УДК 316.6
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ ГРУПП
© 2021 М. И. Логвинова
аспирант кафедры психологии e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье предложена и обоснована классификация социально-психологических условий совместной деятельности молодежных групп по двум основаниям. Излагаются и анализируются результаты эмпирического исследования внешних и внутренних социально-психологических условий совместной деятельности молодежных групп (в учебных группах, молодежных субкультурах просоциальной направленности и в молодежной субкультуре киберспортсменов).
Ключевые слова: группа, совместная деятельность, молодежная субкультура, волонтеры, киберспортсмены, условия совместной деятельности.
SOCIO-PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF JOINT ACTIVITY OF MODERN YOUTH GROUPS
© 2021 M. I. Logvinova
Postgraduate Student of the Department of Psychology e-mail: [email protected]
Kursk State University
The article proposes and substantiates the classification of socio-psychological conditions for joint activities of youth groups on two grounds. The results of an empirical study of external and internal socio-psychological conditions of joint activity of youth groups (in study groups, youth subcultures of a pro-social orientation and in the youth subculture of cybersportsmen) are presented and analyzed.
Keywords: group, joint activity, youth subculture, volunteers, cybersportsmen, conditions for joint activity.
Проблема. Интерес социогуманитарных наук к исследованию молодежи остается стабильно высоким с шестидесятых годов двадцатого века, ведь молодежь - наиболее активная и динамичная часть населения нашей страны, именно ей предстоит играть решающую роль в развитии общества и государства в будущем. Изменение социально-экономических условий, культурного контекста, общественно-политического устройства, уровня научно-технического развития не может не сказаться на психологии подрастающего поколения.
Важную роль в становлении личности в подростковом и юношеском возрасте играют малые социальные группы. Выступая для молодежи в качестве референтных сообществ, они способствуют интериоризации групповых норм, ценностей. Именно в них происходит приобретение опыта совместной деятельности, от содержания которой во многом будет зависеть характер межличностных отношений [Петровский
1984]. Социально-психологические условия совместной деятельности молодежных групп не являются константными, как мы полагаем, они в существенной степени зависят от социокультурных факторов.
В современном толковом словаре русского языка условия рассматриваются как «обязательные обстоятельства, предпосылки, определяющие, обусловливающие существование или осуществление чего-либо»; «обстановка, в которой протекает что-либо; среда»; «обстоятельства, при которых совершается что-либо» [Ефремова 2006].
В энциклопедическом словаре по психологии и педагогике под условием понимается «совокупность явлений внешней и внутренней среды, вероятностно влияющих на развитие конкретного психического явления; причем это влияние опосредовано активностью личности, группы людей» [Вербицкий 2013].
Спектр исследований социально-психологических условий различных явлений весьма широк. Так, социально-психологические условия психологической реабилитации военнослужащих исследовались Е.В. Митасовой [Митасова 2004], устойчивости межэтнического брака - Р.А. Багарян [Багарян 2009], личностного самоопределения старшеклассников - Т.А. Шульгиной [Шульгина 2007], преодоление инфантилизма у безработной молодежи - А.А. Серегиной [Серегина 2006] и др.
Несмотря на то что многие исследователи в своих работах обращаются к понятию «социально-психологические условия», оно не является в полной мере разработанным, в частности, остается открытым вопрос о социально-психологических условиях совместной деятельности молодежных групп, что позволило нам обратиться к данной проблематике.
Под социально-психологическими условиями совместной деятельности (далее в тексте СПУ СД) мы понимаем социально-психологические явления внешней и внутренней среды, влияющие на процесс и результат совместной деятельности; особенности обстановки, в которой она осуществляется; обстоятельства ее реализации.
Исходя из определения, мы выделяем два критерия классификации СПУ СД:
1) контекст реализации совместной деятельности (далее в тексте СД);
2) источник возникновения.
