Научная статья на тему 'Формирование общественной активности учащейся молодежи'

Формирование общественной активности учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
277
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ / МОЛОДЕЖЬ / ЦЕННОСТИ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Беляева Е. В., Галкина Н. А.

В статье рассматривается проблема формирования общественной активности учащейся молодежи. Дается анализ результатов исследования особенностей общественной активности, что позволяет вырабатывать психологические условия её формирования в молодежной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Беляева Е. В., Галкина Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование общественной активности учащейся молодежи»

УДК 159.9

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

© 2019 Е. В. Беляева1, Н. А. Галкина2

1канд. психол. наук, доцент кафедры психологии, e-mail: lena-bel@yandex. ru

2канд. психол. наук, доцент кафедры психологии, e-mail: nadezhda.galkina2()19 a mail.ru

Курский государственный университет

В статье рассматривается проблема формирования общественной активности учащейся молодежи. Дается анализ результатов исследования особенностей общественной активности, что позволяет вырабатывать психологические условия её формирования в молодежной среде.

Ключевые слова: общественная активность, молодежь, ценности, самоопределение, совместная деятельность.

Молодежь является специфической социально-демографической группой в общественной структуре с присущими только ей определенного рода признаками: возраст, поведение, духовные ценности, интересы, направленность деятельности, способ взаимодействия и т.д. [Агеев 1990]. Период юности - это период самоопределения. Самоопределение - социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое - составляет основную задачу юношеского возраста. Юноши и девушки активно включаются в систему социальных взаимоотношений и на определенном этапе своего развития становятся объектом или субъектом общественного воздействия.

По мнению отечественных психологов, наиболее гармоничное и духовно обогащенное развитие личности молодого человека происходит в группе, а именно путем её включения в такие условия, где формируется способность группы проявлять различные формы общественной активности - главного признака коллективного субъекта.

Анализ теоретических источников по проблеме общественной активности показал, что формирование данного феномена невозможно без определения группы как коллективного субъекта. На наш взгляд, наиболее показательным примером формирования коллективного субъекта может служить школа молодежных лидеров «Комсорг» и реализуемая в ней форма психологической помощи - социальное обучение. Созданный известным ученым-психологом Л.И. Уманским и его учениками, «Комсорг» воспитал более 30 тысяч талантливых руководителей для различных сфер народного хозяйства.

В условиях социального расслоения общества, неоднородности социального окружения наиболее актуальным является создание развивающих социальных сред (социальных оазисов), адекватных субъектной природе развивающегося человека. Благотворное влияние социальных сред раскрывается через введение социального обучения как наиболее оптимальной формы психологической помощи молодёжи. Как системообразующий фактор в данном случае выступает развивающая социальная среда

(социальный оазис) и соответствующая ей форма психологической помощи -социальное обучение.

Результаты, полученные в ходе исследований ценностных ориентаций и особенностей мироощущения молодежи И.В. Дубровиной, Н.А. Журавлевой, С.В. Кривцовой, а также сотрудниками кафедры психологии Курского государственного университета, говорят о том, что большое количество современных молодых людей не принимает идею жизни в социально обогащенной среде, демонстрирует привычку к месту проживания, сложившемуся далеко не совершенному образу жизни.

Такое мироощущение складывалось у молодых людей с отставанием в личностном развитии, особенно в сфере смыслообразующих качеств: ценностях, целях, содержании и стиле жизни. Если же представители этой категории попадали в социально обогащенную среду, то они испытывали психологический дискомфорт и некоторые проблемы в адаптации к новой среде. Для снятия этой проблемы были предприняты меры по разработке особого способа работы с подобными ситуациями -введение в образовательный процесс нового, специфичного для развивающей социальной среды направления - «социальное обучение». Это способствует снятию проблемы адаптации молодежи к необычной социальной среде и определенной подготовке к полному использованию её возможностей.

Это обусловлено прежде всего недостаточной развитостью социальных умений у современных подростков и юношей. Неспособность наладить контакт со сверстниками и особенно со взрослыми, сложности во внутригрупповом взаимодействии, отсутствие представлений о способах внутригрупповой саморегуляции - все это порождает неадекватные защитные реакции молодых людей.

