УДК 316.6
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КРИТЕРИЕВ
ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖНЫХ СУБКУЛЬТУР ПРОСОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
© 2023 М. И. Логвинова
ассистент кафедры психологии e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье раскрывается актуальность исследования проблемы молодежных субкультур просоциальной направленности, приводятся результаты эмпирического исследования критериев привлекательности просоциальных молодежных субкультур для студентов вуза, колледжа и школьников. Выявлена следующая совокупность критериев привлекательности молодежных субкультур просоциальной направленности для учащейся молодежи: характеристики группового субъекта и взаимоотношений в группе; совместная деятельность, ее цель, содержание, результат; члены сообщества; возможность самореализации в рамках молодежной субкультуры.
Ключевые слова: молодежь, студенты, молодежная субкультура, молодежная субкультура просоциальной направленности, совместная деятельность.
SOCIO-PSYCHOLOGICAL ANALYSIS OF CRITERIA OF ATTRACTIVENESS OF YOUTH SUBCULTURES OF PROSOCIAL ORIENTATION FOR STUDENTS
© 2023 M. I. Logvinova
Assistant of the Department of Psychology e-mail: [email protected]
Kursk State University
The article reveals the relevance of the study of the problem of pro-social youth subcultures, presents the results of an empirical study of the criteria for the attractiveness of pro-social youth subcultures for university students, college students and schoolchildren. The following set of criteria for the attractiveness of pro-social youth subcultures for young people has been revealed: characteristics of the group subject and relationships in the group; joint activity, its purpose, content, result; community members; the possibility of self-realization within the youth subculture.
Keywords: youth, students, youth subculture, pro-social youth subculture, joint activity.
Проблема исследования. В современных условиях в связи с вызовами, стоящими перед обществом и государством, возрастает значимость ориентации молодежи на просоциальные нормы и ценности, развития социально активной личности, способной к продуктивному взаимодействию в группе и в социуме в целом. Этот тезис подтверждается все возрастающим интересом к исследованию, в частности, феномена добровольчества [2]. В целом можно говорить об увеличении числа исследований просоциальных молодежных групп, ведь именно в них возможно, как мы полагаем,
приобретение опыта социально полезной деятельности, усвоение норм и моделей просоциального поведения [1; 4; 5; 6; 8].
Практическая значимость исследования просоциальных молодежных групп может быть проиллюстрирована словами Г.Ю. Беляева: «Анализ установок, ценностей, типологически общих для любого просоциально ориентированного молодежного объединения, позволит кураторам образовательной среды ... выявить более точно, более объективно как общий социализирующий, так и собственно воспитательный потенциал именно данного молодежного объединения» [4, с. 61]. Знание специфики данных сообществ создает условия для выбора адекватной стратегии и тактики взаимодействия с представителями молодежного сообщества.
Особое место среди просоциальных молодежных групп занимают молодежные субкультуры просоциальной направленности.
Молодежная субкультура просоциальной направленности определяется нами как неформальная молодежная группа, объединенная ценностями, внешними атрибутами, интересами, вкусами, жизненным стилем, проявляющимися во внеучебной (нетрудовой) сфере, не затрагивающая семейных и трудовых отношений, ориентированная на модели просоциального поведения.
Данные молодежные сообщества могут функционировать на базе различных образовательных и общественных организаций, для них характерны коллективистическая направленность в восприятии группы ее членами, наличие системы групповых ценностей, достаточно высокий уровень сплоченности, психологического климата, преимущественно благоприятный характер межгруппового взаимодействия [5].
С.А. Новикова отмечает значимость молодежных субкультур в социализации подростков. Мы разделяем мнение автора о высоком потенциале просоциальных молодежных субкультур в развитии личности, формировании таких ее социально значимых качеств, как целеустремленность, гражданская активность, в определении личностного и профессионального пути. С.А. Новикова подчеркивает, что просоциальные молодежные субкультуры, формируясь на основе общих интересов, увлечений, вырабатывают собственные нормы поведения, которые не вступают в противоречие с общечеловеческими [6].
Просоциальные молодежные субкультуры обладают определенной спецификой по сравнению с иными молодежными субкультурами. Так, Г.В. Антонов, исследуя ценностные ориентации представителей асоциальных и просоциальных молодежных субкультур, сделал вывод о том, что они в большей степени различаются инструментальными ценностями, нежели терминальными, то есть используют различные пути достижения жизненных целей [1].
Л.А. Базалева и А.В. Шашков исследуют особенности учебной мотивации подростков, вовлеченных в различные молодежные субкультуры. Ими установлено, что подростки, вовлеченные в деятельность социально опасных субкультур, имеют низкую учебную мотивацию (за единственным исключением - внешкольной учебной мотивации) [3].