В зависимости от контекста реализации СД, можно рассматривать СПУ СД в онлайн-контексте и офлайн-контексте. Ввиду сложившейся в мире ситуации, связанной с пандемией коронавируса, массовым переходом на удаленную работу и дистанционное обучение именно исследование данной группы СПУ СД видится весьма перспективным. В этом русле представляют интерес работы Н.В. Антоновой, М.С. Одинцовой, Н.С. Козловой, А.А. Пылаева и др. [Козлова 2015].
По источнику возникновения мы делим СПУ СД молодежных групп на внешние (связанные со способом организации молодежной группы) и внутренние (связанные с субъектными характеристиками группы и ее членов).
Исходя из способа организации молодежных групп, мы рассматриваем СПУ СД формальных молодежных групп (прежде всего, учебных) и неформальных (на примере молодежных субкультур).
Внутренние СПУ СД с позиции группового субъекта включают такие его характеристики, как уровень развития группы, ее социально-психологические качества (сплоченность, организованность, психологический климат и др.). На уровне индивидуального субъекта особое внимание мы предлагаем уделять направленности личности, ее ценностям, установкам, мотивации, социальной подготовленности и т.д.
Теоретической предпосылкой выделения данной группы условий выступили исследования Л.И. Уманского, А.С. Чернышева, С.В. Сарычева, А.В. Петровского, А.Л. Журавлева, С.Л. Рубинштейна, Т.Д. Марцинковской, Л.Б. Шнейдер, Л.В. Шабанова и др. [Сарычев 2008; Чернышев А.С. и др. 2019].
Исследование социально-психологических условий совместной деятельности молодежных групп видится нам актуальным.
• Исследование внутренних СПУ СД дает углубленное понимание отдельных сторон совместной деятельности и жизнедеятельности групп, что затрагивает острые для общества вопросы (привлечение молодежи к просоциальным видам деятельности; преодоление экстремизма в молодежной среде; безопасное поведение и т.д.); позволяет прогнозировать векторы активности личности в будущем ; ведь включаясь в дальнейшем в иные группы, личность привнесет в них убеждения, взгляды, установки, во многом заложенные именно в подростковом и юношеском возрасте; в молодом возрасте человек находится в процессе личностного и профессионального становления, выявленные отклонения, на наш взгляд, легче скорректировать посредством своевременного психологического воздействия.
• Исследование внешних СПУ СД молодежных групп позволит учитывать в работе с ними специфику их организации. Те методы и приемы, которые уместны и воспринимаются адекватно при работе с формальными группами, у неформальных групп могут не только быть неэффективными, но даже вызывать протестные реакции и агрессию. Неформальные группы, ввиду своей специфики, требуют особого подхода.
• Изучение СПУ СД в онлайн-контексте и офлайн-контексте отвечает требованиям времени: нетождественность виртуального пространства и реального очевидны, при этом социально-психологические феномены находят там свое отражение в специфической форме. В онлайн-пространстве возможны различные по направленности виды деятельности - от добровольческой до преступной.
Программа исследования. Целью исследования является изучение особенностей социально-психологических условий совместной деятельности молодежных групп.
Гипотеза исследования: социально-психологические условия совместной деятельности молодежных групп различаются в зависимости от способа их организации.
Нами были изучены три вида молодежных групп - учебные (академические) группы, а также молодежные группы, относящиеся к субкультуре просоциальной направленности - добровольческие клубы и отряды [Богачева 2020; Логвинова 2021] и молодежные группы, относящиеся к субкультуре киберспортсменов (спортивные команды).
Методический блок исследования включил в себя метод стандартизированного опроса (методика «Карта-схема психолого-педагогической характеристики малой учебной группы», шкала «Психологический климат», Л.И. Уманский, А.С. Чернышев [Чернышев и др. 2021]; методика «Исследование восприятия индивидом группы» (Е.В. Залюбовская); методика «Определение индекса групповой сплоченности Сишора», методика «Самооценка эмоционально-мотивационных ориентаций в межгрупповом взаимодействии» (модифицированный вариант Н.П. Фетискина) [Фетискин и др. 2002]); наблюдение; беседу. Кроме того, были применены методы математической статистики (непараметрический H-критерий Крускала-Уоллиса).