Социальное обучение - это формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных общественно значимых целей.

Общественная активность включает в себя целый ряд различных феноменов, обусловленных формами совместной деятельности. Кроме того, совместная активность является определяющим признаком в характеристике коллективного субъекта, что имеет большое значение при его подробном анализе. К различным формам общественной активности можно отнести следующие: общение и взаимодействие в группе (включая диаду), групповые действия, совместную деятельность, групповые отношения, групповое поведение, межгрупповые отношения и взаимодействия и т.п. Изучение особенностей общественной активности позволяет вырабатывать психологические условия её формирования в молодежной среде. Всё это и обусловливает задачи нашего исследования.

Исследование проводилось на реальных студенческих и ученических группах. Так как цель исследования заключалась в выявлении некоторых социально-психологических условий совместной активности учащейся молодежи, то объектом исследования выступили особенности проявления её у учащейся молодежи. В качестве выборки исследования выступили группы с разной степенью проявления общественной активности, обусловленной совместной деятельностью. Всего в исследовании выступили 150 респондентов, которые составили три группы юношеского возраста по 50 человек.

Группу с минимальным проявлением совместной активности составили учащиеся девятых классов (в возрасте 15-16 лет) школы № 51 г. Курска (50 человек). Педагогами и психологами исследуемые классы были оценены как наиболее проблемные. Особенно страдает дисциплина, имеются ярко выраженные дезорганизаторы, часто направляющие действия учащихся в антиобщественном русле.

Ребят связывает только учебная деятельность, классы не имеют какой-либо профилирующей направленности, групповая деятельность плохо развита и практически отсутствует.

В исследовании принимали участие волонтерские группы, состоящие из студентов Курского государственного университета (50 человек в возрасте 20-21 года). Данные группы уже не один год принимают участие в волонтерской деятельности, имеют устоявшийся актив, способный быстро организовать группу в случае необходимости. Исходя из этого группы могут быть определены как коллективные субъекты, обусловленные проявлением различных форм общественной активности.

Кроме того, для получения более достоверных результатов были взяты участники профильной смены УОДЦ «Магистр» в возрасте от 15 до 17 лет (50 человек). Смена, во время которой проводилось исследование, была профильной, ребята являлись призерами всероссийских олимпиад, активными деятелями различных молодежных организаций. Специфика данных групп заключалась в том, что молодежные коллективы являлись временными, сформированными в особых условиях - развивающей социальной среде, которая отличается более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности, общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания [Чернышев и соавт. 2010]. В связи с этим молодые люди подвергались особой форме воздействия -социальному обучению - процесс формирования знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей [Чернышев и соавт. 2007]. Особенностью данного коллектива является то, что процесс преобразования группы в коллектив происходит в минимально короткие сроки, адаптация к новой среде значительно ускоряется, совместная деятельности значительно интенсивнее и насыщенней, более выражены коллективные формы работы. Для каждого молодого человека такой коллектив - это новая социальная ситуация в его жизни. Здесь, в отличие от других коллективов, он почти круглосуточно находится в окружении своих товарищей, интенсивно общается с ними, активнее проявляет себя как личность в системе межличностных отношений и совместной деятельности. Наше исследование проводилось уже в конце смены, поэтому исходя из вышеизложенных условий, можно сказать, что группа уже сформировалась и представляет собой активного участника общественной активности.

Исследование вышеописанной выборки определило следующие этапы:

1. Диагностика школьных коллективов.

2. Диагностика волонтерских организаций.

3. Диагностика участников КРОМО «Магистр».

Каждый этап исследования был направлен на выявление определенных условий общественной активности учащейся молодежи. Для этого в качестве основных нами применялись проективная методика неоконченных предложений «Удовлетворенность жизнью», метод нестандартизированного интервью, наблюдение, элементы естественного эксперимента.