Несмотря на имеющиеся научные результаты, остается открытым вопрос о том, какие критерии являются ведущими в выборе молодежью субкультурного сообщества именно просоциальной направленности, какими характеристиками оно должно обладать, чтобы быть привлекательным для современной молодежи.
Программа исследования. Целью исследования стало изучение критериев привлекательности молодежных субкультур просоциальной направленности для учащейся молодежи.
Гипотеза исследования: вне зависимости от социального статуса обучающегося (студент вуза, студент колледжа, школьник) критериями привлекательности молодежных субкультур просоциальной направленности для учащейся молодежи выступают характеристики группового субъекта и взаимоотношений в группе; совместная деятельность, ее цель, содержание, результат; члены сообщества; возможность самореализации в рамках молодежной субкультуры.
Выборку исследования составили представители молодежных субкультур просоциальной направленности, функционирующих на базе школ, колледжей, вузов, общественных организаций. Нами были исследованы члены следующих молодежных объединений: «Поколение активистов» (ОБПОУ «Курский педагогический колледж»), «Гепард», «Гастион», «Мой маленький театрик», студенческое научное общество КГУ (далее СНО) и др. (все - ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»), молодежный штаб «Вместе», молодежные клубы «Мечта» и «Лидер» (все - КРОО «Объединенный Центр "Монолит"»).
Все молодежные группы, чьи члены были включены в выборку исследования, отвечают признакам молодежной субкультуры просоциальной направленности.
Все исследуемые были условно объединены нами в три группы исходя из социального статуса (студенты вуза, студенты колледжа, школьники), вне зависимости от того, в какое непосредственно объединение они входят. Данное разделение без учета специфики конкретного молодежного сообщества было осуществлено с целью выявления общих закономерностей привлекательности просоциальных молодежных субкультур для школьников, студентов среднего профессионального образования и студентов вуза.
Социально-демографические характеристики групп, образующих выборочную совокупность, отражены в таблице 1. Общий объем выборки составил 124 человека.
Таблица 1
Социально-демографические характеристики исследуемых групп_
Группа п Пол Возраст, среднее Молодежные субкультуры просоциальной направленности
м ж
Студенты вуза 42 29% 71% 20 «Гепард», СНО, «Гастион», «Мой маленький театрик»
Студенты колледжа 34 6% 96% 16,7 «Поколение активистов»
Школьники 48 12,5% 87,5% 14,5 «Мечта», «Лидер», «Вместе», «зД»
Как следует из данных, представленных в таблице, во всех исследуемых группах преобладают представительницы женского пола; группы различаются исходя из среднего возраста исследуемых: наиболее высокое среднее значение зафиксировано у студентов вуза, наиболее низкое - среди школьников.
Методический блок исследования включил метод незаконченных предложений и математико-статистические методы (непараметрический критерий х2).
Метод незаконченных предложений был выбран нами в связи с тем, «что позволяет получать информацию о различных фрагментах реальности в том виде, в котором они воспринимаются самими действующими субъектами в ситуации отсутствия навязанных им каких-либо априорно заданных схем» [7, с. 99]. Данный метод сочетает в себе элементы анкетирования и проективного метода, позволяет получить правдивую информацию касательно личности и межличностных отношений испытуемого, что отвечает цели исследования.
В рамках исследования нами была разработана анкета, где предлагалось завершить следующие высказывания:
- «Наше объединение - это для меня.»;
- «В нашем объединении для меня главное ...».
Результаты исследования. Анализ результатов исследования начнем с ассоциаций респондентов относительно их объединения. Среди студентов вуза наиболее распространённой ассоциацией является «семья» (27%), почти четверть опрошенных (18%) охарактеризовали молодежное сообщество как «команду единомышленников», «друзей», «товарищей», «коллектив». 16% студентов вуза указали «развитие», «получение новых знаний»; 11% опрошенных обратились к категории места (где «хорошо», «отвлекаешься от привычной жизни») и столько же охарактеризовали объединение через положительные эмоциональные переживания («веселое времяпрепровождение», «интерес», «счастье», «радость творчества»). В 9% случаев указывается «помощь другим», с той же частотой встречается ответ «жизнь» («моя жизнь», «главное в жизни», «цель жизни»). Единично представлены ответы «общение», «уверенность», «самореализация».
По нашему мнению, ассоциации с семьей, коллективом, друзьями, командой указывают на такие характеристики просоциального молодежного сообщества, как неформальность и близость, теснота межличностных отношений, в противовес большей обособленности и преобладанию узколичностных интересов в формальных группах. Также, как мы полагаем, это может указывать на значимость ценности семьи и дружбы для исследуемых.