Базой исследования выступили молодежные группы: учебные (обучающиеся ФГБОУ ВО «Курский государственный университет»), молодежные субкультуры просоциальной направленности (далее в тексте МСК ПН) - добровольческие клубы и отряды (ФГБОУ ВО «Курский государственный университет», ОБПОУ «Курский педагогический колледж»), молодежная субкультура киберспортсменов.
Нами было исследовано 9 учебных групп общей численностью 84 человека, средний возраст исследуемых - 18 лет, 24% составляют юноши, 76% - девушки. Для выравнивания исследуемых групп по возрасту были изучены учебные группы студентов в конце первого года обучения в вузе. Также нами было исследовано
3 молодежные группы, представляющие собой МСК ПН, средний возраст респондентов - 18,4 года, 34% составляют юноши и 66% - девушки, всего 47 человек. Молодежная субкультура (далее в тексте МСК) киберспортсменов представлена 21 респондентом, все они - представители мужского пола, средний возраст 17,2 года. Общий объем выборки составил 152 человека.
Если выделение учебных групп не составило затруднения ввиду их официального статуса, то принадлежность группы к молодежным субкультурам устанавливалась нами в ходе анализа внешних и внутренних признаков молодежной субкультуры, выделенных в психологической научной литературе, а также в смежных дисциплинах.
Отметим, что все группы, включенные в выборку исследования как МСК ПН, соответствуют определению (это молодежные группы, члены которых объединились на основе общих внеучебных интересов, демонстрируют ориентацию на просоциальное поведение, включены в добровольческую деятельность, имеют внешние признаки отличия).
МСК киберспортсменов выделяется на фоне других групп определенным стилем жизни, способами организации досуга, внутригрупповыми нормами, ценностями, имеет ярко выраженный сленг.
Согласно представленной выше классификации, нами были изучены некоторые внешние и внутренние СПУ СД.
Кратко охарактеризуем внешние социально-психологические условия совместной деятельности в исследуемых группах.
Подчеркнем, что совместная деятельность в исследуемых группах содержательно различается. Так, в учебных группах преобладающая совместная деятельность носит учебный характер, в МСК ПН и МСК киберспортсменов -внеучебный. Однако в МСК ПН совместная деятельность является социально полезной (волонтерство), а в МСК киберспортсменов имеет социально-нейтральную ориентацию (тренировочная и соревновательная деятельность).
Свою специфику имеет и композиция молодежных групп. Так, члены учебных групп примерно одного возраста. МСК менее однородны по этому показателю, в частности, МСК ПН образуются обучающимися одной образовательной организации разного возраста (младшие и старшие курсы). МСК киберспортсменов имеет наибольший разброс в возрасте своих представителей, включая как школьников, так и студентов, а также работающую молодежь (частично).
Помимо этого, состав учебных групп является достаточно постоянным и претерпевает только отдельные изменения за период функционирования группы. Состав молодежных групп, представляющих МСК, является значительно менее постоянным: выделяется относительно постоянное ядро и достаточно быстро сменяемая периферия. Мы это связываем со спецификой МСК, которые рассматриваются молодежью как поле для самореализации, поиска себя, что обеспечивает некоторую «текучесть кадров».
МСК ПН и учебные группы сходны в том отношении, что они функционируют на базе образовательной организации и в определенной степени зависимы от нее. Однако в МСК ПН эта зависимость существенно ниже, она представлена наличием куратора из числа педагогов (преподавателей), который выполняет координирующую функцию, в некоторых случаях наблюдается система материальной поддержки в плане ресурсов для обеспечения совместной деятельности (например, канцелярские принадлежности, раздаточный материал для проведения акций).