Проективная методика «Удовлетворенность жизнью» была разработана И.В. Дубровиной и сотрудниками для изучения восприятия среды обитания. Использование методики незаконченных предложений позволило выявить характер мироощущения испытуемых, под которым понимается образ мира, сформированный в сознании испытуемых. Анкета представляет собой 26 фраз, которые необходимо закончить в свободной форме.

Методика нестандартизированного интервью представляет собой опросник, включающий в себя шесть открытых вопросов, направленных на выявление специфики

представлений о совместной, командной деятельности как ценности, включенности в нее.

Данные, полученные с помощью методики незаконченных предложений, разработанной И.В. Дубровиной, позволили выявить характер мироощущения испытуемых, а также различия по ряду показателей, прямым образом связанных с проявлением совместной активности испытуемых групп.

В целом можно отметить, что наблюдается общая положительная картина ответов. Так, окончания предложений : «Самое главное для меня...», «Родной дом -это...», «Больше всего мне на свете необходимо.», «В моей жизни мне больше всего нравится.», «Мне становится хорошо, когда я думаю о.», «Самое главное для меня.», «Я живу в этом городе потому, что.» - носили преимущественно положительный характер, определяющий позитивную направленность мироощущения опрашиваемых. На первое место молодые люди ставили семейные ценности (особенно представители волонтерских организаций), свой образ жизни, друзей, учебную деятельность. Однако имеются и некоторые расхождения в ответах респондентов разных групп, в частности наличие негативных оценок по некоторым утверждениям в группе школьников. Например, в пункте «Я чувствую себя счастливым там, где живу, потому что.» небольшой процент школьников ответили, что не чувствуют себя счастливыми (4%). Достаточно высокий уровень отрицательных оценок был получен при подсчете ответов на вопрос «Когда я смотрю вокруг, я вижу.»: 20% школьников дали ответ «Много отрицательного», тогда как в двух других группах («Магистр» и волонтеры) негативных ответов не наблюдалось (рис. 1):

Рис. 1

Данные показатели говорят о некотором неблагоприятном восприятии окружающей действительности, наличии отрицательных оценок происходящего вокруг, что опосредовано возможными внутренними переживаниями, неудовлетворенностью своей жизнедеятельностью, окружающей средой.

Отношение испытуемых к своему родному городу, к конкретному и постоянному месту своего проживания мы выясняли путем анализа суждений, полученных в результате завершения фразы: «Мой город (село) замечателен тем, что.». Установлено, что у всех испытуемых сложилось положительное или амбивалентное отношение к родному городу. Каждый из опрашиваемых нашел положительные стороны в месте своего жительства. Однако заметно различается процентное соотношение ответов каждой из групп. Полученные данные представлены ниже на рисунке 2.

80% 60% 40% 20% 0%

ш

волонтеры школьники Магистр

Т7

положительная

I амбивалентная

отрицательная

Рис. 2

Подобная картина наблюдается и в ответах на вопрос: «Родной дом - это...» (рис. 3):

Рис. 3

Из приведенных выше данных можно заметить, что большинство ответов группы школьников в первом случае (рис. 2), не проявляющих совместной активности, имеют амбивалентный характер (56%), тогда как ответы волонтеров и отрядов «Магистра» явно выделяются положительными оценками (66% и 70% соответственно) своего места жительства. Во втором случае картина схожа: волонтеры - 100%, «Магистр» - 92%, обычные школьники - 34% положительных оценок. Негативных оценок не наблюдалось ни в одной из представленных групп. Можно говорить о том, что среди школьников превалирует несколько равнодушное, безоценочное отношение к своему городу, малой родине. Данное обстоятельство может вытекать из положений, указанных выше. Нами было показано, что среди школьников выявлен достаточно большой процент негативного отношения к окружающей действительности (20% негативных утверждений на вопрос «Когда я смотрю вокруг себя, я вижу.»). Сопоставляя эти данные с результатами, указанными на рисунках 2, 3, можно сказать, что при негативном видении действительности ценность места своего жительства, родного города значительно теряется, чем и вызывается равнодушное отношение к нему.