Таким образом, обобщенный образ молодежной субкультуры просоциальной направленности представителей студенческой молодежи выглядит следующим образом: это неформальное сообщество, характеризующееся близостью, теснотой межличностных отношений, в котором преобладают положительные эмоции, особая атмосфера творчества, сотрудничества, открываются возможности для личностного развития и оказания помощи другим, занимающее значимое место в жизни студента.
Среди студентов колледжа также наиболее распространенной ассоциацией выступает «семья» (38%), далее следует «саморазвитие», «самореализация» (14%), «коллектив», «команда», «люди» (9%), в равной мере представлены «общение», «знакомства» и «моя жизнь» (по 7%). Менее распространёнными, но также представленными ответами стали «дружба», «вклад в будущее учреждения», «стремление изменить что-то к лучшему», «особая атмосфера», «место, где уютно, комфортно», «приятные воспоминания».
Проиллюстрируем ответы данной группы следующим примером (17 лет, женский пол): «Наше объединение - это команда, в которой теплые дружеские отношения, взаимопомощь и креативные идеи являются маяком в жизни».
Отметим, что в данной группе, как и в предыдущей, все приводимые ассоциации имеют исключительно положительную коннотацию. Собирательный образ просоциальной молодежной субкультуры в этой группе будет состоять примерно из тех же элементов, что и в группе студентов вуза, однако более значимыми для студентов колледжа являются самореализация и общение.
Среди школьников - представителей просоциальных молодежных субкультур наиболее распространенными ассоциациями с их объединением выступают «семья», «друзья, команда» (по 19%); характеристики межличностных отношений в группе и эмоциональные переживания («любовь», «тепло», «поддержка», «радость») - 13%; через призму «места» и его характеристик (где «комфортно» и «всегда ждут») молодежное сообщество определяют 12% опрошенных; 8% привели характеристики деятельности сообщества (например, «работа с детьми»); как «жизнь» (значимую ее
«часть») сообщество охарактеризовали 6%, столько же указали «самореализацию». Приведем также редко встречающиеся, но имеющие место ответы: «лучший клуб», «лучшее, что есть на свете», «лучшее времяпрепровождение», «шанс не остаться равнодушным».
Проиллюстрируем полученную информацию примером (14 лет, женский пол): «Наше объединение - это эмоции, люди, которых хочется видеть, место, куда я приезжаю с горящими глазами, место, где я чувствую себя в своей тарелке».
От предыдущих групп данную отличает больший вес значимости аспектов межличностных отношений и больший акцент на деятельность сообщества при общем сохранении выделенных ранее элементов («семья», «друзья», «положительные эмоциональные переживания», «жизнь», «место» и т.д.).
В следующем предложении опрашиваемым было предложено выделить главное в их объединении. Полученные ответы были объединены нами в четыре критерия, в разной степени представленные в группе студентов вуза, колледжа и школьников (см. табл. 2).
Таблица 2
Критерии привлекательности молодежных субкультур
просоциальной направленности для молодежи _
Группа п Совместная Характеристики Члены Возможность
деятельность, группового сообщества самореализации
ее цели, субъекта и
содержание, взаимоотношени
результат й в группе
Студенты вуза 42 20% 58% 15% 7%
Студенты 34 19% 71% 3% 7%
колледжа
Школьники 48 16% 69% 8% 7%
Представим результаты, полученные среди студентов вуза, являющихся представителями молодежных субкультур просоциальной направленности. Наиболее значимыми в молодежном объединении для них выступают характеристики группового субъекта и взаимоотношений в группе (58%), содержательно данный критерий включает сплоченность, взаимопонимание, поддержку, доверие, коллективизм, ответственность, честность, дружбу, открытость, взаимовыручку.
Для каждого пятого отпрошенного в данной группе (20%) наиболее значимой является совместная деятельность членов сообщества, ее содержание, результат (ее творческий характер, совместные репетиции, тренировки, возможность оказать помощь другим).
Члены сообщества выступают критерием привлекательности для представителей молодежных субкультур в 15% случаев. Примечательно, что студенты вуза указывают на значимость в том числе личности руководителя, чего не выявлено в других группах.
В наименьшей степени из выделенных критериев для студентов вуза значима возможность самореализации, личностного роста, положительных эмоциональных переживаний (7%).
Анализируя результаты, полученные в группе студентов колледжа, отметим, что в большинстве случаев наиболее привлекательными для исследуемых в сообществе выступают характеристики группового субъекта и взаимоотношений в группе (71%). Содержательно данный критерий включает поддержку, сплоченность, искренность, доверие, взаимопонимание, единство мнений, дружбу, ответственность, благоприятную атмосферу в группе.