Учебные молодежные группы отличает также то, что их деятельность строго регламентирована нормативно-правовыми актами, существует система прав и
обязанностей, за невыполнение которых предписано использование формальных санкций. Деятельность МСК ПН значительно меньше регламентирована, выход из сообщества, так же как и включение в него, являются свободными. Несмотря на то что в группах также действует система санкций, однако они носят преимущественно неформальный характер. Деятельность МСК киберспортсменов из исследуемых молодежных групп в наименьшей мере регламентирована, при этом неформальные санкции (например, вербальная агрессия) выражены в наибольшей степени.
Таким образом, внешние СПУ СД в исследуемых группах в определенной степени различны.
Также нами были исследованы следующие внутренние СПУ СД молодежных
групп:
- психологический климат;
- сплоченность;
- направленность личности в восприятии группы;
- общий уровень благоприятности межгруппового взаимодействия.
Исследование данных СПУ СД видится нам актуальным в связи с следующими
обстоятельствами.
• Психологический климат и сплоченность неоднозначно влияют на ход осуществления совместной деятельности на уровне группового субъекта [Чернышев и др. 2019].
• Обращение к изучению направленности личности в восприятии группы позволяет проследить, как воспринимает молодежь группу в изменившихся с советских времен социально-культурных условиях.
• Теоретический анализ показал, что потенциально МСК могут стремиться к конфронтации с другими группами, что неминуемо скажется на совместной деятельности групповых субъектов; требует уточнения и вопрос относительно ориентации учебных групп в межгрупповом взаимодействии, что определило интерес к исследованию общего уровня благоприятности межгруппового взаимодействия.
Результаты исследования. Проанализируем результаты, полученные при исследовании психологического климата (рис. 1).
90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
высокий выше среднего средний низкий
■ учебные группы МСК ПН ■ МСК киберспорта
Рис. 1. Исследование психологического климата как СПУ СД в молодежных группах
Как следует из данных, представленных на рисунке 1, в учебных группах преобладает уровень развития психологического климата выше среднего (56%), в МСК ПН - высокий (81%), а в МСК киберспортсменов примерно в равной степени представлены высокий уровень и уровень выше среднего. Во всех исследованиях не выявлен низкий уровень развития исследуемого референта, а в МСК ПН не выявлен даже средний уровень. В целом, по нашему мнению, это свидетельствует о психологически благоприятной обстановке, сложившейся в исследуемых группах, наиболее благоприятной она является в МСК ПН.
Результаты, полученные в ходе исследования сплоченности, представлены на рисунке 2.
60%
высокий выше сред. средний ниже сред. низкий
■ учебные группы ■ МСК ПН ■ МСК киберспорта Рис. 2. Исследование сплоченности как СПУ СД в молодежных группах
Говоря о сплоченности в исследуемых молодежных группах, отметим, что полученные результаты менее дифференцированы, при этом в МСК ПН и МСК киберспортсменов преобладает высокий уровень индекса сплоченности (50% и 52% соответственно), а в учебных группах - выше среднего (46%), ни в одной из групп не выявлен низкий уровень, уровень ниже среднего фиксируется крайне редко (1% в учебных группах).
Таким образом, молодежные группы различного вида могут быть достаточно сплоченными, в наибольшей мере это касается представителей МСК вне зависимости от направленности.
Рассмотрим результаты исследования направленности личности в восприятии группы (рис. 3).
Рис. 3. Исследование направленности личности в восприятии группы как СПУ СД молодежных групп
Отмечаем, что в учебных группах примерно в равной степени наблюдается проявление коллективистской (50%) и индивидуалистической (48%) направленности. В МСК ПН ведущей является коллективистская направленность (84%), она же преобладает и в МСК киберспортсменов (73%). При этом наименее часто встречающейся направленностью в восприятии группы является прагматическая (от 2% в учебных группах до 14% в МСК киберспортсменов).
Таким образом, в отличие от МСК, в учебных группах в значительной мере проявляется индивидуализм в восприятии группы ее членами.