Несмотря на явное преобладание положительных суждений о родном городе, большинство активистов «Магистра» и волонтерских организаций хотят в будущем его покинуть, сменить место жительства (рис. 4.):

Распределение ответов респондентов на вопрос «Если бы я мог выбирать, то после окончания школы: а) уехал; б) остался»

Рис. 4

На рисунке видно, что подавляющее большинство активистов молодежных организаций стремятся покинуть родной город (волонтеры - 80%, «Магистр» - 92%), тогда как только небольшая часть школьников поддерживают их в этом (28%). Основными аргументами в пользу отъезда у исследуемых волонтеров и воспитанников «Магистра» явились утверждения о том, что в их сегодняшнем месте жительства отсутствуют возможности для полноценной самореализации, стремление получить новые впечатления. Большинство обычных школьников мотивировали свое желание остаться в родном городе привязанностью к семье, к месту своего рождения. Данный факт объясняется высокой социальной мобильностью молодежи, способной к проявлению совместной активности, достаточно быстрой адаптацией к изменяющимся внешним условиям, умением организовать себя и окружающих в ситуации неопределенности.

Интересные данные были выявлены при анализе ответов на вопрос: «Я надеюсь.». Среди респондентов наблюдается такая тенденция: в группах волонтеров и воспитанников «Магистра» преобладает направленность на себя, свои силы и возможности (38% и 36% соответственно), в то время как у школьников самым популярным ответом был: «На лучшее» (26%) (рис. 5).

Распределение ответов респондентов на вопрос: «Я надеюсь...»

40% 30% 20% 10% 0%

1

П ■ ■

¡114

Г

волонтеры школьники Магистр

на лучшее

I получить, продолжить образование реализацию своих

возможностей

Рис. 5

Анализ наиболее популярных ответов демонстрирует уровень самостоятельности каждой из групп, уверенность в собственных силах, стремление к самосовершенствованию. Как уже было сказано выше, наиболее развиты данные качества у представителей волонтерских организаций и молодых людей КРОМО «Магистр». Данная позиция отражает стремление молодых людей к изменению внешней среды, уверенность в том, что они смогут самостоятельно многого добиться, не ища внешних причин собственных неудач и достижений.

В пункте «Я хочу.» среди школьников и ребят из «Магистра» наблюдается несколько эгоистическая направленность (82% - «Магистр, 78% - школьники), самые распространенные ответы: «.добиться успеха», «.реализовать свои планы», «.личного счастья». Гораздо меньший процент тех же групп имеет направленность на близких людей (18% - «Магистр», 16% - школьники), которая выражается в ответах: «.счастья для окружающих людей», «.быть полезным близким людям». Кроме того, среди ответов обычных школьников присутствовали некоторые негативные высказывания: «.ничего», «.бросить школу» (6%). Отличными явились ответы волонтеров: большинство ответов отражали стремление помочь другим людям (54%) (рис. 6):

Рис. 6

Этот факт объясняется спецификой деятельности волонтерской группы, которая, собственно, и заключается в добровольном предоставлении форм гражданского участия, направленного на общественное благо. Что касается респондентов других групп, то подобное стремление характерно для молодых людей данного возраста, обучающихся в школе. Возрастные особенности, период окончания школы, завышенный уровень притязаний способствуют желанию молодых людей быть успешным. Хотя в реальных действиях по реализации намеченных планов группа школьников отличается некоторой пассивностью, в отличие от ребят из «Магистра», стремящихся к активной социальной позиции, активному преобразованию окружающей действительности.

Также следует отметить особенности ответов респондентов на вопрос: «В школе (университете и др.) меня больше всего радует.». Все ответы для большей наглядности представлены на рисунке 7.

