качеств (таких как совесть, долг, сила воли, стремление к творчеству и др.) личность раскрывает в себе, пережив ситуации, в которых проявление либо отсутствие этих качеств является препятствием, либо, напротив, условием ее самореализации. Самосознание личности является фактором, определяющим межличностное общение и ее деятельность.
Осознание педагогом себя как личности, то есть профессиональное самосознание, является важным для нашего исследования. Высокий уровень профессионального самосознания способствует осмысленному отношению педагога к себе как субъекту собственной педагогической деятельности, гибкой Я-концепции, что характеризует личность как открытую систему, готовую к позитивным переменам, совершенствованию, к динамичному взаимодействию с социумом. У преподавателя с высоким уровнем развития профессионального самосознания образ «Я» как учителя согласуется с общей системой его ценностных ориентаций, направленных на осмысление цели собственной профессиональной деятельности, путей и способов ее конструктивного достижения [5; 9]. Кроме того, зрелое профессиональное самосознание подразумевает ясное видение перспектив своего профессионального роста, адекватную оценку своего педагогического и творческого потенциала.
Самоотношение, являясь важной составляющей самосознания, реализуется в самопознании, эмоциональных состояниях и поступках по отношению к себе и содержит три основных компонента — когнитивный, эмоциональный (аффективный) и конативный (дея-тельностный, поведенческий) [1; 6; 7; 8; 12].
Когнитивный компонент самоотношения заключается как в процессе самопознания,
так и в его результате. Посредством самопознания педагог получает определенную систему знаний о себе, которая формирует профессиональный образ «Я» в процессе осознания себя в трех взаимосвязанных системах: педагогической деятельности, педагогическом общении и личностном развитии. Адекватное самовосприятие и оценка себя как профессионала является важным элементом в процессе саморегуляции и самоконтроля собственного поведения и необходимым для определения стратегии действия при соотнесении своего «Я» с конкретной задачей профессиональной деятельности. В когнитивный компонент профессионального самосознания также включены знания о профессии учителя; осмысление норм, правил, моделей профессии учителя для осознания собственных качеств; осмысление своего профессионального поведения; осознание своих сильных и слабых сторон как профессионала, путях и способах самосовершенствования.
Самоотношение, рассматриваемое как устойчивые взгляды относительно себя, заключает в себе эмоциональный компонент, который характеризуется профессиональной самооценкой (или самооцениванием) — устойчивым обобщенным отношением к себе, отношением к своей профессиональной деятельности. И. В. Вачков отмечает, что данный компонент профессионального самосознания педагога определяется комплексом трех основных видов отношений:
1) к системе своих педагогических действий, своим целям и задачам, средствам и способам достижения этих целей, результатам своей работы;
2) к системе межличностных отношений с учениками; реализации основных функций педагогического общения — информационной, социально-перцептивной, презентативной, интерактивной и аффективной;
3) к своим профессионально значимым качествам и в целом к себе как профессионалу [1].
Самооценка способствует достижению более высокого уровня овладения педагогической деятельностью и более действенному, результативному контролю над проявлением своих профессионально значимых качеств. Являясь определенным внутренним контролером, профессиональная самооценка позволяет педагогу отслеживать соответствие собственных индивидуальных качеств ценностям, мотивам и целям профессиональной деятель-
ности, общения, карьеры. Педагог с высоким уровнем профессиональной самооценки способен осознанно активизировать свои позитивные качества, обеспечивать их проявление в педагогической деятельности и, наоборот, противодействовать проявлению негативных качеств в своей деятельности, результат которой может пострадать от их деструктивных воздействий [4].
Конативный (поведенческий) компонент определяет готовность к внутренним действиям, характеризующимся внешними проявлениями и является мотивационно-ценностной и регулятивно-действенной составляющей. Основой данного компонента выступает удовлетворенность учителя собой и своей педагогической деятельностью, что способствует позитивному восприятию его окружающими (коллегами, учениками), созданию благоприятного психологического климата в коллективе, стимулирует обучающихся на успешную учебную деятельность и в результате оказывает развивающее воздействие на их личность.