Завершим анализ СПУ СД молодежных групп, представив результаты исследования общего уровня благоприятности межгруппового взаимодействия (см. рис. 4).
70% 63%
выс. степ. ср. степ. низк. степ. низк. степ. ср. степ. выс. степ, благопр. благопр. благопр. неблаг. неблагопр. неблагопр.
■ учебные группы ■ МСК ПН ■ МСК киберспорта
Рис. 4. Общий уровень благоприятности межгруппового взаимодействия как СПУ СД молодежных групп
Как следует из данных, представленных на рисунке 4, в учебных группах преобладает низкая степень благоприятности межгруппового взаимодействия (54%), в
МСК ПН - высокая степень благоприятности (47%), в МСК киберспортсменов -средняя степень благоприятности (63%).
Неблагоприятность межгруппового взаимодействия во всех исследуемых группах практически не представлена (8% в учебной группе, 2% в МСК ПН и 12% в МСК киберспортсменов). В целях проверки выдвинутой гипотезы исходные данные были подвергнуты нами математико-статистической обработке при помощи непараметрического Н-критерия Крускала-Уоллиса. Полученные результаты представлены в таблице.
Результаты математико-статистического анализа на основе Н-критерия Крускала-Уоллиса (п=152)
Эмпирический референт Значение критерия Уровень значимости
Психологический климат Н=28,830 р<0,001
Сплоченность Н=6,081 р<0,05
Коллективистская направленность Н=29,523 р<0,001
Индивидуалистическая направленность Н=37,013 р<0,001
Прагматическая направленность Н=5,012 р>0,05
Общий уровень благоприятности межгруппового взаимодействия Н=10,104 р<0,05
Согласно результатам, отраженным в таблице, в молодежных группах выявлены статистически достоверные различия практически во всех обозначенных СПУ СД (за исключением прагматической направленности, которая почти не представлена). Таким образом, молодежные группы (учебные, МСК ПН и МСК киберспортсменов) различаются по уровню развития психологического климата, индексу сплоченности, представленности в них коллективистской и индивидуалистической направленности в восприятии группы, а также общему уровню благоприятности межгруппового взаимодействия.
Заключение. На основе результатов, полученных в ходе теоретического и эмпирического исследования, мы можем сделать следующие выводы.
• В психологической науке проблема изучения социально-психологических условий совместной деятельности молодежных групп является актуальной и не в полной мере разработанной.
• Под СПУ СД следует понимать социально-психологические явления внешней и внутренней среды, влияющие на процесс и результат совместной деятельности; особенности обстановки, в которой она осуществляется; обстоятельства ее реализации.
• СПУ СД молодежных групп можно классифицировать по различным основаниям, в частности исходя из контекста ее реализации, а также источника возникновения.
• Современные молодежные группы могут различаться по способу организации. В частности, существуют формальные и неформальные молодежные группы, среди неформальных групп научный интерес представляют МСК ввиду своей субъективной значимости для подростков и юношей.
• МСК не являются однородными, они, в свою очередь, могут классифицироваться в связи со спецификой поведения ее членов на просоциальные, актисоциальные и социально-нейтральные (асоциальные).
• Установлено, что учебные группы, СК ПН и МСК киберспортсменов (социально-нейтральная МСК) имеют существенные различия в таких социально -психологических условиях совместной деятельности, как психологический климат,
сплоченность, общий уровень благоприятности межгруппового взаимодействия, направленность личности в восприятии группы.
• Для учебных групп характерны следующие проявления СПУ СД: уровень развития психологического климата выше среднего; индекс сплоченности выше среднего; сочетание коллективизма и индивидуализма в восприятии группы; низкая степень благоприятности межгруппового взаимодействия.
• Для МСК ПН характерны: высокий уровень развития психологического климата; высокий и выше среднего значения индекса сплоченности; коллективизм в восприятии группы; высокая степень благоприятности в межгрупповом взаимодействии.