Рис. 7

Из представленных данных видно, что среди школьников самым популярным был ответ «столовая» (36%), тогда как учебный процесс привлекает лишь незначительную часть респондентов этой группы (6%). Для сравнения заметим, что как приоритетную учебную деятельность определяют 44% активистов «Магистра». Подобное соотношение объясняется особенностями выборки: отряды КРОМО «Магистр» состояли из молодых людей, являющихся призерами различных всероссийских олимпиад. Ребята заинтересованы, высоко мотивированы в этом виде деятельности, стремятся улучшить свои результаты, поэтому подобный ответ и оказался одним из самых популярных, при сведении к минимуму выбора ответа «культурно-массовые мероприятия» (2%). Низкий уровень привлекательности учебной деятельности среди школьных групп объясняется малой заинтересованностью учащихся в достижении высоких показателей в учебе. Несколько равнодушное отношение к окружающей действительности, удовлетворенность тем, что имеется, низкая сформированность основ жизненного самоопределения и формируют пассивную жизненную позицию, отсутствие реальных действий для достижения большего успеха. Для представителей волонтерской организации учебный процесс не является ведущим (20%). Как было указано выше, представители волонтерской организации являлись студентами вуза, для которых учеба опосредуется отношениями с другими участниками учебного процесса в ходе совместной деятельности, и от характера этих межличностных отношений в определенной мере и зависит результат учебной деятельности. Культурно-массовые мероприятия по сравнению с другими группами респондентов у волонтеров выглядят более привлекательно (10%, тогда как у школьников - 8%, участников смены «Магистр» - 2%), что характеризует активную позицию как по отношению к учебной, так и общественной деятельности ребят. Распределение ответов, касающихся общения в учебной группе или классе, имеет примерно равное значение (волонтеры -24%, школьники - 28%, «Магистр» - 24%), и, судя по показателям, общение занимает важное место в жизни представителей каждой группы. Данный факт обусловлен возрастными особенностями респондентов, когда общение со сверстниками является значимым условием нормальной жизнедеятельности молодых людей.

Распределение ответов на остальные вопросы анкеты не имело особых расхождений и носило в целом позитивный характер при наличии амбивалентных показателей.

Обобщая вышеперечисленные данные, полученные с помощью методики неоконченных предложений, можно сказать, что имеются некоторые различия по ряду

показателей в разных группах респондентов. Некоторая схожесть в ответах наблюдается у представителей КРОМО «Магистр» и активистов волонтерских организаций, которую можно определить как ценностно-орентационное единство -основной показатель сплоченности группы. Группа обычных школьников имеет заметные отличия в мироощущении, взгляде на привычную среду обитания, стремлении к успеху, активной гражданской позиции, заинтересованности в определенном виде деятельности. У представителей волонтерской организации и молодых людей из «Магистра» эти показатели значительно выше.

Для получения более подробных данных о некоторых психологических условиях общественной активности изучаемых групп мы посчитали возможным применить нестандартизированное интервью для выявления специфики представлений о совместной деятельности как ценности, включенности в нее каждого члена группы.

Наиболее значимые, отложившиеся в памяти мероприятия для всех групп респондентов мы изучали с помощью анализа ответов на вопросы опросника: «Какие из событий последних двух лет тебе больше всего запомнились? Какие из них ты хотел бы повторить?».

Полученные данные позволили выявить некоторые различия среди особенно запомнившихся событий. Особенно выделяющимся является приоритет воспоминаний школьников об отдыхе, каникулах (66%), тогда как подобных ответов среди респондентов двух других групп значительно меньше (30% - волонтеры, 18% -«Магистр»). Это объясняется отсутствием представлений у школьников об активных формах деятельности как значимой для них ценности. В противовес подобной позиции, наиболее запомнившиеся события, связанные с учебной деятельностью, характерны для воспитанников КРОМО «Магистр» - 38%, волонтеры по данному показателю несколько уступают - 18%, среди школьников подобных ответов не оказалось. Культурно-массовые мероприятия и общественная работа наиболее значимыми явились для представителей волонтерской организации - 48% упоминаний при более низких или совсем отсутствующих показателях у других опрашиваемых («Магистр» -16%, школьники - 0%). Незначительный процент респондентов указал на такие события, как спортивные соревнования («Магистр» - 10%, школьники - 2%, волонтеры - 4%). Также следует заметить, что 12% школьников говорят об отсутствии каких-либо запоминающихся фактов в своей жизни за последние два года, 10% респондентов данной группы затрудняются ответить. Обобщая полученные результаты, можно сказать, что наиболее широкий спектр различных форм деятельности представлен в общественно активных группах: представители КРОМО «Магистр» и волонтеры.