На втором месте по привлекательности находится критерий совместной деятельности, ее цели, содержания, результата (19%). Содержательно данный фактор включает возможность слаженной работы, творческий характер деятельности, оказание помощи другим. Возможность самореализации как критерий привлекательности выявлен в 7% случаев. Он включает в данной группе стремление быть нужным, найти себя. Члены сообщества выступают критерием его привлекательности лишь в 3% случаев.
Среди школьников также наиболее значимыми в молодежном сообществе являются характеристики группового субъекта и взаимоотношений в группе (69%). Содержательно данный критерий включает взаимопонимание, общение, дружбу, верность, коллективизм, сплоченность, поддержку, единство, благоприятную атмосферу в группе. На втором месте по значимости расположился критерий совместной деятельности, ее цели, содержания, результата (16%). В данной группе он характеризуется активностью в совместной работе, стремлением помогать другим, способствовать развитию группы.
Примерно в равной степени в исследуемой группе значимыми являются члены сообщества (8%) и возможность самореализации (7%).
Полученные результаты были подвергнуты математико-статистическому анализу посредством непараметрического критерия %2. Нами не выявлено статистически достоверных различий в критериях привлекательности просоциальных молодежных субкультур для студентов вуза, колледжа и школьников (%2= 10,342, р>0,05).
Таким образом, мы можем говорить о том, что критерии привлекательности молодежных субкультур просоциальной направленности едины для молодежи, занимающей разный социальный статус (студент вуза, колледжа или школьник).
Заключение. На основе теоретического анализа выдвинутой проблемы и результатов эмпирического исследования нами были сделаны следующие выводы.
Вне зависимости от социального статуса учащейся молодежи (студент вуза, колледжа или школьник) критериями привлекательности молодежных субкультур просоциальной направленности выступают: характеристики группового субъекта и взаимоотношений в группе; совместная деятельность, ее цель, содержание, результат; члены сообщества; возможность самореализации в рамках молодежной субкультуры.
Ключевые характеристики группового субъекта и взаимоотношений в группе как критерий привлекательности для представителей молодежных субкультур просоциальной направленности включает: сплоченность, взаимопонимание, поддержку, доверие, коллективизм, ответственность, честность, дружбу, открытость, взаимовыручку и др.
Ключевые характеристики совместной деятельности как критерия привлекательности для представителей молодежных субкультур просоциальной направленности - совместность в решении групповых задач, творческий характер совместной деятельности, возможность принести пользу группе и другим людям.
Одним из критериев привлекательности просоциальной молодежной субкультуры выступают члены сообщества, которые рассматриваются как единомышленники, члены единой команды, способные на поддержку и взаимопонимание.
Возможность самореализации в рамках молодежной субкультуры просоциальной направленности как критерий ее привлекательности включает возможность саморазвития, поиска и познания себя.
Библиографический список
1. Антонов, Г. В. Современные молодежные субкультуры: педагогические и психологические основания взаимодействия и воспитания / Г. В. Антонов // Ученые записки Орловского государственного университета. - 2019. - № 1(82). - С. 146-150.
2. Богачева, Т. И. Особенности направленности личности лидеров молодежных добровольческих групп / Т. И. Богачева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. - № 4(60). - С. 671-677. -URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4229 (дата обращения: 13.12.2022).
3. Базалева, Л. А. Особенности учебной мотивации подростков, вовлеченных в различные молодежные субкультуры / Л. А. Базалева, А. В. Шашков // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Том 7. - № 6. - С. 44.
4. Беляев, Г. Ю. Молодежные субкультуры и неформальные общности в пространстве социального контакта и взаимодействия с ними образовательных организаций / Г. Ю. Беляев // Наука и мир. - 2015. - № 5-2(21). - С. 51-62.
5. Логвинова, М. И. Социально-психологические условия совместной деятельности современных молодежных групп / М. И. Логвинова // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2021. -№ 4(60). - С. 661-670. - URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get pdf/4228 (дата обращения: 13.12.2022).
6. Новикова, С. А. Роль молодежных субкультур в процессе социализации подростков / С. А. Новикова // Актуальные вопросы современной науки и образования: сборник статей VII Международной научно-практической конференции: в 2 частях, Пенза, 10 января 2021 года. - Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2021. -Часть 2. - С. 173-175.
7. Пахомов, А. П. Методика «Незаконченные предложения» Сакса-Леви как учебное пособие / А. П. Пахомов // Экспериментальная психология. - 2012. - Том 5. -№ 4. - С. 99-116.
8. Овсянников, Д. И. Смысловое наполнение атрибутики просоциальных групп современных подростков / Д. И. Овсянников // Вестник Владимирского государственного университета им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2019. - № 37(56). -С. 139-147.