• В МСК киберспортсменов выявлены следующие СПУ СД: высокий и выше среднего уровни развития психологического климата; высокие значения индекса сплоченности; коллективизм в восприятии группы; средняя степень благоприятности межгруппового взаимодействия.
• Особый интерес представляет то, что в МСК киберспортсменов общий уровень благоприятности межгруппового взаимодействия выше, нежели в учебных группах (среднее арифметическое в учебных группах - 12, в МСК киберспортсменов -18). Данный факт удивителен в силу специфики совместной деятельности исследуемого сообщества - ее ярко выраженного соревновательного характера, который, однако, не накладывает существенного отпечатка на ориентации в межгрупповом взаимодействии. Учебные группы, включенные в воспитательную систему образовательной организации, оказываются менее ориентированными на межгрупповое взаимодействие. Размышляя над возможной причиной данного явления, мы пришли к выводу о том, что киберспортсмены тесно взаимодействуют внутри микрогруппы (команды), а также постоянно взаимодействуют с другими командами, в том числе и командами соперников. Учебные группы более обособлены и не имеют такого богатого опыта межгруппового взаимодействия.
Полученные результаты послужили основанием для разработки научно-практических рекомендаций, направленных на эффективное взаимодействие с представителями молодежных субкультур просоциальной направленности:
✓ Организации, на базе которой функционирует сообщество, не следует открыто вмешиваться в его деятельность, так как это может повлечь снижение мотивации его членов, более эффективным будет опосредованное воздействие через координацию коллективных действий, сотрудничество.
✓ Педагогическим работникам, выступающим кураторами неформальных просоциальных объединений, необходимо способствовать постоянному включению их членов в различные виды совместной деятельности (предлагать участвовать в проектах, акциях, форумах и т.д.), так как без объединяющей совместной деятельности сообщество не будет эффективно функционировать и может прекратить свое существование.
✓ Мотивация вступления в подобные сообщества в ряде случаев обусловлена стремлением уйти от одиночества, обрести новых друзей, преодолеть внутриличностные конфликты, компенсировать за счет новой группы свой низкий статус в других сообществах. Поэтому для такой молодежи будет полезным участие в развивающих занятиях, направленных на гармонизацию личностного развития (развитие коммуникативной, эмоционально-волевой сфер личности).
Библиографический список
Багарян Р.А. Социально-психологические условия устойчивости межэтнического брака: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тамбов, 2009. 23 с.
Богачева Т.И. Добровольческая деятельность как ресурс личностного развития молодежи // Проблемы и перспективы развития современной гуманитаристики: педагогика, методика преподавания, филология, организация работы с молодежью. Материалы международного форума. 2020. С. 16-20.
Вербицкий А.А. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru/19183 (дата обращения: 11.07.2021).
Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/259700/Условия (дата обращения: 11.07.2021).
Козлова Н.С. Коллективный субъект как среда проявления жизнедеятельности личности // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. №2. С. 56-58.
Логвинова М.И. Направленность личности и группы представителей просоциальных молодежных субкультур // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2021. № 2 (58). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3991/(дата обращения: 12.10.2021).
Митасова Е.В. Социально-психологические условия психологической реабилитации раненых военнослужащих в медицинских учреждениях МО РФ: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 21 с.
Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. №4. C. 15-30.
Психология лидерства: лидерство в социальных организациях: учебное пособие для вузов / А. С. Чернышев [и др.]; под общ. ред. А. С. Чернышева. М.: Юрайт, 2021. 159 с.
Сарычев С.В. Социально-психологические факторы надежности малых групп в различных социальных условиях: автореф. дис. ... докт. психол. наук. Курск, 2008. 42 с.
Серегина А.А. Социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2006. 26 с.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490 с.
Чернышев А.С., Сарычев С.В., Гребеньков Н.Н. Параметрическая теория малых групп и коллективов. Курск: Курск. гос. ун-т, 2019. 264 с.
Шульгина Т. А. Социально-психологические условия личностного самоопределения старшеклассника: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Курск, 2007. 23 с.