Позитивное профессиональное самоотношение благоприятствует профессиональным успехам, карьерным достижениям, высокой производительности труда, позитивным межличностным отношениям в коллективе; способствует удовлетворенности своей деятельностью, высокой сопротивляемости синдрому профессионального выгорания.
Подчеркивая важность профессионального самоотношения как составляющей интро-перцепционального компонента профессиональной стабильности, необходимо отметить его функции. Мы принимаем полифункциональную структуру самоотношений Н. И. Сар-джвеладзе [8] и используем ее применительно к профессиональному самоотношению педагога.
1. Функция «зеркало» — отображение себя и своей педагогической деятельности не только в сознании окружающих (коллег, учеников и т. п.), но и перенос этого отражения внутрь. В данном случае ее можно рассматривать как функцию самонаблюдения с целью осознания своей индивидуальности, значимости, с целью самокоррекции (при необходимости), что служит ценным опытом для развития самоидентичности.
2. Функция самовыражения и самореализации.
3. Функция сохранения внутренней стабильности и постоянства собственного «Я» осуществляется благодаря стремлению к вну-
тренней согласованности, принятию и адекватному осознанию собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем как личностных, так и профессиональных.
4. Функция саморегуляции и самоконтроля заключается в способности педагога контролировать и регулировать профессиональную деятельность при наличии сложившегося сообразного представления о себе как личности и профессионала.
5. Функция психологической защиты направлена на предотвращение либо снижение негативных воздействий, приводящих к конфликтам, спровоцированным как противоречивыми установками внутри самой личности, так и несоответствием внешней информации сформированному образу мира и образу «Я». Это относится к тем конфликтам, которые ставят под угрозу целостность самой личности.
6. Функция интракоммуникации возможна благодаря социальной природе личности. Помимо того, что педагог непрерывно взаимодействует с окружающим его социальным миром, он сам для себя является неким социумом, взаимодействует и ведет диалог с собой, как с социумом.
Данная функция самоотношения представляет особый интерес при рассмотрении следующего выделенного нами компонента профессиональной стабильности — холистического.
Холистический компонент (от гр. holos — целый) также, по нашему мнению, является одним из важных составляющих в структуре профессиональной стабильности. Он заключается в осознании себя и социума как единого целого, позитивном отношении и уважении к своему социальному статусу. Детерминантом личности является ее место в системе социальных отношений, т. е. социальный статус лица. Социальный статус лица соотносится с личной определенностью [8].
Институт образования и науки является тем социальным сектором, где формируется интеллектуальный капитал и будущее страны. В настоящее время он нуждается в реальной модернизации и коренной реконструкции, включая положение учительства. Социологические исследования показывают, что социальный статус педагога напрямую зависит от стратификационных процессов в обществе, которые отличаются изменчивостью и усилением поляризации на основе материального и имущественного расслоения. Основными причинами снижения социального стату-
са педагога являются: значительное падение уровня доходов; несоответствие доходов различных социальных групп, имеющих примерно равную степень престижа; несоответствие дохода и выполняемой нагрузки; усиление рассогласованности статусных показателей, что приводит к возникновению чувства неудовлетворенности преподавателей своим статусом. Следствием является снижение мотивации выбора профессии учителя у молодых специалистов, обострение проблемы старения опытных педагогических кадров, пессимистическое настроение от ожидания перспектив изменения своего экономического положения [2; 3], риск профессионального выгорания.
В такой ситуации именно через осознание себя частью социума человек способен спокойно относиться и адекватно оценивать изменения (социальные, политические, экономические, культурные и др.), происходящие в нем, сконцентрироваться на процессе самосовершенствования, саморазвития, самопознания, а не на негативном реагировании на внешнюю ситуацию. Обновление общества — это трудный, продолжительный и порой противоречивый процесс, направленный на поиск новых форм, средств, путей развития и сопряженный с преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности людей. Эти процессы не должны вызывать агрессию и противостояние. Необходимо признавать право социума на перемены, возможные трудности и даже ошибки, поскольку подобные процессы типичны для развития любого организма, в том числе и общества, и самого человека.