Кроме того, для выявления определенных социально-психологических условий общественной активности учащейся молодежи нам представляется целесообразным изучить уровень включенности в командную деятельность представленных в исследовании групп, а также уровень психологического единства относительно оценки роли участников командной деятельности. Для этого нами были обработаны ответы испытуемых на вопросы «Доводилось ли тебе работать в команде? Если да, то как ты оцениваешь успешность своей команды?» и «Как ты считаешь, чего не хватает твоей команде для полного успеха?». В итоге были получены следующие данные: среди групп волонтеров и воспитанников «Магистра» 100% отвечающих указали на свою задействованность в командной работе, в отличие от школьников, у которых 46% респондентов не принимали участия в деятельности команды.

Та часть школьников, которая принимала участие в работе команды (54%), по большей части оценивают свою деятельность как отличную (20%) и хорошую (24%), в то время как в то время как 10 % - как не очень успешную. Большинство активистов «Магистра» (52%) оценили свою деятельность как очень успешную и успешную по ряду

причин: успех достигался благодаря сплоченности, если никто не стремился к лидерству. Также, 16% опрошенных ответили, что команда работала с «переменным успехом»; 12% -«на пути к успеху»; 12% - «нормально»; 4% - «не очень успешна, так как мы мешаем друг другу». Что касается волонтерских коллективов, то их ответы несколько схожи с данными ребят из «Магистра»: 36% -достаточно успешна, 22% - с переменным успехом, 20% -успешны тогда, когда есть взаимопонимание, 16% - успешна при хорошем руководстве, 6% - не очень успешна. Несколько более высокие результаты респондентов «Магистра» связаны с их активным включением в развивающую социальную среду, в которой они приобретают богатый опыт командной деятельности, постоянно находясь в социуме с более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, в эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосфере сотрудничества и созидания [Чернышев 2007].

Схожие результаты в процентном соотношении были получены при анализе ответов на вопрос: «Как ты считаешь, чего не хватает твоей команде для полного успеха?». Самыми популярными ответами являлись: «упорства, целеустремленности, уверенности в себе» (волонтеры - 28%, школьники - 10%, «Магистр» - 22%); «взаимоуважения, взаимопомощи, взаимопонимания» (волонтеры - 32%, школьники -4%, «Магистр» - 22%); «сплоченности» (волонтеры - 10%, школьники - 12%, «Магистр» - 24%). 46% школьников не работали в команде, 4% затруднились ответить.

Такое неравное соотношение среди ответов испытуемых обусловлено недостатком включенности учащихся обычной школы в совместную активность, отсутствием социального обучения в условиях развивающей социальной среды, которые невозможно создать и полноценно реализовать в рамках школьного обучения.

В целом можно сказать, что представители волонтерской организации и принимавшие участие в исследовании отряды КРОМО «Магистр» обладают более высоким социальным опытом, способны критически оценивать работу своей команды, видеть возможные минусы в её деятельности находить оптимальные пути решения возникающих проблем.

Результаты исследования позволили нам определить ряд условий, которые имеют доминирующее значение в формировании общественной активности учащейся молодежи. Данные условия, оказывающие влияние на выработку различных форм общественной активности в молодёжных группах представлены в особенностях мироощущения, специфике социальной среды, мотивационных установок, гражданской позиции, а также в специфике представлений о совместной деятельности как ценности.

Библиографический список

Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 240 с.

Беляева Е.В., Галкина Н.А. Становление карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 2 (50).

Чернышев А.С., Лобков Ю.Л., Сарычев С.В., Скурятин В.И. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). Воронеж: Кварта, 2007. 210 с.

Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лобков Ю.Л., Елизаров С.Г., Беспалов Д.В. Динамика мироощущения подростков и юношей в изменяющейся России (на рубеже XX-XXI вв.) / Курск. гос. ун-т. Курск, 2010. 212 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.