«Богатство и сложность социального содержания личности обусловлены многообразием ее связей с общественным целым, степенью аккумуляции и преломления в своем сознании и деятельности различных сфер жизни общества. Вот почему уровень развития личности есть показатель уровня развития общества и наоборот» [Ю, с. 318]. Рост собственного благополучия и успешности возможен при осознании природы формирования и развития общества, понимании причинности происходящих социально-экономических процессов. Важно осознавать, что педагог, являясь частью социума, развиваясь, прогрессируя, внутренне совершенствуясь, способен повлиять на жизнь общества в целом, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Будучи профессионально стабильным, учитель на протяжении всей педагогической деятельности остается верным своим идеалам
и целям, сохраняет потребность в самовыражении, самосовершенствовании, самореализации, способен противостоять трудностям и испытаниям в профессии, не подвержен синдрому профессионального выгорания, нацелен на высокие ценности и стремления. В данном контексте стабильность совершенно не означает застой, состояние стагнации в развитии. Профессиональная стабильность способствует формированию собственной индивидуальности и личностному росту.
Таким образом, под профессиональной стабильностью учителя мы понимаем сложное системное индивидуально-психологическое образование, обеспечивающее самостоятельную, творческую, продуктивную педагогическую деятельность без эмоционального напряжения; отчетливое видение перспектив профессионального роста; осознанную активизацию положительных личностных и профессиональных качеств; удовлетворенность собственной деятельностью; высокую сопротивляемость эмоциональному и профессиональному выгоранию; способность к самопознанию, позитивному самовосприятию и осознанию себя частью социума, способного к совершенствованию, развитию, творческому проявлению.
10.
11
12.
Вачков И. В. Структура профессионального самосознания учителя // Школьный психолог. — 2000. — №13. — URL: http://psy.1september.ru/?year=2000&num=13. Зиятдинова Ф. Г. Социальное положение и престиж учительства: проблемы, пути решения. — М., 1992. — 222 с. Ильдарханова Ч. И. Особенности социального статуса молодого преподавателя российского вуза: дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04. — М., 2006.— 161 с. Карпинский К. В., Колышко А. М. Профессиональное самоотношение личности и методика его психологической диагностики: моногр. — Гродно: ГрГУ, 2010. — 140 с.
Митина Л. М. Психологу об учителе. Личностно-про-фессиональное развитие учителя: содержание, диагностика, технология, коррекционно-развивающие программы. — М., 2010. — 386 с.
Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 100с. Пряжникова Е. Ю. Психологические основы развития профессионального самосознания профконсультанта: дис. ... д-ра психол. наук. — Тверь, 2001. — 407 с. Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. — Тбилиси : Мецниереба, 1989. — 187 с.
Селезнева М. В. Профессиональное самосознание преподавателей военного вуза // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: тр. IV Международ. науч. интернет-конф. (январь — март 2011 г.). — Киев, 2011. — С. 258-268. Спиркин А. Г. Философия: учеб. — М.: Гардарики, 2006. — 736 с.
Столин В. В. Самосознание личности. — М. : Изд-во Московского университета, 1983. — 288 с. Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии.— М. : Наука. — 1977. — 144 с.
удк/udc 377
Н. Е. Сторожева N. Storozheva
особенности проектирования индивидуальных маршрутов обучающихся с учетом их личностных и образовательных результатов
characteristics of individual educational trajectories development
with regard to personal and educational results of students
В статье рассматриваются особенности проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся в системе среднего профессионального образования, предложены стадии, процедуры и алгоритм проектирования с учетом личностных и образовательных результатов, дифференциация которых обоснована процессами модернизации современной системы образования.
The article discusses the characteristic features of the individual educational trajectories development in the system of secondary vocational education; the stages, procedure and algorithm of the development process are proposed. They were elaborated to meet the personal and educational results, the necessity of highlighting of which is justified by the tendencies of modernization of the educational system.